рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа по дисциплине Конституционное право по теме Социально-экономические и культурные права и свободы граждан Российской Федерации

необходимость усиления частной собственности, что потребовало ввести

определенные основания для ограничения этого права. Такие ограничения были

обусловлены потребностями государственного регулирования экономики,

развитием трудового и социального законодательства. Обществу стало

очевидным, что неограниченное право частной собственности ведет к

хозяйственному произволу на предприятиях, к социальному недовольству и

конфликтам, к несправедливому распределению материальных благ. Поэтому оно

способствовало утверждению сдерживающих этических ограничителей произвола и

подталкивало государство на принятие таких мер, которые сделали бы

собственниками большинство, а не узкий слой людей. Повсеместно была

признана возможность отчуждения собственности для общественных нужд (

"социализация" ), но разумеется, с соответствующим возмещением.

Таким образом, признание права частной собственности нельзя считать чем-

то незыблемым, это право требует детальной регламентации, его содержание

постоянно развивается. Причина этого в его теснейшей связи с экономическими

и социальными процессами развития общества. Однако при всем этом право

частной собственности сохраняет свое системообразующее значение и

охраняется государством.

Закрепление права частной собственности в Конституции РФ крайне важно

не только для утверждения новой концепции прав и свобод человека, но и как

правовая база перехода к рыночной экономике, к свободному гражданскому

обществу. Конституция 1993 г. не содержит специального раздела об

экономической основе государства и общества, не устанавливает какую-либо

форму собственности в качестве основной или ведущей, равно как и не

предусматривает и ограничений для других, в частности для личной

собственности граждан, что провозглашалось предшествующими конституциями и

основанным на них законодательством. Государство приняло на себя

обязанность защищать частную собственность, обеспечить ей

неприкосновенность. В соответствии с Конституцией РФ каждый вправе иметь

имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как

единолично, так и совместно с другими лицами (ст.35 ). Это право находится

под охраной федерального закона, и никакие другие нормативные акты, включая

законы субъектов Федерации, не могут менять его статус.

Содержание права частной собственности весьма широкое ( рассмотрим

только основные моменты данной категории ). Собственник вправе совершать в

отношении своего имущества любые действия, включая создание частных

предприятий, фермерских хозяйств и другую экономическую деятельность.

Собственник делает это свободно, без разрешения государственных органов (

что не исключает последующей регистрации предприятия или хозяйства ), если

его действия не противоречат закону и другим правовым актам и не нарушают

прав и законных интересов других лиц.

Охрана права частной собственности осуществляется уголовным,

гражданским, административным и иным законодательством. Уголовный кодекс,

например, предусматривает ответственность за такие преступления против

собственности, как кража, мошенничество, присвоение, грабеж, разбой,

вымогательство и др. Гражданский кодекс РФ закрепляет основания

приобретения и прекращения права собственности, устанавливает, что в

собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество,

за исключением отдельных видов, которое в соответствии с законом не может

им принадлежать (ч.1 ст.213 ). С введением в действие нового Гражданского

кодекса утратил силу Закон РСФСР о собственности от 24 декабря 1990 г.,

ранее определявший комплекс вопросов, связанных также с частной

собственностью.

Право частной собственности, таким образом, является комплексным

институтом, регулируемым многими отраслями российского права.

Конституция РФ устанавливает две важные юридические гарантии права

частной собственности. Во-первых, никто не может быть лишен своего

имущества иначе, как по решению суда. Это , в частности, означает, что

государственные органы не в праве, ссылаясь на любую нецелесообразность и

даже закон, лишать человека имущества против его воли. Собственник всегда

вправе обратиться в суд, доказывая неконституционность применяемых против

него закона или действий.

Только решение суда или приговор, предусматривающий конфискацию

имущества, могут быть основанием для принудительного прекращения права

частной собственности. При чрезвычайных условиях ( стихийные бедствия,

эпидемии и др. ) может осуществляться изъятие собственности ( реквизиция )

по решению государственных органов ( ст.242 ГК РФ ), возможна конфискация в

административном порядке ( ст.243 ГК РФ ), но в любом случае предусмотрено

право гражданина на обращение в суд для восстановления своего права

собственности. Кроме того, любые такие действия могут быть обжалованы в суд

в соответствии со ст.46 Конституции РФ.

Во-вторых, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд

может быть произведено только при условии предварительного и равноценного

возмещения. Тем самым запрещается насильственная национализация и

реприватизация без компенсации, которая принята в тоталитарном государстве.

Частная собственность может перейти в разряд государственной, а

государственная - в разряд частной (приватизация ), но только а

соответствии с законом и с возмещением, определяемым по договору или

рыночным ценам.

Гарантией права частной собственности является также право

наследования. Гражданский кодекс регулирует все тонкости перехода имущества

собственника после его смерти к наследникам по закону или по завещанию.

Наследственное право призвано гарантировать выполнение воли собственника в

отношении его имущества и в то же время обеспечивать справедливость,

особенно, когда речь идет об охране интересов нетрудоспособных или

малолетних родственников.

Гарантированное ст.9 Конституции юридическое равенство форм

собственности, равное их признание и защита означают одинаковое признание и

одинаковую защиту всеми допускаемыми средствами и способами любых не

противоречащих законодательству форм хозяйствования и признаваемых законом

имущественных прав, а также недопустимость установления законодательством

каких-либо привилегий или ограничений для тех или иных форм или субъектов

хозяйственной деятельности. В отличие от ранее действовавших преимуществ в

защите права социалистической собственности, в особенности государственной,

собственности согласно ч.2 ст.8 Конституции права собственности всех

субъектов ( носителей ) этого права защищаются абсолютно одинаково, на

основании одних и тех же норм материального права.

Отдельно закреплено а Конституции РФ право частной собственности на

землю (ст.35 ). Оно принадлежит только лицам, имеющим гражданство

Российской Федерации, а также их объединениям.

Конституция фиксирует право государственной собственности на землю. Это

особенно важно при применении законодательства о федеральных землях и

землях, являющихся собственностью субъектов Федерации. Их правовое

положение уже частично урегулировано такими правовыми актами, как Указ

Президента о федеральных фондах природных ресурсов[3], который должен быть

затем принят в виде закона.

В особую категорию выделяются природные ресурсы, являющиеся

собственностью муниципальных органов, которые вправе сами распоряжаться

ими, использовать их, передавать в собственность , пользование и аренду

другим субъектам. При этом субъекты права собственности на природные

ресурсы могут выступать как сам орган управления, так и от его имени

граждане и юридические лица, в чье владение, пользование или аренду передан

природный ресурс.

В истории экономических и правовых учений право частной собственности

на землю не раз вызывало серьезные дискуссии. Многие философы, писатели (

Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой и др. ) полагали, что земля должна принадлежать

всем или только тем, кто ее обрабатывает. Но экономические законы властно

требовали введение земли в гражданский оборот и в конце концов утвердили в

развитых странах такие принципы регулирования частной собственности на

землю, которые обеспечивают равновесие интересов отдельного человека и

всего общества.

В отличие от прежней Конституции, где упоминание о природных ресурсах

не связывалось с иными формами собственности, кроме государственной,

действующая Конституция допускает возможность частной, государственной,

муниципальной и иных форм собственности на землю и другие природные

ресурсы.

В противовес этому коммунистические режимы стремились доказывать

преимущество организации сельского хозяйства без частной собственности на

землю. Но это привело сельское хозяйство к отставанию и сделало

землепользование крайне нерациональным. Крестьяне перестали чувствовать

себя хозяевами земли, колхозы и совхозы приходили в упадок, громадные

участки земли не осваивались.

Признание этого права - непременное условие демократической рыночной

экономики, именно поэтому оно встречало и поныне встречает сопротивление

политических сил, стремящихся сохранить свою опору в старой системе

землепользования и сельского хозяйства. С этим связано возникновение в

России уникальной ситуации, которая состоит в том, что , несмотря на прямое

указание Конституции, в ряде субъектов Федерации право частной

собственности на землю отвергается. Однако такого рода нормативные акты

должны быть признаны недействительными.

Конституция РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение

землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками

свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и

законных интересов иных лиц. Есть, следовательно, только два

конституционных ограничения права частной собственности на землю, при

соблюдении которых собственник остается свободным в своих действиях. Но эта

свобода весьма относительна, ибо в этой же статье Конституции говориться,

что условия и порядок пользования землей определяются на основе

федерального закона ( ч.3 ст.35 ).

Однако реформа земельного законодательства еще не завершена, принятие

нового Земельного кодекса затягивается. Поэтому как владение, так и

распоряжение землей регулируются многими актами временного значения. Так,

Указ Президента Российской Федерации об усилении государственного контроля

за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы от 16

декабря 1993 г. требует, чтобы владения земельным участком под угрозой

штрафа сопровождалось его рациональным использованием. Другой акт

аналогичной юридической силы - Указ Президента РФ о регулировании земельных

отношений и развитии аграрной реформы в России от 27 октября 1993 г.[4]

представляет гражданам право продавать, передавать по наследству, дарить,

сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок в

качестве взносов в уставные фонды ( капиталы ) акционерных обществ,

товариществ, кооперативов. В то же время при продаже земельных участков,

используемых в сельском хозяйстве, необходимо получить разрешение органа

исполнительной власти субъекта Федерации.

Наряду с указанными, действует много других нормативных актов,

регламентирующих право частной собственности на землю - как отдельных

граждан, так и их объединений, в отношении земли как в сельской местности,

так и в городах.

Следующая категория - это трудовые права и свободы. Эта группа прав и

свобод ( ст.37 Конституции РФ ) включает:

. свободу труда;

. право на труд и на защиту от безработицы;

. право на забастовку;

. право на отдых;

Итак:

3. Трудовые права и свободы.

Трудовые права и свободы, в различных комбинациях закреплены в

большинстве конституции мира, важны для лиц наемного труда, которые

составляют основную часть работающего населения. Эти права распространяются

на значительное число находящихся в России иммигрантов, т.е. лиц, не

имеющих российского гражданства. Трудовые права и свободы защищают человека

от произвола работодателей, дают возможность отстаивать свое достоинство и

интересы.

Рыночная экономика существенно меняет правовое положение работников.

При административно-командной экономике они были на словах полноправными,

но отсутствие реального собственника создавало безразличное отношение к

излишествам рабочей силы на предприятиях, низкой производительности труда и

трудовой дисциплины. Как результат - низкая оплата труда, уравниловка,

незаинтересованность работников в результатах труда при "полной занятости"

и "неуклонном росте благосостояния трудящихся". Но жизненный уровень,

организация труда все более и более отставали от общемировых стандартов,

широковещательные права и свободы часто отстаивались на бумаге.

Частный собственник организует работу своего предприятия по другому. Он

стремиться сократить ненужный персонал, заставить работников трудиться

интенсивно, но и оплачивать труд по достоинству. Однако его хозяйская

власть, вытекающая из права частной собственности, объективно способна

творить произвол и приносить интересы людей в жертву прибыли. Экономически

общество в этом заинтересовано, но еще более оно заинтересовано в том,

чтобы учитывался человеческий фактор, забвение которого способно привести к

крупным социальным потрясениям ( революции, трудовым конфликтам, массовому

недовольству ). Защите интересов человека на производстве служат трудовое и

социальное законодательство, а также признаваемые государством договорные

формы регулирования трудовых отношений ( коллективные договоры и

соглашения, индивидуальные трудовые договоры и контракты ).

Свобода труда провозглашена в ч.1 ст.37 в соответствии со ст.23

Всеобщей декларации прав человека. Принцип свободы труда в определенной

мере уже нашел отражение в действующем законодательстве.

Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право каждого

свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род

деятельности и профессию. Человек вправе как работать, так и не работать,

не может быть и речи о привлечении к административной ответственности за

так называемое "тунеядство", бродяжничество ( бомжи ) и т.д.

Конституционной обязанности трудиться, как в прошлые годы, теперь нет.

Человек свободен как в поступлении на постоянную работу, так и в уходе с

нее, в переходе на другую, более интересную или выгодную для него. Свобода

труда реализует через индивидуальную трудовую деятельность, в занятии

предпринимательской деятельностью и т.д.

Свобода труда связана с запретом принудительного труда. Запрет

принудительного труда, предусмотренный ст.8 Международного пакта о

гражданских и политических правах. Таким трудом считается не только

откровенно рабский труд, что в наше время встречается крайне редко, но и

любые формы принуждения человека работать на недобровольно принятых

условиях или под угрозой какого-либо наказания.

Вместе с тем не считается принудительным трудом выполнение

обязанностей, вытекающих из военной службы, в условиях чрезвычайного

положения или по приговору суда. Принудительный труд запрещен Конвенцией

Международной организации труда №29 (1930 г.),а также Кодексом законов о

труде РФ ( ст.2 ).

25 сентября 1992 г. в КЗоТ была включена норма о запрете

принудительного труда (ст.2), а из числа мер дисциплинарного взыскания

исключено такое наказание, как перевод на нижеоплачиваемую работу или

смещение на низшую должность.

Право на труд не означает чьей-то обязанности предоставлять работу всем

желающим. В рыночной экономике государство не в состоянии предписывать

такую обязанность частному предпринимательству или брать ее на себя,

поскольку оно уже не управляет всеми предприятиями. Поступление человека на

работу в основном определяется договором с работодателем. Но наемный

работник вправе требовать соблюдения определенных Конституцией условий, а

именно: чтобы условия труда отвечали требованиям безопасности и гигиены, а

вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации

и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты

труда. Следовательно, если безопасность и гигиена не обеспечены и здоровью

работника на производстве причинен вред, то работодатель несет за это

материальную, а в определенных случаях и уголовную ответственность.

Соответствующие нормы предусмотрены Правилами возмещения работодателями

вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо

иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых

обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской

Федерации 24 декабря 1992 г. ( с изменениями и дополнениями, внесенными

Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. ). Действуют также Основы

законодательства Российской Федерации об охране труда, принятые 6 августа

1993 г., и ряд других нормативных актов.

Конституция обязывает законодательный орган принимать законы о

минимальном размере оплаты труда, а работодатель выплачивать вознаграждение

за труд не ниже этого размера. Тем самым предполагается, что по договору (

коллективному или индивидуальному ) размер оплаты может быть больше, что и

осуществляется на практике в соответствии с рыночной ценой рабочей силы

или по тарифным разрядам, установленным государственными органами для

учреждений и предприятий, находящихся на госбюджетном финансировании.

Многочисленные статьи КЗоТ и других актов развивают и детально

регламентируют указанные конституционные положения. Трудовое

законодательство запрещает какое бы то ни было понижение размеров оплаты

труда работников в зависимости от пола, возраста, расы, национальности,

отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям (ст.77). В

регулировании трудовых отношений на основе социального партнерства на

двухсторонней основе (между работодателями и работниками ) и трехсторонней

основе ( т.е. еще и с участием государственных органов ) важную роль играет

Закон о коллективных договорах и соглашениях от 11 марта 1992 г. ( с

изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября

1995 г. ).

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства

проводить экономическую политику, способствующую, по возможности, полной

занятости, а также бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в

трудоустройстве. Кодекс законов о труде защищает работника от

необоснованных увольнений. При отсутствии работы и возможности ее получить

гражданам выплачивается пособие по безработице в размере 45-75% среднего

заработка, но не ниже минимального размера оплаты труда, предоставляется

возможность бесплатного обучения новой профессии или участия в оплачиваемых

общественных работах, компенсируются затраты в связи с добровольным

переездом в другую местность. Эти нормы предусмотрены Законом о занятости

населения а Российской Федерации от 19 апреля 1991 г.[5] с изменениями и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.