рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Принятие конституции США. Билль о правах

Конституция 1787 года (с поправками) закрепляет личные свободы не столько в

общей сколько конкретизированной форме. Она предписывает рассматривать все

дела о преступлениях с участием присяжных заседателей, запрещает принимать

законы об опале (наказании без судебного разбирательства) и законы, имеющие

обратную силу. Конституция запрещает лишать гражданских прав членов семей

тех лиц, которые осуждены за государственную измену, исключает проверку

религиозных убеждений в качестве условия для занятия какой-либо

государственной должности. Билль о правах тоже исходит из концепции

естественных прав. Он устанавливает, что конгресс не должен издавать

законы, ограничивающие свободу слова, печати, собраний (мирных и без

оружия), право народа носить и хранить оружие, право обращаться к

правительству с петициями. Согласно Биллю о правах, обеспечивается свобода

совести, охрана личности, бумаг (документов, переписки и др.), имущества,

предусматривается суд присяжных не только по уголовным делам, но и по

определенной категории гражданских дел, право обвиняемого на защиту, право

отказываться от дачи показаний против самого себя. Не допускается двойное

наказание за одно и тоже преступление, запрещается требовать большой залог

по судебным делам, налагать чрезмерные штрафы, применять жестокие и

необычные наказания.

Государственным устройством США является федерация, субъектами

федерации – 50 штатов. Территория США включает также острова Пуэрто–Рико и

Гуам. Пуэрто-Рико считается «свободно присоединившемся государством», этот

остров – не член ООН. Население Пуэрто-Рико и Гуама избирает

законодательные собрания и губернаторов (как и штаты). Законы США имеют

здесь верховенство, но все эти территории (несубъекты федерации) не имеют

представительства в сенате, а в палату представителей они посылают только

по одному делегату с правом совещательного голоса. Не имея

представительства в федеральных органах, их жители не платят федеральных

налогов. В Пуэрто-Рико проводились референдумы по преобразованию острова в

штат, но его избиратели голосовали против. В прямом управлении США

находятся острова Восточное Самоа и Виргинские острова, имеющие статус

территории США. Там существует практически назначаемая администрация.

Особый статус имеет федеральный округ Колумбия. В отличие от других

названных территорий жители округа избирают трех выборщиков для участия в

выборах президента. Они посылают также одного делегата в нижнюю палату

конгресса с правом совещательного голоса, но законодательные полномочия в

отношении округа принадлежат конгрессу. Вашингтон – столица США,

находящаяся на территории округа, пользуется самоуправлением, население

избирает прямыми выборами городской совет и мэра. Штаты – это

государственные образования. Все они равноправны, не обладают

государственным суверенитетом и не имеют права выхода из США (это положение

было сформулировано Верховным судом США в связи с Гражданской войной 1861 –

1865 гг.). Однако они принимают свои конституции, которые должны

соответствовать конституции США (конституции штатов в отличие от

конституции США принимались неоднократно). Штаты вправе издавать свои

законы, обладают собственным гражданством. Их граждане равноправны на

территории всей федерации. Конституция запрещает штатам вступать в какие-

либо союзы, договоры и конфедерации, без согласия конгресса облагать

пошлинами импорт и экспорт, заключать соглашения с другим штатом или

иностранным государством, содержать в мирное время войска. Структура

органов штатов сходна со структурой федеральных органов. Законодательные

собрания, за исключением одного штата, двухпалатные, избираются на основе

всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Названия этих

палат также одинаковы: палата представителей и сенат. Срок их полномочий в

разных штатах колеблется от двух до четырех лет, ротация в сенате, как

правило не применяется. Главой исполнительной власти в штате является

губернатор, избираемый, как правило, на 2-4 года. Законы передаются на

подпись губернатору, который обладает правом отлагательного вето. Однако в

отличие от президента США губернатор не назначает всю администрацию штата.

Некоторые должностные лица могут избираться непосредственно гражданами. Но

и в этом случае губернатор координирует из деятельность и в какой-то мере

руководит ими. Конгресс может принимать в союз новые штаты, но не в праве

учреждать штаты в рамках существующих. Слияние штатов в один возможно

только при согласии конгресса и законодательных собраний штатов. Федерация

США – относительно централизовано. В соответствии с доктриной

дуалистического федерализма конституция разграничивает сферу исключительной

компетенции федерации и сферу исключительной компетенции штатов. Со

временем сфера компетенции федерации была расширена толкованиями Верховного

суда США на основе доктрины подразумеваемых в конституции полномочий.

Иногда штаты протестуют против этого, обращаясь в федеральные суды с исками

о вторжении в компетенцию штатов. С другой стороны, федерация ежегодно

предоставляет штатам значительные денежные субсидии, правда, на строго

определенные цели, проверяя их использование. Кроме того, в последние

десятилетия федерация, стремясь разгрузить федеральный бюджет передает

штатам многие полномочия по решению социальных вопросов.

Конституция США исходит из принципа разделения властей в его «жестком»

варианте. Статья I конституции посвящена законодательной власти (конгресс

США), статья II – исполнительной (президент), статья III – судебной

(преимущественно Верховному суду США). Стремление обеспечить их равновесие

осуществляется путем четкого разделения полномочий между органами

государства, установления системы сдержек и противовесов властей, их

взаимозависимости. Деятельность президента и Верховного суда осуществляется

на основе законов, принятых конгрессом, но с другой стороны, президент

имеет право отлагательного вето в отношении законов, а Верховный суд может

признать законы и акты президента неконституционными и тем самым

парализовать их действие. Президентская власть распространяется на

Верховный суд: президент назначает его членов, но при участии

законодательной власти, поскольку эти назначения подлежат назначению сената

(2/3 голосов). С помощью такой системы государственный механизм США

работает слаженно и эффективно на протяжении более двух веков, ему не

известны кризисы, симптомы превышения власти какой-либо её ветвью. Эта

эффективность во многом зависит от 2-х партийной системы, к которой

приспособлены выборы и всё функционирование государственного механизма.

Законодательная власть. Конгресс США состоит из 2-х палат: палаты

представителей и сената. Палата представителей избирается на два года в

составе 435 депутатов по одномандатным округам (обычно баллотируется 2

кандидата: от Демократической и Республиканской партий). Избранными могут

быть только граждане США, достигшие 25 лет, состоящие в гражданстве США не

менее 7 лет и проживающие в том штате, где они баллотируются по

избирательному округу. Сенаторы избираются сроком на шесть лет, по два от

каждого штата (обычно баллотируется список из 2-х лиц от Демократической и

такой же список от Республиканской партии), но действует принцип ротации:

треть сенаторов обновляется каждые 2 года (в самом первом составе сената

треть сенаторов избиралась на 2 года, ещё треть – на 4 года, так, чтобы

затем каждый сенатор оставался в этой должности 6 лет). Для избрания

сенатором необходимы 30 – летний возраст, состояние в гражданстве США не

менее 9-ти лет, проживание в штате, от которого он избирается. Депутаты и

сенаторы являются профессиональными парламентариями, не могут быть досрочно

отозваны избирателями. Их депутатский иммунитет ограничен: депутаты и

сенаторы пользуются неприкосновенностью только во время сессии, на пути на

сессию и обратно, но за измену, тяжкие уголовные преступления и нарушение

общественного порядка они могут быть арестованы и в этот период. Депутаты

пользуются оплачиваемыми командировками, бесплатным медицинским

обслуживанием, им оплачиваются почтовые, телефонные, канцелярские расходы,

пользование иными средствами коммуникаций. Конгрессмены получают

специальную пенсию размер которой зависит от стажа пребывания в конгрессе.

Каждая палата создает свои руководящие и внутренние органы. Заседаниями

нижней палаты руководит спикер (он всегда является представителем партии

большинства), в сенате председательствует вице-президент (в период

отсутствия вице-президента может быть выбран временный председатель из

фракции большинства). Спикер, как и в других странах англосаксонского

права, пользуется большими полномочиями: определяет повестку дня, назначает

членов согласительной комиссии при разногласиях палат, руководит

вспомогательным аппаратом палаты; он в праве применять меры взыскания к

депутатам и т.д. Однако голосует спикер только при равенстве голосов, тогда

его голос решающий. Председатель сената, напротив, существенных полномочий

не имеет. Обсуждения в сенате проходят на основе саморегулирования, в связи

с чем нередко применяется прием «флибустьерства» - путем бесконечных

выступлений «заговаривают» законопроект другой партии до окончания сессии,

а после ее окончания вся процедура прохождения законопроекта должна

начинаться сначала (лишь решением 2/3 сенаторов выступление можно

ограничить одним часом). Конгресс создает из своих членов различные

комитеты: постоянные объединенные комитеты обеих палат (по экономике,

налогообложению и др.); постоянные специализированные комитеты каждой из

палат, которые работают над законопроектами, организуют парламентские

слушания, контролируют деятельность администрации и т.д.; временные

специальные комитеты для расследования отдельных вопросов (чаще по

сообщениям прессы). У конгресса есть общие полномочия, которые могут быть

реализованы при согласованном решении обеих палат: только так может быть

принят закон, поскольку обе палаты равноправны и институт преодоления вето

верхней палаты нижней палатой в США отсутствует. С другой стороны, у каждой

палаты есть свои, специальные полномочия: например, палата представителей

может возбудить импичмент против федеральных должностных лиц, а сенат

ратифицирует международные договоры. Полномочия конгресса в конституции

изложены «в значительной мере прагматично, а иногда казуистично[5]». К

числу общих полномочий конгресса относятся полномочия: финансовые

(установление и взимание налогов, пошлин, решения о займах, об уплате

государственного долга, чеканки монеты, то есть регулирование денежного

обращения, определения стоимости денежных знаков США, установление

наказаний за подделку ценных бумаг и монет); в области экономики

(обеспечение благосостояния США, регулирование вопросов банкротства,

торговли с иностранными государствами и между штатами); в области обороны

(обеспечение обороны США, объявление войны, набор армии и флота и

установление правил управления ими) и т.д. В конституции говорится также и

о других полномочиях конгресса: издавать законы о приеме в гражданство,

создавать подчиненные Верховному суду федеральные суды, осуществлять

исключительные законодательные полномочия для особого района

местопребывания правительства и т.д. Ряд полномочий конгресса, записанных в

конституции (выдавать каперские свидетельства частным судам для захвата

неприятельских судов, свидетельства на право аналогичных репрессалий,

устанавливать правила для захватов на суше и на море), в настоящее время не

соответствуют международному праву и не осуществляются конгрессом.

Конституция устанавливает для конгресса и ряд запретов: запрещается

выдавать деньги из казны без соответствующего закона, присваивать

дворянские титулы, принимать законы об опале и с обратной силой; не могут

вводится налоги на предметы, вывозимые из штата; не должно оказываться

предпочтение портом одного штата перед портами другого штата. Главной

формой деятельности конгресса является законодательство. Законодательная

инициатива принадлежит только членам обеих палат. Президент вправе вносить

только законопроект только о бюджете. Члены палат, напротив, такого права

не имеют. Но на деле политика в области законодательства определяется

ежегодными посланиями президента конгрессу, а члены парламента не редко

вносят законопроекты по поручениям исполнительной власти.

Исполнительная власть. Согласно конституции исполнительную власть в

федерации осуществляет президент. Кабинет президента состоит из советников

президента и является совещательным органом. Под руководством президента

работают различные ведомства (например, Совет национальной безопасности).

Вице-президент (его кандидатура кандидатом в президенты и голосуется

одновременно с кандидатурой президента от соответствующей партии)

существенных полномочий не имеет. Он замещает президента,

председательствует в сенате и выполняет отдельные поручения президента.

Президент и вице-президент США избираются косвенным путем – выборщиками

сроком на 4 года. Одно и то же лицо не может быть избранно президентом

более двух раз. Правда, Ф. Рузвельт был избран президентом трижды, но такая

поправка к конституции, введенная специально для него, затем была отменена.

Конституция устанавливает, что президент обеспечивает выполнение законов и

определяет полномочия всех должностных лиц федерации. Президент

представляет государство внутри страны и в международных отношениях, вправе

заключать международные договоры; он является главнокомандующим

вооруженными силами и национальной гвардией. Президент обращается к

конгрессу с ежегодными посланиями о положении страны и рекомендует принятие

определенных законов, созывает конгресс на чрезвычайную сессию и др.

Президент назначает высших должностных лиц, послов, федеральных судей и

т.д. с согласия сената (достаточно простого большинства в сенате).

Президент несет ответственность за подготовку и исполнение государственного

бюджета, представляет соответствующие документы конгрессу. Он имеет право

помилования, отсрочки приговоров, награждает медалями. Президент США

политической ответственности перед конгрессом не несет, но он может быть

отстранен им от должности в порядке импичмента, если будет признан виновным

в измене, взяточничестве, других тяжких преступлениях. Конституция не

упоминает о возможности отставки президента, но однажды она имела место

(президент США Р. Никсон подал в отставку в 1974 году, не дожидаясь

угрожавшего ему импичмента в связи с делом о прослушивании телефонных

разговоров политических противников, нарушающем конституционный принцип

тайны коммуникаций).

Судебная власть. В США самое большое в мире число юристов на душу

населения, а в среднем в год бывает 25 миллионов судебных процессов. Здесь

существует две судебные системы: федеральная система и судебная система

штатов. Главную роль в судебной системе США играет Верховный суд США. Он

состоит из 9 членов, включая председателя, которые назначаются президентом

США с согласия сената. Верховный суд служит первой инстанцией по делам, где

стороной являются дипломаты являются дипломаты иностранных государств или

штат, но в основном он выступает как апелляционная инстанция с элементами

кассации. С 1803 года Верховный суд осуществляет конституционный контроль,

будучи последней и решающей инстанцией по данному вопросу. Конституции США

институт судебного конституционного контроля неизвестен, он оформился на

основе судебного прецедента. Верховный суд толкует конституцию США,

проверяет конституционность законов США и штатов, проверяет законность

нормативных актов исполнительной власти. Верховный суд США осуществляет

только последующий судебный контроль и лишь в связи с рассмотрением

конкретного судебного дела, а не в виде особого иска о конституционности.

Закон, признанный не конституционным, формально судом не отменяется (суд не

имеет такого права), остается в сборниках законов, но не применяется

судами, то есть лишается юридической зашиты. Суды штатов могут

рассматривать дела как по законам штатов, так и по федеральным законам.

Судебные системы штатов весьма разнообразны. Есть общие суды, мировые

судьи, полицейские суды (по уголовным делам), много различных специальных

судов – по делам несовершеннолетних, по трудовым спорам; в прибрежных

штатах – морские суды и т.д. Суды формируются по-разному: судьи избираются

населением, назначаются мэрами городов, муниципальными властями,

председателями вышестоящих судов. Список присяжных заседателей обычно

составляется муниципальными органами при участии различных объединений

граждан, а для рассмотрения конкретного дела присяжные определяются по

жребию. В делах, связанных с вопросами национальных меньшинств, присяжные

подбираются особенно тщательно, часто путем согласований различных

объединений и судебных инстанций.

Конституция США – жесткая конституция. Поправки к ней могут быть

приняты 2/3 членов обеих палат высшего законодательного органа – конгресса

– либо специальным конвентом, созванным по инициативе 2/3 штатов (случаев

такого созыва не было). Они подлежат ратификации законодательными

собраниями 3/4 штатов, либо 3/4 конвента штатов, созванных по решению

федерального конгресса. В результате этих сложностей за два с половиной

столетия, как отмечалось, принято лишь 27 поправок (было предложено более 5

тысяч поправок, конгресс принял около 40 из них, необходимое большинство

штатов ратифицировало 27).

Конституция США представляет собой противоречивый документ. С одной

стороны она имела исторически ограниченный характер[6], связанный с

условиями её времени, и реакционные черты, обусловленные интересами

правящих кругов, в основном плантаторов – рабовладельцев южных штатов и

крупных предпринимателей Севера. В соответствии с представлениями того

времени конституция ограничивалась регулированием отношений государственной

власти и человека (но преимущественно в судебной сфере и в рамках личных

прав гражданина), а также установлением структуры и взаимоотношений высших

органов государства. В тексте конституции не было статей о политических и

социально экономических правах личности. Вместе с тем конституция США –

безусловно прогрессивный документ, который оказал влияние на конституции

многих стран мира. Конституция США – первая писаная конституция. Она

закрепила образование суверенного федеративного государства, происшедшее в

результате освободительной борьбы народа против британской короны,

провозгласила принцип народного суверенитета, определила демократические

принципы организации государственности (представительное правление,

разделение властей и др.), установила, что федеральное право имеет

приоритет над правом штатов. Под влиянием этой конституции в мире стала

распространяться доктрина конституционализма.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виноградов В.Н., Гусева Н.М., Зверев А.М., Шпотов Б.М. «Новая история

стран Европы и Америки. Первый период», изд-во «Высшая

школа», 1998г., г. Москва, 415с.

2. Согрин В.В. «Идеология в американской истории от отцов-основателей до

конца XX века», изд-во «Наука», 1995г., г. Москва, 237с.

3. Чиркин В.Е. «Конституционное право зарубежных стран», изд-во «Юристъ»,

1999г., г. Москва, 566с.

-----------------------

[1] 1, с. 238

[2] 2, с. 18

[3] 2, с. 32

[4] 2, с. 32

[5] 3, с. 336

[6] 3, с. 323

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.