| |||||
МЕНЮ
| Основные направления внешней политики республики Беларусьопределяется следующим образом: V новая система европейской безопасности должна обеспечивать надежный и равный для всех европейских государств уровень безопасности; V Европа должна быть раз и навсегда освобождена от разделительных линий; V Европа должна быть освобождена от ядерного и любого другого оружия массового уничтожения; V Европа должна постепенно избавляться от всякого оружия. Факт добровольного отказа Беларуси от обладания ядерным оружием нашел свое позитивное отражение в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН. В качестве официального документа 51-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН было распространено письмо Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на имя Генерального секретаря ООН Б.Бутроса Гали относительно вывода последней межконтинентальной баллистической ракеты с территории Беларуси. Беларусь ратифицировала Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), Лиссабонский протокол к нему, присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в качестве неядерного государства. В числе первых Беларусь подписала Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. В 2000 году Беларусь первой ратифицировала адаптированный Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Всецело поддерживая механизм создания безъядерных зон в различных регионах планеты, Беларусь выдвинула с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН инициативу о формировании пространства, свободного от ядерного оружия, в Центральной и Восточной Европе. Принятие Генассамблеей ООН резолюции 53/77 H «Региональное разоружение» стало первым шагом на пути практической реализации данной инициативы, направленной на укрепление климата доверия и партнерства на региональном и глобальном уровнях. Неизменную поддержку Беларуси встречает миротворческая деятельность ООН, направленная на урегулирование региональных и внутригосударственных конфликтов в Африке, Азии, предотвращение возникновения кризисных ситуаций. Белорусы осуществляли наблюдение за выборами в составе миротворческих миссий ООН в Намибии, ЮАР и Мозамбике, представитель Беларуси работал в составе Специальной комиссии ООН в Ираке, белорусские эксперты входили в состав миссий ООН в Грузии, Хорватии и других странах. Являясь с 1997 года членом Специального комитета ООН по операциям по поддержанию мира (ОПМ), Беларусь намерена существенно расширить свое участие в невоенных компонентах миротворческих операций ООН. 19 мая 2000 года Беларусь стала полноправным членом Группы ядерных поставщиков (ГЯП). Принятие Беларуси в ГЯП – признание вклада страны в ядерное нераспространение и разоружение, ее высокого научно-технического потенциала, соответствия национальной системы экспортного контроля мировым стандартам. Беларусь, стремясь быть ответственным членом мирового сообщества, считает его главной задачей покончить с угрозами человечеству, опираясь на позитивные достижения ушедшего века. [18] 8. Организация Объединенных Наций На протяжении своего более чем полувекового членства в Организации Объединенных наций (ООН) Республика Беларусь твердо отстаивает цели и принципы Организации, самым активным образом стремится содействовать укреплению ООН в решении всего комплекса сложных проблем международной жизни. Беларусь избиралась членом Совета Безопасности ООН (1974-1975 годы), Экономического и Социального Совета ООН (1947-1949, 1981-1983, 1986-1988, 1992-2000 годы) и ряда его функциональных комиссий. Ключевым во взаимодействии Беларуси с Организацией Объединенных Наций является участие официальных делегаций Республики Беларусь в работе ежегодных и специальных сессий Генеральной Ассамблеи ООН и других органов Организации, специализированных учреждений ООН, а также в работе различных международных форумов, проходящих под эгидой ООН. В 2000 году центральным событием в деятельности ООН стало проведение Саммита Тысячелетия, в котором приняла участие делегация Республики Беларусь во главе с Президентом А.Г. Лукашенко. Беларусь является членом более 50 специализированных учреждений ООН и других межправительственных организаций, осуществляющих взаимодействие с ООН на основе специальных соглашений. В их числе: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и многие другие. С 1993 года в Минске действует Отделение ООН/ Программы развития ООН (ПРООН) для осуществления проектов технической помощи Беларуси по линии этой Программы и оказания необходимого консультационного и технического содействия в области рыночных преобразований. В Минске открыто отделение Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) с соответствующим финансированием для осуществления программы по защите материнства и детства. ООН оказывает поддержку национальным усилиям по урегулированию проблем беженцев и вопросов миграции. Конкретные результаты приносят последовательные и целенаправленные шаги в таких областях как: V всестороннее отражение интересов Беларуси как государства с переходной экономикой в торгово-экономической, научно-технической, природоохранной и социально-гуманитарной областях программной деятельности ООН; V привлечение ресурсов и опыта межправительственных организаций системы ООН для полноценной интеграции стран с переходной экономикой в систему мировых хозяйственных связей; расширение вклада системы ООН в укрепление международного сотрудничества в области ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и закрепление долгосрочного подхода ООН к решению постчернобыльских проблем; V обеспечение поэтапного снижения взносов Беларуси в регулярный бюджет ООН и на финансирование операций ООН по поддержанию мира. Усилия Беларуси в рамках ООН сегодня нацелены на дальнейшее продвижение инициатив, отражающих национальные приоритеты республики в области внешней и внутренней политики, и их закрепление в итоговых документах и решениях Генеральной Ассамблеи ООН; отстаивание отвечающих интересам Беларуси предложений касательно реформирования и укрепления системы ООН; дальнейшее развитие вклада Беларуси в процессы ядерного и обычного разоружения, укрепления режимов нераспространения, создания новой архитектуры международной коллективной безопасности на субрегиональном, региональном и глобальном уровнях; формирование условий для закрепления в юридически обязывающей форме существующего де-факто безъядерного статуса региона Центральной и Восточной Европы; формирование открытой системы международной торговли, ядром которой призвана стать Всемирная торговая организация. [18] 9. Страны Азии, Африки, Латинской Америки Развитие дружественных отношений с такими влиятельными государствами как Китай, Индия, Вьетнам, Иран – важное направление внешней политики Беларуси в Азии. Нашей стратегической задачей является приведение достаточно скромных, к сожалению, в настоящее время масштабов экономического взаимодействия в соответствие с высоким уровнем политических отношений с этими странами. Неплохо развивается наше сотрудничество со странами Ближнего Востока, с африканскими странами, особенно Северной Африки. Главной целью внешней политики Беларуси в этом регионе мира остается наращивание торгово- экономических связей, и в первую очередь привлечение инвестиций богатых арабских государств в нашу экономику. Важное значение для Республики Беларусь имеет развитие политических и торгово-экономических отношений со странами Азии и Африки. В значительной степени это определяется схожестью подходов с рядом африканских и азиатских государств по целому ряду ключевых международным проблем, созданной еще во времена бывшего Советского Союза базой отношений с ними, сохраняющейся там конкурентоспособностью белорусской продукции, а также перспективами наращивания экспорта белорусской продукции в данные регионы. «Говоря о развитии наших отношений со странами Азии, хотел бы особо выделить перспективы белорусско-китайских отношений. Экономическая мощь и политическое влияние Китая на международной арене будут неуклонно возрастать. Также нам необходимо динамично развивать взаимовыгодные отношения с Турцией, арабским миром. [15] Наиболее высокий уровень политических отношений достигнут с Китайской Народной Республикой (КНР) и Социалистической Республикой Вьетнам (СРВ). Проводятся регулярные визиты руководителей государств и глав правительств, развивается сотрудничество в международных организациях по таким актуальным международным проблемам, как права человека, разоружение. Отношения Республики Беларусь с государствами Африки характеризуются меньшим динамизмом в сравнении с азиатским регионом. Основные страновые приоритеты Республики Беларусь в Африке – Египет, Ливия, ЮАР. На ближайшую перспективу основной нашей задачей в Латинской Америке должна стать целенаправленная работа, ориентированная на дополнение торгово- экономических связей со странами региона расширением политических контактов на всех уровнях. Большинство государств Латинской Америки оказалось в схожей с Беларусью переходной фазе развития и в долгосрочной перспективе решает однотипные с белорусским государством задачи в социально-экономической сфере. В основе отношений Беларуси со странами латиноамериканского региона лежит система общих ценностей, совпадающих долгосрочных задач развития. Характерно, что и по целому ряду аспектов международной жизни соответствующие позиции близки или совпадают. Важным этапом на пути развития контактов нашего государства со странами латиноамериканского региона стал визит Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в Республику Куба 2-5 сентября 2000 года. Ряд взаимовыгодных совместных проектов, катализатором реализации которых стала встреча лидеров двух государств, свидетельствуют о том, что в белорусско-кубинских отношениях возобладало прагматическое, конструктивное начало. В стратегическом плане Куба рассматривается Беларусью не только как долгосрочный партнер со значительным экспортным и импортным потенциалом, но и как «ворота» в Латинскую Америку. Отсутствие идеологической доминанты во внешней политике латиноамериканских стран исключает искусственные перепады в отношениях с ними, придает этим отношениям предсказуемость и стабильность. Ведущие государства континента – Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили – могут стать партнерами Беларуси, наиболее адекватными уровню технологического развития страны. Отсутствие спорных проблем, взаимодополняемость экономик, взаимные симпатии народов положительно влияют на развитие двусторонних связей с латиноамериканскими странами. [18] 10. Движение Неприсоединения С 1998 года Беларусь является полноправным членом Движения неприсоединения (ДН), активно развивая на этой основе взаимовыгодное сотрудничество по целому ряду направлений деятельности ООН с государствами- членами этого крупнейшего международного объединения государств. Республика Беларусь приобрела статус полноправного члена ДН в 1998 году в ходе XIII Саммита ДН в Дурбане (ЮАР). Беларусь присоединилась к числу государств-членов Движения в период активной адаптации данного форума к новым геополитическим реалиям, сложившимся после распада СССР и прекращения периода «холодной войны». Предоставление Республике Беларусь статуса полноправного члена стало выражением признания государствами-членами ДН серьезной роли нашей страны в обеспечении и поддержании международного мира и безопасности, решении многочисленных вопросов политического характера, проблем экономического и социального развития, природоохранного и гуманитарного сотрудничества, развития и кодификации международного права, а также уважения нашего миролюбивого курса, отвечающего фундаментальным принципам Движения: уважения суверенитета и территориальной целостности государств, невмешательства во внутренние дела, мирного сосуществования, международной солидарности. За непродолжительный период своего членства в ДН Республика Беларусь адаптировалась и активно участвует в различных рабочих органах Движения: ежегодных встречах министров иностранных дел, заседаниях Координационного бюро Движения в Нью-Йорке и его рабочих группах по реформе Совета Безопасности ООН, разоружению, правам человека, превентивной дипломатии и миротворчеству, комитете по Палестине. Ориентируясь на политическую составляющую Движения неприсоединения, Беларусь ставит целью консолидацию государств-членов ДН вокруг таких принципов современных международных отношений как: многополярность, невмешательство во внутренние дела, разоружение, обеспечение прав человека. [18] Из послания Президента А. Лукашенко белорусскому народу и Парламенту: «Нужно полнее использовать наше членство в Движении неприсоединения для углубления сотрудничества со странами Азии, Африки, Латинской Америки.» [15] Заключение В XXI веке предстоит большая работа, направленная на продолжение строительства нового справедливого миропорядка, при котором все страны имели бы равную степень безопасности и реальную возможность устойчивого развития. Одну из главных задач Беларусь видит в содействии укреплению роли и авторитета ООН в международных делах, в том числе при урегулировании сохраняющихся кризисных ситуаций в различных регионах планеты. Особое внимание белорусскими дипломатами будет уделено согласованным усилиям мирового сообщества, направленным на противодействие современным угрозам и вызовам, таким как международный терроризм, организованная преступность, незаконный оборот наркотиков и оружия. [18] Республика Беларусь имеет достаточный производственный и научный потенциал и квалифицированные трудовые ресурсы, занимает выгодное географическое положение. Вместе с тем, как показывает практика хозяйствования, в настоящее время Беларусь не использует свои преимущества в международном разделении труда. Республика Беларусь сохраняет устойчивый рост отрицательного сальдо во внешней торговле. Развитие приоритетных международных экономических отношений только с Россией привело к тому, что, после августовского кризиса 1998 года, Республика Беларусь, сохраняя высокие темпы прироста ВВП, в то же время сократила общий объем внешнеторговых операций. Учитывая происходящий процесс глобализации мировой экономики, для Республики Беларусь крайне важно определить четкие приоритеты в области внешнеэкономической деятельности, что создаст условия для рационального и эффективного использования имеющихся в государстве финансовых и трудовых ресурсов и обеспечит поступательное развитие Беларуси в системе международных экономических отношений. [11. Стр.9] Можно спорить про оптимальность избранного Беларусью пути преодоления общего для всего постсоветского пространства кризиса. Однако никуда не деться от вывода: сегодня Беларусь должна решать новые проблемы, опираясь на тот потенциал и те формы организации общества, которые сложились именно в ходе сложного развития последних лет. Сегодня Беларусь должна перейти к решению прежде всего долгосрочных проблем. [20] Беларусь не имеет внутренних ресурсов для самостоятельного преодоления последствий аварии на ЧАЭС. Нет ресурсов и для преодоления остальных экологических угроз. Потому главной задачей внешней политики Беларуси должен стать поиск внешней помощи. «Беларусь может быть независимой во внешней политике только если она проведет серьезные реформы в экономике. Меня лично интересуют такие вопросы, как наличие пищевых и энергетических ресурсов, необходимых для экономической независимости. Никакое государство не является полностью независимым, в том числе и США, некоторые близки к этому» - считает Стэнли Кларк, профессор политологии Калифорнийского университета. [13] В числе главных задач белорусской внешней политики надо считать закрытие Чернобыльской АЭС, построение нового комплекса защитных сооружений над 4-м блоком ЧАЭС, развертывание международных программ по экономической переориентации загрязненных районов и лечении пораженного болезнями населения. Беларусь должна поддержать борьбу влиятельных сил в развитых странах мирах за закрытие атомных электростанций и резкое стимулирование научно- технического прогресса на базе использования новых, энергосберегающих технологий, а также движение за переориентацию энергетики развитых стран на нефть и газ. Трансъевропейские нефтегазовые коммуникационные проекты открыто должны стать одним из важнейших приоритетов белорусской внешней политики. На этой основе можно рассчитывать на развитие дружеских отношений Беларуси с Россией, Украиной и с Европейским Союзом. Беларусь должна активно интегрироваться в структуры Европейского Союза с тем, чтобы получить доступ к самым современным медицинским технологиям и самым крупным ресурсам разнообразной помощи, расположенным поблизости от нашей страны. Главным результатом белорусской внешней политики должно стать создание комфортных условий для быстрой технологической модернизации крупных промышленных предприятий и роста на этой основе уровня жизни населения РБ. На базе экономического роста можно рассчитывать на эффективное решение чернобыльских проблем. Была бы гарантирована национальная безопасность страны в условиях расширения блока НАТО на Восток. Созданы предпосылки для достижения внутренней идеологической консолидации общества на базе ценностей Большой Европы. [20] СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Василик М.А., Вершинин М.С. Политология: Элементарный курс: Учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2001- - 270с. 2. Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями. Принята на референдуме 24 ноября 1996г. – Мн.: Амалфея, 2000. – 48с. 3. Курс политологии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М,2002. 4. Мельник В.А. Политология: Учеб. – 3-е изд., испр. – Мн.: Выш.шк., 1999. – 495с. 5. Политология (проблемы теории). – СПб.: Издательство «Лань», 2000. – 384 с. 6. Политология: Учебник / В.А. Бобков, И.Н. Браим, А.Н. Егоров и др.; Под ред. В.А. Бобкова и И.Н. Браима. – Мн.: «Экоперспектива», 2000. – 348с. 7. Политология: Учеб. Для вузов / С.В. Решетников, Н.П. Денисюк, М.Ф. Чудаков и др.; под ред. С.В. Решетникова. 2-е изд., стереотип. – Мн. «ТетраСистемс», 2001. – 448с. 8. Социально-политическая ситуация Беларуси: проблемы и перспективы (по материалам социологического мониторинга): Сб. науч.тр./Под ред. М.Н. Хурса. – Мн.:ИСПИ,2000. – 330с. 9. Тавадов Г.Т. Политология: Учебное пособие. – М.:ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 416с. 10. Турбан Г.В. Внешнеэкономическая деятельность. – 2-е изд., перераб. И доп. – Мн.: Выш. Шк., 1999. – 211с. 11. Филькевич И.А. Формирование государственных приоритетов Республики Беларусь во внешнеэкономической деятельности. – Мн.Армита-Маркетинг, Менеджмент, 1999. – 287с. 12. Еженедельник «Белорусский рынок» № 12/2003 13. Еженедельник «Белорусский рынок» № 18/2003 14. Национальный отчет о человеческом развитии РБ. – Мн.: UNDP.2000 15. Рэспублика № 86 17 красавiка 2003г 16. Советская Белоруссия, 24 июля 2003г 17. сайт Независимой газеты 18. www.embassibel.ru 19. www.president.gov.by/rus/gov/ 20. www.bdg.by/Socium/strategiashevtsov.htm 21. www.relis.ru/slavmir |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|