рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Политическое развитие Италии во второй половине ХХ века

роста стало превращение Италии в индустриальную державу, побежденная страна

вошла в семерку лидирующих государств.

Экономические перемены привели к политическим и социальным сдвигам,

изменились потребительские стандарты, жизненный уклад и мышление

итальянцев. При этом цена «экономического чуда» означала неравномерность и

цикличность экономического развития, зависимость от иностранных

капиталовложений и импортных технологий, отставание сельского хозяйства,

миграцию сельского населения в города и, следовательно, увеличение

безработицы, обострение жилищной и транспортной проблем, медленный рост

зарплаты. Особенно серьезной оставалась проблема Юга.

Региональная отсталость Юга (шести южных областей и островов Сицилии и

Сардинии) исторически являлась болевой точкой Италии, была результатом

диспропорции в размещении производительных сил. В начале 50-х гг. доля

южных районов в сельском хозяйстве страны составляла 33,2%, промышленности

– 15,1%. Значительно более низкой, чем на Севере, была производительность

труда. Вместе с тем глубина проблемы состояла не только в экономической

отсталости, но и в ее значительном влиянии на социальную и политическую

области. В районе Юга, занимающего 43% территории страны, проживало свыше

1/3 населения Италии, а доход на душу населения составлял в 50-е гг. около

половины от уровня остальной части страны. Уровень безработицы в южных

районах был в два раза выше, чем в северных. Представляя собой район

огромного аграрного перенаселения, безработицы и нищеты, откуда

эмигрировали на заработки в северные области страны и за рубеж сотни тысяч

человек (80% от общего числа итальянских эмигрантов), Юг получал из

государственного бюджета вдвое больше, чем давал. Исторически сложившаяся

слаборазвитость Юга, социальная и культурная отсталость населения,

преступное влияние мафии на все стороны жизни препятствовали общему

экономическому росту страны.

С созданием в 1950 г. Кассы Юга – государственного фонда специального

долговременного финансирования отсталых районов началась широкая и

постоянная государственная политика развития Юга. Дополнительным источником

стало финансирование хозяйства южных областей через смешанные предприятия.

В правительственной политике сформировалось два основных подхода к решению

этой проблемы. Сначала в основу практического курса была положена концепция

о формировании предпосылок самостоятельного развития экономики Юга. Поэтому

значительные инвестиции направлялись сюда для развития сельского хозяйства,

инфраструктуры, а затем и промышленности. Через несколько лет выявились

слабые стороны концепции «автономности», она была пересмотрена, и в 1956г.

принимается идея, выраженная в «плане Ванони» (один из функционеров ХДП).

Смысл ее сводился к ускорению развития экономики Юга посредством ее

включения в общую экономическую систему Италии. Практическое воплощение

этой идеи в жизнь в 60-70-е гг. осуществил «левый центр».

Финансовый поток, составивший в 70-е гг. около 50% всех государственных

инвестиций, позволил создать в южных областях такие отрасли тяжелой

индустрии, как металлургия и машиностроение. Юг превратился из аграрного в

индустриально-аграрный. Вместе с тем рядом с развитыми областями продолжали

соседствовать зоны упадка.

Поскольку развитие Юга осуществлялось за счет средств, поступающих с

Севера, то более сильный партнер диктовал свои условия игры, сохранялась

модель зависимого развития южных районов. Юг развивался в интересах Севера.

Современники констатировали, что итальянцев – южан «не покидает ощущение,

что все и всегда решается вне Юга, за спиной его населения и местных

государственных институтов».

Огромные финансовые затраты на «южную политику» за 40 лет принесли

довольно скромные результаты. Разрыв в уровне жизни населения удалось

сократить лишь на 10%, многие семьи продолжают существовать за счет

денежных переводов эмигрировавших родственников. Высокие темпы прироста

населения не позволяют решить проблему занятости. Трудности преодоления

исторически сложившегося территориального дуализма сопряжены еще и с тем,

что перераспределение капиталовложений с Севера на Юг не может возрастать

бесконечно, Северу самому нужны средства. В силу этого обстоятельства

сокращение разрыва между Севером и Югом в обозримые исторические сроки

представляется проблематичным.

С Югом была связана еще одна проблема – аграрная. Поэтому важнейшей мерой

правительства ХДП стала аграрная реформа, которой предшествовало небывалое

по размаху движение крестьян и арендаторов за захват пустующих земель

крупных землевладельцев. Под нажимом массового движения правительство

христианских демократов в соответствии со статьей 44 конституции в 1950 г.

приняло закон об аграрной реформе, в основу которого был положен проект

министра сельского и лесного хозяйства А. Сеньи. По закону около 8 тыс.

крупных землевладельцев должны были продать государству излишки своей

земли. В созданный таким образом фонд поступили также земельные участки

некоторых крупных компаний и государственные земли. В дальнейшем земля из

этого фонда путем жеребьевки продавалась нуждавшимся крестьянам в рассрочку

на 30 лет. И хотя аграрная реформа не смогла удовлетворить всех

безземельных и малоземельных крестьян, все же немалая их часть (около 200

тыс.) улучшила свое положение.

Внешнеполитический курс христианских демократов строился на приоритете

ценностей западной цивилизации и был ориентирован на США. Италия

участвовала в создании НАТО, на ее территории были размещены воинские

формирования и штабы НАТО. Итальянское правительство подписало с США

соглашение «о взаимной помощи в целях обороны», по которому американская

сторона поставляла в Италию вооружение, а итальянская сторона передала в

пользование США базы ВМС и ВВС. С критикой проамериканского

внешнеполитического курса ХДП выступала левая оппозиция, главным образом

социалисты и коммунисты.

ХДП, занимавшая в политическом истеблишменте Италии центристскую позицию,

сочетала в своем правительственном курсе как элементы социального

консерватизма, так и меры социального маневрирования. Под напором массовых

выступлений ХДП иногда шла на уступки трудящимся в вопросах, касавшихся

социальной сферы. В то же время в ряде случаев ответом правительства на

эти выступления становились расправы с демонстрантами и репрессии, в

которых особенно усердствовали отряды моторизованной полиции (челере). Это

способствовало накоплению оппозиционного потенциала. На очередных

парламентских выборах в 1953г. ХДП не смогла преодолеть 50%-ный рубеж. Де

Гаспери ушел в отставку и через год умер. Уход Де Гаспери не мог не

сказаться на политической линии этой партии. К власти рвались другие люди.

В ХДП ослабло влияние правого крыла (гасперистов) и усилилось левое

течение, предложившее коалицию с социалистами. Однако в целом возобладала

центристская фракция во главе с политическим секретарем ХДП Аминторе

Фанфани, неоднократно формировавшем правительства в 50-е, 60-е и 80-е гг.

Глава 2. 1963-1976 годы.

2.1. «Левый центр».

Весомые успехи в развитии народного хозяйства в период «экономического

чуда» 50-х – начала 60-х гг., а также преобладающее влияние ХДП в

политической жизни обусловили пересмотр политического курса других партий

Италии, в первую очередь ее левых партий – ИСП и ИКР. Руководство ИСП во

главе с Пьетро Ненни эволюционировало вправо: отказавшись от статуса

оппозиционной партии, оно взяло курс на приход к власти и прекратило

сотрудничество с коммунистами. Компартия приняла стратегию «итальянского

пути к социализму», означавшего активную массовую борьбу против монополий,

привлечение на свою сторону всех антимонополистических сил и постепенный,

мирный переход к социализму. ХДП учитывала большой вес левых партий в

обществе и рост их электората. Намереваясь «приручить» стремившуюся к

власти ИСП и использовать поддержку со стороны социал-демократов (ИСДП),

ХДП наметила сближение с ними – стратегию «левого центра» с целью укрепить

свои позиции в обществе. Левоцентризм предполагал не только сотрудничество

ХДП с левыми партиями в парламенте и правительстве, но и принятие

христианскими демократами некоторых требований левых партий (кроме

компартии). Стратегия левого центра как союз со «светскими» партиями была

рассчитана христианскими демократами на длительную перспективу. Тем более

что папа римский Иоанн XXIII, сменивший умершего реакционера Пия XII

(1958), фактически не препятствовал утверждению новой стратегии

христианских демократов. В энциклике Иоанна XXIII «Пацем ин террис» («Мир

на земле») содержались призывы к миру и сотрудничеству различных

политических течений. В обострившейся между обновленцами и консерваторами

борьбе по проблеме приспособления церкви к настроениям масс обновленцы

одержали верх. Это продемонстрировали решения Вселенского собора («детища»

Иоанна XXIII), первая сессия состоялась осенью 1962 г., вторая – через год.

В свою очередь, частые правительственные кризисы означали, что «эра»

монопольного правления ХДП подходила к концу. В1962 г. съезд ХДР утвердил

стратегию левого центра, и христианский демократ А. Фанфани сделал первую

попытку ее реализации, сформировав правительство из представителей ХДП,

социал-демократов и республиканцев. С 1963 г. в левоцентристских

правительствах стала участвовать Итальянская социалистическая партия. Во

главе этих правительств в 1963-1968 и 1974-1976 гг. стоял известный

итальянский политический деятель Альдо Моро, христианский демократ,

сторонник сотрудничества с левыми партиями, человек твердых моральных

принципов, не замешанный ни в одном грязном скандале. А. Моро (1916-1978)

закончил университет по специальности 2юриспруденция»,стал доктором по

философии права, участвовал в войне. Глубоко верующий человек Моро работал

в молодежной федерации университетских католиков, затем в ХДП. Рано начав

политическую карьеру, во многом благодаря своему высокому интеллектуальному

потенциалу и таким качествам, как настойчивость, терпение, гибкость и

корректность, он стал политиком крупного масштаба, партийным лидером уровня

Де Гаспери. Заслугой Моро следует признать смену стратегии ХДП: от

центризма при Де Гаспери к левоцентризму при Моро. Понимая, что в силу

значительного авторитета у итальянцев левых партий, в том числе

коммунистов, без их участия невозможно решить никаких более или менее

крупных общенациональных задач, Альдо Моро, несмотря на открытое

сопротивление консервативной части ХДП, стал сторонником сотрудничества не

только с социалистами, но и с коммунистами. Оставаясь при этом патриотом

христианской демократии, он был убежден, что ХДП ни при каких условиях не

должна терять своей политической гегемонии.

Правительство левого центра осуществило ряд реформ. В 1962 году была

национализирована важная отрасль экономики – электроэнергетическая

промышленность. В результате создавалось сильное государственное

«Национальное объединение электроэнергетической промышленности». Крупные

частные компании, чья собственность подлежала национализации, получили от

государства солидную компенсацию и смогли инвестировать полученные средства

в другие отрасли. В 1965 году вводилось обязательное для госсектора

программирование, с 1967 начал действовать национальный пятилетний план.

При этом директивы государственных планов не были обязательными для

частного сектора. Реформа системы образования распространяла

конституционный принцип о бесплатном и обязательном обучении учащихся на

учеников неполной средней школы в возрасте до 14 лет. Весьма

результативными оказались завоевания рабочих. Они добились повышения

заработной платы, ликвидировались зональные различия в уровне зарплаты,

вводилась 40-часовая рабочая неделя в промышленности, расширялись права

профсоюзов, улучшалось пенсионное обеспечение.

В то же время левый центр столкнулся в своей деятельности с

ухудшением экономической ситуации: время «экономического чуда» истекло,

темпы роста итальянской экономики замедлились, упав в середине 60-х гг. до

кризисной отметки, а в 1974-1975 гг. Италия оказалась в тисках мирового

экономического кризиса. Особую остроту приобрело несоответствие структуры и

механизма воспроизводства и распределения национального дохода, увеличились

трудности снабжения экономики из-за роста мировых цен на сырье и топливо.

Усиление активности профсоюзов и рост стачечной борьбы изменили социально-

экономическую обстановку в стране. Экономические трудности проявились в

отраслевых, структурных и циклических кризисах различной глубины и

продолжительности, в расстройстве торгового и платежного балансов и

дефиците госбюджета.

Кризисные потрясения ставили правительство и предпринимательские круги

перед необходимостью смены экономической стратегии, вынуждали их

заимствовать передовые методы модернизации у более развитых стран Запада.

Элита итальянского бизнеса стремилась сохранить страну в числе семи

развитых мировых держав. В то же время модель экстенсивного развития

экономики Италии еще не исчерпала полностью свой потенциал, поэтому с

середины 70-х гг. на повестку дня встала задача постепенного вытеснения

экстенсивного пути новыми, высокотехнологичными процессами. Поскольку

быстрый разрыв с прежней экономической моделью был невозможен, то

обозначившееся перспективное переплетение старого и нового курсов нарушало

поступательный ритм развития итальянской экономики, приводило к замедлению

темпов ее роста, к чередованию скачков и топтания на месте. Итальянская

экономика, не осуществив внутренней перестройки, оказалась в 70-е гг. (и

находится по этой причине до сих пор) в неблагоприятном положении на

мировом рынке. Неравномерность экономического развития негативно отражалась

на трудовых отношениях и социальной сфере.

Сокращение занятости и непрекращавшийся рост стоимости жизни вызвали

подъем социального протеста. Особенностью забастовочной борьбы во второй

половине 60-х и 70-е гг. стал массовый характер действий при высокой

активности трудящихся и втягивании в борьбу новых слоев, помимо рабочих, -

студентов, служащих, чиновников, учителей, врачей, пенсионеров, занимавших

ранее пассивную позицию. Забастовочная борьба итальянцев за улучшение

условий труда и жизни была интенсивнее и масштабнее, чем в других странах

капиталистического мира. В 1968 г. произошёл бурный всплеск студенческой

борьбы не только за реформу университетов, но и под антикапиталистическими

лозунгами. Студентов поддержали профсоюзы и компартия. В 1968 и 1969 гг.

состоялись две крупнейшие общенациональные забастовки за проведение

пенсионной реформы и решение жилищной проблемы. Правительство пошло на

уступки, выделив значительные средства на строительство «народных квартир».

«Жаркой осенью» 1969 г., выступая за более благоприятные условия новых

коллективных договоров, бастовали несколько миллионов человек. В результате

в мае 1970 г. был принят Статут прав трудящихся, оформивший положение

профсоюзов на предприятии и ограничивший возможность предпринимателей на

увольнение рабочих. В 1974 году конституционный суд Италии был вынужден

признать законность забастовок с социально-политическими требованиями.

Достижения забастовочной борьбы вызвали рост рядов профсоюзов и увеличение

их влияния. С 1969г. практика встреч и переговоров между профсоюзами и

правительством становится постоянной.

В 1970г. левые силы добились успеха в принятии закона, разрешавшего

развод, а в 1974 г. на референдуме по этому вопросу отстояли законность

разводов, в то время как церковь считала брак нерасторжимым. Таким образом,

правительство левого центра шло на существенные уступки, выполняя основные

требования забастовщиков.

2.2. Политический экстремизм и терроризм.

Уступки левого центра трудящимся, особенно после «жаркой осени» 1969 года,

экономические трудности, маргинализация и безработица вызвали ответную

реакцию праворадикальной оппозиции. Активизировались неофашистские

группировки и организации, численность которых увеличилась до 30.

Крупнейшими из них стали «Новый порядок», «Национальный авангард» и

особенно «Национальный фронт», который возглавлял князь Ю.В. Боргезе –

бывший фашистский военный преступник, имевший связи с крупными

финансистами, жестокий, безжалостный и фанатичный человек, прозванный

«чёрным князем». Увеличилось число неофашистских террористических акций

(взрывов, нападений на активистов и помещения левых организаций) в

соответствии с «графиком», разработанным на собрании в г. Падуя (1969г.).

Целью ультраправого («чёрного») терроризма стало создание такой

обстановки в стране, при которой возможен государственный переворот или,

как минимум, «наведение порядка». Курс ультраправых назывался «стратегией

напряжённости», началом которой можно считать взрыв бомбы в здании

Сельскохозяйственного банка в Милане на площади Фонтана в декабре 1969 года

(16 человек убитых и около 100 раненых). Площадь Фонтана символически стала

сигналом национального бедствия – терроризма. После этой трагедии наиболее

крупными террористическими актами стали столкновения неофашистов с полицией

и войсками и баррикадные бои, продолжавшиеся несколько месяцев в г. Реджио-

ди-Калабрия в 1970 – 1971гг.; разгром помещений всех политических партий в

г. Аквила в марте 1971г.; раскрытие заговора «Национального фронта» Боргезе

против республики, взрыв бомбы во время митинга в Бреше в мае 1974года, при

котором погибло 8 человек, взрыв поезда близ Болоньи в августе 1974года,

стоивший жизни 12 пассажирам.

Во главе неофашистского движения оставалась партия ИСД, численность

которой возросла в первой половине 70-х годов до 400 тыс. человек. В этот

период неофашисты успешно выступали и на выборах. Например, в 1972 году они

смогли получить 56 мест (из 630) в палате депутатов и 26 мест (из 315) в

сенате итальянского парламента. Рассчитывая на респектабельных обывателей

(так называемый «фашизм в двубортном пиджаке»), ИСД объединилась с

остатками монархистов, завоевав на определённое время положение четвёртой

по значению партии страны, которая с 1973г. стала называться « Итальянское

социальное движение – Национальные правые силы» ИСД – НПС), руководителем

которой вновь избирается Джорджо Альмиранте.

Успеху ИСД способствовала поддержка части мелкой и средней буржуазии

Севера, недовольной ростом массового рабочего движения. Однако подлинную

массовую базу ИСД приобрела в начале 70-х гг. среди жителей городских

поместий, люмпен-пролетариата, маргинальных слоёв Юга, где в 1972 году за

неё голосовало около 1\3 избирателей. Успехи неофашистов связывались не в

последнюю очередь и с расширением финансового потока из национальных и

зарубежных источников в их адрес. Помимо мелкого бизнеса, неофашистские

организации спонсировались крупными итальянскими предпринимателями

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.