рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правовой режим земель, используемых сельскохозяйственными коммерческими организациями и охрана окружающей среды в сельском хозяйстве

предоставлены лишь государственным и муниципальным учреждениям, федеральным

казенным предприятиям на срок не более чем один год, а земельные участки из

земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, могут быть

предоставлены на праве безвозмездного срочного пользования юридическим

лицам иной организационно-правовой формы на основании договора.

2. Основания возникновения прав на землю сельскохозяйственных

коммерческих организаций.

В соответствии с положениями нового Земельного кодекса РФ права на

земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским

законодательством, федеральными законами и подлежат государственной

регистрации в соответствии с Федеральным Законом «О государственной

регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с законом основаниями возникновения права собственности на

землю сельскохозяйственных коммерческих организаций как юридического лица

могут являться:

- предоставление земельных участков, находящихся в государственной или

муниципальной собственности сельскохозяйственным коммерческим

организациям за плату, а в предусмотренных ЗК РФ, федеральными

законами и законами субъектов РФ случаях – бесплатно;

- право собственности, хозяйственного ведения или оперативного

управления на здания, строения сооружения сельскохозяйственных

коммерческих организаций в соответствии с принципом единства судьбы

земельных участков и прочно связанных с ними объектов, порождает

возникновение соответствующего права использования земельного участка;

- купля-продажа земельного участка;

- приобретение земельного участка из земель, находящихся в

государственной или муниципальной собственности на торгах, конкурсах,

аукционах;

- продажа земельных участков фонда перераспределения земель местной

администрацией на аукционе или по конкурсу (согласно п. 5 Указа

Президента РФ от 27 декабря 1991 года “О неотложных мерах по

осуществлению земельной реформы”);

- передача земельного участка или его части, земельных долей (паев) в

уставной капитал (складочный) капитал сельскохозяйственного

предприятия (п. 2 Указа Президента РФ от 27 октября 1996 года “О

регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в

России”);

- выкуп сельскохозяйственным предприятием земельных угодий остающихся

сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме. Речь

идет о тех случаях, когда в результате реорганизации колхозов,

совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, согласно

Положению, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 сентября

1992 года № 708 (“О порядке приватизации и реорганизации предприятий и

организаций агропромышленного комплекса”) площадь земель, выделенных

гражданам, имеющим право на получение земельных долей бесплатно,

окажется в своей совокупности меньше площади прежних земельных угодий

хозяйства. Последние вправе обратиться в районную администрацию (орган

местного самоуправления) с ходатайством о дополнительном выделении

оставшейся части земельных угодий в аренду или в собственность в

порядке выкупа (п. 9, 12 Положения о реорганизации, колхозов, совхозов

и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий).

Собственность на землю может возникнуть и в результате покупки

сельскохозяйственных долей (паев) у граждан, и иных лиц. Возможен переход

права собственности на землю к организации как юридическому лицу в случае

передачи гражданином своего участка по наследству или в порядке дарения.

Как было сказано выше, земельные участки предоставляются в постоянное

(бессрочное) пользование лишь государственным и муниципальным учреждениям,

федеральным казенным предприятиям. Земельные участки предоставляются в

бессрочное, постоянное пользование на основании решения исполнительных

органов государственной власти или органов местного самоуправления, при

этом земли остаются в государственной ли муниципальной собственности

Содержание права бессрочного пользования землей, а также права аренды и

права временного пользования, на которых сельскохозяйственные организации

тоже могут использовать участок, образуют правомочия владения и пользования

(аналогично правомочиям владения и пользования при собственности). Что

касается правомочия распоряжения землей, то ни пользователь (как

постоянный, так и временный) ни арендатор им не обладают.

Передача гражданам и юридическим лицам земельного участка во временное

пользование оформляется договором временного пользования землей

сельскохозяйственного назначения (форма договора утверждена Постановление

Правительства РФ от 19 марта 1992 года № 177).

Право аренды земельного участка сельскохозяйственных коммерческих

организаций возникает на основании договора аренды в соответствии с

положениями гражданского и земельного законодательства РФ. Вопрос аренды и

арендных отношений надо рассмотреть особо. Сейчас в стране значительное

место занимают сельскохозяйственные коммерческие организации, которые были

образованы на основе аренды земель сельскохозяйственного назначения, что

вызвано рядом исторических причин.

Аренда земельного участка - временное владение землей, нормы пользования

которого установлены федеральным законодательством, законодательством

субъектов Российской Федерации и договором между собственником и

арендатором. Таково академическое определение этого понятия.

Аграрная реформа начала 90-х годов сделала ставку на предоставление земли

в собственность производителям, а не в аренду. Ведь приватизация земли и

означает ее передачу в собственность крупным и малым (семейным) коллективам

производителей, и лишь хозяйствам, претендующим на землю сверх

установленных норм, она может продаваться или сдаваться в аренду

государственными органами.

Считается также, что истинный хозяин должен быть собственником, а не

арендатором, ведь именно собственник заинтересован в стойком улучшении

земель, тогда как арендаторы (особенно краткосрочные) способны растратить

тот уровень плодородия, который окажется на предоставленных им землях.

При разработке законодательства об аренде был принят во внимание тот

фактор, что качество и плодородие в различных регионах России существенно

отличаются. Если в малонаселенных местностях земля имеет сравнительно

невысокую ценность и ее передача в частную собственность не вызывает

конфликтов, то в регионах с плотным населением та его часть, которая так

или иначе оказывается отстраненной от земли, закономерно проявляется

недовольство тем, что земля попадает в руки немногих. Этим доводом нередко

пользуются региональные власти и для того, чтобы сузить распространение

частной собственности на землю.

Поэтому в регионах, где земля имеет высокую ценность, более основательно

было бы продавать ее (в рассрочку), либо сдавать в аренду, либо

пропорционально уменьшить норму бесплатной ее передачи в частную

собственность.

Помимо уже испытанных методов приватизации земли, в разных регионах

страны могут быть испробованы также иные, включая (льготную) продажу земли

в частную собственность, сдачу государственной земли в аренду и другое.

Поэтому, независимо от политических предпочтений, нужно быть готовым к

тому, что государственные земли будут переходить в частные руки не только

путем их бесплатной раздачи, но и посредством гражданско-правовых сделок,

подвергающихся определенному преломлению в зависимости от особенностей

земельных отношений в каждом конкретном регионе. При этом, распорядителем

судьбы государственных земель должны быть не только местные органы власти,

но также и государственные органы федерального и регионального уровней - в

зависимости от того, кому именно (муниципальными властям или же региону,

Федерации) будет принадлежать та или иная земля на праве собственности.

Последнее обстоятельство требует реорганизации нынешней единой

государственной землеустроительной службы, ибо у каждого органа власти

должно быть “Свое” звено этой службы, подчиненной только ему, и выведенное

из-под властного воздействия одноименного звена той же службы, состоящей

при органе власти более высокого порядка. Такое “раздробление”

государственной землеустроительной службы будет означать на деле

прекращение так называемого двойного подчинения ее низших звеньев. Можно

ожидать, что между различными, независимыми друг от друга звеньями этой

службы сохранятся профессиональные, научные или иные связи; можно полагать,

что нормативные и методические документы федерального звена

землеустроительной службы, как наиболее квалифицированной, сохранят свой

авторитет.

Продажа или сдача в аренду государственной земли по форме должна быть

такой же сделкой, как аналогичные акты в пределах частного сектора. В

принципе, к тем и другим должны применяться одни и те же правила. В то же

время формы бланков, применяемых для однотипных сделок, могут и должны быть

разными. Например, продавая или сдавая в аренду землю, орган

государственной власти имеет возможность как бы в одностороннем порядке

предписать целевое назначение земли и предусмотреть санкции за нарушение

этого условия.

Но если земля меняет владельца в пределах частного сектора, то прежний

владелец может (и должен) лишь указать ее целевое назначение согласно

некому первоначальному акту, относящемуся к моменту приватизации этой

земли. Естественно также, что он не может угрожать покупателю какими-либо

санкциями в случае нарушения последним режима, предписанного целевым

назначением земли. О таких санкциях покупателю могут напомнить лишь при

государственной регистрации сделки (от имени государства, но не от имени

продавца). Если же частная земля сдается в аренду, то от арендодателя можно

и нужно требовать, чтобы в арендный договор было включено условие о целевом

назначении земли и о возможных санкциях - как со стороны арендодателя, так

и земельных органов - в случае нарушения этого условия.

Договор аренды и договор временного пользования имеют нечто общее. В

обоих случаях это срочный договор, т.е. на заранее установленный срок. В

тоже время между ними имеются различия. Так, договор аренды может быть

краткосрочным - до 5 лет, и долгосрочным - до 50 лет, договор же временного

пользования землей заключается, как правило, на срок не более 3 лет;

арендодателями, согласно законодательству, могут быть только собственники

земельных участков, а срочной предоставляющей земельный участок во

временное пользование - кроме собственника также землевладелец,

землепользователь или арендатор. Имеются и другие различия.

Российский комитет по земельным ресурсам и землеустройству в письме от 18

марта 1996 года № 5-16\489 направил своим органам на местах

рекомендательную форму договора аренды земельных участков, поселений. Этот

договор реализует отношения владельцев земли в лице муниципальных властей и

арендаторов, которыми могут выступать любые частные и юридические лица.

Форму этого договора с некоторой доработкой могут использовать любые

собственники земли.

Необходимость появления такого документа назрела давно. Раньше местные

органы власти вынуждены были сами составлять договоры аренды, что нередко

приводило к курьезам. Так, в одном из райцентров был заключен договор

аренды без упоминания об арендной плате, ее размере и сроках Участок о

котором идет речь, был передан в пользование на 49 лет практически

бесплатно. Подобных случаев достаточно.

В документе Роскомзема муниципальным властям предлагаются и базовые

размеры арендной платы. Их рекомендуется устанавливать решением органа

исполнительной власти в размере 0,5 процента и более от нормативной цены

земли, принятые согласно Постановлению Правительства России от 03.11.94 №

1204 “О порядке определения нормативной цены земли”.

В соответствии с действующим законодательством максимальный срок договора

аренды земельного участка в Российской федерации 50 лет, однако, никакого

запрета на продление или перезаключение такого договора нет.

Земельные участки могут быть переданы в аренду исключительно по решению

собственника уполномоченного им лица.

Согласно второй части ГК РФ, если арендодатель является собственником

земельного участка, он предоставляет арендатору право аренды или иное право

пользования соответствующей частью участка. Если же арендодатель не

является собственником земельного участка, то он по общему правилу вправе

сдать свое здание, сооружение в аренду без согласия собственника участка,

передав арендатору тот же титул на землю, что имеет сам.

В соответствии с Указом Президента России “О неотложных мерах по

осуществлению земельной реформы в РСФСР” (п. 5) местной администрации

предоставлено право организовать передачу в аренду земель с правом

последующего выкупа в собственность. Установлено, что при передаче в аренду

преимущественные права предоставляются лицам, ранее арендовавших земельные

участки.

Каждый собственник, будь это частное лицо или государство, в договоре

аренды земельного участка самостоятельно устанавливает нормы пользования и

ограничения.

Так, например, московские власти дают возможность арендаторам продавать

права аренды, закладывать, завещать. В некоторых областях России возможна и

субаренда земельного участка.

Аренда земли - несомненный шаг вперед по сравнению с постоянным

бессрочным пользованием. Последнее не гарантирует прав владения участком,

который может быть в любой момент изъят (с предоставлением иного - по

усмотрению властей).

Аренда же большую часть прав определенно устанавливает и защищает.

К серьезным недостаткам аренды относятся неопределенность размера

арендной платы в будущем и отсутствие гарантии, что на следующий срок

договор будет заключен именно с этим, а не с иным арендатором. Эти вопросы

уже рассматриваются нашим законодателем и вскоре, я надеюсь, сфера этого

вопроса будет разрешена самым наилучшим путем.

3. Права и обязанности сельскохозяйственных коммерческих организаций по

использованию земли. Прекращение прав на землю.

Совокупность прав и обязанностей сельскохозяйственной коммерческой

организации в области использования и охраны земель, а также способность

своими действиями приобретать права и создавать для себя определенные

обязанности в области земельных отношений составляет земельную

правосубъектность сельскохозяйственной коммерческой организации.

Рассматривая права и обязанности сельскохозяйственных предприятий по

использованию земли нельзя не упомянуть, что земли, на которых

сельскохозяйственные предприятия ведут свое производство, являются землями

сельскохозяйственного назначения и относятся к основной категории земель

РФ. Категории земель устанавливаются в соответствии с их целевым

назначением. Так, для земель сельскохозяйственного назначения основной

целью использования является производство сельскохозяйственной продукции.

Принцип целевого характера использования земель представляется собой один

из важнейших принципов российского земельного права. Этот принцип

реализуется в нормах права через закрепление обязанности всех субъектов

использовать земельные участки в соответствии с основным целевым

назначением независимо от того, на каком правовом титуле они предоставлены.

Под целевым назначением земель понимаются установленные законодательством

порядок, условия, предел эксплуатации (использования) земель для конкретных

целей в соответствии с категориями земли.

ЗК РФ вводит новое, ранее не известное российскому законодательству

понятие «разрешенное использование земельных участков», которое можно

рассматривать как один из элементов их правового режима. Разрешенное

использование земельного участка – это использование земельного участка с

учетом целевого назначения, установленных ограничений и обременений.

Разрешенное использование земельного участка определяется на основе

зонирования земель, градостроительной и землеустроительной документации.

Оно может содержать требования:

1) к способам использования земельного участка и запрещению тех из них,

которые ведут к деградации земель и снижению плодородия почв или

ухудшению окружающей природной среды;

2) к плотности, высоте и глубине застройки в соответствии с

градостроительной документацией и строительными нормами и правилами;

3) к размещению социально-культурных, коммунально-бытовых, промышленных и

иных зданий, строений сооружений в пределах соответствующей зоны или

земельного участка;

4) к видам пользования, оказывающим негативное воздействие на здоровье

человека или связанным с повышенной для него опасностью;

5) к предельно допустимым нормам нагрузки на окружающую природную среду;

6) к сохранению зеленых насаждений, а также иные требования, установленные

федеральными законами, законами и иными нормативно-правовыми актами

субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного

самоуправления.

Перечень требований, включаемых в разрешенное использование земельного

участка устанавливается независимо от прав на данный земельный участок.

Разрешенное использование земельных участков определяется органами

исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а

также при предоставлении конкретных земельных участков и указывается в

документах, удостоверяющих права на земельный участок. Самовольное

изменение режима разрешенного использования земельных участков не

допускается.

Все многочисленные права и обязанности, составляющие правомочие

использования земельного участка, являющегося неотъемлемым элементом

земельной правосубъектности сельскохозяйственных предприятий,

подразделяются на общие права и обязанности и специальные. Общие права и

обязанности распространяются на всех субъектов, использующих землю,

независимо от ее категории и целевого назначения. Кроме того, права и

обязанности могут быть установлены применительно к использованию земель,

например сельскохозяйственного назначения или другой категории земельного

фонда. Права и обязанности, зависящие от категории земель и целевого

назначения участка, являются специальными. Объем и содержание прав и

обязанностей при временном пользовании и аренде земли могут зависеть от

условий договора, заключаемого сторонами (например, право на последующий

выкуп земельного участка при аренде; право на возведение для

производственных целей строго перечисленных в договоре построек временного

характера при договоре временного пользования землей и т.д.)

Среди общих прав по использованию земель можно выделить следующие:

- право самостоятельного хозяйствования на земле;

- право использования в установленном порядке для собственных нужд

имеющихся на земельном участке общераспространенных полезных

ископаемых, пресных подземных вод, а также закрытых водоемов в

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.