рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Основные направления внешней политики республики Беларусь

отношении импортируемых из Беларуси калийных удобрений; удалось добиться

применения Евросоюзом режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в

торговле с Беларусью; интенсифицировалась реализация Программы технического

содействия странам СНГ и Монголии «ТАСИС».

Многое во взаимодействии России и ЕС зависит от ситуации в

государствах, расположенных между ними. Роль Беларуси в геополитической оси

«Российская Федерация – Европейский союз» велика. Например, с вводом

белорусского участка газопровода «Ямал – Западная Европа» доля газа,

транспортируемого из России в Европу через Беларусь, составит более 30

процентов российского газового экспорта. Учитывая транзитное положение

Беларуси, весьма важным, исходя из общих интересов, является установление

тесного сотрудничества с европейскими странами в деле борьбы с

преступностью, незаконной миграцией, торговлей оружием, наркобизнесом.

Значительным потенциалом обладают научные и культурные связи. Беларусь

делает упор на развитие непосредственных контактов между учебными и

научными заведениями, учреждениями культуры, общественными организациями и

фондами. Сотрудничество в этих областях, основанное, как правило, на

обоюдном интересе, осуществляется достаточно плодотворно.

Беларусь намерена сохранить эту тенденцию, не только интенсифицируя

свое участие в научных, образовательных, культурных программах

сотрудничества с Евросоюзом, но и работая по таким важнейшим направлениям,

как привлечение новых технологий и инвестиций государств-участников ЕС.

Серьезным инструментом строительства действительно единого континента

призван стать Совет Европы. Важно, чтобы он оставался верен своему

назначению – быть не судьей, а помощником европейских стран в гуманитарной

сфере, действовал в духе сотрудничества, а не отчуждения. Беларусь будет

взаимодействовать с СЕ исходя именно из такого понимая его роли и места.

Внешняя политика Беларуси по отношению к европейским организациям,

странам Центральной, Восточной и Южной Европы будет строиться, прежде

всего, на условиях партнерских отношений. В этом контексте – контексте

европейского региона – основной и главной задачей является восстановление

отношений с европейскими институтами, прежде всего, с европейскими

парламентскими институтами: Парламентской Ассамблеей ОБСЕ, НАТО, Советом

Европы и Евросоюзом.

Этот год начался с "развязки" вопроса о присутствии ОБСЕ в Беларуси.

«Я хочу высоко оценить деятельность депутатов, сумевших добиться разрешения

абсолютно надуманного конфликта относительно участия нашего Национального

собрания Республики Беларусь в Парламентской ассамблее ОБСЕ. Разумные и

аргументированные доводы рано или поздно находят отклик и собирают

необходимое число сторонников. То же самое я могу сказать и о так

называемых визовых ограничениях, которые сегодня, похоже, остались в

прошлом.

Считаю, что в таком же ключе должна продолжаться работа по

восстановлению статуса специального приглашенного в Парламентской ассамблее

Совета Европы. Убежден, что мы услышаны и в этом органе.

Беларусь вносит достойный вклад в укрепление региональной безопасности и

развитие общеевропейского сотрудничества.

Мы ожидаем, что это обстоятельство будет в полной мере учтено в

разрабатываемой в настоящее время Евросоюзом политике новых углубленных

отношений с будущими соседями в рамках концепции "широкой Европы". У нас

здесь достаточно точек соприкосновения. Это - возрастание внешнеторгового

товарооборота, общие проекты по упрочению безопасности, ликвидации

последствий Чернобыля и другие.

Исходя из политических и прежде всего экономических интересов,

необходимо активнее развивать наши отношения и с государствами других

регионов.» - говорит Президент Лукашенко в своем обращении к народу и

парламенту. [15]

Исходя из того, что Организация по безопасности и сотрудничеству в

Европе является наиболее развитой региональной организацией, единственным

общеевропейским институтом поддержания мира и безопасности, Республика

Беларусь намерена последовательно, на неконфронтационной основе вести

диалог с руководством ОБСЕ по ключевым вопросам международной повестки дня,

в том числе в области безопасности, гуманитарных проблем.

Республика Беларусь в соответствии со взятыми на себя обязательствами в

рамках ОБСЕ продолжает придерживаться линии на конструктивное

сотрудничество с Консультативно-наблюдательной группой (КНГ) ОБСЕ в

Беларуси по развитию демократических институтов в стране и рассматривает ее

деятельность в качестве важного инструмента взаимодействия с ОБСЕ.

Одновременно белорусская сторона настоятельно призывает КНГ ОБСЕ к строгому

соблюдению мандата группы, не предусматривающего вмешательства во

внутриполитические процессы. [18]

Несмотря на обострение взаимоотношений Белоруссии с западными странами

имеются определенные возможности не только для ослабления ее международной

изоляции, но и для повышения роли и влияния республики на международной

арене, создания в перспективе в Белоруссии восточно - европейского

финансово - политического центра, который по своим потенциальным

возможностям мог бы стать сопоставимым с Швейцарией, Гонконгом и

Сингапуром. Беларусь имеет все предпосылки для превращения в одно из

влиятельных государств Европы за счет:

V использования преимуществ геополитического положения на путях транзита

российских, а в перспективе каспийских и ближневосточных энергоносителей

в Европу;

V грамотного использования нарастающих противоречий между основными

европейскими государствами (Германия, Франция) и США, что может создать

РБ предпосылки для решения проблемы взаимоотношений с Европейским

сообществом;

V развития тезиса о Беларуси как о примере европейского государства, в

котором рационально решаются межконфессиональные проблемы, что позволяет

рассматривать Белоруссию в качестве страны - посредника для разрешения

этнических и религиозных конфликтов. При этом необходимо учитывать, что

европейским центром противостояния американской экспансии в

политической, экономической и культурной областях является германо -

французский тандем, руководители которого кровно заинтересованы в

наличии в государствах - участниках Союза Беларуси и России лидеров,

лояльно относящихся к идеям европейской интеграции и способных

конструктивно работать во имя их реализации. [21 ]

У Евросоюза, по словам А. Лукашенко в одном из выступлений, должны быть

хорошие отношения с соседями - Молдавией, Украиной, Белоруссией. И Евросоюз

это понимает. "Мы отдаем себе отчет, - сказал белорусский Президент, - что

темпы интенсификации наших отношений с Европой во многом будут зависеть и

от нормализации отношений с Соединенными Штатами. Влияние этого государства

на мировые процессы немаловажно" [17]

Белорусско-американские отношения

и отношения с НАТО

Состояние белорусско-американских отношений сегодня далеко от

идеального в силу как объективных, так и субъективных причин. Тем не менее,

Беларусь заинтересована в развитии отношений с США – одним из признанных

лидеров современного мира. Первые годы дипломатических отношений между

Беларусью и США заложили потенциал для дальнейшего расширения

сотрудничества в политической, торгово-экономической и культурной сферах. К

сожалению эти возможности пока не используются в полной мере. Политические

стереотипы, недопонимание, а часто и попытки давления на Беларусь со

стороны США не смогли позволить белорусско-американскому сотрудничеству

продвинуться вперед. [17]

В своем ежегодном обращении, принципиально осудив США, А. Лукашенко тут

же говорит о сотрудничестве: «Осуждая Америку за развязанную войну, за

жертвы и страдания людей, вызванные вторжением в Ирак, мы в то же время не

злорадствуем по поводу ее потерь. США на сегодняшний день являются самой

мощной и влиятельной страной в мире. С этим трудно спорить. С Америкой

нужно и можно налаживать нормальные отношения. Конструктивно решать

имеющиеся проблемы. Мы об этом заявляли неоднократно, и в последние дни для

подобных заявлений появилось еще больше оснований. Но не все зависит от

нашей доброй воли. В Соединенных Штатах из года в год не прекращаются

попытки протащить через конгресс пресловутый акт о демократии в Беларуси,

предусматривающий выделение на насильственную "демократизацию" нашей страны

около полусотни миллионов долларов.» [15]

Во время посещения Хатыни в августе 2003г Александр Лукашенко публично

назвал Вашингтон мировым агрессором, а в интервью одной из газет подтвердил

возможность принятия на территорию Белоруссии Саддама Хусейна. "Мне

пришлось видеть лицо нынешнего агрессора в Югославии, - сказал Лукашенко. -

Теперь мы все видим это лицо в Ираке". В продолжение мысли белорусский

лидер заявил, что его народ должен позаботиться об иракских женщинах, детях

и стариках. Белоруссия, по словам Лукашенко, окажет иракцам гуманитарную

помощь.

Поразительно, но в этот же день Лукашенко сказал также, что собирается

строить добрые отношения с Америкой, и назначил новым белорусским послом в

США человека из своего ближайшего окружения. Интересы Минска в Вашингтоне

теперь призван представлять Михаил Хвостов, до этого возглавлявший

Министерство иностранных дел. Белорусский лидер объяснил свое решение так:

"Надо усиливать западный вектор. Без США это невозможно. Нам не надо

строить конфликтных отношений с Америкой…" Лукашенко даже заявил, что он

"жертвует" человеком в ранге министра для того, чтобы построить с мировым

агрессором добрые отношения.

Лукашенко пока никак не объяснил, как намерен совместить два

взаимоисключающих вектора во внешней политике страны. Но он еще раз

прокомментировал решение подать руку Вашингтону и указал вполне конкретные

причины своих западных симпатий: "То, что цены на энергоресурсы падают, это

нашей экономике не во вред. Но есть вопрос человечности… Нам надо

налаживать добрые отношения с Западом. Тем более что оттуда идут хорошие

сигналы (последним из них является февральское решение Парламентской

ассамблеи ОБСЕ о восстановлении белорусского парламента в этой организации.

)". [17]

Республика Беларусь выступает за развитие отношений с Соединенными

Штатами на равноправной основе, полагая, что в отношениях Беларусь – США не

существует непреодолимых расхождений. Белорусы так же, как и американцы,

разделяют фундаментальные ценности свободы, независимости, уважения к

личности и ее правам.

Представляется, что парламенты двух стран могли бы, отбросив

укоренившиеся стереотипы и недоразумения, найти возможности для оптимизации

сотрудничества. Открытый, но уважительный межпарламентский диалог по всем

острым вопросам создал бы благоприятную почву для нормализации отношений

между исполнительными ветвями власти Беларуси и Соединенных Штатов. [18]

Михаил Хвостов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в США в своем

интервью газете «Советская Белоруссия» так говорит об отношениях между США

и РБ: Наши торгово—экономические отношения складываются относительно

благополучно, несмотря на разные подходы в администрации Джорджа Буша к

этой сфере двусторонних отношений с Беларусью. Бизнес есть бизнес. Там, где

есть интерес, он всегда перешагнет через политические преграды. А интерес к

нашим товарам действительно большой. По объему товарооборота Соединенные

Штаты занимают девятое место среди стран дальнего зарубежья. По количеству

совместных предприятий или предприятий полностью с американским капиталом

США идут на втором месте после России. Отмечу, что те товары, которые мы

экспортируем на рынок США, — это стопроцентно ликвидные товары. Они с

успехом будут продаваться и на других рынках. Я выполняю задачу,

поставленную Президентом страны: дипломатия должна содержать

внешнеэкономический подход. [ 16]

Предметом особой заботы в Беларуси являются взаимоотношения республики

с Организацией Североатлантического договора (НАТО).

Интересам республики объективно не отвечает конфронтационный характер

системы военно-политических отношений. Этим обусловлено стремление

Республики Беларусь принимать активное участие во всех региональных и

субрегиональных организациях обеспечения безопасности. В данном направлении

важная роль отводится сотрудничеству со странами-членами НАТО и

государствами-партнерами по сотрудничеству в рамках Программы «Партнерство

ради мира» (ПРМ) и Совета евроатлантического партнерства (СЕАП).

Беларусь уважает выбор государств, выразивших желание вступить в

Североатлантический альянс. В то же время Республика Беларусь исходит из

того, что решение о расширении НАТО в условиях самороспуска Варшавского

договора и фактического отсутствия в этой связи угрозы военной агрессии в

Европе не имеет серьезных геополитических оснований. Беларусь выступает за

то, чтобы граница Беларуси с обновленным альянсом стала не новой

разделительной линией в Европе, а границей доверия и добрососедства.

В настоящее время политический диалог между Республикой Беларусь и НАТО

включает регулярные контакты руководства МИД и Минобороны с руководством

альянса и постоянными представителями стран – его членов в ходе

министерских сессий Совета евроатлантического партнерства (СЕАП) –

преемника созданного в 1993 году Совета североатлантического сотрудничества

(ССАС).

Сотрудничество между Беларусью и НАТО осуществляется на основе

известной Программы «Партнерство ради мира» (ПРМ) в соответствии с целями и

задачами, которые Беларусь определила в своем Презентационном документе

1996 года. [18]

7. Международная безопасность

За последние несколько лет ситуация в мире и в Европе сильно изменилась

в сторону расширения функций глобальных и региональных международных

организаций. Наряду с этим объективным процессом более расплывчатым стало

понятие государственного суверенитета, на который влиятельные

международные силы посягают под предлогом различного рода гуманитарных

интервенций. [8. стр.54-69]

На первый план в системе международной безопасности вышел

Североатлантический альянс. Теперь он претендует на то, чтобы стать

силовой основой образующегося однополярного миропорядка. Безусловно,

не последнюю роль в построении евроатлантической системы

безопасности играет сегодня и ОБСЕ. Понятно, что именно от взвешенного

подхода к планированию отношений по линии Беларусь - НАТО и Беларусь - ОБСЕ

во многом будет зависеть качество внешней политики нашего государства и

степень его встроенности в общую систему безопасности.

В качестве одного из главных факторов, создающих угрозу безопасности

Республики Беларусь в политической сфере, концепция национальной

безопасности Республики Беларусь определяет тенденцию к избирательному

расширению Организации Североатлантического Договора за счет государств

Центральной и Восточной Европы. В то же время Республика Беларусь

заинтересована в нормальных контактах с НАТО, поскольку игнорирование

тенденций его развития и одностороннее осуждение экспансии альянса на

Восток представляется малоконструктивным с точки зрения среднесрочных и

долгосрочных внешнеполитических интересов Беларуси. [8. стр.54-69]

Главным событием мировой политики является вооруженное нападение США и

Великобритании на Ирак.

«Война была развязана в обход международных правовых норм. Жертвы среди

мирного иракского населения, женщин, детей, потери среди американцев,

англичан, граждан других государств - вот лишь первая, видимая часть цены

этой войны.

Очевидно, основная цель акции - не только Саддам Хусейн, Ирак и даже не

нефть, а формирование нового порядка в мире с особыми правами единственной

сверхдержавы по произвольному использованию военной силы.

Послевоенный миропорядок, благодаря которому более полувека удавалось

избегать крупных агрессивных войн, основывался на недопустимости применения

вооруженной силы без решения Совета Безопасности ООН.» – так говорится в

обращении Президента к Парламенту и народу.[15]

Беларусь вместе с подавляющим большинством стран мира делает все от нее

зависящее для восстановления нарушенного правопорядка и сохранения

основанной на принципах международного права системы международной

безопасности.

Наша страна, которая еще помнит ужасы Второй мировой, готова внести

посильный вклад в предотвращение гуманитарной катастрофы в Ираке. Наша

страна никому не угрожает и ни с кем не имеет конфликтов, чреватых

вооруженными столкновениями. Реальной угрозы вооруженного нападения на нашу

страну не существует.

«Но, - продолжает Президент, - чтобы никому такая мысль не могла

прийти в голову, мы должны держать порох сухим.

Белорусско-российское единое оборонное пространство - важнейший фактор

обеспечения безопасности наших стран, региональной безопасности в целом.

Я очень высоко оцениваю подготовленное к подписанию Соглашение о совместной

охране внешней границы Союза в воздушном пространстве и создании единой

региональной системы ПВО. Мы заинтересованы в скорейшем его подписании.

Сегодня Беларусь - единственный верный и боеспособный, подчеркиваю,

боеспособный союзник России.

В результате целенаправленных и постоянно проводимых преобразований

белорусские Вооруженные силы становятся мобильнее, материально и технически

лучше оснащаются. Более того, мои последние действия в последнее время, в

том числе и посещения ведущих предприятий ВПК, организуются и проводятся с

единственной целью - скорейшей модернизацией наших Вооруженных сил. И хочу

сказать, что мы сегодня имеем отдельные виды оружия, которое можно назвать

оружием сдерживания агрессора и его пособников. Это обычное оружие, но оно

способно нанести значительный урон на значительных расстояниях от

территории нашего государства.

Со всей ответственностью заявляю: сегодня Беларусь располагает

Вооруженными силами, по профессионализму, численности и оснащению

способными вести боевые действия на современном уровне.

Одновременно следует продолжить укрепление военной составляющей

Союзного государства и Договора о коллективной безопасности.

Преобразование Договора о коллективной безопасности в полномасштабную

региональную организацию требует скорейшего формирования действенных

механизмов и выработки конкретных направлений практической работы.

Важнейшим приоритетом для Беларуси остается активное участие в

международных и региональных системах безопасности.

В условиях, когда три из пяти граничащих с нами государств становятся

членами НАТО (а четвертая - Украина - стремится в альянс), мы должны

находить оптимальные формы взаимодействия с этим военно-политическим

блоком.» [15]

Позиция Республики в процессе строительства европейской безопасности

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.