рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Основные направления внешней политики республики Беларусь

определяется следующим образом:

V новая система европейской безопасности должна обеспечивать надежный и

равный для всех европейских государств уровень безопасности;

V Европа должна быть раз и навсегда освобождена от разделительных линий;

V Европа должна быть освобождена от ядерного и любого другого оружия

массового уничтожения;

V Европа должна постепенно избавляться от всякого оружия.

Факт добровольного отказа Беларуси от обладания ядерным оружием нашел

свое позитивное отражение в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН. В

качестве официального документа 51-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН было

распространено письмо Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на имя

Генерального секретаря ООН Б.Бутроса Гали относительно вывода последней

межконтинентальной баллистической ракеты с территории Беларуси. Беларусь

ратифицировала Договор о сокращении стратегических наступательных

вооружений (СНВ-1), Лиссабонский протокол к нему, присоединилась к Договору

о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в качестве неядерного

государства. В числе первых Беларусь подписала Договор о всеобъемлющем

запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и Конвенцию о запрещении разработки,

производства, накопления и применения химического оружия и о его

уничтожении. В 2000 году Беларусь первой ратифицировала адаптированный

Договор об обычных вооруженных силах в Европе.

Всецело поддерживая механизм создания безъядерных зон в различных

регионах планеты, Беларусь выдвинула с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН

инициативу о формировании пространства, свободного от ядерного оружия, в

Центральной и Восточной Европе. Принятие Генассамблеей ООН резолюции 53/77

H «Региональное разоружение» стало первым шагом на пути практической

реализации данной инициативы, направленной на укрепление климата доверия и

партнерства на региональном и глобальном уровнях.

Неизменную поддержку Беларуси встречает миротворческая деятельность

ООН, направленная на урегулирование региональных и внутригосударственных

конфликтов в Африке, Азии, предотвращение возникновения кризисных ситуаций.

Белорусы осуществляли наблюдение за выборами в составе миротворческих

миссий ООН в Намибии, ЮАР и Мозамбике, представитель Беларуси работал в

составе Специальной комиссии ООН в Ираке, белорусские эксперты входили в

состав миссий ООН в Грузии, Хорватии и других странах. Являясь с 1997 года

членом Специального комитета ООН по операциям по поддержанию мира (ОПМ),

Беларусь намерена существенно расширить свое участие в невоенных

компонентах миротворческих операций ООН.

19 мая 2000 года Беларусь стала полноправным членом Группы ядерных

поставщиков (ГЯП). Принятие Беларуси в ГЯП – признание вклада страны в

ядерное нераспространение и разоружение, ее высокого научно-технического

потенциала, соответствия национальной системы экспортного контроля мировым

стандартам.

Беларусь, стремясь быть ответственным членом мирового сообщества,

считает его главной задачей покончить с угрозами человечеству, опираясь на

позитивные достижения ушедшего века. [18]

8. Организация Объединенных Наций

На протяжении своего более чем полувекового членства в Организации

Объединенных наций (ООН) Республика Беларусь твердо отстаивает цели и

принципы Организации, самым активным образом стремится содействовать

укреплению ООН в решении всего комплекса сложных проблем международной

жизни.

Беларусь избиралась членом Совета Безопасности ООН (1974-1975 годы),

Экономического и Социального Совета ООН (1947-1949, 1981-1983, 1986-1988,

1992-2000 годы) и ряда его функциональных комиссий.

Ключевым во взаимодействии Беларуси с Организацией Объединенных Наций

является участие официальных делегаций Республики Беларусь в работе

ежегодных и специальных сессий Генеральной Ассамблеи ООН и других органов

Организации, специализированных учреждений ООН, а также в работе различных

международных форумов, проходящих под эгидой ООН. В 2000 году центральным

событием в деятельности ООН стало проведение Саммита Тысячелетия, в котором

приняла участие делегация Республики Беларусь во главе с Президентом А.Г.

Лукашенко.

Беларусь является членом более 50 специализированных учреждений ООН и

других межправительственных организаций, осуществляющих взаимодействие с

ООН на основе специальных соглашений. В их числе: Организация Объединенных

Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная

организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ),

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО),

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и многие другие.

С 1993 года в Минске действует Отделение ООН/ Программы развития ООН

(ПРООН) для осуществления проектов технической помощи Беларуси по линии

этой Программы и оказания необходимого консультационного и технического

содействия в области рыночных преобразований. В Минске открыто отделение

Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) с соответствующим финансированием для

осуществления программы по защите материнства и детства. ООН оказывает

поддержку национальным усилиям по урегулированию проблем беженцев и

вопросов миграции.

Конкретные результаты приносят последовательные и целенаправленные шаги

в таких областях как:

V всестороннее отражение интересов Беларуси как государства с переходной

экономикой в торгово-экономической, научно-технической, природоохранной

и социально-гуманитарной областях программной деятельности ООН;

V привлечение ресурсов и опыта межправительственных организаций системы

ООН для полноценной интеграции стран с переходной экономикой в систему

мировых хозяйственных связей; расширение вклада системы ООН в укрепление

международного сотрудничества в области ликвидации последствий аварии на

Чернобыльской АЭС и закрепление долгосрочного подхода ООН к решению

постчернобыльских проблем;

V обеспечение поэтапного снижения взносов Беларуси в регулярный бюджет ООН

и на финансирование операций ООН по поддержанию мира.

Усилия Беларуси в рамках ООН сегодня нацелены на дальнейшее продвижение

инициатив, отражающих национальные приоритеты республики в области внешней

и внутренней политики, и их закрепление в итоговых документах и решениях

Генеральной Ассамблеи ООН; отстаивание отвечающих интересам Беларуси

предложений касательно реформирования и укрепления системы ООН; дальнейшее

развитие вклада Беларуси в процессы ядерного и обычного разоружения,

укрепления режимов нераспространения, создания новой архитектуры

международной коллективной безопасности на субрегиональном, региональном и

глобальном уровнях; формирование условий для закрепления в юридически

обязывающей форме существующего де-факто безъядерного статуса региона

Центральной и Восточной Европы; формирование открытой системы международной

торговли, ядром которой призвана стать Всемирная торговая организация. [18]

9. Страны Азии, Африки, Латинской Америки

Развитие дружественных отношений с такими влиятельными государствами

как Китай, Индия, Вьетнам, Иран – важное направление внешней политики

Беларуси в Азии. Нашей стратегической задачей является приведение

достаточно скромных, к сожалению, в настоящее время масштабов

экономического взаимодействия в соответствие с высоким уровнем политических

отношений с этими странами.

Неплохо развивается наше сотрудничество со странами Ближнего Востока, с

африканскими странами, особенно Северной Африки. Главной целью внешней

политики Беларуси в этом регионе мира остается наращивание торгово-

экономических связей, и в первую очередь привлечение инвестиций богатых

арабских государств в нашу экономику.

Важное значение для Республики Беларусь имеет развитие политических и

торгово-экономических отношений со странами Азии и Африки. В значительной

степени это определяется схожестью подходов с рядом африканских и азиатских

государств по целому ряду ключевых международным проблем, созданной еще во

времена бывшего Советского Союза базой отношений с ними, сохраняющейся там

конкурентоспособностью белорусской продукции, а также перспективами

наращивания экспорта белорусской продукции в данные регионы.

«Говоря о развитии наших отношений со странами Азии, хотел бы особо

выделить перспективы белорусско-китайских отношений. Экономическая мощь и

политическое влияние Китая на международной арене будут неуклонно

возрастать.

Также нам необходимо динамично развивать взаимовыгодные отношения с

Турцией, арабским миром. [15]

Наиболее высокий уровень политических отношений достигнут с Китайской

Народной Республикой (КНР) и Социалистической Республикой Вьетнам (СРВ).

Проводятся регулярные визиты руководителей государств и глав правительств,

развивается сотрудничество в международных организациях по таким актуальным

международным проблемам, как права человека, разоружение.

Отношения Республики Беларусь с государствами Африки характеризуются

меньшим динамизмом в сравнении с азиатским регионом.

Основные страновые приоритеты Республики Беларусь в Африке – Египет, Ливия,

ЮАР.

На ближайшую перспективу основной нашей задачей в Латинской Америке

должна стать целенаправленная работа, ориентированная на дополнение торгово-

экономических связей со странами региона расширением политических контактов

на всех уровнях.

Большинство государств Латинской Америки оказалось в схожей с Беларусью

переходной фазе развития и в долгосрочной перспективе решает однотипные с

белорусским государством задачи в социально-экономической сфере. В основе

отношений Беларуси со странами латиноамериканского региона лежит система

общих ценностей, совпадающих долгосрочных задач развития. Характерно, что и

по целому ряду аспектов международной жизни соответствующие позиции близки

или совпадают.

Важным этапом на пути развития контактов нашего государства со странами

латиноамериканского региона стал визит Президента Республики Беларусь

А.Г.Лукашенко в Республику Куба 2-5 сентября 2000 года. Ряд взаимовыгодных

совместных проектов, катализатором реализации которых стала встреча лидеров

двух государств, свидетельствуют о том, что в белорусско-кубинских

отношениях возобладало прагматическое, конструктивное начало. В

стратегическом плане Куба рассматривается Беларусью не только как

долгосрочный партнер со значительным экспортным и импортным потенциалом, но

и как «ворота» в Латинскую Америку.

Отсутствие идеологической доминанты во внешней политике

латиноамериканских стран исключает искусственные перепады в отношениях с

ними, придает этим отношениям предсказуемость и стабильность. Ведущие

государства континента – Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили – могут стать

партнерами Беларуси, наиболее адекватными уровню технологического развития

страны. Отсутствие спорных проблем, взаимодополняемость экономик, взаимные

симпатии народов положительно влияют на развитие двусторонних связей с

латиноамериканскими странами. [18]

10. Движение Неприсоединения

С 1998 года Беларусь является полноправным членом Движения

неприсоединения (ДН), активно развивая на этой основе взаимовыгодное

сотрудничество по целому ряду направлений деятельности ООН с государствами-

членами этого крупнейшего международного объединения государств. Республика

Беларусь приобрела статус полноправного члена ДН в 1998 году в ходе XIII

Саммита ДН в Дурбане (ЮАР).

Беларусь присоединилась к числу государств-членов Движения в период

активной адаптации данного форума к новым геополитическим реалиям,

сложившимся после распада СССР и прекращения периода «холодной войны».

Предоставление Республике Беларусь статуса полноправного члена стало

выражением признания государствами-членами ДН серьезной роли нашей страны в

обеспечении и поддержании международного мира и безопасности, решении

многочисленных вопросов политического характера, проблем экономического и

социального развития, природоохранного и гуманитарного сотрудничества,

развития и кодификации международного права, а также уважения нашего

миролюбивого курса, отвечающего фундаментальным принципам Движения:

уважения суверенитета и территориальной целостности государств,

невмешательства во внутренние дела, мирного сосуществования, международной

солидарности.

За непродолжительный период своего членства в ДН Республика Беларусь

адаптировалась и активно участвует в различных рабочих органах Движения:

ежегодных встречах министров иностранных дел, заседаниях Координационного

бюро Движения в Нью-Йорке и его рабочих группах по реформе Совета

Безопасности ООН, разоружению, правам человека, превентивной дипломатии и

миротворчеству, комитете по Палестине.

Ориентируясь на политическую составляющую Движения неприсоединения,

Беларусь ставит целью консолидацию государств-членов ДН вокруг таких

принципов современных международных отношений как: многополярность,

невмешательство во внутренние дела, разоружение, обеспечение прав человека.

[18]

Из послания Президента А. Лукашенко белорусскому народу и Парламенту:

«Нужно полнее использовать наше членство в Движении неприсоединения для

углубления сотрудничества со странами Азии, Африки, Латинской Америки.»

[15]

Заключение

В XXI веке предстоит большая работа, направленная на продолжение

строительства нового справедливого миропорядка, при котором все страны

имели бы равную степень безопасности и реальную возможность устойчивого

развития.

Одну из главных задач Беларусь видит в содействии укреплению роли и

авторитета ООН в международных делах, в том числе при урегулировании

сохраняющихся кризисных ситуаций в различных регионах планеты.

Особое внимание белорусскими дипломатами будет уделено согласованным

усилиям мирового сообщества, направленным на противодействие современным

угрозам и вызовам, таким как международный терроризм, организованная

преступность, незаконный оборот наркотиков и оружия. [18]

Республика Беларусь имеет достаточный производственный и научный

потенциал и квалифицированные трудовые ресурсы, занимает выгодное

географическое положение. Вместе с тем, как показывает практика

хозяйствования, в настоящее время Беларусь не использует свои преимущества

в международном разделении труда. Республика Беларусь сохраняет устойчивый

рост отрицательного сальдо во внешней торговле. Развитие приоритетных

международных экономических отношений только с Россией привело к тому, что,

после августовского кризиса 1998 года, Республика Беларусь, сохраняя

высокие темпы прироста ВВП, в то же время сократила общий объем

внешнеторговых операций.

Учитывая происходящий процесс глобализации мировой экономики, для

Республики Беларусь крайне важно определить четкие приоритеты в области

внешнеэкономической деятельности, что создаст условия для рационального и

эффективного использования имеющихся в государстве финансовых и трудовых

ресурсов и обеспечит поступательное развитие Беларуси в системе

международных экономических отношений. [11. Стр.9]

Можно спорить про оптимальность избранного Беларусью пути преодоления

общего для всего постсоветского пространства кризиса. Однако никуда не

деться от вывода: сегодня Беларусь должна решать новые проблемы, опираясь

на тот потенциал и те формы организации общества, которые сложились именно

в ходе сложного развития последних лет. Сегодня Беларусь должна перейти к

решению прежде всего долгосрочных проблем. [20]

Беларусь не имеет внутренних ресурсов для самостоятельного преодоления

последствий аварии на ЧАЭС. Нет ресурсов и для преодоления остальных

экологических угроз. Потому главной задачей внешней политики Беларуси

должен стать поиск внешней помощи. «Беларусь может быть независимой во

внешней политике только если она проведет серьезные реформы в экономике.

Меня лично интересуют такие вопросы, как наличие пищевых и энергетических

ресурсов, необходимых для экономической независимости. Никакое государство

не является полностью независимым, в том числе и США, некоторые близки к

этому» - считает Стэнли Кларк, профессор политологии Калифорнийского

университета. [13]

В числе главных задач белорусской внешней политики надо считать

закрытие Чернобыльской АЭС, построение нового комплекса защитных сооружений

над 4-м блоком ЧАЭС, развертывание международных программ по экономической

переориентации загрязненных районов и лечении пораженного болезнями

населения.

Беларусь должна поддержать борьбу влиятельных сил в развитых странах

мирах за закрытие атомных электростанций и резкое стимулирование научно-

технического прогресса на базе использования новых, энергосберегающих

технологий, а также движение за переориентацию энергетики развитых стран на

нефть и газ. Трансъевропейские нефтегазовые коммуникационные проекты

открыто должны стать одним из важнейших приоритетов белорусской внешней

политики. На этой основе можно рассчитывать на развитие дружеских отношений

Беларуси с Россией, Украиной и с Европейским Союзом.

Беларусь должна активно интегрироваться в структуры Европейского Союза с

тем, чтобы получить доступ к самым современным медицинским технологиям и

самым крупным ресурсам разнообразной помощи, расположенным поблизости от

нашей страны.

Главным результатом белорусской внешней политики должно стать создание

комфортных условий для быстрой технологической модернизации крупных

промышленных предприятий и роста на этой основе уровня жизни населения РБ.

На базе экономического роста можно рассчитывать на эффективное решение

чернобыльских проблем. Была бы гарантирована национальная безопасность

страны в условиях расширения блока НАТО на Восток. Созданы предпосылки для

достижения внутренней идеологической консолидации общества на базе

ценностей Большой Европы. [20]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Василик М.А., Вершинин М.С. Политология: Элементарный курс: Учеб.

Пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2001- - 270с.

2. Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями.

Принята на референдуме 24 ноября 1996г. – Мн.: Амалфея, 2000. – 48с.

3. Курс политологии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М,2002.

4. Мельник В.А. Политология: Учеб. – 3-е изд., испр. – Мн.: Выш.шк., 1999.

– 495с.

5. Политология (проблемы теории). – СПб.: Издательство «Лань», 2000. – 384

с.

6. Политология: Учебник / В.А. Бобков, И.Н. Браим, А.Н. Егоров и др.; Под

ред. В.А. Бобкова и И.Н. Браима. – Мн.: «Экоперспектива», 2000. – 348с.

7. Политология: Учеб. Для вузов / С.В. Решетников, Н.П. Денисюк, М.Ф.

Чудаков и др.; под ред. С.В. Решетникова. 2-е изд., стереотип. – Мн.

«ТетраСистемс», 2001. – 448с.

8. Социально-политическая ситуация Беларуси: проблемы и перспективы (по

материалам социологического мониторинга): Сб. науч.тр./Под ред. М.Н. Хурса.

– Мн.:ИСПИ,2000. – 330с.

9. Тавадов Г.Т. Политология: Учебное пособие. – М.:ФАИР-ПРЕСС, 2000. –

416с.

10. Турбан Г.В. Внешнеэкономическая деятельность. – 2-е изд., перераб. И

доп. – Мн.: Выш. Шк., 1999. – 211с.

11. Филькевич И.А. Формирование государственных приоритетов Республики

Беларусь во внешнеэкономической деятельности. – Мн.Армита-Маркетинг,

Менеджмент, 1999. – 287с.

12. Еженедельник «Белорусский рынок» № 12/2003

13. Еженедельник «Белорусский рынок» № 18/2003

14. Национальный отчет о человеческом развитии РБ. – Мн.: UNDP.2000

15. Рэспублика № 86 17 красавiка 2003г

16. Советская Белоруссия, 24 июля 2003г

17. сайт Независимой газеты

18. www.embassibel.ru

19. www.president.gov.by/rus/gov/

20. www.bdg.by/Socium/strategiashevtsov.htm

21. www.relis.ru/slavmir

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.