рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа по дисциплине Конституционное право по теме Социально-экономические и культурные права и свободы граждан Российской Федерации

продолжали томиться в очереди на получение благоустроенного жилья из

общественных фондов потребления. Строительство и эксплуатация

государственного, муниципального и общественного жилья требовали таких

постоянно растущих бюджетных и общественных ассигнований, каких ни у

государства, ни у местных Советов, ни у общественных организаций не было.

Население было настолько пролетаризировано системой ограничений его

доходов, количества и размеров жилых помещений, приходящихся на одного

человека или семью, изъятий в общественные фонды потребления, парализовано

организационными трудностями, что было не в состоянии участвовать в

массовом жилищном строительстве.

Действующая конституция отражает смену эпох в удовлетворении жилищных

потребностей, переход к новой системе, которая складывается из таких

конституционных основ, как отказ монополии государства на собственность и

экономическую деятельность, утверждение равенства всех форм собственности,

частной собственности на жилье и землю. Государственный жилищный фонд

утратил господствующее положение, возникли частная собственность граждан и

юридических лиц на жилищный фонд, частные проектные и строительные

организации, банки, образовался ранок жилья, земли и т.п.

Часть 3 ст.40 отражает новую роль государства и органов местного

самоуправления на рынке жилья, которая сведена к содействию, поощрению

жилищного строительства, любых форм собственности, юридическому

регулированию отношений, связанных с удовлетворением жилищных потребностей

общества, определению состава жилищного фонда социального использования для

социально незащищенных слоев населения и других лиц.

В новой системе ни государство, ни органы местного самоуправления

тотально не аккумулируют средства населения "в общем котле" для

последующего государственного и муниципального жилищного строительства, и

распределения свободных квартир нуждающимся в жилье. Каждый самостоятельно

вкладывает средства в покупку и строительство жилья как в городе, так и в

деревне, не рассчитывая решить возникшую у него жилищную проблему за счет

государственного, муниципального и общественного жилищного фондов, а

полагаясь на систему компенсаций ( субсидий ), кредиты для приобретения

жилья.

Так будет решаться жилищная проблема для большинства. Меньшинство, т.е.

малоимущие и другие лица, названные в законах, будут обеспечиваться исходя

из принципов прежней системы: сохраниться режим предоставления им жилых

помещений в соответствии с установленным законом нормами из

государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Пользоваться

предоставленной площадью они смогут на условиях найма жилого помещения,

либо за доступную квартирную плату, либо бесплатно. Предоставление жилых

помещений по договору найма в домах государственных или муниципальных

жилищных фондов, как и прежде, будет осуществляться без оплаты их

строительной стоимости. При этом обеспечение указанных жильем на таких

условиях возможно неоднократно.

В Конституции не названы, естественно, все, для кого сохраниться

планово-распределительная система выделения жилья. Это должно быть

предусмотрено законами - федеральными и субъектов Федерации. Так, ст.9

Закона РСФСР о приватизации жилищного фонда в РСФСР от 4 июля 1991 г.[12]

для инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним в

установленном порядке лиц, инвалидов труда, а также инвалидов с детства,

ветеранов войны, семей погибших при исполнении государственных

обязанностей, семей с доходами ниже официально установленного прожиточного

минимума, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняет порядок

предоставления жилых помещений в домах государственных и муниципальных

жилищных фондов на условиях договора найма. Статья 10 на период перехода к

рыночным отношениям для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,

сохранен действующий порядок постановки на учет и обеспечения жилыми

помещениями. Гражданам, получающим жилье в этих разновидностях жилищного

фонда, площадь выделяется в порядке очередности с учетом имеющихся в Законе

льгот. За семьями, уже проживающими по договору найма в таких домах,

сохраняется право найма независимо от площади занимаемого жилого помещения

( ст.14 Закона РФ об основах федеральной жилой политики от 24 декабря 1992

г.[13] ).

Конституция расширила состав жилищного фонда социального использования.

Если по закону об основах федеральной жилищной политики ( ст.12 ) он

состоял из государственного, муниципального и общественного жилищных

фондов, то по ст.40 Конституции его перечень уже не является закрытым,

исчерпывающим. Значит, и частный жилищный фонд может входить в его состав.

Таким фондом является не только в прошлом общественный, а ныне частный

жилищный фонд, принадлежащий на праве частной собственности юридическим

лицам на праве собственности. Граждане, относящиеся к категориям лиц,

названным в ст.40, проживающие в этом фонде на условиях найма, в пределах

социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг,

с учетом совокупного дохода семьи, вправе рассчитывать на компенсации (

субсидии ) от органов государственного управления и местной администрации.

Такое же право принадлежит и тем, кто арендует жилье в какой-либо

разновидности жилищного фонда ( ст.18 Закона ): с учетом совокупного дохода

семьи им может предоставляться компенсация ( субсидии ) на оплату аренды.

Создание правовой базы жилищной реформы углубит принципиальные перемены

в этой сфере. Помимо приведенных выше законов действуют правительственное

постановление РФ о переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных

услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций ( субсидий ) при

оплате жилья и коммунальных услуг. Положение о предоставлении гражданам РФ,

нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на

строительство или приобретение жилья[14].

Никто не может быть произвольно лишен жилища ни органами власти; ни

судебно-прокурорскими органами; ни хозяйствующими субъектами; ни

должностными лицами и работниками предприятий, учреждений и организаций; ни

арендатором или нанимателем; ни собственником жилого дома или квартиры; ни

членом Жилищно-строительного ( жилищного ) кооператива и совместно с ним

проживающими лицами; ни иными гражданами.

Основания и порядок выселения граждан из занимаемого ими жилого

помещения установлены законом. Законные владельцы жилого помещения вправе

истребовать занимаемое ими жилое помещение из чужого незаконного владения,

требовать устранения всяких нарушений их права на жилище, даже если эти

нарушения и не связаны с лишением права собственности, владения и

пользования. Постоянные пользователи могут защищать свои жилищные права

также против собственника жилого помещения.

Нарушение права на жилище может быть обжаловано в суд ( по ст.46 ).

7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Охрана здоровья - комплексный институт, который включает подготовку

медицинских кадров, многочисленные социальные, организационные,

экономические, научно-медицинские, санитарно-эпидемиологические и

профилактические меры, которые обязано проводить государство в интересах

своих граждан. Право на охрану здоровья как раз означает совокупность этих

обязанностей, выполняя которые государственные органы при содействии

общественных организаций создают национальную систему здравоохранения.

Налогоплательщики вправе требовать, чтобы эта система была эффективной.

Право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей

природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха,

воспитания и обучения граждан, производством и реализацией

доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению

доступной медико-социальной помощи.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола,

расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного

положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности

к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации,

обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в

нарушении этого положения, несут ответственность в соответствии со ст.17

Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан,

принятых 22 июля 1993 г.

Гражданам России, находящимся за ее пределами, гарантируется право на

охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской

Федерации.

Иностранным гражданам, находящимся на территории России, также

гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными

договорами России. Лица без гражданства, постоянно проживающие а России, и

беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с российскими

гражданами, если иное не предусмотрено международными договорами России.

Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, лицам без

гражданства и беженцам определяется Минздравмедпромом России и

министерствами здравоохранения республик в составе Федерации.

Конституция указывает ( ч.2 ст.41 ) на обязанность государства

финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения,

необходимость принятия мер по развитию государственной, муниципальной,

частной систем здравоохранения. Государство должно поощрять деятельность.

Способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и

спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Тем

самым закладывая правовые основы для соответствующей деятельности органов

государственной власти и создания материальных гарантий прав на охрану

здоровья и медицинскую помощь. По основным направлениям деятельности

органов здравоохранения действуют специальные программы и законы:

Федеральная целевая программа на 1993-1995 гг. по предупреждению

распространения заболеваний СПИДом, Концепция государственной политики по

контролю за наркотиками в Российской Федерации 1993 г., Основы

законодательства РФ о физической культуре и спорте 1992 г., Закон РСФСР о

санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 19 апреля 1991 г.,

Федеральный закон о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных

местностях и курортах от 23 февраля 1995 г. и др. Целями охраны здоровья

людей служат многие нормы уголовного, гражданского, административного,

трудового и других отраслей права. Конституция запрещает сокрытие

должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и

здоровья людей. Это важная грань охраны здоровья человека, она призвана

предупредить утаивание информации о фактах, подобных аварии на

Чернобыльской АЭС, а также распространение заведомо недостоверных или

ложных сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т.д.

Конституция прямо устанавливает, что сокрытие фактов такого рода влечет за

собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Для охраны здоровья граждан важную роль играют гарантии при

распространении рекламы. Они установлены Указом Президента РФ от 17 февраля

1995 г. не допускается распространение в средствах массовой информации

рекламы алкогольных напитков и табачных изделий, методов профилактики,

диагностики, лечения, медицинских технологий и лекарственных средств, не

утвержденных в установленном порядке, целителей, экстрасенсов и других лиц,

объявляющих себя специалистами по лечению методами народной медицины,

продукции, не имеющей необходимого сертификата. За рекламу подобного рода

редакции средств массовой информации несут ответственность.

Другое дело - право на медицинскую помощь. Это субъективное право

человека на лечение в поликлиниках, больницах и специальных медицинских

учреждениях. Медицинская помощь включает профилактическую,

реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также

меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и

инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности.

Права отдельных групп населения гарантируются государством особо. В

Основах законодательства об охране здоровья граждан ( принятыми 22 июля

1993 г. ) гарантии в области охраны здоровья установлены: семье ( ст.22 );

беременным женщинам и матерям (ст.23); несовершеннолетним ( ст.24 );

военнослужащим, гражданам, подлежащим призыву на военную службу и

поступающим на военную службу по контракту ( ст.25 ); гражданам пожилого

возраста ( ст26 ); инвалидам ( ст.27 ); гражданам при чрезвычайных

ситуациях и в экологически неблагополучных районах ( ст.28 ) и др.

При обращении за медицинской помощью и ее получении в соответствии со

ст.30 Основ граждане имеют право на:

. уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и

обслуживающего персонала;

. выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его

согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в

соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского

страхования;

. обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих

санитарно-гигиеническим требованиям;

. проведение консилиума и консультаций других специалистов;

. облегчение боли, связанной с заболеванием и ( или )медицинским

вмешательством, доступными способами и средствами;

. сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской

помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных

при обследовании и лечении, в соответствии со ст.61 Основ;

. информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в

соответствии со ст.32 Основ;

. отказ от медицинского вмешательства в соответствии со ст.33 Основ;

. получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего

здоровья в соответствии со ст.31 Основ, а также выбор лиц, которым в

интересах пациента может быть передана информация о состоянии его

здоровья в соответствии со ст.30 Основ;

. получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного

медицинского страхования в соответствии со ст.30 Основ;

. возмещение ущерба в соответствии со ст.68 Основ в случае причинения

вреда здоровью при оказании медицинской помощи.

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой

непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-

профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь,

в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные

комиссии либо в суд.

Граждане имеют право и на дополнительные медицинские и иные услуги на

основе программ добровольного медицинского страхования в соответствии с

Законом РСФСР о медицинском страховании граждан в Российской Федерации от

28 июня 1991 г.[15], а также за счет средств предприятий, учреждений и

организаций, своих личных средств и иных источников.

Важнейшим фактором качества жизни, здоровья и благополучия людей

является экологическая безопасность. Поэтому мировое сообщество признало

экологические права в качестве фундаментальных прав человека и гражданина.

8. Право на благоприятную окружающую среду.

Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные

возможности проживания в здоровой, отвечающей международным и

государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в

подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществлять

контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию,

право на возмещение ущерба.

Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается

планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по

предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей

среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных

бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием

государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи,

организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем

за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного

законодательства.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы их

определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными

органами РФ, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по

мере развития науки и техники. При нарушении требований к качеству

окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на

среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию

органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ,

Федеральной службы лесного хозяйства России, иных специально уполномоченных

государственных органов.

Добровольное и обязательное государственное экологическое страхование

предприятий, учреждений, организаций, граждан и их собственности и доходов

на случай экологического и стихийного бедствия осуществляется для

предотвращения и ликвидации их последствий.

Единая система внебюджетных государственных экологических фондов

объединяет Федеральный экологический фонд, республиканские, областные,

краевые и местные фонды, которые образуются из средств, поступающих от

юридических и физических лиц, включая платежи за выбросы, сбросы,

размещение отходов и другие виды загрязнения, штрафы за экологические

правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий охоты и

рыболовства.

Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих

экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные

объединения по охране окружающей среды, вступать в такие объединения и

фонды, делать взносы; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах,

шествиях, референдумах по охране окружающей среды; обращаться с письмами,

петициями, требовать их рассмотрения; требовать в административном и

судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании,

строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов,

ограничении, приостановлении, прекращении их деятельности; ставить вопрос о

привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан.

За экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные

деяния, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную,

гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия,

учреждения, организации - административную и гражданско-правовую

ответственность.

Экологические общественные объединения граждан могут разрабатывать,

утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать

экологические права и интересы населения, развивать его экологическую

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.