рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правовое государство

Конгресса. Сената наделен полномочием утверждения членов правительства,

назначаемых президентом. Он также ратифицирует договоры и иные

международные соглашения, заключаемые президентом. В случае совершения

президентом преступлений, Сенат обращается в суд для решения вопроса о

вынесении ему "импичмента", т. е. об отстранении от должности. "Возбуждает"

же дело об импичменте Палата Представителей. Но могущество Сената

ослабляется тем, что ее председателем является вице-президент. Но последний

может принимать участие в голосовании лишь в том случае, если голоса

разделяются поровну. Конституционный контроль в стране осуществляет

Верховный суд США.

Необходимо обратить внимание на то, что в современных демократических

государствах (таких, как США, Германия) наряду с классическим делением

государственной власти на "три власти" федеративное устройство является

также способом децентрализации и "разделения" власти, предупреждающим ее

концентрацию.

Теперь, основываясь на Конституции Российской Федерации, рассмотрим

принцип разделения властей в России. Статья 10 Конституции Российской

Федерации гласит: "Государственная власть в Российской Федерации

осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и

судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти

самостоятельны". К органам законодательной власти в Российской Федерации

относятся: Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума -

две палаты Собрания), Законодательные Собрания республик, входящих в состав

Российской Федерации; органы власти других субъектов Российской Федерации;

местные органы государственной власти. К органам исполнительной власти в

Российской Федерации относятся: Президент Российской Федерации; Совет

Министров Российской Федерации; Высшие должностные лица республик,

избираемые гражданами или Законодательными Собраниями; Правительство

республик; органы администрации других субъектов Российской Федерации. К

органам судебной власти в Российской Федерации относятся: Конституционный

Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации; Высший

Арбитражный Суд Российской Федерации; суды республик и других субъектов РФ;

районные народные суды; суды специальной юрисдикции. Федеральное Собрание -

парламент Российской Федерации является представительным и законодательным

органом Российской Федерации. Совет Федерации одобряет законы, принятые

Государственной Думой. Закон считается одобренным Советом Федерации, если

за него проголосовало более половины от общего числа депутатов либо, если в

течение четырнадцати дней он не будет рассмотрен Советом Федерации. В

случае отклонения закона Советом Федерации палаты могут создавать

согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего

закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

Государственная Дума принимает законы большинством голосов от общего числа

депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совету

Федерации. Президент Российской Федерации является главой государства,

гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и

гражданина; представляет Российскую Федерацию внутри страны и в

международных отношениях; представляет Государственной Думе предложение о

назначении Председателя правительства; ставит перед Государственной Думой

вопрос об отставке правительства; представляет Государственной Думе

кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка

Российской Федерации и ставит вопрос перед ней об его освобождении;

формирует правительство Российской Федерации путем назначения на должность

по предложению Председателя Правительства Российской Федерации заместителей

Председателя Правительства, федеральных министерств; представляет

кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда,

Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора

Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов; формирует

Администрацию Президента Российской Федерации, назначает и освобождает ее

руководителя; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил

Российской Федерации.

Во времена "перестройки" в стране была создана двухуровневая система

высших органов власти: Съезд Советов и Верховный Совет, председатель

которого являлся главой государства, его главным должностным лицом. При

этом принцип разделения властей был серьезно нарушен: Председатель ВС был

наделен и очень важными полномочиями исполнительной власти. Получалось не

разделение властей, а скорей наоборот, их соединение. Меньше чем через год

от этого пришлась отказаться и перейти к президентской системе. Это был шаг

в направлении разделения властей, а значит и в направлении правового

государства. Но движение по этому пути было прервано в августе 1991 года,

после чего развитие пошло в другом, по сути дела, антидемократическом

направлении. Авторитарные тенденции нашли свое воплощение в Конституции

1993 года. Нарушался принцип разделения властей не только в том, что

касается функции Совета Федерации, который состоит из представителей

исполнительных органов, но наделен большими законодательными полномочиями.

Но, прежде всего потому, что в институте Президента оказалось

сосредоточенны важнейшие функции как исполнительной, так и законодательной

власти[5].

Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и

значим. Он выражает не только разделение труда между государственными

органами, но и умеренность, "рассредоточенность" государственной власти,

предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и

тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает,

что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по

отношению друг к другу и могут "сдерживать" одна другую, не допускать

доминирования одной из них. Например, превращения управленческой власти в

авторитарную, а законодательной - во "всевластие", в тоталитарную власть,

подчиняющую себе и управление, и правосудие.

Но даже если соблюдено требование разделения властей, задействована

система "сдержек и противовесов", то государство еще не обязательно

является правовым. Поэтому мы переходим к следующему признаку правового

государства – верховенство закона.

В правовом государстве ни один государственный орган, должностное

лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе

посягать на закон. За его нарушение они несут строгую юридическую

ответственность. Когда мы ведем речь о верховенстве закона как нормативно-

правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду, что

все подзаконные акты должны строго соответствовать ему, а должностные лица

не уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать его. Также

недопустимо "обогащать" закон подзаконными актами, вкладывать в его

содержание такой смысл, который не был предусмотрен законодателем. Кроме

того, и все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться

законом. А для этого помимо всего прочего, они должны быть информированы о

его содержании.

Правовое государство также предполагает правовую устойчивость

Конституции. Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение и обновление.

Ибо тогда она перестает быть Основным Законом государства, обладающим

долгосрочным характером. Вот почему бесконечные изменения, которые вносил

Верховный Совет Российской Федерации в Конституцию Российской Федерации

противоречили природе правового государства и делали нестабильной

внутриполитическую обстановку в обществе. Если конституция выражает

государственную волю общества, то ее изменение, обновление должно

осуществляться в соответствии с ней.

Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые не

противоречат Конституции и обязательны на всей территории Российской

Федерации. Правительство Российской Федерации издает постановления и

распоряжения, обеспечивает их исполнение. Они обязательны к исполнению на

всей территории Российской Федерации и основываются на Конституции

Российской Федерации, федеральных законах, нормативных указах Президента.

Конституция Российской Федерации - юридическая база всего

законодательства, в которой закреплены основы экономической, социальной и

политической организации общества, устанавливается механизм государственной

власти и управления, основные права и обязанности граждан. Отсюда и

значение Конституции как Основного Закона государства. Необходимо

максимально стремиться к тому, чтобы Конституция занимала реальное место в

правовой системе, имела практическую ценность. Конституция закрепляет

основные положения всех сторон государственной и общественной жизни,

поэтому для практической реализации ее норм, как правило, необходимы

вторичные законодательные акты, детализирующие конституционные установления

в такой мере, в какой это необходимо для их претворения в жизнь. Однако в

важнейших вопросах и сама Конституция должна быть в достаточной степени

конкретной, чтобы выступать в качестве источника норм прямого действия,

обязательных для государственных органов, должностных лиц. К числу таких

норм, относятся те, которые закрепляют основные права, свободы и

обязанности граждан.

В современном демократическом государстве эффективность правового

закона сопряжена с наличием единого правового пространства, в котором

приоритетное значение имеет принцип верховенства законов, принимаемых от

имени народа и выражающих его суверенную волю, над всеми действующими в

стране нормативными актами. Подзаконные акты, включая ведомственные

распоряжения, приказы, инструкции, подлежат конституционному контролю. Это

означает, что они могут быть опротестованы, обжалованы и аннулированы по

мотивам нарушения законности или, напротив, после определенной судебной

процедуры подтверждены как соответствующие конституции и иным законам.

Отрицательным примером в строительстве правового государства в РФ

явилось принятие конституций республиками, не соответствующих Конституции

Российской Федерации по многим фундаментальным вопросам (Степное Уложение

Республики Калмыкия; конституции Республики Коми, Республики Башкортостана,

Республики Карелия). А именно: по вопросам нарушения прав и свобод человека

(ущемляются права граждан русскоязычного населения на территориях

республик); декларируется приоритет верховенства законодательства

республик; устанавливаются собственные судебные системы (предмет

исключительного ведения Российской Федерации); провозглашается право

назначения высших должностных лиц в республике высшими органами власти

республик (приоритет Российской Федерации).

Права и свободы человека в системе ценностей.

Верховенство закона подразумевает не только приоритет закона, но и

широкий аспект прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим

законодательством. В правовом государстве любое ущемление прав человека

недопустимо. Более того, оно обязано последовательно и неукоснительно

обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи принципиальное

значение приобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни

общества и государства. Ее решение предполагает создание государством

надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.

Перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому

государству, содержится в международных актах. Это, прежде всего Всеобщая

декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря

1948г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных

правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, принятых на

ХХI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966г.

Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая ООН в 1948 году

состоит из 30 статей. В ней провозглашается, что "все люди рождаются

свободными и равными по своему достоинству и правам. Они наделены разумом и

совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства".

Декларация также провозглашает, что никто не может быть подвергнут

произвольному аресту, задержанию или изгнанию, что каждый человек имеет

право на равную защиту закона, на гласный, справедливый и беспристрастный

суд. В Декларации также указывается на недопустимость произвольного

вмешательства в личную и семейную жизнь граждан, посягательства на

неприкосновенность их жилища, тайну корреспонденции и т.п. Она закрепляет и

другие права и свободы человека, которые должны быть признаны и уважаться

всеми государствами (свобода мысли, совести и религии, свобода передвижения

в пределах каждого государства, право убежища в других странах, право на

труд, на равную оплату, право на свободный выбор профессии, право на защиту

от безработицы, право на создание профсоюзов и т. д.).

В числе международных документов о правах человека также следует

указать Международный пакт о гражданских и политических правах,

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,

Конвенцию о правах ребенка.

В закреплении основ правового положения человека и гражданина большое

значение имеет Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая

Верховным советом РСФСР 22 ноября 1991г. Декларация закрепляет новое важное

положение: общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам

человека, имеют преимущества перед законами Российской Федерации и

непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации.

Перечень прав и свобод, провозглашенных в указанных актах, закреплен и

гарантирован в конституциях правовых государств. Особое значение в них

придается юридической защищенности личности, которая немыслима без

презумпции невиновности. Презумпция же невиновности означает, что подлинно

демократическое государство признает, что все вопросы, связанные с

виновностью или невиновностью граждан в совершении того или иного

преступления, следует решать только в судебном порядке. Более того, при

рассмотрении уголовных дел, по которым может быть вынесен смертный

приговор, гражданин вправе требовать, чтобы его судил суд присяжных. В

Российской Федерации это право отражено в ст.49 Конституции Российской

Федерации.

Значительное внимание в Конституции РФ уделено личным, гражданским и

политическим правам, а также гарантиям этих прав. Право частной

собственности охраняется законом (ст.35). Закрепляется право частной

собственности на землю (ст.36), а также право на свободное использование

своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной,

не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34), что обеспечивает

создание надежной конституционной базы для продвижения экономической

реформы, стабильного развития рыночной экономики.

К сожалению, в реальной жизни повсеместно нарушаются права и свободы

граждан, и не только в нашей стране, но и во всем мире. Это выражается в

преступлениях геноцида, различных способах расовой дискриминации,

преступлениях апартеида, военных преступлениях.

Политический и идеологический плюрализм - отличительный признак

правового государства. Без такого плюрализма оно просто немыслимо.

Функционируя в условиях плюрализма, различные социальные силы в лице своих

политических организаций ведут борьбу за власть в государстве

цивилизованными методами, в честном политическом противоборстве со своими

противниками. Идеологический плюрализм обеспечивает им возможность свободно

излагать свои программные установки, беспрепятственно проводить пропаганду

и агитацию в пользу своих идеологических концепций.

Политический и идеологический плюрализм является выражением и

олицетворением демократизма общества, позволяет каждому его члену самому

решать вопрос о своей приверженности к той или иной политической

организации. Отсюда становится понятным, почему государство не должно

навязывать обществу какую-то одну идеологию или создавать преимущество для

той или иной политической организации.

Взаимная ответственность личности и государства - неотъемлемый признак

правового государства. В недемократическом государстве признается только

ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права

и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив,

делается акцент на ответственности государственных органов и должностных

лиц перед гражданами за их посягательство на их права и свободы. Эта

ответственность обретает реальный характер только при наличии

соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру

привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод

граждан и предусматривающих жесткие санкции за это (ст. ст.41 ч. 3, 52, 53

Российской Федерации).

Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан является

конституционное положение, в соответствии с которым властные структуры

государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с

документами и материалами непосредственно затрагивающими его права и

свободы. В правовом государстве признается право каждого гражданина

защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.

ст. 33, 45 часть 2 Конституции Российской Федерации). Все это вместе взятое

делает государство ответственным перед гражданином. В свою очередь

гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед

государством в лице его органов (ст. ст. 57, 58, 59 Конституции Российской

Федерации).

Следует отметить, что концепция Прав человека продолжает развиваться.

Существенной проблемой остается приведение национальных

законодательств и политической практики в соответствие с международными

стандартами Прав человека.

Проблемы и перспективы формирования правового государства в России.

Для того чтобы осветить данный вопрос, прежде всего надо уяснить на

каком этапе строительства правового государства мы находимся. Формирование

правового государства в нашей стране закреплено в Конституции. Однако, при

практической реализации продекламированного факта возникает масса

объективных и субъективных причин, которые порождают проблемы формирования

и отодвигают перспективы правового государства.

Объективные причины – это наследство исторического пути развития

российского государства и населения. Многое досталось нам от образа жизни в

социалистическом государстве. Прежде всего, это выражается в устойчивых

стереотипах, системе ценностей, сформированных коммунистическим режимом,

которые отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки

гражданского общества. У значительной части (если не у большинства)

населения вызывают психологический дискомфорт такие фундаментальные,

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.