рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Лекции по конституционному праву

Акты признаются ничтожными, если не то есть прямое указание закона

или грубое нарушение подв. адм. дел либо нарушен срок давности.

Оспоримые подлежат исполнению, но не лишают индивидуальным и

коллективным субъектам право оспорить им з-нать в установленном порядке,

после обжалования акт может быть признан или правомерным после устранения в

нем недостатков или недействительным.

При остановке действия акта упр., т.е. временного прекращения его

действия до повторного рассмотрения, производится тем органом, который не

вправе отменить его.

ст. 85 (1.2.)

Президент РФ вправе приостановить действие актов органов

исполнительной власти, исполнительной власти субъектов, исполнительную

власть в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и

Федерального Закона.

Международные обязательства РФ или нарушение прав и свобод человека и

гражданина для решения вопроса соотв. судом.

Методы осуществления исполнительной власти

1. Понятие и виды административно-правовых методов.

2. Понятие административного принуждения.

3. Виды административного принуждения.

1. Методы деятельности исполнительной власти – это способы

осуществления управленческих функций и средства воздействия органов

исполнительной власти на управляемые объекты (отрасли, пр-тия, гр-н).

Методы осуществления исполнительной власти разнообразны. По функциям

субъектов управления они делятся на общие, используемые при выполнении всех

функций управления на всех важнейших стадиях управленческого процесса, и

специальные, применяемые при осуществлении отдельных функций на отдельных

стадиях упрвленческого процесса.

В качестве общих методов управления выделяют методы убеждения,

принуждения и поощрения.

Убеждение представляет собой способы воздействия на сознание и

поведение людей, с помощью средств убеждения стимулируется должное

поведение участников административно-правовых отношений. Граждане

добровольно подчиняются юридическим нормам и сознательно участвуют в их

осуществлении, если понимают задачи и цели государства, одобряют их.

Средствами убеждения являются обучение, пропаганда, агитация,

разъяснение, обмен опытом. Метод убеждения должен быть основным.

Поощрение – это способ воздействия через интерес, сознание, которые

направляют волю людей на совершение полезных с точки зрения поощрения дел.

Поощрительное воздействие способствует возникновению интереса,

совершению определенных дел, получению моральных, материальных и иного

одобрения.

Поощрение может быть моральным (грамота, благодарность),

- материальным (премия, ценный подарок).

- статусным, изменяющим правовой статус гражданина.

Например, присвоение почетного звания "Заслуженный юрист РФ" –

смешанное, содержащее моральное и материальное поощрение, поощрение знака

Герой РФ.

Принуждение заключается в применении субъектами исполнительной власти

установленных административно-правовыми нормами принудительных мер в связи

с неправомерными действиями.

(штраф)

По характеру воздействия на волю и сознание людей различаются

экономические и административные меры.

Экономические – это методы косвенного воздействия на объект

управления. С их помощью орган исполнительной власти достигает желаемого

поведения объекта управления, воздействуя на его материальные интересы. Для

этого используют цены, налоги, проценты, премии, льготы и т.д.

К методам административного прямого воздействия со стороны органов

исполнительной власти на соответствующие объекты управления относятся общие

и непосредственные руководства, регулирования, контроль и т.д. Орган

исполнительной власти в пределах своей компетенции принимает управленческое

решение, юридически обязательное для объекта управления.

2. Административное принуждение является вспомогательным методом

исполнительной власти, сочетается с убеждением и применяется в тех случаях,

когда убеждения недостаточно для достижения цели, поставленной перед

органом исполнительной власти.

Административное принуждение как метод управления состоит в

психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и

поведение людей.

Признаки административного принуждения:

1. применяется на основе закона.

2. осуществляется посредством правоприменительных актов (протокол).

3. персонифицировано, т.е. применяется к конкретным субъектам права,

нарушившим административно-правовые нормы.

4. для административного принуждения характерен внесудебный характер

применения.

5. применяется в целях обеспечения административно-правовых норм,

которые формулируют общеобязательные правила поведения в сфере гос.

управления, не имеющие ведомственных границ (правила дорожного движения).

5. Меры административного принуждения делятся на 3 группы:

1. Меры административного принуждения – это способы и средства,

направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и

обязательств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной

деятельности гос. органов, предприятий и организаций.

Основанием для применения мер административного предупреждения может

служить предположение о намерении лица совершить административное

правонарушение либо другое противоправное деяние. Административно-

предупредительные меры не являются мерами наказания, носят профилактический

характер и выражаются, как правило, в виде определенных ограничений и

запретов.

К административно-предупредительным мерам относятся контроль и

надзорные проверки, введение карантина, остановка движения транспорта на

отдельных улицах в случае аварии или иного происшествия, закрытие участков

гос. границы, проверка документов и досмотр вещей, принудительное

доставление физических лиц для освидетельствования в медицинские

учреждения, принудительное выселение граждан из домов, грозящих

разрушением, санитарный осмотр грузов, техосмотр транспортных средств.

2. административно-пресекательные меры – это способы и средства

принудительного воздействия, применяемого в целях прекращения

противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий.

К таким мерам относятся административные задержания для составления

протокола об административном принуждении, применение оружия и других

специальных средств, отказ в выдаче лицензии, изъятие огнестрельного

оружия, проистановление эксплуатации транспортных средств, техническое

состояние которых не отвечает техническим требованиям, наложение ареста на

банковские счета организаций, привод в милицию.

3. меры административной ответственности, административные взыскания

– это наказания, применяемые в установленном законом порядке уполномоченным

органом или должностным лицом к виновному физическому или юридическому

лицу. Административное взыскание может выражаться в моральном воздействии

(предупреждение), материальном (штраф) или во временном лишении его

специального права.

Административная ответственность

1. Понятие и основание административной ответственности, ее отличие

от других видов юр. от-ти.

2. Понятие, признаки адм. пр-ния.

3. Юридический состав адм. пр-ния.

1. Административная ответственность – это применение уполномоченного

органом или должностным лицом административного взыскания к лицу,

совершившему административное пр-ние.

В РФ действует большое количество административных правил. Правила

дорожного движения, санитарно-эпидемиологические, таможенные, правила

пограничного режима, ЧП и т.д. Нарушения административных правил могут

повлечь АО, УО и МО.

Особенности административной ответственности:

1. Административная ответственность регулируется нормами института

административной ответственности (з-ны и подг.).

КоАП, Таможенный Кодекс, Положение о комиссии по делам о

несовершеннолетних, закон "О порядке перерасчета штрафов, КоАП".

УО – з-нами, ДО – о труде з-вом, МО – з-вом о труде и гражд. з-вом.

2. Основанием административной ответственности является

административное правонарушение.

УО – преступление,

ДО – дисциплинарный проступок,

МО – причинение материального вреда.

3. Субъектами административной ответственности могут быть физические

и юридические лица, УО – только физические лица, МО – физические и

юридические лица.

4. За административное правонарушение применяются меры

административного взыскания (штраф), за преступление – меры УО (лишение),

за дисциплинарные – дисциплинарные взыскания (замечания).

5. Административное взыскание налагается органами и должностными

лицами на неподчиненных им правонарушителей, а также судами. Меры УО –

только судом, дисциплинарные взыскания – вышестоящими по подчиненности

органами и должностными лицами, МО – только судом.

6. Применение административного взыскания не влечет судимости и

увольнения с работы. Применение мер УО влечет судимость, одной из мер

дисциплинарного взыскания является увольнение с работы.

7. Большинство составов административного проступка можно назвать

формальными, т.е. административная ответственность наступает, как правило,

независимо от того, имеются ли непосредственно отрицательные последствия от

данного нарушения или нет.

(например, водитель превысил скорость)

МО – матер., УО – мат. , фор. и усеч.

2. ст. 10 КоАП

Адм. пр-нием (проступком) признается посягающее на гос. или

общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на

установленный порядок управления, противоправное виновное (умышленное или

неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством

предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные

настоящим Кодексом, наступает, если эти нарушения по своему характеру не

влекут за собой в соответствии с действующим законодательством УО.

Характеристикой признаков административного правонарушения является

понятие действие или бездействия, которые отражают правовые понятия деяния.

Действие – это форма поведения пр-ля, непосредственно связанная с

невыполнением обязанностей и законных требований, нарушением запретов

(например, нарушение правил дорожного движения). Бездействие – это

пассивная форма поведения правонарушений, непосредственно связанная с

невыполнением обязанностей и законных требований (например, отсутствие

сертификата).

Признаки административного правонарушения:

1. антиобщественность, т.е. причиненный вред законным интересам

граждан, общества и государства.

2. противоправность заключается в совершении деяния, нарушении нормы

административного и иных отраслей права (трудового, земельного,

финансового), охраняемых мерами административной ответственности.

3. виновность, противоправные деяния являются административным

правонарушением только в том случае, если имеет место вина данного лица,

т.е. содеянное было совершено умышлено или по неосторожности.

4. наказуемость деяния, т.е. наступает административная

ответственность.

3. Под составом административного правонарушения понимается

совокупность таких элементов, как объект (объект. сторона, субъект). Объект

административного правонарушения – это общественные отношения,

урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной

ответственности (права и свободы, нравствен. Общественный и государственный

порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок

управления и т.д.

ОС заключается в совершении деяния, запрещенного нормами права.

Наличие ОС во многих случаях зависит от времени, способа, места, характера

совершения деяния, наступивших вредных последствий, совершение

противоправного деяния в прошлом, систематичность противоправного деяния.

Содержание ОС может включать характер деяния:

1. неоднократность, т.е. совершение 2-х и более однородных

административных деяния.

Неод. квалифицируется как единое правонарушение.

2. повторность означает совершение одним и тем же лицом в течение 1

года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось

административному взысканию. Оно является обстоятельством, отягчающим

административную ответственность.

3. длящееся правонарушение является действие или бездействие,

сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей,

возложенных на виновного законом под угрозой административной

ответственности. Длящееся административное правонарушение является единым

независимо от продолжительности действия или бездействия (нарушение сан.-

эпид. правил на транспорте).

Субъект – лицо, совершившее административное правонарушение. Субъекты

административного правонарушения бывают индивидуальными и коллективными.

Коллективные – юридические лица и коллективные образования.

Индивидуальные – физические лица.

Признаки индивидуального субъекта делятся на 2 группы:

1) общие, кот. должно обладать любое лицо, привлекаемое к

административной ответственности (достижение 16 лет, вменяемость).

2) специальные, отражающие

а) особенности труда или служебного положения (должностное лицо,

водитель, работник предприятия торговли).

б) прошлое противоправное поведение

(лицо, находящееся под надзором, лицо, ранее привлекавшееся к

административной ответственности).

в) иные особенности правового статуса (лица без гражданства,

военнослужащие).

ст. 14, 15, 16.

Субъективн. С административного правонарушения – это психическое

отношение субъекта к совершаемому противоправному действию или бездействию

и его последствий. Оно может быть выражено в форме умысла и неосторожности.

(задачу № 6, 10, 12, стр. 195).

ст. 11

Административное правонарушение признается совершенным умышленно,

если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего

действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало их или

сознательно допускало наступление этих последствий.

ст. 12

Административное правонарушение признается совершенным не

неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело наступление вредных

последствий, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не

предвидело возможности наступления, хотя должно было и могло их

предотвратить.

Отличие административного проступка от пp в степени общественной

опасности. П p влекут более серьезные последствия, чем административные

проступки: (нарушение правил дорожного движения, повлекшие аварию).

Иногда уголовная ответственность наступает за совершение повторно

административного правонарушения и примен. адм. наказания.

Административные взыскания

1. Понятие и виды административного взыскания.

2. Общая характеристика административного взыскания.

1. Административное взыскание – это мера ответственности за

административное правонарушение, применяемое к лицу, совершившему данное

правонарушение, в установленном законом порядке.

Цель административного взыскания (ст. 23)

1. воспитание лица, совершившего административное правонарушение, в

духе соблюдения закона и уважения к правопорядку.

2. предупреждение лицом совершения новых правонарушений.

3. предупреждение совершения правонарушений другими лицами.

Виды административных взысканий:

1) предупреждения

2) штраф

3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или

непосредственным объектом административного правонарушения.

4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или

непосредственным объектом административного правонарушения

5) лишение специального права, предоставленного данному гражданину

6) исправительные работы

7) административный арест

8) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина

или лица без гражданства.

Предупреждение, ст. 26. Оно носит характер морального воздействия,

заключается в официальном осуждении поступка правонарушителя, но не

содержит ни имущественных, ни личных ограничений. Оно применяется к людям,

впервые совершившим правонарушение, чаще по неосторожности, если оно не

повлекло вредных последствий.

Выносится письменно или фиксируется иным способом (устное

предупреждение работника милицией).

Штраф – это разовое денежное взыскание, назначаемое в определенной

сумме.

ст. 27

Штраф есть денежное взыскание, налагаемое за административные

правонарушения в случаях и в пределах, предусматриваемых настоящим

Кодексом, выражающееся в величине, кратной минимальному размеру месячной

оплаты труда, устан. з-ву РФ на момент окончания или пресечения

правонарушения, а также в величине, кратной стоимости похищенного,

утраченного, поврежденного имущества либо размеру незаконного дохода,

полученного в результате административного правонарушения.

Он установлен в пределах от 1/10 до 100 МРОТ, а равно до 10 кр.

величины стоимости похищенного, поврежденного имущества.

В исключительных случаях для выполнения обязательств, вытекающих из

международных договоров и особой необходимостью усиления административной

ответственности законами РФ может быть установлен штраф в большем размере.

Штраф может быть применен за любое административное правонарушение.

При определении размера штрафа следует руководствоваться не только Кодексом

об административных правонарушениях, но и законом от 14 июля 1992 года "О

порядке перерасчета размера штрафов, предусматриваемых Кодексом об

административных правонарушениях".

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения

административного правонарушения или непосредственным объектом, ст. 28

состоит в его принудительном изъятии и последующей реализацией и передачей

вырученной суммы собственнику (бывшему) за вычетом расходов по реализации

изъятого предмета.

Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может

применяться к лицам, для которых охота является основным источником

существования.

Порядок применения возмездного изъятия и виды предметов, подлежащих

изъятию, устанавливаются законодательством РФ.

Эта мера применяется редко (за нарушение правил перевозки или

хранения огнестрельного оружия).

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или

непосредственным объектом административного правонарушения, ст. 29 состоит

в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.