рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Основы и практика госуправления

нижестоящих арбитражных судов. Исходя из принципа двухступенчатой

юрисдикции, на региональном уровне в 1995 г. создано десять апелляционных

региональных судов с правом пересмотра решений нижестоящих арбитражных

судов, включая правовую и фактическую оценки существа спора. Таким

образом, наряду с кассацией, существующей в уголовном и гражданском

судопроизводстве, в России в сфере арбитражного судопроизводства

действует институт апелляции. Что же касается конституционного

судопроизводства,

то решения Конституционного Суда Российской Федерации имеют окончательную

силу и

обжалованию и пересмотру не подлежат (см. ст. 125).

В России действуют Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший

Арбитражный Суд Российской Федерации. Действуют также другие федеральные

суды (см. ст. 83, 125-127). Судебная система Российской Федерации

устанавливается Конституцией и федеральным конституционным законом.

В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством (см.,

например, Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР")

правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из

административных правонарушений, осуществляют суды общей юрисдикции:

Верховный Суд Российской

Федерации, верховные суды республик в составе Российской Федерации,

краевые,

областные суды, суды автономной области, автономных округов, Московский и

Санкт-Петербургский городские суды, районные (городские) народные суды.

Военные

суды, входящие в федеральную судебную систему, рассматривают дела о

преступлениях военнослужащих и лиц, приравненных к ним по закону (служащих

вневедомственной охраны, пожарных и др.). В своей деятельности военные суды

руководствуются тем же законодательством, что и другие суды, действующие на

территории Российской Федерации. Военные суды учреждаются в гарнизонах,

армиях, флотилиях, воинских соединениях, военных округах, группах войск,

флотах, видах Вооруженных Сил.

Споры, возникающие в процессе предпринимательской деятельности и вытекающие

из

гражданских правоотношений (экономические споры) либо из правонарушений в

сфере

управления, рассматривают Высший Арбитражный Суд Российской Федерации,

региональные апелляционные арбитражные суды, арбитражные суды краев,

областей,

автономной области, автономных округов, Московский и Санкт-Петербургский

городские арбитражные суды.

Проектом Федерального конституционного закона "О судебной системе

Российской

Федерации" предусмотрено создание и других судов федерального уровня. Кроме

того, согласно ч. 2 ст. 5 Конституции свое законодательство имеют:

республика, край, область, город федерального значения, автономная

область, автономный округ. На этом уровне возможно образование так

называемых местных судов, которые в своей деятельности руководствуются не

только федеральными законами, но и местными (региональными) нормативными

актами.

В настоящее время в рамках концепции судебной реформы, указ о

разработке которой был подписан Президентом 6 июля 1995 г., осуществляются

следующие меры:

1) подготовлен проект Федерального конституционного закона "О

судебной власти", который должен определить природу и назначение судебной

власти в правовом

государстве; структуру органов, входящих в судебную систему; формы

взаимодействия судов с органами законодательной и исполнительной властей,

органами предварительного расследования, прокуратурой и Министерством

юстиции;

2) предусматривается расширение доступа граждан к правосудию, что

будет

достигаться двумя путями: во-первых, созданием системы мировых судей и

окружных

судов на местном уровне, а во-вторых, упрощением судебных процедур по

малозначительным делам и по спорам, в отношении которых стороны достигнут

полюбовного соглашения на основе согласительной процедуры. Такая практика

хорошо

себя зарекомендовала в зарубежных странах. В качестве одного из вариантов

предполагаются два звена местных судов: мировые судьи, действующие

единолично, и окружные суды, действующие в качестве судов первой инстанции

в судебных участках и судебных округах. Мировые судьи могут единолично

рассматривать уголовные дела о преступлениях, по которым возможны

минимальные сроки лишения свободы либо наказания, не связанные с лишением

свободы, значительную часть гражданских дел, административные дела. Мировые

суды будут действовать в судебных участках.

Окружные суды будут действовать в судебных округах, как правило, не

совпадающих

с административно-территориальным делением. В качестве суда первой

инстанции они

могут рассматривать более сложные уголовные и гражданские дела. Кроме того,

им

отводится роль суда второй инстанции, осуществляющего апелляционное

судопроизводство. Законопроектом "О судебной системе Российской Федерации"

предусмотрено не только расширение системы судебных органов за счет

создания судов специальной юрисдикции (например, судов по делам

несовершеннолетних), но и ряд мер по укреплению авторитета судебной

власти.

Конституцией запрещено образование чрезвычайных судов (ч. 3 ст.118

статьи). Практика создания таких судов, имевшая место ранее (например,

"тройки"), несовместима с законностью. Чрезвычайные суды создавались за

пределами судебной системы, проводили репрессивную, карательную политику

государства, игнорируя гарантии защиты прав личности, предусмотренные

законом.

Именно поэтому они неприемлемы в условиях правового государства.

Запрет на создание чрезвычайных судов служит дополнительной гарантией того,

что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в суде и

судьей, к ведению которых оно отнесено законом (см. ч. 1 ст. 47).

Глава 5. Центральная избирательная комиссия.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК РФ) -

особая властная структура, статус которой определен федеральным законом "Об

основных гарантиях избирательных прав граждан" (от 6 декабря 1994 г. N56-

фз.), установившему, что

. ЦИК РФ действует на постоянной основе, срок полномочий Комиссии - 4

года

. Комиссия состоит из 15 членов. Пять членов Комиссии назначаются

Государственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых

депутатскими объединениями в Государственной Думе; пять членов

Комиссии назначаются Советом Федерации из числа кандидатур,

предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными

органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

пять членов Комиссии назначаются Президентом Российской Федерации.

. Члены Центральной избирательной комиссии избирают из своего состава

тайным голосованием Председателя, заместителя Председателя и

секретаря Комиссии.

. Член ЦИК может уйти в отставку только по собственному желанию или

же после вступления в силу обвинительного приговора суда в его

отношении.

. Досрочный роспуск Центральной избирательной комиссии невозможен ни

при каких основаниях

Новый состав Комиссии был сформирован в марте 1999г.

24 марта 1999 г. Александр Вешняков был избран Председателем ЦИК РФ.

Заместитель Председателя ЦИК РФ Александр Власов.

В сентябре 1997 года вступил в силу новый Федеральный закон "Об

основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

граждан Российской Федерации", который установил порядок деятельности,

формирования и численный состав Комиссии. Федеральный закон зафиксировал,

что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является

государственным органом.

Полномочия и порядок деятельности Комиссии устанавливаются также

Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации",

Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации",

Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального

Собрания Российской Федерации" и Регламентом Центральной избирательной

комиссии Российской Федерации. Новая редакция Регламента Комиссии

утверждена постановлением постановлением Комиссии от 23 июня 1998 года.

В соответствии с перечисленными законодательными актами и Регламентом

a) Комиссия осуществляет в пределах своей компетенции руководство

деятельностью избирательных комиссий по выборам в федеральные органы

государственной власти, а также руководство по проведению референдума

Российской Федерации.

b) Комиссия устанавливает результаты выборов Президента Российской

Федерации, итоги голосования при выборах депутатов Государственной Думы в

целом по Российской Федерации, определяет результаты референдума

Российской Федерации и публикует их в печати.

c) Совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации

(они также являются государственными органами) Комиссия

. осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права граждан

Российской Федерации на участие в референдуме

. организует разработку нормативов технологического оборудования,

необходимого для работы избирательных комиссий, комиссий референдума,

утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением

. обеспечивает реализацию федеральных целевых программ, связанных с

подготовкой и проведением выборов и референдумов, развитием избирательной

системы в Российской Федерации, правовым обучением избирателей,

профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий и других

организаторов выборов и референдумов

. осуществляет меры по организации системы финансирования выборов и

референдумов; единого порядка распределения эфирного времени между

зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями,

избирательными блоками для проведения предвыборной агитации, установления

итогов голосования, определения результатов выборов и референдумов в

Российской Федерации и порядка опубликования итогов голосования и

результатов выборов, референдумов

. распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое

обеспечение подготовки и проведения выборов и референдума, контролирует

их целевое использование

. оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь

избирательным комиссиям, комиссиям референдумов

. заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов

исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного

самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов

и референдумов

. устанавливает нормативы изготовления (включая степень защищенности)

избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме,

списка избирателей, участников референдума и других избирательных

документов, а также документов, связанных с подготовкой и проведением

референдума

. рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие)

нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним мотивированные

решения

. осуществляет иные полномочия

Деятельность Комиссии осуществляется на основе коллегиальности,

свободного, открытого и гласного обсуждения и решения вопросов, входящих в

ее компетенцию.

Раздел II. Органы местного самоуправления РФ.

Глава 1. Местное самоуправление.

Часть 1 ст. 130 развивает положения о местном самоуправлении как

форме осуществления власти народом (ч. 2 ст. 3 Конституции) и основе

конституционного строя Российской Федерации (ст. 12). В данном случае

определяется его социальное назначение обеспечивать самостоятельное решение

населением вопросов местного значения, владение, пользование и

распоряжение муниципальной собственностью.

В этой сущностной функциональной характеристике местного

самоуправления обращается внимание на ряд важных моментов. Первое: назван

субъект местного самоуправления - население. Ему как сообществу граждан,

проживающих на соответствующей территории, и каждому в отдельности

гарантируется право на осуществление местного самоуправления

непосредственно и через своих представителей, причем независимо от пола,

расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного

положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным

объединениям (см. ч. 2 ст. 3 Федерального закона "Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации" - СЗ РФ, 1995,

N 35, ст. 3506). Указанное право конкретизируется через систему

специальных прав, предусмотренных Конституцией:

избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в

референдуме (ч. 2 ст. 32); обращаться лично, а также направлять

индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления

(ст. 33); знакомиться с документами и материалами органов местного

самоуправления, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина

(ч. 2 ст. 24); определять структуру органов местного самоуправления (ч. 1

ст. 131); выражать мнение по поводу изменения границ территорий местного

самоуправления (ч. 2 ст. 131); защищать право на местное самоуправление и

образующие его права в судебном порядке (ст. 46). Прецедент последнего был

создан определениями Верховного Суда Российской Федерации от 1 марта 1995

г. (Государство и право, 1995, N 7, с. 12-18), который поддержал решения

Ярославского областного суда по жалобам граждан и регионального отделения

"Демократической России" на правовые акты губернатора Ярославской области,

нарушающие права местного самоуправления, в частности право самостоятельно

формировать свои органы и распоряжаться собственными средствами.

Второе: в общем виде сформулировано поле деятельности местного

самоуправления - "вопросы местного значения", под которыми понимаются

вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения

муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального

образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации,

Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 1

Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления

в Российской Федерации"). В их перечень Конституция включает жилищное

строительство и распределение жилья (ст. 40), муниципальное здравоохранение

(ст. 41) и образование (ст. 43), управление муниципальной собственностью,

охрану общественного порядка и др. (ст. 131, 132). Подробнее об этом

сказано в упомянутом Федеральном законе, где названо 30 предметов ведения

местного самоуправления и определено, что "муниципальные образования вправе

принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам

местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также

вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других

муниципальных образований и органов государственной власти" (ч. 2 ст. 6).

Третье: установлена экономическая основа местного самоуправления с

наделением населения правами собственника - владения, пользования и

распоряжения этой собственностью. Она признается и защищается наравне с

другими формами собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции). Федеральный закон

"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации" под муниципальной собственностью понимает собственность

муниципальных образований - городских, сельских и иных (ч. 1 ст. 1). В ее

состав, согласно названному Закону (ст. 29), входят средства местного

бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного

самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы,

находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и

организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации,

муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения

образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и

недвижимое имущество.

Субъекты Российской Федерации передают в собственность муниципальных

образований объекты, находящиеся в собственности субъектов Российской

Федерации, необходимые для решения вопросов местного значения, в

соответствии с разграничением полномочий между субъектами Российской

Федерации и муниципальными образованиями,

а также между муниципальными образованиями. Споры, возникающие по этому

поводу, разрешаются посредством согласительных процедур или в судебном

порядке. Органы местного самоуправления управляют муниципальной

собственностью. Они же от имени муниципального образования осуществляют

права собственника в отношении имущества, входящего в состав данной

собственности; в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской

Федерации и уставами муниципальных образований, это право может быть

реализовано населением непосредственно. В соответствии с Законом органы

местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной

собственности во временное или постоянное пользование физическим и

юридическим лицам, сдавать их в аренду, отчуждать в установленном порядке,

а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности,

иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования

приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. В интересах

населения они могут устанавливать условия использования земель, находящихся

в границах муниципального образования. Муниципальная собственность может

быть приватизирована. При этом порядок и условия ее приватизации

определяются непосредственно населением или представительными органами

местного самоуправления. Доходы от приватизации объектов муниципальной

собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.

Право муниципальной собственности регулируется Гражданским кодексом

Российской Федерации (ст. 125 и др.). Им, в частности, закреплено, что

особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество,

включая имущество, находящееся в собственности муниципального образования,

могут устанавливаться лишь законом (ч. 3 ст. 212). Четвертое: местное

самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов

местного значения. Самостоятельность - определяющая черта местного

самоуправления. Она выделяется при его характеристике как основы

конституционного строя (ст. 12 Конституции) и в других случаях (ч. 1 ст.

131, ч. 1 ст. 132); реализуется в пределах установленных полномочий;

производна от реально обеспеченных материальных, финансовых и других

условий функционирования местного самоуправления; корреспондирует

ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного

самоуправления; получает конкретное правовое выражение и гарантируется

(см. комментарий к ст. 12).

Часть 2 ст.130 раскрывает организационный механизм функционирования

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.