рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Президент Российской Федерации - глава государства

непосредственно в годы перед избранием на пост Президента. Данное лицо

должно быть гражданином РФ, и не обязательно по рождению, но также по

натурализации. Скупые конституционные требования к Президенту- признак

демократического подхода к выборам главы государства, они способствуют

расширению круга лиц, из которого может быть избран Президент. В то же

время ясно, что главой государства должен становиться только гражданин,

имеющий большой жизненный и политический опыт, тесно связанный с интересами

народа и способный руководить нашим непростым государством.

Право выдвижения кандидата на пост Президента принадлежит

непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным

блокам. Выдвижение происходит на съезде (конференции) избирательного

объединения; объединение и блок могут выдвинуть только одного кандидата,

данные о котором сообщаются в Центризбирком РФ. Кандидат может быть

выдвинут также инициативной группой избирателей в количестве не менее 100

человек.

Однако выдвижение кандидата требует поддержки избирателей.

Избирательное объединение, блок или инициативная группа обязаны собрать в

поддержку своего кандидата не менее 1 млн. подписей. При этом на один

субъект РФ должно приходиться не более 7 % от требуемого общего числа

подписей. Центризбирком проверяет правильность собирания подписей и выносит

решение о регистрации кандидата. Центризбирком откладывает выборы, если

будет зарегистрировано менее двух кандидатов, что призвано обеспечить

альтернативный характер голосования.

Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут

равные обязанности. Со дня регистрации зарегистрированные кандидаты обязаны

на время проведения выборов оставить государственную службу или работу в

средствах массовой информации, а переизбирающийся Президент РФ-не

пользоваться преимуществами своего служебного положения. Кандидаты на пост

Президента пользуются рядом льгот, предусмотренных законом. Закон подробно

регламентирует порядок проведения предвыборной агитации, использования в

этих целях радио, телевидения и печатных изданий, порядок финансирования

выборов. Эти и многие другие нормы призваны обеспечить равные возможности

для всех кандидатов, исключить злоупотребления и давление на избирателей.

Выборы Президента назначаются Советом Федерации Федерального Собрания.

Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного

срока, на который был избран предыдущий Президент. Выборы назначаются не

позже чем, за четыре месяца до дня выборов. Если Совет Федерации не

назначит выборов в срок, то они проводятся Центральной избирательной

комиссией РФ в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором

истекают полномочия Президента. Если полномочия Президента заканчиваются до

истечения конституционного срока, Совет Федерации назначает досрочные

выборы.

Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному

округу, включающему в себя всю территорию РФ. Подготовку выборов и их

проведение осуществляют избирательные комиссии, которые независимы от

органов государственной власти и органов местного самоуправления. Эти

комиссии создаются на уровне Федерации (Центральная избирательная

комиссия), субъектов РФ, территорий (районов, городов), участков; имеют

большие права, их деятельность строго регламентирована и осуществляется

гласно и открыто.

Подсчет голосов избирателей проводится непосредственно членами

участковой избирательной комиссии, о чем составляется протокол. На

основании суммированных данных этих протоколов территориальная

избирательная комиссия устанавливает итоги голосования и составляет

протокол, который передается в избирательную комиссию субъекта РФ, а эта, в

свою очередь, произведя суммирование данных, передает протокол в

Центризбирком РФ. Центризбирком не позднее чем через 15 дней после выборов

определяет результаты выборов.

Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов

избирателей, принявших участие в выборах. Центризбирком признает выборы

несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей. В

случае, если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из

них не был избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам,

получившим наибольшее число голосов избирателей (второй тур характерен для

стран с многопартийной системой). По итогам повторного голосования

избранным считается кандидат, получивший большее число голосов при условии,

что эта цифра больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. Если

же повторное голосование не приводит к результату, то Совет Федерации

назначает повторные выборы. Результаты голосования объявляются

Центризбиркомом не позднее, чем через три месяца со дня выборов.

Избранный Президент вступает в должность на тридцатый день со дня

официального объявления Центризбиркомом о результатах выборов. При

вступлении в должность Президент приносит народу присягу, текст которой

содержится в Конституции РФ. С момента принесения присяги Президент

приступает к исполнению своих обязанностей.

Прекращение обязанностей Президента.

Прекращение исполнения Президентом своих обязанностей наступает с

истечением срока его пребывания в должности в тот момент, когда принесена

присяга вновь избранного Президента.

Но возможно и досрочное прекращение полномочий Президента в случае:

- его отставки;

- стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять

принадлежащие ему полномочия;

- отрешения от должности.

Первый случай предполагает наличие заявления Президента. По второму

случаю в Конституции РФ не предусмотрено никакой процедуры, но можно

предположить, что инициатива проведения медицинского консилиума принадлежит

Федеральному Собранию. Речь здесь идет не о кратковременном заболевании, а

о неизлечимой болезни, делающей невозможным исполнение обязанностей. Третий

случай предполагает принудительные действия, указанные в ст. 93 Конституции

РФ на основании обвинения в государственной измене или совершении иного

тяжкого преступления. Этот институт, известный в зарубежном конституционном

праве как «импичмент», является сильной гарантией против злоупотребления

властью и нарушения главой государства конституционных порядков. Этот

институт предполагает сложную процедуру. Начало процедуры отрешения

Президента от должности сопряжено с выполнением двух условий:

- заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ

признаков преступления;

- заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного

порядка выдвижения обвинения.

Сама процедура отрешения состоит из двух стадий:

а). Государственная Дума двумя третями голосов от общего числа

депутатов (т.е. 300 голосов) принимает решение о выдвижении обвинения. При

этом инициатива должна быть проявлена не менее, чем одной третью депутатов

Государственной Думы (т.е. 150 депутатами) и должно быть вынесено

заключение специальной комиссии, образованной Государственной Думой

(большинством голосов, т.е. 226 депутатами).

б). Решение об отрешении Президента РФ от должности выносит другая

палата парламента - Совет Федерации - двумя третями голосов от общего

числа членов (т.е. 132 голосами) не позднее, чем в трехмесячный срок после

выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот

срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента

считается отклоненным.

Следовательно, в процедуре отрешения Президента от должности участвуют

обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд РФ и Конституционный Суд

РФ.

Отрешение Президента от должности прекращает исполнение им своих

обязанностей. Бывший Президент теряет конституционную неприкосновенность и

может быть привлечен к уголовной ответственности как обычный гражданин.

Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои

обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства (ст.92 ч.3),

который ограничен в своих правах:

- он не вправе распускать Государственную Думу;

- назначать референдум;

- вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Эти ограничения вытекают из того, что исполняющий обязанности

Президента получает свой мандат не непосредственно от народа.

Полномочия Президента.

Президент РФ обладает широкими полномочиями в различных сферах

государственной жизни. В одних случаях эти полномочия носят прерогативный

характер (т.е. принадлежат исключительно ему), в других соприкасаются с

полномочиями других органов государственной власти, способствуя решению

вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей.

Совокупность президентских полномочий сбалансирована с полномочиями этих

других органов государственной власти, образуя систему сотрудничества и

взаимных противовесов.

По специфике предметов компетенции и взаимоотношений с другими

органами государственной власти полномочия Президента могут быть разбиты на

несколько основных групп.

А). Президент и Федеральное Собрание.

Полномочия Президента, вытекающие из различия конституционных функций

главы государства и парламента, в основном и главном не конкурируют с

полномочиями представительного органа. Конституция проводит четкое различие

их полномочий, исходя из принципа разделения властей. В то же время

полномочия Президента в сфере взаимоотношений с парламентом позволяют

рассматривать главу государства как непременного участника законодательного

процесса. Президенту принадлежит право назначать выборы Государственной

думы, в то время, как выборы Президента назначаются Советом Федерации.

Таким образом, назначение выборов этих органов государственной власти

происходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимозависимости. После

выборов Государственная Дума собирается на тридцатый день самостоятельно,

но Президент может созвать заседание Думы ранее этого срока.

Президент имеет право законодательной инициативы, т.е. внесения

законопроектов в Государственную Думу, он обладает правом вето на

законопроекты, принятые Федеральным собранием. Это вето, именуемое в теории

как относительное, может быть преодолено при повторном принятии

законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном

обсуждении большинством в две трети каждой палаты - в этом случае Президент

обязан подписать закон в течение семи дней. Законопроект становится законом

и вводится в действие только после его подписания и обнародования

Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон должен

быть отклонен или входит в силу. Президент обращается к Федеральному

Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных

направлениях внутренней и внешней политики государства, но обращение с

этими посланиями не означает, что он нуждается в утверждении своих идей.

Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным

конституционным законом, другие органы принимать решение о проведении

референдума не вправе.

Президент вправе распускать Государственную Думу в случаях и порядке,

предусмотренных Конституцией РФ, но не предусмотрено его право распускать

Совет Федерации. Роспуск Думы возможен в случаях:

а). трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя

Правительства (ч.4 ст.11 Конституции РФ);

б). при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение трех

месяцев (ч.3 ст. 117);

в). при отказе Думы в доверии Правительству (ч.4 ст.117). В случае

роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы с тем, чтобы

новая Дума собралась не позднее, чем через четыре месяца после роспуска.

Государственная Дума не может быть распущена Президентом:

а). в течение года после ее избрания;

б). с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия

соответствующего решения Советом Федерации;

в). в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного

положения;

г). в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента

РФ.

Строгое обусловливание роспуска Думы и ограничение прав Президента в

этой области свидетельствуют о том, что роспуск Думы рассматривается как

явление экстраординарное и нежелательное.

Но при всех случаях роспуска Государственной Думы Совет Федерации

продолжает свою деятельность, обеспечивая непрерывность представительской

власти.

Б). Президент и Правительство.

Эти отношения основываются на безусловном приоритете президентской

власти. Президент назначает Председателя Правительства РФ с одним условием,

что он получит на это согласие Государственной Думы. Президент обладает

сильным оружием для давления на Думу в этом вопросе: после трехкратного

отклонения представленных кандидатур он вправе распустить палату и

назначить новые выборы, а Председателя Правительства назначить

самостоятельно. Неустойчивая многопартийная система, сложившаяся в стране,

и соответствующее ей представительство в Думе исключают возможность

создания однопартийного правительства большинства. В результате

складывается ситуация, когда в состав Правительства входят представители

партийных фракций Думы, находящиеся в оппозиции. Однако Президент вправе

действовать самостоятельно и единолично принимать решение об отставке

Правительства и вправе этого не делать даже в условиях выраженного думой

недоверия. Без участия Думы, а только по предложению Председателя

Правительства Президент назначает на должность и освобождает от должности

заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Он имеет

право председательствовать на заседаниях Правительства, что подтверждает

его руководящее положение в исполнительной власти. Об этом же говорит и то,

что не позднее недельного срока после назначения Председатель Правительства

обязан представить Президенту на утверждение предложения о структуре

федеральных органов государственной власти, утверждение которой главой

государства ложится в основу всех назначений.

Президент единолично определяет и представляет Государственной Думе

кандидатуру на должность Председателя Центрального Банка РФ и ставит вопрос

перед Думой о его освобождении от должности. Если же Дума не утверждает

кандидатуру, предложенную Президентом, то последний может назначить свою

кандидатуру исполняющим обязанности Председателя Центрального Банка, а

затем снова внести эту кандидатуру в Думу. Следовательно, никакой орган не

имеет инициативного права в этом вопросе, кроме Президента

Б). Президент и субъекты РФ.

Полномочия Президента РФ как главы федерального государства вытекают

из его основных функций как гаранта Конституции. Из конкретных

конституционных полномочий важное значение имеют назначение и освобождение

полномочных представителей Президента. Это полномочие позволяет Президенту

назначать глав администраций в регионы, когда там по каким-то причинам не

могут быть проведены выборы местной администрации. Президент вправе

вмешиваться в споры между органами государственной власти Федерации и

регионов, а также - самих регионов. Для этого он прибегает к различным

согласительным процедурам.

Однако в Конституции РФ предусматривается и более сильный инструмент

влияния Президента на субъекты РФ. Так, в соответствии с ч.4 ст. 78 он

вместе с Правительством РФ обеспечивает «в соответствии с Конституцией РФ

осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей

территории РФ». Такая формулировка означает , что не только такие грубые

формы нарушения правопорядка, как организованное неповиновение властям,

мятежи, односторонне провозглашенный выход из состава Федерации или

создание незаконных вооруженных формирований, но и любое уклонение от

исполнения правовых актов Федерации и нарушение конституционного

правопорядка требуют от Президента и Правительства РФ энергичных действий

по восстановлению полномочий федеральной государственной власти.

Важное значение имеет также право Президента приостанавливать действие

актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих

актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ

или нарушение прав и свобод человека и гражданина. В таких случаях резидент

передает дело в суд.

Г).Президент и судебная власть.

В соответствии с принципом разделения властей и независимости судов

Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. однако он

участвует в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту

предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации

на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего

Арбитражного Суда, т.е. высших судебных органов РФ. Президент также

назначает судей других федеральных судов. Никто не вправе требовать от

Президента выдвижения той или иной кандидатуры - это было бы нарушением

принципа разделения властей.

С этими полномочиями тесно связано и право Президента влиять на

назначение Генерального прокурора РФ. В соответствии с Федеральным законом

Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность и он же

вносит предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ.

В случае отклонения Советом Федерации кандидатуры, предложенной

Президентом, последний в течение 30 дней представляет новую кандидатуру ,

но лишен права назначать исполняющего обязанности Генерального прокурора

РФ.

Д). Военные полномочия Президента.

В военной области полномочия Президента достаточно широки: он является

Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную

доктрину РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил

РФ. Военная доктрина является составной частью концепции безопасности РФ и

представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на

предотвращение войн, вооруженных конфликтов, на военное строительство,

подготовку страны к обороне, организацию противодействия угрозам военной

безопасности государства, использование Вооруженных Сил и других войск РФ

для защиты жизненно важных интересов РФ.

Положение Верховного Главнокомандующего позволяет Президенту отдавать

любые приказы Министерству обороны, министр обороны практически работает

под непосредственным руководством Президента. Президент вправе в любой

момент взять на себя командование Вооруженными Силами в случае войны или

угрозы агрессии.

В случае агрессии против России или ее непосредственной угрозы

президент вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное

положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и

Государственной Думе. Но объявить состояние войны Президент не вправе. Указ

о введении военного положения требует утверждения Советом Федерации.

Е). Полномочия Президента в сфере внешней политики.

Как глава государства, осуществляющий высшее представительство в

международных отношениях, Президент по Конституции осуществляет руководство

внешней политикой РФ. Президент ведет переговоры и подписывает

международные договоры РФ, подписывает ратификационные грамоты, принимает

верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических

представителей, после консультации с соответствующими комитетами или

комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации назначает и отзывает

послов и иных дипломатических представителей РФ в иностранных государствах

и международных организациях.

Ж). Полномочия Президента по введению чрезвычайного положения.

Только Президент вправе вводить на территории РФ или в отдельных ее

местностях чрезвычайное положение при обстоятельствах и в порядке,

предусмотренных федеральным конституционным законом, о чем он

незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной Думе.

З) Полномочия Президента по вопросам гражданства и наград.

К числу полномочий Президента относится решение вопросов гражданства и

предоставления политического убежища. Республики, входящие в состав РФ

могут иметь свое гражданство, но поскольку оно одновременно является и

гражданством РФ, не вправе принимать тех или иных лиц в свое гражданство.

Президент РФ награждает государственными наградами РФ, присваивает

почетные звания РФ, высшие военные и высшие специальные звания.

Президент РФ осуществляет помилование осужденных за уголовные

преступления. Право же амнистии принадлежит Государственной Думе.

И) Акты Президента РФ.

Вся деятельность Президента РФ осуществляется через правовые акты.

Основными из них являются указы и распоряжения, которые издаются им

самостоятельно, без уведомления или согласия Федерального Собрания или

Правительства и обязательны для исполнения на всей территории РФ, имеют

прямое действие и не должны противоречить как Конституции РФ, так и

федеральным законам (ч.3 ст.90 Конституции РФ).

К). Аппарат Президента РФ.

Как и в любом другом государстве, Президент РФ работает, опираясь на

большое число помощников, советников и др. Согласно Конституции, он

формирует и возглавляет Совет Безопасности, статус которого определяется

федеральным законом. Совет Безопасности рассматривает важнейшие вопросы,

связанные с безопасностью государства.

Президент также формирует Администрацию Президента РФ, которая

включает в себя большое число управлений (государственно-правовое,

контрольное, финансово-бюджетное, федеральной государственной службы, по

работе с территориями, информационное, по вопросам гражданства, по

взаимодействию с политическими партиями, общественными объединениями,

фракциями и депутатами палат Федерального Собрания и др.). При Президенте

созданы Служба безопасности, Служба протокола, приемная.

Большую роль в организации работы Президента РФ играют Служба

помощников, различные советы и комиссии. Президент самостоятельно назначает

и смещает сотрудников аппарата, дает им поручения и определяет участки

работы. Управление делами Президента является федеральным органом

исполнительной власти, осуществляющим координацию деятельности федеральных

органов исполнительной власти и подведомственных ему предприятий,

организаций и учреждений по финансовому, материально-техническому и

социально-бытовому обеспечению Администрации Президента, Правительства,

палат Федерального Собрания, высших судебных органов, Центризбиркома и др.

Заключение.

И именно сегодня, в столь непростое для России время, в системе

органов государственной власти требуется сильная властная рука, способная

дать возможность исполнительной власти, руководствуясь лишь основной

концепцией вывода страны из кризиса, а не всем тем многообразием

политических мнений, которое присутствует сегодня в законодательном органе

из-за наличия множества политических партий, проводить политику реформ,

строить демократическое правовое государство, развивать межгосударственные

политические и экономические отношения и т.д. И именно президент способен

разрешить все разногласия между органами законодательной власти и

Правительством РФ, используя для этого как согласительные процедуры, так и

силовые рычаги президентской власти - право единолично принять решение об

отставке Правительства или роспуске Государственной Думы. Так был разрешен

кризис, возникший в июне 1995 г., связанный с вынесением вотума недоверия

Правительству. Тогда все завершилось взаимными уступками Президента и Думы,

вследствие чего Дума не стала подтверждать вынесенное незадолго до этого

недоверие Правительству, а Председатель Правительства отозвал постановку

перед Думой вопроса о доверии, что грозило Думе возможностью роспуска.

Аналогично, лишь после вмешательства Президента, разрешился и конфликт в

октябре 1997г. Взаимные уступки Думы и Правительства позволили перевести их

взаимоотношения из плоскости политической конфронтации в плоскость реальной

практической деятельности по разработке проектов столь необходимых законов

в сформированных для этого согласительных комиссиях. Жесткая и в то же

время гибкая политика Президента, подбор для осуществления этой политики

новых кадров в Правительство РФ, невзирая на политические пристрастия и

антипатии Думы, позволили исполнительной власти добиться многих позитивных

сдвигов в сфере экономики и финансов, внутренней и внешней политике

государства, что в свою очередь повысило доверие Запада к Российским

реформам и позволило России вступить в ‘Большую семерку’ и ‘Парижский

клуб’ - престижные европейские финансовые организации, влиться в большую

европейскую и мировую политику на правах равноправного члена с большими

потенциальными возможностями, ввести в европейский штаб НАТО своего

представителя с правом совещательного голоса и т.д. Сегодня Россия, по

мнению многих авторитетных западных политиков, уже включена в мировую

экономику. Проблемы у России есть, проблемы остаются и после попыток их

решения различными ветвями власти, но только от комплексной согласованной

работы всех ветвей власти сегодня, в том числе и от Президента, зависит -

станут ли потенциальные возможности некогда великой державы экономическим

чудом.

Литература:

1) Конституция Российской Федерации от 12. 12 1996г.

2) Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»

№76-ФЗ от 17.05.95г.

3) Учебник. Е.И.Козлова, О.Е.Кутафин. «Конституционное право

России». Москва, 1996г.

4) Учебник для ВУЗов. М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе.

«Конституционное право РФ». Москва, 1996г.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.