рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


НЕКОТОРЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНО-СТИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ. Курсовая Работа.

каковы природа силы и границы ее использования в современных международных

отношениях, каковы перспективы национального суверенитета, как сложится

судьба существующих военно-политических альянсов, как предотвратить

возрождение блоковой политики и скатывание нынешней системы международных

отношений к хаосу и т.д.? Внушают опасение и попытки некоторых государств

и коалиций (США и НАТО) интерпретировать понятие кооперационной

безопасности в выгодном для себя смысле и построить не равноправную, а

иерархичную систему международных отношений.

I.2. Современные вызовы безопасности.

Сегодня международные отношения переживают очередную в своей истории фазу

трансформации, источником которой стало окончание «холодной войны». В

период холодной войны подходы к обеспечению международной безопасности

определяла биполярная система международных отношений. Роль двух

сверхдержав в процессе ее сохранения была очень велика. После крушения

Советского Союза и окончания холодной войны этот процесс не только

усложнился, но и приобрел новые параметры. Этот процесс совпал с

прогрессирующей динамикой глобализации. Обе эти тенденции

взаимопереплетаются, требуя своего анализа и определения на их основе

новых координат развития мирового сообщества.

Это относится не только к решению экономических проблем и проблем

деградации окружающей среды, но и к совместному поиску правового

разрешения противоречия между стремлением к самоуправлению и групповой

самоидентификации и сохранением целостности государств, между ростом

сепаратизма и нерушимостью границ, между стремлением субнациональных групп

и регионов к суверенитетом нации-государства, частью которого они

являются.

Сегодня вызовы безопасности связаны с глобальным кризисом систем

общественной и политической организации и идеологических устоев. Можно

выделить четыре группы вызовов:

1. Это вызовы, касающиеся меняющегося места государства в составе акторов

международных отношений. Во-первых, в условиях глобализации снижается

уровень значимости государства. Особо сильно это отражается на

государствах, появившихся в результате насаждения такой формы общественной

жизни европейскими странами. Во-вторых, вследствие роста

антигосударственных тенденций, в частности проявляющихся в пропаганде СМИ.

В-третьих, дестабилизирующее влияние на государство оказывают

трансграничные переливы краткосрочных капиталов, действия международных

финансовых спекулянтов. И, в-четвертых, идет формирование архаических

общностей на основе племенной, этнической и религиозной идентификации, что

несет в себе угрозы сепаратизма, этнического и религиозного экстремизма.

2. Эта группа связана с нарастанием экономического разрыва и социальной

разобщенности и социальной разобщенности между странами, нардами и

социальными группами.

3. Третья группа вызовов является следствием научно-технической революции.

4. Связана с дефицитом ресурсов в условиях перенаселения планеты.

В этих условиях формируются особые режимы в области безопасности.

Режимы в области безопасности - системы принципов, норм, правил и процедур

принятия решений, регулирующих отдельные аспекты взаимоотношений между

государствами в области безопасности. Режим существует, если можно

идентифицировать все три элемента и когда режим контролирует достаточно

переменных в данной области, чтобы влиять на поведение сторон. Основываясь

на этих критериях, Г.Моллер выделял четыре режима в области безопасности:

1. Режим стратегических ядерных вооружений.

2. Европейский военный порядок (договор о ОВСЕ, стокгольмско-парижские

соглашения о мерах по укреплению доверия, договор о РСД и др.).

3. Режим предотвращения ядерной войны (в дополнение к различным

международным соглашениям в него входит и установившаяся недавно практика

не держать ядерные вооружения в слишком высокой степени боеготовности).

4. Режим ядерного нераспространения.

Обычно в основе работоспособных режимов лежат нормы. Большинство из

существующих сегодня эффективных институтов основываются на

распространенных во время их создания нормах, которые их создатели

зафиксировали в соглашениях. Примером может служить ГАТТ и его преемница

ВТО, чьи правила основываются на принципе недискриминации.

Можно выделить следующие тенденции в развитии установленных ООН глобальных

режимов:

1. Развитие международных режимов в рамках системы ООН существенно

расширило те области международной жизни, которые регулируются нормами и

правилами.

2. Не все глобальные режимы увеличили свою силу на протяжении второй

половины столетия. Некоторые просто являются модификациями режимов,

существовавших до Второй мировой войны. Другие прекратили свое

существование.

3. Режимы дают дополнительную защиту основным прерогативам государства

(например, территориальной целостности). Они же могут ослаблять контроль

государства над экономической и общественной деятельностью даже в пределах

их собственных границ.

4. Большинство возникших в рамках ООН режимов снизили барьеры движению

товаров и услуг. Они сумели достичь этого путем установления

законодательной базы для использования океанов и воздушного пространства,

уменьшения возможности повреждения товаров и информации, проходящих

транзитом через территорию третьих государств, обеспечения технической

совместимости разных систем, предотвращения ущерба вызываемого

международной торговлей (перенос инфекционных заболеваний, ущерб для

окружающей среды).

5. Глобальные режимы являются результатом переговоров между государствами

и негосударственными акторами. В то же время в случае проблем, связанных с

основами политического или экономического порядка, роль связанных с ООН

институтов по-прежнему является ключевой в их разрешении.

Существует вопрос, как режимы могут быть эффективны в решении возникающих

проблем, при отсутствии верховной власти, наделенной полномочиями,

возможностями и политической волей для обеспечения выполнения основных

правил? Режимы достаточно слабо управляются. Если провести различие между

режимами как институтами и организациями как материальными единицами с

офисами, бюджетами, персоналом юридическим лицом, можно сказать, что

подход к управлению, основанный на режимах, подчеркивает идею \"управления

без правительства\" и может выполнять функции управления, минимизируя

образование новых бюрократических и административных структур.

Значительная часть работы по выполнению положений международного режима

передается индивидуальным членам, которые обычно достаточно организованы,

независимо от того, являются ли они государствами или негосударственными

акторами.

I.3. Региональные проблемы безопасности.

Итак, становится очевидным зависимость региональной политики в области

безопасности от процессов, происходящих в мире. Следовательно проблемы

региональной безопасности, особенно такого региона как Ближний Восток, не

могут рассматриваться без учета политики в области международной

безопасности.

Политологи классифицируют безопасность с точки зрения стабильности и

дестабилизации системы международных отношений — международная или

системная безопасность; по уровню взаимодействия государств — глобальная

или региональная безопасность; по количеству участников взаимодействия —

национальная, государственная, групповая и т.д.

Региональная безопасность представляет собой суммарное представление о

национальной безопасности (или представление о возможности избавления от

внешних угроз) факторов региональной системы международных отношений и

мерах (индивидуальных или коллективных), которые можно предпринять в

определенном пространстве и времени. Безопасность отдельно взятых факторов

региональной системы принято понимать как отступление внешних и внутренних

угроз.

Силовые возможности большинства развивающихся стран весьма ограничены. Для

компенсации своей слабости и уязвимости они вынуждены вступать в

международные организации в надежде на их защиту (ООН, ЛАГ, ССАГПЗ, ОИК и

т. п.), заключать соглашения по безопасности с внерегиональными

государствами (Израиль — США; Кувейт -США и т. п.) или вступать в

официальные или неформальные альянсы между собой (Сирия — Иран и т. п.).

В период холодной войны подходы к обеспечению международной безопасности

определяла биполярная система международных отношений. Роль двух

сверхдержав в процессе ее сохранения была очень велика. После крушения

Советского Союза и окончания холодной войны этот процесс не только

усложнился, но и приобрел новые параметры. Соединенные Штаты, как

единственная ныне сверхдержава, намереваются взять на себя главную

ответственность за сохранение всеобщего мира и стабильности. Тем не менее

возможности США ограничены, и они не способны решать все проблемы,

осложняющие процесс обеспечения безопасности на глобальном или

региональном уровнях только своими силами. Новая ситуация, сложившаяся в

мире, затрагивает прежде всего государства Ближнего Востока. Особенностью

этого ареала является социально-экономическая отсталость, характерная для

большинства его стран, неурегулированность пограничных проблем, высокий

уровень конфликтности. Все это можно расценивать как следствие

колониального прошлого. В период холодной войны лидеры двух

противоборствующих блоков контролировали конфликты, происходившие на

территории региона. Они стремились не допустить их перехода на глобальный

уровень. С другой стороны, обе сверхдержавы были заинтересованы в большем

числе союзников, чтобы более успешно конкурировать между собой. Подобная

ситуация позволяла государствам «третьего мира» успешно балансировать

между двумя глобальными «центрами силы», решая таким образом проблему

обеспечения региональной безопасности.

После окончания холодной войны афро-азиатские государства оказались в

ситуации, когда высокоразвитые индустриальные страны проявляют готовность

оказывать помощь в сохранении статус-кво лишь тем регионам, в которых они

заинтересованы в силу тех иных экономических или политических причин.

Однако многие происходящие там межэтнические и религиозные конфликты не

привлекают к себе внимания мирового сообщества. Игнорирование ведущими

мировыми державами проблем региональной стабильности обостряет борьбу

между региональными «центрами силы», что в свою очередь приводит к

осложнению процесса обеспечения региональной безопасности как части

безопасности глобального характера.

Вместе с тем новая расстановка сил в мире способствует тому, что

появляются иные, не связанные, как прежде, с фактором деятельности двух

великих держав перспективы урегулирования отдельных конфликтных ситуаций.

Однако и в этом случае реализация подобных перспектив о чем

свидетельствует, в частности, опыт урегулирования ближневосточного

конфликта. В постконфронтационную эпоху меняются как источники глобальной

и региональной нестабильности, так и способы обеспечения безопасности, что

продемонстрировал кризис в Персидском заливе, возникший в результате

иракской агрессии против Кувейта в августе 1990 г. Этот кризис показал

также и опасность распространения оружия массового поражения, угрожающего

сохранению международной безопасности. Поэтому весьма актуальными

продолжают оставаться проблемы, связанные с гонкой вооружения и контролем

над вооружением.

Таким образом, объектом традиционных проблем безопасности является

государство, а основной задачей является обеспечение выживания

государства. Исходя из этого видно, что к проблемам традиционной

безопасности относятся проблемы, связанные с защитой территории и

населения.

Среди проблем такого характера на Ближнем Востоке можно выделить

следующие:

— нерешенность - несмотря на значительные достижения мирного процесса -

коренных вопросов ближневосточного урегулирования, в том числе

палестинской проблемы (форма государственности, границы, беженцы и др.) и

возвращения Сирии Голанских высот;

— дисбаланс военных сил между арабскими странами и Израилем в пользу

последнего, учитывая технологический «отрыв» Израиля от арабских

государств, а также наличие израильского ядерного потенциала, который

может в нынешних условиях, когда арабские страны присоединились к ДНЯО,

стать его «ядерной монополией»;

— возможность формирования политико-военного альянса двух ведущих в

военном отношении государств региона - Израиля и Турции, что ведет к еще

большим диспропорциям в соотношении сил в данном районе мира;

— неурегулированность ситуации вокруг Ирака;

— потенциальная угроза со стороны внерегиональных государств (некоторые из

арабских государств, стран Залива, называют в этой связи Иран); и др.

Однако сегодня в условиях глобализации, несмотря на важность сохранения

государственного суверенитета, экономические соображения учитываются

гораздо больше, чем в прошлом. Здесь и появляются проблемы безопасности

нетрадиционного характера: нестабильность социально-экономического и

политического развития, религиозные и этнические конфликты, религиозный

фанатизм и воинствующий национализм, терроризм, организованная

преступность, «отмывание» незаконно нажитых денег, контрабанда,

незащищенность интеллектуальной собственности, незаконная миграция,

экологические катастрофы, массовые эпидемии и т.д.

На Ближнем Востоке это может выражается следующим образом:

— активность в национальном, региональном и международном контексте

радикальных, экстремистских и террористических элементов, что может не

только сорвать дальнейшее продвижение по пути ближневосточного

урегулирования, но и привести к изменению режимов в ряде стран региона;

— возможность возникновения конфликтов в связи с обострением проблемы

водных ресурсов как между странами региона, так и другими государствами;

— слабость экономических позиций большинства арабских стран, низкая

эффективность межарабских интеграционных связей, что существенно

увеличивает их зависимость от наиболее мощных государств мира и др.

Таким образом, нами были рассмотрены основные характеристики проблем

безопасности в современный период. Понятие безопасность по своей сути

осталось неизменным, однако вызовы, с которыми пришлось столкнуться

мировому сообществу в наши дни, коренным образом изменили подходы к

проблемам этого явления. Такое положение дел заставляет мировое сообщество

искать новые подходы для обеспечения безопасности своего государства,

региона. Все большую роль начинают играть нетрадиционные проблемы

безопасности, которые сегодня способны влиять расстановку сил не только в

отдельно взятом регионе, но и на ситуацию во всем мире в целом.

Ближний восток на современном этапе развития человечества является самым

противоречивым регионом мира. События, имеющие место быть здесь,

отражаются на состоянии стабильности всего мира, поэтому мировое

сообщество не может не уделять ему должного внимания. Проблемы, с которыми

сталкивается регион, подвергаются тщательному анализу и попыткам поиска

решений для установления стабильности в регионе.

Глава II. Некоторые нетрадиционные проблемы безопасности на Ближнем

Востоке.

Сегодня все большую важность приобретают региональные проблемы. Главной

проблемой становится угроза возникновения региональных конфликтов как

результат нестабильности. Идет дальнейшее распространение баллистических

ракет большой дальности, снаряженных оружием массового поражения,

увеличение их дальности и модернизация традиционных комплексов вооружения.

Угроза, возникшая вследствие обладания недемократическими государствами

ракет большой дальности, может превратить многие районы в зоны боевых

действий, сделать уязвимыми многие гражданские объекты и на длительный

срок парализовать общественную и экономическую жизнь, особенно в городах.

II.1 Проблема терроризма на Ближнем Востоке.

1. Исламский терроризм.

Ислам играет значительную роль в политике ближневосточных государств.

Однако в современных условиях, когда процессы глобализации становятся все

более явными, такая роль ислама приводит к негативным последствиям.

Насильственное насаждение элементов иной культуры сталкивается с

традициями, прошедшими многовековые испытания, народов Ближнего Востока, в

результате появляются течения наиболее остро реагирующие на такое

вторжение в жизненный уклад общества региона. Начинают возникать различные

группировки, союзы, общества, организации фундаменталистского толка, среди

которых наиболее радикальные позиции занимают исламские фундаменталисты.

В рамках религиозного, точнее религиозно-политического экстремизма, особую

опасность приобретают экстремистские структуры, действующие на основе

исламского фундаментализма. Это форма радикального ислама, связанная с

верой в то, что для возвращения исламским странам их могущества

правомерные мусульмане должны отказаться от всего того, что связано с

западными духовными ценностями и западным образом жизни. Надо вернуться к

истокам, к фундаменту ислама, в точно таком виде, каким его проповедовал

пророк Мухамед.

Более того, радикальные исламисты убеждены, что сам ислам как религия

оказался перед лицом смертельной опасности. Он может исчезнуть вследствие

обольщения современными светскими, материалистическими идеями и

соответствующим им образом жизни. Западные идеи и модели распространяют

«гяуры» (неверные) среди подражающих им наивных мусульман. Государство

эффективно умерщвляет истинный ислам через светское законодательство,

парламентаризм, научно-материалистическое образование, репрессированный

аппарат, средства массовой информации.

Иногда исламский терроризм пытаются разделить на шиитский и суннитский,

однако практически такое разделение провести очень трудно. Так, шиитский

Иран охотно поддерживает группировки фундаменталистов-суннитов.

Террористы-сунниты постоянно контактируют с террористами-шиитами. Дело в

том, что общего между теми и другими гораздо больше, чем особенностей.

В системе религиозно-политических экстремистских организации наиболее

активны в настоящее время «Братья-мусульмане», «Хезболла», «Аль-Джихад

аль-асами», а также ряд палестинских организации. Рассматривая современные

течения религиозно-политического терроризма, особенно исламского, и

прогнозируя его существование и расширение в достаточно длинной

перспективе, специалисты справедливо подчеркивают важность учета

социальных, в том числе глобальных его детерминант, необходимость поиска

путей снижения его опасности и масштабов не столько на путях силового

противодействия, сколько посредством поиска возможностей снятия

объективных факторов произрастания терроризма.

2. Националистический терроризм.

Однако проблема исламского терроризма не является единственной проблемой,

связанной с терроризмом, на Ближнем Востоке. Этническая пестрота региона

приводит к периодическим столкновениям между представителями различных

этносов, однако появления крупного межэтнического конфликта на Ближнем

Востоке вряд ли можно ожидать, т.к. в целом, несмотря на большое

количество этносов, этнический состав Ближнего Востока представлен двумя

крупными этносами - турками и арабами, состоящими из ряда более мелких, а

представители турок и арабов не заинтересованы в появлении такого

конфликта.

Тем не менее, увеличивающаяся этническая группа курдов и появление

государства Израиль в регионе приводят к периодическим всплескам

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.