рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок

голосования (референдума) по проекту новой Конституции Российской

Федерации, она признаёт референдум состоявшимся, если в

голосовании приняло участие более половины избирателей (граждан, имеющих

право на участие в референдуме Российской Федерации) и признает новую

Конституцию Российской Федерации принятой на референдуме Российской

Федерации, если за неё в целом по Российской Федерации

проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании

(при условии, что выборы состоялись и признаны действительными). Решение о

принятии новой Конституции Российской Федерации опубликовывается

Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и вступает в силу

со дня опубликования, если иной срок вступления в силу не предусмотрен

формулировкой вопроса.

3. Принятие и вступление в силу поправок к главам 3-8 Конституции

Российской Федерации.

3.1. Порядок принятия и вступления в силу поправок к главам 3-8

Конституции Российской Федерации (далее - конституционные поправки)

определяется статьями 108, 134, 136 Конституции Российской Федерации,

Федеральным законом "О порядке принятия и вступления в силу поправок к

Конституции Российской Федерации"[6]. Субъекты инициативы предложения о

принятии поправки к Конституции РФ установлены статьёй 134 Конституции РФ и

рассмотрены в пункте 1.7. Конституционные поправки принимаются Федеральным

Собранием в том же порядке, который предусмотрен для принятия федеральных

конституционных законов и вступают в силу после одобрения органами

законодательной власти не менее, чем двух третей (60 из 89) субъектов

Российской Федерации .

3.2. Форма правового акта о поправке к главам 3-8 Конституции

Российской Федерации. Конституционные поправки принимаются в форме закона

Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации (далее -

закон о поправке). Форма нормативного правового акта о поправке к

Конституции Российской Федерации было предметом рассмотрения

Конституционного Суда Российской Федерации, было установлено, что поправка

к Конституции Российской Федерации по своей юридической природе отличается

от федерального конституционного закона и должен приниматься в форме

особого правового акта[7]. Под поправкой к Конституции Российской Федерации

(синоним - конституционная поправка) понимается исключение, дополнение,

новая редакция какого-либо из положений глав 3-8 Конституции Российской

Федерации. Одним

законом о поправке охватываются взаимосвязанные изменения

конституционного текста. Закон Российской Федерации о поправке

получает наименование, отражающее суть данной поправки.

3.3. Рассмотрение проекта закона Государственной Думой.

Предложения о поправках к Конституции РФ вносятся в Государственную

Думу субъектами этого права в виде проекта закона. Поступившее предложение

рассматривается соответствующим комитетом Государственной Думы. Проект

закона рассматривается Государственной Думой в соответствии с Регламентом

Государственной Думы[8] в трёх чтениях. Проект закона считается одобренным

Государственной Думой, если за его одобрение проголосовало не менее двух

третей от общего числа депутатов (300 депутатов). Одобренный проект закона

в течение пяти дней направляется в Совет Федерации.

3.4. Рассмотрение проекта закона Советом Федерации. Одобренный

Государственной Думой проект закона в течение пяти дней направляется в

Совет Федерации и подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации в

соответствии с Регламентом Совета Федерации[9]. Закон считается принятым,

если за его одобрение проголосовало не менее трёх четвертей от общего числа

членов Совета Федерации (134 члена Совета Федерации).

3.5. Опубликование и направление в законодательные (представительные)

органы субъектов Российской Федерации принятого закона. Председатель Совета

Федерации в течение пяти дней опубликовывает уведомление, включающее текст

закона с указанием дат его одобрения палатами Федерального Собрания, и

направляет закон в законодательные (представительные) органы субъектов РФ

для его рассмотрения.

3.6. Рассмотрение конституционных поправок законодательными

(представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ обязаны

рассмотреть закон в течение года со дня его принятия. Соответствующие

постановления направляются в течение четырнадцати дней в Совет Федерации.

Предложение о поправке к Конституции РФ, не получившей одобрение двух

третей законодательных (представительных) органов субъектов РФ, может быть

повторно внесено не ранее, чем через год после установления результатов

рассмотрения.

3.7. Учёт данных и подведение итогов рассмотрения закона.

Совет Федерации ведёт учёт данных о рассмотрении закона и на очередном

заседании после истечения срока рассмотрения устанавливает результаты этого

рассмотрения. Президент РФ, законодательный (представительный) орган

субъекта РФ в течении семи дней вправе обжаловать постановление Совета

Федерации в Верховный Суд РФ, немедленно известив Президента РФ и Совет

Федерации. Верховный Суд рассматривает такие дела в порядке гражданского

судопроизводства. Рассмотрение таких дел в порядке гражданского, а не

конституционного судопроизводства мне не совсем ясен, тем более, что

конституционность федеральных законов и иных нормативных актов, которые

имеют меньшую юридическую силу, чем Конституция Российской Федерации и

конституционные поправки, по порядку их принятия, проверяется

Конституционным Судом Российской Федерации в порядке конституционного

судопроизводства.

3.8 Подписание Президентом, официальное опубликование и вступление в

силу конституционной поправки.

Одобренный законодательными (представительными) органами субъектов РФ

закон в течение семи дней после установления итогов рассмотрения, а в

случае подачи жалобы - после вступления в силу решения Верховного Суда РФ

или после повторного рассмотрения направляется Председателем Совета

Федерации Президенту РФ для подписания и опубликования. Президент РФ в

течение четырнадцати дней подписывает закон и осуществляет его официальное

опубликование с указанием дат одобрения палатами Федерального Собрания,

законодательными (представительными) органами субъектов РФ, даты подписания

и регистрационного номера. Закон вступает в силу со дня его официального

опубликования, если иная дата не установлена самим законом. Президент РФ в

течение месяца со дня вступления в силу закона вносит принятую поправку в

текст Конституции РФ и осуществляет её официальное опубликования с

внесёнными поправками и указанием даты их вступления в силу.

3.9. Практика рассмотрения конституционных поправок.

За семь лет действия Конституции Российской Федерации к главам 3-8

Конституции Российской Федерации не было принято ни одной поправки.

Несколько проектов конституционных поправок были предметом рассмотрения

палат Федерального Собрания, большинство из них затрагивали полномочия

федеральных органов государственной власти. Три конституционные поправки

(одна из них предусматривала дачу согласие Государственной Думы на

утверждение Заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и

некоторых других членов Правительства Российской Федерации) приняты

Государственной Думой, но отклонены Советом Федерации. Эти поправки

принимались до рассмотрения Конституционным Судом дела о толковании статьи

136 Конституции Российской Федерации в форме федеральных конституционных

законов. Несколько проектов законов Российской Федерации о поправках к

Конституции Российской Федерации рассматривались Государственной Думой в

1998-99 годах, но не были ей одобрены.

3.10. Вынесение конституционных поправок на референдум.

Действующая Конституция Российской Федерации, в отличие от Конституции

РСФСР 1978 года, не предусматривает принятие законов, в том числе

конституционных поправок, на референдуме. Однако Федеральный

конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" предусматривает

вынесение законопроектов на референдум Российской Федерации. Решение,

принятое на референдуме, не может служить правовым основанием для

немедленного внесения соответствующих изменений в Конституцию Российской

Федерации, но из Федерального конституционного закона следует, что если на

референдуме Российской Федерации будет принято решение в пользу

конституционной поправки, то Федеральное Собрание обязано принять её.

4. Внесение изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации.

4.1. Особенности внесения изменений в статью 65 Конституции Российской

Федерации.

Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую

состав Российской Федерации, отличаются по юридической природе от поправок

к Конституции Российской Федерации, такие изменения вносятся в упрощённом

порядке. Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции Российской

Федерации устанавливается статьями 65, 66, 108, 137 Конституции Российской

Федерации, Федеральным законом "О порядке принятия и вступления в силу

поправок к Конституции Российской Федерации". При этом упрощённый порядок

изменения распространяется только на часть 1 статьи 65 Конституции

Российской Федерации, и только на изменения, следующие из изменения состава

Российской Федерации или из переименования субъектов Российской Федерации,

иные изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации могут быть

внесены только путём принятия конституционных поправок.

4.2. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации в связи с

изменением состава Российской Федерации.

Часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации определяет состав

Российской Федерации. В состав Российской Федерации входят 21 республика, 6

краёв, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область,

10 автономных округов. Принятие в Российскую Федерацию и образование в её

составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным

конституционным законом. Статус субъекта Российской Федерации определяется

Конституцией Российской Федерации и конституцией, уставом субъекта

Российской Федерации, он может быть изменён по взаимному согласию

Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с

федеральным конституционным законом. При этом статус субъекта Российской

Федерации может быть изменён только в пределах перечня видов субъектов

Российской Федерации, закреплённого статьёй 5 Конституции Российской

Федерации (республики, края, области, города федерального значения,

автономные области, автономные округа), выход или исключение субъекта из

состава Российской Федерации противоречил бы конституционному принципу

целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации. Изменения

в статью 65 Конституции РФ, определяющую состав РФ, вносятся на основании

федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и

образовании в её составе нового субъекта, об изменении конституционно-

правового статуса РФ. Такой федеральный конституционный закон должен

содержать указание о включении соответствующих изменений и дополнений в

статью 65 Конституции РФ. При этом часть 2 статьи 65, часть 5 статьи 66 и

часть 1 статьи 137 во взаимосвязи содержат простор для толкования. На мой

взгляд, часть 2 статьи 66 и часть 5 статьи 67 содержат упоминания о

федеральном конституционном законе (может быть, о двух или даже о трёх

федеральных конституционных законах, что, на мой взгляд, не принципиально),

определяющем (определяющих) общие принципы и общий порядок принятия в

Российскую Федерацию, образования в её составе нового субъекта, изменения

статуса субъекта Российской Федерации. В части 1 статьи 137 идёт речь о

федеральных конституционных законах, которые должны быть приняты в каждом

конкретном случае принятия в Российскую Федерацию, образования в её составе

нового субъекта, об изменении конституционно-правового статуса Российской

Федерации, эти федеральные конституционные законы выражают волю или

согласие Российской Федерации на принятие в её состав и на образование в её

составе нового субъекта, на изменение конституционно-правового статуса

субъекта Российской Федерации и являются основанием для внесения

соответствующих изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации. При

этом часть 2 статьи 65 и часть 1 статьи 67, на мой взгляд, содержат

небольшое противоречие: в статье 65 говорится о принятии в Российскую

Федерацию и образование в её составе нового субъекта во множественном

числе, как о двух различных юридических процедурах, в статье 137 принятие в

Российскую Федерацию и образование в её составе нового субъекта

отождествляются, что может толковаться как невозможность образования нового

субъекта Российской Федерации в действующих границах Российской Федерации.

В любом случае границы субъекта Российской Федерации не могут быть изменены

без его согласия. Для выхода автономного округа из состава края, области

изменения статьи 65 Конституции Российской Федерации не требуется.

4.3. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации в связи с

изменением наименований субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации в случае

изменения наименования республики, края, области, города федерального

значения, автономной области, автономного округа новое наименование

субъекта РФ подлежит включению в статью 65 Конституции РФ. Конституционный

Суд, рассматривая дело о толковании части 2 статьи 137 Конституции

Российской Федерации, исходил из того, что изменение наименования субъектов

Российской Федерации находится в ведении субъектов Российской Федерации,

согласно Постановлению Конституционного Суда по данному делу[10] включение

нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции

Российской Федерации осуществляется указом Президента Российской Федерации

на основании решения субъекта Российской Федерации, принятого в

установленном им порядке (при условии, что переименование субъекта

Российской Федерации не затрагивает основы конституционного строя, права и

свободы человека и гражданина, интересы Российской Федерации, других её

субъектов, других государств, и не предполагает изменение состава

Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта).

В 1996 году были изданы два таких указа: Указ Президента РФ от 9 января

1996 года[11] (в статью 65 включены наименования - Республика Ингушетия и

Республика Северная Осетия - Алания) и от 10 февраля 1996 года[12] (новое

наименование субъекта Российской Федерации - Республика Калмыкия). Однако

статьёй 8 Федерального закона "О наименованиях географических объектов"[13]

установлено, что изменение наименования республики, края, области, города

федерального значения, автономной области, автономного округа

осуществляется федеральным законом по представлению самого субъекта РФ (в

соответствии со статьёй 71 Конституции Российской Федерации наименования

географических объектов относятся к ведению Российской Федерации). При этом

упомянутый Федеральный закон (в отличие от Федерального закона "О порядке

принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации"),

не предусматривает обязательности упоминания о включении нового

наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции

Российской Федерации. Конституционный Суд при рассмотрении дела не исходил

из того, что наименования субъектов Российской Федерации являются

наименованиями географических объектов и отнёс их к ведению субъектов

Российской Федерации. Федеральное Собрание, наоборот, исходя из того, что

наименования субъектов Российской Федерации являются наименованиями

географических объектов, отнесло их к ведению Российской Федерации, чем, на

мой взгляд, обошло толкование Конституции, данное Конституционным Судом.

Если гипотетически предположить, что Конституционным Судом будет

рассмотрено дело о конституционности Федерального закона "О наименованиях

географических объектов", то он может либо сохраняя свою правовую позицию,

статью 8 Федерального закона неконституционной, либо изменить свою правовую

позицию, выраженную в Постановлении по делу о толковании части 2 статьи 137

Конституции, причём такое решение в соответствии со статьёй 73 Федерального

конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"[14]

может быть принято только на пленарном заседании.

Заключение.

Итак, Конституция Российской Федерации 1993 года относится к разряду

"жестких" конституций. Особый, усложнённый порядок принятия конституционных

поправок и пересмотра Конституции обеспечивает стабильность Конституции,

предотвращает использования конституционных поправок в качестве средства

политической борьбы. Для принятия конституционных поправок или необходимо

согласие всех основных политических сил. Вместе с тем Конституция

Российской Федерации дифферинцировано подходит к изменению различных её

положений: главы 1, 2, 9 не могут быть изменены в рамках действующей

Конституции, а положения статьи 65, определяющие состав Российской

Федерации, наоборот, могут быть изменены в упрощённом порядке.

Литература и нормативный материал.

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12

декабря 1993 года. (Российская газета, 1993, 25 декабря).

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О

Конституционном Суде Российской Федерации" (Собрание законодательства

Российской Федерации (далее - СЗ РФ), 1994, № 13, ст.1447).

Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 года № 2-ФКЗ "О

референдуме Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, № 42, ст.3921).

Федеральный закон от 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ "О наименованиях

географических объектов" (Российская газета, 1997, 24 декабря).

Федеральный закон от 4 марта 1998 года № 15-ФЗ "О порядке принятия и

вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" (СЗ РФ,

1998, № 10, ст.1146).

Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах

организации законодательных (представительных) и исполнительных органов

государственной власти субъектов Российской Федерации" (СЗ РФ, 1999, № 42,

ст.5005, Российская газета, 2000, 1 августа).

Указ Президента РФ от 9 января 1996 года № 20 "О включении новых

наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции

Российской Федерации" (СЗ РФ, 1996, № 7, ст.152).

Указ Президента РФ от 10 февраля 1996 года № 173 "О включении нового

наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции

Российской Федерации" (СЗ РФ, 1996, № 7, ст.676).

Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Утверждён Постановлением Совета Федерации от 6 февраля 1996 года № 42-СФ, с

изменениями и дополнениями от 10 апреля, 26 июня, 26 декабря 1996 года, 23

января, 24 декабря 1997 года, 13 марта, 10 июля 1998 года, 27 января, 9

июня, 11 ноября 1999 года (СЗРФ, 1996, № 7, ст.655; № 16, ст. 1774; № 27,

ст. 3204; 1997, № 1, ст. 45 № 5, ст. 629; 1998, № 1, ст. 8; № 12, ст. 1389;

№ 29, ст. 3475; 1999 № 6, ст. 762; № 13, ст. 3088; № 24, ст. 2921; № 47,

ст. 5630).

Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской

Федерации. Принят Постановлением Государственной Думы от 22 января 1998

года № 2134-((-ГД, с изменениями и дополнениями от 15 апреля, 19 июня, 16

июля, 23 октября, 4 декабря 1998 года, 21 апреля, 21 сентября, 29 сентября,

26 ноября 1999 года (СЗРФ, 1998, № 7, ст. 801; № 16, ст. 1828; № 26, ст.

3048; № 30, ст. 3699; № 44, ст. 5441; № 52, ст. 6384; 1999, № 17, ст.

2111; № 39, ст. 4588; № 43, ст. 5176; № 49, ст. 5965; № 50, ст. 6099).

Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 года № 2-П

"По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть

3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской

Федерации" (СЗ РФ, 1995, № 16, ст. 1451).

Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 года № 15-П

"По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации"

(СЗ РФ, 1995, № 49, ст.4868).

Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 года № 12-П

"По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации" (СЗРФ,

1995, № 45, ст.4408).

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию

"Россия на рубеже эпох" (О положении в стране и основных направлениях

политики Российской Федерации). (Российская газета, 1999, 31 марта).

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. - М.

Инфра-М-Норма, 1997.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации.

Учебник. - М. Юрист, 1998.

Комментарий к Конституции Российской Федерации, отв. ред. Окуньков

Л.А. 2-е издание. - М., БЕК, 1996.

В каких поправках нуждается Конституция? Материалы "круглого стола".

(Журнал российского права, 1998, № 12, стр. 3-20)

Лукьянов А.И. "Нам нужна новая Конституция", интервью А.И.Ковлеру

(Государство и право, 1999, № 12, стр.6-11).

Платонов В.М. Закон о Конституционном Собрании: каким ему быть?

Интервью Ю.Звягину. (Журнал Российского Права, 1999, № 7/8, стр. 8-11).

-----------------------

[1] Послание Послание Президента Российской Федерации Федеральному

Собранию "Россия на рубеже эпох" (О положении в стране и основных

направлениях политики Российской Федерации), раздел 2.1. "Конституция

Российской Федерации и политическая стабильность общества". (Российская

газета, 1999, 31 марта)

[2] Лукьянов А.И. "Нам нужна новая Конституция", интервью А.И.Ковлеру.

(Государство и право, 1999, № 12, стр.6-11)

[3] Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих

принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных

органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание

законодательства Российской Федерации, 1999, № 42, ст.5005, Российская

газета, 2000, 1 августа). Собрание законодательства Российской Федерации

далее сокращённо именуется - "СЗ РФ".

[4] Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 года № 2-

П "По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть

3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской

Федерации" (СЗ РФ, 1995, № 16, ст 1451).

[5] Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 года № 2-ФКЗ

"О референдуме Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, № 42, ст.3921).

[6] Федеральный закон от 4 марта 1998 года № 15-ФЗ "О порядке

принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации"

(СЗ РФ, 1998, № 10, ст.1146).

[7]Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 года № 12-

П "По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации" (СЗРФ,

1995, № 45, ст.4408)

[8] Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской

Федерации. Принят Постановлением Государственной Думы от 22 января 1998

года № 2134-((-ГД, с изменениями и дополнениями от 15 апреля, 19 июня, 16

июля, 23 октября, 4 декабря 1998 года, 21 апреля, 21 сентября, 29 сентября,

26 ноября 1999 года (СЗРФ, 1998, № 7, ст. 801; № 16, ст. 1828; № 26, ст.

3048; № 30, ст. 3699; № 44, ст. 5441; № 52, ст. 6384; 1999, № 17, ст.

2111; № 39, ст. 4588; № 43, ст. 5176; № 49, ст. 5965; № 50, ст. 6099).

[9] Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской

Федерации. Утверждён Постановлением Совета Федерации от 6 февраля 1996 года

№ 42-СФ, с изменениями и дополнениями от 10 апреля, 26 июня, 26 декабря

1996 года, 23 января, 24 декабря 1997 года, 13 марта, 10 июля 1998 года, 27

января, 9 июня, 11 ноября 1999 года (СЗРФ, 1996, № 7, ст.655; № 16, ст.

1774; № 27, ст. 3204; 1997, № 1, ст. 45 № 5, ст. 629; 1998, № 1, ст. 8; №

12, ст. 1389; № 29, ст. 3475; 1999 № 6, ст. 762; № 13, ст. 3088; № 24, ст.

2921; № 47, ст. 5630).

[10] Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 года №

15-П "По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской

Федерации" (СЗ РФ, 1995, № 49, ст.4868).

[11] Указ Президента РФ от 9 января 1996 года № 20 "О включении новых

наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции

Российской Федерации" (СЗ РФ, 1996, № 7, ст.152).

[12] Указ Президента РФ от 10 февраля 1996 года № 173 "О включении

нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции

Российской Федерации" (СЗ РФ, 1996, № 7, ст.676).

[13] Федеральный закон от 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ "О

наименованиях географических объектов" (Российская газета, 1997, 24

декабря).

[14] Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О

Конституционном Суде Российской Федерации" (Собрание законодательства

Российской Федерации, 1994, № 13, ст.1447).

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.