рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Право Англии

Предусматривалась лишь простая регистрация основных учредительных

документов компании (так называемый явочно-нормативный порядок).

Законодательство 1844—1867 гг. способствовало концентрации капитала в

руках небольшого слоя предпринимателей, позволило организаторам товариществ

(компаний) играть на повышении и понижении курса ценных бумаг, присваивая

себе таким образом средства разорившихся держателей акций (паев). Некоторые

попытки английского парламента сдержать эти процессы, ввести ограничения

для манипуляций с ценными бумагами (закон 1879 г.) не имели сколько-нибудь

значительного успеха.

Усиление значения межакционерной корпоративной формы объединения

капиталов, резкое увеличение удельного веса компаний в английской экономике

в начале XX в. вызвали к жизни новый закон о компаниях — Акт 1908 г.,

который носил характер консолидированного и объединил все предшествующее

законодательство по данному вопросу. В этом акте было закреплено деление

компаний на так называемые публичные и частные.

По закону 1908 г., публичные компании получили право расширять свои

уставные капиталы и круг своих участников за счет обращения к “публике” с

предложением покупать паи и тем самым участвовать в ее деятельности и

получении прибылей (дивидендов). Такая организация публичной компании

послужила базой для создания концепции демократизации капитала,

трансформации права частной собственности из института сугубо

индивидуалистического в социальный. В форме публичных компаний позднее, в

XX в., организовывались и государственные предприятия, возникавшие в

процессе национализации.

Частные компании были ограничены максимум 50 участниками, которые сами

должны были покрывать весь капитал и не могли продавать посторонним лица^

акции (паи) и другие ценные бумаги. Но в отличие от публичных компаний они

не обязаны были публиковать свои балансы. Последнее обстоятельство делало

эту форму весьма удобной для предпринимательского мира Англии.

Важную роль в разработке и развитии “права компаний” сыграло и

судейское право. Так, в 1897 г. по делу Salomon v. Salomon Со. Ltd. был

установлен важный прецедент, в соответствии с которым признавалась и

получала статус юридического лица компания, состоявшая из одного человека.

Так в английском праве появилась конструкция “компания одного лица”,

которая получила разработку в последующем законодательстве.

В XX веке в Англии резкое увеличение роли корпоративного капитала

повлекло за собой принятие целого ряда новых актов о компаниях (1929 г.,

1948 г., 1985 г. и т. д.).

Последним значительным источником акционерного права в Англии стал

Закон о компаниях 1985 г. Этот акт заменил собой Закон о компаниях 1948 г.,

учтя при этом многочисленные поправки и дополнения, которые были приняты в

60—80-е гг.

Закон 1985 г., как консолидирующий акт, ставил своей целью объединить

действующее законодательство о компаниях, но не кодифицировать или

преобразовать его радикальным образом. Он не изменил существенно само

правовое регулирование организации и деятельности компаний в Англии, а лишь

упорядочил соответствующее законодательство. Но даже в переработанном виде

английское законодательство о компаниях остается достаточно сложным и

запутанным. Сам Закон 1985 г. состоит из 27 разделов и 747 статей и 25

приложений к Закону.

В Законе регулируется широкий круг вопросов организации и

функционирования компаний, включая уставные документы, порядок выпуска

ценных бумаг, вопросы несостоятельности. Большое внимание уделяется

процедуре ведения и форме торговых книг компаний, предъявлению ежегодных

отчетов о состоянии дел компании и т. д. Также в Закон введены

специализированные правила, касающиеся банковских, страховых и тому

подобных компаний. Закон о компаниях 1985 г. был дополнен и рядом актов,

которые регулируют отдельные виды деятельности компаний, в частности, Закон

о сделках с ценными бумагами, Закон о слиянии компаний.

Законодательство о компаниях, заложившее в Англии основы корпоративного

капитализма, создало одновременно благоприятный климат для вовлечения в их

деятельность миллионов англичан, держателей ценных бумаг. Но это

законодательство породило также условия, при которых неизбежным стало

появление различных видов монополистической практики. До окончания второй

мировой войны английский парламент не придавал большого значения проблемам

монополизма и ограничительной рыночной практики. В послевоенный период

лейбористское правительство на основе специальных обследований экономики

пришло к выводу, что быстрый рост монополистических объединений, в

частности, различных видов картелей, препятствует восстановлению и

обновлению английской промышленности, полной занятости, являясь

потенциальной угрозой для экономики в целом.

В 1948 г. специальный закон о монополиях предусмотрел создание

соответствующей комиссии по монополиям и ограничительной рыночной практике.

Комиссия должна была проводить расследования в тех случаях, когда при

поставке товаров на тот или иной рынок возникали “монополистические

условия”. Последние означали, что по крайней мере одна треть всех товаров

определенного вида, которые продавались в “Соединенном королевстве или в

его существенной части”, поставлялись одним лицом или одному лицу. По

результатам расследования составлялся доклад, представляемый в

правительство, с соответствующими рекомендациями.

В 1953 г. консерваторы с целью поддержания свободной рыночной системы

провели через парламент более пространный “Закон о комиссии по монополиям и

ограничительной практике”. Этот закон предусматривал более широкое

обследование рыночных отношений и установление возможного вреда от

монополистических условий и ограничительной торговой практики. Применение

этого закона и, в частности, расследование в целых отраслях промышленности

(цементная, отбеливающие вещества и т. д.) показали недостаточность

антимонопольного законодательства, основанного только на получении

информации о степени монополизации рынков,

В 1956 г. при консервативном правительстве был принят Закон об

ограничительной торговой практике. Антимонопольное законодательство

приобрело таким образом в Англии двухпартийный характер. Основным

нововведением Закона 1956 г. было создание государственных органов,

специально предназначенных для контроля за “монополистическими ситуациями”

и “антиконкурентной практикой”. Такими органами являлись: Регистратор

ограничительных соглашений и специальный Суд по ограничительной практике.

Регистратор обязан был выявлять договоры и целые виды ограничительной

практики, которые касались производства, поставки товаров, цен и т. д.,

если таковые порождали отрицательные последствия для конкуренции. Документы

с результатами расследования, показывающими вред, причиненный

ограничительными картельными соглашениями, передавались в Суд по

ограничительной практике, который в случаях отсутствия “уважительных

причин” выносил решения о запрещении такой практики как противоречащей

публичному интересу.

В 60—70-х гг., когда выяснились недостаточная эффективность и неполнота

предусмотренной в Законе 1956 г. системы контроля за практикой торговых

ограничений, парламент принял целую серию новых антимонопольных актов :

Закон о ценах на перепродажу товаров 1964 г., Закон о монополиях и слияниях

1965 г., предусмотревший создание специальной комиссии по монополиям, Закон

1968 г. об ограничительной торговой практике, предусматривающий регистрацию

не только торговых, но и информационных соглашений.

В 70—80-х гг. английское антимонопольное законодательство, как и многие

другие институты права, подверглось консолидации, а одновременно

совершенствованию и упрощению. Комиссия по монополиям была преобразована в

комиссию по монополиям и слияниям компаний. Регистратора ограничительной

практики заменил Генеральный директор по честной торговле (Закон о честной

торговле 1973 г., Закон об ограничительной торговой практике 1976 г., Закон

о перепродаже товаров 1976 г., Закон о конкуренции 1980 г.). Об усилении

контроля за монополистической практикой и за антиконкурентной рыночной

деятельностью свидетельствует тот факт, что новое законодательство

установило более жесткие критерии “монополистических ситуаций”. К таковым

относилась поставка на рынок уже не одной трети, а лишь одной четверти

какой-либо продукции или товаров.

К законодательству, направленному против установления ограничительных

(монополистических) условий в торговле, а также в сфере услуг, примыкает

принятое в последние десятилетия законодательство о защите потребителей,

под которыми понимаются конечные получатели товаров и услуг.

В 1974 г. был принят также Закон о потребительском кредите, в котором

регулировались многие вопросы предоставления и использования кредитов. В

этом же законе предусматривалась целая серия и других мер, направленных на

защиту прав потребителя. Тем самым было положено начало обширному

законодательству, которое привело в Англии к появлению специализированного

“права потребителей”.

Развитие трудового и социального законодательства в Англии. Первые

законы о труде в Англии нового времени выступили как непосредственное

продолжение рабочего законодательства Тюдоров. Это законодательство,

отражая суровые условия становления капитализма, крутыми мерами (в том

числе и с помощью уголовных наказаний) приучало экспроприированные массы

крестьянского населения к дисциплине труда.

Принудительное государственное регулирование условий труда оставалось

характерным для Англии в течение всего XVIII в. Именно такова была суть

многочисленных законов парламента о бродяжничестве, актов об установлении

максимальной заработной платы и т.п.

С промышленной революцией и укреплением экономических позиций

предпринимателей государственная регламентация трудовых отношений не только

потеряла смысл для промышленников, но и стала для них обременительной.

Поэтому в Англии в начале XIX в. были отменены старые законы о

регулировании заработной платы. Используя “свободу договора”, хозяева

диктовали рабочим свои условия труда, которые часто были невыносимыми.

В 1834 г. английский парламент отменил старые законы о бедности

(восходящие еще к статуту времен Елизаветы 1), что означало отказ от выдачи

беднякам пособий деньгами и продуктами, осуществлявшейся ранее приходами.

Закон 1834 г. предусмотрел лишь одну форму “помощи” безработным и бедным —

помещение в работные дома, условия работы и жизни в которых приближались,

по сути дела, к каторжным.

Официальное провозглашение экономического либерализма (государственного

невмешательства в хозяйственную жизнь) отнюдь не означало того, что рабочий

и предприниматель юридически находились в Англии в равном положении. Даже

во второй половине XIX в. продолжали действовать нормы “общего права”,

согласно которым предприниматель, нарушивший контракт с рабочим, мог

преследоваться только путем гражданского иска. Если же трудовой контракт

нарушал рабочий, то он мог быть привлечен к уголовной ответственности. В

области трудовых отношений непоследовательность политики экономического

либерализма проявилась также в многочисленных запретах и ограничениях,

которые устанавливались в связи с появлением и ростом рабочих объединений.

Еще в 1799 г. английский парламент принял закон, согласно которому

запрещались соглашения рабочих, а также любая деятельность, направленная на

создание объединений с целью повышения заработной платы или сокращения

рабочего дня. Нарушение закона влекло за собой применение уголовных

наказаний, которые налагались судьей единолично, без участия присяжных.

Правящим кругам Англии не удалось, однако, добиться эффективного применения

этого закона.

Уже в начале XIX в. растущее рабочее движение, по существу, опрокинуло

запрет на профессиональные союзы. В 1824 г. парламенту пришлось пойти на

уступки и легализовать соглашения рабочих, которые ставили своей целью

повышение заработной платы, сокращение рабочего дня или организацию

бойкотов. Правда, уже в следующем году парламент объявил уголовно

наказуемыми действия рабочих, которые сопровождались насилием над личностью

или собственностью, угрозами, запугиваниями. Закон 1824 г., несмотря на

последовавшие оговорки, сделал возможным образование в Англии

профессиональных рабочих союзов и послужил толчком к развитию тред-

юнионистского движения.

Организованное рабочее движение в Англии по мере своего роста все более

и более выходило за рамки, отведенные ему либеральным государством, которое

постепенно начинает в своей политике добиваться примирения интересов труда

и капитала.

В последней трети XIX в. вопрос о легализации профсоюзов и различных

средств профсоюзной борьбы встал с новой остротой. В 1871 г. был принят

Закон о рабочих союзах, где цели тред-юнионов в принципе признавались

правомерными и запрещались судебные преследования рабочих за участие в

профсоюзной деятельности. Но одновременно в виде поправки к уголовному

законодательству был принят другой акт, согласно которому ряд эффективных

приемов профсоюзной борьбы (пикетирование и др.) рассматривались как

наказуемые.

В 1875 г. парламент пошел на дальнейшие уступки рабочим и на

легализацию профсоюзного движения. Акт о предпринимателях и рабочих отменил

уголовные наказания за одностороннее прекращение рабочими трудового

договора. Другим законом было установлено, что доктрина “общего права” о

“преступном, сговоре” не может применяться к соглашениям рабочих,

заключенным в связи с предстоящим конфликтом с хозяевами.

Но и в конце XIX в. английские суды неоднократно преследовали активных

участников стачечного движения за угрозы штрейкбрехерам, бойкоты и другие

действия, которые, согласно Закону 1871 г., по-прежнему считались

преступными. При этом суды толковали эти понятия чрезвычайно широко. В 1899

г. в связи со стачкой железнодорожников в Таффской долине суд вынес решение

о взыскании с профсоюза огромной суммы убытков, которые понесли компании.

Это откровенно антипрофсоюзное решение вызвало бурный протест в стране.

В результате в 1906 г. был принят новый закон, согласно которому

предпринимателям запрещалось предъявлять судебные иски о возмещении ущерба,

если таковой был причинен в результате организованных действий членов

профсоюза.

В Англии, где профсоюзы и забастовки получили законодательное признание

еще в XIX в., правительство консерваторов, напуганное всеобщей забастовкой

1926 г., провело через парламент в 1927 г. закон, запретивший всеобщие и

политические забастовки, а также стачки солидарности. Закон открыто поощрял

штрейкбрехерство и запрещал пикетирование предприятий бастующими. Этот

откровенно антипрофсоюзный закон был в 1946 г. отменен лейбористами,

стремившимися к более последовательному выравниванию интересов труда и

капитала.

В 70—80-х гг. правительство консерваторов предприняло новую попытку

ограничить права профсоюзов на забастовку. Так, в 1971 г. был принят закон

о промышленных отношениях, который предусматривал обязательную регистрацию

профсоюзов, их отчетность в государственных учреждениях. После победы

лейбористов в 1974 г. была отменена обязательная регистрация профсоюзов,

подтверждено их право на забастовки, причем на такие, которые ранее

признавались незаконными. В период правительства М. Тэт-чер ряд профсоюзных

прав был ограничен (право на пикетирование, на политические забастовки,

стачки солидарности). Однако в целом профсоюзная демократия и завоеванные

трудящимися социальные права характеризуются достаточно высоким уровнем.

постепенный рост организованности и активности рабочего класса позволил ему

оказывать постоянное воздействие на позицию английского государства по

вопросам регулирования труда. Хотя в Англии декларировалось государственное

невмешательство в трудовые отношения, парламент был вынужден время от

времени идти на уступки, вводить законодательные ограничения для некоторых

наиболее грубых и заведомо антигуманных форм эксплуатации труда.

В первую очередь фабричное законодательство коснулось женского и

детского труда. Попытки регламентировать само применение детского труда

были сделаны еще в 1802 г. В 1803 г. был принят закон, согласно которому в

текстильной промышленности ночной труд детей запрещался, рабочий день для

подростка от 9 до 13 лет не мог превышать 8 часов, а для подростков до 18

лет — 12 часов. Закон предусмотрел создание системы контроля в виде так

называемых фабричных инспекторов. Но и это не дало сразу значительного

эффекта, так как предприниматели стали использовать систему “группового

труда” : смена рабочих происходила в течение всего дня, и контролировать

продолжительность труда у отдельных подростков было сложно.

В 1842 году был запрещен подземный труд для женщин и для детей в

возрасте до 10 лет. В 1847 г. был издан закон, по которому в текстильной

промышленности для женщин и подростков с 14 лет рабочий день не должен был

превышать 10 часов; это же правило распространялось на мужчин, работающих

вместе с детьми и женщинами в одну смену. Только во второй половине XIX в.

(законы 1867 и 1878 гг.) эти положения были распространены на все

предприятия с числом рабочих свыше 50 человек.

Борьба за сокращение рабочего дня в Англии особенно усилилась после

того, как в 1866 г. на Всеобщем рабочем конгрессе в Балтиморе было

выдвинуто требование о 8-часовом рабочем дне. Но в законодательстве это

требование нашло свое отражение только в начале XX в., причем первоначально

применительно к отдельным отраслям промышленности или к некоторым

категориям рабочих и служащих (для железнодорожников, шахтеров, почтовых

служащих).

Во второй половине XIX в. появляются также первые законы,

предусматривающие возмещение вреда рабочим в случае производственных травм.

Закон 1880 г. предусмотрел материальную ответственность за производственный

травматизм. Но ответственность возникала лишь в тех случаях, когда увечье

было вызвано плохим качеством материала, небрежностью или неосторожностью

лиц, которым был поручен контроль за производством.

Выплачиваемое вознаграждение составляло лишь незначительную часть

заработной платы. В 1906 г. был принят закон, согласно которому

предприниматель мог освободиться от ответственности, “доказав” вину самого

потерпевшего. Важной вехой в развитии трудового законодательства стал закон

1911 г., который, наряду с социальным страхованием на случай болезни,

инвалидности, родов, предусмотрел также страхование по безработице, хотя

первоначальные размеры его были весьма скромными. Система социального

страхования приобрела современный вид после второй мировой войны.

Значительную роль в создании этой системы сыграли правительства

лейбористов, придававшие большое значение сильной социальной политике.

В 70—80 гг. XX в. пенсионное законодательство подверглось консолидации,

и в настоящее время оно находит свое выражение в общем Законе о социальном

обеспечении (1985 г.) и в специальном Законе, предусматривающем компенсацию

в связи с несчастными случаями на производстве и с профессиональными

болезнями (1975 г.). Отдельных уступок от предпринимателей рабочие

добивались также путем заключения коллективных договоров между тред-

юнионами и хозяевами, в которых фиксировались конкретные условия труда и

оплаты.

Длительное совершенствование собственно законодательства о труде

привело к тому, что после второй мировой войны в нем произошли существенные

изменения, означавшие своего рода социальный прорыв, хотя в сфере трудовых

отношений сохраняют свое действие некоторые нормы прецедентного права и

законы XIX в. Основная масса законов по труду приходится на 70—80-е гг. Это

законы о занятости 1975 г., 1978 г., 1980 г. и др., Закон о равной

заработной плате мужчин и женщин 1970 г., Закон о профессиональном обучении

1982 г., консолидированный Закон о профсоюзах и трудовых отношениях 1992 г.

и т.д.

Трудовое законодательство, особенно принятое в период правления

лейбористов, предусматривает целый ряд важных гарантий социальных прав

трудящихся. Оно включает в себя охрану труда и технику безопасности,

максимальную продолжительность рабочего дня для женщин и подростков,

порядок выплаты заработной платы, а также определяет положение профсоюза на

предприятии, организацию забастовок и т. д.

Характерной чертой современного английского трудового права является

существенная роль коллективных договоров в регулировании важнейших аспектов

трудовых отношений : условий труда, заработной платы и т. д. В Англии

основные параметры труда, в том числе размер заработной платы и

продолжительность отдыха, определяет не законодательство, а именно

коллективные договоры.

Для рассмотрения споров, возникающих из коллективных договоров, созданы

специальные трибуналы, поэтому судебная практика является одним из важных

источников трудового права. Особым источником трудового права в Англии

являются кодексы практики (codes of practice), которые составляются

государственными органами (например, государственным секретарем по вопросам

занятости) и содержат ряд важных предписаний и рекомендаций. Хотя формально

эти кодексы не являются правовыми документами, их содержание учитывается

судами и другими государственными органами при применении норм права. Но их

несоблюдение не влечет за собой каких-либо санкций.

В Англии уже в 40-е гг. были осуществлены широкие законодательные

программы дешевого жилищного строительства, создания национальной службы

здравоохранения; получила развитие национальная система образования всех

уровней, начиная от дошкольной и кончая университетской. Хотя в создании

страхового фонда участвуют и сами работники, но значительные ресурсы на

социальную политику законодательство предусматривает из государственного

бюджета. Государственная политика здравоохранения регулируется Законом о

национальной службе здравоохранения 1977 г., консолидировавшим большую

часть существовавших ранее актов по этому вопросу. Этот акт был дополнен

Законом о здравоохранении 1980 г.

Еще более молодым законодательством в Англии стали законы об охране

окружающей среды. Первые меры по особому режиму сброса отходов относятся

еще к 50-м гг., но особый толчок это законодательство получило в 1970 г.,

когда в Англии развернулось широкое движение “зеленых” и было образовано

Министерство окружающей среды. Именно в это время были приняты такие

значительные акты, как Закон о контроле над загрязнением окружающей среды

1974 г., предусмотревший создание очистных сооружений и высокие штрафы за

его несоблюдение, в частности, за отсутствие таких сооружений на вновь

строящихся предприятиях. В 1974 г. был принят Закон о недопустимости

сбросов загрязняющих веществ в море. В 1978 г. был принят Закон о чистом

воздухе и о контроле над загрязнением атмосферы. В 80-е гг. была принята

серия законов о защите диких животных и растений.

Развитие английского уголовного права и процесса в XVIII—XX вв.

Закончившаяся компромиссом английская революция не привела к сколь-нибудь

существенным изменениям в области уголовного права, которые задевали бы

непосредственно интересы капиталистических предпринимателей.

Господствовавшие до реформы 1832 г. земельная аристократия и верхушка

буржуазии вполне довольствовались уголовно-правовыми нормами, восходящими к

дореволюционному праву.

Большое число преступлений в Англии в это время предусматривалось либо

по общему праву, либо по статутному праву, причем некоторые из них,

например Статут 1351 г. об измене, были приняты в глубоком средневековье.

Сохранялась сложившаяся еще в эпоху средневековья трехчленная структура

преступлений: тризн (измена), фелония (тяжкое уголовное преступление),

мисдиминор (остальные, главным образом, мелкие преступления).

Эта традиционная схема лишь пополнилась в XVIII в. новыми видами

преступлений. Особенно выросло число деяний, квалифицируемых как фелония и

наказуемых по традиции смертной казнью и конфискацией имущества. К концу

революции (в 1660 г.) в Англии было около 50 видов преступлений, каравшихся

смертной казнью, к началу XIX в. к ним добавилось еще около 150.

В развитии английского уголовного права в XVIII в. особенно ясно

проступало стремление правящих кругов любыми, в том числе самыми жестокими

средствами, внушить обездоленным и трудящимся массам “уважение” к частной

собственности. В это время смертная казнь устанавливалась за умышленное

ранение скота, за порубку садовых деревьев, за поджог посевов, за карманную

кражу в церкви. К смертной казни приговаривались за посылку письма с

фиктивной подписью с целью вымогательства денег, за мелкую кражу (свыше

одного шиллинга) и т. д.

В XVIII веке в Англии не только сохранились жестокие и чисто

средневековые меры наказания, но и вводились новые способы устрашения как

самого наказуемого, так и общества в целом. В 1752 г. был принят акт, в

котором говорилось, что “смертная казнь должна быть дополнена дальнейшими

ужасами и особыми знаками бесчестия”. Осужденного на смерть предварительно

сажали на хлеб и воду, после казни труп публично вывешивали в цепях, затем

его рассекали на части. Широко применялись в XVIII в. и такие наказания,

как выставление у позорного столба, бичевание кнутом, конфискация

имущества, штрафы и т. д.

Либерализация карательной политики в Англии в это время осуществлялась

лишь в той мере, в какой это было необходимо для самих правящих кругов,

стремившихся гарантировать себя от преследований со стороны короля и

правительственной власти.

Характерно, что эти изменения коснулись прежде всего уголовного

процесса. Об этом свидетельствует прежде всего “Habeas corpus Act” 1679 г.,

а также отдельные уголовно-правовые и процессуальные нормы Билля о правах

1689 г. и Акта об устроении 1701 г. Теми же стремлениями к созданию режима

неприкосновенности личности в уголовном процессе был вызван к жизни и

Статут 1696 г. о рассмотрении дел об измене. Согласно этому акту, копия

обвинительного заключения должна была вручаться обвиняемому по крайней мере

за 5 дней до судебного разбирательства дела. Обвиняемый получал право на

свидание с адвокатом, мог настаивать на вызове новых свидетелей. Однако он

мог быть и не уведомлен о свидетелях, дающих показания против него.

Борьба просвещенной верхушки общества за упрочение политических свобод

в сфере уголовного права и процесса в XVIII в. проявилась также в делах о

так называемой мятежной клевете. Такого рода обвинения правительственные

власти неоднократно выдвигали против авторов и издателей публикаций,

содержащих критику государственных властей. В 1792 г. парламент издал

специальный акт, по которому присяжные получили полную свободу решать

вопрос не только о самом факте опубликования “клеветнического”

произведения, но и о виновности или невиновности обвиняемого в соответствии

со своими представлениями о политике и клевете.

В начале XIX в. с утверждением капитализма английское уголовное право

подвергается все более острой критике. Для самих правящих кругов

становилось очевидным, что построенная исключительно на жестокости

уголовная политика не приносит желаемого результата. Абсурдная свирепость

английских законов в XVIII — начале XIX в. приводила к тому, что присяжные

достаточно часто оправдывали даже заведомо виновных в преступлении лиц

только потому, что их ожидало непомерно тяжелое наказание. Поэтому

английский парламент провел в начале XIX в. серию законов, рассчитанных на

то, чтобы путем смягчения наказаний укрепить существующий правопорядок. В

1817 г. было отменено публичное сечение женщин, в 1816 г. — выставление у

позорного столба, в 1823 — 1827 гг. правительство Р. Пиля провело серию

актов, резко сокративших применение смертной казни. С 1826 по 1861 г. в

Англии число преступлений, караемых смертной казнью, снизилось с 200 до 4.

По Акту 1848 г. даже в случае “ведения войны против короля в его

королевстве” назначалась не смертная казнь, а пожизненное заключение.

В середине XIX в. были приняты и другие акты парламента, которые

существенным образом реформировали уголовное право, придав ему по существу

(но не по форме, которая нередко оставалась старой) уже современный вид. С

помощью консолидированных законов в Англии XIX в. было отменено несколько

сотен заведомо устаревших законов.

Законом 1870 г. отменялась конфискация имущества преступника,

осужденного за фелонию. Тем самым превратилось в анахронизм деление

преступлений на фелонию и мисдиминор, ибо исторически фелония — это

серьезное преступление, которое влекло за собой смертную казнь и

обязательную конфискацию имущества. После 1870 г. в Англии сложилось

положение, когда разница в наказаниях за фелонию и мисдиминор фактически

исчезла, причем к числу последних относились в ряде случаев более значимые

преступления.

В XIX веке произошла и дальнейшая демократизация процедуры рассмотрения

уголовных дел. В 1836 г. был принят акт, предусмотревший право обвиняемого,

заключенного в тюрьму, пользоваться услугами адвоката и требовать

ознакомления с материалами дела. Естественно, “такой закон расширял

возможности защиты обвиняемого в судебном процессе.

Законом 1898 г. обвиняемому предоставлялось право в случае его желания

давать показания в суде. Это был отход от традиционной доктрины “общего

права”, согласно которой обвиняемый рассматривался как лжец. Но

одновременно судебная процедура в Англии развивалась в сторону расширения

круга дел, по которым судья мог выносить приговор в так называемом

суммарном порядке, т. е. без участия присяжных.

В XX веке политика упрощения и модернизации уголовного права

продолжилась путем издания консолидированных актов или актов, имеющих

элементы кодификации, т. е. содержащих новые правовые положения.

Развитие уголовного права Англии в XX веке отражало и меняющиеся

общественные условия, в том числе рост преступности. Необходимость

перестройки уголовной политики повлекла за собой реформу уголовного права.

Наиболее серьезная перестройка английского уголовного права произошла во

второй половине XX в., особенно после создания в 1965 г. Правовой комиссии,

поставившей своей задачей подготовку кодификации права Англии. Особенно

энергично комиссия осуществляла кодификационные работы в области уголовного

права. К 1985 г. был подготовлен даже проект уголовного кодекса,

опубликованный для ознакомления с ним широкой общественности. Однако

принятие этого кодекса затормозилось. Имея в виду в конечном счете

кодификацию уголовного права, Правовая комиссия и парламент проделали

большую предварительную работу по систематизации уголовного права Англии.

В 60—80-е гг. был принят целый ряд важных актов по вопросам общей части

уголовного права. Особое место здесь занял Закон об уголовном праве 1967

г., который отменил ставшее анахронизмом традиционное деление всех

преступлений на фелонию и мисдиминор. Еще ранее, в 1945 г., была упразднена

и такая средневековая категория преступлений, как измена (тризн). В

законодательном порядке была введена новая классификация преступных деяний.

Это прежде всего выделение более серьезных преступлений, за которые

устанавливалось наказание в виде лишения свободы на срок свыше 5 лет. Для

преступлений этой группы была установлена упрощенная процедура ареста

подозреваемого. Для остальных преступлений, как менее общественно опасных,

такая процедура ареста не предусматривалась.

В результате целого ряда актов (Закон о преступном покушении 1981 г.,

Закон об исправлении правонарушителей 1974 г., серия законов об уголовном

правосудии — 1982, 1988, 1991 гг. и др.) подавляющее большинство институтов

общей части уголовного права оказалось существенным образом

реформированным, старинные правила общего права были потеснены. Они

сохранили за собой регулирование таких институтов, как нападение,

неоконченное преступление, определение характера вины, но большинство

составов преступлений было закреплено в статутном праве (Законы о краже

1968 и 1978 гг., Закон о подлогах и фальшивомонетничестве 1981 г.). В

результате активной деятельности парламента в сфере уголовной политики к 90-

м гг. XX в. лишь небольшое число отдельных видов преступлений оказалось в

сфере регулирования общего права. В их числе: недонесение об измене,

отдельные виды убийств. Основная же масса составов преступлений

определяется теперь статутами.

Одним из важных направлений реформ уголовного права являются

гуманизация и оптимизация наказания. Это нашло свое отражение в фактической

отмене смертной казни. Так, в 1969 г. была отменена смертная казнь даже за

тяжкое убийство, хотя в Англии формально сохраняют свою силу некоторые

старые статуты, предусматривающие смертную казнь по таким преступлениям,

как государственная измена, пиратство и поджог королевских доков. Но

практически в течение длительного времени никто не был приговорен к

смертной казни за эти преступления.

В 1948 году были отменены каторжные работы, и наиболее тяжелым видом

наказания стало лишение свободы с различным режимом. Но современная

пенитенциарная политика больше ориентируется на реадаптацию преступников, а

поэтому нашла свое выражение в создании специальных детских исправительных

учреждений и даже “открытых тюрем”.

Широкое распространение в Англии в качестве меры наказания получило

условное осуждение (пробация), которое является эффективным способом

социальной адаптации осужденного, проходящей при особом контроле со стороны

работников специальной социальной службы.

Рост преступности, увеличение числа судебных дел и связанные с ними

перегрузки и медлительность самого судебного процесса потребовали во второй

половине XX в. дальнейшего реформирования всей судебной системы и

уголовного процесса в частности.

Важное значение в модернизации судебной системы сыграл Закон о судах

1971 г., который ликвидировал ряд судебных инстанций (суды ассизов и др.),

унифицировал деятельность судов соответствующих округов, а главное, создал

новый Суд короны, входящий в систему высших судов страны.

Закон о судах и правовом обслуживании 1990 г. демократизировал судебный

процесс, ввел неизвестную ранее английскому судебному праву категорию

правозаступников (адвокатов), подорвав тем самым корпоративные,

существующие еще со времен средневековья, монополии барристеров и

солиситоров. С 1985 г. в Англии наряду с обвинителями по поручению полиции

и потерпевших стала действовать система государственных обвинителей по

наиболее важным уголовным делам.

При сохранении традиционной состязательности в уголовном процессе

возросла роль полиции. Тем не менее Законом 1994 г. о полиции и

доказательствах по уголовным делам деятельность полицейских органов

ставится в строгие рамки. Это касается арестов, обысков, изъятия предметов

преступления и даже использования электронных устройств и компьютерных

данных.

Важное место в XX в. в английской судебной системе и в уголовном

процессе по-прежнему занимает суд присяжных. Реформой судов 1971 г. была

предпринята попытка централизовать подбор присяжных, который осуществляется

теперь не шерифами, как это было исторически, а подбирается чиновниками,

назначенными лордом-канцлером. Однако процессы демократизации коснулись и

института присяжных заседателей, для которых с 1972 г. отменен

имущественный и снижен возрастной цензы.

Все указанные выше изменения были консолидированы Законом 1974 г. о

присяжных. Однако в общем числе судебных дел роль суда присяжных в

уголовном процессе Англии в последние десятилетия относительно сужается за

счет расширения числа дел, рассматриваемых судьями единолично, без участия

присяжных заседателей, в так называемом суммарном порядке.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.