рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Предъявление обвинения

необходимости, обоснованного риска, исполнения приказа и т. п.

В некоторых случаях к обязательным признакам состава преступления относится

цель совершения общественно опасного деяния. Без корыстной цели не может

быть, к примеру, хищения. Именно, поэтому в случае совершения лицом какой-

либо из разновидностей хищения в фабуле постановления о привлечении в

качестве обвиняемого обязательно должно быть указано, что обвиняемый

действовал из корыстных побуждений.

Важным моментом является также установление размера ущерба, причиненного

преступлением, Возможно, имело место деяние, которое формально и подпадает

под признаки преступления, предусмотренного статьей Особенной части УК, но

не является таковым в силу своей малозначительности. Возникает вопрос,

вправе ли следователь выносить постановление о привлечении лица в качестве

обвиняемого.

Более того, от характера и размера ущерба в ряде случаев зависит решение

следователем ряда уголовно-правовых вопросов:

- о квалификации преступления (имеются или нет, к примеру, тяжкие

последствия - обязательный признак данного состава);

- об определении стадии реализации преступного умысла (имело место

покушение или оконченное преступление);

- о наличии смягчающего вину обстоятельства (оказание медицинской и

иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения

преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба и

морального вреда, причиненных в результате преступления, иные

действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного

потерпевшему);

- о размере суммы, подлежащей взысканию с обвиняемого;

- о возможности прекращения уголовного дела в последующем по

нереабилитирующим основаниям.

Подлежащий доказыванию ущерб подразделяется на виды:

а) моральный (бесчестье, унижение достоинства, лишение возможности

пользования определенным благом и т. д.);

б) физический (вред здоровью, лишение жизни);

в) имущественный (материальные убытки).

Если преступление состоит из нескольких эпизодов, охватываемых общей

квалификацией, в постановлении должны быть отдельно изложены обстоятельства

каждого из эпизодов.

Когда обвиняемому вменяется несколько деяний, обстоятельства каждого

следует изложить отдельно и указать, по какому закону квалифицируется

первое, по какому - второе, третье и т. д. из них; какие конкретные

действия вменяются обвиняемому по каждой из статей уголовного закона. Если

деяние представляет собой совокупность нескольких составов преступлений,

должны быть указаны все статьи уголовного закона, которыми оно

предусмотрено. Если по делу привлекается несколько обвиняемых, в отношении

каждого из них должно быть составлено отдельное постановление о привлечении

его в качестве обвиняемого. При этом действия каждого из них должны быть

строго разграничены. В случае нарушения этих требований суды возвращают

дела для дополнительного расследования.

Когда решается вопрос о привлечении лица к уголовной ответственности по ст.

150 УК (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления), в

постановлении о привлечении в качестве обвиняемого наряду с другими

обстоятельствами совершения преступления должен быть указан способ

вовлечения несовершеннолетнего в преступную деятельность.

Закон не указывает на обязательность изложения в постановлении о

привлечении в качестве обвиняемого доказательств, обосновывающих обвинение.

Достаточно изложить сведения о фактических обстоятельствах деяния,

поскольку они устанавливаются материалами дела, и дать произошедшему

уголовно-правовую оценку. Однако все утверждения, содержащиеся в

постановлении, должны основываться на имеющихся в деле доказательствах, а

не на предположениях. Момент предъявления обвиняемому самих доказательств и

получение его объяснений определяет следователь. Необязательно предъявлять

доказательства одновременно с предъявлением обвинения.

Формулировка признаков объективной стороны составов ряда преступлений

должна дословно повторять содержание некоторых доказательств. Так,

например, когда речь идет о нарушении лицом, управляющим транспортным

средством, правил дорожного движения (ст. 264 УК), в описательной части

постановления о привлечении в качестве обвиняемого полностью приводится

содержание пункта (всех нарушенных пунктов) этих правил. Наличие такого

пункта в Правилах дорожного движения РФ подтверждается приобщаемым к

уголовному делу доказательством - выпиской из Правил дорожного движения РФ.

Но даже в этом случае неправильно было бы говорить, что в искомом

постановлении отражено доказательство. В рассматриваемом постановлении о

привлечении в качестве обвиняемого нет необходимости упоминания о выписке,

в нем подлежит фиксации только правило.

Резолютивная часть постановления

Согласно проекту УПК постановление должно содержать решение о привлечении

лица в качестве обвиняемого по расследуемому делу. Это требование прямо не

закреплено в действующем уголовно-процессуальном законе. Однако и в

настоящее время постановление о привлечении в качестве обвиняемого имеет

резолютивную часть.

Резолютивная часть постановления начинается после слова "постановил" и

представляет собой формулировку принимаемого решения: "привлечь" лицо

(фамилия, имя, отчество) "в качестве обвиняемого по настоящему делу,

предъявив ему обвинение в совершении преступлениями),

предусмотренного(ых)"; далее указываются статьи (части, пункты) УК,

предусматривающие ответственность за вменяемые лицу преступления.

В учебной литературе и в ведомственных нормативных актах иногда отмечается,

что постановление о привлечении в качестве обвиняемого, составленное лицом,

производящим дознание, утверждает начальник органа дознания. Причем

начальник, прежде чем его утвердить, обязан изучить материалы дела с тем,

чтобы лично убедиться в законности и обоснованности привлечения лица к

уголовной ответственности. Между тем следует помнить, что данное правило,

касающееся лица, производящего дознание, распространяется только на

должностных лиц (а не на учреждения), признанных законодателем органом

дознания (к примеру, на командиров воинских частей, начальников СИЗО). Так,

в утвержденной 1 августа 1994 года Главным военным прокурором инструкции

органам дознания Вооруженных Сил и иных воинских формирований Российской

Федерации говорится о том, что данное постановление подписывается

дознавателем и утверждается командиром воинской части. Более того, в

инструкции содержится предписание о предъявлении обвинения лишь после

согласования постановления о привлечении военнослужащего в качестве

обвиняемого с военным прокурором.

Если органом дознания является учреждение, то процессуальное значение

имеет подпись на постановлении любого лица, производящего дознание, в

должностные обязанности которого входит осуществление функций учреждения.

Постановление, вынесенное следователем (прокурором), никем не

утверждается и приобретает юридическую силу с момента его подписания

следователем (прокурором).

Особый порядок привлечения

к уголовной ответственности судей, депутатов

и некоторых других лиц

Законом установлен особый порядок привлечения к уголовной ответственности:

- судьи (ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской

Федерации");

- зарегистрированного кандидата в депутаты представительного органа

местного самоуправления, зарегистрированного кандидата на должность

выборного должностного лица местного самоуправления в субъекте Федерации

(ст. 24 Временного положения о проведении выборов депутатов

представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц

местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших

реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и

быть избранными в органы местного самоуправления);

- кандидата на должность главы администрации (ст. 26 Закона РСФСР

"О выборах главы администрации");

- депутата, члена выборного органа местного самоуправления,

выборного должностного лица местного самоуправления на территории

Муниципального образования (п. 7 ст. 18 Федерального закона РФ "Об общих

принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

- члена избирательной комиссии с правом решающего голоса в период

проведения выборов (ст. 12 Временного положения о проведении выборов

депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных

должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации,

не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской

Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления);

- члена Конституционного Суда Российской Федерации (ст. 15

Федерального конституционного закона РФ "О Конституционном Суде Российской

Федерации");

- председателя Счетной палаты, заместителя председателя Счетной

палаты, аудитора Счетной палаты (ст. 29 Федерального закона РФ "О Счетной

палате Российской Федерации");

- кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания

РФ (ст. 44 Федерального закона РФ "О выборах депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации");

- депутата Федерального Собрания РФ (ст. 18 Федерального закона РФ

"О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной

Думы Федерального Собрания РФ");

- кандидата на должность Президента РФ (ст. 37 Федерального закона

РФ "О выборах Президента Российской Федерации");

- Президента РФ (ст. 93 Конституции РФ);

- человека, выдаваемого другим государством для привлечения к

уголовной ответственности (ст. 66 Конвенции о правовой помощи и правовых

отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, некоторые

международные договоры др.). Тем самым закон гарантирует неприкосновенность

их личности и независимость при исполнении ими своих обязанностей.

Законодатель предусмотрел дополнительные условия, без соблюдения которых

никто не вправе привлечь указанных лиц к уголовной ответственности, а

значит, и предъявить им обвинение.

Данное требование не закреплено в действующем УПК, не содержит его и проект

УПК. В то же время это требование включено в другие нормативно-правовые

акты РФ.

Подвидами анализируемых гарантий неприкосновенности личности

являются случаи, когда для привлечения к уголовной ответственности

недостаточно наличия в распоряжении следователя необходимой для

предъявления обвинения совокупности доказательств. Для привлечения

должностного лица (кандидата на вступление в должность) к ответственности

необходимо еще иметь согласие определенного органа.

Нельзя предъявлять обвинение:

а) судье, когда отсутствует согласие соответствующей квалификационной

коллегии судей на привлечение его к уголовной ответственности;

б) члену Конституционного Суда РФ - в случае отсутствия согласия этого суда

на привлечение его к уголовной ответственности;

в) депутату Совета Федерации или депутату Государственной Думы, если

отсутствует согласие на привлечение к уголовной ответственности

соответствующей палаты Федерального Собрания РФ;

г) кандидату на должность главы администрации, когда окружная избирательная

комиссия не дала согласия на привлечение его к уголовной ответственности;

д) кандидату на должность Президента РФ, а также кандидату в депутаты

Государственной Думы Федерального Собрания РФ, когда не получено согласие

Генерального прокурора РФ;

е) депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному

должностному лицу местного самоуправления на территории муниципального

образования, зарегистрированному кандидату в депутаты представительного

органа местного самоуправления, а равно зарегистрированному кандидату на

должность выборного должностного лица местного самоуправления в субъекте

федерации - при отсутствии согласия прокурора субъекта РФ на привлечение

его к уголовной ответственности;

ж) члену избирательной комиссии с правом решающего голоса во время

проведения выборов Президента РФ, члену избирательной комиссии с правом

решающего голоса во время проведения выборов депутата Государственной Думы

Федерального Собрания РФ, члену комиссии по проведению референдума РФ с

правом решающего голоса во время подготовки и проведения референдума - в

случае невозможности получения согласия соответствующего прокурора на

привлечение названного лица к уголовной ответственности;

з) председателю Счетной палаты, заместителю председателя Счетной палаты,

аудитору Счетной палаты - при отсутствии соответствующего согласия той

палаты Федерального Собрания РФ, которая назначила их на должность в

Счетную палату.

Обычно порядок получения согласия на привлечение указанных лиц к уголовной

ответственности состоит в следующем. Следователь или иное лицо,

производящее расследование, обращается к прокурору и, если прокурор сам не

может дать согласие на привлечение к ответственности, он обращается в

соответствующий орган с представлением о даче согласия на привлечение лица

к уголовной ответственности.

Вопрос о привлечении заместителя председателя или аудитора Счетной палаты к

уголовной ответственности решается по представлению Генерального прокурора

РФ. После получения представления Комитет Совета Федерации по бюджету,

финансовому, валютному и кредитному регулированию, денежной эмиссии,

налоговой политике и таможенному регулированию совместно с Комитетом Совета

Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам

принимают по нему заключение и проект постановления Совета Федерации.

Только после этого вопрос выносится на обсуждение в верхней палате

Федерального Собрания РФ. Решение считается принятым, если за него на

заседании Совета Федерации проголосовало большинство от общего числа

депутатов.

Законом ограничена также возможность привлечения к уголовной

ответственности лиц, совершивших деяние, предусмотренное главой 23

УК(преступления против интересов службы в коммерческих и иных

организациях), если таковое не причинило вреда интересам других

организаций, а также интересам граждан, общества или государства (ст. 27.1

УПК). В отношении таких граждан постановление о привлечении в качестве

обвиняемого выносится с согласия на то руководителя данной организации.

Что касается предъявления обвинения Президенту РФ, то согласно Конституции,

РФ Государственная Дума может выдвинуть обвинение лишь в государственной

измене или совершении иного тяжкого преступления. Кроме того, обвинение

обязательно должно быть подтверждено двумя заключениями:

- Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента Российской

Федерации признаков преступления;

- Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка

выдвижения обвинения.

Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения должно быть принято

двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не

менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения

специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

Выдвинув Президенту РФ обвинение, Государственная Дума не лишает последнего

статуса уголовно-правовой неприкосновенности. Если в трехмесячный срок

после выдвижения Государственной Думой обвинения Совет Федерации не примет

решения об отрешении Президента РФ от должности, обвинение против

президента считается отклоненным. В такой ситуации Президента РФ нельзя

привлечь к уголовной ответственности в качестве обвиняемого.

Необходимо сказать еще об одном субъекте, который не подлежит привлечению к

уголовной ответственности в обычном порядке. Некоторые международные

договоры содержат следующее положение. Если государство выдало человека для

привлечения к уголовной ответственности, то привлекать его могут лишь за то

преступление, по поводу которого его и выдали, либо за преступление,

совершенное после выдачи. В международных договорах говорится, что "без

согласия запрашиваемой договаривающейся стороны выданное лицо не может быть

привлечено к уголовной ответственности или подвергнуто наказанию в связи с

преступлением иным, чем то, которое явилось основанием для выдачи".

Лица, не подлежащие привлечению в качестве обвиняемого

Выносить постановление о привлечении в качестве обвиняемого при отсутствии

на то оснований запрещается. Между тем иногда и при наличии соответствующих

оснований следователь не вправе привлечь лицо в качестве обвиняемого.

Нельзя, к примеру, привлечь к ответственности лицо, обладающее статусом

дипломатической неприкосновенности.

Согласно Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским,

семейным и уголовным делам, а также аналогичным международным договорам

свидетель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их

представители, а также эксперт, прибывшие из Азербайджана, Армении,

Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Молдовы, Таджикистана,

Узбекистана, Украины и некоторых других государств в учреждение юстиции по

вызову российского учреждения, не могут независимо от своего гражданства

быть привлечены на территории РФ к уголовной ответственности за деяние,

совершенное до пересечения ими государственной границы. Таких лиц нельзя

также привлечь к ответственности в связи с их свидетельскими показаниями

или заключениями в качестве экспертов, данными ими по имеющемуся в РФ

уголовному делу.

Привлечение в качестве обвиняемого ло делам частного

обвинения.

По делам так называемого частного обвинения правила статьи 144 УПК

применяются только в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 27 и ч. 2 ст. 126

УПК. В остальных случаях при наличии достаточных данных, указывающих на

совершение преступления и отказ от примирения пострадавшего с лицом, в

отношении которого подана жалоба, судья своим постановлением возбуждает

уголовное дело, избирает подсудимому в необходимых случаях меру пресечения

и рассматривает уголовное дело в судебном заседании. Это постановление

одновременно имеет юридическую силу акта привлечения лица к уголовной

ответственности2.

Дата привлечения к уголовной ответственности

Датой привлечения к уголовной ответственности считается дата вынесения

постановления о привлечении в качестве обвиняемого (или о возбуждении судом

уголовного дела (частного обвинения) и привлечении к уголовной

ответственности), а не дата подписания приговора.

3.2. Процессуальный порядок привлечения в качестве обвиняемого и

предъявления обвинения

Этап привлечения лица в качестве обвиняемого может рассматриваться в

широком и узком смысле слова. В первом случае он включает в себя

предъявление обвинения вместе с допросом обвиняемого, во втором

-деятельность, состоящую всего лишь из трех элементов:

а) констатации факта, что доказательства, достаточные для формирования у

следователя (лица, производящего дознание) уверенности в уго-ловно-правовой

противоправности, общественной опасности деяния, виновности и

деликтоспособности привлекаемого за его совершение лица, собраны;

б) получения письменного согласия от компетентного органа (должностного

лица) на привлечение к уголовной ответственности субъекта, наделенного

статусом депутатской или какой-либо иной неприкосновенности;

в) вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. С

этого момента в уголовном процессе появляется обвиняемый. ^

Первый и третий из перечисленных элементов обязательные, второй -

факультативный и поэтому в большинстве дел отсутствует.

Обычно вопрос о привлечении к уголовной ответственности решается в

отношении людей, не обладающих статусом неприкосновенности. Следовательно,

нет необходимости испрашивать у кого-либо разрешения на привлечение их к

уголовной ответственности.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.