рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Налоговая система РФ

Налоговая система РФ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. М.В.Ломоносова

РЕФЕРАТ

По предмету: Государственное управление

На тему: Налоговая система РФ

.

МОСКВА,2000г.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение………………………………………………………………………………3

2. Налоги и сборы, существующие на территории Российской Федерации………..4

- классификация налогов……………………………………………………...5

- принципы налогообложения………………………………………………...9

3. Развитие налоговой системы России в 1990-х годах……………………………...10

4. Недостатки налоговой системы России….………………………………………..12

5. Заключение………………………………….……………………………………..…16

6. Список использованной литературы…………………………………………….....17

ВВЕДЕНИЕ

Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь

располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все

заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и

юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных

платежей государству.

С помощью налоговой системы государство активно вмешивается в "работу"

рынка, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту

одних отраслей или форм собственности и "ухудшению" других.

В современной России налоговый вопрос занимает особое место, т.к. с

завидной постоянностью все твердят о необходимости коренной налоговой

реформы, и с такой же завидной постоянностью все заканчивается лишь

небольшими изменениями в налоговой системе, носящими чаще всего

"косметический" характер. А ведь эффективно действующая налоговая система

страны определяет не только уровень доходов федерального бюджета страны и

бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, но во многом

способствует экономическому развитию государства. Неэффективно же

действующая налоговая система страны, наоборот, становится тормозом

экономического развития, что и наблюдается в современной России. Поэтому

неслучайно в журнале "Эксперт" (№42 за 1999 г.) налоги были поставлены на

первое место среди наиболее важных проблем современной экономики России,

требующих скорейшего решения.

Россия - крайне дифференцированная страна, в том числе и в налоговой

сфере. Регионы России обладают различным экономическим потенциалом,

характеризуются различной политической ситуацией, что накладывает свой

"отпечаток" на собираем ость налогов по стране. В России действует 51 налог

и сбор и около 20 лицензионных видов деятельности. Причины такой

множественности заключается в различиях источников (зарплата, дивиденды по

акциям, арендная плата, другие формы дохода на капитал) и объектов (доход,

имущество его передача, потребление, экспорт и импорт) налогообложения.

Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство:

- финансирует некоторые расходы на простое и расширенно воспроизводство

в народном хозяйстве,

- финансирует социальные программы - пенсионного и социального

обеспечения, образования, здравоохранения и др.,

- обеспечивает свою оборону и безопасность,

- содержит законодательные, исполнительные и судебные органы

государственной власти и управления, предоставляет кредиты и безвозмездную

помощь другим странам.

Это первая и основная функция налогов - служить источником средств для

государственной казны: государственного бюджета и других денежных фондов

государства. В настоящее время налоговой системе России присущ

преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного

в налоге стимулирующего и регулирующего начала.

Вторая функция налогов в рыночной экономике - служить средством

поддержания и развития рыночной конкуренции. Основным принципом, исходя, из

которого строится система налогообложения товаропроизводителей, является

принцип его равней тяжести. Он реализуется, как правило, с помощью равных

налоговых ставок. Все предприятия, независимо от форм собственности,

ставятся в одинаковые условия изъятия дохода и прибыли.

Третья функция налогов в рыночной экономике - быть средством облегчения

жизни малообеспеченных слоев населения. С этой целью система

налогообложения граждан строится, как правило, по прогрессивной шкале, в

которой получатели больших доходов вносят налог по более высоким ставкам, а

получатели меньших доходов - по более низким.

Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннего

валового продукта и национального дохода страны. В ходе распределения и

перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода

реализуется фискальная и регулирующая функции налогов. Государство

формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику.

Целью данной курсовой работы является анализ особенностей и проблем

современной налоговой системы в России, выявление основных ее недостатков

и оценка пре8дложений по ее оптимизации;

В соответствии с поставленными задачами я рассматриваю основные понятия,

принципы и механизмы налоговой системы и налоговой политики в Российской

Федерации.

Налоги и сборы, существующие на территории Российской Федерации

По Закону Российской Федерации "Об основах налоговой системы в

Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г. под налогом, сбором, пошлиной и

другим платежам понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего

уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и

на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность налогов,

сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке,

образует налоговую систему.

Таким образом, в соответствие с Налоговым кодексом в России под налогом

понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с

организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве

собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных

средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)

муниципальных образований; под сбором понимается обязательный взнос,

взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из

условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными

органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами

и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление

определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Классификация налогов

Объединение налоговых платежей в систему позволяет их классифицировать

по различным признакам. Это дает возможность лучше уяснить сущность и

механизм их действия.

Налоги классифицируются следующим образом:

- по субъектам платежей, что означает, что они разделяются на налоги,

взимаемые с юридических лиц и на налоги, уплачиваемые физическими лицами. В

то же время есть ряд налогов общих для юридических и физических лиц. К ним

относятся земельный налог, налоги в дорожные фонды.

- по методам взимания. По этому признаку различают прямые и косвенные

налоги. К прямым налогам относятся налоги на доход и на имущество.

Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части дохода

налогообложения. Косвенные налоги от прямых, выплачиваемых с дохода или

имущества, тем, что включаются в виде надбавки в цену или тарифа на услуги.

Юридически обязанность внесения косвенных налогов возлагается на

предприятие, производящее товары или услуги или предприятие, реализующее

их. Но данные предприятия не являются фактическими налогоплательщиками

применительно к косвенным налогам. В связи с тем, что они включаются в цены

товаров или услуг, фактическим налогоплательщиком является потребитель,

поскольку именно он приобретает их по ценам, повышенным на сумму услуг.

Сочетание прямых и косвенных налогов позволяет государству полнее

использовать как фискальную, так и стимулирующую функции налогов. В этом

случае под налоговым воздействием оказываются и материальные, и рабочая

сила, и доход.

- в зависимости от характера использования налоги подразделяются на

налоги общего и целевого значения. Налоги общего значения зачисляются в

бюджет соответствующего уровня (государственный, субъектов федерации,

местный) и используются как денежный фонд, общий для расходов

исполнительной власти на различные цели. Целевые налоги, или специальные,

зачисляются в государственные внебюджетные целевые фонды для строго

целевого использования: пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд

обязательного медицинского страхования, фонд занятости, земельный фонд.

- в зависимости от территориального уровня, на котором он взимается.

Закон "Об основах налоговой системы" вводит подразделение налогов на три

вида в зависимости от их территориального уровня:

1. федеральный (их правовое регулирование осуществляется федеральным

законодательством),

2. региональный (их правовое регулирование осуществляется федеральным и

региональным законодательством; зачисляются в территориальные бюджеты),

3.местный (правовое регулирование осуществляется федеральным и

муниципальным законодательством; зачисляются в местные бюджеты).

При этом распределение налогов между бюджетами может быть различным.

Перечень налогов, определяемых федеральным законодательством, закрытый,

т.е. региональные и местные органы власти не имеют права устанавливать

налоги или сборы, непредусмотренные Налоговым кодексом РФ.

Но регионам и местным властям предоставлены достаточно широкие

законодательные полномочия в налоговой сфере: органы власти субъектов РФ и

местные власти могут самостоятельно принимать решения о введении на их

территории региональных и местных налогов, определять налоговые льготы по

этим налогам, ставки этих налогов (но в пределах, установленных Налоговым

кодексом РФ), а также порядок и сроки уплаты по этим налогам.

Таким образом, региональные и местные власти не могут повышать налоговую

нагрузку на своей территории сверх установленных федеральным

законодательством пределов, но могут создавать более благоприятные

налоговые условия для населения и организаций за счет установления

пониженных ставок налогов, предоставления различных налоговых льгот и т.д.

вплоть до отказа от введения всех региональных или местных налогов.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и

обязательны к уплате на всей территории России

К федеральным налогам в настоящее время относятся 16 налогов:

косвенные налоги:

- налог на добавленную стоимость (НДС),

- акцизы на отдельные виды товаров(услуг) и отдельные виды минерального

сырья,

- таможенная пошлина и таможенные сборы,

- налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов,

выраженных в иностранной валюте.

прямые налоги:

- налог на прибыль(доход) организаций,

- налог на доходы от капитала,

- подоходный налог с физических лиц,

- взносы в государственные социальные внебюджетные фонды,

- налоги на пользование недрами,

- государственная пошлина,

- налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы,

- налог на дополнительный доход от добычи углеводородов,

- сбор за право пользования объектами животного мира и водными

биологическими ресурсами,

- лесной налог

- водный налог

- экологический налог

- федеральные лицензионные сборы.

Федеральные налоги поступают не только в федеральный бюджет, но в

определенных пропорциях и в субфедеральные и местные бюджеты, так 13%

налога на прибыль идет в федеральный бюджет, а остальные - в

территориальные бюджеты, доля поступления остальных федеральных налогов в

федеральный бюджет следующая: 75% НДС, 50% акцизов на спирт, водку и

ликероводочные изделия, 20% налога на покупку иностранн2ых денежных знаков,

30% земельного налога, 100% остальных акцизов, 100% подо2ходного налога).

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым

кодексом РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ. Обязательны к

уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

К региональным налогам (налоги административно-территориальных единиц

республик в составе РФ, налоги краев, областей, автономных образований.)

в настоящее время относятся 7 налогов:

косвенные налоги:

- налог с продаж.

прямые налоги:

- налог на имущество предприятий;

- налог на недвижимость;

- дорожный налог;

- транспортный налог;

- налог на игорный бизнес;

- региональные лицензионные сборы.

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в

соответствии с Налоговым кодексом РФ правовыми актами муниципальных

образований. Обязательны к уплате на территории соответствующих

муниципальных образований.

К местным налогам относятся:

-земельный налог

-налог на имущество физических лиц

-налог на рекламу

-налог на наследование и дарения

-местные лицензионные сборы

-регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской

деятельностью

-налог на перепродажу автомобилей, ПС и вычислительной техники

-сбор за выигрыш на бегах

-сбор за право проведения кино и телесъёмок

-сбор за право использования местной символики

-курортный сбор

-сбор за право торговли

-налог на строительство объектов производственного назначения в

курортной зоне

-налог на содержание жилищного фонда и объектов социально культурной

сферы.

Действующие на данный момент ставки налогообложения по основным налогам

приведены в табл.1.1.

Формально ставка налогообложения прибыли в России (35%) более или менее

соответствует уровню развитых стран, но действующие правила определения

налогооблагаемой базы приводят к тому, что уровень изъятия реальной прибыли

предприятий в России значительно выше и нередко превышает 100%.

Откровенно конфискационный характер налогообложения прибыли связан с

тем, что в налогооблагаемую базу включаются многие виды расходов, которые в

международной практике принято относить в себестоимость (например, расходы

на рекламу), и с тем, что отечественная методика прибыли недооценивает

уровень инфляции. Основной недостаток налоговой системы России состоит в

том, что она ориентирована на устранение дефицитности бюджета путем изъятия

доходов, вследствие чего многие из предприятий поставлены на грань

убыточности и банкротства.

В отличие от многих развитых стран подоходный налог в России до сих пор

остается, как во времена командной экономики, преимущественно налогом на

зарплату и взимается почти исключительно по месту ее выплаты, т.е. на

предприятиях (в 1995 г. по данным ГНС доля подоходного налога,

удерживаемого на предприятиях и организациях составила 99% его общих

поступлений). Остальные доходы физических лиц, не являющиеся заработной

платой, фактически ускользают от подоходного налогообложения (не говоря уж

об занижении во многих организациях в официальной отчетности реального

уровня заработной платы, процветает т.н. система выдачи заработной платы в

"конвертах"), вследствие чего подоходный налог слабо затрагивает наиболее

состоятельных граждан.

Табл.1.1. Действующие на территории РФ ставки налогообложения по

основным видам налогов, 2000 г., %

- налоги с юридических лиц, налоги с физических лиц

- налог на прибыль 30 %

- подоходный налог12, 20, 30

- налог на прибыль банков, страховых и кредитных организаций 43%

- налог на имущество граждан 0,1%

- налог на добавленную стоимость 20%

- земельный налог 0,1-2%

- налог на отдельные продовольственные товары и товары для детей10%

- налог на покупку иностранных денежных знаков 0,5%

- налог на имущество предприятий 2%

- налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной

сферы 1,5%

Поступления по налогу на имущество на 99,5% в 1996 г. обеспечили также

предприятия, а не физические лица, т.е. по этому налогу также наблюдается

огромная диспропорция в сторону налогообложения предприятий и организаций,

а не физических лиц. Причины этого заключаются не в ставках налогообложения

имущества, а вследствие недооценки имущества физических лиц, больших

возможностей по уклонению от уплаты этого налога.

Дополнительным препятствием для дальнейшего расширения сферы

налогообложения собственности граждан является сохраняющееся преобладание

государственной собственности на землю и нежилому фонду в городах, а также

все еще недостаточный уровень приватизации городского жилого фонда.

Несмот8ря на единые нормативы разделения федеральных налогов,

фактическ8ие соотношения поступлений налогов в федеральный и региональные

бюджеты заметно различаются по территориям. Причина этого фактически может

быть в несоблюдении регионами федерального законодательства или в особых

индивидуальных соглашениях с Центром, различии в структуре налогов, разной

значимости региональных и местных налогов (разные их количества и ставки),

различия в системе налоговых льгот и др.

Кроме структурных недостатков самой налоговой системы Российской

Федерации необходимо отметить и общий низкий уровень поступления доходов в

бюджеты.

Так, в 1995 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (учитывая

и поступления во внебюджетные фонды) поступило 33,8 % ВВП. В развитых

странах этот показатель существенно выше - до 50% и больше. В то же время

расходы консолидированного бюджета в 1995 г. составили 38,9% ВВП (т.е.

дефицит бюджета - 5,1% ВВП).

Принципы налогообложения

Для того, чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить

основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для

налогообложения любой страны и заключается в следующем:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей

налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть

прогрессивным, стимулирующим расширение производства.

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило

однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала

недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в

развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило

по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт

облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять

сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и

удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений,

собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к

меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.