рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Принципы гсударственной службы

владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и

отвечающие требованиям, установленным Федеральным законом «Об основах

государственной службы РФ». Положение о федеральной государственной службе

определяет, что право поступления на федеральную государственную службу

имеют граждане России, достигшие 18 лет, но не старше 60 лет, если иное не

установлено законом. При поступлении на государственную службу, а также при

ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или

косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы,

национальности, языка, социального происхождения, имущественного и

должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия

гражданства субъектов РФ, отношения к религии, убеждений, принадлежности к

общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном

Конституцией РФ и федеральным законом, а равно других обстоятельств для

граждан, профессиональная подготовленность и способности отвечают

требованиям соответствующей гос. должности.

Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на

государственной службе в случаях: признания его недееспособным или

ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; лишения

е его судом права занимать государственные должности гос. службы в течение

определенного срока; Наличия в соответствии с заключением медицинского

учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных

обязанностей; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к

сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну,

если исполнение должностных обязанностей по государственной должности

государственной службы, на которую претендует гражданин, связано с

использованием таких сведений; наличия близкого родства или свойства

(родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители

и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба

связана с непосредственной подчиненностью или непосредственной

подконтрольностью одного из них другому; наличия гражданства иностранного

государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе

урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями; отказа от

представления сведений, предусмотренных ст. 12 Федерального закона «Об

основах государственной службы РФ».

Принцип внепартийности государственной службы, отделения религиозных

объединений от государства. В соответствии с Конституцией РФ Федеральный

закон «Об основах государственной службы РФ», а также Положение о

федеральной государственной службе такой принцип предусматривают впервые. В

государственных органах не могут образовываться структуры политических

партий, религиозных, общественных

объединений, за исключением профессиональных союзов. Государственные

служащие руководствуются законодательством Российской Федерации и не

связаны при исполнении должностных обязанностей решениями партий,

политических движений, общественных объединений. Принцип внепартийности

государственной службы (политического нейтралитета государственных

служащих) означает, с одной стороны, запрет отбора кадров для

государственной службы по их политическим взглядам, а с другой стороны —

обязанность государственных служащих в рамках своих полномочий оставаться

вне политических пристрастий и убеждений.

Главным ориентиром деятельности государственного служащего должны быть

общественные (следовательно и государственные) интересы; служащие не могут

принимать участие в политической деятельности(в непосредственном понимании

этого термина) при исполнении ими своих должностных обязанностей; они

обязаны нейтрально относиться к политической борьбе различных партий и

движений. Всё, что связывает гос. служащего с политикой должно признаваться

его частным делом, несовместимым с гос. службой.

Рассматривая принцип внепартийности государственной службы, не обойтись

без краткого анализа такого явления, как многопартийная система, включающая

в себя политические партии, объединения и движения, поскольку они участвуют

в выработке и реализации управленческой (административно-политической)

политики. Партийное влияние на определение стратегии и тактики

управленческой деятельности государства является очевидным фактом

современной государственно-политической жизни. Прежние советские

конституции и конституции РСФСР устанавливали такой принцип, как

руководящая роль КПСС в организации системы управления. Действующая

Конституция РФ, закрепляя многопартийную систему, дает возможность говорить

о влиянии политических партии на организацию и функционирование как самой

государственной власти, так и осуществляющих ее функции органов и

государственных служащих.

После путча 19 — 21 августа 1991 г. в России появилось около двух

десятков новых партий, движений и коалиций, при чем не только среди

демократов, но и среди вчерашних оппонентов. На базе одной лишь КПСС за

короткое время было образовано

восемь партий в той или иной форме проповедующих верность социалистической

идее. В выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской

Федерации в декабре 1995 г. участвовало 43 избирательных блока,

политических партий, движений и объединений. В настоящее время, когда

старые общественные структуры и связи (система экономических отношений,

система государственного управления, социальная структура общества и т.д.)

дезинтегрированы либо полностью разрушены, а новые только складываются,

можно считать закономерным, что размываются прежние социально-политические

основы формирования политических партий. Поэтому партии этого периода, как

правило, обречены на неустойчивость, и можно сказать, что практически все

политические партии находятся в стадии становления. Мнение о том, что в

России сложилась многопартийная система, поскольку список

зарегистрированных партий достаточно велик, вряд ли обоснованно.

Многопартийность — это не просто множество политических партий; это

определенным образом

организованное единство, где составляющие его элементы тесно взаимосвязаны

и взаимодействуют. Многопартийность как систему характеризуют следующие

признаки:

1) наличие группы сравнительно устойчивых и влиятельных

политических партий, которые находятся в постоянном взаимодействии между

собой и с государственными структурами по поводу осуществления

государственной власти;

2) соблюдение всеми партиями правил и приемов политической деятельности;

3) наличие определенной политической основы толерантного межпартийного

взаимодействия на базе принципиального согласия относительно

фундаментальных общественных ценностей— формы собственности, типа

общественного устройства, прав человека и т.д.;

4) законодательное установление правового положения политических партии.

Во многих западных государствах на уровне центральной государственной

власти правящими (т.е. находящимися у власти) являются одни партии, а в

округах, городах или общинах правящими являются другие, оппозиционные им

партии. Например, уже в течение длительного времени в ФРГ правящей партией

является ХДС-ХСС, а во многих землях и отдельных городах— социал-демократы

(Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд-Пфальц и др.).

Анализируемый принцип государственной службы содержит в своем составе

положение об отделении религиозных организаций от государства, которое

является одним из признаков современного правового государства. Светский

характер государства Российская Федерация заключается в отсутствии стоящей

над государственной властью церковной иерархии. Этот принцип проявляется

также в гражданском характере правосудия, в государственной регистрации

актов гражданского состояния, в отсутствии у государственных служащих

обязанностей исповедовать определенную религию, а также в гражданском

статусе верующих, поскольку согласно ст6 Закона «о свободе вероисповеданий»

граждане РФ равны перед законом во всех областях гражданской, политической,

экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к

религии. Указание в официальных документах на отношение к религии не

допускается. Государство, его органы и должностные лица не должны

вмешиваться в законную деятельность религиозных объединений и не поручают

им выполнение каких-либо государственных функций. В свою очередь,

религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства и в

осуществляемую государственными служащими деятельность.

Принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых

вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их

полномочий и в соответствии с законодательством РФ. Другое его название —

принцип подконтрольности и подотчетности государственных органов и

деятельности государственных служащих. В системе государственной службы

должны работать механизмы контроля за деятельностью чиновников, ибо

контроль, по сути, одна из основных функций государственного управления.

Надзорные органы должны также обеспечивать законность в деятельности

государственных служащих. Этот принцип определяет следующие важнейшие

положения:

во-первых, принятые вышестоящими государственными органами и руководителями

решения обязательны для исполнения нижестоящими государственными служащими;

во-вторых, эти решения должны быть законными т.е. принятыми специальными

субъектами в пределах их компетенции и полномочий; в-третьих не должны

противоречить законам. Данный принцип способствует т обеспечению нормальной

деятельности государственных органов (государственной администрации) с

учетом построения всего государственного аппарата на традиционных принципах

организации управления: иерархичность структуры государственной

администрации и государственных органов; разделение компетенции

государственных органов и полномочии государственных служащих, четкое

определение их в специальных законах, положениях и инструкциях;

фиксирование полномочий, прав, обязанностей и ответственности

государственных служащих; их взаимосвязь отраслевого и межотраслевого начал

в государственном управлении, а также учет территориальных факторов;

сочетание коллегиальности и единоначалия; построение системы управления при

сочетании линейных и функциональных начал. Государственный аппарат

достаточно сложно структурирован и состоит из государственных должностей,

структурных подразделений и других административных образований. Отсутствие

принципа обязательности для государственных служащих решений, принятых

вышестоящими государственными органами и руководителями, может породить в

системе управления хаос, безответственность чиновников, злоупотребления по

службе и т.п.

Государственный служащий несет ответственность за правомерность своих

действий. При сомнениях в правомерности полученного для исполнения

распоряжения он должен незамедлительно сообщить об этом в письменной форме

своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему

распоряжение, и вышестоящему руководителю. В случае если вышестоящий по

должности руководитель, а в его отсутствие Руководитель, издавший

распоряжение, письменно подтверждает указанное распоряжение, то

государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев,

когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым

деянием. Ответственность за последствия исполнения государственным служащим

неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение

руководитель.

Принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной

службе. Согласно этому принципу едиными (т.е.одинаковыми) должны быть все

установленные в законодательных актах требования как к государственной

службе, так и к

государственному служащему: к организации государственной службы,

поступлению на государственную службу, квалификационные требования к

служащим, требования к выполнению ими своих должностных обязанностей,

проведению аттестации государственных служащих, применению к ним мер

дисциплинарной ответственности повышению квалификации конкурсу и т.д.

Законодатель, устанавливая, например, принцип равного доступа на

государственную службу, определяет единые требования, касающиеся

способностей и профессиональной подготовки служащих. Единые требования

устанавливаются также и к соответствующим видам государственных должностей

государственной службы. Например, гражданам, претендующим на ведущие и

старшие государственные должности государственной службы, необходимо иметь

высшее профессиональное образование по специальности «государственное

управление» либо по специализации государственных должностей

государственной службы или образование, считающееся равноценным. Различные

требования к государственным должностям государственной службы могут

устанавливаться федеральными законами и законами субъектов РФ, а также

нормативными актами государственных органов — в отношении государственных

служащих этих органов. Единство основных требований, предъявляемых к

государственной службе, обеспечивает государственному служащему равные

возможности для осуществления должностных обязанностей, способствует

укреплению справедливости и хорошего морального климата в государственных

органах, а также качественному исполнению служебных функций. Принцип

профессионализма и компетентности государственных служащих. Профессия

является родом деятельности, занятий человека, который владеет комплексом

специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате

углубленной общей и специальной подготовки, а также опыта работы.

Профессионализм представляет собой глубокое и всестороннее знание и

владение практическими навыками определенной области общественно полезной

деятельности. В специальной литературе отмечается, что объектами

общественно полезной деятельности людей могут быть как явления природы и

техники (естественнонаучные явления), так и различные сферы деятельности

самих людей. Что касается государственных лежащих, то их профессионализм

предполагает прежде всего знание (наличие образования) особенностей

соответствующей управляемой сферы: врач — системы управления

здравоохранением, педагог — системы управления народным образованием, Юрист

— правовой службы в любой отрасли управления и т.д.[8] Государственные и

муниципальные служащие обязаны иметь также определенную подготовку в

области теории управления, конституционного, административного и других

отраслей права, которые напрямую относятся к сфере их профессиональной

деятельности. Рассматриваемый принцип заключается, во-первых, в том, что

государственный служащий исполняет должностные обязанности на

профессиональной основе, т.е. выполняет основную работу, за которую он

получает денежное содержание (должностной оклад, заработную плату).

Поскольку государственные должности государственной службы подразделяются

по специализациям, то у государственного служащего для исполнения

обязанностей по государственной должности государственной службы

предусматривается наличие одной специализации соответствующего

профессионального образования. Профессионализм государственного служащего

призван обеспечивать стабильность государственной службы, качественное

выполнение функций, постоянную его готовность к сложным заданиям,

возможность улучшения своих профессиональных качеств и т.п. Во-вторых,

государственный служащий должен быть компетентным сотрудником, т. е.

качественно осуществлять свои полномочия.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих

является ведущим началом при организации и функционировании государственной

службы. Это не только одно из основных требований, определяющих

формирование и практическую деятельность персонала, но и необходимое

правовое условие, без выполнения которого невозможно получение права на

осуществление должностных полномочий. Принцип профессионализма и

компетентности государственных служащих характеризуется следующими общими

признаками: компетентность государственных служащих — знание ими дела,

наличие необходимого профессионального образования, навыков в работе,

изучение и освоение передового опыта; систематическое качественное

выполнение служащими различных операций, принятие решений, стабильность

служебных отношений, ощущение устойчивости служебной деятельности, пользы и

качественности выполняемой работы; сменяемость работников аппарата, что

обеспечивает динамизм в системе государственной службы, приток в нее новых

идей, совершенствование методов управления, более широкую связь с

населением, пресечение застоя, консерватизма, бюрократизма, снижения

чувства ответственности; сочетание сменяемости управленческого персонала с

устойчивостью квалифицированных, добросовестных, инициативных работников,

своевременным повышением их в должности либо перемещением на иные

ответственные участки управленческой деятельности с учетом желания,

квалификации и имеющегося опыта; сочетание в аппарате государственных

органов молодых государственных служащих и специалистов, передающих им свой

опыт и навыки.

Профессионализм государственных служащих можно понимать как в широком,

так и в узком смысле. В первом случае речь идет о необходимости получения

общего профессионального образования, позволяющего выполнять не только

узкоспециальные функции, но и общие функции управления. Во втором случае

предполагается качественное выполнение именно специальных функций и задач,

характерных для конкретного вида государственной деятельности, отрасли или

сферы управления. Некоторые категории государственных служащих должны

обладать как общей, так и специальной профессиональной подготовкой.

Например, учитывая сложный многоотраслевой характер таможенного дела,

служащие таможенных органов должны иметь как общую, так и специальную

подготовку. В первую очередь это касается сотрудников собственно таможенных

органов, а также учреждений, которые наиболее близки к ним (например,

таможенные лаборатории), без помощи которых деятельность таможенных органов

не может быть эффективной. Служащие таможенных органов должны также

обладать знаниями и практическими навыками в области внешнеэкономической

деятельности. Они должны ориентироваться и в соответствующем правовом

материале, т.е. знать административно-правовые и административно-

процессуальные аспекты регулирования и осуществления таможенного дела,

уголовно правовые и уголовно-процессуальные нормы, а также некоторые

аспекты других отраслей права: финансового; трудового, банковского,

международного, валютного[9] . Требования, предъявляемые в современных

условиях к уровню профессиональной подготовки государственных служащих,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.