рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Конституция Великобритании

автономию высказалось большинство пришедших голосовать.

Глава 2. Высшие органы власти

§1. Законодательная власть

Законодательная власть в Великобритании принадлежит парламенту, но по

точному смыслу британской конституции парламент — триединое учреждение: оно

включает главу государства (монарха), палату лордов (исторически — палату

знати и высшего духовенства) и палату общин (исторически — палату

простолюдинов). Это понятие связано с тем, что закон становится таковым,

если он принят двумя палатами (есть некоторые исключения из этого правила в

пользу нижней палаты) и подписан монархом. На деле же под парламентом

понимаются лишь две палаты, а в обычном словоупотреблении — нижняя, которая

осуществляет законодательные функции. Король подписывает все законы, и на

основании конституционного обычая почти 300 лет не применяет принадлежащего

ему права вето. Вето палаты лордов может быть преодолено нижней палатой

простым большинством голосов, но на другой сессии парламента, что означает,

что при созыве сессии раз в год верхняя палата может на год отсрочить

вступление закона в силу. На практике палата лордов, как правило,

возражения против законопроектов, принятых палатой общин, выдвигает очень

редко.

Хотя глава государства по конституционной доктрине является составной

частью парламента, с точки зрения концепции разделения властей он относится

все же к исполнительной власти.

Палата общин состоит из 651 члена. Она избирается по одномандатным

избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства.

Депутаты (в Великобритании их принято называть членами парламента) обладают

индемнитетом и ограниченным иммунитетом, причем только во время сессии, а

также 40 дней до начала и после завершения сессии. Они имеют трех

оплачиваемых государством помощников. Им возмещаются транспортные,

канцелярские, почтовые расходы. Жалованье, выплачиваемое депутатам (31 тыс.

ф. ст. в год), считается чуть ли не самым низким в мире. Депутаты активно

работают в своих избирательных округах, так как их переизбрание в конечном

счете зависит от избирателей, даже если руководство партии вновь выдвинет

их кандидатуры. По выходным дням организуются встречи с избирателями.

Депутаты принимают их заявления для передачи парламенту и т.д. Местные

партийные организации оказывают помощь депутатам своей партии.

Руководит заседаниями палаты и ее обслуживающим персоналом спикер,

имеющий трех заместителей, которые, в частности, руководят заседаниями,

если палата преобразует себя в комитет всей палаты. Спикер избирается на

весь срок полномочий палаты и выходит из состава своей партии (считается

беспартийным), так как должен быть лицом беспристрастным (он не вправе даже

обедать вместе с депутатами, чтобы те не оказывали на него влияния). Спикер

не может голосовать, он подает решающий голос только в том случае, если

голоса членов палаты разделились поровну. Он не вправе комментировать

выступления членов палаты и выступать сам. Избирается спикер с соблюдением

конституционного обычая: он упирается, когда идет к председательскому

месту, и его как бы силой ведут два дюжих депутата. В период абсолютизма

действительно никто не хотел быть спикером, так как он должен был

передавать королю решения парламента, которые отнюдь не всегда нравились

монарху, что нередко влекло печальные последствия для спикера.

Как и в других парламентах, в палате общин Великобритании образуются

постоянные и временные комитеты. Они предварительно обсуждают

законопроекты, контролируют деятельность администрации, проводят

парламентские расследования и т.д. До реформы 70-х годов в палате

существовали только неспециализированные комитеты, что отличало внутреннюю

структуру британского парламента от большинства других парламентов мира.

Они имели буквенную нумерацию —А, В, С и т.д. Такие комитеты существуют и

сейчас. Их персональный состав определяется пропорционально численности

партийных фракций специальным комитетом палаты по отбору. Эти комитеты

довольно многочисленны (до 50 человек). Спикер передает им законопроекты по

своему усмотрению, поскольку специализации нет.

В дополнение к неспециализированным комитетам теперь в палате общин

созданы специализированные комитеты — по обороне, внутренним делам,

сельскому хозяйству и др. Их около 15, но они меньше по численности. Эти

комитеты также предварительно обсуждают законопроекты, занимаются

парламентскими расследованиями, но их основная деятельность связана с

контролем за управлением, за работой министерств.

В парламенте создаются партийные фракции (теперь четыре фракции имеются

даже в палате лордов). Их возглавляет лидер. «Главный кнут» и «кнуты»

обеспечивают явку членов фракции на голосование в палате. В отличие от США

в нижней палате парламента Великобритании существует строгая партийная

дисциплина (возможны санкции), но депутат зависит также и от поддержки

избирателей, низовых организаций партии, которые могут иметь иное мнение,

чем ее руководство. Поэтому бывает, что депутаты, особенно

«заднескамеечники», голосуют вместе с другой фракцией. Организацией работы

парламента, удостоверением его актов ведают клерки палаты, имеющие

подчиненный им небольшой аппарат.

В конце 60-х годов создана должность парламентского уполномоченного

(омбудсмана) по делам администрации. Он назначается правительством до

достижения 65-летнего возраста и проводит расследования правонарушающей

деятельности органов исполнительной власти. Жалобы граждан на действия

министерств и ведомств передаются уполномоченному через депутата данного

избирательного округа. Уполномоченный расследует их только в том случае,

если по характеру дела нельзя обратиться в общий или административный суд.

Уполномоченный при назначении им расследования вправе требовать

представления документов, вызывать свидетелей, экспертов, но никаких

обязывающих решений принимать не может. Он лишь составляет доклад, который

передает депутату по данному округу (последний может поставить вопрос в

палате), или представляет его в специальную парламентскую комиссию по делам

уполномоченного парламента и та принимает свои меры (в частности, возможно

обсуждение вопроса на пленарном заседании). Кворум для заседания нижней

палаты (но не для принятия закона) — 40 депутатов.

Палата лордов, состав и численность которой изменяется, формируется в

основном по наследственному признаку.

Около 2/3 палаты составляют пэры (мужчины и женщины, унаследовавшие

дворянский титул не ниже барона), около 1/3 — пожизненные пэры (титул

присваивается королем по рекомендации премьер-министра за выдающиеся

заслуги и не передается по наследству). Кроме того, в состав палаты входят:

26 духовных лордов (архиепископы и епископы) англиканской церкви, 20

пожизненно назначаемых королем (по совету премьер-министра) «лордов по

апелляции» (апелляционный комитет — по существу, высшая судебная инстанция

страны по гражданским делам), несколько десятков человек, избираемых

шотландскими и ирландскими лордами. Ныне большинство палаты лордов —

представители финансовых кругов, крупных фирм, но бывают и лорды-бедняки, в

их числе были два коммуниста, один лорд был рубщиком мяса.

В палате лордов председательствует лорд-канцлер. Кворум в палате — 3

лорда, заседания происходят на основе саморегулирования.

В Великобритании неоднократно поднимался и обсуждался в палате общин

вопрос о ликвидации палаты лордов или ее реорганизации, но безуспешно.

Законодательный процесс. Хотя проект закона (билль) может быть внесен в

любую палату, на практике законопроект сначала рассматривается палатой

общин и лишь затем передается в палату лордов. В отличие от США глава

государства (монарх) обладает законодательной инициативой, но от его имени

законопроекты представляют министры. Подавляющее большинство

законопроектов, как и в других странах, принимается по инициативе

правительства (в Великобритании — 95%), для обсуждения законопроектов

членов парламента выделяется лишь один день в неделю. Законопроект

рассматривается в трех чтениях, но в отличие от США в первом чтении клерк

палаты лишь зачитывает его заголовок, во втором чтении обсуждаются основные

положения законопроекта, после чего он передается в один, а иногда в

несколько смежных парламентских комитетов, где проходит постатейное

обсуждение с поправками и голосованием. После возвращения из комитета

второе чтение в палате продолжается, могут быть внесены поправки,

принимаемые путем голосования. Перед этой стадией и в процессе нее

проводится особенно активная работа: согласование позиций членов комитета,

представляющих различные партии, подготовка экспертных заключений по важным

законопроектам и т.д. Спикер использует разные приемы для сокращения

прений: «гильотину» — прекращение прений в назначенный час «кенгуру» — он

выбирает и ставит на голосование лишь некоторые поправки, и др. Как и в

США, спикер пользуется большими полномочиями. Третье чтение заключается в

общей дискуссии по проекту с предложениями за его принятие или против, но

нередко вместо такой дискуссии спикер просто ставит проект на голосование

(«за» и «против»). Для дискуссий по проекту необходимо присутствие 40

членов палаты, но для принятия закона требуется большинство голосов общего

числа членов палаты, в связи с чем именно в такие периоды «кнуты» развивают

особенно бурную деятельность, обеспечивая участие в голосовании членов

своей партии.

Если проект принят, он передается в палату лордов, где происходит

аналогичная процедура.

Традиционно к полномочиям палаты общин относят финансовые полномочия,

исходя из того, что налогообложение невозможно без представительства

народа, ибо налоги изначально платит население, а представительством народа

считается нижняя палата. Закон о бюджете всегда принимается сначала нижней

палатой. Его вносит только правительство, поправки депутатов возможны лишь

по согласованию с соответствующим министром. Полномочия палаты в отношении

закона о бюджете ограничены. Они ограничены и в отношении других финансовых

и «денежных» биллей (между этими понятиями есть некоторое различие, а

решение о том, каким является билль — финансовым или «денежным», принимает

спикер палаты общин). Эти законы также обсуждаются сначала в нижней палате

и должны быть приняты верхней в течение месяца. После истечения этого срока

закон вступает в силу без согласия палаты лордов.

Парламент Великобритании (практически палата общин) осуществляет контроль

за управлением, за деятельностью правительства. Однако большинство

парламента и правительства, за исключением редчайших ситуаций, в отличие от

США всегда принадлежит к одной и той же партии, а лидер партии является

лидером фракции большинства в парламенте (иногда только фактически) и

одновременно премьер-министром. Поэтому направляет работу парламента, по

существу, правительство.

Юридически правительство несет коллективную ответственность перед

парламентом (только перед палатой общин). Палата общин может потребовать

отставки министра, но премьер-министр решает, уйдет ли в отставку все

правительство или только виновный министр, если речь идет об упущениях

определенного министра, а чаше всего о его неэтичном поведении. Вопрос о

вотуме недоверия бывает только связанным, т.е. он ставится самим

правительством в связи с предлагаемым им законопроектом: правительство

заявляет, что если билль не будет принят, то оно уйдет в отставку, оказывая

тем самым давление на палату общин.

Применяется этот институт очень редко, в XX в. было всего два таких

случая.

Резолюция порицания предлагается оппозицией и вносится довольно часто, но

почти всегда отклоняется партийным большинством. В единичных случаях она

принимается, если часть депутатов от правящей партии голосует вместе с

оппозицией, составляя таким образом парламентское большинство.

Наиболее частой формой контроля палаты общин являются вопросы к премьер-

министру (для них отводится специальное время один раз в неделю) и к

министрам («час вопросов» бывает четыре дня в неделю — это обычно 40—50

минут сразу после открытия пленарного заседания). На заседании в среднем

задается 20—25 устных и письменных вопросов, министр успевает ответить

приблизительно на 8—9 из них. Он может отказаться отвечать по вопросам

общественной безопасности, коммерческой тайны, личного характера. Но если

вопрос касается предполагаемого неэтичного поведения министра и задан ему

без каких-либо порочащих намеков, он должен отвечать. Министр может

отказаться отвечать не вопрос, если считает, что для подготовки ответа

необходимы затраты, превышающие 200 ф. ст.

Формой контроля являются дебаты, по общим вопросам политики, которые

обычно предлагаются оппозиции. В связи с этим премьер-министр регулярно

выступает перед парламентом и каждый министр кабинета выступает раз в

месяц. Общей политике правительства посвящены также ежегодные дебаты в

связи с тронной речью монарха в парламенте при открытии его сессии.

Контроль за деятельностью министров осуществляют также парламентские

специальные комитеты: с 1979 г. министры приглашаются ими (и не

осмеливаются не явиться) для объяснений. О контроле за управлением,

осуществляемым уполномоченным парламента по делам администрации, уже

говорилось выше. Помимо него существуют и другие уполномоченные парламента

(парламентские комиссары, омбудсма-ны) — по здравоохранению, местному

самоуправлению и т.д., которые осуществляют контроль в своих сферах.

§ 2. Исполнительная власть

Монарх. Теоретически монарх в Великобритании считается источником

значительной доли государственной власти, он — глава государства. Ему же

теоретически принадлежит также исполнительная власть. Кроме того, как

упоминалось, монарх — составная часть парламента. На деле он не участвует в

законодательстве (право вето не применяет), исполнительной властью не

обладает. Страной руководит «правительство его (ее) Величества», точнее,

его узкая часть — кабинет министров, в котором главную роль играет премьер-

министр. Правительство, как отмечалось, в силу британской двухпартийной

системы в значительной мере контролирует и парламент.

Глава государства в Великобритании занимает свой пост не путем выборов,

как в США, а по наследству. Применяется кастильская система наследования:

трон покойного короля из династии Виндзоров переходит к старшему сыну, если

сына нет — к старшей дочери.

Монарх в Великобритании — это символ единства нации, преемственности

государства. Он рассматривается как гарантия стабильности в обществе.

Какого-либо серьезного движения за замену монархии республикой не

существует.

Монарх — лицо неприкосновенное, он не подлежит уголовной,

административной, гражданской ответственности, не может быть задержан и

т.д. (хотя имело место осуждение и казнь короля Карла 1 во время английской

революции). Монарх политически нейтрален, не является членом какой-либо

партии, не подлежит политической ответственности в связи с управлением

государством: за монарха отвечают его министры.

Юридически британский монарх обладает значительными полномочиями, которые

в совокупности называются королевской прерогативой. Это исключительные

права, установленные традицией, конституционными обычаями, иногда

закрепленные судебным прецедентом и не зависящие от воли парламента. Во

взаимоотношениях с парламентом эти права, равно как и некоторые другие свои

полномочия, монарх осуществляет по указанию правительства (конкретно —

премьер-министра). Он подписывает законы и имеет право вето (хотя не

использует его с 1707 г.). Монарх — составная часть парламента, но посещать

его заседания он может лишь по специальному приглашению. Он открывает

ежегодную сессию парламента, выступая с тронной речью на совместном

заседании палат. В этой речи излагается программа действий на предстоящий

год. Но поскольку монарх лишь зачитывает текст, подготовленный премьер-

министром, он не может изменить в нем ни слова. Монарх вправе распустить

палату общин с назначением даты новых выборов, это он делает только по

указанию правительства.

К полномочиям монарха в области взаимоотношений с правительством

относится назначение премьер-министра. Фактически им становится лидер

партии, победившей на выборах в палату общин, ибо правительству нужно

получить вотум доверия — голоса большинства членов палаты для его

утверждения. Поэтому на деле монарх лишь оформляет волю партийного

большинства в парламенте. Правда, бывали случаи, когда правящая партия в

силу разногласий в ней не могла выдвинуть единого кандидата или когда

партия не располагала явным большинством и решение принимал монарх (1957,

1963, 1974 гг.). Правительство издает свои акты от имени монарха (обычно

это «приказ в совете», хотя совет включает не только членов правительства),

премьер-министр обязан информировать монарха о состоянии дел.

Монарх обладает внешнеполитическими полномочиями. Он является главой

британского Содружества, представленным в некоторых его странах генерал-

губернатором, и как таковой промульгирует конституции этих стран и стран,

получивших независимость. Он является также главнокомандующим вооруженными

силами (юридически), назначает высших военачальников, присваивает воинские

звания и сам имеет воинское звание (царствующая ныне королева Елизавета II

— полковник). Традиционная прерогатива короля — вопросы войны и мира.

У монарха есть прерогативы личного характера: королевские регалии

(корона, трон, мантия, держава, скипетр, титул, необходимое обращение к

монарху «Ваше Величество»), королевский двор, состоящий из лиц,

обслуживающих короля и членов его семьи (эти лица имеют разные придворные

титулы), цивильный лист — ежегодно вотируемые парламентом деньги на личные

нужды короля и содержание его двора (в настоящее время приблизительно 8

млн.ф.ст.), освобождение от уплаты налогов (Елизавета II от этой привилегии

добровольно отказалась). Монарх, наследник престола, некоторые члены

королевской семьи обладают значительной недвижимой собственностью (земли,

дворцы и т.д.), которая может приносить им доход, но продать ее они не

могут. Они являются также держателями многих ценных бумаг, которыми

распоряжаются свободно.

Из сказанного следует, что хотя юридически монарх обладает обширными

полномочиями, фактически они им самостоятельно осуществляться не могут. Это

«спящие прерогативы». Все акты, исходящие от монарха, подлежат

контрассигнации (подписи) премьер-министра: без его согласия акт монарха

недействителен.

При монархе существует Тайный совет, состоящий из членов королевской

семьи, епископов, министров (всего около 300 человек). Совет собирается в

торжественных случаях, но чаще всего он не собирается или собирается

несколько человек (его кворум — 3 человека), а от имени Совета монарх

издает «приказы в Совете». Этими приказами оформляются решения кабинета.

Правительство. Конституционному праву Великобритании хорошо известен

термин «правительство» и почти неизвестен термин «кабинет», но на деле

именно последний во главе с премьер-министром управляет страной.

Правительство имеет очень широкий состав (предельная численность его по

закону — 95 человек, но обычно это 75—80 министров, младших министров,

секретарей и т.д.). Ранг министров имеют генеральный прокурор и генеральный

атторней — юридический советник правительства, его представитель в суде.

Правительство никогда не собирается на заседания и не принимает решений.

Из его состава выделяется более узкий кабинет ведущих министров (18—22

человека, в 1997 г. — 22), в их числе всегда государственные секретари

внутренних дел и обороны, лорд-канцлер, канцлер казначейства и др. Он

созывается на заседания и принимает решения, хотя и редко. Обычно этот

кабинет заседает в личной резиденции, где живет премьер-министр, на Даунинг-

стрит, 10, в Лондоне. Но чаще на эти заседания в доме премьера (одно время

раз в неделю) собирается «внутренний кабинет» — несколько ведущих лиц,

пользующихся особым доверием премьер-министра. «Внутренний кабинет»

принимает решения от имени кабинета.

Как отмечалось, правительство назначается главой государства, но это лишь

формальный акт. На деле оно формируется партией большинства в палате общин,

представляет ей программу, которая утверждается голосованием. Это акт

выражения доверия правительству. В состав правительства входят, во-первых,

главы министерств и ведомств, являющиеся членами кабинета. Они получают все

решения кабинета («внутреннего кабинета»). Остальные министры, если они не

были приглашены на заседание, получают лишь выдержки из решений кабинета,

которые касаются их ведомств. Во-вторых, членами правительства являются

министры и государственные министры, т.е. заместители ведущих министров, а

также все младшие министры — заместители других министров, не входящие в

состав кабинета. Они участвуют в заседаниях кабинета по приглашению. Есть

территориальные министерства: по делам Шотландии, Уэльса, Северной

Ирландии. В-третьих, членами правительства являются некоторые лица,

занимающие традиционные еще со времен феодализма должности (например, лорд

— хранитель печати). В-четвертых, это министры без портфеля, которые

оказывают помощь премьер-министру по его указаниям. Наконец, в состав

правительства включается особая категория младших министров: парламентские

секретари, представляющие министра в парламенте.

При премьер-министре и министрах существует множество вспомогательных

органов — комитеты, комиссии, секретариаты, службы. Особое значение имеют

парламентские службы, которые следят за дебатами в парламенте, информируют

министра о вопросах, поднятых в парламенте (в основном касающихся данного

ведомства), готовят ему ответы на вопросы депутатов, выступления в

парламенте.

Для исполнения законов парламента, как считается, правительство принимает

нормативные акты, но эти акты принимаются не от имени правительства и не от

имени кабинета, которого законодательство, по существу (кроме единичных

упоминаний), не знает, а от имени отдельных министров. Кроме того,

парламент может делегировать правительству право принимать акты, имеющие

силу закона (делегированное законодательство), которые тоже оформляются как

акты министров. За этими актами установлен парламентский контроль: они

должны быть представлены в парламент («положены на стол парламента»), на

деле же сдаются в библиотеку и в комитет парламента по подчиненному

законодательству. Решения кабинета оформляются актами Тайного совета.

В Великобритании министерства имеют отделения на местах, с которыми

местные органы самоуправления согласовывают назначение некоторых

муниципальных чиновников (например, в сфере пожарной охраны, муниципальной

милиции и др.).

§ 3. Судебная власть

Судебная система Великобритании неоднократно подвергалась реформам и

упрощению, но она осталась все-таки весьма сложной, сильно

децентрализованной и в представлениях иностранцев даже запутанной.

Низшая судебная инстанция по гражданским делам — помощники судей в

графствах. Они могут рассматривать малозначительные дела с ценой иска менее

11 ф.ст. По малозначительным уголовным делам такую роль выполняют

магистраты — граждане, не являющиеся профессиональными судьями (хотя они

могут иметь и часто имеют юридическое образование). На них возложены

функции мировых судей. Вознаграждения за свою деятельность они не получают.

Более крупные гражданские дела (с ценой иска до 1 тыс. ф. ст.)

рассматривают суды графств. Те уголовные дела, которые не подсудны

общественным магистратам и мировым судьям (в городах), рассматриваются

Судом короны, созданным в 1971 г. Он может действовать в различных формах:

дело может рассматривать окружной судья (судья специального судебного

округа в графстве или группе графств), судья Высокого суда (он базируется в

столице, но его члены организуют выездные сессии суда), адвокат, имеющий

специальное образование и полномочия (бар-ристер или солиситор),

исполняющий обязанности судьи. Если обвиняемый не признает обвинения, дело

рассматривается с участием присяжных заседателей. Более сложные гражданские

и уголовные дела может рассматривать по первой инстанции коллегия Высокого

суда. Этот суд состоит из трех отделений: королевской скамьи, возглавляемой

лордом — главным судьей, канцлерского суда, возглавляемого вице-канцлером,

и отделения по семейным делам, возглавляемого судьей — председателем.

Каждое из этих отделений может рассматривать любое гражданское или

уголовное дело, но это дело должно соответствовать профилю отделения

(например, канцлерский суд рассматривает дела с применением права

справедливости, дела, не регулируемые общим правом, — вопросы авторского,

изобретательского права).

Вышестоящей судебной инстанцией является Апелляционный суд. В его составе

18 судей («лорды справедливости», которые образуют несколько коллегий,

каждая из трех судей). Коллегии рассматривают апелляции на решения

отделений Высокого суда (одна из коллегий рассматривает апелляции на

решения по уголовным делам).

Все три упомянутых судебных органа — Суд короны, Высокий суд и

Апелляционный суд обобщенно называют высокими судами, иногда — высшими

судами. Они вправе создавать судебные прецеденты.

Решения Апелляционного суда, а в отдельных случаях — Высокого суда могут

быть обжалованы в высшую судебную инстанцию по гражданским делам —

Апелляционный комитет палаты лордов, состоящий из 20 назначенных короной

(на деле — правительством) судебных лордов (при рассмотрении конкретного

дела коллегия включает далеко не всех их). Эти же судьи (иногда совместно с

судьями заморских территорий) образуют при рассмотрении некоторых дел

Судебный комитет Тайного совета. Он рассматривает, в частности, жалобы на

решения судов членов Содружества, если они допускают обращение в Судебный

комитет (государства с республиканской формой правления этого теперь, как

правило, не допускают, хотя многие годы после завоевания независимости

британскими колониями такая практика существовала).

В Шотландии действует система судов, построенная с учетом

старофранцузского права. Его влияние сказывается и на праве Шотландии.

В Великобритании есть административные суды (трибуналы), но они действуют

при органах исполнительной власти и не являются органами административной

юстиции, подобными существующим во Франции или в Германии. Трибуналы

специализированы в соответствии с профилем «своего» органа исполнительной

власти: они рассматривают вопросы, связанные с налогами, здравоохранением,

трудовыми спорами, другие дела, включая некоторые гражданские. Поэтому

административные трибуналы в Великобритании (их 2 тыс.) не являются только

административными в обычном смысле этого слова. Кроме того, они состоят не

из государственных.служащих (судей), а из общественных деятелей, юристов.

Деятельность трибуналов существенно ускоряет решение текущих, неотложных

вопросов (например, о заработной плате). Их решения не окончательны и могут

быть обжалованы в суд.

Заключение

Существуют два мнения о Британии, которые имеют огромное влияние, но

которые являются ошибочными. Согласно одному из них в качестве принципа

английского государственного устройства выступает полное разделение

законодательной, исполнительной и судебной властей, каждая из которых

вверена отдельному лицу или группе лиц, причем никто из них никоим образом

не может вмешиваться в деятельность других. Потрачено много красноречия на

доказательство того, что уже в средние века, когда английский народ

находился в состоянии совершенной грубости, сам гений этого народа привнес

в жизнь и практику тщательно разработанное разделение функций, которое

философы излагали на бумаге, но которое они никогда не надеялись увидеть в

жизни.

Согласно другому мнению, особое преимущество Британии основывается на

уравновешенном союзе трех властей. Говорят, что монархический элемент,

аристократический элемент и демократический элемент — каждый обладает своей

долей в верховной власти и согласие всех трех элементов необходимо, чтобы

эта власть могла функционировать. Великая теория, именуемая теорией

«сдержек и противовесов», получила широкое распространение в политической

литературе, и многое в этой теории исходит из английского опыта или им

поддерживается. Говорят, монархия имеет некоторые недостатки, кое-какие

отрицательные тенденции, для аристократии свойственны свои недостатки, для

демократии — свои; однако Англия показала, что можно организовать

правление, в котором эти отрицательные тенденции будут сдерживать,

уравновешивать и нейтрализовать друг друга, когда в целом хорошее правление

строится не только несмотря на противодействующие друг другу тенденции, но

и благодаря им.

Список литературы:

1. Конституции зарубежных государств. М.,1996. Бек.

2. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных государств. М.,1997.

Юрист.

3. Мишин М.Е. Конституционное право зарубежных государств М., 1996. Бек.

4. Современные зарубежные конституции. М., 1992

5. Гуревич Г.С. Политический строй современных государств. Англия. М.,

1972.

6. Уолке Р. Английская судебная система. М., 1980.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.