| |||||
МЕНЮ
| Организованная преступностьграниц других стран. Это обстоятельство особенно важно учитывать в борьбе с наркобизнесом, незаконным оборотом оружия, радиоактивных и иных особо опасных веществ.* Взаимодействие с таможенными органами Взаимодействие с таможенными органами строится, прежде всего, ис–ходя из положений Таможенного кодекса Российской Федерации. В соот –ветствии со ст. 224 и 226 ТК РФ таможенные органы Российской Федера–ции осуществляют оперативно–розыскную деятельность в целях: выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством Российской Феде– рации преступлением, производство дознания по которому отнесено к ком–петенции таможенных органов Российской Федерации ( в соответствии со ст. 22 ТК РФ ) таможенные органы Российской Федерации являются орга –нами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможен–ных платежей, о незаконных валютных операциях и иных деяниях с ва –лютными ценностями, касающимися таможенного дела, а также по делам об иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компе–тенции таможенных органов Российской Федерации, при запросах междуна-родных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных орга –нов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации по таможенным вопросам. ____________________ *Указ Президента Российской Федерации “О Федеральной пограничной службе”. № 2316. //Ведомости. 1994. № 1. ГЛАВА 3. ЭЛЕМЕНТЫ ОПЕРАТИВНО – РОЗЫСКНОЙ ТАКТИКИ В БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ 1. Общие элементы оперативно–розыскной тактики в борьбе с организованной преступностью Тактика – основная категория оперативно–розыскной деятельности, поскольку именно тактика определяет набор видов оперативно–розыскных мероприятий, их содержание и последовательность, место, время, интенсивность поведения. В сложной структуре тактики постоянно происходит сочетание мыс –лительных процессов ( оценка исходной информации, предвидение развития ситуаций, принятие решений, оценка возможности их реализации ) и конк –ретных действий оперативных работников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, иных лиц, включенных в реализацию так–тических решений. Тактика борьбы с организованной преступностью использует много –летний опыт оперативных аппаратов, их успешных операций, стратегичес –ких и тактических просчетов, сохраняет все традиционные элементы, учи –тывает комплекс факторов, обусловливающих устойчивость, живучесть, приспособленность и видоизменения организованной преступности. Оперативно-розыскная тактика по своему содержанию предполагает: мышление оперативного работника, включающее оценку оперативно–тактической ситуации, собственных сил, средств и возможностей, сил и качеств противоборствующей стороны – преступной среды; выбор образа действия, линии поведения, самого оперативного работ –ника, либо по его заданию (поручению ) лиц, оказывающих содействие; сами действия, их последовательность, линию проведения, корректиру- емые в зависимости от развития ситуаций ( получение подкреплений или наоборот ). При таком содержании оперативно–розыскной тактики определение её понятие требует включения всех указанных элементов и может быть сформулировано так: оперативно–розыскная тактика– категория ОРД отражающая мышле– ние оперативного работника, включающее оценку ситуации, своих сил, средств и возможностей, сил и качеств противоборствующей стороны и предопределяющее образ действия и линию поведения, избираемые для дос- тижения целей предупреждения и раскрытия преступлений и розыскной работы. Как уже было отмечено, тактику борьбы с организованной преступ –ностью в значительной мере определяют, с одной стороны, маскировка её системы ( структур, их состав, лидеров, финансовых операций, планов, взаимоотношений с государственными органами, повседневной жизни членов преступных объединений ) с другой – так называемая “активная оборона”, то есть совокупность действий, направленных на дестабилизацию правоохра–нительной системы. Существует несколько уровней противоборства в зависимости от мас–штабов деятельности преступных формирований. Индивидуальный. Он, основываясь на преступном опыте участников ОПФ, во многом воспринял “школы” преступных корпораций. Сюда, например, входят: проверки окружения, смена адресов, укрытие оружия, денег и ценностей, добытых преступным путём, в “надёжных” местах, отделение этих улик от своей личности. Групповой. Он базируется на общих групповых интересах. На этом уровне проявляются две главные заботы: первая – обеспечение достижения преступных целей любыми средствами, которые не приведут к провалу участников групповой преступной деятельности; вторая – продление существования, выживания и даже процветания группы, преступного объединения. В этих целях активно используется разведка в отношении конкурирующих преступных организаций, а также контрразведка в отношении деятельности правоохранительных органов: с вовлечением их сотрудников в преступную деятельность, проникновение в негласный аппарат, выявление агентуры в своей среде, компрометация вышедших на след преступников оперативных работников и успешно ведущих расследование следователей и прокуроров. Корпоративный. Этот уровень характерен для сложных структур ор –ганизованной преступности, рассчитан на их устойчивость, в связи с чем проявляется главная забота о покровителях, о продвижении их к рычагам власти и о захвате представителями преступной корпорации определённых позиций в государственном аппарате. Главный инструмент маскировки на этом уровне, подкуп. Но отмечено и активное использование политической демалогии, исторических подтасовок, националистической идеологии, моло–дёжных течений, ошибок и злоупотреблений местной и центральной влас –ти. На этом уровне практикуются искусно отработанные методы маскиров – ки, которые не вписываются даже в откровенно циничные нормы преступ–ной среды. Практикуется, например, такой приём, направленный на обеспечение безопасности системы: “сдают” правоохранительным органам часть преступной организации для того, чтобы не была изобличена вся структура. Например, входе оперативной проверки одной из преступных органи–заций, осуществлённой сотрудниками МУРа в конце 80-х годов, было уста–новлено, что некоторые московские “воры в законе” – рецидивисты с совре– менной культурной “окраской” – оказались связаны с сотрудниками алмаа–тинского зоопарка; “специалистами” Мосгорисполком, срочно, за сутки офор-мляющими им заграничные паспорта и выезд в Болгарию; со столичным меценатом–кооператором; с проворовавшимся тверским зверосовхозом; с артистами, выступающими в Болгарии под эгидой софийского филиала московского театра “Союз”; с итальянской мафией, допустившей к порнобизнесу на гастроли в Италию “звезд стриптиза”, а точнее, валютных проституток из России; наконец, с американскими спецслужбами, позволившим этим проституткам промышлять на военных базах США расположенных в Италии. Широкие возможности для совершенствования организации и тактике оперативно–розыскной деятельности заложены в Федеральном законе “Об оперативно–розыскной деятельности”. В соответствии с этим законом в до–полнение к ранее определенному Закону Российской Федерации “Об опе–ративно–розыскной деятельности в Российской Федерации” перечнем опе –ративно–розыскных мероприятий ( опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, на блюдение, контроль почто–вых отправлений, подслушивание телефонных и иных переговоров и т.д. ) дополнительно введены следующие оперативно–розыскные мероприятия: оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент; проверочная закупка. Закон предпологает, что процесс и результаты проведения указании оперативно–розыскных мероприятий отражаются в делах оперативного уче-та для последующей оценки и использования в уголовном судопроизводст-ве. Оперативное внедрение предпологает внедрение штатных сотрудни–ков специализированных подразделений по борьбе с организованной прес– тупностью либо лиц, содействующих этим органам в осуществлении опе –ративно–розыскных мероприятий, в организованные группы, банды, преступные организации и сообщества. Контролируемая поставка предпологает поставку, покупку, продажу, перемещение денег, ценных бумаг, предметов, находящихся в легальном и нелегальном обороте. Могут проводить иные контролируемые операции с предметами, являющимися орудием или средством совершения преступле–ния, либо предметами, добытыми преступным путём, либо предметами, опе–рация с которыми образует состав преступления. Проверочная закупка – оперативно–розыскное мероприятие, широко применяемое в деятельности подразделений по борьбе с экономическими преступлениями. Оперативный эксперимент предпологает создание или воспроизведе–ние условий для проявления преступных намерений лиц, обоснованно по –дозреваемых в принадлежности к организованной группе, банде, преступной организации и сообществу, а также для обнаружения возможных объектов их преступных посягательств в целях своевременного выявления, предуп –реждения, пресечения, раскрытия преступлений либо снижения обществен –ной опасности и возможного вреда. При этом в соответствии со ст. 8 Фе –дерального закона “Об оперативно–розыскной деятельности” проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предуп–реждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.* ___________________ *Закон “ Об оперативно–розыскной деятельности в Российской Федерации “. // Российская газета. 1992. 29 апреля. 2. Оперативно–розыскное прогнозирование в борьбе с организованной преступностью По мере того как оперативно–розыскная деятельность получает право- вую и теоретическую базу, её функции становятся все более многогранны–ми, появляются возможности углубленного исследования явлений, составляющих её предмет. Одна из таких возможностей реализуется в прогнозировании. Прогностической оценкой охватываются явления, комплексы явлений, факторы, предопределяющие выбор оперативно–розыскной тактики в решении задач борьбы с организованной преступностью. Возможность предвидения заложена в самой природе человеческих понятий, которые складываются даже в процессе стихийно–эмпирического познания. Прогнозу как средству управления социальными процессами и регулятору тактических решений в сфере оперативно–розыскной деятельности присущи те же функции, что и прогнозу вообще. К такого рода функциям обычно относят: 1) выявление характера изменения определенной ситуации в условиях, когда на неё действуют стихийно складывающиеся влияния; 2) анализ изменения ситуация условиях, когда на неё оказывается оп- ределённое действие и когда известны цели и средства его осу –ществления; 3) определение характера ситуации, из которой необходимо исходить для достижения поставленной цели; 4) выявление изменения частных целей и средств при достижении главной цели. В качестве самостоятельных можно выделить следу–ющие виды оперативно–розыскного прогнозирования: а) прогнозирование вероятного поведения членов ОПФ после совершения преступлений, что необходимо для выбора тактических приёмов их обна–ружения и задержания; б) прогнозирование вероятной ситуации, которая может сложиться в пе –риод оперативной проверки, чем определяется выбор и расстановка новых сил, подбор средств и избрание тактики оперативной проверки; в) прогнозирование вероятного поведения негласных сотрудников в опре- деленных условиях при выполнении заданий оперативных работников, что необходимо для их специальной подготовки, обучения и информационно–тактического обеспечения их деятельности; г) прогнозирование поведения неформальных групп с антиобщественной напрравленностью – для необходимости определения форм и методов про–филактического вмешательства ( в целях предотвращения их перерастания в ОНО ); д) прогнозирование индивудуального преступного поведения, осуществляе- мое в тех же целях, что и прогнозирование поведения неформальных групп. Все эти виды прогнозирования – не что иное, как получение инфор –мациио явлениях, которые не существуют в момент, когда делается прогноз. Происходит устранение неопределенности, причем это устранение качест –венно отличается от подобного процесса, характерного для познания прош–лого и настоящего. И прошлое, и настоящее имеют свойство отражаться в познании людей в виде материальных следов или идеальных моделей, в ко- торых многие элементы непосредственно воспринимается человеком. Буду–ющее же не может быть воспринято по законам отражения и передачей отражаемой информации. Оно представляется как мысленная логическая модель вероятного развития какого–либо процесса или возникновения какого–либо явления. В оперативно–розыскном прогнозировании можно выделить несколько типов предвидения. 1.Предвидение наступления каких–либо событий на основе простой повторяемости тех или иных явлений. Оно базируется на установлении связей между наблюдаемыми явлениями. Например, с наступлением рабочего дня ежедневно на определённом объекте появляются те или иные лица, и есть возможность визуально наблюдать и фиксировать их контакты. Прогноз предполагает повторение той же ситуации и в день проведения необходимых оперативно–розыскных действий. 2.Предвидение по аналогии: если в аналогичной ситуации, как правило, человек действует определенным образом, то следует ожидать таких же действий и в данной ситуации. Предвидение по аналогии позволяет определять место и время вероятного появления преступников; оно используется для оперативного прикрытия объектов с целью выявления карманных воров, мошенников, спекулянтов, грабителей. Применяется предвидение по аналогии для установления оперативного наблюдения и принятия оперативно–профилактических мер к лицам, отбывшим уголовное наказание, получившим отсрочку исполнения наказания, условно осужденным. На предвидении по аналогии основаны нормы соответствующих ве –домственных нормативных документов, в которых содержится перечень ка- тегорий лиц, подлежащих постановке на оперативно–розыскной (оперативно- профилактический) учет. Этот перечень охватывает тех, кто в аналогичных ситуациях ( например, после отбытия наказания, оказавшись в организованной преступной группе или приобщившись к потреблению наркотических средств и пр.) сохраняет или приобретает криминальную активность. 3. Предвидение на основе специфики объекта. Аналогия далеко не всегда обеспечивает верный прогноз, а следовательно, и верное тактическое решение. Объясняется это индивидуальными особенностями людей, которые даже а аналогичных условиях “заставляют” их поразному вести себя. Нап-ример, не все ранее судимые, даже за тяжкие преступления, вновь соверша–ют преступления; далеко не все, кто временно не работает, попадают в сре-ду преступников; не все безнадзорные подростки совершают кражи. Все типы оперативно–розыскного прогнозирования благоприятно ска–зываются на качестве ОРД во всех её формах. Во–первых, повышается темп оперативно–розыскных мероприятий, поскольку тактическое прогнозирование заставляет принимать решения и действовать. Во–вторых, оно способствует стремлению к пополнению информации, а в результате повышают активность оперативно–розыскной деятельности. Реализация данной закономерности происходит по следующей схеме: построение прогноза связано с оценкой имеющихся исходных дан –ных, характеризующих общую ситуацию и ОПФ; обнаруживаются недостающие знания, что препятствует достаточно точным и даже альтернативным тактическим прогнозам; возникает потребность в дополнительной информации; определяется содержание и объём недостающих знаний; намечаются оперативно–розыскные мероприятия по получению допол- нительной информации; подбираются силы, средства, избираются методы получения такой ин –формации; организуются мероприятия, которые и обеспечивают динамичность оперативного поиска и проверки. Таким образом, будучи важнейшим элементом оперативно–розыскной тактики, сам процесс прогностического мышления стимулирует поиск новых фактов, углубление в изучение соответствующих лиц или среды, способствует совершенствованию познавательной деятельности оперативных работников уже тем, что требует сбора дополнительной информации, без которой “видение”, а точнее предвидение оказывается неясным. В данном случае действует правило обратной связи: чтобы действо –вать рационально, необходимо предвидеть ситуацию; чтобы достичь такого предвидения, необходимо собрать как можно больше информации. Так сти- мулируется фактор тактической активности – важнейшее условие эффективности оперативно–розыскной деятельности. В–третьих, благодаря оперативно–розыскному прогнозированию ис–пользуются многие резервы для пополнения информации. Такие резервы имеются фактически в любой ситуации. Это оперативные контакты в среде ОПФ; проверки по оперативно–розыскному учету соседних органов внутренних дел и в регионах, где проверяемый мог ранее проживать, имеет родственников и связи; негласная оперативная проверка связей проверяемого. В–четвёртых, получение оперативно–розыскных прогнозов существен- но повышает качество тактических решений, в частности за счет более пол- ной осведомлённости, достигаемой в ходе прогнозирования. При этом дейст- вует основная закономерность тактики: чем выше осведомленность, тем эф–фективнее оперативно–розыскные мероприятия. Таким образом, оперативно–тактическое прогнозирование призвано оптимизировать оперативно–розыскные мероприятия, то есть сделать их максимально результативными, законспирированными, экономичными по затрате сил и времени. Оперативно–тактический прогноз сплошь и рядом при его высокой точности непосредственно “диктует” тактическое решение, обеспечивая достижение цели оперативно–розыскного мероприятия, обнаружения преступников, оружия, похищенных предметов в конкретных местах, “высчитанных” с помощью прогнозирования. В–пятых, оперативно–розыскное прогнозирование гарантирует от оши- |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|