рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Политические и правовые учения Томаса Гоббса

не всегда требует выполнения этих законов. Ибо исполнение этих законов

одними и неисполнение другими приводит первых прямо к гибели, а не

самосохранению. Отсюда ясно, что для соблюдения естественных законов

нужна уверенность в своей безопасности, а для достижения безопасности

нет иного пути, как соединения достаточного количества людей для

взаимной защиты. Для общего блага, люди, как считает Гоббс, должны

договориться между собой отказаться от своих прав на все во имя мира и

сохранения жизни и объединиться вместе для выполнения состоявшегося

соглашения. Такой договор или такое перенесение прав и есть образование

государства. Гоббс определяет государство следующим образом:

"Государство есть одно лицо или собрание, воля которого в силу

соглашения многих людей является законом для них всех, так как оно

может употреблять силы и способности каждого для обеспечения общего

мира и защиты"[12]. Лицо или собрание, воле которого подчиняются все

прочие, получает название верховной власти, все остальные граждане

называются подданными.

Но каковы права Государства? Государство, в силу перенесения на него

прав всех обладает всеми правами, принадлежащими человеку в

естественном состоянии, как мы видели безгранично, то безграничны и

права государства. Нет на земле власти высшей, чем государственная

власть, и нет никого, кто бы мог привлечь к ответу эту власть за ее

действия, ибо с момента существования государства она обладает всеми

без исключения правами всех людей, входящих в него. "Единственное право

на земле есть государственный закон, а государственный закон, не что

иное, как выраженная внешним образом воля государственной власти. "Так

как в государстве единственным определяющим началом для воли отдельного

человека становится воля государственной власти, то естественно, что

подчинение этой власти должно быть безусловные. Ибо всякое

сопротивление государственной власти приводило бы человека к

естественному состоянию "войны против всех". Поэтому тот же самый

закон, предписывающий человеку желать мира, требует абсолютного

подчинения государственной власти[13].

У Гоббса, цель государства - упразднить естественное состояние

человека, и водворить порядок, при котором людям была бы обеспечена

безопасность и спокойное существование. Ясно, что при сохранения этого

состояния безопасности государственная власть должна быть вооружена

соответствующими правами. Эти права следующие:

Первое право Гоббс называет "мечом справедливости", то есть право

наказывать нарушителей закона, ибо без этого права безопасность не

может быть обеспечена.

Второе право есть "меч войны", то есть право обьявления войны и

заключения мира, а также установление количества вооруженных сил и

денежных средств, необходимых для ведения войны, ибо безопасность

граждан зависит от существования войск, сила же войск зависит от

единства государства, а единство государства - от единства верховной

власти.

Третье право - право суда, то есть рассмотрение случаев, где нужно

приложение меча, так как без разрешения споров невозможно охранение

одного гражданина от несправедливости со стороны другого гражданина.

Четвертое право - право установить законы о собственности, потому

что до установление государственной власти каждому принадлежало право

на все, что и было причиной войны против всех, но с установлением

государства все должно быть определено, что кому принадлежит.

Пятое право - право устанавливать подчинение власти, с помощью

которых можно было бы осуществлять сбалансированное регулирование всех

функций государственной власти.

Шестое право - право запрещать вредные учения, ведущие к нарушению

мира и спокойствия внутри государства, а также направленные на подрыв

государственного единства.

Все остальные права, по мнению Гоббса, заключаются в вышеприведенных

или могут быть логически выведены из них[14].

Гоббс является противником отделения исполнительной власти от

законодательной. Такое разделение властей является для него

единственной причиной гражданской войны бушевавшей тогда в Англии.

Государственная власть, как считает Гоббс, чтобы выполнить свое главное

назначение - обеспечение мира и безопасности гражданам, - должна быть

нераздельной и суверенной. Она должна стоять выше всех и не должна

подлежать чьему-либо суду или контролю. Она должна быть выше всех

законов, ибо все законы устанавливаются ею и только от нее получают

свою силу. Какова бы ни была ее форма, она по существу своему

безгранична. В республике народное собрание имеет такую же власть над

подданными, как король в монархическом правлении ибо иначе будет

продолжаться анархия. Отрицание абсолютной власти, происходит, по

мнению Гоббса, от незнания человеческой природы и естественных законов.

Из природы верховной власти вытекает, что она не может быть уничтожена

волей граждан. Ибо, хотя она происходит от их свободного договора, но

договаривающиеся связали свою волю не только в отношении друг к другу,

но и в отношении к самой верховной власти, поэтому без согласия самой

верховной власти они не могут отступиться от своего обязательства[15].

Гоббс устанавливает три вида государственной власти: монархическую,

аристократию и демократию; ибо государственная власть может

принадлежать одному лицу или совету многих. Соответственным образом

совет многих людей состоит либо из всех граждан таким образом,что любой

из них имеет право голоса и может участвовать,если захочет, в

обсуждении дел, либо только из их части."

Тирания и олигархия являются не отдельными формами государственной

власти, а лишь другими названиями тех же видов, - название, которые

выражают наше отрицательное отношение к каждой из этих форм. Самой

лучшей формой с точки зрения достижения тех средств, ради которых

существует государственная власть, является, по мнению философа,

монархия.

Если государственная власть вооружена всеми правами, принадлежащими

гражданам в естественном состоянии, то зато на ней лежат и те

обязанности, которые вытекают из естественных законов; эти обязанности

выражаются в следующем:

Благо народа - высший закон, и поэтому они сводятся к повиновениям

веления разума, который требует блага всех людей. А так как это благо

есть, прежде всего, мир, всякий, кто нарушит мир, тем самым выступает

против предписания государственной власти. Впрочем, нужно прибавить,

что мир является благом, поскольку он способствует охранению жизни

людей; но люди стремятся не просто к жизни, а к счастливой жизни.

Следовательно, задачей власти является, стало быть, обеспечение не

просто жизни, а счастливой жизни граждан. Но, что такое счастливая

жизнь? Счастье, говорит философ, состоит в пользовании различными

благами жизни, а для возможности пользования всеми этими благами жизни

необходимо следующее: защита от внешних врагов, сохранение мира внутри

государства, поднятие благосостояния и богатства и предоставление права

каждому гражданину пользоваться свободой без ущерба для других граждан.

Государственная власть, следовательно, должна обеспечивать эти четыре

условия, необходимые для счастья граждан, живущих в государстве. А для

того, чтобы государственная власть выполнила свои обязанности, она

должна иметь определенные права, о которых я говорил уже раньше.

Гоббс вручает государственной власти все права, вытекающие из ее

природы: он оставляет за гражданами одно лишь право на физическую

жизнь. Даже в духовных делах он отдает всю власть государству.

Государственная власть может установить религию и обряды. Люди

неверующие должны тем не менее подчиниться законам государства и

исполнять все религиозные внешние обряды. Внутренний мир веры и мысли

не доступен власти; поэтому она не может предписывать нам верить или не

верить. Но если нам предписали бы, говорит Гоббс, в нехристианском

государстве, например, "выражать языком или внешними знаками

исповедания, противные христианству, то мы должны были бы повиниться

законам государства, сохраняя в сердце своем веру в Христа"[16]

Каковы должны быть, по теории Гоббса, взаимоотношения между

государством и церковью? Гоббс полагает, что церковь есть не простое

соединение верующих; соединение верующих без законного разрешения не

образует еще церкви. Чтобы соединение верующих стало законным

собранием, оно должно получать разрешение государственной власти:

только под этим условием оно получает право издавать постановления.

Следовательно, только верховная власть своим согласием превращает

собрания отдельных лиц в правильное, законное собрание, в церковь.

Раз церковь может образоваться только с согласия и при содействии

государственной власти, ясно, что из нескольких народов, различных в

политическом отношении, не может образоваться единая церковь. Каждая

нация есть в тоже время и церковь и государство; разница между церковью

и государством есть разница лишь по форме. Тот же союз людей есть

государство, поскольку он складывается просто из людей, и церковь,

поскольку он складывается из верующих людей, христиан. Из этого

соотношения церкви и государства вытекает, что граждане, обязанные

безусловным повиновением государственной власти в мирских делах,

обязаны повиноваться церкви в духовных делах. Это повиновение должно

быть полное. Ибо о догмах веры рассуждать нельзя: они обсуждению не

подлежат, "их нужно принимать, - замечает очень едко Гоббс, - как

пилюли врача: целиком и не разжевывая"[17].

Гоббса многие его противники обвиняли в атеизме. Гоббс старался

доказать, что обвинение это необоснованно. Но если было бы неверно

считать Гоббса явным атеистом, проповедующим безбожие, то с полным

правом можно утверждать, что его учение ведет к атеизму и что поэтому

его ненавистники имели полное основание рассматривать его философию,

как атеистическую.

В чем видит Гоббс корни религии? Корни религии, по мнению Гоббса,

лежат в страхе человека за свое будущее, страх будущего побуждает людей

искать причины вещей и явлений ибо "знание их позволяет людям устроить

настоящее лучше и так, и так чтобы оно больше служило им на пользу."

Отсюда ведут две дороги: одна ведет к признанию существования высшей

силы, называемой нами богом; другая к созданию в воображении множества

богов, которые должны нам не только объяснять причину предметов и

явлений мира, но и помогать получить нам необходимые предметы, если они

нам полезны, и избегать их, если они могут принести нам вред.

Доискиваясь в причину вещей люди приходят к заключению, что должна

существовать последняя причина ,которая сама по себе причину не имеет.

Эту последнюю причину люди называют богом. Но эта мысль о причине есть

лишь абстрактное умственное заключение, никакого представления об этой

последней причине люди иметь не могут.

В большинстве случаев незнание природы вещей и явлений заставляет

людей полагать, что эти явления вызваны кокой-то неведомой

,таинственной силой. Так как явления причиняют людям удовольствие или

страдание, то ясно, что они хотят знать что за сила ,которая

всесторонне влияет на их жизнь, и они поэтому выдумывают всевозможные

таинственные силы, от которых они зависят. А "этот страх перед

невидимыми и необъяснимыми вещами является естественным семенем того,

что мы называем религией."

Боги, говорит Гоббс, - суть не что иное, как творение нашего

воображения, и нет вещи имеющей название, которая не была бы

рассматриваема людьми как бог или черт." Основные идеи Гоббса вкратце

можно резюмировать следующим образом. Страх перед будущим - корень

религии. Невежество, то есть незнание причин явления, и склонность

видеть повсюду таинственные силы и неведомых духов - основная причина

религиозных верований и религиозного культа. Сознательный обман и

закрепления невежества среди народов, как лучший способ держать их в

повиновении - к этому сводится всякая деятельность служителей

религии[18].

Такие взгляды на религию прямо ведут к атеизму, и как бы Гоббс не

подчеркивал, что речь идет только исключительно о языческих религиях, а

не о религиях откровения, для всех очевидно, что речь у него идет о

всех религиях. Можно смело сказать, что Гоббс вплотную подходит к

пониманию религии и религиозных культов того времени, как к орудию для

подчинения[19].

Мы уже видели, что Гоббс считает, что церковь в любом случае должна

подчиняться государственной власти. Религия - не как вера ,а как

вероисповедание - тоже всецело зависит от государства. Согласно Гоббсу

религия - это суеверие, признанное государством. Притязание церкви

диктовать свою волю государству Гоббс считает вредным, ведущим к

анархии и возвращению общества в первоначальное состояние войны против

всех.

Некоторые элементы учения Гоббса о естественном праве оказали

значительное влияние также на развитие экономической мысли, которая

находила свое развитие в Англии тех времен. В первую очередь это

относится к учению Гоббса о "войне против всех". Экономическим

вопросам, в тесном понимании этого слова, Гоббс в своих трудах уделил

сравнительно мало внимания. Он их коснулся поскольку постольку они были

связаны с его общей политической теорией. Но они, однако, заслуживают

всеобъемлющего осмысления и анализа, как и любые другие аспекты

философской теории Гоббса. Экономические мысли Гоббса, в основном,

изложены в его произведении "Левиафан".

Его экономические взгляды и высказывания касаются главным образом

вопросов стоимости и денег - две центральные проблемы, философские

проблемы привлекавшие к себе внимание большинства ранних экономистов. Я

постараюсь привести наиболее характерные высказывания Томаса Гоббса,

написанные им в своем Левиафане:

"Что касается изобилия веществ, - пишет Гоббс, - то природа

ограничивает их продуктами, которые бог обыкновенно либо дарует

человечеству безвозмездно, или продают за труд. Для получения их

человеку требуется только труд и прилежание, поскольку изобилие вещей и

товаров зависит кроме милости божьей еще от труда и прилежания людей."

В своей книге "О гражданине" Гоббс пишет: "Для обогащения граждан

необходимы две вещи: труд и бережливость. Полезна также третья вещь, а

именно, естественные произведения земли и моря. Четвертый источник -

война, которая подчас увеличивает богатство граждан, но чаще война

только уменьшает его. Необходимы только первые две вещи ибо даже

государства, не имеющие посевной площади, могут обогатиться за счет

одних только хорошо развитых торговли и промысла."[20]

"Стоимость или ценность человека, так же как и всех других вещей

пишет Гоббс, - есть его цена, то есть она составляет столько, сколько

выгоды и полезного результата может бать получено в результате

пользования его силой или его интеллектуальными способностями, и потому

она не имеет абсолютного характера, и не зависит от потребностей и

суждения других лиц. Труд человека есть товар, который, как и всякая

другая вещь, может быть обмениваем на вознаграждения, и существовали

государства, которые, обладая территорией в размере только необходимой

для поселения, не только сохраняли тем не мнение свои силы, но и

увеличивали их частью посредством труда, затрачиваемого на торговлю

между разными регионами, частью способом продажи мануфактурных изделий

из материалов привезенных из других областей". В этих изречениях Томаса

Гоббса мы видим трудовой теории стоимости, которая получила свое первое

выражение у ученика Гоббса - не менее известного философа Тьерри.

Чрезвычайно интересны высказывания философа в его произведении

"Бегемот".

Оно построено в форме диалога между двумя собеседниками,

обсуждающими причины гражданской войны и другой смуты, возникающей в

государстве,: "В случае возникновения мятежей под предлогом стеснения,

- говорит первый собеседник, - большие столицы оказываются необходимым

образом на стороне мятежников; ибо притеснения обычно вызываются

налогами, а горожане ,то есть купцы, занятые по профессии добыванием

частной прибыли, по природе являются прирожденными врагами налогов, так

как вся их гордость заключается в том, чтобы безгранично обогащаться

посредством искусства покупки и продажи"[21].

- "Но ведь говорят, что из всех профессий - это наиболее

полезная для общества, так как купцы дают работу бедным

людям.

- “Это значит”, - отвечает первый собеседник, - “что они

заставляют бедных людей продавать им свой труд по цене,

которая устанавливается ими же, купцами, так что обычно эти

бедные люди могли бы получать лучшее содержание при помощи

работы в работном доме в Браднеймле, чем посредством

прядения, ткачества и других подобных работ, выполняемых ими,

единственное, чем они могут себе немного помочь, это своей

небрежной работой, к стыду для наших мануфактур"[22]. Мы

привели лишь некоторые наиболее важные аспекты из

экономической теории Гоббса, заслуживающие достоверной оценки

на сегодняшний день.

Глава 2. Что есть государство? Его сущность и механизм.

1.Почему возникает государство?

1.1.Естественное состояние и естественные законы.

Итак, первый вопрос, который логично было бы рассмотреть, можно

сформулировать следующим образом — Как возникает государство? Каковы

причины его возникновения?

Томас Гоббс отвечает на данный вопрос следующим образом. В силу

своих естественных качеств, каждый человек стремится к максимальному

удовлетворению своих потребностей. В отсутствии государства нет никаких

правил, которые ограничивали бы индивида, и каждый человек без

ограничения имеет право на все, что неизбежно влечет такое состояние,

которое Гоббс называет «война всех против всех». Ведь, если каждый

человек имеет право на все, а изобилие вокруг нас ограничено, то права

одного человека неизбежно столкнутся с такими же правами другого.

Возникают насилие и притеснение одних другими — это, и есть «война всех

против всех». Каждый стремится уничтожить другого, чтобы очистить место

для себя. В этом состоянии homo homini lupus est — человек человеку

волк. В этом состоянии преобладают:

. эгоизм;

. жажда власти и наживы;

. вражда по отношению друг к другу.

Гоббс готов сколько угодно спорить с теми, кто утверждает, что люди

—существа общественные и изначально могут жить в мире друг с другом,

как, например, муравьи и пчелы, прекрасно обходящиеся без государства.

Дело в том, что:

1. Люди беспрерывно соперничают между собой, добиваясь чинов и почета,

следовательно, возникает зависть и ненависть;

2. У животных (муравьев, пчел) общее благо совпадает с благом каждого

индивидуума. Человеку же, самоуслаждение которого состоит в

сравнении себя с другими, может приходиться по вкусу лишь то, что

возвышает его над остальными;

3. Не обладая разумом, эти существа не видят и не думают, об ошибках в

управлении их общими делами, а среди людей имеются многие, которые

считают себя более мудрыми и стремятся реформировать общественный

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.