рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Понятие, сущность и основные черты Конституции РФ

таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление

его единой воли.

Теологическая теория видит сущность конституции в воплощении в ней

божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и

считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.

Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность

конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно

складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают,

по этой концепции, в отличие от "революционных" конституций, которые

составляются в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и

заимствовании чужого опыта.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и

связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом

рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку

возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить

произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы

этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой

советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в

том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только

волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности.

Конституции можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от способа объективирования государственной воли

господствующего класса или всего общества конституции подразделяются на

писанные, т.е. составленные в виде единого документа и не писанные -

состоящие из законов парламента, содержащих нормы конституционного

характера, судебных прецедентов и правовых обычаев.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно

классифицировать на жесткие и гибкие. Жесткими являются конституции, для

принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для

обычных законов государства. К гибким конституциям относятся те, которые

принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в порядке,

установленном для обычных парламентских законов.

По форме закрепления политической власти различаются монархические и

республиканские конституции.

По формам закрепления государственного устройства конституции

подразделяются на федеральные и унитарные. Федеральная конституция

закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства: цели

объединения субъектов в единый государственный союз, государственно-

правовой статус целого и частей (федерации и субъектов), разграничение

полномочий между ними. Федеральными являются конституции США, Германии,

России, Индии, - унитарными - конституции Италии, Испании, Китая, Франции,

республик в составе России.

В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим

общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе,

конституции подразделяются на фиктивные и действительные. Фиктивные

конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в

стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны.

Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощением

фактических общественных отношений, которые сложились в обществе. Именно

они служат правовым критерием социальной природы политической власти и

государства, способа их организации и деятельности на соответствующей

территории, фактического статуса человека и гражданина.

Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и

особое место в системе современного демократического государства, от всех

других правовых актов отличают следующие черты.

Прежде всего, необходимо отметить, что Конституция в современном

значении этого понятия является актом, который принимается народом или от

имени народа. Характерно, что возникновение в XVII веке самой идеи о

необходимости такого акта, как конституция было связано именно с этой ее

чертой.

Эта сущностная черта конституции и поныне признается доминирующей в

конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства

демократических государств мира начинаются словами: "Мы, народ … принимаем

(провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию".

Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую

сущностную черту конституции - ее учредительный характер. Поскольку народ

в демократическом государстве есть носитель суверенитета и единственный

источник власти, только он обладает и ее высшим проявлением --учредительной

властью. В содержании последней вкладывается именно право принимать

конституцию и посредством ее учреждать те основы государственного

устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная

власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы

устройства общества и государства.

Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее

предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это

означает, что для установления положений конституции не существует никаких

правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла

бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует

какому-либо правовому данного государства.

Важной чертой, характеризующей конституцию является особый предмет

конституционного регулирования, то есть специфика того слоя общественных

отношений, которые она регулирует и закрепляет.

Конституционное воздействие отличается всеохватывающим характером, чего

не имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает

все сферы жизни общества - политическую, экономическую, социальную,

духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы

общественных отношений.

Конституцию отличают и особые юридические свойства. Они производны от

перечисленных выше сущностных черт и выражаются:

1. в верховенстве конституции

2. в ее высшей юридической силе

3. в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права

4. в особой охране конституции

5. в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее

поправок

Эти юридические свойства Конституции РФ будут рассмотрены более

подробно в рамках главы V.

Этапы развития Конституции Российской Федерации.

На изменение конституции влияют многие факторы - интересы различных

социальных групп, преобразование формы правления или государственного

устройства, господствующие в обществе официальные взгляды и воззрения на

государство, право, их общественную роль.

Потребность в новой конституции в любой стране возникает после каких-

либо масштабных событий общественно-политического характера: революции,

завоевание независимости, распада государства, образование нового

государственного единства, изменение формы правления и политического

режима.

Каждая новая конституция обобщает конкретный опыт истории и обогащает

его новым содержанием.

Предыстория конституции в России берёт свое начало в начале Х1Х века.

Либеральные конституционные идеи пробивали себе дорогу в борьбе с доктриной

самодержавия. Русская либерально-правовая мысль исходила из того, что

конституция - это учредительный закон, устанавливающий основные начала

государственного устройства страны. В лекциях и публикациях либеральных

профессоров государственного права Московского и Санкт-Петербургского

государственных университетов в конце 50-х - начале 60-х годов Х1Х (А.С

Алексеева, М.М. Ковалевского, Ф.Ф. Кокошкина, С.А. Котляревского, Н.И.

Лазаревского и др.) стала проводиться идея конституционной монархии.

Сторонниками конституционного правления были представители наиболее

прогрессивной дворянской аристократии. Они предлагали посредством

конституционных реформ осуществить переход к конституционной монархии,

обосновывали целесообразность ограничения власти монарха народным

представительством, ратовали за установление демократической формы

правления и режим законности, избавление России от произвола чиновников и

полиции. К числу первых конституционных проектов в России можно отнести

"План государственного преобразования" графа М.М. Сперанского (1809) и

"Государственную уставную грамоту Российской империи" Н.Н. Новосильцева

(1818). Сперанский в своем проекте выдвигал идею конституционной монархии,

ограниченной парламентом, и постепенной отмены крепостного права. Под

конституцией он понимал государственный закон "определяющий первоначальные

права и отношения всех классов государственных между собой".

Интерес представляют конституционные воззрения декабристов, выраженные

в "Русской правде" П.И. Пестеля и конституционном проекте Н.М. Муравьёва, а

также "Манифесте к русскому народу" Северного общества (Х1Х). Согласно

конституционному проекту Н.М. Муравьева, формой государства признавалась

конституционная монархия. Законодательная власть передавалась Народному

вече, исполнительная - наследственному монарху; судебная - Верховному

судилищу. Россия становилась федерацией, Закреплялось равенство всех перед

законом, свобода слова, печати, собраний, союзов, вероисповедания, отмена

сословных различий.

Однако прогрессивные идеи конституционных преобразований в России того

времени остались нереализованными, так как не имели ни социально-

экономических, ни политических предпосылок. Законы Российской империи

выражали идею самодержавия, а конституция повлекла бы ограничение царской

власти.

Конституции, которую подготовил царь-реформатор Александр II,

даровавший в 1861 году крестьянам волю, не суждено было появиться на свет

из-за его убийства.

Первым шагом на пути перехода от монархии к республике в России стало

оформление конституционной монархии путем принятия Манифеста от 6 августа

1905 года, который учредил Государственную Думу - первый русский парламент

с совещательными функциями, и провозгласил избирательные права российских

подданных. Манифест от 17 октября 1905 года "Об усовершенствовании

государственного порядка" шел ещё дальше. Государственная Дума наделялась

законодательными функциями. Провозглашались неотъемлемые гражданские права:

неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов,

избирательные права. Манифест от 19 октября 1905 года учреждал в России

правительственный орган - Совет Министров.

Конституционное значение имели "Учреждение Государственной Думы" от 20

февраля 1906 года; Указ "О переустройстве учреждения Государственного

совета" от 20 февраля 1906 г, Основные государственные законы от 23 апреля

1906 года.

Известный русский государствовед Н.И. Лазаревский отмечал, что в силу

актов 1905-1906 г.г. в России учреждался конституционный строй, который

ограничивал основы самодержавия парламентом. Однако конституционный

процесс, начавшийся в дооктябрьской России, был прерван Октябрьской

революцией 1917 года.

Послеоктябрьское конституционное развитие характеризовалось ломкой

имперской государственной системы и формированием основ новой

государственности. В этот период принимаются декреты 11 и 111 Всероссийских

Съездов Советов: "Рабочим, солдатам и крестьянам!"(Обращение 11

Всероссийского Съезда Советов от 7 ноября (25 октября) 1917 года; "О мире",

"О земле", "О полноте власти Советов", "Об учреждении Совета Народных

Комиссаров", датированное 8 ноября 1917 г., Декларация прав народов России

от 15 ноября (2)1917 г,. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого

народа от 25(12) января 1918 г., Резолюция 3-его Всероссийского Съезда

Советов "О федеральных учреждениях Российской Республики от 28(15) января

1918 г. и др. Этими актами провозглашалась диктатура пролетариата и

закреплялось полновластие Советов.

Декреты первых лет послереволюционного периода отражали ликвидацию

капиталистической системы хозяйства, национализацию крупной собственности,

помещичьих земель, отмену частной собственности; слом старого

государственного аппарата - администрации, суда, армии, полиции, земства.

Конституционные акты послеоктябрьского периода в России базировались на

утопических представлениях о тенденциях мирового революционного процесса,

ожидании близкой победы социализма во всех странах и установление

коммунизма. В этих актах воплощена идеологизированная, классовая

направленность диктатуры пролетариата. Так, Декларация прав трудящегося и

эксплуатируемого народа, ставшая органической частью первой Конституции

РСФСР 1918 г., выражала решимость "вырвать человечество из когтей

финансового капитала и империализма". Исторической задачей Советской власти

провозглашалось "беспощадное подавление эксплуататоров".

Начиная от первых декретов Октября конституционное законодательство России

прошло довольно длительную эволюцию: от конституций 1918, 1925, 1937,1978

годов до Конституции Российской Федерации 1993 года.

Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов

10 июля 1918 г. Это был Основной закон государства переходного периода от

капитализма к социализму. Её сущность состояла в юридическом закреплении

диктатуры пролетариата. Верховным носителем власти провозглашалось всё

рабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах

(ст.10), Конституция 1918 г. оформила систему представительной демократии в

лице Советов.

Признавались равные права граждан независимо от их расовой и

национальной принадлежности. Объявлялись незаконными какие-либо привилегии

или преимущества и на этом основании какое бы то ни было угнетение

национальных меньшинств или ограничение их равноправия(ст.20). В то же

время, идеологизированная направленность Конституции проявлялась в лишении

избирательных прав непролетарских слоёв населения - представителей так

называемого "эксплуататорского класса", духовенства, бывших служащих

полиции, особого корпуса жандармерии и охранного отделения, членов

царствующего дома. При формировании Советов всех уровней рабочим

представлялись определенные преимущества по сравнению с крестьянами. Одной

из главных целей государства диктатуры пролетариата провозглашалось

беспощадное подавление эксплуататоров.

Конституция РСФСР от 1918 года закрепила федеративное устройство

России. Предусматривалось, что Советы областей, отличающихся особым бытом и

национальным составом, могли объединяться в автономные областные союзы,

входившие на началах федерации в РСФСР (ст.11). Устанавливалась единая

взаимосвязанная система центральных и местных органов государственной

власти.

С образованием Союза ССР в 1922 году конституционное развитие России,

как и других союзных республик, утрачивает свою самостоятельность,

оригинальность. Республиканская Конституция в значительной степени копирует

Союзную.

Вторая Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, вслед за

Конституцией СССР 1924 г, отразила смягчение политической и экономической

обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны и

образованием СССР. Эта Конституция юридически оформила новый государственно-

правовой статус России как союзной республики в составе СССР.

Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Статья 2

Конституции РСФСР 1925 года гласила "Российская Республика есть

социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе

федерации национальных советских республик". Эта Конституция подробно

регламентировала устройство советской власти: полномочия Всероссийского

Съезда Советов, ВЦИК и СНК, закрепляла систему органов власти автономных

социалистических республик, местных органов государственной власти,

избирательную процедуру, бюджетные права РСФСР, государственную символику.

Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года , вслед за

Конституцией СССР 1936 года. Она провозгласила завершение строительства

основ социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и

государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система;

система и компетенция высших и местных органов государственной власти,

управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольное

объединение с другими равноправными республиками в составе СССР; суверенный

характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции. И хотя

социалистическая идеология пронизывала Конституцию РСФСР 1937 года

(ст.ст.1, 12,129, 130 и др.), в её тексте уже не было откровенных призывов

к победе социализма во всем мире. Однако Конституция 1937 года была

декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и

внесудебных расправ 1937 года.

Четвертая Конституция - Конституция (Основной Закон) РСФСР от 12

апреля 1978 года, разрабатывалась в соответствии с Конституцией СССР 1977

года. Она воплощала теоретически несостоятельную концепцию построения

развитого социализма и общенародного социалистического государства.

Провозглашалась социальная однородность и укрепление морально-политического

единства социальных групп и слоев общества, формирование новой исторической

общности людей - советского народа; закреплялась общественная собственность

на средства производства; руководящая роль КПСС в политической системе.

Господствующей идеологией признавался научный коммунизм; конечной целью

общественного развития - построение бесклассового коммунистического

общества. Частная собственность не допускалась. Закреплялось плановое

ведение хозяйства на основе жесткой централизации. В основу организации

государственной власти был традиционно положен принцип верховенства

Советов.

Внешнеполитические цели и задачи РСФСР связывались с противостоянием

двух мировых систем - капитализма и социализма, соотношением классовых сил

на мировой арене, созданием новых международных отношений, где превалирует

марксистская идеология и социалистические идеи.

Конституция РСФСР 1978 года была идеологизированным документом.

Марксистско-ленинское учение, идеи коммунизма признавались государственной

идеологией.[2]Государство провозглашалось основным орудием построения

социализма и коммунизма. Закреплялась руководящая роль КПСС, которая,

согласно Конституции, придавала научно обоснованный характер борьбе народа

за победу коммунизма (ст.6). В соответствии со ст.8 Конституции трудовые

коллективы обязывались воспитывать своих членов в духе коммунистической

нравственности. Статья 20 Конституции РСФСР упоминала о коммунистическом

идеале; ст. ст. 45, 49 - о целях коммунистического строительства.

Глубокие перемены общественного строя после 1985 года в СССР и РФ,

особенно после провала августовского путча 1991 года, распад СССР не могли

не отразиться на содержании Конституции России 1978 года. Она неоднократно

и существенно менялась.

С учетом поправок 1989-1992 годов Конституция РФ приобрела

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.