рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правовые проблемы регулирования деятелности хозяйственных обществ

В случае выявления указанных обстоятельств после принятия решения о

ликвидации, но до создания ликвидационной комиссии, заявление о

возбуждении дела о банкротстве подеется участниками общества. В ч. 5 ст.7

Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его

банкротом» установлен месячный срок для подачи ликвидационной комиссией

или участниками общества заявления о возбуждении дела о

банкротстве.

По результатам рассмотрения дела хозяйственный суд

признает общество банкротом, открывает ликвидационную процедуру и

назначает ликвидатора. Обязанности ликвидатора могут быть возложены на

председателя ликвидационной комиссии, сформированной уполномоченным

органом до возбуждения дела о банкротстве.

Кредиторы имеют право заявить свои претензии к должнику в

течение месяца со дня публикации объявления о признании общества –

должника, которое ликвидируется банкротом.

Порядок распределения между участниками имущества общества,

оставшегося после расчетов с кредиторами, определяется ст. 21 Закона

«О хозяйственных обществах» и учредительными документами общества.

В статье 21 Закона «О хозяйственных обществах» упоминается о

распределении между участниками денежных средств общества.

Данная норма подлежит расширительному толкованию. Она определяет

порядок распределения между участниками не только денежных средств,

но и любого иного имущества общества, оставшегося после

расчетов со всеми кредиторами. Законом не предусмотрена обязательная

продажа имущества общества в процессе ликвидационной

процедуры. Поэтому после проведения расчетов со всеми кредиторами у

общества могут оставаться не только денежные средства, но и иное

имущество – движимое и недвижимое имущество в материальной форме

(вещи), ценные бумаги, права интеллектуальной собственности и другое

имущество. Такой вывод подтверждается содержанием ч. 6 ст. 36 Закона «О

предприятиях в Украине», где говорится об имуществе, оставшемся после

удовлетворения претензий кредиторов и членов трудового коллектива к

ликвидируемому предприятию – это имущество используется по

усмотрению собственника (в данном случае – по усмотрению участников

общества).

Участники в учредительных документах могут предусмотреть необходимость

продажи всего имущества при проведении ликвидации с последующим

распределением между ними полученных от продажи денежных средств. Такой

порядок целесообразно закрепить:

. в отношении акционерных обществ или обществ со значительным

числом участников;

. если имущество общества составляют неделимые вещи либо вещи,

стоимость которых существенно уменьшается при разделе (например,

целостностный имущественный комплекс – цех, завод и пр.)

Имущество, переданное обществом участниками в пользование, не

учитывается при распределении – оно возвращается собственнику в натуральной

форме без вознаграждения. Стоимость имущественных прав (прав пользования

данным имуществом) должна учитываться при распределении размера участника в

имуществе, подлежащим разделу.

Участники общества не относятся к числу его кредиторов, а потому

распределение между ними имущества общества производится за рамками

ликвидационной процедуры. Участники не имеют права требовать от общества

возврата своих вкладов в том объёме, в каком они были внесены. Между

участниками распределяется лишь то имущество, которое осталось у общества.

Участники сами определяют условия распределения между ними

имущества общества, оставшегося после расчётов с кредиторами. По общему

правилу, имущество распределяется пропорционально размерам долей участников

в уставном фонде (капитале) общества. Участники могут определить его

порядок раздела имущества в учредительных документах.

Владельцы привилегированных акций в акционерном обществе и

вкладчики в коммандитном обществе при распределении имущества между

участниками имеют право на первоочередное получение причитающейся им

доли32.

Законом установлен 6-ти месячный срок с момента опубликования

объявления о ликвидации, в течении которого имущество хозяйственного

общества, оставшееся после расчётов со всеми кредиторами, должно быть

распределено между участниками.

По истечении 6-ти месячного срока участники приобретают право

требовать у общества возврата им оставшегося имущества в судебном порядке.

Это право сохраняется до исключения общества из Единного государственного

реестра предприятий и организаций Украины.

Обязанность по распределению имущества хозяйственного общества,

оставшегося после расчетов со всеми

кредиторами, возлагается на ликвидационную комиссию. Участник общества

может в судебном порядке оспаривать действия ликвидационной комиссии,

связанные с распределением имущества между участниками или требовать

выдачи причитающийся ему доли имущества. Ответчиком по подобным искам

является не ликвидационная комиссия, а само общество (ликвидационная

комиссия действует в качестве специального органа общества).

Ликвидация считается завершенной, а общество прекратившим свою

деятельность с момента внесения записи об этом в государственный

реестр.

Отмена государственной регистрации хозяйственного общества и

исключение его из Реестра предпринимательской деятельности осуществляется

после предоставления в орган государственной регистрации

32ч. Ст. 4 Закона «О ценных бумагах и фондовой бирже», ч. 3 ст. 83

Закона «О хозяйственных обществах».

следующих документов:

. решение о ликвидации следующих документов;

. решение о ликвидации;

. акта ликвидационной комиссии с ликвидационным балансом;

. справки аудитора (в случае обязательности проверки им ликвидационного

баланса);

. справки учреждений банков о закрытии счетов;

. справки органов государственной налоговой службы о

снятии с учета;

. подтверждение опубликования объявления о ликвидации

хозяйственного общества;

. справки из архива о принятии документов, подлежащих долгосрочному

хранению;

. справки органов внутренних дел о принятии печатей и штампов;

. оригиналов учредительных документов, свидетельства о

государственной регистрации.

Инвестиционными фондами и инвестиционными компаниями дополнительно

посылаются сообщения государственной комиссии по ценным бумагам о

фондовом рынке, об отмене регистрации выпуска инвестиционных сертификатов

инвестиционных фондов и инвестиционных компаний.

Отмена государственной регистрации лишают общество статуса

юридического лица и является основанием для исключения его из Единого

государственного реестра предприятий и организаций Украины.

Хозяйственное общество считается ликвидированным с момента и

исключения из государственного реестра.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В настоящей работе рассмотрены основные аспекты

правового регулирования предпринимательской деятельности хозяйственных

обществ, одной из самых распространенных организационно – правовых форм

предпринимательской деятельности в Украине.

В работе предоставлен анализ основополагающей нормативно –

правовой базы, регулирующий основы

предпринимательства в целом и предпринимательской деятельности

хозяйственных обществ, в частности:

Рассмотрены подробно правила создания, регистрации хозяйственных

обществ, материальные основы деятельности обществ, правовой статус

их филиалов и представительств, а также дочерних предприятий.

При анализе различных отличительных особенностей разных видов

хозяйственных обществ, особое внимание было уделено таким видам

хозяйственных обществ, как акционерные общества и общества с ограниченной

ответственностью.

Большая часть дипломной работы посвящена исследованию правовых

аспектов финансово – хозяйственной деятельности

хозяйственных обществ (взаимоотношениям с другими субъектами

хозяйствования, с финансово – кредитными учреждениями, контролирующими

органами).

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что: а) правовую

основу, регулирующую деятельность хозяйственных обществ, составляет вся

совокупность нормативно – правовых актов (законов, Указов президента,

постановлений Кабинета Министров Украины, актов центральных и

местных органов государственной власти), которые базируясь на

Конституции Украины, устанавливают принципы, стандарты, нормативы

и правила поведения всех субъектов предпринимательской

деятельности. Данная нормативная совокупность достаточно

обширна, зачастую нестабильна и противоречива; б) еще один

немаловажный вопрос, затронутый в этой работе – перспективы

дальнейшего усовершенствования законодательства в этой области.

Переход к рыночной экономике потребовал изменения сложившейся ранее

концепции хозяйственного права. Современное хозяйственное

право становится правом предпринимательской деятельности.

Следует отметить, что в отличие от России, где в основном уже

разработаны научные основы предпринимательского права, в Украине эта

отрасль науки значительно отстает. Издающиеся в последнее время

монографии, книги, учебники, методические пособия представляют из себя

либо сборники нормативных актов (например, комментарий Закона Украины «О

хозяйственных обществах» под авторством Е.Р. Кибенко – доцента

кафедры правовых основ предпринимательского и финансового права

Национальной юридической академии Украины).

Многие хозяйственные отношения не урегулированы

законами, Указами президента и постановлениями правительства

Украины, поэтому часть хозяйственных отношений

регулируется приказами и инструкциями министерств, ведомств

Украины, например, в сфере правового регулирования ценообразования,

налогообложения, ведения бухгалтерского учета. Следует отметить, что

многие положения правовых актов противоречивы, бессистемны и

непоследовательны, что затрудняет их понимание и самое главное

реализацию (применение).

Выход из сложившийся ситуации может быть один -

кодификация хозяйственного законодательства и принятие

хозяйственного (предпринимательского ) кодекса, ибо успешное развитие

предпринимательства и экономики в целом возможно лишь при

стабильном законодательстве, позволяющем реализовать гражданам свое

конституционное право на свободную предпринимательскую деятельность.

Список использованных источников

Научная литература:

1. Винник О.П. Характерные черты хозяйственных организаций, -

«Предпринимательство, хозяйство, право» № 2 , 1998, с.7

2. Горфинкель В.Я. Предпринимательство. Учебник М.: Изд-во Юнити, 1999

3. Дойников И.В. Предпринимательское право: Учебное пособие Москва.,1999

4. Жилинский С.Е. Предпринимательское право: Учебник для вузов - Москва,

2000

5. Кибенко Е.Р. Научно – практический комментарий Закона «О хозяйственных

обществах» - Х.: Эспада, 2000

6. Костюк Д.В. «Что и как проверяет налоговый инпектор».- Харьков, изд-во

«Фактор»,2000

7. Мартемьянов В.С. Хозяйственное право.- изд-во «Бек», Москва., 1994

8. Пелих А.С. Основы предпринимательства – изд-во «Гардарина», Москва,1996

9. Саниахметова Н.А. Юридический справочник предпринимателя изд-во

«Одиссей», Х., 1999

10. Селезнев В.В. Основы рыночной экономики – изд-во «АСК», Киев., 2000

11. Харитонов Е.О. Гражданское и семейное право Украины, - изд-во

«Одиссей», Харьков, 2000

12. Яновская Н.А. Уставный фонд: формирование, изменение, ликвидация, изд-

во «Фактор», Харьков, 1998

13. Бюллетень. Право и практика, изд-во «Бест и Ко», Киев, 1995

Нормативные акты

1. Конституция Украины / Ведомости Верховной Рады Украины № 30 , 1996

2. Хозяйственный процессуальный кодекс / Баланс, № 32, 2001, с.16

3. Гражданский кодекс Украины / Кодексы Украины, №1, 1999г.

4. Кодекс административных нарушениях Украины/ Кодексы Украины, № 5, 1999

г.

5. Закон Украины «О предпринимательстве» от 7.02.1991г./ Сборник

законодательства Украины, свод законов Украины (серия 3) № 1, 2000, с.10

6. Закон Украины «О предприятиях» от 27.03 .1991г./ Сборник законов Украины

(серия 3) № 2, 2000, с.17

7. Закон Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» от 18.06.1991г./

Ведомости Верховной Рады Украины, № 38,1991, ст.509

8. Закон Украины «О товарной бирже» от 10.12.1991 г./ Сборник

законодательства Украины, свод законов Украины (серия 3) № 4, 2000, с.50

9. Закон Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.1991 г./ Сборник

законодательства Украины (серия 3) № 4 , 2000, с.39

10. Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.1991 г./

Свод законов Украины (серия 3) № 2, 2000, с.18

11. Закон Украины «Об ограничении монополизма и недопущении

недобросовестной конкуренции» от 18.02.1992 г./ Сборник законодательства

Украины, свод законов Украины (серия 3) № 5, 2000, с.64

12. Закон «О лицензировании определённых видов хозяйственной деятельности»

от 1.06.2000 г. / Ведомости Верховной Рады Украины, № 131-132, 2000,

ст.10

13. Закон Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской

деятельности» от 23.03.1996г./ Ведомости Верховной Рады Украины, №

86,1996, ст.451

14. Закон Украины «О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности» от

16.07.1999г./ Ведомости Верховной Рады Украины, № 40,1999, ст.365

15. Закон Украины «О банках и банковской деятельности» от 20.03.1991 г. /

Свод законов Украины (серия 3) № 2, 2000, с.15

16. Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О хозяйственных

обществах» от 23.12.1997 г./ Ведомости Верховной Рады Украины, № 16,1998,

ст.3

17. Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или

признании его банкротом» от 30.05.1999г./ Ведомости Верховной Рады №42-

43 , ст. 378, 1999 г.

18. Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 3.04.1997г./

Ведомости Верховной Рады Украины, № 21,1997, ст.156

19. Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.1997г./

Ведомости Верховной Рады Украины, № 30,1997, ст.81

20. Указ Президента Украины от 23.07.1998 г. №817/98 «О некоторых мерах по

дерегулированию предпринимательской деятельности», Бизнес, (Бухгалтерия(,

№14, 2000 г.,149

21. Указ Президента Украины от 3.07.1998 г. №727 «Об упрощённой системе

налогообложения, учёта и отчётности субъектов малого

предпринимательства», Официальный вестник Украины, №26, 1999 г., ст. 1230

22. Постановление Кабинета Министров Украины от 28.02.1998г. № 419 «Об

утверждении порядка представления финансовой отчётности», ОВУ, 2000,

№9,с.344

23. Постановление Кабинета Министров Украины от 25.05.1998г. № 740 « Об

утверждении Положения о государственной регистрации субъектов

предпринимательской деятельности», ОВУ, 1998,№ 21,с.767

24. Постановление Кабинета Министров Украины от 3.07.1998г. № 1020 «Об

утверждении положения о порядке лицензирования предпринимательской

деятельности», ОВУ, 1998, №27, с.1004

25. Положение о приобретении, реализации и аннулирования акционерным

обществом собственных акций: утверждено решением Государственной Комиссии

по ценным бумагам и фондовому рынку от 19.04.2000, №42, ОВУ, 2000, №20,

ст. 841

26. Положение о порядке ознакомления акционеров с информацией в открытом

акционерным обществе: Рекомендовано распоряжением фонда государственного

имущества Украины от 5.05.1996, №71-р, /Бюллетень о приватизации, 1996,

№11

27. Положение о порядке регистрации выпуска акций во время реорганизации

обществ: утверждено решением Государственной Комиссии по ценным бумагам и

фондовому рынку от 30.12.1998, №22/ ОВУ,1999, №10, ст.398

28. Положение о порядке регистрации выпуска акций закрытыми акционерными

обществами: утверждено решением Государственной Комиссии по ценным

бумагам и фондовому рынку от 12.02.1998, №41- Бизнес; Бухгалтерия,1999,

№14, ст.62

29. Положение о предоставлении регулярной информации открытыми акционерными

обществами и предприятиями – эмитентами облигаций: утверждено решением

Государственной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от

17.01.2000, №3/ ОВУ,2000, №36, ст.235

30. Инструкция о порядке учета плательщиков налога: утверждена приказом

Государственной налоговой администрации Украины от 17.11. 1998г., №552/

ОВУ, 1998, № 50, ст.1856

31. Инструкция об открытии банками счетов в национальной и иностранной

валюте: Утверждена постановлением Правления Национального банка Украины

от 18.12.1998 г., № 527/ОВУ , 1999, 31 ,ст.23

32. «О некоторых вопросах практики применения Закона Украины «О

предпринимательстве». Разъяснение президиума Высшего Арбитражного Суда

Украины от 6.08.1997г., № 02-5/276,- Вестник арбитражного Суда Украины,

1998,№1, с 72

33. «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с

созданием, реорганизацией и ликвидацией предприятий». Разъяснение

президиума Высшего Арбитражного суда Украины от 12.06.1996г. № 02-

5/334, - Бюллетень законодательства и юридической практики Украины,

1998, №3, ст. 33

34. « О порядке применения ст.41 и ст. 43 Закона Украины «О

хозяйственных обществах»: Разъяснения Государственной комиссии по

ценным бумагам и фондовому рынку от 10.11.1999г., 324» - Бюллетень «О

приватизации», 2000, №3, ст.21

Перечень условных сокращений, символов, терминов

ОВУ - Официальный вестник Украины

ВВР - Ведомости Верховной Рады Украины

АКУ – Антимонопольный комитет Украины

ГК – Гражданский кодекс

КоАП – Кодекс об административных правонарушениях

УК – уголовный кодекс

МВЭСторг – Министерство Внешенеэкономических связей и торговли

Субъект предпринимательства – юридические лица какой–либо организационно-

правовой формы и физические лица, не ограниченные в правоспособности и

дееспособности, зарегистрированные как субъекты предпринимательской

деятельности в установленном законом порядке.

ст. – статья

г. - год

и.т.д.- и так далее

в т.ч. – в том числе

тыс. грн.- тысяч гривень

ч. - часть

Приложение 1

Таблица 1.

Сравнительная характеристика организационно-правовых форм хозяйственных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.