рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Налоговая система РФ

ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической

политики.

Этими принципами должно руководствоваться любое государство при

построении налоговой системы, так как они обеспечивают выполнение всех

функций налогов. Однако при создании налоговой системы Российской Федерации

не был учтен мировой опыт, кроме того, не была правильно оценена

экономическая ситуация в стране, поэтому уже в первые дни действия

существующего налогового законодательства выявились многочисленные

противоречия. Непродуманные попытки исключить эти противоречия

многочисленными поправками в налоговом законодательстве привели в свою

очередь к нестабильности и еще большей противоречивости и запутанности.

Несмотря на все сказанное, в действующей налоговой системе есть и

положительные моменты. На данный момент налоговая система Российской

Федерации построена на следующих принципах:

1. Приоритетное направление по налоговым изъятиям приходится на обложение

хозяйствующих субъектов (юридических лиц). В условиях рыночной

экономики такое явление требует поэтапного (постепенного) переноса

налогового бремени на граждан.

2. Достаточно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами

доли косвенных налогов и относительно меньший – прямых. Причем доля

косвенных налогов в последнее время возрастает.

3. Создание разветвленной системы федеральной Госналогслужбы РФ снизу

доверху, непосредственное подчинение входящих в нее нижестоящих

структур вышестоящим, главной задачей которых является обеспечение

контроля за поступлением всех налогов, включая региональные и местные.

4. Наличие широкого перечня разнообразных льгот, преимущественно

направленных на стимулирование производства.

5. Разработаны и утверждены жесткие санкции за различные нарушения

налогового законодательства, включая меры финансовой, административной

и уголовной ответственности.

6. Установлена обязательность постановки всех субъектов

предпринимательской и хозяйственной деятельности на учет в налоговых

органах, с правом открытия расчетного счета в банках только после

регистрации в налоговых органах.

7. Определена первоочередность направления имеющихся у предприятий на

счетах средств на уплату налогов по сравнению с остальными расходами

предприятия.

Для налогоплательщиков предусмотрена возможность получения по их просьбе

отсрочек и рассрочек платежей в пределах текущего года, а также финансовых

санкций, если их применение может привести к банкротству и прекращению

дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.

Развитие налоговой системы России в 1990-х годах

Налоговая система Российской Федерации в 1992-1994 гг. по сравнению с

советской налоговой системой претерпела существенные изменения, т.к. смена

командно-административной системы управления на рыночную потребовала

пересмотра всей существующей налоговой политики. Но налоговая реформа не

была доведена до конца, и в существующей налоговой системе сохранились ряд

пережитков советской эпохи.

Главн2ым изменением налоговой системы стало то, что основными налогами,

обеспечивающими основную часть доходов бюджета, стали налог на добавленную

стоимость, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог и налог на имущество,

составляющие основу налоговых систем большинства стран мира. Эти налоги в

1998 г. обеспечили 86,7% от всех налоговых поступлений.

Наиболее важным достижением реформы стала замена налога с оборота на

налог на добавленную стоимость и акцизы.

Однако, изменив состав и структуру налоговых доходов, налоговая реформа

начала 1990-х гг. не смогла коренным образом изменить порядок взимания, а

также принципы начисления многих налогов, во многих случаях сохранив

практику советских времен. В основе этой практики осталась ориентация

налоговой системы страны на ее пополнение за счет государственных или

приватизированных предприятий (в отличие от развитых стран, где основу

налоговых поступлений составляет подоходный налог и доходы по социальному

страхованию). Т.о., для России характерен перекос в сторону корпоративных

доходов (прежде всего налога на прибыль) в ущерб налогам на доходы

физических лиц и конечное потребление. Этот перекос связан прежде всего с

тем, что достигнутый в России уровень налогообложения прибыли и доходов от

капитала является экономически завышенным и не стимулирует экономическое

развитие предприятий.

В условиях быстрого роста частного сектора сохранение прежней налоговой

практики взимания налогов неизбежно повлекло за собой снижение сбора по

налогам "рыночного" типа и уменьшение их доли в бюджетных доходах.

Половинчатость реформ породила кризис бюджетных поступлений, который

особенно остро проявился в 1993 г., когда в бюджетную систему России было

собрано всего 24,7% ВВП.

Второй серьезный шаг в реформировании налоговой системы страны был

сделан в 1995 г., когда были ликвидированы либо включены в федеральный

бюджет все внебюджетные фонды (включая Федеральный дорожный фонд), за

исключением четырех внебюджетных фондов системы социального страхования.

В последние годы ведется много разговоров о необходимости проведения

новой налоговой реформы. При этом предлагаются самые различные варианты

этой реформы, но, как говорится, "воз и ныне там". При проведении такой

реформы необходимо учитывать, что налоговые поступления зависят от двух

основных факторов: налоговой ставки и налогооблагаемой базы. Как писал А.

Лаффер, "рост налогового бремени может приводить к увеличению доходов

только до какого-то предела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом

часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост

налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета",

что и произошло в современной России. На перспективы изменения собираем

ости налогов также влияет структура налоговых поступлений в регионе: чем

более она диверсифицирована как по видам налогов, так и по отраслям

экономики, тем выше устойчивость налоговых платежей.

Важной особенностью 1999 г. стало практически повсеместное введение в

регионах страны налога с продаж (в том числе в Москве), налоговая ставка

которого варьируется по регионам в пределах 2-5%. Но вводя налог с продаж,

регионы в соответствии с законодательством должны отменить практически все

другие местные налоги.

На 2000 г. Правительство России планировало снижение налогового бремени

на 1,1% ВВП. В частности, с 01.01.2000 г. сократит количество ставок

подоходного налога с пяти до трех, при этом максимальная ставка снижается с

45% до 30% (для доходов свыше 150 тысяч рублей). Будут отменены некоторые

налоги: на доходы банков, с биржевой деятельности, гербовый сбор, налог на

реализацию горюче-смазочных материалов. Также будут снижены на 1%

отчисления в фонд социального страхования, (сейчас на соцстрах с фонда

оплаты труда берется 5,4%). Компенсировать это снижение налогового бремени

Правительство собирается за счет ужесточения порядка возмещения НДС

(возмещать будут только налог по товарам, оплаченным "живыми" деньгами),

индексирования ставки акцизов на подакцизные товары на 30% (на табачные

изделия - на 140%).

Недостатки налоговой системы России

Существующая налоговая страны требует серьезного реформирования, т.к. не

обеспечивает оптимального выполнения своих функций, т.к. с одной стороны

должна обеспечивать уровень сбора налогов, достаточный для покрытия

основных расходов бюджетов, а с другой стороны налоговая система страны

должна способствовать нормальному функционированию экономики государства,

экономическому росту и развитию территорий.

В сложившейся налоговой системе страны с экономической точки зрения

можно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить или

минимизировать:

1. Налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер,

что затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций

налогообложения. В первую очередь, это определяется высокой завышенной

по сравнению с развитыми странами ставки налога на прибыль (35%) и

налога на добавленную стоимость (20%), вследствие чего приоритетное

направление по налоговым изъятиям в России приходится на обложение

хозяйствующих субъектов (т.е. юридических лиц). В условиях рыночной

экономики это анахронизм. Необходимо постепенно переносить основную

тяжесть налогообложения на физических лиц, но этот процесс требует

последовательной и целенаправленной политики в течение многих лет.

2. Довольно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами

имеют косвенные налоги (налоги с оборота, продаж, различные сборы), а

не прямых, причем доля косвенных налогов постепенно возрастает.

3. Косвенные налоги и сборы в целом не способствуют стимулированию

эк8ономики и увеличению сбора налогов, скорее наоборот.

4. Неоптимальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц, т.к.

разрыв между группами лиц с наименьшими и наивысшими доходами

составляет 1:25, а в ставках налогообложения всего лишь 1:3. Поэтому

основная налоговая нагрузка падает на малообеспеченные слои населения,

а не на наиболее богатых.

Недостаточно эффективный контроль за сбором налогов, что выражается в

сокрытии доходов (т.е. большой доли теневой экономики), вследствие

чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до

50% налогов. Особенно важное значение в этом направлении приобретает

борьба за устранение неучтенного в налоговых целях наличного оборота

денежных средств (т.н. "черный налог"), доля которого, по разным

источникам, достигает 40% денежного оборота страны, вследствие чего

расчеты между юридическими лицами не через расчетные счета приводят к

недобору платежей в бюджет не менее чем на 20-25%.

5. Неэффективность существующих льгот. Сокращение налоговых льгот не

только сделает налоговую систему более нейтральной по отношению к

отдельным участникам экономической деятельности, не только поставит

дополнительные барьеры перед злоупотреблениями и коррупцией, но и

расширит налогооблагаемую базу. Но льготы, связанные со структурной

перестройкой экономики, развитием малого предпринимательства и

стимулированием инвестиций необходимо сохранить и даже расширить. В

этих условиях льготы должны иметь временный и направленный характер,

и, что важно, должны даваться участникам экономической деятельности, а

не отдельным территориям.

6. Усложненность налоговой системы РФ, т.к. на данный момент в России

насчитывается вместе с местными налогами свыше 100 различных налогов и

сборов. Требуется существенное упрощение налоговой системы страны, при

существенном снижении общего числа налогов и сборов. Необходимо

отменить ряд "нерыночных" налогов, которые взимаются с выручки, а не с

прибыли (это транспортный налог, сбор на содержание жилищного фонда и

др.), а также ряд налогов с целевым назначением (налог на

пользователей автомобильных дорог для развития дорожного хозяйства,

целевые налоги на содержание милиции). Требуется объединение налогов,

имеющих сходную налогооблагаемую базу (например, платежей за право

пользования природными ресурсами, акцизов на минеральное сырье и

платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы). Есть

предложение вместо действующих сейчас имущественных налогов ввести

единый налог на недвижимость. Следует отказаться от налогов-двойников,

т.е. от одноименных налогов, поступающих в разные бюджеты (например,

налог на прибыль. Более оправданным является наличие единых налогов с

88законодательным разделением долей, зачисляемых в федеральный и

территориальные бюджеты. Должны быть отменены налоги, затраты на

взимание которых превышают сумму собранных налогов.

7. Постоянное изменение налогового законодательства и ставок

налогообложения, что не способствует долгосрочному вложения капиталов

и росту экономики. Необходимо законодательно установить стабильные (в

течение нескольких лет) базовые нормативы ставок и отчислений от

основных налогов (в первую очередь это федеральные регулирующие

налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на

добавленную стоимость, а также на некоторые другие).

8. Несовершенство законодательства, противоречивость и запутанность

нормативной базы и процедур налогообложения, отсутствие оперативной

связи исполнительной и законодательной властей, что выражается в

первую очередь в затягивании принятия нового Налогового кодекса. По

различным оценкам сейчас в России действует от 600 до 800 различных

законов и иных нормативных актов, в той или иной степени затрагивающих

налогообложение. Требуется их унификация и объединение в едином своде

налоговых законов. Для эффективного взимания налогов на недвижимость

необходимо создание кадастра земли, кадастра недвижимости,

автоматизированной системы управления недвижимостью и т.д.

9. Большая доля в структуре сбора налогов различных видов зачетов. В

первую очередь необходимо постепенное прекращение в регионах любых

форм зачетов по федеральным регулирующим налогам, а затем и по всем

остальным. В определенной степени интересна работа, проведенная

департаментом финансов Министерства экономики РФ в 1997-1998 гг. по

определению оптимального уровня отчислений в федеральный и

территориальные бюджеты от трех основных налогов - налога на

добавленную стоимость, налога на прибыль и подоходного налога с

физических лиц. С точки зрения максимального увеличения не дотационных

регионов перспективным является решение, при котором доли отчислений в

федеральный бюджет по НДС - 50%, по налогу на прибыль - 75%, по

подоходному налогу - 5,7%. Если же речь зайдет о возможности

уменьшения суммы поступлений в федеральный бюджет на 5% в пользу

территориальных бюджетов, тогда наиболее перспективным является

вариант оптимизации, при котором доля отчислений в федеральный бюджет

по НДС - 50%, по налогу на прибыль - 56%, по подоходному налогу - 20%

(при этом число регионов, для которых отношение доходов к расходам

улучшилось по сравнению с существующим распределением, составляет 72).

Одной из важных проблем в современной системе налогообложения является

система налоговых ставок, которые определяют сумму налогового изъятия. Это

относится к целому ряду налогов, в первую очередь к налогу на прибыль.

Существует интересное предложение ввести (сначала в отдельных регионах)

регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы

налогооблагаемой прибыли ставка налогообложения понижается. При таком

методе понижающая регрессия ставок будет стимулировать не стремление

уменьшить или скрыть налогооблагаемую базу, а показать ее в полном объеме,

т.к. чем больше сумма получаемой прибыли, тем меньше ставка налога. Но это

требует дополнительного усиления контроля со стороны налоговых органов,

налоговой полиции.

Заключение

Налоги – необходимый элемент механизма государственного регулирования

рыночной экономики, без которого немыслимо ее целенаправленное развитие с

учетом интересов общества.

Именно в налоговой системе и налоговой политике заложены и возможности

использования их в целях развития и совершенствования федеративных

2отношений, а также местного самоуправления, что относится к числу

п2ервостепенных задач, стоящих сегодня перед государством.

Налоговая система действует на всей территории России. Это единая

налоговая система российского государства, что относится ко всем трем

уровням платежей. Единство налоговой системы в России проявляется, во –

первых, в том, что повсеместно действуют (или могут быть введены органами

государственной власти субъектов Федерации и органами местного

самоуправления) одни и те же виды налогов. Во – вторых, что единство

отражает равенство прав по конкретизации налогообложения между субъектами

Федерации, между органами местного самоуправления.

Необходимость единства налоговой системы в Российской Федерации вытекает

из закрепленных в Конституции РФ гарантий единства экономического

пространства, отнесения к ведению Российской Федерации вопросов финансового

регулирования и к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов –

установление общих принципов налогообложения и сборов.

В работе я постаралась затронуть как теоретические, так и практические

проблемы функционирования налоговой системы нашей страны на современном

этапе развития. И хотя реформирование ее идет и сейчас (готовиться к

принятию вторая часть Налогового кодекса), налоговая система России еще

нуждается в дальнейшем совершенствовании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воскобойников А., Евсеев Д. О перспективах реформирования налоговой

системы России / Федерализм. - 1997,№6. - с.39

2. Дмитриев М. Бюджетная политика в современной России / Моск. Центр

Карнеги. - М: 1997. - 58 с.

3. Дубов В. Действующая налоговая система и пути ее совершенствования /

Федерализм. - 1997,№4. - с.22.

4. Кирова Е., Фокин Ю. Налоговая нагрузка: проблемы и пути решения /

Экономист. - 1998,№10. - с.52-59.

5. Пансков В. Налоги и налогообложение в РФ. М.: 2000.

6. Пансков В. Налоговое бремя в российской налоговой системе /

Федерализм. 1998,№11. - с.18

7. Пеньков Б. Оптимизация налоговой системы / Экономист. - 1996, №5. -

с.31-38

8. Проблемы совершенствования налогообложения в РФ / Федерализм. - 1998,

№1. - с.23

9. Тимофеева О. Налоговый кодекс / Экономист. - 1998, №3. - с.65-75

10. Основы налогообложения и гражданского права, М.:1998.

11. Налоги и налоговое право. Под ред. Брызналина А.В.- М.:1998.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.