рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правовая основа местного самоуправления в РФ

Федеральным Законом.

Законодательная деятельность федеральных органов государственной власти и

органов государственной власти субъектов Российской Федерации

свидетельствует, что нормы Конституции Российской Федерации о местном

самоуправлении и нормы Федерального закона «Об общих принципах организации

местного самоуправления ...» нашли развитие, как в федеральных законах, так

и в законах субъектов Российской Федерации. Мы уже называли эти законы,

подразделяя их на две группы: специальные и содержащие отдельные нормы,

регулирующие какие-либо отношения в системе местного самоуправления.

Специальным подзаконным нормативным правовым актом является, например.

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. №

1251 «О Федеральной программе государственной поддержке местного

самоуправления»

Отдельные нормы, регулирующие отношения в системе местного

самоуправления, закреплены в Указе Президента Российской Федерации «О

полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи

объектов федеральной собственности в государственную собственность

субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» от 28 октября

1994 г.

Подзаконные нормативные акты принимаются для обеспечения выполнения норм

Конституции Российской Федерации и федеральных законов, регулирующих

отношения в системе местного самоуправления.

4. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации также

подразделяются на законы и подзаконные акты. Законы издаются

законодательными (представительными) органами государственной власти

субъектов Российской Федерации. К ним относятся конституции республик в

составе Российской Федерации, уставы краев, областей, автономной области,

автономных округов, законы.

Законы субъектов Российской Федерации также подразделяются на

специальные, посвященные полностью местному самоуправлению, а также

содержащие отдельные нормы о местном самоуправлении. К специальным законам

относятся: законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении;

о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления; об отзыве

депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления; о статусе

депутатов представительных органов местного самоуправления; о местном

референдуме; о собраниях (сходах) граждан; о порядке формирования

муниципальной собственности, управления и распоряжения муниципальной

собственностью; о территориальном общественном самоуправлении. В

большинстве субъектов Российской Федерации основная часть названных законов

принята в 1995-1997 годах.

Нормы, регулирующие отношения в системе местного самоуправления,

закреплены в конституциях республик в составе Российской Федерации, в

уставах краев, областей, автономной области, автономных округов, других

законах, не имеющих специального предназначения для регулирования отношений

в системе местного самоуправления.

В развитие и для исполнения законов субъектов Российской Федерации

исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации

принимают подзаконные акты о местном самоуправлении, которые также

подразделяются на специальные и содержащие отдельные нормы, касающиеся

местного самоуправления. Эти акты должны соответствовать законам субъектов

Российской Федерации, в силу того, что законы обладают высшей юридической

силой.

5. Нормативные правовые акты, принимаемые в системе местного

самоуправления.

В системе местного самоуправления также принимаются нормативные правовые

акты, входящие в единую систему правовой основы местного самоуправления.

К ним относятся решения местных референдумов, обладающих высшей юридический

силой по отношению к другим нормативным правовым актам местного

самоуправления; уставы муниципальных образований; решения собраний (сходов)

граждан; решения представительных органов местного самоуправления; решения

исполнительных органов местного самоуправления; постановления должностных

лиц местного самоуправления.

Устав муниципального образования является важным нормативным правовым

актом, входящим в правовую основу местного самоуправления.

Каждое муниципальное образование должно иметь свой устав, разработанный на

основе действующего законодательства о местном самоуправлении.

Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в

Российской Федерации» (ст. 8), законы субъектов Российской Федерации о

местном самоуправлении имеют отдельные статьи, устанавливающие

обязательность наличия у муниципальных образований их уставов.

Законы о местном самоуправлении предусматривают различный подход к

разработке устава муниципального образования.

Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного

самоуправления...» (ст. 8 ч. 2) указывает лишь на то, что устав

муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием

самостоятельно. При этом не называются субъекты, обладающие правом

разработки устава. Закон закрепляет только принцип, на основе которого

субъекты Российской Федерации вправе сделать самостоятельный выбор в

определении перечня субъектов-разработчиков устава муниципального

образования.

Такой подход способствовал закреплению двух вариантов разработки уставов в

законах субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении. Одна

группа законов воспроизводит норму федерального закона, без указания

перечня разработчиков.

Другая группа законов имеет конкретное название субъектов, обладающих

правом разработки и внесения проектов уставов на рассмотрение

представительного органа (Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская

Республика, Приморский край, Оренбургская, Рязанская области, Ямало-

Ненецкий автономный округ и другие). Так, согласно части 4 статьи 14 Закона

Республики Адыгея «О местном самоуправлении...» правом разработки и

внесения проекта устава муниципального образования наделены:

1) граждане, обладающие избирательным правом, или группы граждан;

2) общественные и политические объединения граждан, зарегистрированные на

данной территории и местные отделения республиканских объединений и партий;

3) органы местного самоуправления.

Точно такой же перечень субъектов Российской Федерации, наделенных правом

разработки и внесения проектов уставов, закреплен в законах о местном

самоуправлении Карачаево-черкесской Республики, Оренбургской области, Ямало-

Ненецкого автономного округа.

Закон Приморского края «О местном самоуправлении...» (ст. 22 ч. 4) наделяет

таким правом депутатов представительного органа. Закон Рязанской области «О

местном самоуправлении...» ко всему этому предоставляет право разработки и

внесения проекта устава главе муниципального образования.

Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в

Российской Федерации» (ст. 8 ч. 2) установил, что устав муниципального

образования принимается представительным органом местного самоуправления

или населением непосредственно. Данная норма нашла воспроизведение во всех

законах о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации.

Практическая реализация норм законов о принятии уставов муниципальных

образований свидетельствует о наличии двух тенденций. В одних субъектах

Российской Федерации и ряде муниципальных образований уставы приняты

представительными органами местного самоуправления. В других уставы

муниципальных образований приняты гражданами на местных референдумах

(Красноярский, Приморский, Ставропольский края, Архангельская, Вологодская,

Волгоградская, Ивановская, Камчатская и другие области).

Очевидно, что такой подход будет все в большей степени повышать интерес

граждан к законотворческому процессу, к организации управления территорией.

По сути дела, люди сами создают «малую конституцию» для своей «малой

Родины», судьба которой им небезразлична.

Принятие таких актов гражданами порождает у каждого из них чувство

гордости, здорового патриотизма, уверенности и самостоятельности в решении

задач местного значения. В то же время это способствует повышению уровня

правовой культуры, наличие которой весьма важно в условиях становления

правового государства.

Порядок принятия уставов муниципальных образований предусмотрен также в

самих уставах ряда муниципальных образований. Например, статья 5 часть 2

Устава города Северодвинска Архангельской области устанавливает, что Устав

Северодвинска принимается на референдуме большинством голосов от числа

жителей муниципального образования, принявших участие в референдуме.

Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в

порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Такая норма

закреплена в статье 8 части 3 Федерального Закона «Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Свое развитие данная норма нашла в основном в законах о местном

самоуправлении субъектов Российской Федерации, а также в уставах

муниципальных образований в Воронежской области.

В Воронежской области принят специальный закон «О порядке государственной

регистрации уставов о местном самоуправлении муниципальных образований в

Воронежской области».

В решении вопроса о регистрации уставов нет единого правила. Ряд законов

предусматривают, что устав подлежит регистрации в органах юстиции субъекта

Российской Федерации. Другие предоставляют такое право законодательным либо

исполнительным органам государственной власти.

Для регистрации устава муниципального образования законы субъектов

Российской Федерации предусматривают определенный перечень необходимых

документов.

Так, часть вторая статьи 4 Закона Воронежской области «О порядке

государственной регистрации уставов о местном самоуправлении муниципальных

образований в Воронежской области» устанавливает, что вместе с уставом

муниципального образования представляется:

- заявление о регистрации, подписанное главой муниципального образования

или лицом, его замещающим;

- заверенная копия решения представительного органа местного самоуправления

или местного референдума о принятии устава муниципального образования;

- документы об оплате регистрационного сбора и бланка регистрационного

свидетельства;

- документ о предоставлении юридического адреса органу местного

самоуправления.

Документы подаются на государственную регистрацию в течение .одного месяца

со дня принятия устава муниципального образования.

Изменения и дополнения в уставах муниципальных образовании подлежат

государственной регистрации в том же порядке, что и государственная

регистрация самих уставов.

При внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований

регистрационный сбор не взимается.

Органы местного самоуправления муниципальных образований включаются в

единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего

ознакомления. Документом, удостоверяющим государственную регистрацию устава

муниципального образования является свидетельство о государственной

регистрации.

Регистрационный орган в срок, установленный законом, обязан рассмотреть

документы и принять одно из решений: регистрировать устав муниципального

образования и выдать свидетельство о государственной регистрации, либо

отказать в государственной регистрации и выдать письменный мотивированный

отказ.

Основанием для отказа, согласно ст. 8 ч. 4, Федерального Закона «Об общих

принципах организации местного самоуправления...» может быть только

противоречие его Конституции Российской Федерации, законам Российской

Федерации и законам субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации одной из причин отказа в регистрации

называют неправильность оформления документов или недостаточный перечень

документов, установленных законами по данному вопросу.

И названный Федеральный закон и законы субъектов Российской Федерации о

местном самоуправлении, о порядке регистрации уставов муниципальных

образований устанавливают, что отказ в регистрации устава муниципального

образования может быть оспорен в судебном порядке. Правом на обжалование

решения об отказе в регистрации устава наделены граждане и органы местного

самоуправления.

Устав муниципального образования вступает в силу после его официального

опубликования (обнародования).

Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о

местном самоуправлении предъявляет определенные требования к содержанию и

структуре устава муниципального образования.

В соответствии с Федеральным Законом «Об общих принципах организации

местного самоуправления...» (ст. 8) в уставе муниципального образования

указываются:

1) границы и состав территории муниципального образования;

2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального

образования;

3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении

вопросов местного значения;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименование и полномочия выборных, других органов местного

самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

6) срок полномочии депутатов представительных органов местного

самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления,

выборных должностных лиц местного самоуправления;

7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов

органов местного самоуправления;

8) основания и виды ответственности органов местного самоуправления и

должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного

прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных

должностных лиц местного самоуправления;

10) статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов

местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления,

основания и порядок прекращения их полномочий;

11) гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;

12) условия и порядок организации муниципальной службы;

13) экономическая и финансовая основа осуществления местного

самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения

муниципальной собственностью;

14) вопросы организуй местного самоуправления, обусловленные компактным

проживанием на территории муниципального образования национальных групп,

общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических

и иных местных традиций.

В законе изложен открытый перечень требований к уставу в расчете на то, что

субъекты Российской Федерации дополнят этот перечень, если появится такая

необходимость.

Законы субъектов Российской Федерации развивают положения указанной статьи

федерального закона.

В ряде законов устанавливается порядок разработки, внесения, принятия и

регистрации устава муниципального образования, порядок внесения в него

изменений и дополнений; наименование муниципального образования, его герб

или эмблема, историко-культурные особенности данного поселения, схема

управления данного поселения и т. д.

В самих уставах муниципального образования нередко предусматриваются задачи

и цели устава, его место в системе нормативных правовых актов, численность

и состав населения, принципы местного самоуправления, порядок формирования

муниципальной собственности и другие вопросы.

6. Государственно - правовое положения Хабаровского края и его

муниципальных образований.

В подтверждение всего вышеизложенного приведу пример правовой основы

Хабаровского края и его муниципальных образований.

Статья 2. Государственно - правовой статус Хабаровского края

2.1. Хабаровский край является субъектом Российской Федерации, неотделим

от нее и не имеет права выхода из состава Российской Федерации.

2.2. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти и

другими субъектами Российской Федерации Хабаровский край имеет равные,

наряду с другими субъектами Российской Федерации, права.

2.3. Государственно - правовой статус Хабаровского края определяется

Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и настоящим

Уставом.

2.4. Изменение статуса Хабаровского края возможно лишь на основе

взаимного согласия Российской Федерации и Хабаровского края в соответствии

с федеральным конституционным законом.

2.5. Изменение статуса, наименования Хабаровского края, а также его

разделение или объединение с другими субъектами Российской Федерации могут

быть произведены только на основе свободного волеизъявления путем краевого

референдума граждан Российской Федерации, проживающих на территории края и

обладающих избирательным нравом, в соответствии с Конституцией Российской

Федерации.

2.6. Правовую основу деятельности органов государственной власти

Хабаровского края составляют Конституция Российской Федерации, Федеративный

договор, федеральные конституционные законы, федеральные законы по

предметам ведения Российской Федерации, федеральные законы по предметам

совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,

настоящий Устав, краевые законы и иные нормативные правовые акты, договоры

и соглашения Хабаровского края с федеральными органами государственной

власти, другими субъектами федеративных отношений, а также договоры в

с4)ерс внешнеэкономических и международных связей.

Статья 3. Народовластие

3.1. Единственным источником власти в Хабаровском крае является народ

края как часть народа Российской Федерации, осуществляющий свою власть

непосредственно, а также через органы государственной власти и местного

самоуправления края.

3.2. Никто не может присваивать власть в Хабаровском крае. Захват власти

или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Статья 4. Государственная власть в крае

4.1. Государственная власть в Хабаровском крае осуществляется на основе

разделения на законодательную, исполнительную и судебную; единства системы

государственной власти;

разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной

власти Российской Федерации и органами государственной власти Хабаровского

края. между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и

органами местного самоуправления Хабаровского края.

4.2. Законодательную власть в Хабаровском крае осуществляет

Законодательная Дума Хабаровского края (далее по тексту - Дума).

4.3. Исполнительную власть в Хабаровском крае осуществляет Администрация

Хабаровского края (далее по тексту - Администрация края).

4.4. Судебную власть в Хабаровском крае осуществляют суды, входящие в

единую судебную систему Российской Федерации.

4.5. Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной

власти Хабаровского края взаимодействуют в пределах своих полномочий между

собой, с федеральными органами государственной власти и органами местного

самоуправления края на основе Конституции Российской Федерации, федеральных

законов, настоящего Устава, краевых законов и иных нормативных правовых

актов края.

Статья 5. Представительство органов государственной власти Хабаровского

края в городе Москве

5.1. Органы государственной власти Хабаровского края для представления

интересов края в федеральных органах государственной власти имеют

представительство в городе Москве.

5.2. Полномочия представительства, штаты, его материальное обеспечение, а

также порядок назначения уполномоченных представителей устанавливаются

краевым законом.

Статья 6. Государственная защита законодательства края

6.1. Устав Хабаровского края, краевые законы и иные нормативные правовые

акты края, принятые по предметам ведения Хабаровского края и предметам

совместного ведения Российской Федерации и Хабаровского края, подлежат

государственной защите со стороны судов и органов прокуратуры равно, как и

Конституция Российской Федерации и федеральные законы.

6.2. Устав Хабаровского края, краевые законы и иные нормативные правовые

акты края, принятые Думой, постановления и распоряжения Главы Администрации

края, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения на

всей территории Хабаровского края.

6.3. Неисполнение Устава Хабаровского края, краевых законов и иных

нормативных правовых актов органов государственной власти края влечет

административную и иные виды ответственности в соответствии с федеральными

и краевыми законами.

6.4. Дума, Администрация края, их органы и должностные лица несут

ответственность за принятые ими решения в соответствии с федеральными и

краевыми законами.

Статья 7. Предметы ведения Хабаровского края 7.1. В ведении Хабаровского

края находятся:

а) Устав Хабаровского края, краевые законы и иные нормативные правовые

акты края;

б) система органов государственной власти края;

в) административно - территориальное устройство края;

г) краевая государственная собственность;

д) краевой бюджет, краевые налоги и сборы, краевые внебюджетные и

валютные фонды:

е) краевая политика в области экономического, социального,

экологического, культурного развития;

ж) межрегиональные связи края;

з) почетные звания, премии и стипендии края;

и) другие вопросы, находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации,

полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской

Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статья 8. Правовое регулирование по предметам ведения Хабаровского края и

по предметам совместного ведения Российской Федерации и Хабаровского края

8.1. По предметам своего ведения Хабаровский край вправе принимать

краевые законы и иные нормативные правовые акты. Порядок их опубликования,

вступления в силу и прекращения их действия определяется настоящим Уставом

и краевыми законами.

8.2. В случае принятия законов и иных нормативных правовых актов по

вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, а также при

противоречии нормативных правовых актов края федеральным законам, из данным

по вопросам совместного ведения Российской Федерации и Хабаровского края,

применяются федеральные законы.

8.3. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным

правовым актом края, принятым по предметам ведения края и не противоречащим

Конституции Российской Федерации, действует нормативный правовой акт

Хабаровского края.

8.4. До принятия соответствующих федеральных законов по предметам

совместного ведения Российской Федерации и края Дума осуществляет по этим

предметам собственное правовое регулирование. При издании в последующем

федеральных законов по этим предметам краевые законы и иные нормативные

правовые акты края приводятся в соответствие с федеральными законами.

Статья 9. Межрегиональные, международные и внешнеэкономические связи

Хабаровского края

9.1. Хабаровский край - самостоятельный участник межрегиональных и

внешнеэкономических связей по вопросам своей компетенции.

9.2. Хабаровский край вправе самостоятельно заключать договоры,

соглашения с другими субъектами Российской Федерации, а также с

иностранными государствами в пределах, установленных Конституцией

Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Уставом.

9.3. Организационно - правовыми формами международных связей Хабаровского

края являются общепринятые в международной практике формы, за исключением

договоров (соглашений) межгосударственного уровня.

Статья 10. Символы Хабаровского края

10.1. Хабаровский край имеет свой флаг, герб и гимн. Символика

Хабаровского края и порядок ее использования определяются краевыми

законами.

Глава10

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ.

Статья 49. Основы местного самоуправления

49.1. Местное самоуправление в Хабаровском крае - признаваемая и

гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою

ответственность деятельность населения по решению, непосредственно или

через органы местного самоуправления, вопросов местного значения, исходя из

интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

49.2. Местное самоуправление осуществляется на всей территории

Хабаровского края в городских, сельских поселениях и на других территориях.

Территории местного самоуправления - районов, городов, поселков, сел

(сельсоветов) и других муниципальных образований устанавливаются краевыми

законами.

Статья 50. Право граждан на осуществление местного самоуправления 50.1.

Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Хабаровского края,

осуществляют свое право на местное самоуправление в соответствии с

федеральными гарантиями избирательных прав граждан как непосредственно

через местные референдумы, выборы, собрания, сходы и другие формы прямою

волеизъявления, так и через выборные и другие органы местного

самоуправления.

Статья 51. Законодательная основа местного самоуправления в Хабаровском

крае 51.1. Местное самоуправление в Хабаровском крае осуществляется в

соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,

Уставом Хабаровского края,

краевыми законами.

Статья 52. Устав муниципального образования

52.1. Муниципальное образование имеет устав, в котором определяются

границы и состав территории местного самоуправления, вопросы местного

значения, формы, порядок и гарантии участия населения в их решении,

полномочия и структура выборных и других органов, экономическая и

финансовая основа местного самоуправления, а также другие положения

организации и деятельности местного самоуправления.

52.2. Устав муниципального образования подлежит государственной

регистрации в порядке, установленном краевым законом.

Статья 53. Органы местного самоуправления

53.1. Для реализации представительных, распорядительных, исполнительных,

контрольных и иных функций в муниципальных образованиях образуются органы

местного самоуправления и наделяются соответствующими полномочиями.

53.2. Органами местного самоуправления в городах, районах, сельских

поселениях и других населенных пунктах Хабаровского края являются выборные

(представительные) и другие органы местного самоуправления. В малочисленных

селах, поселках и других поселениях, исходя из волеизъявления населения,

органы местного самоуправления могут не создаваться и заменяться

использованием форм непосредственной демократии - проведением собраний,

сходов, конференций граждан.

53.3. Органы местного самоуправления не входят в систему органов

государственной власти Хабаровского края.

53.4. Выборные органы местного самоуправления формируются на основе

всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании. Порядок

проведения выборов устанавливается краевым законом, (п. 53.4 в ред. Закона

Хабаровского края от 29.06.99 N 137)

53.5. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться

населением непосредственно, путем собраний (сходов), конференций граждан, а

также через создаваемые им органы территориального общественного

самоуправления (советы, домовые, уличные. квартальные комитеты, комитеты и

советы микрорайонов и т.п.). (п. 53.5 в ред. Закона Хабаровского края от

29.06.99 N 137)

Статья 53.1. Глава муниципального образования, иные выборные должностные

лица местного самоуправления (ст. 53-1 введена Законом Хабаровского края от

29.06.99 N 137)

Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность

главы муниципального образования - выборного должностного лица,

возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на

территории муниципального образования, а также должности иных вы борных

должностных лиц местного самоуправления.

Статья 54. Предметы ведения Хабаровского края в области местного

самоуправления 54.1. В ведении Хабаровского края находятся:

- принятие и изменение краевых законов о местном самоуправлении, контроль

за их соблюдением;

- обеспечение соответствия краевых законов о местном самоуправлении

Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;

- регулирование порядка передачи и передача объектов краевой

государственной собственности в муниципальную собственность;

- регулирование отношений между краевым бюджетом и местными бюджетами;

- обеспечение сбалансированности местных бюджетов;

- наделение краевым законом органов местного самоуправления отдельными

государственными полномочиями, передача материальных и финансовых средств,

необходимых для их осуществления, контроль за реализацией переданных

полномочий;

- принятие краевых программ развития местного самоуправления;

- защита прав граждан на местное самоуправление;

- обеспечение краевых государственных гарантий финансовой

самостоятельности местного самоуправления;

- установление порядка образования, объединения, преобразования или

упразднения муниципальных образований, изменение их границ и наименования;

- компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших

в результате решений, принятых органами государственной власти Хабаровского

края;

- регулирование краевыми законами особенностей организации местного

самоуправления в поселениях и на других территориях компактного проживания

национальных групп и общностей, казачества с учетом исторических и иных

местных традиций;

- законы о муниципальной службе;

- принятие и изменение краевых законов об административных право

нарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;

- установление порядка регистрации уставов муниципальных образований.

Статья 55. Предметы ведения местного самоуправления

55.1. В ведении муниципальных образований на территории Хабаровского края

находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные

полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

55.2. К вопросам местного значения относятся:

- владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

- формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление

местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного

значения; - комплексное социально - экономическое развитие муниципального

образования;

- содержание и использование муниципальных жилого и нежилого фондов;

- организация, содержание и развитие муниципальных учреждений

дошкольного, основного школьного и профессионального образования;

- организация, содержание и развитие муниципальных учреждений

здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

- охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных

органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их

деятельностью;

- регулирование планировки и застройки территорий муниципальных

образований;

- создание условий для жилищного, социально - культурного и бытового

строительства;

- контроль за использованием земель муниципального образования;

- регулирование использования водных объектов местного значения,

месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для

строительства подземных сооружений местного значения;

- организация, содержание и развитие муниципального энерго-, газо-, тепло-

и водоснабжения и канализации;

- создание условий для снабжения населения и муниципальных учреждений

топливом:

- муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного

значения;

- благоустройство и озеленение муниципальных образований;

- создание условий для утилизации и переработки бытовых отходов;

- создание условий для организации ритуальных услуг и содержание мест

захоронения;

- организация и содержание муниципальных архивов;

- создание условий для транспортного обслуживания населения и

муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;

- создание условий для обеспечения населения услугами торговли,

общественного питания и бытового обслуживания;

- создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном

образовании;

- сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной

собственности;

- организация и содержание муниципальной информационной службы;

- создание условий для деятельности средств массовой информации

муниципального образования;

- создание условий для организации зрелищных мероприятий;

- создание условий для развития физической культуры и спорта в

муниципальном образовании;

- содействие обеспечению социальной поддержки и занятости населения;

- участие в охране окружающей среды на территории муниципального

образования;

- создание условий для обеспечения пожарной безопасности в муниципальном

образовании. Муниципальные образования вправе принимать к своему

рассмотрению иные вопросы, не

исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных

образований, а

также органов государственной власти.

55.3. В случае, если на территории муниципального образования (за

исключением города) имеются другие муниципальные образования, предметы

ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности,

источники доходов местных бюджетов разграничиваются краевыми законами, а в

отношении внутригородских муниципальных образований - уставом города.

Разграничение предметов ведения муниципальных образований должно

обеспечивать экономическую и финансовую самостоятельность муниципальных

образований. Подчиненность одного муниципального образования другому не

допускается.

55.4. Наделение органов местного самоуправления отдельными

государственными полномочиями осуществляется федеральными законами, а также

краевыми законами с одновременной передачей необходимых материальных и

финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна органам

государственной власти Хабаровского края. Условия и порядок контроля за

осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных

полномочий определяются соответственно федеральными и краевыми законами.

Статья 56. Экономическая основа местного самоуправления

56.1. Экономическую основу местного самоуправления составляют

муниципальная собственность, имущество, находящееся в государственной

собственности и переданное органам местного самоуправления в управление, а

также в соответствии с краевым законом иная собственность, служащая

удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Статья 57. Местный бюджет

57.1. К местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований.

57.2. Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, контроль

за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления

самостоятельно. Вмешательство в процесс разработки, утверждения и

исполнения бюджета, утверждения отчета об его исполнении не допускается.

57.3. В местных бюджетах могут быть предусмотрены в качестве составной

части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не

являющихся муниципальными образованиями.

Заключение.

Список использованных источников:

1. Конституция РФ.

2. Постовой Н.В. Муниципальное право России. – М.: Новый Юрист, 1998.-

349с.

3. Устав Хабаровского края.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.