рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Политические воззрения Якобинцев: Марат и Робеспьер

Революцию, старались опираться на народные массы и использовать их насилие

как одно из средств достижения своих целей. Она также, и в особенности,

основана на том, что революционная мифология - это мифология созидательного

насилия, "народа, совершившего Революцию". Хорошо известно, что

зарождающаяся революционная символика колебалась в выборе между двумя

основополагающими событиями: 20 июня, клятвой законных представителей

Нации, выражающей свою волю посредством мирного торжественного акта, и 14

июля, днем созидательного и героического насилия, днем взятия Бастилии

стихийно объединившимся народом.

Иными словами, это кровопролитие, сопровождавшее действия "победителей

Бастилии", сразу же ставило проблему включения традиции народного насилия в

контекст Революции. Знаменитые слова Барнава[25]: "Нас хотят разжалобить

пролитой в Париже кровью! Но так ли чиста была эта кровь!", самой своей

демагогичностью показывают замешательство перед лицом актов "народа",

одновременно и патриотичного, и свирепого. Вне всякого сомнения,

действующее право не позволяло ни штурмовать королевскую крепость, ни

убивать ее защитников, ни уничтожать того, кто, как считалось, заставлял

народ голодать. Однако Революция требовала для себя неписаной законности,

положенной в основу нового права, законности, которая отменяла бы

действующее право. Именно здесь взаимоотношения между революцией,

законностью и насилием становятся чрезвычайно сложными. [26]И в самом деле,

как далеко могло зайти признание легитимности этого небывалого и

созидательного насилия? И, в особенности, кто должен был отличать "чистую"

кровь от "нечистой", народное насилие от простого убийства?

Эти вопросы с новой силой встали после сентябрьской резни, и именно в

этом отношении речи и политическая деятельность Робеспьера немало

способствовали одному из сдвигов, посредством которых происходило сползание

в Террор. Прежде всего, я имею в виду его ответ 5 ноября 1792 г. на нападки

жирондистов, отличавшиеся практически у всех у них редким неистовством,

которое выдавало еще непрошедший ужас перед недавними убийствами.

Робеспьеру было нетрудно опровергнуть обвинения в том, что он был

организатором и (или) вдохновителем резни: он никогда не подстрекал к

продолжению насилия и ни разу не присутствовал лично при его проявлениях.

Его объяснения причин этих убийств, в конечном счете, не сильно отличались

от выдвинутых по горячим следам некоторыми жирондистами: набат, вызвавший

широкую волну паники; готовившийся в тюрьмах заговор с целью перебить семьи

ушедших на фронт патриотов и т. д.

Робеспьер изо всех сил старается не впасть в прямую апологию

участников насилия. Но с самим насилием дело обстояло по-другому. "События"

(он никогда не употребляет слово "убийства") были "народным движением, а

не, как смехотворно полагают некоторые, локальным бунтом нескольких

негодяев, которым заплатили, чтобы они перебили себе подобных. О, если бы

это было иначе, разве народ этому бы не помешал?" Делать из пассивности

перед лицом насилия вывод о его одобрении, если даже не о некоторой

причастности, - это был аргумент столь же демагогический, сколь и тонко

рассчитанный. В самом деле, во время сентябрьских убийств население Парижа

оставалось пассивным и позволило действовать бандам из нескольких сотен

убийц, которые переходили от одной тюрьмы к другой (да и сам Робеспьер

также ничего не сделал, хотя заседал в Парижской коммуне и на собрании

выборщиков фактически в нескольких кварталах от места резни).

Как бы то ни было, суть аргументации Робеспьера заключается в другом.

Он представляет убийства как продолжение "славного дня" 10 августа и сводит

вопрос о народном насилии к проблеме революционной законности, имея в виду

легитимность самой Революции. "Неужели вы хотели революцию без революции?

Откуда это стремление к травле, с которым пытаются пересмотреть, если так

можно выразиться, революцию, разбившую ваши оковы? Но как можно выносить

суждение о последствиях, которые могут повлечь за собой эти великие

потрясения? Кто способен указать точную границу, о которую должны разбиться

волны народного восстания, после того, как события уже начали

разворачиваться? Какой народ в этих условиях смог бы когда-либо сбросить

ярмо деспотизма?" Те, кто поверяет революционные действия "конституционным

компасом", ищут тем самым предлог "изобразить миссионеров революции

подстрекателями и врагами общественного порядка". Насилие равновелико самой

революции; оно незаконно, но "оно столь же незаконно, как и революция, как

свержение трона и взятие Бастилии, столь же незаконно, как и свобода". Вне

всякого сомнения, можно оплакивать невинные жертвы, и даже если эта жертва

всего одна, "это уже слишком много. Оплакивайте даже виновных, которых

должен был покарать закон и которые пали от меча народного правосудия; но

пусть ваша скорбь, как и все человеческое, имеет свой предел.

Чувствительность, оплакивающая едва ли не исключительно врагов свободы,

кажется мне подозрительной. Прекратите размахивать перед моими глазами

окровавленной одеждой тирана..."[27]

Репрессии лишь кажутся деструктивными; правосудие карает виновных и,

искореняя остатки злополучного прошлого, является, в основе своей,

обновляющей силой. Робеспьер - не Марат, и он не призывает к народной

ярости; его речь той осенью 1792 г. не была наброском будущего

террористического режима. И, тем не менее, принцип "нет революции без

революции", двусмысленности и недосказанности, которыми он окружает

революционное насилие и казни без суда, являются началом того склона, по

которому вскоре начнется скольжение, ведущее к утверждению монополии

революционного государства на распространение страха и осуществление

коллективного насилия.

Глава 3. Идеологи якобинской революции: Робеспьер и Марат.

§ 1

Робеспьер (Максимилиан Мари Исидор)

(Аррас ,6 мая 1758 - Париж, 28 июля 1794)

"Желчный темперамент, узкий кругозор, завистливая душа, упрямый

характер предназначали Робеспьера для великих преступлений. Его

четырехлетний успех, на первый взгляд, без сомнения, удивительный, если

исходить лишь из его посредственных способностей, был естественным

следствием питавшей его смертельной ненависти, глубинной и неистовой

зависти. Он в высшей степени обладал талантом ненавидеть и желанием

подчинять себе... В своих мечтах о мести он был полон решимости покарать

смертью всякую рану, нанесенную его чувствительному самолюбию; и чтобы

тайное ощущение неполноценности перестало разрушать иллюзии, созданные его

самолюбием, он хотел бы остаться лишь с теми, кого считал неспособными себя

унизить. С давних пор он изменил значение слова народ, приписав наименее

образованной части общества свойства и права общества в целом. Вот в каких

словах он без конца превозносил справедливость и просвещенность народа:

никто не имеет права быть более мудрым, чем народ; богачи, философы,

писатели, общественные деятели были врагами народа; революция могла

окончиться лишь тогда, когда больше не станет посредников между народом и

его истинными друзьями. Робеспьер сделал из этого народа божество, из

патриотизма - религию, из революции - предмет фанатичного поклонения,

верховным понтификом которого стал он сам; тон жреца был наиболее

отличительной чертой его убогих писаний; это тон все громче звучал в них на

протяжении четырех лет; в конце он [Робеспьер] говорил уже на одном лишь на

мистическом жаргоне самозваного прорицателя. Одним из его последних деяний

была попытка соединить культ Бога с культом народа и стать жрецом обоих

божеств" – так в августе 1794 г., под влиянием пришедших из Парижа

новостей, написал про Робеспьера Дону, заключённый в тюрьме.

Разумеется, этот текст отдает дань особенностям термидорианской эпохи,

ее страстям и ненависти. Однако на фоне "черной легенды" он выделяется

характером размышлений. Без сомнения, Дону не слишком жалует Робеспьера, но

он, тем не менее, пытается понять причины его политического восхождения.

Так, он очень убедительно выявляет центральное место, которое в речах и

политической деятельности Робеспьера занимал народ, как представление и как

понятие. Место тем более важное, что это понятие также является центральной

идеей-образом революционной политической культуры и что для Робеспьера

термин народ относился, прежде всего, к обездоленной и работающей части

нации. Отсюда следует, что его самоидентификация с народом была неразрывно

связана с требованием равенства и с притязанием на некоторую социальную

справедливость.

Весной 1792 года, во время особенно бурных и драматических заседаний

Якобинского клуба Робеспьер выступал против военной политики жирондистов,

беспрестанно ссылаясь на народ, который "единственно велик, единственно

достоин уважения". Обращаясь к Бриссо[28] и Гаде, которые упрекали его в

демагогической лести народу и обмане его относительно целей войны,

Робеспьер произнес следующую беспримерную реплику: "Вы осмеливаетесь

обвинять меня в намерении угождать народу и вводить его в заблуждение? Да

как бы я мог это сделать? Я не льстец, не повелитель, не трибун, не

защитник народа: я - сам народ". [29]Для Робеспьера это не было ни

метафорой, ни фигурой риторики. В своем сознании он находил глубинные

подтверждения своего отождествления с народом, "бытия как народа", "этого

божественного чувства, которое ему нередко компенсировало все блага,

которые имеют желающие предать народ". Не Провидение ли поддерживало его,

когда "отданный во власть страстей и гнусных интриг и окруженный столь

многочисленными врагами", он продолжал бороться? Если бы Робеспьер не

вознес к нему свою душу, как бы он смог "выдержать труд, который лежит за

пределом человеческих сил"? Не Провидение ли "покровительствует особым

образом французской революции"? Его судьба и судьба народа едины; его жизнь

целиком посвящена народу и, если потребуется, такова же будет и его смерть.

Провозглашаемые им принципы - истинны, и народ неминуемо признает их и

примет их для себя: "Ничто из сказанного мною не могло лишить народ

смелости, до сих пор народ устранял самые серьезные опасности, и он

преодолеет самые большие препятствия, если они перед ним встанут. Разве не

от патриотизма зависит успех революций? Патриотизм - это отнюдь не вопрос

приличий, отнюдь не то чувство, которое подчиняется интересам, но чувство

столь же чистое, как природа, столь же неизменное, как правда".

Народ, противопоставляемый аристократам, был политической конструкцией

и символическим образом с туманными и расплывчатыми контурами, но он не мог

иметь более чем одну волю и более чем одну точку зрения. Утвердить свою

тождественность с народом означало присвоить себе право высказывать эту

точку зрения: Робеспьер пользовался тем самым непререкаемым авторитетом

истинного мнения, непримиримого и категоричного, которое устанавливало, кто

принадлежит к народу, а кто - нет. Отсюда другая очевидная характерная

черта его дискурса: стирание частного перед лицом общего, личного перед

лицом принципов, и так вплоть до их полного смешения. Робеспьер обладал

секретом неповторимой риторики, в которой лирические порывы, когда речь шла

только о нем самом, соединялись со своего рода деперсонализированной речью,

когда дело касалось принципов, добродетели и народа. Отсюда удивительная

сила убеждения, которой обладали его слова, но отсюда же и ловушки,

расставляемые его выступлениями. Отождествление с народом питало

одновременно и уверенность, и подозрения. Очевидно, что враги народа были в

то же время и врагами Робеспьера; но нападавшие на него становились тем

самым врагами народа.

В механизме революционного правительства Робеспьер занимал ведущее и

уникальное в стратегическом плане место, находящееся на стыке Комитета

общественного спасения, Якобинского клуба и Конвента. Удерживать это место

означало символизировать единство народа и якобинской диктатуры. Это место

не было институциональным, но благодаря Робеспьеру оно стало институтом, и,

соответственно, сам Робеспьер оказался главной деталью машины, подлинным

идеологическим и моральным органом, органом добродетели.

Робеспьер обладал глубинным убеждением, что существует некая

изначально установленная и непосредственная связь между ним и народом.

Между тем, его выступления происходили в закрытых помещениях и перед

избранной публикой. Без сомнения, самым сильным эпизодом из его опыта

пребывания у власти был момент, когда в первый и последний раз он обращался

не к абстрактному народу, а к громадной толпе. Разумеется, я имею в виду

праздник Верховного существа, который он вспоминал накануне своего

свержения, испытывая самые сильные эмоции: "Какой представитель народа не

посчитал бы, что в этот момент он получает наиболее сладостное

вознаграждение за свою преданность отечеству? Любой, у кого при виде этого

зрелища глаза остались бы сухими, а душа - безразличной, - чудовище”.

Робеспьер легитимизировал и систематизировал политику Террора. Так, в

своих больших речах II года он выражает политические цели через моральные

термины, через борьбу добродетели против порока, и он формулирует некую

разновидность теории революционного порядка управления, его принципов и

способов действия. Но, с другой стороны, Террор обогатил Робеспьера

конкретным опытом пребывания у власти, навыком принятия политических

решений большого масштаба. Это был содержательный и многообразный опыт:

опыт Комитета общественного спасения, где Робеспьер взял на себя, как

известно, ведущую роль, но также и опыт Бюро общей полиции, которым он

очень тщательно руководил на протяжении последних трех месяцев своей жизни.

В течение II года власть, которой он обладал, становилась все более и

более олигархической и сконцентрированной в одних руках; после ликвидации

эбертистов и казни Дантона никто не осмеливался ее открыто оспаривать, и

он, в силу этого, действовал как единоличный властитель. Участие

в отправлении этой власти - опыт не только политический, но также

психологический и экзистенциальный, особенно в условиях растущего влияние

Робеспьера в Комитете общественного спасения, повышения его авторитета, а

также усиления окружающей его лести и угодничества, которые после его речи

18 флореаля достигли своего апогея. Это был без сомнения, волнующий опыт,

особенно при том, что напиток оказался весьма крепок.

Был ли сам Робеспьер заворожен успехами этой власти, военными

победами, патриотической мобилизацией, подавлением "федерализма" и Вандеи,

централизацией управления? Или он в равной мере все больше отдавал себе

отчет в негативных последствиях существования террористического режима? В

третьем десятилетии XIX в. среди неоякобинцев и бабувистов возникла мысль о

том, что Робеспьер, начиная с 18 флореаля, хотел покончить с Террором или,

по меньшей мере, ослабить его. Однако доказательств этому нет. Робеспьер

никогда не ставил под сомнение ту власть, идеологом и грозным творцом

которой он являлся. Он практически не знал жестоких и грубых реалий

Террора; даже руководя Бюро общей полиции, он ни разу не посетил тюрьму, не

посмотрел на гильотину. Человек собраний и бюро, он ни разу не ездил ни в

миссию, ни в департаменты, ни в армию. Если летом II года он выступил

против "террористов", коррумпированных и (или) экстремистски настроенных

представителей в миссиях, так только потому, что они, по его мнению,

в некотором смысле осквернили Террор. Он же хотел его видеть чистым, как

народ; он призывал не к уменьшению Террора, а его очищению.

Волюнтаристская[30] и конструктивистская тенденция в политике, всегда

присутствовавшая у Робеспьера, еще более усилилась в результате его

пребывания у власти. Ее кульминацией был, в некотором роде, флореаль II

года, установление культа Верховного существа. Робеспьер предложил его

с большой торжественностью и по глубокому внутреннему убеждению, желая

навязать стране это творение, сфабрикованное на скорую руку из крайне

разнородных философских и культурных материалов.

На каждом из этих этапов связь с будущим была основным измерением

Революции. С самого начала постановка террора в порядок дня оправдывалась

не только насущной необходимостью победить врагов Революции, но была также

сопряжена с ожиданием светлого будущего. Конечно, законность революционного

правительства оправдывали обстоятельствами, вызвавшими его к жизни, но

сверх того, и может быть даже в первую очередь, - величием задач, которые

предстояло выполнить: спасти родину, укрепить республику, обновить

институты и народ. Общественное спасение - это не только военная победа,

это - также пришествие нового Града и нового человека, провозглашенное еще

в начале Революции. II год должен был стать апогеем этого обновляющего

движения, которое являлось работой Революции над самой собой. В якобинском

дискусе вообще, и у Робеспьера в частности, прослеживается тенденция к

смещению решающего момента Революции с 89-го ко II году, стремление в

некотором роде затмить эпоху закладывания первооснов, еще такого робкого и

несовершенного, временем нового их созидания столь же чистыми, сколь и

неколебимыми. Без сомнения, все началось, когда "французская революция

пошатнула трон и уничтожила привилегированные сословия". Но как сильно же

она была запятнана своим происхождением. Ведь она была "дочерью философии и

амбиций, чудесным порождением порока и добродетели, вероломства и

чистосердечия". Отсюда и ее превратности, и сопровождающие ее измены,

расставленные ей ловушки, такие как "чудовищная конституция 1791 года".

Свержение тирана начинает новый этап, однако "новая клика" грозит "все

сбросить в пропасть, восстановить трон, разрушить Париж и уничтожить

республиканцев". [31]В этот критический момент "народный гнев падает на

головы виновных, свет отделяется от хаоса, свобода рождается из тирании,

Национальный конвент извергает предателей из своего лона". Таким образом,

после четырех лет горького опыта французский народ, просвещенный изменами и

победами, познал эпоху наибольших опасностей, но одновременно и момент,

когда революция вновь собирается с силами. Это не столько возвращение к

истокам, сколько время нового возрождения, избавление от застарелых

моральных изъянов, славная эпоха, когда Конвент "чист и свободен, достоин,

наконец, своего народа", и, торжествуя над врагами, революция завершает

свое дело (6).

Это смещение решающего момента Революции было наглядно

продемонстрировано во время установления культа Верховного существа. Для

Робеспьера этот момент означал возрождение гражданского общества и самой

Революции; тем самым начиналась новая эра. Революция, которую атеизм

подверг самой серьезной опасности за всю ее историю, была спасена и вновь

обрела свое моральную основу: "Вы спасли родину! Ваш декрет [от 18

флореаля] - уже сам по себе революция... вы на полвека приблизили смертный

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.