рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Организованная преступность

границ других стран. Это обстоятельство особенно важно учитывать

в борьбе с наркобизнесом, незаконным оборотом оружия, радиоактивных

и иных особо опасных веществ.*

Взаимодействие с таможенными органами

Взаимодействие с таможенными органами строится, прежде всего,

ис–ходя из положений Таможенного кодекса Российской Федерации. В соот

–ветствии со ст. 224 и 226 ТК РФ таможенные органы Российской

Федера–ции осуществляют оперативно–розыскную деятельность в целях:

выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших

противоправное деяние, признаваемое законодательством Российской Феде–

рации преступлением, производство дознания по которому отнесено к

ком–петенции таможенных органов Российской Федерации ( в соответствии

со ст. 22 ТК РФ ) таможенные органы Российской Федерации являются орга

–нами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты

таможен–ных платежей, о незаконных валютных операциях и иных деяниях

с ва –лютными ценностями, касающимися таможенного дела, а также по

делам об иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено

к компе–тенции таможенных органов Российской Федерации, при запросах

междуна-родных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных

орга –нов иностранных государств в соответствии с международными

договорами Российской Федерации по таможенным вопросам.

____________________

*Указ Президента Российской Федерации “О Федеральной пограничной

службе”. № 2316. //Ведомости. 1994. № 1.

ГЛАВА 3. ЭЛЕМЕНТЫ ОПЕРАТИВНО – РОЗЫСКНОЙ ТАКТИКИ В

БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

1. Общие элементы оперативно–розыскной тактики

в борьбе с организованной преступностью

Тактика – основная категория оперативно–розыскной деятельности,

поскольку именно тактика определяет набор видов

оперативно–розыскных мероприятий, их содержание и последовательность,

место, время, интенсивность поведения.

В сложной структуре тактики постоянно происходит сочетание мыс

–лительных процессов ( оценка исходной информации, предвидение развития

ситуаций, принятие решений, оценка возможности их реализации ) и конк

–ретных действий оперативных работников, лиц, оказывающих

содействие органам, осуществляющим ОРД, иных лиц, включенных в

реализацию так–тических решений.

Тактика борьбы с организованной преступностью использует много

–летний опыт оперативных аппаратов, их успешных операций, стратегичес

–ких и тактических просчетов, сохраняет все традиционные элементы, учи

–тывает комплекс факторов, обусловливающих устойчивость, живучесть,

приспособленность и видоизменения организованной преступности.

Оперативно-розыскная тактика по своему содержанию

предполагает:

мышление оперативного работника, включающее оценку

оперативно–тактической ситуации, собственных сил, средств и

возможностей, сил и качеств противоборствующей стороны – преступной

среды;

выбор образа действия, линии поведения, самого оперативного работ

–ника, либо по его заданию (поручению ) лиц, оказывающих содействие;

сами действия, их последовательность, линию проведения, корректиру-

емые в зависимости от развития ситуаций ( получение подкреплений или

наоборот ).

При таком содержании оперативно–розыскной тактики определение её

понятие требует включения всех указанных элементов и может быть

сформулировано так:

оперативно–розыскная тактика– категория ОРД отражающая мышле–

ние оперативного работника, включающее оценку ситуации, своих

сил, средств и возможностей, сил и качеств противоборствующей

стороны и предопределяющее образ действия и линию поведения,

избираемые для дос-

тижения целей предупреждения и раскрытия преступлений и розыскной

работы.

Как уже было отмечено, тактику борьбы с организованной преступ

–ностью в значительной мере определяют, с одной стороны, маскировка её

системы ( структур, их состав, лидеров, финансовых операций, планов,

взаимоотношений с государственными органами, повседневной жизни

членов преступных объединений ) с другой – так называемая “активная

оборона”, то есть совокупность действий, направленных на

дестабилизацию правоохра–нительной системы.

Существует несколько уровней противоборства в зависимости от

мас–штабов деятельности преступных формирований.

Индивидуальный. Он, основываясь на преступном опыте

участников ОПФ, во многом воспринял “школы” преступных корпораций.

Сюда, например, входят: проверки окружения, смена адресов, укрытие

оружия, денег и ценностей, добытых преступным путём, в “надёжных”

местах, отделение этих улик от своей личности.

Групповой. Он базируется на общих групповых интересах. На этом

уровне проявляются две главные заботы: первая – обеспечение достижения

преступных целей любыми средствами, которые не приведут к провалу

участников групповой преступной деятельности; вторая – продление

существования, выживания и даже процветания группы, преступного

объединения. В этих целях активно используется разведка в отношении

конкурирующих преступных организаций, а также контрразведка в отношении

деятельности правоохранительных органов: с вовлечением их сотрудников

в преступную деятельность, проникновение в негласный аппарат,

выявление агентуры в своей среде, компрометация вышедших на след

преступников оперативных работников и успешно ведущих расследование

следователей и прокуроров.

Корпоративный. Этот уровень характерен для сложных структур ор

–ганизованной преступности, рассчитан на их устойчивость, в связи с

чем проявляется главная забота о покровителях, о продвижении их к

рычагам власти и о захвате представителями преступной корпорации

определённых позиций в государственном аппарате. Главный инструмент

маскировки на этом уровне, подкуп. Но отмечено и активное использование

политической демалогии, исторических подтасовок, националистической

идеологии, моло–дёжных течений, ошибок и злоупотреблений местной и

центральной влас –ти. На этом уровне практикуются искусно отработанные

методы маскиров –

ки, которые не вписываются даже в откровенно циничные нормы преступ–ной

среды. Практикуется, например, такой приём, направленный на обеспечение

безопасности системы: “сдают” правоохранительным органам часть

преступной организации для того, чтобы не была изобличена вся

структура.

Например, входе оперативной проверки одной из преступных

органи–заций, осуществлённой сотрудниками МУРа в конце 80-х годов, было

уста–новлено, что некоторые московские “воры в законе” – рецидивисты с

совре–

менной культурной “окраской” – оказались связаны с сотрудниками

алмаа–тинского зоопарка; “специалистами” Мосгорисполком, срочно, за

сутки офор-мляющими им заграничные паспорта и выезд в Болгарию; со

столичным меценатом–кооператором; с проворовавшимся тверским

зверосовхозом; с артистами, выступающими в Болгарии под эгидой

софийского филиала московского театра “Союз”; с итальянской мафией,

допустившей к порнобизнесу на гастроли в Италию “звезд стриптиза”, а

точнее, валютных проституток из России; наконец, с американскими

спецслужбами, позволившим этим проституткам промышлять на военных

базах США расположенных в Италии.

Широкие возможности для совершенствования организации и тактике

оперативно–розыскной деятельности заложены в Федеральном законе “Об

оперативно–розыскной деятельности”. В соответствии с этим законом в

до–полнение к ранее определенному Закону Российской Федерации “Об

опе–ративно–розыскной деятельности в Российской Федерации” перечнем

опе –ративно–розыскных мероприятий ( опрос граждан, наведение справок,

сбор образцов для сравнительного исследования, на блюдение, контроль

почто–вых отправлений, подслушивание телефонных и иных переговоров и

т.д. ) дополнительно введены следующие оперативно–розыскные

мероприятия: оперативное внедрение; контролируемая поставка;

оперативный эксперимент; проверочная закупка.

Закон предпологает, что процесс и результаты проведения

указании оперативно–розыскных мероприятий отражаются в делах

оперативного уче-та для последующей оценки и использования в уголовном

судопроизводст-ве.

Оперативное внедрение предпологает внедрение штатных

сотрудни–ков специализированных подразделений по борьбе с

организованной прес–

тупностью либо лиц, содействующих этим органам в осуществлении опе

–ративно–розыскных мероприятий, в организованные группы, банды,

преступные организации и сообщества.

Контролируемая поставка предпологает поставку, покупку, продажу,

перемещение денег, ценных бумаг, предметов, находящихся в легальном и

нелегальном обороте. Могут проводить иные контролируемые операции с

предметами, являющимися орудием или средством совершения

преступле–ния, либо предметами, добытыми преступным путём, либо

предметами, опе–рация с которыми образует состав преступления.

Проверочная закупка – оперативно–розыскное мероприятие, широко

применяемое в деятельности подразделений по борьбе с экономическими

преступлениями.

Оперативный эксперимент предпологает создание или

воспроизведе–ние условий для проявления преступных намерений лиц,

обоснованно по –дозреваемых в принадлежности к организованной группе,

банде, преступной организации и сообществу, а также для обнаружения

возможных объектов их преступных посягательств в целях своевременного

выявления, предуп –реждения, пресечения, раскрытия преступлений либо

снижения обществен –ной опасности и возможного вреда. При этом в

соответствии со ст. 8 Фе –дерального закона “Об оперативно–розыскной

деятельности” проведение оперативного эксперимента допускается только в

целях выявления, предуп–реждения, пресечения и раскрытия тяжкого

преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их

подготавливающих, совершающих или совершивших.*

___________________

*Закон “ Об оперативно–розыскной деятельности в Российской Федерации “.

// Российская газета. 1992. 29 апреля.

2. Оперативно–розыскное прогнозирование в борьбе с организованной

преступностью

По мере того как оперативно–розыскная деятельность получает право-

вую и теоретическую базу, её функции становятся все более

многогранны–ми, появляются возможности углубленного исследования

явлений, составляющих её предмет. Одна из таких возможностей

реализуется в прогнозировании. Прогностической оценкой охватываются

явления, комплексы явлений, факторы, предопределяющие выбор

оперативно–розыскной тактики в решении задач борьбы с организованной

преступностью.

Возможность предвидения заложена в самой природе

человеческих понятий, которые складываются даже в процессе

стихийно–эмпирического познания. Прогнозу как средству управления

социальными процессами и регулятору тактических решений в сфере

оперативно–розыскной деятельности присущи те же функции, что и прогнозу

вообще. К такого рода функциям обычно относят:

1) выявление характера изменения определенной ситуации в условиях,

когда на неё действуют стихийно складывающиеся влияния;

2) анализ изменения ситуация условиях, когда на неё оказывается оп-

ределённое действие и когда известны цели и средства его осу

–ществления;

3) определение характера ситуации, из которой необходимо

исходить для достижения поставленной цели;

4) выявление изменения частных целей и средств при

достижении главной цели. В качестве самостоятельных можно

выделить следу–ющие виды оперативно–розыскного прогнозирования:

а) прогнозирование вероятного поведения членов ОПФ после совершения

преступлений, что необходимо для выбора тактических приёмов их

обна–ружения и задержания;

б) прогнозирование вероятной ситуации, которая может сложиться в пе

–риод оперативной проверки, чем определяется выбор и расстановка новых

сил, подбор средств и избрание тактики оперативной проверки;

в) прогнозирование вероятного поведения негласных сотрудников в опре-

деленных условиях при выполнении заданий оперативных работников, что

необходимо для их специальной подготовки, обучения и

информационно–тактического обеспечения их деятельности;

г) прогнозирование поведения неформальных групп с антиобщественной

напрравленностью – для необходимости определения форм и методов

про–филактического вмешательства ( в целях предотвращения их

перерастания в ОНО );

д) прогнозирование индивудуального преступного поведения, осуществляе-

мое в тех же целях, что и прогнозирование поведения неформальных

групп.

Все эти виды прогнозирования – не что иное, как получение инфор

–мациио явлениях, которые не существуют в момент, когда делается

прогноз.

Происходит устранение неопределенности, причем это устранение качест

–венно отличается от подобного процесса, характерного для познания

прош–лого и настоящего. И прошлое, и настоящее имеют свойство

отражаться в познании людей в виде материальных следов или идеальных

моделей, в ко-

торых многие элементы непосредственно воспринимается человеком.

Буду–ющее же не может быть воспринято по законам отражения и

передачей отражаемой информации. Оно представляется как мысленная

логическая модель вероятного развития какого–либо процесса или

возникновения какого–либо явления.

В оперативно–розыскном прогнозировании можно выделить несколько

типов предвидения.

1.Предвидение наступления каких–либо событий на основе простой

повторяемости тех или иных явлений. Оно базируется на

установлении связей между наблюдаемыми явлениями. Например, с

наступлением рабочего дня ежедневно на определённом объекте появляются

те или иные лица, и есть возможность визуально наблюдать и фиксировать

их контакты. Прогноз предполагает повторение той же ситуации и в день

проведения необходимых оперативно–розыскных действий.

2.Предвидение по аналогии: если в аналогичной ситуации, как

правило, человек действует определенным образом, то следует ожидать

таких же действий и в данной ситуации. Предвидение по аналогии

позволяет определять место и время вероятного появления преступников;

оно используется для оперативного прикрытия объектов с целью выявления

карманных воров, мошенников, спекулянтов, грабителей.

Применяется предвидение по аналогии для установления оперативного

наблюдения и принятия оперативно–профилактических мер к лицам, отбывшим

уголовное наказание, получившим отсрочку исполнения наказания, условно

осужденным.

На предвидении по аналогии основаны нормы соответствующих ве

–домственных нормативных документов, в которых содержится перечень ка-

тегорий лиц, подлежащих постановке на оперативно–розыскной (оперативно-

профилактический) учет. Этот перечень охватывает тех, кто в аналогичных

ситуациях ( например, после отбытия наказания, оказавшись в

организованной преступной группе или приобщившись к потреблению

наркотических средств и пр.) сохраняет или приобретает криминальную

активность.

3. Предвидение на основе специфики объекта. Аналогия далеко

не всегда обеспечивает верный прогноз, а следовательно, и верное

тактическое решение. Объясняется это индивидуальными особенностями

людей, которые даже а аналогичных условиях “заставляют” их поразному

вести себя. Нап-ример, не все ранее судимые, даже за тяжкие

преступления, вновь соверша–ют преступления; далеко не все, кто

временно не работает, попадают в сре-ду преступников; не все

безнадзорные подростки совершают кражи.

Все типы оперативно–розыскного прогнозирования благоприятно

ска–зываются на качестве ОРД во всех её формах.

Во–первых, повышается темп оперативно–розыскных мероприятий,

поскольку тактическое прогнозирование заставляет принимать решения

и действовать.

Во–вторых, оно способствует стремлению к пополнению информации, а

в результате повышают активность оперативно–розыскной деятельности.

Реализация данной закономерности происходит по следующей схеме:

построение прогноза связано с оценкой имеющихся исходных дан

–ных, характеризующих общую ситуацию и ОПФ;

обнаруживаются недостающие знания, что препятствует

достаточно точным и даже альтернативным тактическим прогнозам;

возникает потребность в дополнительной информации;

определяется содержание и объём недостающих знаний;

намечаются оперативно–розыскные мероприятия по получению допол-

нительной информации;

подбираются силы, средства, избираются методы получения такой ин

–формации;

организуются мероприятия, которые и обеспечивают динамичность

оперативного поиска и проверки.

Таким образом, будучи важнейшим элементом оперативно–розыскной

тактики, сам процесс прогностического мышления стимулирует поиск новых

фактов, углубление в изучение соответствующих лиц или среды,

способствует совершенствованию познавательной деятельности оперативных

работников уже тем, что требует сбора дополнительной информации, без

которой “видение”, а точнее предвидение оказывается неясным.

В данном случае действует правило обратной связи: чтобы действо

–вать рационально, необходимо предвидеть ситуацию; чтобы достичь такого

предвидения, необходимо собрать как можно больше информации. Так сти-

мулируется фактор тактической активности – важнейшее условие

эффективности оперативно–розыскной деятельности.

В–третьих, благодаря оперативно–розыскному прогнозированию

ис–пользуются многие резервы для пополнения информации. Такие

резервы имеются фактически в любой ситуации. Это оперативные контакты в

среде ОПФ; проверки по оперативно–розыскному учету соседних органов

внутренних дел и в регионах, где проверяемый мог ранее проживать, имеет

родственников и связи; негласная оперативная проверка связей

проверяемого.

В–четвёртых, получение оперативно–розыскных прогнозов существен-

но повышает качество тактических решений, в частности за счет более пол-

ной осведомлённости, достигаемой в ходе прогнозирования. При этом дейст-

вует основная закономерность тактики: чем выше осведомленность, тем

эф–фективнее оперативно–розыскные мероприятия. Таким образом,

оперативно–тактическое прогнозирование призвано оптимизировать

оперативно–розыскные мероприятия, то есть сделать их максимально

результативными, законспирированными, экономичными по затрате сил и

времени.

Оперативно–тактический прогноз сплошь и рядом при его высокой

точности непосредственно “диктует” тактическое решение, обеспечивая

достижение цели оперативно–розыскного мероприятия, обнаружения

преступников, оружия, похищенных предметов в конкретных местах,

“высчитанных” с помощью прогнозирования.

В–пятых, оперативно–розыскное прогнозирование гарантирует от оши-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.