рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Причины, закономерности и формы возникновения государства и права

многих тысячелетий.

Вместе с тем необходимо отметить, что широкое распространение и

использование приобретают в таких обществах и регулятивные начала,

формировавшиеся в ходе самоорганизации человечества. Эта регуляция

обеспечивает существование и существенное воспроизводство конкретных общин,

кланов, групп. Это правило смягчения агрессивных столкновений между

группами, организации семейно – брачных отношений, закрепление

половозрастного деления, взаимопомощи, организации совместных охот,

рыболовного промысла, распределение пищи, нормы функционирования

потестарных органов управления, процедуры решения споров и т. п. . Эти

регулятивные начала осуществляются в разных формах, но суть их одна: они

направлены на поддержание присваивающих экономик, на гармоничное

сосуществование человека в природной среде, на воспроизводство его как

биологического вида.

Отметим сразу, что в производящем хозяйстве дело обстояло совершенно

иначе. К IV – III тыс. до н. э. самоорганизационные процессы взаимодействия

человека и природы, поддержание равенства между ними, сменяются

сознательным процессом регулирования организации сельскохозяйственного

производства, ремесла, скотоводства и т. п..

Как отмечалось выше, на этом этапе происходит усложнение организации

производства, появляются новые управленческие функции, происходит

становление подлинно трудовой деятельности, ее нового типа, связанного с

производством пищи. Возникает необходимость регламентировать

сельскохозяйственное производство, хранение, распределение и обмен

прибавочного продукта и возникающих на этой основе отношений собственности.

Появляется объективная необходимость нормировать, а следовательно, и

учитывать, трудовой вклад каждого члена общества, результаты его труда, его

участие в создании общественных фондов, выдачи ему из общественных фондов

без такого нормирования и учета общества производящей экономики попросту не

смогли бы существовать.

Эта экономика объективно ведет к дальнейшему разделению труда.

Половозрастное деление, хотя и сохраняет свое значение, но и дополняется

уже иным, социальным, классовым делением. Появляется тот самый особый слой

людей, выделившихся из общества. В данном случае следует подчеркнуть, что

появление не только публичной власти, но и иной системы регулирования,

вызванной к жизни становлением производящей экономики и призванной

объективно обеспечить ее функциональное развитие.

Таким образом, на теоретическом уровне можно выделить не только наличие

в историческом развитии человечества двух способов хозяйственно –

присваивающей и производящей экономики, ( но и наличие двух принципиально

отличных систем регулирования, привязанных к экономическим и экологическим

характеристикам этих способов хозяйствования, по всему комплексу

материальных, социальных и духовных отношений, существовавших в них.

И в этой связи надо отметить, что социальные нормы присваивающей

экономики имели свое особое содержание, формы выражения, способы реализации

и защиты, составляли достаточно солидную регулятивную систему.

Содержание. Если упомянуть содержание регулятивной системы, то можно

увидеть, что в социальных нормах закреплялась тотемная система (тотем –

идеализированное существо – покровитель отдельного члена группы или всей

группы: как правило вид животного и растения, которых нельзя убивать и

употреблять в пищу). Эта система выполняла функции экологического

регулятора, была своеобразной (Красной книгой(.

Важнейшим вопросом существования человечества является его

воспроизводство как биологического вида. Для воспроизводства конкретных

групп, кланов необходимо было наличие в них определенного количества

женщин, детей. Социальные нормы регулировали в этой связи брачно – семейные

отношения, способы приобщения женщин в других группах, в том числе в

некоторых ситуациях и их похищения.

Словом, по содержанию нормы первобытного общества обеспечивали

социализацию жизни общин, кланов, групп, экологическое состояние и ряд

других необходимых условий жизнедеятельности присваивающих обществ.

Способы регулирования. Здесь можно выделить три основных способа –

запреты, дозволения и позитивное обязывание.

Запреты существовали главным образом в виде табу, т. е. в виде

подкрепленной религиозными верованиями недопустимости совершать те или иные

поступки, например, недопустимость брака между кровными родственниками.

Дозволения (или разрешения) также определяли поведение человека или

объединений людей в присваивающей экономике указывая, например, на виды

животных и время охоты на них, на виды растений и сроки сбора их плодов,

выкапывание корней, на допустимость добрачных половых связей и т. д. .

Запрещалось нарушать разделение функций в обществе между мужчинами и

женщинами, взрослыми и детьми; запрещалось убийство, телесные повреждения,

каннибализм, кровосмешение, колдовство (им могли заниматься лишь

специальные лица - колдуны); запрещались похищения женщин и детей,

применение оружия на стоянках, воровство, нарушение правил супружеского

союза, нарушение супружеской верности, соблазнение чужих жен и т. д. .

Позитивное обязывание имело своей целью организовать необходимое

поведение в процессах приготовления пищи, строительстве жилищ, разжигание

костров и поддержание огня, изготовление орудий, средств передвижения,

например, лодок. Однако все эти способы регулирования не были направлены на

изменение природных условий и выделение человека из природы, и обеспечивали

лишь наиболее эффективные формы присвоения предметов природы и их

переработки, их приспособление для удовлетворения потребностей человека.

Санкции. Это еще один из важнейших элементов регулятивной системы

присваивающих обществ. Хотя и на сегодня остается бесспорным вывод о

добровольном выполнении правил поведения в присваивающих обществах в силу

привычного понимания полезности этих правил, подражание, но вместе с тем и

эти общества знали различных нарушителей брачно – семейных отношений,

пользования участками территорий, тотемных систем и строгое их наказание. В

этих случаях к нарушителям применялись и суровые меры наказания, вплоть до

лишения жизни. Причем санкции не очень четко дифференцировались на реальные

и сверхъестественные. И поскольку нарушения всегда затрагивали религиозную

сторону жизни общества, постольку санкции всегда как бы освещались,

поддерживались религиозными, сверхъестественными силами.

Санкции имели свою структуру: общественное порицание, изгнание из

общины, нанесение телесного повреждение, смертная казнь – вот наиболее

типичные их формы.

Такой была структура регулятивной системы присваивающих обществ, которая

и в целом по своему содержанию, и в своих элементах была совершенно иного

типа, чем та, которая возникла в производящей экономике. Это главное, и это

следует подчеркнуть.

III. Возникновение права. Признаки права, отличающие от социальных норм

первобытнообщинного строя.

Как уже указывалось выше, основной ячейкой первобытного общества был

род, отношения между членами которого регулировались обычаями. Силу обычаев

и их общеобязательность обеспечивала система религиозных запретов – табу.

От возникших позднее религиозных, моральных и правовых запретов табу

отличались иррациональностью и отсутствием всякого обоснования. По мере

перехода человечества от присваивающей экономики к производящей система

запретов развивалась. Возникли запреты, связанные с земледелием и

астрологией, в частности с соблюдением так называемых агрокалендарей,

нарушение предписаний которых считалось оскорблением богов. Усложнение

общественной жизни предопределило необходимость создания новой организации

общественного управления – такой организацией становится государство – и

появление нового вида социального регулятора – права.

Формирование права шло несколькими путями. Во – первых, государство

санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе. Оно записывало и

доводило их до всеобщего сведения. Правда, нужно заметить, что отношение

государства к родовым обычаям не всегда было одинаковым: на некоторые

обычаи оно не обращало внимания, предоставляя населению право самому

решать, соблюдать их или нет (например, сельскохозяйственные обычаи),

другие, наоборот, стремились изжить (например, обычай кровной мести). Были

и такие обычаи, в соблюдении которых государство было заинтересовано

настолько, что принуждало население к исполнению. Большую роль в

санкционировании обычаев играли жрецы.

Во – вторых, государство создавало специальные органы, которые отвечали

за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил

поведения и обеспечение их реализации.

Табу, религиозные правила постепенно заменялись специально назначенными

должностными лицами и такими социальными институтами, как армия и суд. Суды

вообще сыграли важную роль в трансформации родовых обычаев, приспосабливая

последние путем толкования к изменившимся условиям. Так, в Англии на основе

обычаев стало складываться общее право, в основе которого лежали

прецеденты, т. е. решения судов. Обычное право было удобно своей

консервативностью: нормы обычаев хотя и не были записаны, но были широко

известны населению, которое к ним привыкло. Однако оно имело и свои

недостатки: при помощи обычаев нельзя было регулировать не известные ранее

общественные отношения, складывавшиеся в процессе его развития. Поэтому

государство начинает само создавать правовые нормы путем издания

специальных нормативных актов.

Таким образом, право выросло из системы социального регулирования

первобытного общества. Оно явилось одним из величайших изобретений

человечества, благодаря которому общество смогло обеспечить сохранение

своей целостности при наличии конфликтов между отдельными его членами.

Право представляет собой систему общеобязательных норм (правил)

поведения, установленных или санкционированных государством (а иногда и

непосредственно народом) и обеспеченных его авторитетом и принудительной

силой.

Обобщая развитие права, его отличие от иных социальных норм, можно

выделить признаки права, т. е. существенные характеристики права, которые

позволяют утверждать о его появлении и функционировании в обществе, о его

отличии от иных социальных норм. Это следующие признаки.

Социальность. Этот признак характеризует первичное содержание права,

обеспечивающее общесоциальную и классовую функции: организацию

производства, распределение и перераспределение производимого или

добываемого продукта, нормирование индивидуальных затрат труда на

общественные нужды, господство классов или социальных групп в обществе,

распределение и закрепление социальных ролей в обществе, должностей в

государстве, организацию и осуществление государственной власти,

регламентацию товарно – денежных отношений и отношений собственности,

обеспечение эксплуатации и привилегий, а также другие сферы, связанные с

организационно – трудовой и социальной жизнью общества.

Нормативность. Право выступает как система норм (правил поведения),

характеризуемых логической структурой ((если – то – иначе(), установлением

масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного,

запрещенного, предписанного (позитивное обязывание). Эти свойства

регулятивной системы (дозволение, запреты, позитивное обязывание),

зародились еще в обществах присваивающей экономики, но на этапе становления

права приобретают новое содержание, формы выражения, способы обеспечения.

Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью

государственного принуждения, т. е. наделяются не только идеологическим

механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и

возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер

имущественных ущемлений, физических, моральных страданий.

Формализм. Правовые нормы, как правило фиксируются в письменном виде в

специальной форме: законы и их сборники, прецеденты и т. д.. Формализм

составляет особую ценность права, защищая право от произвольного изменения,

закрепляя необходимую обществу устойчивость этого регулятора. Формализм

права определяется порядком создания законов, их изменением, отменой, что

действительно (работает( на стабилизацию общества, на точность применения,

исполнения, соблюдения и использования правил поведения.

Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедуры

создания, применения, затраты. Процедурные правила, процессуальный порядок

– характерный признак права, определяющий его связь с государственным

аппаратом, прежде всего со специализированными органами – судом, полицией и

т. п..

Неперсонифицированность. Этот признак подчеркивает то качество права,

что его нормы не имеют, как правило, конкретно определенного,

индивидуального, персонифицированного адресата, а направлены

неопределенному, абстрактному кругу лиц. Если какое – либо конкретное лицо

оказывается в условиях, предусмотренных структурой соответствующей нормы

(он( оказывается адресатом нормы. С этим признаком связана и

неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.

Институциональность. Появление права связано с определенным сознательным

процессом создания норм права, с правотворчеством, который осуществляют

определенные органы государства, с признанием государством тех или иных

возникших самоорганизационно правил поведения (обычаев) правовыми, с

деятельностью уполномоченных на это судов (прецедент).

Объективность. Этот признак характеризует закономерный характер

появления права на этапе перехода общества к производящей экономике,

естественный результат внутреннего развития регулятивной системы. Право,

таким образом, не даруется какой – либо внешней силой обществу, не

появляется по явлению каких – либо культурных героев. Оно, так же, как и

государство, одно из условий осуществления политически организованного

общества на этапе производящей экономики, и также как государство, имеет

большую социальную ценность.

Право в различных теоретико – юридических концепциях наделяется и иными

признаками, но теоретически обобщенные новые исторические данные позволяют

именно в системе указанных признаков определить право. При этом следует

подчеркнуть, что правильную характеристику новому основному пласту

регулятивной системы раннеклассового общества дает только вся совокупность

этих признаков. Только в совокупности они определяют и социальную ценность

права.

IV. Множественность концепций о происхождении государства и права

(теологическая, патриархальная, органическая, насилие, психологическая,

договорная), их основные положения.

Уже тысячелетие люди живут в условиях государственно – правовой

действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного

государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с

правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой

древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях

возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории,

по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий

объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых

жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые

они занимали.

Видимо, нет смысла рассматривать те точки зрения, которые исходят из

непознаваемости путей возникновения и сущности государства и права, а также

концепции, отождествляющие государство и общество, полагающие, что

государство и право – явления вечные, присущие любом социому, поскольку

возникают вместе с ним. Рассмотрим теории, которые различают государство и

общество и выделяют происхождение государства и права в качестве

специфической проблемы.

Теологическая теория. Она была одной из первых теорий происхождения

государства и права и объясняла их возникновение божественной волей. Ее

представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока,

средневековой Европы (Фома Аквинский — XIII в.), идеология Ислама и

современной католической церкви (неотомисты Жак Маритен и другие).

Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации

этой божественной воли (а она может укладываться в любую из последующих

концепций). В то же время теория отстаивает идеи незыблемости, вечности

государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как

власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от

божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные

организации.

Теологическую теорию нельзя доказать, как нельзя и прямо опровергнуть:

вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога,

Высшего разума, т. е. это в конечном счете вопрос веры.

Патриархальная теория. Эта теория также возникла в древности. Ее

основателем был Аристотель (III в. до н. э.), однако подобные идеи

высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и

другие).

Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает из

разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится

главой государства — монархом. Его власть, таким образом — это продолжение

власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из

патриархальной теории (как и из теологической) естественно вытекает вывод о

необходимости для всех людей подчиняться государственной власти

Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются

современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного

способа возникновения государства. Напротив, установлено, что

патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения

первобытнообщинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая

семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются

Органическая теория. Ее возникновение связывают с успехами

естествознания в XIX в. хотя подобные идеи высказывались значительно

раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в их числе Платон (IV-III

вв до н. э.), сравнивали государство с организмом, а законы государства — с

процессами человеческой психики.

Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали

распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая

борьба, эволюция, естественный отбор и т. п.) на социальные процессы.

Представителями этой теории были Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс и

другие.

В соответствии с органической теорией человечество возникло как

результат эволюции животного мира — от низшего к высшему. Дальнейшее

развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора

(борьба с соседями) в единый организм — государство, в котором

правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом,

используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие

классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а

господствующие классы — внешние (оборона, нападение).

Некорректность органической теории происхождения государства и права

определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия

и жизнедеятельности. Развитие каждою уровня определяется свойственными

этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и

т п.). И так же, как нельзя объяснять эволюцию животного мира, исходя лишь

из законов физики или химии, невозможно распространять биологические законы

на развитие человеческою общества.

Теория насилия. Эта теория также возникла в XIX в. Ее представителями

были Л. Гумилович, К. Каутский, Е. Дюринг и другие. Они объясняли

возникновение государства и нрава факторами военно-политическою характера

завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления

порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались

законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как

реализация закономерности подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях

сторонники данной теории опирались на известные исторические факты, когда

многие государства появились именно в результате завоевания одним народом

другого (раннегерманские, венгерское и другие государства).

Оценивая эту теорию, следует отметить следующее. Для того чтобы могло

возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития

общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот

уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести

к возникновению государства. И для того, чтобы государство появилось в

результате завоевания, к этому времени должны созреть внутренние условия,

что имело место при возникновении германских или венгерского государств.

Психологическая теория. Представителями этой теории, возникшей в XIX в.,

были Г. Тард, Л. И. Петражицкий и другие. Они объясняли появление

государства и права проявлением свойств человеческой психики потребностью

подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного

общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и

отношений и пр.

Естественно, что социальные закономерности реализуются через

человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики

оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, с

одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой — сама

человеческая психика формируется под влиянием соответствующих

экономических, социальных и иных внешних условий. Именно эти условия должны

учитываться в первую очередь.

Теория общественного договора (естественного права). Эта теория была

сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей Г. Гроция, Т. Гоббса,

Д. Локка, Б. Спинозы, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищева п. других, т е. в

XVII—XVIII вв. По этой теории, до появления государства люди находились в

«естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному

(неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее

благоденствие — «золотой век» и т. п.).

В большинство концепций входит идея «естественного права», т. е. наличия

у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или

от Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей

входят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает

насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой

договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав.

Эти положения нашли выражение в конституциях ряда западных государств. Так,

в Декларации независимости США (1776 г.) говорится: «Мы считаем

самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом

определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на

жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав

люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на

согласии управляемых».

Характерно, что в работах многих представителей указанной школы

обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение

строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и другие). Это

нашло свое отражение и в Декларации независимости США.

Отмечая прогрессивность многих положений теории общественного договора,

которая противостояла феодальному сословному государству, царящему в этом

обществе произволу, неравенству людей перед законом, следует указать все же

на то, что, кроме чисто умозрительных построений, нет убедительных научных

данных, подтверждающих реальность этой теории. Можно ли себе представить

возможность того, чтобы десятки тысяч людей могли договориться между собой

при наличии острых социальных противоречий между ними и при отсутствии уже

существующих властных структур? Игнорирует эта теория и необходимость

экономических, материальных предпосылок для того, чтобы могло возникнуть

государство.

Историко – материалистическая теория. Возникновение этой теории обычно

связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их

предшественников, таких, как Л. Морган. Смысл этой теории заключается в

том, что государство возникает как результат естественного развития

первобытного общества, развития прежде всего экономического, которое не

только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права,

но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют

собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Историко – материалистическая концепция включает два подхода. Один из

них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил

возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними,

непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт этой

непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других

классов. Второй подход состоит из того, что в результате экономического

развития усложняются само общество, его производительность и

распределительная сферы, его (общие дела(. Это требует совершенствования

управления, что и приводит к возникновению государства.

Нужно отметить, что именно историко – материалистическая теория имеет

под собой строго научные основы. При этом оба ее направления правомерны,

поскольку в разных исторических условиях решающее значение в качестве

причин появления государства могут приобретать как классовые антагонизмы,

так и необходимость решения общих дел, совершенствования управления

обществом, специализации этого управления как формы разделения труда.

Заключение.

Таким образом, говоря о неразрывной связи государства и права можно с

полной уверенностью сказать, что каковым по своей сущности и назначению

является государство, таковым будет и право. Какова социально – классовая

роль в обществе государства, такой будет и роль права.

Следует отметить также, что государство и право не только зависимы друг

от друга, но в тоже время они сохраняют определенную самостоятельность.

Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в

случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную

силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем

установления обязательных для всех его органов, должностных лиц и

организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус,

определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок

деятельности и взаимоотношений.

Независимо от типа, формы или просто привходящих обстоятельств по

отношению к государству и обществу право всегда выступает как регулятор

общественных отношений. Оно регулирует сложившиеся в обществе

экономические, политические и иные отношения. Право закрепляет существующий

в той или иной стране государственный и общественный строй.

Наряду с функциями закрепления и регулирования общественных отношений

право в любом обществе и государстве выполняет также роль воспитательную,

которая проявляется в том, что закон опирается не только на государственное

принуждение, но и убеждение. И это положение имеет общее, фундаментальное

значение.

Воспитательная роль права проявляется в том, что оно призвано развивать

в людях важнейшие добродетели: чувство справедливости, добра, правды,

гуманности.

Литература.

1. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебник для вузов. 3-е

издание. М.: Юридическая литература. 1999.

2. Вишневский П. Ф. и др. Общая теория государства и права. Мн.:

Тесей, 1999.

3. Дмитрук В. Н. Теория государства и права. Мн.: Амолфея, 1998.

4. История государства и права. Словарь – справочник. М.: Юридическая

литература, 1997.

5. Ильин А. В., Морозова С. А. Из истории права. Санкт – Петербург:

специальная литература, 1996.

6. Клименко А. В., Румынина В. В. Теория государства и права. Учеб.

пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования. – М.:

Мастерство: Высшая школа, 2000.

7. Трубецкой Е. Н. Энциклопедия права. Санкт – Петербург: Лань, 1998.

8. Команина Т. В. Происхождение государства и права: современные

трактовки и новые подходы. Учеб. пособие. М.: Юристъ, 1999.

9. Черниловский З. Н. Всеобщее история государства и права. М.:

Юристъ, 1996.

10. Котов К. С. Основы права. М.: Юридическая литература, 1998.

11. Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и

государства. М.: Политическая литература, 1989.

12. Алексеев С. С. Теория государства и права. Учебное пособие для

вузов. М.: Юридическая литература, 1985.

13. Марченко М. Н. теория государства и права. Курс оукций. 2-ое изд. –

М.: Зерцало, 1996.

14. Бородич В. Введение в правоведение. //Основы государства и права. –

2000 №5. с.29-44.

15. Морозова Л. А. Основы государства и права: Пособие для поступающих

в вузы. //Основы государства и права. –2001 №1 с. 14-33.

16. Ягоферов Д. Общая характеристика возникновения и развития научных

взглядов на государство и право. // Основы государства и права.

2001 №1-2 с.21-24.

1 Теория государства и права: Часть 1 Теория государства. – М.: Юристъ,

1995, с.23.

-----------------------

Пути возникновения права в процессе перехода от родового строя к

государству

Санкционирование государственных норм первобытных обычаев

Создание судами прецедентов

Издание государством специальных актов, содержащих нормы права

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.