рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Понятие прав и свобод человека и гражданина

и т. д. Вместе с тем не вызывает никаких сомнений неотчуждаемость таких

прав человека, как право на жизнь, на свободу, на достоинство, на личную

неприкосновенность. Так, в основе права на жизнь лежит биологическое

существование, которое не может протекать вне человека. Стремление к

свободе - свойство человеческой личности, свобода не существует без

человека, а человек—без свободы.

Изложенное позволяет подчеркнуть еще две особенности естественных прав

человека.

Во-первых, они реализуются непосредственно, т. е. без какого бы то ни было

правоприменительного акта. Правами на свободу, достоинство, личную

неприкосновенность обладают все без исключения люди. Другое дело, что при

определенных обстоятельствах они могут быть уменьшены в объеме, в то время

как для других конституционных прав (например, на собственность, на жилище,

на труд) требуется оформление юридических документов.

Во-вторых, реализация естественных прав осуществляется объективно,

независимо от воли людей. Такой вывод основывается на следующих положениях.

Человек не выбирает родителей, времени и места рождения, пола; все это он,

повзрослев, воспринимает как объективную данность, совершенную помимо его

желаний и интересов.

Наряду с правом на жизнь наиболее значимыми естественными правами

являются права на свободу, на достоинство личности, на личную

неприкосновенность, зафиксированные в международно-правовых документах по

правам человека, а также в Конституции Российской Федерации (ст. 20,21).

Именно они использовались для иллюстраций в ходе

рассуждений. Более того, именно эти права человека, абсолютно справедливо

поставленные в первый ряд в перечне конституционных прав и свобод,

исчерпывают круг обобщенных, целостных естественных прав человека, являются

первичными естественными правами.

Все другие естественные права представляют собой так называемые

вторичные права, исходящие из основных, первичных, либо входящих в

первичные в качестве их частей, составляющих. Например, право на охрану

здоровья (ст. 41 Конституции Российской Федерации), право на благоприятную

окружающую среду (ст. 42) можно считать компонентами права на жизнь.

Свобода передвижения (ст. 27), свобода мысли (ст. 29) - составляющие

обобщенного понятия свободы.

Указанные обстоятельства дают основание выделить естественные права

человека на жизнь, свободу, достоинство личности и личную

неприкосновенность в качестве фундаментальных человеческих ценностей и

поставить их в один иерархический ряд.

VI. Классификация прав и свобод человека и гражданина

Права человека имеют сложную структуру: существуют определенные

различия в понятиях «права человека» и «права гражданина», «права» и

«свободы» человека, «основные (фундаментальные) и иные права человека»,

«права индивида» и «коллективные права». Права человека различаются по

времени возникновения («поколения прав человека»), по сферам

жизнедеятельности — личные (гражданские), политические, экономические,

социальные и культурные права и свободы.

Права и свободы человека и гражданина

Различие между понятиями «право» и «свобода» в достаточной мере

условно. И то и другое означает юридически признанную возможность каждого

избирать вид и меру своего поведения как человека, как гражданина

государства. По своей юридической природе и системе гарантий права и

свободы идентичны. Они очерчивают обеспечиваемые государством социальные

возможности человека в различных сферах.

Вместе с тем понятие «свобода» в большей мере отражают

самостоятельность личности, невмешательство в ее внутренний мир: "каждому

гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания..." (ст. 28);

"каждому гарантируется свобода мысли и слова" (ст. 29); "каждый имеет право

свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род

деятельности и профессию" (ст. 37). Понятие «право» в большей мере

предполагает какие-то положительные действия, услуги со стороны государства

или правомочия человека на участие в деятельности определенных общественно-

политических, хозяйственных структур(например, право участвовать в

управлении делами государства, право избирать и быть избранным).

Однако разграничение между правами и свободами провести трудно,

поскольку зачастую всю сферу политических прав с четко определенными

правомочиями также именуют "свободами". Различие в терминологии является

скорее традиционным, сложившимся еще в XVIII-XIX вв.

Основные и иные права человека и гражданина

Необходимо внести ясность в понятие "основные", "конституционные" и

иные права человека. Отсутствие строгости формулировок в ряде конституций

несколько затрудняет ответ на этот вопрос. Некоторые авторы, в частности Е.

А. Лукашева, считает, что «основные права индивида — это и есть

конституционные права. Такая трактовка вытекает, например, из сопоставления

ст. 17 и ст. 55 Конституции РФ, отмечающей, что перечисление в Конституции

РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление

других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина»[10]. На мой

взгляд, необходимо выделить и классифицировать такие понятия как

естественные, конституционные, основные, фундаментальные права человека. Во-

первых, в соответствии с концепцией «естественных прав», которой я

придерживаюсь, естественные права не зависят от того, закреплены они в

Конституции, или нет. Поэтому следует развести эти понятия. Предлагаю такую

классификацию: естественные права, как принадлежащие от рождения, не

зависящие от закрепления их в законах(такие как право на жизнь, на свободу,

на достоинство личности); конституционные права, характеризующиеся

закрепленностью их в Конституции(т. е. в разных станах набор

конституционных прав неодинаков); и иные права, которые могут включать

полностью или частично естественные и конституционные, но необязательно,

что они должны быть закреплены в Основном законе. Не все права закрепляет

Конституция, человечество развивается, уровень науки и техники повышается,

а законодательство всегда отстает от этого уровня, не многие законы пишутся

на будущее, в основном ставится вопрос об урегулировании отношений,

сложившихся в обществе на сегодняшний момент. Для каждого должна быть

обеспечена возможность апеллировать к праву, не вошедшему в конституционный

перечень, а для судьи – возможность проверки соблюдения такого права. То,

что неписанные права существуют, дает понять ч.1 ст. 55 Конституции,

которая излагает предпосылки признания таких прав: «Перечисление в

Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание

или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина».

Многие конституционалисты отождествляют основные права с

конституционными – такая трактовка не лишена смысла. Но даже по названию,

если есть основные права, значит есть неосновные, нефундаментальные. Я

придерживаюсь такой точки зрения, что основные, или фундаментальные права

закрепляются в Конституции и международных договорах и отождествляются с

конституционными. Но нельзя забывать, что существуют естественные права, не

зависящие от позитивных, есть также и иные права, которые не ниже основных.

Основные права являются стержнем правового статуса личности. Человеку для

нормальной жизнедеятельности необходимо больше прав, чем их закреплено в

Конституции, все они необходимы для нормального взаимодействия с обществом

и государством. Но все иные права являются вторичными по отношению к

основным(конституционным)(напр.: право на защиту доброго имени (ст. 23)

вытекает из права на достоинство личности; право на неприкосновенность

частной жизни (ст. 23), право на неприкосновенность жилища (ст. 25) - части

права наличную неприкосновенность; часть 1 ст. 22 Конституции РФ закрепляет

свободу и личную неприкосновенность каждого). Это основное право порождает

целую систему прав, закрепленных в УК РФ, ГК РФ, КоАП РФ, УПК РФ и других

нормативных актах.

Поэтому основные, фундаментальные права, зафиксированные в конституции

государства, важнейших международно-правовых актах по правам человека,

являются правовой базой для производных, но не менее важных его прав.

Основные права являются субъективными. Это истина, которая сегодня

очевидна, в ходе исторического развития неоднократно оспаривалась. Лишь в

начале XX в. гражданин получил возможность ссылаться на них перед лицом

властных структур.

Понимание под "основными" фундаментальными правами конституционных

прав получило достаточно широкое распространение с середины XIX в. В

специальной литературе стало обычным рассматривать конституционные права

как основные.

В современном мире, когда проблема защиты прав человека вышла далеко

за пределы каждого отдельного государства, возникла необходимость в

создании универсальных международно-правовых стандартов, которые также

являются основными правами человека. Эти основные права отражены в ряде

важнейших международно-правовых актов, установивших общечеловеческие

стандарты прав и интересов личности, определивших ту планку, ниже которой

государство не может опускаться. Это означает, что права и свободы человека

перестали быть объектом только внутренней компетенции государства, а стали

делом всего международного сообщества. Сегодня объем прав и свобод личности

определяется не только конкретными особенностями того или иного общества,

но и развитием общечеловеческих ценностей и культуры, уровнем и степенью

интегрированности международного сообщества.

Принятие Билля о правах человека, включающего Всеобщую декларацию прав

человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах

(1976 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных

нравах (1976 г.), Факультативный протокол №1 и Факультативный протокол № 2

к Международному пакту о гражданских и политических правах, внесло коренные

изменения в правосубъектность человека, который становится субъектом не

только внутригосударственного, но и международного права.

Согласно международному законодательству, все лица, проживающие в

государстве — участнике пактов или на которых распространяется юрисдикция

этого государства, получают возможность пользоваться правами,

предусмотренными пактами, без различия по признаку расы, цвета кожи, пола,

языка, религии, политических или иных убеждений, национального либо

социального происхождения, имущественного, сословного пли иного положения.

Это обязывает все присоединившиеся государства привести свое национальное

законодательство в соответствие с требованиями пактов. После присоединения

создается правовая ситуация, при которой международно-правовые акты

получают приоритет над внутренним законодательством. Поэтому гражданин,

политические или гражданские права которого нарушены, может обратиться

непосредственно в Комитет по правам человека при ООН, если им исчерпаны все

имеющиеся внутренние средства правовой защиты (ст. 2 Факультативного

протокола № 1 к Международному пакту о гражданских и политических правах).

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

предусматривает возможность человека обратиться в Европейский суд для

защиты нарушенного права на тех же условиях — исчерпанности всех

внутригосударственных средств защиты прав, предусмотренных национальным

законодательством.

Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правах

человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод

определили тот универсальный набор основных прав и свобод, который в

единстве призван обеспечить нормальную жизнедеятельность индивида. Этот

каталог прав возник не на пустом месте; он формировался на основе

тысячелетнего опыта борьбы за свободу и социальный прогресс.

Поэтому в современных условиях под основными правами человека, на мой

взгляд, следует понимать права, содержащиеся в конституции государства и

международно-правовых документах по правам человека, в частности в

Международном Билле о правах человека, а также в Европейской конвенции о

защите прав человека и основных свобод 1950 г., Европейской социальной

Хартии 1961 г.

Любое основное право человека должно быть признано каждым государством-

участником независимо от его конституционного закрепления. Приоритет

международного права по отношению к внутригосударственному в области прав

человека становится общепризнанным принципом международного сообщества. Он

закреплен в Конституции РФ.

Другим важным источников основных прав являются Конституции или Уставы

субъектов Федерации.

Согласно п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, субъекты Федерации

правомочны принимать нормы, защищающие права и свободы человека и

гражданина. Субъекты Федерации, однако, лишены права самостоятельно

регулировать дела в связи с посягательствами на основные права, т.к. этот

вопрос, согласно п. «в» ст. 71 Конституции, отнесен к исключительной

компетенции РФ

Основные права, гарантируемые Основными Законами субъектов Федерации,

находятся на уровень ниже любой нормы федерального закона. Т.к. защита

основных прав относится к совместной компетенции Федерации и ее субъектов,

то простор для создания собственных гарантий основных прав субъектами

Федерации существует для них только в той мере, в какой те же самые права

еще не гарантированы Конституцией РФ. Если Конституция(Устав) субъекта

гарантирует основное права, которое уже защищено Конституцией РФ, то

применяться должна последняя.

VII. "Поколения" прав человека

Как отмечалось выше, основные, фундаментальные права и вытекающие из

них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека:

личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии

с этим они подразделяются. Однако эти права различаются не только по сферам

жизнедеятельности, но и но времени возникновения. Отсюда — появление

понятия "поколения прав человека".

Первым поколением прав человека признаются те традиционные либеральные

ценности, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных

революции, а затем конкретизированы и расширены в практике и

законодательстве демократических государств. Речь идет о личных

(гражданских) и политических правах — праве на свободу мысли, совести и

религии, праве каждого гражданина на ведение государственных дел, праве на

равенство перед законом, праве на жизнь, свободу и безопасность личности,

праве на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, праве на

гласное и с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела

независимым и беспристрастным судом и ряд других. Эти права выражали так

называемую "негативную" свободу: они обязывали государство воздерживаться

от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан

в политической жизни.

Второе поколение прав человека сформировалось в процессе борьбы

народов за улучшение своего экономического уровня, повышение культурного

статуса (так называемые "позитивные права"), для реализации которых

требуется организационная, планирующая и иные формы деятельности

государства по обеспечению указанных прав.

В конце XIX — начале XX в. новый либерализм, оценив неблагоприятную

ситуацию, связанную с резкой поляризацией буржуазного общества, выдвинул

идею социального реформирования общества, которое призвано было смягчить

противостояние богатых и бедных. Можно отметить бисмарковскую социальную

политику(в стране была установлена единая система социального обеспечения в

сфере социального страхования).

Так были положены начала второго поколения прав человека. Широкий

набор таких прав был закреплен в Конституции СССР 1936 г., хотя некоторые

из них (например, право на образование) в качестве программы были заявлены

еще в Конституции РСФСР 1918 г.

Параллельно с социальными преобразованиями в Советском Союзе шла

реформация экономических отношении в буржуазных государствах, поскольку

реальная жизнь выдвигала проблемы формирования системы социальной защиты

человека, приобретавшее особое значение в XX в. в связи с ростом притязании

трудящихся на улучшение экономических условий существования, возрастанием

национальных богатств развитых капиталистических стран.

И хотя социальная защищенность гражданина в СССР оказалась

минимальной, тем не менее она существовала и оказывала воздействие на

мировое общественное сознание, на идею формирования прав второго поколения.

Нормативное выражение социальных, экономических и культурных прав —

права на труд и свободный выбор работы, права на социальное обеспечение, на

отдых и досуг, права на защиту материнства и детства, права на образование,

права на участие в культурной жизни общества и др. нашло во Всеобщей

декларации прав человека и особенно в Международном пакте об экономических,

социальных и культурных правах и явилось огромным шагом вперед в развитии

прав человека.

Природа у социальных прав второго поколения отличается от природы прав

первого поколения. Для их осуществления недостаточно воздерживаться от

вмешательства в данную сферу. Задача состоит в том, чтобы создавать

социальные программы и вести всестороннюю организационную и хозяйственную

деятельность, которая позволила бы гарантировать провозглашенные права. Ряд

современных буржуазных государств не присоединились к Международному пакту

о социальных, экономических и культурных правах, мотивируя свою позицию

тем, что обозначенные в Пакте права не являются субъективными, поскольку не

могут быть защищены в суде. Хотя такого рода позиция не лишена оснований,

тем не менее присоединение к Пакту создаст обязательства для государства

совершенствовать свое внутреннее законодательство и организовывать в

соответствии с ним свою деятельность. В конце XX в. государство не может не

стремиться к тому, чтобы стать социальным. Это закономерность развития

современных государств, нашедших закрепление в ряде конституций зарубежных

государств — ФРГ, Франции, Италии, Испании, Португалии, Турции.

В период после второй мировой войны стало сформироваться третье

поколение прав человека. Их природа составляет предмет дискуссий. На мой

взгляд, особенность этих прав состоит в том, что они являются коллективными

и могут осуществляться общностью, ассоциацией. Некоторые авторы высказывают

точку зрения, в соответствии с который к третьему поколению относятся

только коллективные права, основанные на солидарности, так называемые

"права солидарности" — право на развитие, на мир, на здоровую окружающую

среду, на общее наследие человечества а также право на коммуникацию,

связанное с концепцией нового международного информационного порядка.

Я согласна с такой позицией. Права третьего поколения — это

коллективные права, а не какие-либо "новые" права индивида. Разумеется,

отдельный человек принимает участие в реализации таких прав, но это участие

связано не с его личным статусом, а с его положением как члена какой-либо

общности.

Права индивида и коллективные права

Между индивидуальными и коллективными правами существует

взаимозависимость, в основе которой должен лежать принцип: осуществление

коллективных прав не может ущемлять прав и свобод индивида.

Индивидуальные и коллективные права неразрывно связаны, хотя и

различны по своей природе. Право индивида — это естественное право,

присущее ему от рождения, одна из главных ценностей человеческого бытия, и

в качестве таковой она должна выступать измерителем всех процессов,

происходящих в обществе, ибо нарушение естественных прирожденных прав

человека деформирует нормальное развитие общества.

Коллективные права (право народа, право нации, право общности,

ассоциации) не являются естественными, поскольку формулируются по мере

становления интересов той или иной общности или коллектива. Их нельзя

рассматривать как сумму индивидуальных прав лиц, входящих в ту или иную

общность или коллектив. Они имеют качественно иные свойства, определяемые

целями коллективного образования. Однако как бы ни были многообразны эти

права, их правомерность должна неизменно проходить проверку "человеческим

измерением" — правами индивида. Коллективные права никогда не должны

игнорировать прав человека, противоречить им либо подавлять их (исключением

являются чрезвычайные ситуации, представляющие угрозу жизни народа, нации).

Если коллективные права ведут к ущемлению прав отдельного человека, значит,

цели, объединяющие такую общность, антигуманны и противоправны.

Противоречия, возникающие между правами человека, правами государства,

народа, нации, национальных меньшинств, народностей, малых народов,

являются одной из причин межнациональных конфликтов, в которых каждая из

сторон выдвигает свои доводы правоты, справедливости, законности,

отстаивает свое право на суверенитет. Однако право народа на

самоопределение неотделимо от беспрепятственного осуществления всех прав

индивида.

Например право на развитие, осуществление которого народами,

освободившиеся от колониальной зависимости, не должно ущемлять прав

индивидов, принадлежащих к иной национальности или расе. Коллективные права

какой-либо общественной организации (ассоциации) не могут основываться на

подавлении ограничении индивидуальных интересов.

Завершая вопрос о третьем поколении прав человека, хотим отметить, что

в современных теориях наблюдается тенденция относить сюда те из них,

которые конкретизируют индивидуальные права первых двух поколений

(например, право на отличие, право на тишину и покой и др.). Такие права не

являются коллективными, и их едва ли правильно относить к третьему

поколению. Наряду с этим можно признать правомерным включение в эту

категорию таких коллективных прав, как право на солидарность и на

международное общение.

Заключение

В заключении хочу конкретизировать некоторые положения. Основные

права человека и гражданина гарантирует глава 2 Конституции РФ, согласно ч.

2 ст. 17, основные права и свободы человека «неотчуждаемы и принадлежат

каждому от рождения». Тем самым Конституция признает основные права как

существующие независимо от конкретного законодательства естественные права.

Гарантируемые гл. 2 Конституцией права и свободы имеют приоритет по

отношению к любой норме федерального закона, указа или постановления

государственного органа на федеральном уровне. Следовательно, никакой

нормативный акт уровнем ниже Конституции не может быть действительным, если

он не отвечает гарантированным Конституцией основным правам.

С одной стороны основные права олицетворяют решения законодателя и

представляют собой руководящие принципы для правового порядка, с другой

стороны, это субъективные права тех лиц, которые могут требовать от органов

государственной власти уважения их индивидуальных прав и свобод в каждом

отдельном случае и имеют возможность добиться этого в судебном порядке.

Органы исполнительной и судебной власти, в особенности, должны учитывать

объективное содержание основных прав при применении норм закона. Для

законодательных органов основные права и свободы – рамки, определенная

программа законотворческой деятельности. Конституционный Суд РФ обладает

компетенцией в ходе проводимого в судебном порядке контроля правовых норм,

согласно пп. «а-г» ст. 125 Конституции РФ, проверить, соответствует ли

данный нормативный акт нормам Основного Закона. Все государственные органы

обязаны толковать и применять нормативный акт как отвечающий основным

правам. В случае если нормативный акт не может применяться без нарушений

основных прав, нужно ставить вопрос о его отмене.

Неправильно думать, что основные права есть некие привилегии и

правомочия. Если кто-то создает предприятие, решает принять мусульманскую

веру или переезжает из Москвы в Тулу, он может это делать потому, что все

это представляет собой неограниченное количество вариантов поведения

человека. Сумма этих возможностей есть естественная свобода каждого

человека, не зависящая от любого правопорядка. В общем эта свобода не

ограничена, и тот, кто решается на одно из допустимых в рамках этой свободы

действий, не нуждается в разрешении на это и не обязан предоставлять этому

оправдательные причины. Но есть и условия реализации этих прав и свобод:

они не должны нарушать права третьих лиц, и не должны противоречить рамкам,

установленным законом. Однако, не индивидуум обязан оправдывать свои

действия, когда он хочет воспользоваться одной из своих свобод, а

государство, если оно хочет ограничить эту свободу.

Список использованной литературы

Нормативный материал

Всеобщая декларация прав человека, 1948 г.

Гражданский кодекс РФ, 1994 г.(в ред. 2001 г.)

Декларация независимости США,1776 г.

Закон о средствах массовой информации,1991

Конвенция о правах ребенка, 1989 г.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод, 1950 г.

Конституция РФ, 1993 г.

Конституция СССР, 1936

Конституция РСФСР, 1918

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 1966

г.

Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966

Постановление Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 г. №8 «О некоторых вопросах

применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия»

Семейный кодекс, 1995 г. (в ред. 2000 г.)

Уголовный кодекс РФ, 1996 г.(в ред 2002 г.)

Факультативный протокол №1 к Международному пакту о гражданских и

политических правах, 1966 г.

Факультативный протокол №2 к Международному пакту о гражданских и

политических правах, 1989 г.

Литература

Алексеев С.С. Теория права. М., 1993

Гревцов Ю. И. Очерки теории и социологии права. СПб., 1996.

Действующее международное право. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С.-М.: изд

«МНИМП», 1997г.

Козлова Е.И., Кутафин О Е. Конституционное право России: учебник. 2-е изд.-

М.: Юристъ, 1998.

Лейбо Ю.И., Толстопятенко Г.П., Экштайн К.А. Научно-практический

комментарий к гл. 2 Конституции РФ-М.: «Издательство ЭКОМ», 2000

Лукашева Е. А. Права человека. М., «Норма», 2001.

Рассказов Л. П. Упоров И. В. Естественные права человека. СПб.: Лексикон,

2001

Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции РФ, 2е издание. М.: Юрайт. 2001

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993

-----------------------

[1] Напр. см. Постановление Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 г. №8 «О

некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении

правосудия»

[2] Лейбо Ю.И., Толстопятенко Г.П., Экштайн К.А. Научно-практический

комментарий к гл. 2 Конституции РФ-М.: «Издательство ЭКОМ», 2000-стр. 22

[3] Козлова Е.И., Кутафин О Е. Конституционное право России: учебник. 2-е

изд.-М.: Юристъ, 1998.

[4] Лукашева Е. А. Права человека. М., «Норма», 2001. С. 99

[5] Рассказов Л. П. Упоров И. В. Естественные права человека. СПб.:

Лексикон, 2001. С 25.

[6] Гревцов Ю. И. Очерки теории и социологии права. СПб., 1996. С. 175

[7] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 131

[8] Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции РФ, 2е издание. М.: Юрайт.

2001. С.26

[9] Алексеев С.С. Теория права. М., 1993. С. 61.

[10] Лукашева Е. А. Права человека. М., «Норма», 2001.

-----------------------

11

27

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.