рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правоотношения ОВД

выяснить смысл и назначение подавляющего большинства правоотношений. У них

иной объект.

Плюралистическая теория объекта правоотношения реально отражает

разнообразие существующих правоотношений, опирается на факты, практична, а

потому верна. Она дает возможность показать многообразие объектов

правоотношений, а не сводить их только к поведению обязанного лица.

Объектами правоотношений являются следующие социальные явления и

блага:

Предметы материального мира.

Продукты духовного творчества. Это то, что является результатом

интеллектуальной (духовной, творческой) деятельности: произведения

искусства, литературы, живописи, кино и др.

Личные неимущественные.

Поведение участников правоотношений. Поведение человека — это

взаимодействие его с окружающей средой. Выражается оно либо в действии

(активное поведение), либо в бездействии (пассивное поведение).

Результаты поведения участников правоотношений. Результаты поведения — это

те последствия, к которым приводит то или иное действие или

бездействие.

Из всего выше перечисленного нельзя сделать иной вывод как то, что:

Объект правоотношения - это все то, на что направленно правоотношение.

в) Содержание правоотношений:

Субъекты правоотношений связанны взаимными правами и обязанностями,

которые составляют юридическое содержание правоотношений.

Субъективное право и юридическая обязанность являются содержанием

правоотношения, так, как анализируя эти элементы правоотношений можно

судить о его характере и цели.

Право субъекта в конкретном правоотношении обычно называют

субъективным правом, носителя этого права - управомоченным лицом. Термин

субъективное» применительно к праву означает, что оно принадлежит

определенному, конкретному субъекту.

Субъективное право в конкретном правоотношении - это установленные

юридическими нормами вид и мера поведения субъекта правоотношений. Оно

означает возможность лица:

вести себя определенным дозволенным образом.

требовать определенного поведения от другого лица, как правило, участника

данного правоотношения.

обратиться к государству, т. е. к определенным его организациям (в суд,

милицию и т. д.), в случае если обязанное лицо не выполняет требований

управомоченного объекта.

Таким образом, субъективное право можно определить как

предусмотренную нормой права и защищаемую государством возможность субъекта

вести себя определенным образом и требовать определенного поведения людей

от других лиц (т. е. вид и меру поведения участника возможного

правоотношения).

Субъективное право одной стороны правоотношения неразрывно связанно с

юридической обязанностью другой стороны правоотношения и обеспечивается ею.

Так, право получения лицом очередного отпуска обеспечивается обязанностью

администрации предоставить его. Без выполнения этой обязанности

субъективное право не может быть осуществлено.

Юридическая обязанность субъекта правоотношений - это предусмотренные

правовой нормой вид и мера должного, необходимого поведения участника

правоотношения, соответствующая субъективному праву другой стороны.

Юридическая обязанность может:

иметь активный характер и состоять в необходимости совершить положительное

действие.

носить пассивный характер и выражаться в воздержании от совершения

определенных общественно вредных действий.

состоять в претерпевании определенных невыгодных юридических последствий

(например обязанность связанная с выполнением мер юридической

ответственности за совершенное правонарушение).

В отличии от субъективного права юридическая обязанность

характеризуется категоричностью, составляет властно предписанное

необходимое поведение субъекта правоотношения.

Помимо юридического каждое правоотношение имеет еще и фактическое

содержание, состоящее в поведении его сторон. Участники правоотношений

приобретают субъективные права и обязанности для того, чтобы реализовать их

в своих волевых действиях. Так, граждане вступают в правоотношения

жилищного найма правом проживания на определенной жилплощади. В действиях

субъектов происходит осуществление правоотношений, складывается

правопорядок.

3. Юридические факты как основание возникновения, изменения и прекращения

правоотношений.

Юридические факты - конкретные жизненные обстоятельства, с которыми

нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение

правоотношений.[5]

Юридические факты, наряду с нормами права и правосубъектностью,

являются необходимой предпосылкой правоотношений. Без юридических фактов

невозможны правоотношения. Например, имея право на поступление в вуз и

будучи праводееспособным, гражданин может реализовать это право и вступить

в правоотношение с вузом лишь при наличии юридического факта — факта

успешной сдачи вступительных экзаменов и зачисления в учебное заведение.

Юридическими фактами становятся, как правило, те жизненные

обстоятельства, на которые указывает правовая норма. Тек факт регистрации

брака в органах загса — юридический факт, тогда как обряд церковного

венчания - жизненное обстоятельство, но не юридический факт, ибо

юридические нормы с ним никаких правовых последствий не связывают.

Определение юридического факта содержится в гипотезе юридической

нормы. При наличии (или отсутствии) юридических фактов, указанных в

гипотезе, "срабатывает" диспозиция или санкция юридической нормы.

Многообразные юридические факты в зависимости от оснований можно

классифицировать на виды:

по характеру наступающих последствий, право-образующие, правоизменяющие и

правопрекращающие. Правообразующие факты влекут возникновение

правоотношений, правоизменяющие приводят к изменению содержания или

субъектов правоотношения, правопрекращающие кладут конец субъективным

правам и юридическим обязанностям. Один и тот же юридический акт может быть

одновременно и правообразующим, и правоизменяющим, и правопрекращающим.

Например, смерть человека влечет возникновение наследственных

правоотношений, изменяет состав участников правоотношений, субъектом

которых был умерший (в правоотношение может вступить наследник), она же

прекращает многие правоотношения, в которых состоял умерший (семейные,

трудовые, пенсионные и др.).

По связи с волей участников правоотношений юридические факты делятся на

действия и события.

Действия - это факты, связанные с волей участников правоотношений.

Они бывают правомерными (соответствующими праву) и неправомерными

(противоречащими праву), т.е. правонарушениями.

Правомерные юридические факты делятся в свою очередь на юридические

акты и юридические поступки. Юридический акт — такое правомерное

действие, которое совершается с намерением породить юридические

последствия. Подавляющее большинство юридических фактов являются

юридическими актами, т.е. преднамеренно направлены на возникновение,

изменение или прекращение правоотношений. Это и гражданско-правовые

сделки (дарение, купля-продажа и др.), это и веление государственных

органов, должностных лиц и пр. Юридический поступок — это такое

правомерное действие, которое совершается без цели породить юридические

последствия, но такие последствия возникают в силу указания закона.

Юридические последствия наступают в силу самого действия, которое законом

признается значимым. Примером заключение фиктивного брака, если в нем

родились дети. Заключенный без намерения создать реальную семью, а с

целью, например, получить прописку, уклониться от распределения по

окончании вуза, получить жилплощадь, он порождает, в случае рождения

детей, все юридические обязанности, связанные с содержанием и воспитанием

детей.

События — это факты, происхождение которых не связано с волей

участников правоотношений. Важно, что с волей людей события могут быть

связаны, а не связаны они именно с волей участников данного конкретного

правоотношения, того отношения, предпосылкой которого выступает юридический

факт.

Различают относительные и абсолютные события:

Относительные события - это такие факты, происхождение которых связано с

волей людей, хотя эти люди к данному возникающему правоотношению

отношения не имеют.

Абсолютные события — это факты, происхождение которых вообще не связано с

волей человека (наводнение, стихийное бедствие).

Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических

последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность:

Совокупность юридических фактов, необходимых для наступления правовых

последствий, предусмотренных нормой (возникновение, изменение или

прекращение правоотношения), называется фактическим (юридическим) составом.

( например для зачисления в высшее учебное заведение необходимы общее

среднее образование, успешная сдача абитуриентом вступительных экзаменов,

приказ ректора о зачислении в вуз.)[6]

Фактический состав делится на завершенные и незавершенные составы.

Завершенные составы понимаются составы, в которых процесс накопления

юридических фактов закончен, и правовые последствия наступят или могут

наступить.

В незавершенном составе процесс накопления фактов, необходимых для

наступления юридических последствий, не закончен. Каждый из таких уже

наличных фактов "сработает" тогда, когда появится последний, завершающий

факт.

В зависимости от того, к какой отрасли права относятся входящие в

состав факты, следует различать простые и сложные фактические составы.

Простой фактический состав включает факты, относящиеся к одной и той же

отрасли права (или отрасли законодательства).

Сложный фактический состав наоборот включает факты, относящиеся к различным

отраслям права.

Итак, юридические факты, предусматриваемые, как правило, в гипотезах

правовых норм, служат одной из необходимых юридических предпосылок

возникновения (а также изменения и прекращения) правоотношений. Если нормы

права и правоспособные субъекты права составляют общие предпосылки

правоотношений, то непосредственной предпосылкой, влекущей с неизбежностью

возникновения конкретного правоотношения, выступают юридические факты (чаще

их совокупность, образующая сложный состав).

Только при наличии всех указанных юридических предпосылок может быть

соблюдена законность.

4. Органы внутренних дел как субъекты правоотношений.

Нормами права подлежат регулированию все те общественные отношения,

которые затрагивают интересы общества, государства и которые требуют

государственного обеспечения. Поэтому деятельность органов государства, их

взаимодействие с гражданами, другими органами государства и организациями

находятся в сфере правового регулирования. Так, нормами права урегулированы

организация органов внутренних дел, их повседневная деятельность по охране

общественного порядка. Структура и иерархия органов внутренних дел, их

компетенция, полномочия, задачи и функции, права и обязанности строго

регламентированы нормативными актами. Нормативные акты закрепляют

соотношение между разными службами МВД РФ, их взаимосвязь и взаимодействие

с другими органами государства, а также общественными организациями и

гражданами. Нормативная регламентация организации служб органов внутренних

дел составляет основу законности и функционирования.

Однако не только организации, но и повседневная деятельность органов

внутренних дел, милиции урегулированы правовыми нормами и основаны на

законности. В ходе издания тех или иных конкретных правовых актов, например

в разрешительной системе, в патрульно-постовой службе милиции,

осуществлении паспортной системы и в особенности при привлечении к

ответственности правонарушителей, работники милиции вступают в различные

правоотношения, в рамках которых они должны строго соблюдать требования

законности. Раскрывая значения соблюдения законности в деятельности

милиции, всегда важно учитывать два аспекта этого вопроса. Во-первых,

милиция призвана обеспечивать соблюдение законности гражданами,

учреждениями, общественными организациями и т. д. в той области, которая

входит в сферу деятельности милиции. Во-вторых, сотрудники милиции в

пределах своей компетенции вступают в различные правоотношения с

гражданами, организациями. В процессе осуществления служебных прав и

обязанностей каждый работник милиции должен действовать строго в

соответствии с нормативными предписаниями.

Все правовые формы деятельности милиции (и прежде всего

правоотношения ) должны соответствовать правовым нормам. Только в этих

случаях их деятельность будет законной. В свою очередь правовой будет лишь

такая форма деятельности (такое отношение), которое предусмотрена

юридической нормой. Это означает, что фактические отношения, складывающиеся

между работниками милиции и гражданами ( или другими субъектами права), не

предусмотренные нормами права, могут иметь важное практическое значение,

они будут иметь моральный или иной социальный характер, но правовыми не

являются. Этот момент важно иметь в виду, ибо лишь правовые отношения

влекут за собой определенные правовые последствия, защищаются государством

- в случаях нарушения сторонами правоотношения своих юридических

обязанностей потерпевшая сторона может обратиться к государству ( в лице

определенных органов ) для привлечения к ответственности правонарушителя.

Итак, содержание правоотношения, поведение его сторон моделируются в

правовой норме, в ее главной части - диспозиции.

Законность правоотношений связанна не только с необходимостью

выполнения сторонами своих прав и обязанностей, но и с наличием законных

оснований их возникновения и развития ( юридических фактов ), а также

определением причастности тех или иных лиц к данному правоотношению (

субъектов правоотношений ). Все указанные условия законности правоотношений

также предопределены правовыми нормами.

Таким образом, ближайшим основанием законности правоотношений служат

правовые нормы которые предусматривают:

кто может быть участником правоотношения (гражданин, организация, орган

государства);

какие обстоятельства (юридические факты) необходимы для возникновения

правоотношений;

каково содержание взаимных прав и обязанностей участников правоотношений

(субъективное право и юридическая обязанность);

каковы последствия невыполнения сторонами правоотношений своих обязанностей

( возможность привлечения к юридической ответственности ).

Одной из основных функций государства является осуществление

законности правоотношений, эту роль выполняют органы внутренних дел.

Органы внутренних дел в процессе своей деятельности по охране

общественного порядка вступает в разнообразные правоотношения, что связанно

с ее функциональным назначением.

Сотрудники органов внутренних дел, обладая властными полномочиями,

вступают в правоотношения с гражданами и организациями. Между сторонами

складываются, как правило, вертикальные отношения, при которых одной из

сторон выступают ОВД. Взаимосвязь между их участниками представляет собой

отношение власти и подчинения. Такого рода специфика присуща как внешним

правоотношениям (т.е. отношениям между милицией и гражданами,

организациями, учреждениями, другими органами государства, должностными

лицами), возникающим в ходе обеспечения общественного порядка, так и

внутренним, существующим между милицейскими подразделениями различных

уровней и вышестоящими органами системы МВД.

В деятельности ОВД возможны также правоотношения, носящие

горизонтальный характер и возникающие между несоподчиненными органами. Они

носят, как правило, договорный характер. Примерами могут быть

правоотношения об охране объектов межведомственной сторожевой охраны,

квартир граждан, об использовании труда осужденных в деятельности

хозяйственных организаций и д.р. Однако договорные правоотношения не

специфичны для деятельности органов внутренних дел. В этих отношениях они

выступают, как правило, в качестве юридического лица, а не органа

государства, осуществляющие государственно-властные функции.

Особенность деятельности ОВД состоит также в том, что она регулируется

разнообразными правовыми нормами, относящимися к различным отраслям права -

государственного, административного, уголовно-процессуального, и др. Однако

на ОВД распространяется лишь часть правовых норм указанных отраслей права,

причем только тех, которые регулируют сферу охраны общественного порядка,

общественного спокойствия, составляющую компетенцию ОВД. Это и

обуславливает то, что ОВД вступают в разнообразные по отраслевой

принадлежности правоотношения (в соответствии с различными правовыми

нормами).

Исходя из общей ( предложенной выше ) классификации правоотношений и

функциональных задач ОВД, рассмотрим основные виды правоотношений различных

отраслей права, в которых протекает ех деятельность:

Государственно-правовые отношения. Своеобразием этих отношений является то,

что органы внутренних дел выступают в них в качестве подчиненной стороны.

Исполнительные органы осуществляют руководство и определяют направление их

работы; осуществляют контроль, организуют координацию, связь и

взаимодействие по обеспечению законности и общественного порядка в

деятельности подчиненных им органов управления и общественных организаций,

предприятий, учреждений; издают обязательные для органов внутренних дел

решения и др.

Административные правоотношения. Наиболее специфичны для деятельности

органов внутренних дел, ибо они входят в систему исполнительно-

распорядительных органов. Типичными для деятельности органов внутренних дел

являются административные правоотношения властного содержания, в которых

один из участников приписывает другому установленное нормой

административного права обязательное для исполнения явление.

Административные правоотношения складываются в процессе осуществления

органами внутренних дел службы охраны общественного порядка, паспортной,

разрешительной систем, обеспечение соблюдения безопасности движения

транспорта и пешеходов и др. Они характерны как для внешних, так и для

внутренней сферы связей, в которых протекает деятельность органов

внутренних дел. Особенности внешних связей состоят в том, что они, как

правило являются властеотношениями, где властным субъектом выступает

сотрудник органов внутренних дел. Административные правоотношения в

деятельности органов внутренних дел могут носить как регулятивный, так и

правоохранительный характер. Регулятивные правоотношения связаны с

решением положительных задач (например, в разрешительной системе ),

правоохранительные - возникают при совершении административного

правонарушения и состоят в применении административной санкции к

правонарушителю. Так, нарушение гражданином правил уличного движения

влечет возникновение административного охранительного правоотношения.

Среди административных правоотношений можно выделить материальные и

процессуальные. Последние играют важную роль в ходе привлечения

правонарушителя к административной ответственности. Все виды

административных правонарушений, складывающихся в ходе осуществления

органами внутренних дел своих функций, пронизано требованиями законности,

важнейшими из которых являются:

1. соответствие административных правоотношений нормам права;

2. обязательное и безусловное выполнение требования о применения о

применении мер административного принуждения к лицу лишь в случаях и

пределах, установленных законом, и лишь за те проступки, которые это

лицо совершило;

3. обязательное удовлетворение предусмотренных законодательством прав

граждан, использование которых связано с деятельностью органов

внутренних дел.

4. привлечение общественности к осуществлению возложенных на органы

внутренних дел задач и др.

уголовно-процессуальные отношения. Осуществляя функцию охраны общественного

порядка, органы внутренних дел в случае обнаружения признаков преступления

или необходимости его пресечения должны произвести неотложные следственные

действия. Им представлено право возбуждать уголовные дела и производить по

ним предварительное расследование в форме дознания; проводить необходимые

оперативно розыскные меры в целях обнаружения признаков преступления и лиц,

их совершивших; производить неотложные следственные действия по делам, по

которым обязательно предварительное следствие. В ходе проведения дознания

органы внутренних дел вступают в уголовно процессуальные отношения,

предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством. Уголовно-

процессуальные отношения являются властеотношениями, где стороной,

обладающей властными полномочиями, выступает орган дознания. При

характеристике уголовно-процессуальных отношений с особой силой следует

подчеркнуть важность соблюдения требований законности, ибо ее нарушение

(незаконный обыск, выемка и др.) неизбежно влекут за собой нарушения прав и

свобод личности или других субъектов, в помещении которых произведены

незаконные обыск или выемка.

уголовные правоотношения. Уголовные правоотношения бывают двух видов:

48. правоотношения пассивного типа, характеризующиеся обязанностью всех

субъектов права (граждан, должностных лиц) соблюдать запреты,

содержащиеся в нормах уголовного права.[7]

49. правоотношения активного типа ( охранительные правоотношения ) ,

возникающие в связи с совершенным преступлением.

Работники органов внутренних дел могут быть участниками уголовных

правоотношений и при использовании ими права необходимой обороны

согласно нормам уголовного права. Вместе с тем сотрудники органов

внутренних дел, совершившие предусмотренные нормами уголовного права

должностные преступления, несут уголовную ответственность и в этом

смысле являются участниками уголовных правоотношений второго типа.

Наконец, осуществляя задачу охраны общественного порядка, выполняя

функции дознания по отнесенным к их компетенции видам преступления,

сотрудники милиции становятся участниками уголовных правоотношений

охранительного типа, в которых они выступают как представители

государства.

50. гражданские правоотношения. В процессе осуществления задач по охране

государственной собственности, имущественных прав и законных интересов

граждан, предприятий, организаций и учреждений, а также реализации

собственных имущественных интересов органы внутренних дел вступают в

гражданские правоотношения. Органы внутренних дел вступают в специальные

гражданские правоотношения, в которых являются обязательными участниками:

правоотношения по охране квартир граждан, по охране объектов организаций

и др. Органы внутренних дел вступают в гражданские правоотношения и по

защите права собственности граждан в связи с обеспечением сохранности

имущества при находках, пожарах, наследственного имущества и др. Помимо

этого органы внутренних дел участвуют в гражданско-правовых отношениях по

защите права собственности в связи с восстановлением нарушенных

имущественных прав организаций и граждан, обеспечению возврата похищенных

вещей. В этих случаях гражданско-правовые отношения возникают параллельно

с применением органами внутренних дел уголовного, уголовно

процессуального, административного права. Такая ситуация возникает в ходе

осуществления дознания по таким преступлениям, как хищение, угон

автомототранспортных средств, а также в случаях взыскания неосновательно

приобретенного имущества, в связи с восстановление правомочий

собственника и др.

Рассмотрение общих черт, характеризующих правоотношения,

складывающиеся в деятельности органов внутренних дел, а также основных

видов этих правоотношений позволяет подчеркнуть следующие важные положения:

51. специфика функционального назначения милиции, ее компетенция

предопределяет многообразие правоотношений, в которые они вступают;

52. характеристика правовых норм деятельности органов внутренних дел,

конкретизация требований законности, к ней предъявляемых, возможны лишь

при комплексном изучении не только всего многообразия правоотношений, в

которые вступают органы внутренних дел, но и их взаимосвязи,

переплетении.

53. главным требованием законности, предъявляемым к правоотношению,

является соответствие его содержания положению Конституции, других

законов, принципом права и предусматривающей эти правоотношения норме

определенной отросли права;

54. другим важным требованием законности является обязательное вступление

органов внутренних дел в правоотношения, если это предписывают правовые

нормы. При этом рамки правоотношений, их содержание должны

соответствовать модели, сформулированной в предписании правовой нормы.

Заключение:

В современном обществе важное значение приобретает творческая,

координирующая, организующая функция права, как средства управления

обществом. Именно в этой области правоотношение являются основным средством

реализации нормы. Исследование общих, наиболее важных аспектов

правоотношения, его структуры, динамики на современном этапе развития

общества является актуальным. Одна из основных целей исследования -

раскрыть природу данного явления общественной жизни, показать его место в

системе научного управления обществом, наметить возможности практического

применения результатов исследования.

В настоящее время в теории ряда отраслевых правовых наук широкое

внимание уделяется изучению правоотношений в соответствующих областях

правового регулирования. Такие исследования имеют и теоретическое и

практическое значение. Органическая связь теории права и государства и

теории отраслевых правовых наук в исследовании общих черт правоотношений в

различных областях жизни общества призвана способствовать совершенствованию

правового регулирования общественных отношений современного общества.

Список использованной литературы:

1. Закон о милиции

2. Иванова З. Д. Законность - основа правоотношений в деятельности

милиции. Лекция. М., МВШМ МВД СССР, 1987

3. Аверин А. Объект спорного правоотношения // Российская юстиция 1994 №3

с.42

4. Варламова Н. В. Правоотношения: философский и юридический подходы. //

Правоведение. 1991. №4. с.44-54

5. Халфина Р. О. Общее учение правоотношений М., 1974.

6. Коваленко А. И. «Общая теория государства и права (в вопросах и

ответах)»: учебное пособие. М.: ТЕИС, 1996

7. Общая теория права: учебник для юр. Вузов / под общей редакцией А.С.

Пиголкина, М.: издательство МГТУ им. М.Н. Баумуна, 95

8. ТПГ: учебник для вузов /под редакцией проф. Г.Н. Москова. - М.:

издательство БЕК, 1996

Приложение 1:

Виды правоотношений

Пассивные

Активные

Регулятивные

Охранительные

Материальные

Процессуальные

-----------------------

[1] Александров Н. Г. Законность и правоотношения в советском обществе. М.

1955. С. 96

[2] Бабаев В. К. Общая теория права. Н. Новгород, 1993.

[3] Бойцов В. Я. Система субъектов советского государственного права. Уфа,

1972. С. 77.

[4] См.: Философский энциклопедический словарь. М, 1983. С. 453.

[5] Бабаев В. К. Общая теория права. Н. Новгород, 1993.

[6] См.: Исаков В. Б. Фактический состав в механизме правового

регулирования. Саратов, 1980. С. 37.

[7] Прохоров В. С. Преступления и ответственность. Л, 1984. С 88-89

-----------------------

В зависимости от

количества субъектов

Двусторонние

Многосторонние

По отношению прав и

обязанностей участников

Простые

Сложные

государственно-правовые

По предмету правового

регулирования

административные

гражданские

По продолжительности

длящиеся

кратковременные

Управленческие

По методу правового регулирования

Договорные

По содержанию поведения обязанной стороны

В зависимости от функционального назначения

По способу

регулирования

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.