рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Механизм правового регулирования

обмену ценностями; 2) отношения по властному управлению обществом; 3)

отношения по обеспечению правопорядка, возникающие из нарушения правил,

регламентирующих поведение людей в двух вышеуказанных сферах. Сфера

правового регулирования не является неизменной и постоянной, она может

расширяться за счет появления новых отношений (отношения в сфере экологии)

или статься за счет отказа от использования права в тех или иных областях

общественных отношений. От содержания и характера предмета во многом

зависят особенности содержания правового регулирования, а отсюда и

особенности структуры права. Ими могут быть имущественные, земельные,

управленческие, организационные и др. отношения. В.В. Лазарев уточняет

вопрос о сфере и пределах правового регулирования. Он отмечает, что их

правильное определение необходимо для того, чтобы исключить использование

юридических инструментов в сферах взаимодействия людей, требующих иных

средств социальной регуляции.[14]

Из сказанного можно сделать вывод, что понятие механизма правового

регулирования позволяет:

- не только собрать вместе явления правовой действительности – нормы,

правоотношения, юридические акты и др., участвующие в правовом

воздействии, - и обжаловать их как целостность, но и представить их в

работающем, системно – воздействующем виде, что характеризует

результативность правового регулирования;

- высветить в связи с этим специфические функции, которые выполняют те или

иные юридические явления в правовой системе, показать их связь между

собой и взаимодействие.

Рассмотренная позиция понимания механизма правового регулирования как

совокупности правовых средств, используемых в процессе правового

регулирования общественных отношений, является дискуссионной, по мнению

В.М. Сырых. Свои взгляды он обосновывает тем, что один из основных

принципов научного анализа сложных систем, механизмов требует рассматривать

исследуемый объект, явление во взаимосвязи, взаимодействии составляющих его

частей. Только при таком подходе можно установить, насколько эффективно

действуют компоненты, каковы их функции и насколько результативной является

работа механизма в целом как единого целостного образования. Изучение же

строения механизма на уровне составляющих его частей является неполным.

Поэтому, чтобы получить верные представления о механизме правового

регулирования, его способности выступать в этом качестве следует

рассматривать максимально полно все его компоненты, а также взять их во

взаимосвязи и взаимодействии. При таких методологических требованиях

механизм правового регулирования можно рассматривать как сложную систему,

состоящую из правовых средств, субъектов, осуществляющих правовое

регулирование или правовую деятельность, и юридически значимых результатов

их деятельности. При этом единый механизм правового регулирования сообразно

стадиям правового регулирования подразделяется на три компонента: механизм

правотворчества, механизм реализации норм права и механизм

государственного принуждения.[15]

Каждый механизм действует на своей стадии правового регулирования -

правотворчестве, правореализации и применении юридической ответственности –

и характеризуется специфическими, только ему присущими правовыми

средствами.

Таким образом, механизм правового регулирования – сложное явление,

требующее дальнейшего углубленного изучения.

1.3 Структура механизма правового регулирования

Первоначально идею механизма воздействия права на общественные

отношения выдвинул Н.Г. Александров. Определенные теоретические обобщения

по данной проблеме были проведены Явичем,[16] а несколько позднее В.М.

Горшеневым.[17]

По мнению Н.Г. Александрова, звеньями механизма правового

регулирования являются:

1) установление правового статуса лица;

2) придание известным видам жизненных фактов значения юридических фактов;

3) установление моделей правоотношений;

4) установление мер правовой охраны и юридической ответственности.

Определенный вклад в разработку вопросов механизма правового

регулирования внесли П.Е. Недбайло, А.С. Пиголкин, М.П. Лебедев, Н.И.

Матузов и ряд других ученых-юристов.

Но свое развернутое обоснование данная идея приобрела в работах

профессора С.С. Алексеева. Предложенная им конструкция в последующем не

претерпела существенных изменений.

В соответствии со стадиями правового регулирования С.С. Алексеев

выделяет три основных элемента (звена) в механизме правового регулирования:

1) юридические нормы;

2) правовые отношения;

3) акты реализации прав и обязанностей. Факультативным элементом являются

акты применения права[18].

Такое представление о структуре механизма правового регулирования

широко распространено, но не является единственным, существуют иные точки

зрения. Так, А.В. Малько выделяет следующие основные стадии и элементы

правового регулирования:

1) норма права;

2) юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как

организационно- исполнительный правоприменительный акт;

3) правоотношение;

4) акты реализации прав и обязанностей;

5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).[19]

На первой стадии формируется правило поведения, которое направлено на

удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и

требующих их справедливого упорядочивания. Здесь не только определяется

круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их

осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому

процессу, а так же возможные правовые средства их преодоления.

На второй стадии происходит определение специальных условий, при

наступлении которых «включается» действие общих программ и которые

позволяют прейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим

данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве

«спускового крючка» для движения конкретных интересов по юридическому

«каналу».

Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов

(фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим.

Отсутствие подобного решающего юридического факта выступает в роли

препятствия, которое необходимо рассматривать с двух точек зрения: с

содержательной (социальной, материальной) и с формальной (правовой). С

точки зрения содержания препятствием будут выступать неудовлетворение

собственных интересов субъектом, а также общественных интересов. В

формально же правовом смысле препятствие выражается в отсутствии решающего

юридического факта. Причем преодолевается данное препятствие только на

уровне правоприменительной деятельности в результате принятия

соответствующего акта применения права.

Акт применения права представляет собой основной элемент совокупности

юридических фактов, без которого не может реализоваться конкретная норма

права. Он всегда носит решающий характер, ибо требуется в самый «последний

момент», когда уже есть в наличии другие элементы фактического состава.

Так, для осуществления права на поступление в вуз акт применения (приказ

ректора о зачисления в студенты) необходим тогда, когда абитуриент

представил в приемную комиссию требуемые документы, сдал вступительные

экзамены и прошел по конкурсу, т.е. когда уже имеются три других

юридических факта. Акт применения скрепляет их в единый юридический состав,

придает им достоверность и влечет возникновение субъективных персональных

прав и обязанностей, преодолевая тем самым препятствия и создавая

возможность для удовлетворения интересов граждан.

Это является лишь функцией специальных компетентных органов, субъектов

управления, а не граждан, которые не обладают правомочиями применять нормы

права, не выступают правоприменителями, а следовательно, в данной ситуации

не смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов.

Только правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение правовой

нормы, принять акт, который станет посредующим звеном между нормой и

результатом её действия, составит фундамент для нового ряда правовых и

социальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общественного

отношения, облеченного в правовую форму. Подобный вид правоприменения

называют опреративно-исполнительным, ибо он основан на позитивном

регулировании и призван развивать социальные связи. Именно в нем в

наибольшей мере воплощаются правостимулирующие факторы, что характерно для

актов о поощрении, присвоении персональных званий, об установлении выплат,

пособий, о регистрации брака, об устройстве на работу и т.п[20].

Третья стадия – установление конкретной юридической связи с весьма

определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе

говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее

субъективное право призванное его удовлетворять, а какая – обязана либо не

препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществлять известные

активные действия в интересах именно управомоченного.

В любом случае речь идет о правоотношении, которое возникает на основе

норм права и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа

трансформируется в конкретное правило поведения для соответствующих

субъектов. Оно конкретизируется в той степени, в какой индивидуализируются

интересы сторон, а точнее, основной интерес управомоченного лица,

выступающий критерием распределения прав и обязанностей между

противостоящими в правоотношении лицами.

Четвертая стадия – реализация субъективных прав и юридических

обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей –

позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных

прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого права и

обязанности претворяются в жизнь – осуществляются в поведении конкретных

субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах:

1. соблюдении;

2. исполнении;

3. использовании.

При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий,

запрещенных нормами права. Он не реализует при этом свои собственные

интересы, отличные от интересов контрсубъектов, а так же от общественных

интересов в охране и защите, и тем самым не ставит препятствий их

удовлетворению[21].

При исполнении обязанностей лицо должно активными действиями

удовлетворять интересы контрсубъекта и общественные интересы в охране и

защите и не ставит им препятствий в какой либо форме (не выполнение,

частичное не выполнение обязанностей, удовлетворение своих интересов,

противоречащих интересам контрагента и т.п.

При использовании субъект получает благо, ценность удовлетворяет личные

интересы. При этом он не должен препятствовать удовлетворению интересов

других лиц, а так же общественных интересов в охране и защите.

Анализ перечисленных форм реализации позволяет выделить общую

закономерность: во всех формах субъект не должен препятствовать

удовлетворению интересов в охране и защите, составляющих основу

правопорядка, а также интересов контрсубъектов.

Пятая стадия – является факультативной. Она вступает в действие тогда,

когда беспрепятственная форма реализации права не удается и когда на помощь

неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая

правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом

случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера,

выражающимися в наличии либо реальной опасности, правонарушения либо

прямого правонарушения[22].

Глава 2. Пределы и эффективность правового регулирования

Регулированию не должно подлежать всё, пускай даже правовому, пределы

такого регулирования должны быть чётко обозначены. Если этого не

происходит, то возможны следующие ситуации:

Существует концепция "государства - ночного сторожа", такое государство

регулирует лишь наиболее важные общественные отношения, вследствие чего

сфера правового регулирования оказывается сильно зауженной, отсюда хаос и

произвол в нерегулируемых сферах жизни.

Если же ситуация складывается наоборот, т.е. сфера правового

регулирования слишком расширена, то уже ничто иное, как тоталитарное

государство (которое контролирует каждый шаг своих граждан), отсюда

социальная пассивность граждан.

В научной литературе можно выделить две основных точки зрения на способ

определения пределов правового регулирования:

В сферу правового регулирования должны входить лишь общественные

отношения, которые обладают определёнными признаками:

а) это отношения, в которых заключены как индивидуальные интересы общества,

так и интересы общесоциальные;

б) в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из

которых идёт на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения

интересов другого;

в) эти отношения строятся на основе согласия выполнять определённые

правила, признания обязательности этих правил;

г) эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых

подкреплена достаточно действенной силой. Практика показала, что в сферу

правового регулирования входят три группы общественных отношений,

отвечающих перечисленным признакам:

Отношения людей по обмену ценностями (материальными и нематериальными).

Отношения по властному управлению обществом.

Отношения по обеспечению правопорядка.

Сфера правового регулирования определяется с позиции возможного и

необходимого правового регулирования.

Определяется верхняя и нижняя граница. Верхняя граница - возможный

предел правового регулирования. Нижняя граница - определяется важностью

общественных отношений для государства и общества[23].

Эффективность механизма правового регулирования.

Под эффективностью правового регулирования подразумевается соотношение

между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью[24].

Целями механизма правового регулирования являются следующие:

Во – первых это совершенствование правотворчества. В этом процессе в

правовых нормах наиболее полно выражаются общественные интересы и

закономерности, в рамках которых они будут функционировать.

Необходимо создать такое положение, с помощью юридических и

информационно-психологических средств, когда соблюдение закона станет

выгоднее его нарушения. Также нужно повысить уровень вероятности в

достижении ценности и значительно снизить уровень вероятности в

установлении препятствий этому процессу.

Следующей, не менее значительной, целью является совершенствование

правоприменения, которая дополняет действенность механизма правового

регулирования.

За счет актов правоприменения, которые в нужный момент подключаются к

нормативному регулированию, идет процесс наибольшего удовлетворения

интересов.

Функционирование нормативного регулирования и правоприменения вместе

просто необходимо, так как взятые отдельно эти элементы начинают показывать

уязвимые места: нормативное регулирование без усмотрения перевоплощается в

формализм, а правоприменение без общих правил – в произвол. Именно поэтому

механизм правового регулирования обязан взаимосвязывать различные правовые

средства, представляющие разные виды правового регулирования, который дает

управленческому процессу дополнительные возможности.

Наилучшее сочетание различных управленческих методов в одном механизме

придает ему гибкость и универсальность, снижает сбои и остановки в его

функционировании. От лучшего выбора правовых средств в конечном счете

зависит достижение целей правового регулирования, а значит и эффективность

права в целом. Но любой неверный выбор юридических средств, приемов,

заложенных в нормативной основе правового регулирования приводит к сбоям в

реализации права, торможению правового эффекта.

Такая цель как повышение уровня правовой культуры субъектов права,

безусловно влияет на качество всего механизма правового регулирования, на

укрепления законности и правопорядка[25].

Главным ориентиром развития и совершенствования элементов механизма

правового регулирования являются интересы человека. Механизм правового

регулирования должен постоянно быть социально ценным по своему характеру,

создавать благоприятные условия для реализации законных целей личности,

упрочению его правового статуса.

Заключение

Завершая нашу работу “механизм правового регулирования”, можно сделать

немаловажные выводы.

Право своим существованием оказывает огромное влияние на поведение

людей. Представляя собой культурную и информационную ценность, право

определяет направление человеческой деятельности, вводя ее в общие рамки

цивилизованных общественных отношений.

Наличие правового регулирования дает возможность посредством правовых

норм и иных юридических средств воздействовать на общественные отношения в

целях их упорядочения, развития и защиты.

Механизм правового регулирования призван осуществлять с помощью

правовых средств упорядоченность общественных отношений в соответствии с

целями и задачами правового государства. Названный механизм просто

необходим для поддержания законности и правопорядка как основы и

непременного условия нормальной жизни цивилизованного общества.

На современном этапе исследования механизма правового регулирования,

когда накоплен в значительном объеме новый материал, назрела

необходимость, как мы думаем, нового видения механизма правового

регулирования – в виде «объемного» явления. Такого явления, которое имеет

несколько срезов, уровней и в котором средства правового регулирования

выстраиваются не только линейно (что характерно для главных звеньев), но и

в нескольких плоскостях. С данной точки зрения механизм правового

регулирования можно подразделить на такие компоненты: механизм

правотворчества, механизм реализации норм права, механизм государственного

принуждения, где охранительную направленность выполняет механизм

процессуального регулирования.

Хотелось бы также отметить, что вопрос о механизме правового

регулирования является важным и довольно дискуссионным в правовой науке.

Как мы смогли убедиться, каждый из известных правоведов имеет собственную

точку зрения, отличную от других, что делает этот вопрос еще более

интересным. Интересы человека – вот главный ориентир для развития и

совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения их

эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения

данных интересов, механизм правового регулирования должен быть постоянно

ценным по своему характеру, должен создавать режим благоприятствования,

осуществлению законных стремлений личности, упорядочению её правового

статуса.

В любом обществе ставится задача обеспечить высокую эффективность

механизма правового регулирования, включая совершенствование

законодательства, улучшение эффективности и качества применения права,

усиление правовой активности граждан, различных общественных организаций,

подъем общей правовой культуры, совершенствование правового воспитания.

Изучение механизма правового регулирования играет важную роль в

понимании каждым юристом динамики воздействия на общественные отношения

всех юридических средств в комплексе. Значение единства и взаимодействия в

механизме правового регулирования весьма существенно для укрепления

правовой основы государственной и общественной жизни.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. М., Инфра – М., 2003.

2. Гражданский кодекс. М., Инфра – М., 2003.

3. Александров Н.Г. и др. Теория государства и права. – М.: Юридическая

литература, 1968. – С. 548.

4. Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Юридическая литература, 1982. –

С. 382.

5. Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятия,

классификация // Советское государство и право. – 1987. - № 6.

6. Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. – М.: 1999. – С.

247.

7. Алексеев С.С. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 2000. – С. 325.

8. Теория права и государства в схемах и определениях: Учебное пособие

Составители Бабаев В. К., Баранов В. М. Толстик В. А. – М.: Юрист,

1999. С. 256.

9. Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения

// Государство и право. – 1999. - № 5.- С. 326.

10. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права.

Москва, 2002 г. Т. 2. С. 391.

11. Горшенев В.М. Участие общественных организаций в правовом

регулировании. – М.: 1963. – С. 342.

12. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и

определениях. – М.: Юрайт, 2002. – С. 362.

13. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы /

Под ред. О. Е. Кутафина – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.:

Юрист, 2002 г. С. 296.

14. Общая теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. – М.:

Юристъ, 2002. – С. 376.

15. Общая теория государства и права. Академический курс / Под ред. М.Н.

Марченко. Т. 2. – М.: Юристъ, 2000. – С. 512.

16. Пугинский Б.И. Гражданско - правовые средства в хозяйственных

отношениях. – М., 1984. С. 361.

17. Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. – М.:

Былина, 2000. – С. 534.

18. Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и

А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2003 г. С. 720.

19. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М.М.

Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, Закон и

право, 2000. – С. 693.

20. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших

учебных заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. – М.:

«Дабахов, Ткачев, Димов», 2002. – С. 427.

21. Явич Л.С. Проблемы правового регулирования советских отношений. М.:

Госполитиздат 1961. – С. 326.

-----------------------

[1] Пугинский Б.И. Гражданско - правовые средства в хозяйственных

отношениях. – М., 1984. –87 с.

[2] Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятия,

классификация // Советское государство и право. – 1987. - № 6. – 14 с.

[3] Алексеев С.С. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 2000. – 152 с.

[4] Алексеев С.С. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 2000. 152-153 с.

[5] Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М.М.

Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. – М.: ЮНИТИ –ДАНА, Закон и право,

2000. 337 с.

[6] Алексеев С.С. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 2000. 145 с.

[7] Общая теория государства и права. Академический курс / Под ред. М.Н.

Марченко. Т. 2. – М.: Юристъ, 2000. 435 с.

[8] Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и

определениях. – М.: Юрайт, 2002. 60 с.

[9] Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения

// Государство и право. – 1999. - № 5. 106. с.

[10] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и

А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2003. 625 с.

[11] Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших

учебных заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. – М.: «Дабахов,

Ткачев, Димов», 2002. 341-342 с.

[12] Алексеев С.С. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 2000. 157 с.

[13] Общая теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. – М.:

Юристъ, 2002. 136 с.

[14] Общая теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. – М.:

Юристъ, 2002. 134 с.

[15] Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. – М.:

Былина, 2000. 146 с.

[16] Явич Л.С. Проблемы правового регулирования советских отношений. - М.:

Госполитиздат, 1961. 172 с.

[17] Горшенев В.М. Участие общественных организаций в правовом

регулировании. – М., 1963. 174 с.

[18] Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. – М.: 1999. 364-

365 с.

[19] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и

А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2003. 627 с.

[20] Венгеров А. Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. Москва,

2002 г. Т. 2. 284 с.

[21] Теория права и государства в схемах и определениях: Учебное пособие

Составители Бабаев В. К., Баранов В. М. Толстик В. А. – М.: Юрист, 1999.

211-212 с.

[22] Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы /

Под ред. О. Е. Кутафина – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.:

Юрист, 2002 г. 235-236 с.

[23] Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М.М.

Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, Закон и право,

2000. – 502 с.

[24] Теория права и государства в схемах и определениях: Учебное пособие

Составители Бабаев В. К., Баранов В. М. Толстик В. А. – М.: Юрист, 1999.

249 с.

[25] Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. – М.:

Былина, 2000. 154 с.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.