рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правление дома Медичи во Флоренции в XV веке по Историям Флоренции Франческо Гвиччардини и Никколо Макиавелли

поработить Карл V. Макиавелли предложил военный проект, основной идеей

которого служило создание народного ополчения. Для осуществления своего

замысла он обратился к Гвиччардини, который, по сути, руководил политикой

Климента VII. Гвиччардини пришлось разъяснять другу, что план его в

принципе был неплохим, но в конкретных условиях Романьи он неизбежно

приведет к гражданской войне, ибо народ, получив в руки оружие, повернет

его против церкви[93]. П.Виллани, исследуя этот эпизод отмечает, что нельзя

забывать о том, что Макиавелли несмотря на свое «Искусство войны» не был ни

солдатом, ни полководцем и поэтому его советы носили более теоретический,

нежели практический характер[94]. В жизни же Макиавелли и Гвиччардини были

близкими друзьями. Макиавелли знал отца Франческо – Пьеро Гвиччардини, с

которым работал во время создания флорентийской милиции[95]. В одном из

писем, к примеру, Макиавелли пишет в начале письма, что адресует его

«Сиятельному Господину Франческо Гвиччардини, доктору прав, достойнейшему и

мною высоко чтимому губернатору Модены и Реджо» и просит его поскорее

приехать «развеятся» [96].

Другой группой источников являются труды итальянских гуманистов –

непосредственных свидетелей описываемых в источниках событий XV в. Одним из

таких свидетельств являются «Флорентийские беседы об изгнании» Франческо

Филельфо[97]. Филельфо, известный итальянский гуманист, родился в 1398

году. Обучался в Падуе и Константинополе. Вернувшись в Италию, преподавал

греческий язык в Болонье, а в 1429 году был приглашен во Флорентийский

университет для чтения лекции о «Божественной комедии» Данте. Во время

борьбы Козимо с оппозицией он ушел с кафедры, куда вернулся после прихода к

власти антимедичейской группировки. После триумфального возвращения Козимо

он покидает Флоренцию, куда возвращается незадолго до смерти.

«Флорентийские беседы об изгнании» написаны во второй половине тридцатых

годов. В этом сочинении, написанном в форме диалога, отражаются

республиканская направленность Козимо и его антимедичейские настроения.

Аламанно Ринуччи (1426-1499) принадлежал к знатной купеческой семье

Флоренции. Образование получил во Флорентийском университете. Основным

источником доходов для Ринуччи стала государственная служба. Поскольку в то

время Флоренция во многом зависела от Медичи, то и карьера Ринуччи во

многом зависела от взаимоотношений с правящим домом. В 1460-1475 годах он

занимал ряд высших должностей в республике. В 1471 он был даже

гонфалоньером правосудия, однако конфликт с Лоренцо Медичи (1475) вынудил

его уйти в отставку. Его отличала преданность республиканским идеалам, и он

полагал, что Лоренцо довел страну до кризиса. В «Диалоге о свободе»,

главном произведении Ринуччи, автор показывает почему необходимо стремиться

к свободе и избегать тирании. При этом говоря о тирании Медичи, Ринуччи

отмечает, что она ведет к социальным конфликтам и упадку общества[98].

Большое значение имеют для нас два труда Анджело Полициано – «О заговоре

Пацци»[99] и письмо к Якопо Антикварио[100]. Анджело Амброджини, вошедший в

историю литературы под гуманистическим псевдонимом Полициано, был одним из

первых крупных поэтов зрелого итальянского Возрождения. Он был другом

Лоренцо Медичи, и занимал должность домашнего учителя будущего Льва Х –

Джованни Медичи, сына Лоренцо. Лоренцо Великолепный был для Полициано

покровителем, другом, а также близким ему по духу поэтом-гуманистом, вместе

с которым он написал «Послание к Федерико Арагонскому». Позже ему

предоставили кафедру греческой и латинской риторики во Флорентийском

университете. В 1470—1494 гг. Полициано читал во Флоренции курсы о

Вергилии, Гесиоде, Феокрите, Овидии, Персии, Ювенале, Светонии,

Квинтилиане, Стации. Особое внимание он уделял Гомеру.

Произведение «О заговоре Пацци» долгое время считали чисто литературной

работой. В отечественной историографии труд долгое время не исследовался,

пока перевод и анализ данной работы не был сделан И.В.Шевченко. Как понятно

из названия, в сочинении описываются события 1478 года, когда представители

оппозиции, возглавляемые представителями дома Пацци, попытались убить

Лоренцо и Джулиано Медичи. Само сочинение было написано в мае-августе 1478

года, после того, как были казнены заговорщики. Произведение было

предназначено для широкого круга читателей-горожан. Полициано готовил свое

произведение специально для печати, зная широкие возможности последней. При

этом, как отмечает И.В.Шевченко, «гуманист не ставил задачу изложить свою

позицию по широкому кругу проблем, связанных с развитием общества и

современной моралью»[101]. Другой труд Полициано – «Письмо к Якопо

Антикварио» посвящено смерти Лоренцо Медичи.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников

и литературы. Во введении речь идет об актуальности темы, формулируется

цель работы и задачи исследования, определяется методологическая основа,

дается историографический обзор и характеристика источников.

Основная часть работы состоит из трех глав. Как уже было отмечено

хронологические рамки работы – от 1378 года (восстание чомпи) до 1492 (

смерть Лоренцо Медичи). В этот период во главе дома Медичи, а значит

фактически и во главе Флоренции, сменяя друг друга, стояли три человека.

Первым был Козимо Медичи, который правил с 1434 по 1464, затем на его место

пришел его сын Пьеро, который был во главе семьи до своей смерти, то есть

до 1469. Ну а затем пришло время Лоренцо Медичи который умер в 1492 году.

Таким образом, каждая глава данной работы соответствует периоду правления

одного из представителей дома Медичи. Во-первых это объясняется тем, что и

у Франческо Гвиччардини и у Макиавелли в их «Историях Флоренции»

присутствует та же структура. Т.е авторы ведут свое повествование

последовательно освещая периоды правления представителей дома Медичи.

Вторая причина заключается в том, что в историографии, посвященной

конкретно изучению дома Медичи, авторы придерживаются того же деления.

Первая глава – «Начало правления Медичи во Флоренции в «Историях Флоренции»

Макиавелли и Гвиччардини» посвящена анализу правления Козимо Медичи. Глава

начинается с изучения событий, связанных с восстанием чомпи, и

заканчивается смертью Козимо Медичи в 1464 году.

Вторая глава посвящена правлению сына Козимо – Пьеро Медичи. По объему, что

необходимо отметить, описанию правления Пьеро Медичи в обеих «Историях»

отводиться меньше места, чем событиям во Флоренции во времена Козимо и

Лоренцо. Поэтому глава посвященная правлению Пьеро Медичи в оценке обоих

авторов меньше, чем остальные.

В третьей главе рассматривается точка зрения Гвиччардини и Макиавелли на

время правления Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным. Главу условно

можно разделить на две части. Вначале дается изложение оценок Гвиччардини и

Макиавелли на то, что произошло во Флоренции во время правления Лоренцо

Медичи, а затем взгляды Макиавелли и Гвиччардини на личность самого

Лоренцо.

В заключении подводятся основные итоги исследования. Дается оценка взглядов

Макиавелли и Гвиччардини на правление дома Медичи во Флоренции в XV веке, а

также рассматриваются, сравниваются взгляды Макиавелли и Гвиччардини на

правление Медичи во Флоренции, в т.ч. сравнивается фактическое изложения

описываемых в «Историях Флоренции» событий.

Глава I. Начало правления Медичи во Флоренции в «Историях Флоренции»

Франческо Гвиччардини и Николло Макиавелли

За точку отсчета для своей «Истории» Гвиччардини берет восстание

чомпи[102]. При описании, пусть и достаточно кратком, этого восстания сразу

проявляется принадлежность автора к флорентийской знати. К примеру Микеле

Ландо[103] в представлении автора - человек спасший Флоренцию от

разрушения[104]. Соглашение Микеле с Комиссией Восьми Гвиччардини считает

необходимой и благоприятной мерой для здоровья города[105]. В отечественной

же историографии Ландо считали предателем[106], он был «подставной фигурой,

хорошо обученным ставленником чуждой чомпи группировки» [107], «демагогом,

сумевший войти в доверие к мелким ремесленникам и торговцам»[108], как его

называл В.И.Рутенбург. Если внимательно посмотреть на анализ

В.И.Рутенбургом сведений о восстаний в различных источниках, то можно

сказать, что все, кто сколько-нибудь поддерживали восстание чомпи,

негативно относились к Микеле, а враги восстания наоборот, поддерживали

его. Поэтому Франческо Гвиччардини можно отнести к врагам восстания.

Упоминание о восстании чомпи необходимо потому, что при изложении

Гвиччардини краткой истории восстания абсолютно не упоминается имя

Сальвестро Медичи, одного из руководителей восстания наряду с Микеле ди

Ландо[109]. О том насколько большую роль он сыграл в восстании в

историографии идут споры. Несомненно, что он не был вожаком восстания, но

его участие на стороне основной массы народа сыграло важную роль в судьбе

дома Медичи. Сальвестро получил от чомпи титул «рыцаря народа», а точнее

«рыцаря чомпи»[110], причем получил его добровольно. Также он получил от

чомпи право доходов с ряда торговых лавок Флоренции[111]. Об этом факте,

который сыграл достаточно существенную роль в установлении власти Медичи, у

Гвиччардини не упоминается. Существует мнение, что установление синьории

Медичи было как раз следствием этих самых флорентийских восстаний, включая

восстание вышеупомянутое чомпи[112]. Конечно к этому привело и ряд других

причин, но по мнению ряда авторов, изучавших данную проблему, эта была

самой существенной[113]. Зато о последствиях восстания чомпи для дома

Медичи говорит Макиавелли, который упоминает и о возведении в рыцари

Сальвестро Медичи[114] и о получении им торговых привилегий[115]. Причину

этого Макиавелли видит в том, что Микеле Ландо хотел таким образом привлечь

на свою сторону дополнительных сторонников. При этом Макиавелли не видит

прямой связи между восстанием чомпи и возвышением Медичи.

Начало возвышения Медичи Франческо Гвиччардини связывает с именем Джованни

де Бенчи и его сына Козимо[116] что совпадает с мнением Макиавелли[117], и

на сегодняшний день нашло подтверждение в работах историков[118]. Первое

имя члена семьи Медичи, упомянутое в «Историях» обоих авторов – имя

Джованни. Кто же был этот человек, по мнению Гвиччардини, возглавлявший

партию противников Никколо Уццано и его сторонников? Джованни Биччи

Медичи[119] был тем, чьи «банковские дела заложили основу успеха клана

Медичи в следующем поколении» [120]. После смерти его отца Аверардо в 1363

году, он остался вместе с пятью братьями с небольшим наследством, которое

отец разделил на всех. В 1385 он начинает управлять одной из самых важных

ветвей банка Медичи – в Риме, а в 1397 он переезжает во Флоренцию,

располагая капиталом в сто тысяч флоринов из которых больше половины он

заработал сам. Он был на первых порах очень осторожен и медленно приобретал

влияние в городе. То как он это делал, позже делали и другие представители

семьи Медичи. В 1402 он был впервые выбран в синьорию, приором которой был

еще несколько раз[121]. В 1403 поехал послом в Болонью. В 1421 он стал

гонфалоньером правосудия. И все это оказало значительное влияние на

дальнейшую судьбу Козимо[122]. За ним остался авторитет отца, его деньги,

отец устроил его свадьбу с Контессиной Барди. Следует отметить, что Медичи

в то время не принадлежали к числу влиятельных домов Флоренции, а вот

семейство Барди было очень древнем и знатным[123]. Гвиччардини вобще редко

указывает на те браки, которые осуществил род Медичи. Возможно это

показалось ему не нужным. Но вот у Макиавелли, к примеру, мы находим ряд

подверждений важности браков в то время. Также Макиавелли подчеркивает и

значение браков для дома Медичи[124]. Как бы то ни было необходимо

отметить, что такие браки, когда богатые, но незнатные семьи стремились

породниться со знатными, но обедневшими были политикой многих семей[125].

Тот же брак Козимо являлся продолжением политики Джованни Медичи, который

стремился к слиянию банков Медичи и Барди[126]. Джованни умер вторым по

богатству человеком в городе[127], оставив после себя ту организацию и

структуру, которая сделала его не только знатным во Флоренции, но и

Европе[128]. Козимо оставалось лишь не растерять добытое его отцом

положение.

Далее Гвиччардини останавливается на описании результатов конфликта во

Флоренции между Медичи и оппозицией. Во главе противоположной партии стоял

Никколо да Уццано, «человек переменчивого характера и вида»[129]. Когда он

умер, находившийся на его стороне Бернардо Гуарданьи став гонфалоньером

правосудия выслал Козимо из города[130], вместе с его родственниками

Аверардо[131] и Лоренцо[132]. Это же нам сообщает и «История»

Макиавелли[133]. Макиавелли при этом дополняет, что инициатива ареста

Козимо исходила от приемника Никколо Уццано – Ринальдо Альбицци.

Гвиччардини не останавливается ни на причинах высылки Козимо, равно как не

вдается в подробности того, как происходило изгнание. Однако для понимания

ситуации во Флоренции этот момент необходимо рассмотреть более

подробно[134]. Через четыре дня флорентийский народ на собрании

(parlamento) выразил свое согласие создать новую Балию, куда вошли

сторонники Альбицци. Комиссия обвинила Козимо в намерении захватить власть,

за что, по законам республики, полагалась смертная казнь. Однако здесь на

помощь Козимо пришли его деньги. Феррара, Венеция, папа Евгений IV, все те,

кто пользовался услугами банка Медичи, вступились за него и казнь была

заменена высылкой[135]. Можно отметить также, что Гвиччардини упоминает в

числе изгнанных именно Козимо, Аверардо, Лоренцо и Аччайуоли[136], в то

время, как общее число изгнанных, относящихся к дому Медичи, достигло

восьми человек[137]. Их высылали постепенно за период с сентября по ноябрь

1433 года[138]. В «Истории» Макиавелли, кстати, также написано, что были

изгнаны именно Козимо, Аверардо и «многие другие из дома Медичи»[139].

Почему же оба автора обращают свое внимание именно на эти фамилии ?[140].

Дело в том что Аверардо в то время руководил одним из филиалов банка

Медичи. Причем в то время существовало две «ветви» банка Медичи. Первая

была основана отцом Аверардо, Франческо[141], а вторая принадлежала

Джованни ди Бенчи[142], а потом и его сыну. Но несмотря на то что и

Аверардо и Козимо фактически являлись самостоятельными главами своих

банков, Аверардо был «верным защитником интересов своей фамилии»[143].

Таким образом, имена Аверардо и Козимо Медичи выделяются постольку,

поскольку они являлись главами дома Медичи, но каждый из них возглавлял

свою ветвь «семьи». Что касается упоминания имени Лоренцо, то здесь на

мой взгляд, для понимания этого вопроса, следует более подробно

остановиться на вопросе о структуре дома Медичи. В итальянском городе

существовали так называемые «малые семьи» и «большие семьи». Малая семья

представляла из себя круг ближайших родственников[144]. Во главе семьи

стоял старший член семьи. В данном случае имена Козимо и Лоренцо, его

брата, называются постольку, поскольку фактически они оба стояли в то время

во главе ветви семьи, идущей от Джованни д`Бенчи, как самые старшие.

Аверардо также стоял во главе другой ветви семьи, ведущей свое начало от

Франческо[145]. Во-вторых Гвиччардини сообщает, что Медичи были высланы в

Венецию[146].У Макиавелли мы встречаем упоминание о Падуе[147]. Козимо, был

изгнан на 10 лет, Лоренцо на 5 лет отправился в Венецию. А вот Аверардо был

отправлен в Неаполь также на 10 лет[148]. Также важное значение для Медичи

имела высылка Аччайуоли[149] в Грецию[150], так как он фактически остался

представителем интересов промедичейской группировки во Флоренции.

Макиавелли сообщает нам, что причиной изгнания стало перехваченное письмо

Аччайуоли, адресованное Козимо, в котором Аньоло побуждал Козимо к

интригам[151]. Можно также отметить, что после прихода к власти семья

Медичи породнилась с Аччайуоли[152].

Таким образом автор подчеркивает, что высылке подверглись именно главы

семьи[153]. Выслать всю семью было фактически невозможно поскольку живущие

в одном городе семьи на протяжении длительного времени соединялись между

собой узами браков, родства и образовывали своеобразную сеть. Если бы

пришлось выселять всех, кто находился в каких-либо отношениях с Медичи, то

пришлось бы выселять даже кое-кого из представителей оппозиции.

Приход к власти Никколо Кокки, гонфалоньера правосудия и сторонника Медичи,

накалил обстановку до предела[154]. Кстати, гонфалоньером правосудия Кокки

был выбран не в сентябре, как написано в «Истории», а в августе.

Гвиччардини даже пишет о имевшем место восстании, но опять же ошибается в

дате написав, что выступление антимедичейской группировки Альбицци имело

место в 33 или 34 году[155]. На самом деле выступление не могло произойти

ранее августа 1434, поскольку до этого времени гонфалоньером правосудия был

Донато Велути, сторонник Альбицци[156]. Более того, имевшие место волнения,

о которых упоминает Гвиччардини, так и не перетекли в вооруженное

столкновение. Что же касается упоминания о выборах, и синьории, то эта

фраза нуждается в пояснении. Итак, в своей «Истории» Гвиччардини пишет, что

была выбрана новая синьория, которая работала с сентября[157]. Эти выборы

были напрямую связаны с упоминавшимися у Гвиччардини волнениями. Дело в

том, что после того, как стало известно о том, что новым гонфалоньером

правосудия будет Никколо Кокко, Донато Велутти хотел распустить синьорию.

Это было возможным, поскольку новая синьория приступала к деятельности

через три дня после результатов выборов. Собственно за этим и стоял

Ринальдо Альбицци[158]. Однако после продолжительных споров было все же

решено допустить новую синьорию к деятельности, но бдительно следить за

ней. И вот когда новая синьория пришла к власти Никколо Кокко сразу же

вызвал для допроса подозрительных людей, а это были Ринальдо Альбицци,

Ридольфо Перуцци, Никколо Барбадоро. Те в свою очередь, получив известие об

этом, вооружились и хотели направиться к синьории, но поскольку ряд

заговорщиков не явился на место сбора, представители синьории стали

отговаривать Ринальдо Альбицци от шага, который он собирался

совершить[159]. А после того, как они согласились с требованием о

невозвращении Козимо, заговорщики сочли за благо разойтись[160]. Кроме

того, автор не упоминает о главной причине кризиса режима Альбицци – войну

с Луккой. Шедшая три года, эта неудачная война лишь пошатнула положение

Альбицци и его сторонников.

Тем не менее именно кризис во Флоренции, автор называет главной причиной

возвращения из ссылки представителей медичейской группировки[161]. Козимо

вернулся во Флоренцию 6 октября 1434 года, но Гвиччардини не счел нужным

упомянуть эту дату. При этом необходимо отметить, что автор отмечает роль

Пьеро Гвиччардини и Нери Капоне[162].

Если упоминание Нери можно объяснить, что будет сделано далее, то с Пьеро

Гвиччардини не все так просто, поскольку в сочинениях других авторов, а

также историографии, освещенной в данной работе, ему вообще не отводиться

какого-либо видного места. Для того чтобы понять, что это был за человек,

необходимо обратиться к другому сочинению Гвиччардини – «Семейной хронике».

Из нее мы можем узнать, что Пьеро Гвиччардини был сыном Луиджи Гвиччардини,

бывшего гонфалоньером правосудия во время восстания чомпи[163]. Во время

войны в Романьи он был послан комиссаром в войска вместе с Аверардо

Медичи[164]. За его связи с домом Медичи он и был выслан, причем как пишет

сам автор «Семейной хроники»: «Пьеро за его связи и родство с Козимо мог бы

подвергнуться большим неприятностям, если бы его не защитил и не помог ему

брат его, мессер Джованни, принадлежавший к партии, враждебной

Козимо»[165]. Далее Гвиччардини пишет, что, по возвращении во Флоренцию,

Пьеро участвовал в подавлении выступлений Альбицци и был после Нери и

Козимо самым важным человеком в городе[166]. Подводя итог, можно сказать,

что все же упоминание Пьеро можно объяснить прежде всего желанием

Гвиччардини подчеркнуть роль своей семьи в истории Флоренции. Этим же, к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.