рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа по трудовому праву

материально-бытовых условий и культурного обслуживания рабочих, инженерно-

технических работников и служащих предприятия.

В пункте 6 этого постановления на министерство и ВЦСПС возлагалась

ответственность за то, чтобы в коллективные договоры не включалась системы

оплаты труда рабочих, инженерно-технических работников и служащих, не

утвержденный Правительством.

Коллективным договором определялось хозяйственно-политическое

соглашение, согласно которому рабочие, инженерно-технических работников и

служащие брали на себя обязанность по выполнению и перевыполнению планов по

дальнейшему увеличению продуктивности труда. Что касается его оплаты, то в

коллективный договор можно было включать только те системы, которые

утверждались в централизованном порядке. За соблюдение этого указания несли

ответственность не только государственные учреждения, но и профессиональные

союзы.

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 марта 1966 г. «О

заключении коллективных договоров на предприятиях» сторонам было дано право

включать в коллективный договор нормативные положения по вопросам труда и

заработной платы, в связи, с чем коллективный приобрел нормативный

характер. Еще большее распространение получили полномочия нормативного

характера в коллективном договоре согласно Закона Украины «О коллективных

договорах и соглашениях» от 1 июля 1993 года и раздела II «Коллективный

договор» Кодекса законов про труд Украины (статьи 10-20) в редакции Закона

Украины от 15 декабря 1993 года. Но ни в этом законе, ни в Кодексе законов

о труде Украины определения понятия коллективного договора не дается.

Соответственно этим законодательным актам специфическим в регулировании

коллективных правовых отношений есть, то что государство предоставляет

сторонам права и возможности в определенных границах принимать акты,

которые имеют нормативный характер. Возможность такой деятельности носит

ярко выраженный демократический характер. Благодаря этому нормативные

предписания государства дополняются деталями, которые отображают интересы

отдельных трудовых коллективов.

Государственное производственное предприятие (объединение)

представляет собой сложное социальное образование. В нем различаются: во-

первых, материальная база – обособленная часть государственного имущества,

во-вторых, администрация во главе с директором (генеральным директором),

осуществляющим в качестве должностного лица государства на основе

единоначалия руководство всей производственно-хозяйственной деятельностью и

распоряжение имуществом предприятия; в-третьих, трудовой коллектив,

осуществляющий совместный труд на началах сотрудничества и взаимопомощи и

наделенный широкими полномочиями по коллективному обсуждению и решению

вопросов деятельности предприятия в сфере связи, образующих техническую

организацию труда, руководство трудовым коллективом, как указывалось выше,

осуществляют на основе единоначалия директор и подчиненные ему другие

руководящие работники предприятия, поскольку всякий совместный труд

нуждается в одной управляющей воле, устанавливающие согласованность между

индивидуальными работниками.

При решении вопросов общественной организации труда на предприятии в

соответствии с принципами добровольности труда, материальной и моральной

заинтересованности в его результатах применяются средства либо

индивидуальных соглашений (трудовых договоров) с конкретными работниками

либо коллективных соглашений (если речь идет об общих и групповых условиях

труда), под которыми понимаются разнообразные соглашения между

администрацией предприятия и трудовым коллективом в лице профсоюзного

органа. По сути дела, выражением таких коллективных соглашений являются все

акты совершаемые администрацией по согласованию или совместно с

соответствующим профсоюзным органом, поскольку он представляет интересы

рабочих и служащих в области производства, труда, быта и культуры и

трудовыми коллективами.

В обществе профсоюзы по закону наделены широкими правами по отношению

к администрации предприятий, которая обязана совместно или по согласованию

с профсоюзными органами решать вопросы труда, заработной платы и социально-

бытового обслуживания рабочих и служащих. В тоже время трудовые коллективы

и профсоюзы используют и такую традиционную форму регулирования

взаимоотношений коллективов рабочих и служащих с администрацией, как

коллективные договоры.

Коллективный договор, соглашение заключается на основе действующего

законодательства, принятых сторонами обязательств в целях регулирования

производственных, трудовых и социально-экономических отношений и

согласования интересов трудящихся, собственников и уполномоченных ими

органов.

Коллективный договор заключается на предприятиях, в учреждениях,

организациях независимо от форм собственности и хозяйствования,

использующих наемный труд и обладающих правами юридического лица.

Коллективный договор может заключаться в структурных подразделениях

предприятия, учреждения, организации в пределах компетенции этих

подразделений

Соглашение заключается на государственном, отраслевом, региональном

уровнях на двусторонней основе.

Коллективный договор заключается между собственником или уполномоченным

им органом с одной стороны и одним или несколькими профсоюзными либо иными

уполномоченными на представительство трудовым коллективом органами, а в

случае отсутствия таких органов – представителями трудящихся, избранными и

уполномоченными трудовым коллективом.

Сторонами генерального соглашения выступают: профессиональные союзы,

объединившиеся для ведения коллективных переговоров и заключения

генерального соглашения;

Собственники или уполномоченные ими органы, объединившиеся для ведения

коллективных переговоров и заключения генерального соглашения, на

предприятиях которых занято большинство наемных работников государства.

Сторонами соглашения на отраслевом уровне являются собственники,

объединения собственников или уполномоченные ими органы и профсоюзы или

объединения профсоюзов либо других представительных организаций трудящихся

имеющих соответствующие полномочия, достаточные для ведения переговоров,

заключения соглашения и реализации его норм в большинстве предприятий,

входящих в сферу их деятельности.

Соглашения на региональном уровне заключаются между местными органами

государственной власти или региональными объединениями предпринимателей,

если они имеют соответствующие полномочия, и объединениями профсоюзов или

другими уполномоченными трудовыми коллективами органами.

В науке трудового права коллективный договор рассматривается двояко:

как институт трудового права и как локальный правовой акт. Как институт

трудового права коллективный договор является совокупностью правовых норм,

которые определяют порядок разработки, заключения и исполнения трудового

договора. Как локальный правовой акт коллективный договор представляет

собой соглашение между собственником и трудовым коллективом о локальном

регулировании трудовых, производственных и социально-экономических

отношениях на предприятии, в учреждении, организации. По своей целевой

направленности он призван конкретизировать взаимоотношения между

собственником и трудовым коллективом по вопросам экономического и

социального развития с учетом специфических условий предприятий,

учреждений, организаций.

Согласно статьи 17 Закона «О предприятиях в Украине» от 27 марта 1991

года коллективным договором регулируется производственные, трудовые и

экономические отношения трудового коллектива с администрацией предприятия,

вопросы охраны труда, социального развития, участия работников в

использовании прибыли предприятия, если последнее предусмотрено уставом

предприятия.

Анализ правовых актов, которые обуславливают порядок заключение и

содержания коллективных договоров дает возможность определить коллективный

договор как соглашение, которое заключается собственником предприятия,

учреждения, организации, или уполномоченным ним лицом, с одной стороны, и

трудовым коллективом нанятых работников, который уполномочил профсоюзный

комитет или другой представительский орган на проведение коллективных

переговоров и заключение договора, – с другой, с целью урегулирования

производственных, трудовых и социально-экономических соглашений, которые

требуют дополнительной регламентации с учетом особенности осуществления

труда на данном предприятии, учреждении, организации, а также вопросов,

которые не урегулированы действующим законодательством.

Целью коллективного договора является улучшение хозяйственной

деятельности предприятия, повышение его рентабельности и качества

продукции, которая выпускается, обеспечение трудящихся возможностью

участвовать в управлении производством, усовершенствование вознаграждения

за труд, поднятие уровня охраны труда, материально-бытового и культурного

обслуживания работающих.

Запрещается включать в коллективный договор условия, которые

ухудшающие по сравнению с действующим законодательством положение

работников.

Обязательства коллективного договора как важного документа

юридического и хозяйственно-политического характера выражаются в двух

формах: правовой и общественно-моральной.

Правовая форма выражения обязательств коллективного договора

заключается, во-первых, в том, что в нем фиксируются и тем самым

приобретают юридическую силу принятые администрацией предложения трудового

коллектива и общественных организаций предприятия по производственным и

хозяйственным вопросам. Этим самым коллективный договор выступает в

качестве одной из правовых форм, обеспечивающих активное участие трудового

коллектива в управлении предприятием. Во-вторых, в коллективном договоре

фиксируются все общие и групповые (но не индивидуальные) условия труда,

заработной платы и быта устанавливаемые на предприятии собственником или

уполномоченным ним органом. По согласованию или совместно с профсоюзным

органом в пределах предоставленных им прав. Этим самым коллективный договор

выступает в качестве одной из форм правового регулирования условий труда,

заработной платы и быта рабочих и служащих.

Общественно-моральная форма выражения обязательств коллективного

договора состоит в том, что в нем фиксируются общественно-моральные

обязательства профсоюзной организации и всего коллектива, направленные на

рост производительности труда, повышения эффективности производства.

Следовательно, коллективный договор выступает одним из важнейших средств

мобилизации активности и инициативы рабочих и служащих на успешное решение

задач совершенствования деятельности предприятия.

Коллективный договор:

а) содержит основные положения по вопросам труда и заработной платы,

установленные для данного предприятия (организации) в соответствии с

действующим законодательством, а также положения о рабочем времени, времени

отдыха, оплате труда, разработанные собственником и профсоюзным органом в

пределах предоставленных им прав и носящие нормативный характер;

б) устанавливает взаимные обязательства собственника или

уполномоченного им органа и коллектива рабочих и служащих по выполнению

поставленных целей, совершенствованию организации производства и труда,

внедрению новой техники, улучшению качества и снижению себестоимости

продукции, повышению производительности труда, укреплению производственной

и трудовой дисциплины, повышению квалификации и подготовке кадров

непосредственно на производстве;

в) предусматривает обязательства собственника и профсоюзного органа по

вовлечению рабочих и служащих в управление производством, совершенствованию

нормирования труда, форм оплаты труда и материального стимулирования, по

охране труда, предоставления льгот, улучшению жилищных условий и культурно-

бытового обслуживания трудящихся.

Значение коллективного договора состоит в том, что он, во-первых,

выступает в качестве основной организационно-правовой формы, обеспечивающей

активное участие трудящихся в управлении всей производственной и

хозяйственной деятельностью.

Содержание коллективного договора и его стороны главным образом

зависят от формы собственности на средства производства. Если собственность

государственная, коллективный договор заключается на основе Генеральной и

отраслевых соглашений. Партнерами по переговорному процессу выступают

уполномоченные государственным органом должностное лицо, и профсоюзный

комитет как представитель трудового коллектива – с другой стороны.

Считается, что нормы социальной защиты нанятых работников по вопросам

оплаты труда, режима работы и отдыха и другие вопросы зафиксированы в

коллективном договоре, должны быть выше по степени защиты в сравнении с

Генеральным и отраслевыми соглашениями.

Однако количество государственных предприятий, благодаря процессам

приватизации, постоянно уменьшается. На предприятиях других форм

собственности, кроме государственной, работники могут выступать в двух

ролях: как совладельцы имущества (акционеры, арендаторы, члены

кооператива). Им принадлежит право выбирать правление, принимать участие в

формировании, распределении и использовании прибыли, получать дивиденды. В

то же время они могут быть и нанятыми работниками, поэтому имеют право на

договорное регулирование трудовых и социально-экономических отношений путем

заключения коллективного договора. Это не касается граждан, которые

являются акционерами, но не работают на данном предприятии.

Кроме того, коллективный договор, который включает локальные нормы по

использованию труда и восстановлению рабочей силы, является важной

юридической основой для заключения индивидуальных трудовых договоров между

работником и собственником или уполномоченным им органом.

В заключении коллективного договора не меньше работников должен быть

заинтересован владелец или уполномоченное им лицо. Как отмечалось выше,

коллективный договор устанавливает локальные формы в сфере труда и

социального развития. Поэтому существует непосредственная связь между

стимулами труда и социальными резервами производства. Чем оптимальней

будут локальные правовые нормы, тем в большей степени коллективный договор

будет содействовать эффективному хозяйствованию, стимулировать

производство. Проявляя заботу о себе, трудящиеся тем самым вносят большой

взнос в развитие производства, повышение его эффективности.

Но в то же время следует учитывать, что интересы нанятых работников и

владельца, их взгляды на одни и те же вопросы не во всем и не всегда

совпадают. Трудящиеся заинтересованы, в первую очередь, в высоком уровне

оплаты труда, в установлении дополнительных льгот, гарантий, в создании

соответствующих условий труда, сокращении продолжительности рабочего

времени, а предпринимателей – в получении высоких прибылей, повышении

эффективности производства при меньших затратах, повышении

конкурентоспособности предприятия. Отсюда и противоречия, споры, конфликты.

Но общность интересов является позитивной основой для разработки и

заключения коллективного договора как юридического документа, которым

устанавливаются общие обязанности сторон, которые соответствуют

действующему законодательству Украины.

В науке трудового права серьезного исследования практики ведения

коллективных переговоров не проводилось, потому что даже термин

«коллективные переговоры» действующим законодательством не применялся. Этот

термин в трудовое право введен Законом Украины «О коллективных договорах и

соглашениях», которым было определено, что заключению коллективного

договора, соглашения предшествуют коллективные переговоры.

Любая из сторон не ранее, чем за три месяца до истечения срока

действия коллективного договора, соглашения, или в сроки, определенные

этими документами, письменно извещает другие стороны о начале переговоров.

Вторая сторона в течение семи дней должна начать переговоры.

Порядок ведения переговоров по вопросам разработки, заключения или

внесения изменений в коллективный договор, соглашение определяется

сторонами и оформляется соответствующим протоколом.

Для ведения переговоров и подготовки проектов коллективного договора,

соглашения образуется рабочая комиссия из представителей сторон. Состав

этой комиссии определяется сторонами.

Стороны могут прерывать переговоры в целях проведения консультаций,

экспертиз, получения необходимых данных для обработки соответствующих

решений и поиска компромисса.

Стороны коллективных переговоров обязаны предоставлять участникам

переговоров всю необходимую информацию по содержанию коллективного

договора, соглашения. Участники переговоров не имеют права разглашать

данные, являющиеся государственной или коммерческой тайной, и подписывают

соответствующие обязательства.

Рабочая комиссия готовит проект коллективного договора, соглашения с

учетом предложений, поступивших от работников, трудовых коллективов

отраслей, регионов, общественных организаций и принимает решения,

оформляющиеся соответствующим протоколом.

Существование коллективного договора объективно обусловлено

существованием социальных, экономических и правовых предпосылок. Социальный

фактор составляют социально-трудовые отношения, которые возникают из

использования гражданами своей способности продуктивно трудиться. В

условиях общественного производства возникают внутриколлективные отношения,

связи в сфере общественной организации труда. Для урегулирования таких

связей используются методы регламентации отдельных вопросов путем

соглашения, принятием системы локальных актов, среди которых самая важная

роль принадлежит коллективному договору.

В экономическом плане правомерность и необходимость существования

коллективных договоров обусловлена хозяйственной самостоятельностью

предприятий, наличием разнообразных форм собственности, использованием

наемного труда и существованием объективных расхождений между интересами

собственников и нанятых работников.

К юридическим предпосылкам существования коллективного договора

следует отнести правосубъектность его сторон, установлением законом и

гарантированность правоспособности участников договора.

Как акт локального регулирования коллективный договор выполняет целый

ряд производственных и социальных заданий. К таким заданиям относятся:

детализация и конкретизация действующего законодательства о труде с

максимальным урегулированием специфики данного предприятия; решение новых

вопросов, которые поставлены практикой и не нашли урегулирования в

действующем законодательстве; стимулирование трудящихся путем установления

льготных условий труда, обеспечения исполнения договорных обязанностей

сторон; установление конкретной ответственности хозяйственных и профсоюзных

органов за улучшение условий труда и быта трудящихся предприятия;

привлечение работников к управлению производством; расширение правовых

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.