рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Образование правового государства

творчестве права.

Пусть экономические условия влияют на идейную сторону. Но

психика человека не просто отражение экономики, она имеет свои законы

действия и развития. В борьбе за право не все сводится к отстаиванию

своих материальных выгод. Борцами за новое право выступают не только те,

кто может непосредственно выгадать от изменения, но и те, кто может

потерять. Впечатление экономического неравенства, страдание одних при

роскоши других, порождает идею несправедливости такого порядка даже в

тех, для кого сохранение его составляет прямой расчет. Это объясняется

тем, что новое впечатление падает на подготовленную ранее идейную почву и в

сочетании с другими представлениями двигает мысль и волю человека в

направлении, противоположном его материальным интересам.

С другой стороны, неверна картина образования права, рисуемая

экономическим материализмом, и в том отношении, что весь процесс

правообразования приобретает характер механический, с устранением

сознательности. Экономический материализм как бы не признает

сознательную борьбу за право, хотя социал-демократия, принявшая это

учение как основу политики, стремилась всем силами развить у рабочих

сознательность и организовать их для борьбы. Экономический материализм

игнорирует идею психического труда в образовании права. А между тем

духовная инициатива и духовная инерция в процессе образования права

играют выдающуюся роль.

Исторический процесс и его изображение оказывается не столь

закономерным, сколь диалектическим. Переход к капиталистическому строю и

от капиталистического к социалистическому состоит в развитии и

примирении противоречий. В сущности весь исторический процесс, а

следовательно, и процесс правообразования представляется в виде

"мертвого механизма", соответствующего процесса в физическом мире. В

общественной жизни, как и в природе, все явления таят в себе

противоречия, которые рано или поздно положат конец его существованию,

превратят его в собственную противоположность. Если теперь принять во

внимание, что право только надстройка в экономике и что экономика

развивается диалектическим путем, то легко прийти к выводу о

предопределенности права, что далеко не верно.

ТИПОЛОГИЯ ПРАВА

Типология права выступает предпосылкой многоаспектного,

разносторонне дифференцированного анализа правовой карты мира. В

философском плане она показывает единство общего (исторического типа

права), особенного (правовой семьи) и единичного (конкретной национальной

правовой системы).

Основополагающим объектом типологии права выступает категория

"правовая система", тесно связанная с такими исходными концептуальными

понятиями, как "правовая карта мира", "исторический тип права", "семья

правовых систем", "национальная правовая система". В самом узком смысле

под правовой системой понимается право определенного государства,

терминологически обозначаемое как "национальная система". Правовая система

– понятие более широкое, чем система права. Оно наряду с институционной

структурой права (системой права) включает в себя ряд других компонентов

правовой жизни общества, анализ которых позволяет увидеть такие стороны и

аспекты правового развития, которые не могут быть раскрыты путем анализа

одной лишь институционной структуры В понятии "правовая система", в

отличие от "системы права", отражается не столько внутренняя

согласованность отраслей права, сколько их автономность как

самостоятельных правовых образований.

Категория "правовая семья" служит для обозначения относительного

единства правовых систем, имевших сходные юридические признаки, и отражает

те особенности названных систем, которые обусловлены сходством их

конкретно-исторического развития: структуры, источников, ведущих

институтов и отраслей, правовой культуры, традиций и т.д. Она является

вторичной, вспомогательной по отношению к понятию "исторический тип

права", отражая прежде всего относительную самостоятельность правовой

формы, особенности технико-юридического содержания права. Таким образом,

под правовой семьей понимается более или менее широкая совокупность

национальных правовых систем в рамках одного типа права, объединенных

общностью исторического формирования, структуры источников, ведущих

отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального

аппарата юридической науки.

В самом широком смысле категория "правовая система" употребляется как

тождественная понятию "исторический тип права". Второе из этих понятий

охватывает обобщенную сущностную характеристику правовых систем одной

общественно-экономической формации и выражает то главное и самое

существенное, что свойственно каждой без исключения такой системе. Однако

категория "исторический тип права" не может охватить все разнообразие

правовых систем современности. При совпадении общих, существенных

признаков правовые системы различаются своими индивидуально-историческими

характеристиками.

Следует различать глобальную типологию права, основанную на социально-

экономических критериях и базирующуюся на юридических критериях

классификацию в рамках глобальной типологии. Понятия "типология" и

"классификация" далеко не тождественны. По сравнению о классификацией для

типологии права характерен более высокий уровень абстракции. Она

принимает во внимание лишь качественно однородную совокупность) все

единицы которой имеют общую закономерность развития. По сути дела, связь

типологии права и классификации может быть представлена как единство

общего и особенного." Типология опирается на классификацию, в логическом

плане процесса познания следует за ней, преодолевает ее недостатки,

является в этом смысле ее прямым продолжением", - пишет известный юрист

Сильченко Н.В. В глобальной типологии права устанавливается

принадлежность правовых систем современности к определенному

историческому типу права. Используемый для ее построения критерий

учитывает сущность правовых систем данной общественно-экономической

формации. Общественно-экономический и политический строй, таким образом,

может быть признан типологическим критерием и служит основой для

построения глобальной типологии правовых систем современности -

исторических типов права. Глобальная типология правовых систем

современности фиксирует то главное, без чего нет и не может быть

исторического типа права. Она характеризует правовые системы как

компоненты определенной общественно-экономической формации, выступающие в

разнообразных формах и проявлениях.

Проблема типологии права не исчерпывается соотношением общего и

специфического. Существует и другой, как бы промежуточный уровень, без

которого не может обойтись изучение правовых систем современности. Он

предполагает использование философской категории особенного как выражения

диалектической взаимосвязи общего и единичного в изучении правовых

систем современности. Речь в этом случае должна идти о тройственной

связи: 1)исторический тип права - 2)результат глобальной типологии права

(правовая семья) - 3)результат классификации (конкретная правовая

система).

В каждой национальной правовой системе обнаруживаются, во-первых,

определяемые общими закономерностями права черты, т.е. признаки,

свойственные всем правовым системам, праву вообще (всеобщие признаки), с

другой, - черты, объединяющие лишь с некоторыми из них в рамках

определенного исторического типа права (типологические признаки), в-

третьих, черты, объединяющие в рамках правовой семьи и правовой группы

(внутритиповые и внутрисемейные черты), и, наконец, черты, свойственные

только данной национальной правовой системе (специфические черты).

В рамках типологии права возможна и целесообразна последующая

классификация, которая учитывала бы конкретно-исторические, юридико-

технические и иные особенности различных правовых систем.

Классификация возможна как на уровне правовых систем, так и на уровне

ведущих отраслей права. Эти две разновидности внутри типовой классификации

не противоречат друг другу. Специфика отраслевой классификации

определяется задачей как можно более дифференцированного подхода к

правовой карте мира. При этом в каждом отдельном случае достаточно одного

или двух критериев. Таковыми могут выступать специфические правовые

институты, источники права (кодексы), сфера правоприменения и т.д. Одна и

та же правовая система может оказаться отнесенной к разным правовым

семьям в зависимости от того, какая отрасль права берется в качестве

критерия. Безусловно, что все отраслевые классификации в той или иной

мере содержат признаки, характеризующие классификацию и на уровне правовых

систем.

Классификацию правовых систем современности следует

рассматривать как сложную по структуре систему правовых семей, правовых

групп и отдельных национальных правовых систем. Внутри каждой правовой

семьи можно предусмотреть еще более дробные классификации, т.е. разделить

ее на несколько правовых групп. Например, в романо-германской правовой

семье выделяют группу французского права (романского) и группу германского

права, в правовой семье общего права - группу английского права и группу

американского права и т.д.

Для выделения основных правовых семей наиболее существенными являются

следующие взаимосвязанные три группы критериев: во-первых, исторический

генезис правовых систем; во-вторых, система источников права; в-третьих,

структура правовой системы - ведущие правовые институты и отрасли права.

Форма, система и иерархия источников права характеризуют состояние

правовых семей и представляют собой важнейшие критерии их классификации.

Если романо-германская правовая семья является писаным, кодифицированным

правом, т.е. совокупностью норм, получившим законодательное выражение,

где постоянное и обширное нормотворчество находит дорогу к закрепляемым

законом общим принципам, то англо-американское общее право противостоит

континентальному праву в том смысле) что в основе его лежит судебный

прецедент: оно представляет собой систему некодифицированного права.

При классификации правовых систем в целом следует принимать во

внимание места отраслей права - особенно ведущих, таких, как

конституционное, торговое, гражданское, уголовное, процессуальное. Одна

и та же правовая система может оказаться отнесенной к равным правовым

семьям в зависимости от того, какие отрасли права берутся в качестве

критерия. К примеру, правовые системы латино - американских стран при

классификации, разработанной на основе частного права, окажутся, с

некоторыми отклонениями, в романо - германской семье. Однако, при

классификации, основанной на конституционном праве, большинство этих

стран попадает в группу американского права в системе общего права. Что

же касается скандинавского права, то оно тяготеет к романо-германским

правовым системам, но если исходить из того, что здесь значительно менее

рельефна граница между частным и публичным правом, то оно окажется ближе к

"общему праву".

На основе трех взаимосвязанных критериев, таким образом, можно

выделить следующие основные восемь правовых семей: романо - германская

правовая семья; правовая семья общего права; скандинавская правовая семья;

латино-американская правовая семья; мусульманская правовая семья;

индусская правовая семья; семья обычного права; дальневосточная правовая

семья.

ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ПРАВА, ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.

В принципах права отражаются сущностные характеристики права.

Принципы права - это основные исходные идеи, отражающие структуру, рамки

существования права в обществе. На основе принципов права определяется

ролевое, функциональное назначение права в обществе, форма права

(источники права) и другие параметры права.

В связи с этим, принципы права подразделяются на виды -основные и

специальные. В свою очередь основные принципы права имеют деление на: 1)

общеправовые, среди которых - а)принцип господства права во

взаимоотношениях между его субъектами, б) принцип справедливости, в)

принцип гуманизма, г) принцип защиты прав и свобод человека и их

гарантированности, д) принцип единства прав, свобод, и обязанностей

субъектов права, е) принцип законности, ж) принцип необратимости

юридической ответственности (ответственность только за вину), з) принцип

народовластия;

2) межотраслевые принципы, существующие в ряде отраслей права, среди

которых - а) принцип личной ответственности за совершенное правонарушение

(уголовное, административное, гражданское право), б) принцип

состязательности (уголовное, гражданское право), в) принцип открытости

судебного процесса; 3) отраслевые принципы, существующие в конкретной

отрасли права, к примеру в гражданском праве - принцип диспозитивности.

Тесно примыкают к принципам права правовые аксиомы, среди которых,

например, такие: 1) все, что не запрещено - дозволено, 2) нельзя выступать

судьей в своем собственном деле, 3) правовой источник (закон), вводящий

новую меру наказания не имеет обратную силу и др.

Как было сказано выше, на основе принципов права определяются и

функции права в обществе. Многолетний опыт исследования понятия "функции

права" не привел на сегодняшний день к единообразному пониманию

проблемы. Если синтезировать многочисленные точки зрения по этому вопросу,

то можно увидеть, что в конечном счете под функцией права понимают либо

социальное назначение права, либо направления правового воздействия на

общественные отношения, либо и то и другое вместе взятое.

При понимании функции права как его социального назначения или

правового воздействия отождествляются тесно взаимосвязанные, но вместе с

тем не совпадающие категории, каждая из которых имеет собственное

значение и выполняет определенную методологическую роль при определении

понятия "функции права". Дело в том, что как социальное назначение, так и

направления воздействия на общественные отношения, взятые в отдельности,

не исчерпывают собой понятия функции права. Если под функцией права

понимать только его социальное назначение, то подобное понятие будет

носить слишком общий характер. Если же функцию права понимать только как

направление правового воздействия на общественные отношения, то упускается

ив виду направляющий момент такого воздействия.

В этой связи следует акцентировать внимание на нецелесообразности

противопоставлять направления правового воздействия - социальному

назначению, и наоборот, либо отождествлять их. Понятие функции права

должно охватывать одновременно как назначение права, так и вытекающие из

этого направления его воздействия на общественные отношения. Раскрывая

содержание какой-либо функции права, необходимо иметь в виду как связь

назначения права с направлениями его воздействия, так и зависимость

последнего от назначения права.

Неразрывная связь функций права с собственно правовой материей

обусловливает существование собственно юридических функций:

регулятивной и охранительной. Обе они - имманентные праву функции,

которые собственно, и характеризуют его как специфическое, качественно

самостоятельное образование. Более того, можно сказать, что существование

права как социального явления обусловлено именно необходимостью

осуществлять эти функции.

Резулятивная функция занимает главенствующее, определяющее место в

системе функций права. Выражается ли право в форме нормативных или

правоприменительных актов, осуществляется в общем или конкретных

правоотношениях, устанавливает ли правовой статус, правосубьектность

граждан, определяет ли компетенцию государственных органов и юридических

лиц - во всех этих формах проявляется его основное социальное назначение -

регулировать общественные отношения. Особенности этой функции заключаются

прежде всего в установлении позитивных правил поведения, в организации

общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей на основе

наиболее целесообразных норм. Когда речь идет о регулятивной функции,

то имеется в виду способность права предписывать, указывать варианты

поведения его субъектам, воздействовать на волю, безотносительно к

определенной социальной сфере, как это имеет место в реализации

конкретных социальных функций.

Алексеев С.С. выделяет в рамках регулятивной функции две подфункции:

регулятивную статическую и регулятивную динамическую. Резулятивная

статическая функция выражается в воздействии права на общественные

отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом

состоит одна из задач (назначений) правового регулирования. Право прежде

всего юридически утверждает, возводит в разряд "неприкосновенных" те

общественные отношения, которые представляют собой фундамент стабильности

общества, выражают в целом его интересы и интересы отдельной личности.

Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам

права собственности, юридическая суть которых в том и состоит, чтобы

закрепить экономические основы общественного устройства. Статическая

функция отчетливо выражена и в ряде других институтов, в том числе - в

институтах политических прав и обязанностей граждан, избирательном,

авторском и изобретательном праве.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на

общественные отношения путем оформления их движения, т.е. динамики. Она

воплощена, например, в институтах гражданского, административного,

трудового права, опосредующих хозяйственные процессы в экономике и других

сферах общественной жизни.

Характеристика регулятивной функции права предполагает выяснение

важнейших путей ее осуществления, поскольку любой из них играет

существенную роль во всем регулятивном процессе, осуществляемом правовой

системой. Наиболее характерными путями осуществления регулятивной функции

права являются: определение посредством норм права праводееспособности или

правосубьектности граждан, закрепление и изменение правового статуса

граждан, определение компетенции государственных органов, в том числе и

компетенции и полномочий должностных лиц, установление правового статуса

юридических лиц, определение юридических фактов, направленных на

возникновение, изменение и прекращение правоотношений, установление

конкретной правовой связи между субъектами права, определение

оптимального типа правового регулирования применительно к конкретным

общественным отношениям.

С учетом сказанного регулятивную функцию права можно определить как

обусловленное социальным назначением направление правового воздействия,

выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении

субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов

права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих

интересам общества, государства и граждан.

Необходимость в охране общественных отношений существовало всегда и

будет существовать до тех пор, пока будет функционировать общество. Право

как юридическое явление существовало не всегда, но с того момента, как

оно появляется, оно становится одним ив важнейших средств охраны

общественных отношений. Данное направление правового воздействия

представляет собой охранительную функцию.

Охранительная функция права - это обусловленное социальным назначением

направление правого воздействия, нацеленное на охрану общезначимых,

наиболее важных экономических, политических, национальных и иных

общественных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому - на

вытеснение отношений, чуждых данному обществу. Право, таким образом, с

одной стороны, охраняет общепризнанные фундаментальные общественные

отношения, а с другой - нацелено на вытеснение чуждых обществу отношений.

Искоренение нежелательных явлений из жизни общества -это уже вторичный

результат действия права, которое первоначально выступает как средство

охраны тех отношений, которые в такой охране нуждаются. А охраняя эти

отношения, право пресекает, запрещает, карает действия, нарушающие условия

нормального развития, противоречащие интересам общества, государства и

граждан и тем самым вытесняет их.

Не следует понимать охранительную функцию и так, будто она проявляется

лишь тогда, когда совершается правонарушение. Дело в том, что основное

назначение данной функции заключается прежде всего в предотвращении

нарушений норм права. Эффективность охранительной функции тем выше, чем

больше субъектов права подчинилось ее предписанию, выполнило требование

запреты Сам факт установления запрета или санкции оказывает серьезное

влияние на некоторых лиц, побуждает их воздерживаться от совершения

наказуемого поступка. А это означает, что достигается одна из целей

воздействия права - охраняется определенное общественное отношение.

Охранительную функцию не следует противопоставлять регулятивной в том

смысле, что первая - это негативная, поскольку включает в себя запреты,

санкции, ответственность, а вторая -позитивная, так как направлена на

координацию положительной деятельности субъектов права. Обе эти функции,

каждая по своему, выполняют важную задачу содействия развитию и

укреплению общественных отношений. Специфика охранительной функции состоит

в том, что она: во-первых, характеризует право как особый способ

воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой

санкции, установлением запретов и реализацией юридической ответственности;

во-вторых, служит информатором для субъектов общественных отношений о том,

какие социальные ценности взяты под охрану государством посредством

правовых предписаний; в-третьих, является показателем политического и

культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве. Способ

охраны очень часто зависит от развитости общества, от его политической

сущности.

Более четко прослеживаются характерные черты охранительной функции

права, если сравнить ее с правоохранительной деятельностью государства.

Общее назначение правоохранительной деятельности сводится к тому,

чтобы обеспечивать неуклонное выполнение субъектами права требований

закона, т.е. обеспечить соблюдение режима законности. Достигается это

предупреждением правонарушений, их расследованием, привлечением к

ответственности виновных. Таким образом, если охранительная функция права -

это действие самого права, то правоохранительная деятельность государства,

во-первых, является материальной гарантией соблюдения требований права,

поскольку это - действия специальных учреждений по охране права; во-

вторых, это действие не самого права, а внешнего по отношению к нему

фактора и, в-третьих, охранительная функция направлена на охрану

общественных отношений, а правоохранительная деятельность - на охрану

самого права.

Общество как чрезвычайно сложное целое подразделяется на определенные

сферы, типы общественных отношений. Абстрагируясь от более дробной

детализации, можно выделить три основные сферы или системы -

экономическую, политическую и духовную. В соответствии с этими сферами

выделяют также и три функции права: экономическая, политическая, и

воспитательная. Эти функции права можно назвать социальными. В самом общем

виде социальные функции права можно определить как направления правового

воздействия на соответствующие сферы общественной жизни. Так экономическая

функция представляет собой правовое воздействие на экономическую сферу,

политическая - на политическую, воспитательная - на духовную. При этом

следует иметь в виду, что социальные функции - это специфический ракурс

права, где регулятивная и охранительная функции "соединяются" в

обособленной, но однородной сфере социальных отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальное регулирование первобытных обществ можно

рассматривать в качестве предправового социального явления. В нем по

мере общественного развития, с численным ростом населения, с нарушением

однородности людей, появлением различий между людьми по происхождению, по

богатству все более накапливаются элементы, которые потом, когда

сложились необходимые социальные факторы, являются предпосылкой

появления права. Право при переходе общества к цивилизации возникло не

вдруг, не на пустом месте: его появление в какой-то мере было

подготовлено развитием системы социального регулирования первобытных

обществ.

Обществу в эпоху цивилизации потребовался принципиально новый

социальный регулятор, который смог бы выполнить по крайней мере две

задачи.

Первая - обеспечить в обстановке усложнения всей общественной жизни

функционирование общества как сложной и динамической системы,

целостного организма, несравненно более высокого порядка, чем

первобытное общество. И притом такое функционирование, которое

определяет глубинные (нормативные) начала общества. Непосредственно

существенную роль сыграли потребности экономических отношений,

складывающихся в условиях частной собственности, товарного производства и

рынка. Потребность закрепить, сделать незыблемой собственность,

создать беспрепятственное распоряжение ею, утвердить экономический

статус товаровладельцев, необходимость обеспечить для них устойчивые и

гарантированные экономические связи, постоянные, прочные и обязательные для

всех предпосылки хозяйственной, коммерческой деятельности, надежные и

стабильные предпосылки для самостоятельности, активности,

инициативного действия явились исходным источником многих важнейших

свойств юридической формы общественного регулирования.

Второй задачей в условиях цивилизации явилась необходимость

провести в жизнь исходное гуманитарное начало - закрепить и обеспечить

надлежащий статус автономной личности, ее индивидуальную свободу,

следствием чего в экономических отношениях является право собственности и

свобода договоров, а социально-политической сфере - личные,

политические и социальные права и свободы.

Возникновение этого социального регулятора, получившего

название "право", связано с формированием государственной власти, ее

институционного выражения - государства. Возникновение права

непосредственно обусловлено требованиями самого общества, вступившего в

эпоху цивилизации, прежде всего требованиями обеспечения его

целостности, товарно-рыночной экономики, а также гуманитарными

началами. А вот обретение этим принципиально новым регулятором

необходимых свойств, позволяющих ему быть мощной силой, способной

решать новые сложные задачи, невозможно без государства, без

взаимодействия с ним.

На современном этапе развития общества существенное значение

приобретают нравственная сторона жизни людей, начала гуманизма, духовные

принципы и ценности. И эти духовные начала, принципы, ценности в нынешнее

время в наибольшей степени могут быть выражены как раз в праве, именно в

праве они реализуются в самых существенных для человека категориях -

свободы, справедливости, юридического равенства и юридической

защищенности личности. С этой точки зрения, право призвано стать своего

рода стержнем дальнейшего развития общества.

Ценности права - великое достижение цивилизации и культуры

-складывались веками, накапливались многотрудным опытом человечества,

закалялись в его испытаниях. Их важнейшее свойство - непрерывность в

развитии, накопление и утверждение все более совершенных и искусных

механизмов и форм, когда право обретает особые качества - возникает

последовательная правозаконность. И первейшая задача нынешнего времени -

восприятие ценностей мировой правовой культуры, творческий поиск

теоретических решений во имя возрождения нашего Отечества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев С.С. Право: время новых подходов// Сов.государство и право.

1981 №3

2. Алексеев С.С. К вопросу об общем понятии права// Государство и право.

1993 г.№ 3.

3. Бабаев В. К. Право как логическая система. М. ,1988 г.

4. Лившиц Р.3. Государство и право в современном обществе: необходимость

новых подходов// Сов.государство и право.1990 г.№ 12.

5. Сильченко Н.В. Роль и место понятия "типология" в понятийном аппарате

общей теории государства и права// Право и правотворчество: вопросы

теории. М., 1982 г.

6. Лившиц Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. М. ,1992 г.

7. Основы государства и права. Под. ред. А.Д.Кашина. "Высшая школа", М.,

1987 г.

8. Алексеев С.С. Теория права. "БЕК", 1994г.

9. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. "Юрист" 1995г.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.