рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правовая культура

Правовая культура

ПЛАН

| |Стр. |

|Введение |2 |

1. Понятие и общая характеристика правовой культуры.

| |2 |

2. Структура и функции правовой культуры. |6 | |3. Роль юридической

литературы в правотворческой деятельности и в реализации норм права. |10 |

|4. Соотношение правосознания и правовой культуры. |12 | |5. Правовая

культура сотрудника ОВД как средство обеспечения законности. |15 | |6. Пути

повышения правовой культуры в российском обществе. |17 | |Заключение |18 |

|Список литературы |21 | |

Введение.

История показывает, что только тогда правотворческая и

правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих

процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное

место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При

изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и

правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой

культуры. Действительно, в какой степени осмысленное, сознательное

отношение общества и индивидов к праву ведет к необходимому правовому

состоянию общества, к появлению новых правовых норм, в какой степени

эмоциональное отношение влияет на правомерное или правонарушительное

поведение?

Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов огранично

связано с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением,

функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными

сторонами правового бытия общества. Как таковое правосознание и его более

крупная социальная форма – правовая культура – изучаются именно в теории

права.

1. Понятие и общая характеристика правовой культуры.

Правовая культура есть особое социальное явление, которое может быть

воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества,

подлежащее структурированию по различным основаниям. Комплексное

использование накопленного в теории правовой культуры материала необходимо

прежде всего для того, чтобы обеспечить всестороннее изучение проблемы.

Вместе с тем в каждом конкретном случае на первый план выдвигается строго

определенный критерий в понимании данной разновидности культуры.

Так, при подходе с позиций повышения роли человека в правовой жизни, в

обеспечении становления цивилизации окажется необходимым в первую очередь

обратить внимание на функционально-содержательный аспект правовой культуры.

Здесь правовая культура общества предстает как разновидность общественной

культуры, отражающей определенный уровень правосознания и законности,

совершенства законодательства и юридической практики, охватывающей все

ценности, которые созданы людьми в области права.

В юридической литературе существуют самые разнообразные мнения о месте

правовой культуры в правовой надстройке общества: от признания ее элементом

одной из подсистем юридической надстройки, например, элементом правового

сознания, частью правового воспитания, до отождествления правовой культуры

с правовой надстройкой и даже выведения ее за пределы правовой надстройки.

Если первая точка зрения характерна в основном для раннего этапа изучения

правовой культуры, то вторая — появилась не так давно. Правовую культуру

стали определять достаточно широко, включая в нее право, правоотношения,

правосознание, законность и т. д. и отождествляя ее тем самым со всей

правовой надстройкой, что отмечают и сами авторы подобных определений. «При

таком подходе, — пишет В. П. Сальников, — речь идет о правовом феномене,

близком к пониманию всей юридической надстройки... Правовая культура

выступает здесь как особое социальное явление, охватывающее всю

совокупность важнейших компонентов юридической реальности...».[1] Очевидно,

что при таком понимании рассматриваемого понятия либо может быть высказано

сомнение в целесообразности существования особой категории «правовая

культура», коль скоро последняя заменима другими юридическими категориями,

либо должно быть более точно определено специфическое содержание понятия

правовой культуры, придающее ей самостоятельный категориальный статус. В

данном случае происходит смешение правовой разновидности культуры с

политической и другими ее разновидностями. Этот вывод можно сделать как из

приводимого автором перечня ценностей правовой культуры: принципы, формы и

институты народовластия, структура, механизм политической и правовой

системы социалистического общества и др., — так и из прямого его указания

на то, что существует «особая система правовой культуры социализма,

включающая основные правовые (и не только правовые) ценности...».[2]

Иногда правовую надстройку разводят с правовой культурой на основании

того, что понятия, обозначающие данные явления, принадлежат якобы к двум

различным теоретическим уровням — соответственно философскому (исторический

материализм) и конкретно-социологическому. Думается, что такие категории,

как правовая надстройка, правовая культура, государство, право и т. д.,

могут изучаться и на уровне исторического материализма, и на конкретно-

социологическом уровне; переход с первого на второй уровень анализа и

наоборот отнюдь не требует замены одной категории на другую, если

исследуется одно и то же явление. Правовая культура может и должна быть

подвергнута философскому анализу как одна из подсистем культуры в целом,

что, однако, не влечет за собой необходимости называть правовую культуру

юридической надстройкой точно так же, как анализ, например, права на уровне

исторического материализма не приводит к необходимости подыскивать понятию

«право» философскую замену другим термином.

В философской литературе отмечается, что «соотношение между обществом

и культурой выступает как соотношение не целого и части, а целого и его

качества».[3] Следовательно, правовая подсистема общества — правовая

надстройка и правовая культура соотносятся между собой как целое и его

качество. Это означает, что правовая культура характеризует качественное

состояние правовой надстройки, выражающееся в уровне развития как всей

правовой действительности, так и отдельных ее компонентов. Правовая

культура не является частью или областью правовой надстройки, но как ее

качественная характеристика присуща всем сферам правовой жизни общества,

пронизывает эти сферы и является известной атмосферой (например,

законности, правовой свободы, социальной справедливости, уважения к праву)

жизни этого общества. Следует оговориться, что правовая жизнь общества,

правовая действительность, правовая надстройка трактуются в данной работе

как предельно широкие и во многом близкие друг другу категории.

Представление обозначаемого ими объекта как системы позволяет говорить о

правовой системе общества, в которую мы включаем юридическую деятельность,

правовое сознание и субъекта правовой жизни общества.

2. Структура и функции правовой культуры.

В контексте общего определения правовую культуру можно представить как

совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм,

выполняющих функцию социоправовой ориентации людей в конкретном обществе

(цивилизации).

Правовая культура занимает обособленное место в социокультурном

пространстве. Полностью она не совпадает ни с одним видом культуры

(материальной, духовной, политической и т. д.), создавая своеобразное,

уникальное сочетание как материальных, так и идеальных, духовных

компонентов.

Определенные общие грани имеют правовая и политическая культуры, так как

деятельность государства, субъектов политических властеотношений выходит в

сферу правовых отношений, что, однако, не меняет природы этих отношений, не

поглощает и не исчерпывает их полностью политическими закономерностями.

Право—особая форма и вид материального и духовного творчества народа,

отдельных личностей — это пласт человеческого опыта, подчиняющийся своим

собственным закономерностям.

Какую роль играет правовая культура в жизни общества?

Во-первых, правовая культура — своеобразная форма гармоничного развития

человека, через которую достигается общесоциальный прогресс. Этот прогресс

связан как с созданием собственно правовых ценностей (способы и средства

разрешения социальных конфликтов, институты обеспечения прав человека и т.

д.), обогащающих личность, так и предоставлением обществу необходимых

юридических условий для спокойного и упорядоченного развития.

Право, юридические инструменты организуют благоприятную деятельностную

среду, исключающую насилие, произвол, разрушение материальных и духовных

благ, накопленных за тысячелетия обществом. Правовая культура выступает

именно той сдерживающей формой, в которой купируется, ограничивается и

вытесняется антиобщественное и потому антиправовое поведение.

Во-вторых, правовая культура является средоточием, «мемориалом»

накопленных человечеством юридических ценностей. Она — их хранитель,

селекционер, генератор и ретранслятор на иные сферы общественных отношений.

Правовая культура — живой организм, все элементы которого — нормы,

юридические акты, институты, процессы, режимы, статусы — обладают

качествами продуктов человеческого духа, кропотливого труда, исторического

отбора, жизненной апробации.

Поэтому бережное отношение к правовой культуре есть условие социального

прогресса, гарантия эффективности усилий по совершенствованию человеческой

личности. Продукты правовой культуры — юридические нормы, памятники права,

способы разрешения конфликтов, опыт юридической деятельности, народный

правовой фольклор — нуждаются в охране и защите не менее, чем традиционные

культурные ценности. Разрушение культурного слоя права чревато

невосполнимыми потерями в государственно-политическом самосознании нации,

способно породить хаос и произвол в общественных отношениях.

В-третьих, правовая культура — практически единственная глобальная

форма, через которую воспроизводится ценность и своеобразие национальных

правовых феноменов — государственности, правопорядка, правовой системы.

Культура несет в себе «генетический код» отечественных юридических явлений,

служит как средством их обогащения в процессе всемирного право-культурного

обмена, так и особым бастионом от чуждого инокультурного влияния,

разрушающего исходные предпосылки национальной правовой идентичности.

Интернациональный и одновременно национальный характер правовой культуры

позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и иностранные источники

правового прогресса. Названные черты правовой культуры объясняют сложность

этого явления для познания, его неоднозначный гносеологический статус,

который в теории становится темой многочисленных взглядов, точек зрения,

доктрин правовой культуры.

Эти концепции, представления, позиции, расходясь в конкретных

интерпретациях понятия, содержания, структуры правовой культуры, как

правило, едины в понимании основных функций, которые сводятся прежде всего

к сохранению духовных ценностей в юридической области, передаче правового

опыта последующим поколениям, поддержанию механизмов воспроизводства

правового сознания народа и его влияния на жизненно важные сферы

взаимоотношений (государство, политика, экономика, международные отношения

и т. д.).

В зависимости от носителя правовой культуры различают:

|Правовую |правовую |правовую культуру |

|культуру |культуру |профессиональной |

|общества |личности |группы |

Правовая культура общества - часть общей культуры, представляющая

собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и

относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания,

режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, юридической

практики и др.

Правовая культура в каждый данный момент "присутствует" в каждой

данной точке правовой реальности, не совпадет с ней полностью, но

существует в ней как составная часть, которая способна выступать в виде

характеристики уровня развития этой реальности.

Культура общества является результатом социально-правовой активности

отдельных личностей, коллективов и других субъектов права. Она выступает

отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для

правовой культуры личности.

Правовая культура личности - это обусловленные правовой культурой

общества степень и характер прогрессивно - правового развития личности,

обеспечивающие ее правомерную деятельность.

В широком смысле слова правовая культура включает все правовые ценности

(высший уровень развития законодательства, правовоую науку, законность,

правопорядок и др.) и составляет часть культуры отдельного индивида. В

узком же смысле слова правовая культура отдельного индивида означает знание

им действующего законодательства, правильное понимание, соблюдение,

исполнение, применение и нетерпимое отношение к любым нарушениям

законности. Высокий уровень правовой культуры означает, что человек не

является посторонним наблюдателем общественных процессов, а проявляет

социально-правовую активность, использует свои правовые знания в целях

укрепления законности.

Итак, правовая культура - это одна из форм социально-значимой творческой

деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений.

Вопрос о структуре правовй культуры в отечественной юридической литературе

является дискуссионным. Некоторые, в частности В.П. Сальников (Правовая

культура. С.152) считает, что структурными элементами правовой культуры

выступают компоненты юридической действительности в их роли быть эталонами

поведения: "право, правосознание, правовые отношения, законность и

правопорядок, правомерная деятельность субъектов". Другие авторы включают в

число структурных элементов правовой культуры еще и правовые учреждения,

обеспечивающие правовой контроль, регулирование и исполнение права[4], а

также критерии политической оценки права и правового поведения, правовую

науку.[5] В уачестве элемента правовй культуры выделяют так же уровень

развития всей системы юридических актов (юридических документов).[6]

Суммируя данные компоненты, мы получим следующую структуру правовой

культуры: 1) правосознание, 2) право, 3) правовые отношения, 4) законность

и правопорядок, 5) правомерная деятельность субъектов, 6) государственные

правовые институты, 7) юридическая наука, 8) юридические акты.

По субъектам правовую культуру подразделяют на правовую культуру личности и

правовую культуру общества.

Под правовой культурой личности понимается знание, понимание, сознательное

выполнение требований права человеком в процессе его жизнедеятельности.

Правовая культура общества - это вся сфера материального и духовного

воспроизводства права, юридическая практика народа в конкретной

исторический период. Правовая культура общества характеризуется состоянием

и спецификой общественного правосознания, системой массовой правовой

информации, уровнем развития законодательства, правопорядком и состоянием

законности в стране.

В многонациональных государствах правовая культура общества очень сложна,

т.к. включает в себя состояние общегосударственной и национальной правовых

культур. Правовая культура отдельно взятого государства содержит как общие,

особенные, так и единичные признаки. Правовая культура личности - частица

правовой культуры нации, общества и т.д., зависящая от жизненного опыта

личности, уровня ее юридического образования, правовых навыков и влияющая

на ее юридически значимое поведение. Как и правосознание, правовая культура

личности имеет следующие уровни: обыденный, профессиональный,

теоретический, которые постоянно взаимодействуют. Они формируются в

процессе правового воспитания, которым должны заниматься государство и все

остальные институты политической системы общества (религиозные,

профсоюзные, военные и др. организации). Процесс передачи юридических

знаний и опыта осуществляет воздействие на сознание и поведение человека,

формирует у него позитивные представления, взгляды, ценностные ориентации,

чувства, эмоции. Все это способствует воспитанию законопослушности, влияет

на соблюдение, исполнение и использование индивидом юридических норм.

В данном процессе происходит реализация трансляции юридических знаний,

познавательно-преобразовательной, праворегулятивной, ценностно -

нормативной, право-социализаторской, коммуникативной и прогностической

функйии правовой культуры.

Праворегулятивная функция являет собой непрерывный процесс приведения

реального поведения личностей, коллективов, государственных и общественных

институтов в соответствие с действующими нормами права, которые утверждают

справедливость, служат на благо общества и граждан.

Познавательно-преобразовательная функция направлена на приобретение

юридических знаний, норм, законов, процессов, кодексов и т.д. и на

правильное применение их на практике.

Правосоциализаторская функция призвана контролировать и консолидировать

социально неоднородное общество, т.к. пока в определенной степенизаконы

отвечают всеобщим интересам, общество воспринимает их позитивно.

Предметом ценностно-нормативной оценки являются правоотношения, нормы и

т.д. На практике, прежде, чем вынести то или иное суждение и реализовать ту

или иную норму необходимо взвешивать значительное количество обстоятельств,

каждое из которых может побуждать нас к применению различных норм. Выбрать

из множества норм одну единственно правильную можно только хорошо владея

предметом, четко зная законы, имея высокий уровень нравственной и правовой

культуры, что и является мехпнизмом, способным помочь найти правильный и

точный ориентир, принять верное решение.

3. Роль юридической литературы в правотворческой деятельности и в

реализации норм права.

Правовая культура характеризуется также степенью развитости в стране

юридической науки, в частности политико-правовой мысли. Правовая культура

не может обходиться без интеллектуальных источников в произведениях

научного, философского, религиозного творчества, обращенного на осмысление

государства, права, прав, свобод, обязанностей человека, конкретных

способов регулирования взаимоотношений людей. Для прогресса правовой

культуры первостепенное значение имеет развитие фундаментальных юридических

исследований, прежде всего — в области философии права, общей теории (в

частности, догмы), которые создают поле для разработок специальных,

отраслевых юридических наук. Без новых базисных исследований в теории права

и государства правовая культура начинает «иссякать» интеллектуально, терять

перспективу, утрачивать понимание сути происходящего в социально-

политической и собственно юридической областях стремительно меняющегося

мира.

Отечественная юридическая культура накопила богатый интеллектуальный

потенциал. Он представлен как крупными дореволюционными научными школами —

позитивистской (Н. М. Коркунов, Л. И. Петражицкий, Г. Ф. Шершеневич, С. А.

Муромцев, В. И. Сергеевич, М. М. Ковалевский и другие) и естественно-

правовой (В. М. Гессен, Б. А. Кистяковский, С. А. Котляревский, И. А.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.