рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Особенности развития феодального государства и права в странах востока

класса, отсутствием системы наследственно передаваемых титулов и

привилегий, избранности и пр. Здесь были все равны, а скорее в равной

степени бесправны перед теократическим государством, его главной -халифом,

султаном.

В мусульманском мире духовенство не могло притязать на светскую

власть, не могло здесь возникнуть, как в средневековой Европе, и конфликта

между духовной и светской властью. Ислам исключал неверие, против него

нельзя было выступать ни прямо, ни косвенно, даже споря по его отдельным

положениям, не потому, что еретиков, как в Европе, сжигали на костре, а

потому, что это значило противопоставить, исключить себя из мусульманского

общества.

Универсализм ислама, основополагающая идея мусульманской идеологии и

политической теории о слитности духовного и светского определили и особое

место государства в исламском обществе, его безусловное абсолютное

господство над обществом, его теократическо-авторитарную форму.

Ни Индия, ни Япония никогда не отличались той степенью всесилия

государства, которое было свойственно средневековому Китаю и Арабскому

халифату. Индия характеризовалась, например, значительной прочностью

общиной, кастовой организации относительной слабостью контроля центрального

бюрократического аппарата над широкими крестьянскими массами, над

саморазвивающейся системой сельских общин. Не государственный чиновник, а

учебный брахман, выполняющий функцию воспитания своих учеников в духе

неукоснительного следования дхарме, кастовым нормам и ритуалу, имел здесь

особую социальную ценность.

На трансформацию форм средневекового государства Индии и Японии

огромное влияние оказали и другие факторы-завоевания Индии в XIII в.

чужеземцами мусульманами и узурпация власти императора Японии в XII в.

«великим полководцем» - сегуном.

Сёгунат в Японии приобрел ряд черт, характерных для абсолютной

монархии. Сумма тех признаков, которые были свойственны сёгунату, позволяет

говорить о своеобразной автократической форме относительно

централизованного государства, в котором существовала военная диктатура

феодальной верхушки.

Вместе с тем в государственном аппарате всех восточных обществ можно

выяснить ряд общих черт: его громоздкость, дублирование функций и пр.

Административные, налоговые, судебные функции не были с достаточной

четкостью распределены между отдельными звеньями государственного аппарата.

Не отличались четкостью и сами принципы создания вооруженных сил.

Значительная часть правящего класса была представлена здесь

неофициальными звеньями управленческой структуры. Даже в Китае деятельность

официальных звеньев государственного аппарата не шла дальше уезда. На более

низком уровне действовали неофициальные органы местного управления, в

которых огромная роль принадлежала представителям «образованного» слоя

шеньши, не имеющего официальных должностей и рангов. Не вписывались и в

Индии в официальную структуру власти органы сельского

самоуправления, общинные и кастовые панчаяты во главе со своими старостами.

Эти особенности государственного аппарата восточных обществ во многом

можно объяснить властными полномочиями крайне разнообразных групп

эксплуататорского класса, их стремлениями получать свою долю прибавочного

продукта, производимого крестьянами. На этот прибавочный продукт

претендовала и родоплеменная знать, и верхушка сельской общины, и средние и

крупные наследственные землевладельцы, и представители различных звеньев,

административного аппарата, и священнослужители. Соответственно прибавочный

продукт изымался в виде ренты - налога в пользу государства в форме дани

вождю клана, в форме поборов местной администрации за выполнение судебных и

иных функций, в форме штрафов за нарушение религиозных кастовых предписаний

и пр.

Много общих черт было присуще при всем их разнообразии и нормативным

системам, праву средневековых стран Востока.

Следует отметить, прежде всего, консерватизм, стабильность,

традиционность норм права и морали. Эта традиционность, являющаяся

отражением медленной эволюции экономической структуры, создавала у людей

убежденность в извечности, высшей мудрости, завершенности правил

общественного поведения.

В самой отношении членов восточного общества к традиционным нормам

права и морали была заложена одна из важных причин их тормозящего обратного

воздействия на экономическую сферу.

Проявлением консерватизма социальных норм права и морали была и их

тесная связь с религией: индуизмом, исламом, конфуцианством, а так же

внутренняя нерасчленность религиозных, нравственных и правовых предписаний.

Драхма в Индии, санкционируемая и обеспечиваемая принудительной силой

государства, была одновременно нормой морали, выполнения которой освещалось

авторитетом религии. Индийской драхме в основном соответствовали японской

чири, предписывающие индивидуумам нормы поведения на все случаи жизни.

В Арабском халифате, Делийском султанате и Монгольском Индии, как и во

всех мусульманских государствах, Коран был основным источником права.

Теоретически ислам исключал законодательные полномочия правителей, которые

могла лишь толковать предписания Корана, считаясь при этом с мнением

мусульманских богословов «неизменяемым» считалось и основное на «священных

видах» право дхармашастр у индусов.

3. Феодальное государство и право в Японии

3.1. Возникновение феодального общества и государства в Японии.

В древности японский архипелаг населяли племена кумасо и эбису, в

течении нескольких веков сюда переселялись племена маньчжурского

происхождения с северо-востока, а также другие племена Индонезии, Кореи и

Индокитая.

ВЗ-7 веках шел процесс разложения первобытнообщинных отношений и

формирование раннеклассового общества Родовая община постепенно уступала

место соседской. Наряду со свободными крестьянами появились полусвободные

члены общины (бэ или бэмин) и рабы. Рабов по сравнению с бэ было меньше.

Ожесточенная борьба за государство велась между отдельными племенами и

родами. Глава самого сильного рода, а впоследствии и племенного союза

получал титул сумэраги (царь, император) и сосредотачивал в своих руках

огромную власть, являясь и вождем, и верховным военачальником, и судьей, и

жрецом племени.

Уже в 3-7 веках в Японии было развито сельское хозяйство. В конце 6

века род Сога одержал победу над другими родами. Его поддержали бэ,

исповедавшие буддизм, так как старейшины этого рода обещали уравнять бэмин

с прочими общинниками. В начале 6 века принц Сетоку-тайси издал

иерархическую Табель 12 рангов и Закон из 17 статей, основанные на

буддистских и конфуцианских догмах о государстве и неограниченной власти

императора.

После свержения рода Сога начался новый период в истории Японии, были

проведены реформы. Страна была разделена на провинции и уезды. Земля была

объявлена государственной собственностью и раздавалась в наделы. Крупные

феодалы расширяли свои владения за счет пустошей.

Эксплуатация крестьян в 8 веке усилилась. После выплаты налогов у них

не оставалось денег даже на семена, это привело ко всевозможным восстаниям

и бунтам. Властям в ряде случаев приходилось идти на уступки.

В результате роста крупного феодального землевладения усилилась

междоусобная война. Центральная власть приходила в упадок.

3.2. Общественный строй и армия

Начало становления сословия самураев - мелкопоместного военно-

служилого дворянства Японии - можно отнести к относительно позднему времени

- 7-12 вв. В 645г. после победы в борьбе за власть двух домов родоплеменной

знати (Сумэраги и Накотоми), на престол был возведен представитель

победившей коалиции — 36 император Японии Котоку. Приход к власти Котоку

получил в Японской истории название «переворот Тайка». Данный переворот

способствовал развитию японского раннефеодального монархического

государства, установлению феодального способа производства. В результате

реформ вся земля переставала быть собственностью сельской общины, она

объявлялась императорской собственностью и отдавалась крестьянам во

временное пользование. Надельное крестьянство превратилось в сословие

феодального общества, которое стали называть «рёмин».

Наряду с наделами крестьян существовали наделы господствующего класса,

однако они существенно отличались от крестьянских земель размерами,

зависевшими от титула или должности владельца.

Собственники наделов стремились к полному переходу земель в частное

пользование. Жестокая эксплуатация, тяжелое налоговое обложение,

многочисленные повинности и стремление крупных землевладельцев захватить

крестьянские участки для расширения своих поместий вызывали у крестьянства

недовольство, часто переходившее в открытое сопротивление. Одной из форм

протеста крестьян были побеги из своих земель. Беглых стали называть

«ронин». Многие из них группировались в разбойничьи шайки, которые с одной

стороны занимались грабежом, с другой — шли на службу в частные владения,

становились служилыми людьми при крупных буддийских храмах.

Тяга ронинов в сёэн, с одной стороны, и нужда владельцев поместий в

ронинах, используемых ими в качестве военной силы для подавления

крестьянских восстаний, борьбы с отрядами беглых крестьян и соседними

феодалами, стремившихся забрать себе лучшие земли, - с другой, привели к

созданию нового сословия раннефеодального общества, оторванного от

экономики, - сословия самураев или воинов (буси).

С 10 века в Японии все сильнее развиваются центробежные тенденции,

сепаратизм отдельных провинций, политическая раздробленность, порожденные

усилением феодалов на периферии. По мере роста и усиления крупных

феодальных поместий мелкие землевладельцы, не сумевшие увеличить свои, не

могли противодействовать произволу местной администрации, их земли

оказывались перед угрозой поглощения крупными земельными магнатами. Также

им угрожала опасность со стороны крестьянских отрядов. То есть они были

вынуждены отдавать себя под защиту и покровительство крупных феодалов.

Данные явления имели также важное значение для развития и укрепления

феодальных самурайских дружин, так как каждый мелкий землевладелец,

пользовавшийся защитой своего сюзерена, обязан был ему военной службой. Эти

дружинники постепенно превращались из «дворцовых самураев» в самураев

нового типа — вооруженных слуг, получавших от своего хозяина за верную

службу содержание.

Другой не менее важной причиной образования сословия воинов была

непрекращавшаяся с давних времен борьба на северо-востоке страны с айнами -

потомками древнейшего населения Японских островов. На границах создавались

крепости, в специальные отряды набирались ловкие в стрельбе из лука и

верховой езде зажиточные крестьяне. Граница притягивала к себе также беглых

крестьян, спасавшихся от феодального гнета. Со временем правительство стало

поощрять переселение беглых крестьян на север. Поселенцы, получившие

вооружение от властей, вели с айнами более эффективную борьбу нежели

военные правительственные экспедиции.

Вооружение поселенцев существенно содействовало зарождению самурайской

прослойки в северных районах острова Хонсю. Также большую роль в данном

случае оказывало наличие культурных отношений между поселенцами и айнами.

В процессе постоянных войн с аборигенами северо-восточные феодалы

создавали собственные самурайские дружины.

Таким образом, зарождавшаяся прослойка воинов Японии оформлялась как

специфическая группа феодального общества, на которую оказывали

определенное влияние как военные, так и мирные контакты с воинственными

племенами айнов.

3.3. Сегунат

В 1185 году власть перешла в руки Минамото и с этих пор он носил

звание Сегун (военно-феодальный правитель). Опору сегуна составило сословие

буси.

В Японии развивалось общественное разделение труда. С13 века

увеличилось число торговых ремесел.

В14-16 веках велась широкая торговляс Китаем и Кореей, что оказало

огромное влияние на добывающую промышленность.

В обстановке непрекращающихся крестьянских восстаний усилилась

тенденция у объединению государства, созданию сильной центральной власти.

Объединение страны начал полководец Нобунага Ода (1534-82). При Хидэеси

Тоемоти (1536-98) оно была практически закончено. В 1588 году был издан

закон об изъятии оружия у крестьян. А в ходе всеобщей переписи земельных

владений (1589-95) крестьяне были прикреплены к земле.

3.4. Источники права

Для раннесредневекового права Японии было характерно повсеместное

распространение норм обычного права, действующих в тех или иных общинах или

в той или иной складывающейся сословной группе.

Право в это время еще не выделилось из религиозных и этических норм,

если не считать отдельных понятий о наказаниях, которые были связанны с

представлением о грехе, каре, о «божьем суде». В древнейших японских

источниках они выступают в виде «семи небесных грехов и «восьми» небесных

грехов». За которое полагались или кара, или очищение. Становление писаного

права происходило в Японии под сильным влиянием религиозно-правовой

идеологии, норм китайского права. Японские государственные и правовые

институты не потеряли, своей специфики.

Первые записки правовых норм, как это имело место, например, в

конституции Сётоку-тайси 604 года, носили характер наставлений, моральных

заветов правителей своим чиновникам.

В ведение надельной системы в VII в., строгое деление общества на

ранги привело к появлению законодательных документов, получивших, как и в

Китае, название «кодекс». Первым кодексом был кодекс «Тайхо рё»(701), а в

718 году он появился под новым названием «Ёро рицу рё».

Две версии кодекса «Тайхо» и «Ёро» представлены в исторической науке в

качестве единого свода.

В Своде нет деления права на частное и публичное.

Нельзя здесь обнаружить и четного деления на отрасли права.

Вместе с тем свод - правовое произведение, а не собрание

моралистических наставлений более позднего периода.

Вместе с кодексами среди источников права этого периода широко было

представлено текущее нормотворчество императора в виде указов и

постановлений.

Указы объединялись в сборники.

В XV-XVI вв. роль общеяпонского права упала до самого низшего предела.

Каждое княжество, каждое сословие руководствовалось своими собственными

установлениями, нормами обычного права, которое лишь иногда, главным

образом в виде моральных заповедей, инструкций, поручений, объединялись в

сборники. Законодательство оживилось в Японии в период третьего сёгутана

Токугавы, в период относительного объединения стороны в XVII-XVIII вв., но

и в это время оно было сугубо адресным, касалось, как правило, конкретных

сословий.

3.5. Имущественные отношения

С VII в. на протяжении столетий в Японии существовало три формы

собственности на землю: казенная, общественная и большесемейная.

Государственный фонд надельных земель делился на наделы, которые

получали не только свободные, но и холопы, рабы, а также казенные дворы и

казенные рабы, которые в отличии от всех других наделыциков не платили

налоги в государственную казну.

Выделялись среди казенных земель и «дворцовые» поля, которые

обрабатывались в порядке трудовых повинностей. В Японском

раннесредневековом праве не сформировались четкого деления вещей на

движимые и недвижимые, но предусматривался особой статусной денной вещи,

которое через 30 дней после объявления о находке переходила в собственность

нашедшего ее.

Слабое развитие товарно-денежных отношений привело к тому, что в

средневековом праве Японии не сложилось четкого представления об

обязательстве в юридическом смысле слова.

Частная торговля считалась не престижной в Японии даже для

крестьянина. Она запрещалась чиновникам, начиная с пятого ранга, самураем и

буддийским монахом.

Японскому праву были известны договоры частного и казенного займа

зерна, денег, в том числе и процентного. Ростовщичество возбранялось лишь

буддийскому клину. Заем обеспечивался займом и поручительством .

Не получили широкого распространения и договор найма рабочей силы, так

как существовало трудовая повинность, широкая сеть различных отработок.

3.6. Семейное право

Японское брачно-семейное право как наиболее традиционное, связно с

религией не претерпело сколько-нибудь заметного изменения на всех этапах

средневековой истории страны.

Браки заключались семьями, согласия родителей и ближайших

родственников было обязательным условием действительности брака. Требовался

также сословный статус жениха и невесты, «непорочность» их добрачных

отношений. Правом определялся возраст брачного совершеннолетия для мужчин в

15 лет, для женщин в 13 лет.

Порядки патриархальной семьи были отражены в праве Японии, но

проявлялись они слабее, чем в Китае, не столь бесправным было и положение

женщины в семье.

Развод не только разрешался, но и прямо предписывался при определенных

обстоятельствах помимо воли супругов.

В Японском праве появилось относительная терпимость к

незаконнорожденным детям и детям, родители которых были неровны по своему

социальному статусу.

Бездетными семьями с целью продолжения рода предоставлялось право

усыновления ребенка из числа близких родственников, который приобретал все

права законнорожденного.

Вопрос о завещании в праве Японии не получил достаточной разработки,

поскольку преобладала большесемейная собственность.

3.7. Уголовное право.

В Японии средневековом праве не было четких различий между деликтам и

преступлением, нормами уголовного и административного права и пр.

В традиционном понимании рё - это закон, за нарушение которого, в

отличие от рицу, не полагалось ни одного из пяти тяжких наказаний, которые

следовали за явные поступки и нарушения.

В период «правового государства» право Японии основывалось на

требованиях «законности».

Уголовный кодекс «Тайхо рицу рё» состоит из 12 разделов.

Пятичленная система наказаний включала в себя смертельную казнь через

повешенье или обезглавливание, ссылку с каторжными работами и без таковых,

каторгу, битье палками, сечением розгами.

От общих наказаний отличались специальные наказания для военных и

гражданских чинов. Совершивший преступление или проступок чиновник,

независимо от того, приговаривался ли он к смертной казни, получал ли

прощение от императора или право откупа от наказания, подвергался лишению в

той или иной мере своих должностных прав: понижению в должности или ранге,

разжалованию или увольнению с одной или всех должностей и т.д.

Специфической чертой уголовного права Японии было распространение его

норм на представителей буддийской церкви.

3.8.Судебный процесс.

Согласно Закону XXIX «О тюрьмах» «Тайхо Ёро рё» процесс носил

смешанный обвинительно - инквизиционный характер. Судебное дело начиналось

как с заявления казенного учреждения, так и отдельного лица. Широко

практиковались доносы «публичные» и «тайные».

Донос был обязателен для близких родственников жертвы.

Расследование проводилось специально назначенными следователями.

Суд не был отделен от администрации. Судебное дело полагалось

возбуждать по месту прописки истца.

В ведении министерства юстиции было два управления: управление

взысканий, проводящее конфискацию имущества и взыскивающее штрафы в пользу

казны, и тюремное управление, осуществляющее надзор за подследственными, за

принудительными работами заключенных, за исполнением приговоров.

В обязательном порядке в Министерство юстиции передавались дела,

сопряженные со смертной казнью, бессрочной ссылкой или увольнением

чиновников с исключением их из списков. Некоторые дела направлялись для

рассмотрения в Государственный совет, который мог проводить с помощью

специальных законоведов — следователей дополнительное расследование и

прекращать их. Правильность судебных решений на местах Государственный

совет проводил также с помощью своих специальных инспекторов. О делах,

связанных со смертной казнью, бессрочной ссылкой и исключением чиновников

из списков, докладывали императору, который выступал в качестве высшей

апелляционной инстанции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев С.С. Теория права - М.: Изд-во БЕК, 1994.- 224с.

2. Всеобщая история государства и права: Учеб. пособие /Под ред. К.И.

Батыра - М.: Манускрипт, 1993.- 374с.

3. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб. пособие /Под

ред. проф. З.М. Черниловского - М., 1994.- 413с.

4. Общая теория права: Учеб. пособ. для юридич. вузов /Под ред. А.С.

Пиголкина - М.: Манускрипт, 1994.- 396с.

5. Федоров К.Г., Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных

стран: Учеб. пособ. для вузов. 4.1. - Ростов на/Д.: Изд-во Рост, ун-та,

1994.-272с.

6. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства//

Маркс К., Энгельс Ф., Соч. Т21-С.135-155

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.