рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Крестьянский бюджет и кредит в России в конце XIX- начале XX вв.

сельскохозяйственной промышленности, отдельных лиц были переданы в

специально созданную комиссию под председательством Ф.Р. Гиернера,

сформированную из представителей различных ведомств для решения вопроса об

организации кредита.[64]

Противоречивость сказалась и при рассмотрении вопроса об обеспечении

кредита. Было отклонено предложение о возможности залога надельных земель,

но была признана возможность более широкого использования в качестве

залогов сельскохозяйственной продукции, инвентаря.[65]

Стороны сошлись на компромиссном решении. Учреждениям мелкого кредита

было предоставлено право использовать все формы и виды обеспечения.

Заключения Подготовительной комиссии были вновь переданы в Особое

Совещание, где и продолжалась дальнейшая работа, итогом которой появление

нового "Положения об учреждениях мелкого кредита" от 7 июня 1904 года.

Следует отметить, что оно во многом дублировало старое. Но особенно

хотелось бы отметить изменения. Во-первых, была изменена цель создания

кооперативов. Во-вторых, было внесено изменение относительно ссудо-

сберегательных товариществ (теперь размер предоставляемого кредита не

зависел от паевых накоплений). В-третьих, был увеличен максимум залогового

кредита. В-четвертых, была изменена в некоторой степени система контроля

над учреждениями кооперативного кредита, находившихся в ведении

министерства финансов.[66]

Принятие Положения о мелком кредите от 7 июня 1904 года и издание

образцовых уставов в 1904-1906 годах, которые конкретизировали основные

пункты Положения, сыграло значительную роль в дальнейшем развитии

кредитных кооперативов в рамках складывающейся в Российской империи системы

учреждений мелкого кредита.

Прогрессивные изменения Положения заключались: во-первых, в изменении

целевой установки создания кредитных учреждений. В соответствии со ст.1

Положения кредитные кооперативы имели цель способствовать сельским

хозяевам, земледельцам, ремесленникам, промышленникам и их

объединениям.[67]

Во-вторых, правительство пошло на значительное облегчение

функционирования учреждений мелкого кредита, даровав им право на

безусловное освобождение от уплаты государственного промыслового налога,

дополнительного налога с капитала и налога с прибыли, освобождение от

гербового сбора.[68]

В-третьих, для содействия созданию доступного русскому крестьянству

мелкого кредита при Государственном банке в 1904 году было образовано

Особое Управление по делам мелкого кредита. Кроме того, образовывался

межведомственный центральный комитет по делам мелкого кредита, в который

входили представители министерства финансов, министерства земледелия и

государственных имуществ, министерства юстиции и государственного контроля.

На местах создавались губернские комитеты по делам мелкого кредита.

Наряду с представителями местных властей в них были широко представлены

предводители дворянства, представители земских управ и члены последних по

выбору земских собраний. Первоначально предполагалось поставить во главе

этих комитетов управляющих конторами и отделениями Государственного банка.

Но затем министерство финансов было вынуждено уступить, и во главе этих

комитетов оказались начальники губерний, находившиеся в ведении МВД. Именно

этим комитетам предоставлялось право принятия ходатайств об открытии

учреждений мелкого кредита, решения вопросов о целесообразности их

деятельности в той или иной местности, о назначении ревизий.[69]

Практически же непосредственный надзор и попечение над учреждениями

мелкого кредита осуществлялись управляющими отделениями Государственного

банка, при которых создавалась широкая сеть инспекторов мелкого кредита.

Здесь следует остановиться на точке зрения некоторых теоретиков

кооперации, которые видели в этом скорее негативные, чем позитивные

моменты, признавая, тем не менее, определенное прогрессивное значение

образования Управления по делам мелкого кредита. С. Войцеховский и М. Туган-

Барановский считали, что кооперативы были лишены одной из главных своих

черт - самостоятельности и напротив были поставлены в полную зависимость от

государственной власти.[70]

Тем не менее формирование системы инспектирования способствовало

активизации кооперативного движения, повышению уровня его практической

деятельности. В целом система инспектирования вытекала из того, что

товарищества учреждались на средства государства и потому правительство

считало себя вправе установить контроль за расходованием этих средств.

Таким образом в 1895 году было принято "Положение об учреждениях

мелкого кредита", которое расширило правовую базу деятельности кредитной

кооперации. Оно вводило новый тип учреждений - кредитные товарищества. Это

должно было увеличить помощь крестьянам со стороны государства. Дало новый

импульс развитию кредитной кооперации в России. Но работа над

законодательными актами не остановилась и привела к принятию в 1904 году

"Положении об учреждении мелкого кредита", которое было прогрессивным шагом

на пути становления рыночной экономики в Российской империи.

Проследим практическую сторону.

В 1903 году из 10654 ссуд объемом 49,5 млн. рублей крестьянам было

выдано 5559 ссуд (52,2%) на сумму только в 1 млн. рублей. Для сравнения

посмотрим, что землевладельцам было выдано 3169 ссуд, то есть 29,7% на

сумму 15,4 млн. рублей. Мы видим, что при численном преобладании

крестьянских кредитов на их долю приходилось около 2% общей суммы выдач,

при этом средний размер крестьянского кредита составлял около 180 рублей,

землевладельческого кредита - 4860 рублей, у торговцев - 18127 рублей. В

1906 году из 5850 ссуд на 58,1 млн. рублей на крестьян приходилось 2859

ссуд на сумму 0,2 млн. рублей, на землевладельцев приходилось 1664 ссуды

(10,4 млн. рублей), на торговцев - 1328 ссуд (45,5 млн. рублей).[71]

Таким образом, не смотря на то, по количеству выданных ссуд

крестьянские ссуды преобладали и в 1903 и в 1906 годах, сумма, выдаваемая

им, была незначительной.

В 1904 году из 15024 выдаваемых ссуд объемом 86,3 млн. рублей на долю

крестьян приходилось 9930 ссуд, то есть 63,5% на сумму 2,6 млн. рублей

(3%), то есть в среднем по 260 рублей. На долю землевладельцев мелких и

средних приходится 3941 ссуда (25,2%) на сумму 26,2 млн. рублей (30,4%), то

есть в среднем по 6,5 тыс. рублей; на долю торговцев приходилось 1753 ссуды

(11,2%) на 57,5 млн. рублей (66,6%), то есть в среднем по 32 тыс.

рублей.[72]

Эти данные подтверждают еще раз вышесказанное. Вместе с тем несколько

возросло число выдач ссуд крестьянам, что объясняется начавшейся

реализацией столыпинской реформы.

К сожалению, более подробное описание выданных ссуд в период конца XIX

- начала XX в.в. невозможен из-за отсутствия необходимой источниковой базы.

Как уде отмечалось выше, крестьяне кредитовались через посредничество

земств, занимавшихся этим весьма неохотно. Так, например, в 1910 году

посреднический кредит под хлеб был открыт всего 31 земству на сумму чуть

более 4 млн. рублей. Фактически во второй половине 900-х годов земства

ежегодно использовали посреднический кредит на сумму менее 900 тыс. рублей,

что в лучшем случае составляло 3-3,5% всей суммы посреднических

кредитов.[73]

В середине 1911 года земствам было открыто кредитов на сумму почти 10

млн. рублей, использовано ими было 1,3 млн. рублей. Такая политика земств

объяснялась тем, что правительство не расширяло компетенцию земств в

отношении неисправных клиентов. Это сказалось и на взаимоотношениях земств

с учреждениями мелкого кредита.

Круг клиентов всех кредитных учреждений на ссуды под хлебные товары по

кредитам, выданным Государственным банком непосредственно или через

посредников, был узок и ежегодно он не превышал 10 тысяч крестьян, для

сравнения землевладельцев по этим же тарифам было 4-5 тысяч. Наиболее

успешно эта операция практиковалась в районах с высоким развитием торгового

земледелия - южном, степном, северо-кавказском, юго-восточном, юго-

западном, средне-волжском, на которые приходилось 70-80% всей суммы ссуд.

Подтоварная кредитная операция основывалась не столько на учете

векселей, но и на выдаче ссуд под залог сельскохозяйственной продукции,

реализация которых еще только предполагалась. И в этом плане подтоварный

кредит тесно переплетался с другим видом краткосрочного кредита -

авансовым.(

В 1894 году был принят устав, устанавливающий выдачу авансовых кредитов

для промышленных и сельскохозяйственных целей. При открытии авансового

кредита учитывалась общая кредитоспособность заемщика, причем на первое

место ставилась имущественная состоятельность. Кредит назначался в пределах

50% свободной от залога стоимости их имущества (движимого и

недвижимого).[74]

К середине 1900 года наблюдается значительный рост крестьянских

посевов: с 13% в 1904-1905 годах до 24% к 1911-1912 годам. Это объясняется

тем, что крестьянам предоставлялись заводские авансы - кредиты под будущий

урожай. Однако здесь были свои минусы, особенно в отношении крестьян. С

одной стороны производитель попадал в определенную зависимость от заводов,

которая была тем больше, чем меньше был участок земли и бесправнее

производитель, который в определенной степени оказывался как бы отрезанным

от рынка сбыта. Все это предоставляло кредиторам широкие возможности для

использования различных кабальных форм эксплуатации производителей,

особенно крестьян. С другой стороны кредит способствовал развитию этой

отрасли сельского хозяйства, повышению его товарности, уровня агрокультуры.

Таким образом, с середины 90-х годов распространился ряд новых форм

кредита: вексельный, подтоварный, авансовый. Но внедрение этих форм кредита

происходило медленно, что обуславливалось как особенностями банковской

клиентуры, с большим трудом осваивавшей приемы капиталистического

хозяйства, так и общим недостатком капиталов в стране, обилием феодальных

пережитков в социально-политическом строе.

Проследив правовую базу и фактическую сторону категорий мелкого кредита

необходимо перейти к практической стороне вопроса и рассмотреть, сколько

учреждений мелкого кредита действовало в те или иные годы.

Таблица №1 хорошо это отражает. Мы видим, что в период с 1 января 1899

года по 1 января 1900 года возникло всего 9 товариществ, при содействии

Государственного банка, причем краткосрочные ссуды товарищества начинают

выдавать только с 1 января 1900 года. На этот период из 9 товариществ

краткосрочные ссуды выдавало только 3 товарищества. Именно с 1 января 1900

года начинается постепенный рост кредитных товариществ и одновременно

происходит рост товариществ, открывших краткосрочный кредит, и рост суммы

кредита. Однако это только товарищества, открытые при содействии

Государственного банка.

Таблица №1. Сведения о числе кредитных товариществ, возникших при

содействии Государственного банка.[75]

[pic]

Были еще и другие товарищества, возникшие при посредничестве земств,

частной инициативе и т.д. (см. таблицу №2)

Таблица №2. Действующие товарищества.[76]

[pic]

Положение 1895 года безусловно повлияло на возникновение кредитных

товариществ и дало свои результаты: только в 1897 году именно с этого

начинается их рост. Об этом свидетельствует таблица №3, которую продолжает

таблица №4.

Таблица №3. Возникновение кредитных товариществ на основе Положения

1895 года.[77]

[pic]

Таблица №4. Число учреждений мелкого кредита за 1904 - 1911 г.г.[78]

[pic]

К сожалению, на основе этих данных нельзя говорить о том, сколько

учреждений практиковало краткосрочный кредит, а вместе с ним вексельный,

подтоварный и авансовый, причина тому отсутствие необходимой источниковой

базы.

Но мы можем говорить о распределении ссуд по предметам по данным на

1909 год (табл. №5).

Таблица №5. Ссуды по предметам.[79]

[pic]

В таблице №5 представлены 3 категории предметов: покупка земли,

домашнего скота и орудия сельскохозяйственного производства. По количеству

покупок преобладает покупка земли - 68393, а в денежном эквиваленте

преобладает покупка домашнего скота - 10930620. И этому есть свои

объяснения, ведь покупать земли могли крестьяне, у которых для этого были

материальные средства, а они могли быть у относительно зажиточных крестьян.

Середняк не мог позволить в большинстве своем купить землю и даже ее

арендовать, он был вынужден довольствоваться той землей, которая у него уже

была. По количеству покупок домашнего скота, эта сделка занимает только

третье место, уступая покупке земли и орудиям сельскохозяйственного

производства, и составляет 337374, что может быть аналогично объяснено. А к

этому следует добавить и то, что эти данные, разумеется, не могут

характеризовать середняка в полной мере и отражают относительно зажиточных

крестьян, ибо в опросе старались охватить крестьян, имеющих бездефицитный

бюджет, хотя нельзя умалять участие и тех, кто при этом таковой имел.

Покупка сельскохозяйственных орудий стоит на втором месте и это понятно,

ведь как для относительно зажиточного хозяйства, так и для середняка

прибыль хозяйства во многом зависит от наличия или отсутствия

сельскохозяйственных орудий, поэтому даже середняки должны были иметь

таковые.

Первоначально большая часть кредитных обществ находилась в городах и

обслуживала преимущественно нужды торговли и промышленности, а сельские

товарищества между тем закрывались все чаще (см. табл.№6).

Таблица №6. Количество закрывшихся товариществ в городе и селе по

десятилетиям.[80]

[pic]

Таблица №6 свидетельствует о том, что первоначально сельские

товарищества закрывались чаще городских, и только с 1886 года число

закрывшихся сельских товариществ начинает постепенно снижаться, дойдя в

1901-1904 г.г. до нуля.

Столь высокий процент закрытых товариществ в 70-80-х годах показывает,

что экономические условия русской деревни были далеко не благоприятны для

развития кооперации. Причины на мой взгляд заключались в следующем: во-

первых, общим понижением тона общественной жизни, наступившее во время

русско-турецкой войны и в 1880-х годах; во-вторых, дела учрежденных

товариществ шли далеко не блестяще. Недовольство товариществами особенно

резко стали проявляться к 1883-1884 годам, отчасти из-за неаккуратной

уплаты или выданных 5-10 лет назад первоначальных займов. Судьба основанных

со столькими усилиями товариществ возбуждала "недоверие к способности

крестьян самостоятельно управлять кредитными учреждениями, и даже сомнения

в возможности развить такую способность"; "земства стали находить, что

успех сельских кредитных учреждений ввиду поголовной безграмотности

крестьян и низкого уровня их развития невозможен без постороннего

деятельного контроля со стороны тех или других органов местной власти";

"другие земства находили совершенно бесполезным реорганизовать

товарищества, ввиду того, что основное начало их - самодеятельность членов

оказывается совершенно неосуществимым при современном уровне умственного

развития крестьян".[81]

О недостаточной подготовленности населения говорит и тот факт, что из

1463 товариществ, разрешенных к открытию к 1 января 1892 года, 198 не

открылись, 429 открывшихся ранее прекратили свое существование и только 836

продолжили функционировать. Но в 1903-1904 годах начинается подъем, о чем

может свидетельствовать таблица №6, в которой в период с 1901 по 1904 год

процент закрывшихся сельских товариществ составил 0,0%.[82]

Постепенно сеть кредитных обществ охватывает и сельскую местность. По

официальным сведениям в 1910 году уже половина обществ имела вполне или в

значительной степени сельскохозяйственный характер. Управление по делам

мелкого кредита в записке, составленной в сентябре 1911 года, писало:

"следует считать показательным, что в последнее время обозначилось

движение в сторону учреждения обществ взаимного кредита с преобладающим

земледельческим составом и при том не в городах, а непосредственно в

сельской местности. Это свидетельствует о пробудившейся потребности

среднего и крупного землевладения в организации соответствующих форм

кредита".[83]

В целом, как показывают данные, все большую роль в кредитовании

сельского хозяйства, особенно во второй половине 900-х годов начинают

играть частные кредитные учреждения. Являясь крупными держателями закладных

листов и акций земельных банков, кредитуя все более широкие слои сельских

хозяев, коммерческие банки, глубоко проникали в систему частного

землевладения, олицетворяя собой растущее влияние и мощь финансового

капитала.

2.2 Долгосрочный кредит.

Рассуждая о видах мелкого кредита нельзя забывать и о том, что кроме

краткосрочного кредита, являвшегося безусловно основным и более

распространенным видом кредита в русской деревне, существовал еще и

долгосрочный кредит. Если краткосрочный кредит выдавался на срок не более

12 месяцев, то долгосрочный - на срок более года. Однако мне не хотелось бы

слишком подробно останавливаться на этом виде кредита, ибо он в основном

использовался поместным дворянством и крестьянством в какой-то мере тоже,

но это, прежде всего, было зажиточное крестьянство и никак не середняк, не

рядовой крестьянин русской глубинки, не тот, кто еле-еле сводил концы с

концами и имел дефицитный бюджет. Но все же немного об этом скажем.

В Российской империи конца XIX - начала XX в.в. существовало три вида

долгосрочного кредита: ипотечный, мелиоративный и личный.

Первым по времени возникновения у нас является ипотечный кредит или

ипотека. Ипотека - кредит под залог недвижимости, главным образом земли.

Этот вид кредита широко использовался поместным дворянством в дореформенную

эпоху.[84]

В 1860 году основные дореформенные кредитные учреждения были

ликвидированы. И к началу 90-х годов возникают новые сословные и земские, а

так же частные, государственные кредитные учреждения, которые составили

систему ипотечного кредита и фактически просуществовали до 1917 года.

Основу этой системы составили акционерные и государственные земельные

банки, первые из которых возникли в 1871-1873 г.г. и охватывали губернии

европейской России за исключением Прибалтики, Польши и Финляндии, где

функционировали местные банки, возникшие еще в дореформенные годы. К началу

90-х годов насчитывалось 10 акционерных земельных банков (по времени

возникновения - Харьковский, Полтавский, Петербургско-Тульский, Московский,

Бессарабско-Таврический, Нижегородско-Самарский, Киевский, Виленский,

Ярославско-Костромской, Донской). Каждый из них имел свою территориальную

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.