рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правовое государство

Правовое государство

[pic]

Содержание

стр:

1. Возникновение и развитие идеи правового государства

3

2. Экономическая, социальная и нравственная основы правового

государства.

5

3. Понятие и признаки правового государства.

6

4. Принцип организации деятельности правового государства.

11

5. Система разделения властей в правовом государстве.

12

6. Верховенство закона.

15

7. Взаимная ответственность личности и государства.

20

8. Практика становления правового государства в России.

21

Список используемой литературы

23

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ

ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности

государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и

их различными объединениями на основе норм права.

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою

деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах

развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства

связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной

жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий,

Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и

государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное

функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее

разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при

которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право и, одновременно,

ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой

государственностью. “Там, где отсутствует власть закона,- писал Аристотель,-

нет места и (какой-либо) форме государственного строя”. Цицерон говорил о

государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем

правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и

Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних

прогрессивных учений о правовом государстве.

Рост производительных сил, изменение социальных и политических

отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают

новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных

дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации

государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица

или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом,

обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

Наиболее известные идеи правовой государственности изложили

прогрессивные мыслители того времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своей

теории Маккиавелли на основе опыта существования государств прошлого и

настоящего объяснял принципы политики, осмыслял движущие политические силы.

Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом

и обеспечении безопасности для каждого. Боден определяет государство как

правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача

государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период буржуазных революций в разработке концепции право-

вой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б.

Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.

Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства

тоже нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н. Г.

Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича.

Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные

параметры правового государства: 1) для устранения произвола необходимо

установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы

каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и

государственной организации,- отсюда идея господства права в управлении; 2)

если личная инициатива требует простора, то государству достаточно

ограничиться охраной субъективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался

самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних,

отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив

самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве

выборные общественные элементы.

В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и

субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены

требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из

реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в

руках партийно- государственного аппарата, отрыв этой власти от народа

привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации

общественной жизни на началах справедливости и в конечном счете к

установлению тоталитарной государственности.

Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала

идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально

противоположной классовой концепции государства.

2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ И НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.

Экономической основой правового государства являются производственные

отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах

собственности (государственной, коллективной, арендной, частной,

кооперативной, частной и других) как равноправных и в одинаковой мере

защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит

непосредственно производителям и потребителям материальных благ;

индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего

личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при

наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически

обеспечивают господство права, равенства участников производственных

отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся

гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей

общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится

человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных

связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином

своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений,

личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к

правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной

деятельности государства. Прочная социальная основа государства

предопределяет стабильность его правовых устоев.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие

принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности.

Конкретно это выражается в демократических методах государственного

управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод

личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства,

терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Правовое государство - это суверенное государство, которое

концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих

страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность

власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений,

основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан.

Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права,

ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. государство применяет

силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его

суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного

человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

3. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО

ГОСУДАРСТВА.

Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о

совместимости государства с правом. Правовое государство - это продукт

нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового

государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового

государства уходит своими корнями в античное общество. В основе современных

концепций правового государства лежат идеи немецкого философа

Канта (1724 - 1804 гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье

(1689 - 1755 гг.) и других европейских просветителей XVIII и ХIХ вв. таких,

как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо. Эти ученые

полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи

абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти

правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности,

обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности

и государственной власти в условиях правового государства принципиально

иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства

характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и

законом.

Концепция правового государства у И.Канта сводятся к следующим

тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практический

разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью,

если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в

целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями

категорического императива, который сводится к следующему: "поступай так,

чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого

другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к

средству" и "поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать

всеобщим законом"; правом,

основанным на нравственном законе, должны быть определены границы

поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не

противоречило свободе других; право призвано обеспечить внешне

благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; госудаство - это

соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Или

"государство в идее, такое, каким оно должно быть" обязано

сообразовываться "с чистыми принципами права"; государство призвано

гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета.

Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что

формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух

законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип

демократии - это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что

к "правильной" форме государства относится демократия, при которой

верховная власть принадлежит всей массе народа и основные законы здесь

определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля

народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь

к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство

и умеренность состояний, охрану семейного достояния. Теоретическая

конструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой

доктрине ХVIII-ХХ вв., включает разделение властей на законодательную,

исполнительную и судебную, верховенство правового закона, взаимную

ответственность личности и государства, доминирование общедозволительного

типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом

"дозволено все, что не запрещено законом", установление реальных гарантий

прав и свобод личности.

Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке

исторического развития. Еще несколько лет назад словосочетание "правовое

государство" привычно ассоциировалось с теми разделами университетского

курса, где критиковались различные модификации западных доктрин с

аналогичным названием и провозглашалось "социалистическое правовое

государство". Вызывает сомнение научная осмысленность самого сочетания

"социалистическое правовое государство". Прилагательное "социалистический"

указывает на господствующую форму собственности и на определенную

идеологию. Между тем, идея правового государства неотделима от

мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более того, идея правового

государства уже подразумевает антисоциалистичность, т.е. частную

собственность в качестве первичной и исходной. В нашем государстве

делается попытка не только возродить идею правового госудуарства, но и

претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и

противоречивым.

Для того, чтобы понять глубинную суть правового государства,

недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних

характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие

конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть

правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии

законодательных актов, и то и другое есть признаки не правового, а

полицейского государства. Суть государства правового - именно в характере

законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на

обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие

законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть

основное условие блеска его.

В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концепция

правового государства является социальной ценностью всего человечества,

удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе

правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не

командно-казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних

стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое

гражданское общество. Гражданское общество - система экономических,

духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений

индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы,

корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и

интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено

традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства

государства. Государство - лишь форма гражданского общества. В

антиправовом (тоталитарном, моновластном) государстве личность, общество и

народ противопоставлены государству как политическому аппарату власти,

отчуждены от него. Там нет граждан, есть подданые. Гражданское общество

предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов и

организаций, которые служат барьером против монополизма и посягательств

государственных органов. Понятие гражданского общества подразумевает не

только "гражданственность", известную степень политической свободы, но и

"буржуазность", т.е. экономическую независимость человека, возможность

получить доход не из рук государства.

Развертывание всего комплекса институтов государства в демократическом

обществе устраняет доминирование политической власти, устраняет или

резко ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного

комплекса институтов, характерных для развитого государства в условиях

демократии, необходимо указать, в частности, на такие: мандат народа на

осуществление власти, прежде всего путем формирования представительных

органов, выполняющих законодательные и контрольные функции; наличие

муниципального самоуправления; подчиненность всех подразделений власти

закону; независимое и сильное правосудие; наличие государственной власти

в отдельных блоках, включая исполнительную власть.

В основе правовой экономики лежит принцип "от каждого по

способностям - каждому по труду. Это социально-правовой масштаб меры

регулирования труда и потребления. Чтобы восстановить правовые принципы в

экономике, следует возродить ряд свобод: 1) открыть простор всем видам

собственности; 2) заменить административные приказы договорами,

основанными на равенстве сторон, 3) сделать главенствующим принцип

"разрешено все, что не запрещено", 4) обеспечить эквивалентный характер

обмена, 5) утвердить равноправие и добросовестность в выборе партнера,

6) не ограничивать инициативу и предприимчивость. Правовая экономика и

гражданское общество - переход от распределительного общества к рыночному -

это глубинные, сущностные предпосылки формирования правового государства.

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности

гражданского общества и правовой экономики, назначение которого -

обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому

обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом

соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за

правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо

духовным фундаментом его является признание прав человека.

Правовое государство - это демократическое государство, где

обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех

перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и

свободы человека и где в основу организации государственной власти положен

принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей.

Современное правовое государство - это демократическое государство, в

котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении

власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий

уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В

правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать

и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение,

в частности в формировании и функционировании политических партий,

общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и

т.п. Признаки правового государства: 1. Верховенство закона во всех

сферах жизни общества. 2. Деятельность органов правового государства

базируется на принципе разделения властей на законодательную,

исполнительную и судебную. 3. Взаимная ответственность личности и

государства. 4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и

социальная защищенность. 5. Политический и идеологический плюрализм,

заключающийся в свободном функционировании различных партий,

организаций, объединений, действующих в рамках конституции, на-

личии различных идеологических концепций, течений, взглядов. 6.

Стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового

государства, видимо, можно отнести следующие: - преодоление правового

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.