рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Принципы права

Принципы права

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Понятие и роль принципов права. 5

Глава 2. Классификация принципов права. 12

2.1. Общеправовые принципы. 12

2.2. Межотраслевые и отраслевые принципы права. 21

Заключение 25

Введение

В основе любой осознанной деятельности человека лежат определенные

принципы. Смысловое значение слова “принцип” в русском языке - “руководящее

начало” или “основополагающая идея”. Законодательство, будучи социальным

явлением, создаваемым людьми с целью юридического закрепления нормативно-

правовых предписаний, направленных на урегулирование общественных

отношений, также основано на определенных принципах.

В юридической литературе предметом научного исследования обычно

становятся принципы права. Например, С.С. Алексеев под принципами права

понимает выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала,

характеризующие его создание, его основы, закрепленные в нем закономерности

общественной жизни[1]. Заметим, что эта проблема в юридической литературе

достаточно хорошо исследована.

Принципы права представляют собой основные идеи, исходные положения или

ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования.

Отражаясь, прежде всего в нормах права, принципы пронизывают всю

правовую жизнь общества, всю систему страны. Они характеризуют не только

сущность, но и содержание права, отражают не только его внутреннее

строение, статику, но и весь процесс его применения, его динамику. Принципы

права оказывают огромное влияние на весь процесс подготовки нормативных

актов, их издания, установления гарантий соблюдения правовых требований.

Принципы права выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на

основе которой покоятся и реализуются не только нормы, институты или

отрасли, но и вся его система. Принципы служат основным ориентиром всей

правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности

государственных органов. От степени их соблюдения в прямой зависимости

находится уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой

системы. Имея общеобязательный характер, принципы права способствуют

укреплению внутреннего единства и взаимодействия различных его отраслей и

институтов, правовых норм и правовых отношений, субъективного и

объективного права.

В этом мы видим актуальность данного вопроса.

Принципы права не являются произвольными по своему характеру, а

объективно обусловлены экономическим, социальным, политическим строем

общества, существующим в той или иной стране, социально-классовой природой

государства и права, характером господствующего в стране политического и

государственного режимов, основными принципами построения и

функционирования политической системы того или иного общества.

Целью нашего исследования является изучение принципов права.

Для достижения данной цели мы поставили следующие задачи:

. Анализ понятия принципов права и их роли;

. Изучение их видов в соответствии с предложенной классификацией.

Глава 1. Понятие и роль принципов права.

Понятие принципов права является одной из актуальных проблем

современной юридической науки. И это не случайно, так как именно в

принципах права наиболее ярко отражена его сущность во всем многообразии

составляющих ее сторон и закономерностей. Кроме того, важность данной

проблемы определяется тем, что сложившееся в отечественной науке

представление о принципах сформировалось в основном на базе

узконормативного правопонимания и имеет существенные недостатки. Во-первых,

под принципами права обычно подразумевают лишь те основополагающие идеи,

которые получили официальное закрепление в нормах законодательства.

Логическим следствием стали утверждения, что принципы могут обнаруживаться

только в содержании указанных норм и к их числу нельзя отнести руководящие

идеи правосознания, получившие общественное признание и реализуемые в

правоотношениях, но не зафиксированные в нормативно-правовых актах. Другим

негативным моментом является сужение значимости принципов и ограничение

сферы их действия рамками правотворчества и правоприменения, причем в

правотворчестве им отводится роль теоретической базы, определяющей

содержание конкретных норм, а в правоприменении их функция ограничивается

лишь потребностью в толковании все тех же норм[2].

По существу, руководящие положения при таком подходе низводятся до

вспомогательных элементов, предназначенных исключительно для обслуживания

нужд, связанных с созданием и использованием нормативного массива и не

приспособленных для непосредственного регулирования общественных отношений.

Отсюда вытекает и их характеристика в качестве определенных требований к

системе юридических норм, а не к реальному поведению субъектов

правоотношений. Но, как известно, требования можно адресовать только людям,

а не абстрактным правилам поведения.

Исследование принципов не может ограничиваться формально-юридическими

вопросами. Нормы права - это лишь одна из абстрактных форм его бытия, к

которым принадлежит и правосознание. Конкретным проявлением права, главным

свидетельством его существования выступают не они, а правоотношения.

Поэтому, не отрицая значимости воплощения принципов в содержании

юридических норм и их законодательной фиксации, нельзя оставить без

внимания их связей с правосознанием и правоотношениями.

Сложное многогранное содержание права, которое не может быть сведено к

законодательству, требует комплексного подхода к его принципам. Такой

подход предполагает их анализ в нескольких аспектах, условно обозначенных

как генетический, гносеологический, онтологический и функциональный. При

этом термины “принципы права”'', “юридические принципы”, “основополагающие

идеи”, “отправные начала”, “руководящие положения” используются как

синонимы.

Генетическая характеристика принципов права заключается в рассмотрении

детерминированности их содержания объективными социальными

закономерностями. Согласно материалистическому пониманию отправных начал

они являются отражением важнейших сторон практической деятельности

субъектов общественных отношений. “Не природа и общество сообразуются с

принципами, а наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они

соответствуют природе и истории”. Основополагающие идеи права выступают не

произвольными конструкциями человеческого разума, а особой формой выражения

объективных социальных закономерностей. Фиксируя в своем содержании

необходимые и существенные связи, имеющиеся в обществе и в праве, они

позволяют установить такой порядок общественных отношений, который в

наибольшей степени способствует их упрочению и развитию[3].

В принципах права отображаются социальные закономерности двух видов:

распространяющие свое действие на общество в целом и свойственные только

праву как особому регулятору человеческого поведения. Первые отражаются в

содержании руководящих положений, получивших название общесоциальных

(социально-политических) принципов. В них сконцентрированы существенные

черты общественных отношений, являющихся предметом правового воздействия.

Важнейшей особенностью этих отношений является то, что существовать и

нормально развиваться они могут лишь в правовой форме (например, отношения

собственности и политической власти). Общесоциальными началами современного

права выступают принципы разделения властей, защиты собственности,

демократизма, гуманизма и др. В них выражаются экономические, политические,

нравственные устои существующего общественного строя.

Социальные закономерности, присущие только праву, преломляются в

содержании другой группы принципов, именуемых специально-юридическими. Они

выражают особенности правового регулирования, показывают его отличие от

иных социальных регуляторов, а потому могут быть определены как принципы

правового регулирования. К ним относятся принципы свободы, справедливости,

юридического равенства, ответственности за вину, единства юридических прав

и обязанностей, законности, единства объективного и субъективного права,

государственной гарантированности[4].

Общесоциальные и специально-юридические начала права могут действовать

эффективно лишь во взаимодействии друг с другом, так как только в этом

случае происходит надлежащее согласование существенных свойств объекта

регулирования и его регулятора.

Гносеологический аспект исследования принципов обусловлен их

идеологичностью, детерминированностью не только объективными социальными

закономерностями, но и абстрагирующей деятельностью сознания человека,

творческой активностью его разума. Содержание руководящих положений

напрямую зависит от способности юридического мышления проникнуть в сущность

общественных процессов, выявить здесь главное, необходимое, основное.

Полученные результаты формулируются в виде фундаментальных правовых

понятий, которыми и становятся в гносеологическом плане юридические

принципы.

Безусловно, необходимые и существенные стороны и связи социальной

действительности в определенной степени отражаются и конкретными нормами

права. В противном случае последние утратили бы способность положительно

воздействовать на общественные отношения. Однако в отличие от принципов

существенное представлено в них в неразрывном единстве с несущественным,

главное - с второстепенным, необходимое - со случайным. К тому же

конкретные юридические нормы по воле законодателя могут являться

сознательным искажением объективных социальных закономерностей, как это

произошло, например, со свободой труда в бывшем советском законодательстве,

нивелированной установлением обязанности трудиться, обеспеченной мерами

административного и уголовного принуждения. Специфика же основополагающих

идей права как гносеологических феноменов проявляется именно в том, что они

наиболее правильно, адекватно, без умышленных искажений выражают

необходимое и существенное в социальной действительности в соответствии с

достигнутым в обществе на данный момент уровнем ее познания.

Другой отличительной чертой руководящих положений в гносеологическом

плане по сравнению с конкретными юридическими нормами выступает значительно

большая их зависимость от состояния правовых знаний. Они возникают лишь на

определенном этапе правогенеза, непосредственно связанном с появлением

развитого юридического мышления, в то время как конкретные нормы права

возникали и во многих случаях продолжают и сегодня зарождаться стихийно, в

ходе повседневной практической деятельности людей. Исторически принципы

права появились значительно позже иных его норм, первоначально

существовавших в виде юридических обычаев и не содержавших теоретических

обобщений социальных процессов на уровне их сущности. «От фактического к

нормативному - вот процесс, вот линия развития, в рамках которых

формируется право и результатом которых являются нормы». Вследствие этого

для обычая как для нормативности, формировавшейся стихийно, норма служит

характеристикой фактического положения вещей, а не является абстрактным

эталоном поведения. Типизацией и абстрагированием отличался позднейший

период правогенеза, примером чего может служить уголовное право, где

вначале сформировалась особенная часть и лишь после этого и много позднее

общая часть, включавшая в себя его принципы[5].

Переход от казуальной к абстрактной форме правового регулирования

вызывается не только развитием человеческого мышления, но и движением,

изменением общественных отношений. Они достигают такой ступени прогресса,

на которой возникает объективная потребность в их упорядочении на основе

фундаментальных руководящих положений, поскольку стихийный процесс

возникновения юридических норм уже не позволяет достичь необходимого

правового воздействия - оно малоэффективно, связано с дополнительными,

зачастую излишними затратами сил и средств. Принципы права позволяют

придать правовому регулированию научность и значительно повысить его

результативность. Обладая высшей степенью абстрактности по сравнению с

конкретными юридическими нормами, они способствуют юридическому закреплению

не только того, что уже сложилось в социальных отношениях, но и направляют

правовое регулирование ``вперед'', дают государству возможность сознательно

и планомерно воздействовать на деятельность людей. Поэтому отправные

начала, являясь закономерным результатом социального прогресса, в силу их

гносеологических особенностей становятся атрибутом лишь достаточно развитых

правовых систем.

Гносеологический аспект руководящих положений нельзя абсолютизировать,

отождествляя их с понятиями науки, элементами теории. Познавательный момент

подчинен в них главной функции - регулятивной, в связи с чем они обладают

рядом особенностей, обусловленных общеобязательностью и иными свойствами

права, фиксацией в юридических предписаниях и воплощением в

правоотношениях. Рассмотрение данной стороны принципов позволяет дать их

онтологическую характеристику, предусматривающую выявление основных форм их

бытия[6].

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации

общепризнанные принципы международного права являются составной частью

правовой системы России, принципами российского права. Общепризнанность же

отправных начал международного права не означает их обязательного

закрепления в международных договорах и иных формальных источниках

юридических норм. Кроме того, законодательная, в том числе и

конституционная, фиксация руководящего положения еще не означает его

окончательного перехода из сферы правосознания в практическую плоскость.

Если оно масштабно игнорируется субъектами, к которым обращено, то

принципом права в полной мере назвать его еще нельзя, поскольку отсутствует

элемент его общего признания в качестве такового в правоотношениях.

Можно сделать вывод о том, что принципами права являются не только те,

которые закреплены в законодательстве и иных источниках правовых норм, но и

основополагающие идеи правосознания, получившие общее признание в

деятельности органов правосудия, иных субъектов внутригосударственного и

международного права, несмотря на отсутствие их формальной фиксации в

объективном праве.

Функциональный аспект характеристики отправных начал раскрывает их

практическое предназначение. Можно констатировать наличие у них двух

функций: внутренней и внешней. Внутренняя состоит в воздействии на систему

юридических норм, обеспечивающем ее непротиворечивость и согласованность.

Все нормативные предписания должны логически вытекать из содержания

принципов и точно им соответствовать. Это позволяет осуществлять правовое

регулирование на единых началах и обеспечить его максимальную

эффективность. Реализуя внутреннюю функцию, руководящие положения

обслуживают нормативный массив, и их воздействие на общественные отношения

происходит опосредованно - через определяемые ими конкретные юридические

нормы[7].

Внешняя функция принципов права заключается в непосредственном

регулировании поведения субъектов общественных отношений. Причем она не

ограничивается только рамками правоприменения при пробелах в

законодательстве или при противоречии отправным началам его конкретных

норм. Непосредственное регулятивное воздействие проявляется и тогда, когда

у субъектов имеется возможность реализовать требования принципов, не

прибегая к правоприменению.

Глава 2. Классификация принципов права.

2.1. Общеправовые принципы.

Принципы права - это исходные, определяющие идеи, положения,

установки, которые составляют нравственную и организационную основу

возникновения, развития и функционирования права. Принципы права есть то,

на чем основаны формирование, динамика и действие права, что позволяет

определить природу данного права как демократического или, напротив,

тоталитарного.

С одной стороны, принципы права отражают его объективные свойства,

обусловленные закономерностями развития данного общества, всей гаммой

исторически присущих ему интересов, потребностей, противоречий и

компромиссов различных классов, групп и слоев населения. С другой стороны,

в принципах права воплощается его субъективное восприятие членами общества,

их нравственные и правовые взгляды, чувства, требования, выражаемые в

различных учениях, теориях, направлениях правопонимания. Поэтому принципы

права должны рассматриваться с учетом, как единства, так и особенностей

обеих отмеченных сторон, с позиций сложившегося в юридической и философской

науках общего представления об объективном и субъективном в праве[8].

Принципы права выражают главное, основное в праве, тенденции его

развития, то, на что право должно быть ориентировано, устремлено. В

сравнении с правовыми нормами, соответствующими той или иной эпохе,

определенному историческому периоду, принципы права отличаются большей

устойчивостью, остаются неизменными в течение длительного времени[9].

В юридической науке сложилось деление принципов права на общие

(общеправовые), межотраслевые и отраслевые.

Общие принципы права характеризуются тем, что относятся к праву в

целом, распространяются на все его отрасли, объединяют и как бы цементируют

их, способствуют единству и стабильности действующей системы права.

Вопрос об общеправовых принципах поднимался в отечественной правовой

науке начиная с 40-50-х годов. Однако его разработка с тех нор по существу

мало продвинулась вперед, если не считать замену некоторых принципов,

связанных со спецификой существования советского прошлого (закрепление

политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, закрепление

общественной собственности на средства производства; закрепление

руководящей роли Коммунистической партии, пролетарский интернационализм и

т. д.), на принципы, отражающие условия развития современного российского

общества. При этом наряду с объективной обусловленностью в выявлении

общеправовых принципов значительная роль принадлежит субъективному фактору.

В результате в подходе к отбору принципов права сложился определенный

стереотип. Особенно наглядно он ощущается в учебной литературе, где от

учебника к учебнику по теории государства и права различными авторами в

качестве общеправовых принципов называются демократизм, гуманизм,

социальная справедливость, законность и т. д[10].

Разумеется, в том нет какой-либо крамолы, ибо данные принципы

действительно важны и в самом деле существуют. Недостаток же такого подхода

видится в известном упрощении вопроса об общеправовых принципах, в том, что

его рассмотрение сводится в основном к перечислению этих принципов без

обоснования их системы, без опоры на определенную концептуальную основу их

выделения. Поэтому представляется необходимым внести в исследование этого

вопроса новый момент, основанный на признании концепции единства и

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.