рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Конституционный суд России

достижения им предельного возраста пребывания в должности;

4) утраты судьей гражданства Российской Федерации;

5) вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора,

вступившего в законную силу;

6) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;

7) продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны

Конституционного Суда, занятий или совершения действий, несовместимых с

его должностью;

8) неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда или

уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных

причин;

9) признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в

законную силу;

10) признания судьи безвестно отсутствующим решением суда,

вступившим в законную силу;

11) объявления судьи умершим решением суда, вступившим в

законную силу;

12) смерти судьи.

Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть прекращены также

ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным

причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев

подряд) исполнять обязанности судьи.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется по

решению Конституционного Суда, которое направляется Президенту РФ, в Совет

Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии.

б) структура и организация деятельности Конституционного суда РФ

Конституционный Суд образца 1991 г. не имел деления на палаты. Их

введение стало одним из новшеств Федерального конституционного закона 1994

г. Теперь Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в

пленарных заседаниях и заседаниях своих палат. Палаты Конституционного

Суда включают в себя соответственно десять и девять судей

Конституционного Суда РФ. Персональный состав палат определяется путем

жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Суда.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда

РФ, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей

палаты.

Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда не

могут входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палат не

должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Очередность

исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий

председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

Конституционный Суд РФ вправе рассмотреть в пленарном заседании

любой вопрос, входящий в компетенцию Конституционного Суда РФ

Конституционный Суд РФ исключительно в пленарных заседаниях:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций

республик и уставов субъектов Российской Федерации;

2) дает толкование Конституции Российской Федерации;

3) дает заключение о соблюдении установленного порядка

выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или

совершении иного тяжкого преступления;

4) принимает послания Конституционного Суда РФ;

5) решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по

вопросам своего ведения.

Конституционный Суд Российской Федерации в пленарных заседаниях также:

1) избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря

Конституционного Суда РФ;

2) формирует персональные составы палат Конституционного Суда РФ;

3) принимает Регламент Конституционного Суда РФ и вносит в

него изменения и дополнения;

4) устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных

заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации, а также

распределяет дела между палатами;

5) принимает решения о приостановлении или прекращении

полномочий судьи Конституционного Суда РФ, а также о досрочном

освобождении от должности Председателя, заместителя Председателя и

судьи-секретаря Конституционного Суда.

Конституционный Суд РФ в заседаниях палат разрешает дела,

отнесенные к его ведению и не подлежащие рассмотрению согласно

закону исключительно в пленарных заседаниях.

Конституционный Суд Российской Федерации в заседаниях палат:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета

Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) законов и иных нормативных актов субъектов РФ,

изданных по вопросам, относящимся к ведению органов

государственной власти РФ и совместному ведению органов

государственной власти РФ и органов государственной власти

субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской

Федерации и органами государственной власти субъектов

Российской Федерации, договоров между органами государственной

власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской

Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и

органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской

Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод

граждан и по запросам судов проверяет конституционность

закона, примененного или подлежащего применению в конкретном

деле.

В пленарном заседании Конституционного Суда судьи тайным голосованием

большинством от общего числа судей избирают из своего состава в

индивидуальном порядке сроком на три года Председателя, заместителя

Председателя и судью-секретаря Конституционного Суда РФ. Председатель,

заместитель Председателя, судья-секретарь Конституционного Суда по

истечении срока их полномочий могут быть избраны на новый срок.

По инициативе не мене пяти судей Конституционного Суда РФ,

считающих, что Председатель, заместитель Председателя или судья-

секретарь Конституционного Суда РФ недобросовестно исполняет свои

обязанности либо злоупотребляет своими правами, может быть поставлен

вопрос о его досрочном освобождении от соответствующей должности.

Вопрос о досрочном освобождении от должности указанных лиц

решается большинством не менее двух третей от общего числа

судей Конституционного Суда РФ тайным голосованием.

В случае, если должность Председателя, заместителя Председателя или

судьи-секретаря Конституционного Суда окажется вакантной, новые выборы

должны проводится не позднее двух месяцев со дня открытия вакансии. По

истечении срока полномочий указанные должностные лица продолжают исполнять

свои обязанности до проведения новых выборов.

Какими полномочиями наделен Председатель Суда? Он руководит

подготовкой пленарных заседаний, созывает их и председательствует на них;

вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие

рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат; представляет

Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и

организациями, общественными объединениями, по уполномочию

Конституционного Суда выступает с заявлениями от его имени; Кроме того он

осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда,

представляет на утверждение Суда кандидатуры руководителей его

Секретариата и других подразделений аппарата, иных служб Конституционного

Суда, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда и штатное

расписание аппарата;

Председатель Конституционного Суда издает приказы и распоряжения.

Заместитель Председателя Конституционного Суда осуществляет по

уполномочию Председателя Конституционного Суда отдельные его функции, а

также выполняет свои обязанности, возложенные на него

Конституционным Судом..

Важное значение для организации деятельности Конституционного Суда

имеет фигура Судьи-секретаря Конституционного Суда РФ. Он осуществляет

непосредственное руководство работой аппарата Суда, организационно

обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда;

3) доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц

решения, принятые Конституционным Судом РФ, и информирует

Конституционный Суд РФ об их исполнении; организует информационное

обеспечение судей; осуществляет другие полномочия в соответствии с

законом и Регламентом Суда.

Основным внутренним актом, регулирующим деятельность Конституционного

Суда, является его Регламент. В Регламенте на основе Конституции РФ и

Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской

Федерации» устанавливаются: порядок определения персонального состава

палат Конституционного Суда; порядок распределения дел между ними;

порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и

в заседаниях палат; некоторые правила процедуры и этикета в

заседаниях; особенности делопроизводства в Конституционном Суде;

требования к работникам аппарата Суда; иные вопросы внутренней

деятельности Конституционного Суда РФ.

Говоря об организации деятельности Конституционного суда РФ, следует

еще упомянуть о наличии в современном конституционном законодательстве

такого института как особое мнение судьи Конституционного суда. Особое

мнение судьи, не совпадающее с общим решением Конституционного суда,

публикуется вместе с решением Суда. Но, если следовать Федеративному

конституционному закону о Конституционном суде РФ (76,78), Суд, при

обнародовании принятого решения, не связан с представлением судьей его

собственного мнения, ибо на Суд возлагается обязанность немедленно

публикации только решения Конституционного суда. Российские правоведы,

однако, считают, что публикация особого мнения судьи была бы желательна,

так как эта мера дает возможность познакомиться не только со взглядами на

проблему конкретного представителя судебных органов, но и способствует

дальнейшему развитию всего судопроизводства на демократических началах.

4. Принципы конституционного судопроизводства

Конституционное судопроизводство является одним из видов

судопроизводства. Согласно части 2 ст. 118 Конституции РФ 1993 г. «судебная

власть осуществляется посредством конституционного, гражданского,

административного и уголовного судопроизводства».

Общие принципы конституционного судопроизводства в целом совпадают с

общими конституционными принципами любого судопроизводства. Это прежде

всего независимость (судей), коллегиальность, гласность, устность

разбирательства, Непрерывность судебного заседания, и наконец,

состязательность и равноправие сторон.

а) Независимость

Согласно первому из принципов, судьи Конституционного Суда РФ

независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий

только Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О

Конституционном Суде Российской Федерации».

В свой деятельности судьи Конституционного Суда выступают в личном

качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или

общественных органов, политических партий и движений, государственных,

общественных, иных предприятий:, учреждений и организаций, должностных

лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных

групп. Решения и другие акты Конституционного Суда должны

выражать соответствующую Конституции РФ правовую позицию судей, свободную

от политических пристрастий.

Судьи Конституционного Суда принимают решения в условиях исключающих

постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе

запрашивать или получать от кого бы ни было указания по вопросам, принятым

к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом РФ

.

Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда

РФ не допускается и влечет за собой предусмотренную законом

ответственность.

б) Коллегиальность

В соответствии с указанным принципом рассмотрение дел и вопросов и

принятие решений по ним производятся Конституционным Судом РФ коллегиально.

Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в

рассмотрении дела в судебном заседании.

Конституционный Суд РФ правомочен принимать решения в пленарных

заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в

заседания палаты - при наличии не менее трех четвертей ее состава. При

определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от

участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.

Согласно ст. 72 закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»

решение Конституционного Суда РФ принимается открытым голосованием путем

поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует

последним. Решение Конституционного Суда РФ считается принятым при

условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в

голосовании судей, если иное не предусмотрено законом. В случае, если

при принятии решения по делу о проверке конституционности

нормативного акта, договора между органами государственной власти,

не вступившего в силу международного договора Российской Федерации

голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу

конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции

во всех случаях принимается большинством голосов. Решение о толковании

Конституции РФ принимается большинством не менее двух третей от общего

числа судей. Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе

воздерживаться при голосовании или уклониться от голосования.

в) Гласность

Этот принцип упоминается в ст. 123 Конституции РФ как один из общих

принципов судопроизводства. Применительно к федеральному конституционному

судопроизводству он означает, что рассмотрение дел в заседаниях

Конституционного Суда РФ проводится открыто, если иное не предусмотрено

Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской

Федерации».

Согласно ст. 54 указанного закона присутствующие на открытом

заседании имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест.

При этом кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и

телетрансляция заседания допускаются с разрешения Конституционного Суда.

Конституционный Суд РФ назначает закрытое заседание в случаях, когда

это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения

безопасности граждан, защиты общественной нравственности. На закрытом

заседании присутствуют судьи Конституционного Суда РФ, стороны и их

представители. Возможность присутствия других участников процесса и

сотрудников Секретариата Конституционного Суда РФ, непосредственно

обеспечивающих нормальный ход заседания, определяется председательствующим

по согласованию с судьями.

Дела в закрытых заседаниях рассматриваются с соблюдением общих правил

конституционного судопроизводства.

Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях,

провозглашаются публично.

г) Устность разбирательства

Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда РФ происходит

устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд РФ заслушивает

объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся

документы.

В заседании Конституционного Суда РФ могут не оглашаться документы,

которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо

содержание которых излагалось в заседании по данному делу.

д) Непрерывность судебного заседания

Заседание Конституционного Суда РФ по каждому делу происходит

непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или

необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему

разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих

нормальному ходу заседания.

Конституционный Суд РФ до принятия решения по делу, рассматриваемому в

пленарном заседании, или до отложения его слушания не может рассматривать

в пленарном заседании другие дела.

Палата Конституционного Суда РФ до принятия решения по

рассматриваемому делу или до отложения его слушания не может

рассматривать другие дела, отнесенные Федеральным конституционным законом

«О Конституционном Суде Российской Федерации» к компетенции палаты.

До принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном

заседании Конституционного Суда РФ, возможно рассмотрение других дел в

заседаниях палат. До вынесения решения по делу, рассматриваемому в

заседании палаты, возможно рассмотрение других дел в пленарном заседании.

е) Состязательность и равноправие сторон

Смысл этого принципа состоит в том, что стороны должны пользоваться

равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на

основе состязательности в заседания Конституционного Суда РФ. Этот принцип

также нашел отражение в ст. 123 Конституции РФ.

Положение о равноправии сторон конкретизируется в ст. 53 закона «О

Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которой

стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их

представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою

позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса,

заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может

представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к

материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.

Заключение

Проанализировав основные правовые принципы и основы деятельности

Конституционного суда Российской Федерации я пришел к выводу, что на

современном этапе развития отечественного судопроизводства Конституционный

суд обладает необходимыми полномочиями и инструментами для выполнения

своей первостепенной задачи - защиты конституционных основ общественного

строя и конституционных прав граждан России. Несмотря на определенные

сложности в организации судебной практики, главная проблема эффективности

работы Конституционного суда в России заключается не в недостатках

процедуры конституционного судопроизводства или конституционного

законодательства, а в обеспечении исполнения решений Суда, которые порой

открыто игнорируются как субъектами федерации, так и ветвями федеративной

власти. Неисполнение судебных решений - характерная черта всего российского

правопорядка. Законность же в государстве, в том числе и конституционную,

должны обеспечивать не Суд, а исполнительная власть, прокуратура,

правоохранительные ведомства. Конституционный суд - это фактически высшая и

последняя инстанция, и он должен вступать в действие лишь тогда, когда не

срабатывает вся остальная система власти или правосудия.

Таким образом, лучшая гарантия выполнения решений Конституционного

суда - не принуждение, а такое состояние общественного сознания, при

котором ни у одного органа, должностного лица или гражданина не возникает

желания действовать вопреки этому решению. Под «таким» общественным

сознанием я имею в виду повышение уровня правовой культуры.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция РФ принятая 12 декабря 1993 года;

2. Федеральный конституционный закон РФ ''О конституционном Суде РФ'' от 21

июля 1994 года (в редакции от 08.02.2001 № 1 ФКЗ);

3. Закон СССР «О Комитете конституционного надзора СССР». М., «Юр.лит-ра»,

1989 г.

4. Указ Президента РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации от

07.10.1993 г N 1612 (Российская газета от 09.10.93)

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ ''О некоторых вопросах

применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия'' от 31

октября 1995 года.

6. М.Ф.Бжезинский. Суд и парламент: игра в пинг-понг. Конституционное право

восточноевропейское обозрение.1993 г. №2

7. Баглай М.В. Конституционное право РФ, М., НОРМА, 2000;

8. Белкин А.А. Дело о президентском обращении к народу 20 марта 1993 года

// Изв. вузов. Правоведение.- 1994.- N 3

9. Конституционное право зарубежных стран под ред. Баглая М.В., Лейбо Ю.И.,

Энтина Л.М., НОРМА, М., 2000;

10. Ведерникова О.Н., Ершов В.В., Судебная система России, М., 1998;

11. Кудрявцев Ю.В. Конституционный Суд России: опыт, проблемы //

Государство и право, 1995, № 1;

12. Конституционный суд в Австрии. В.В. Лазарев. (Государство и право N

9, 1993 год)

13. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1995.

14. Конституционный суд и международные договоры России. К вопросу о

конституционности международных договоров Российской Федерации. А.Н.

Талалаев. (Государство и право N 3, 1996 год)

15. Кудрявцев Ю.В. Конституционный суд России: опыт и проблемы

(Международная научный семинар)//Государство и право. 1994. N 1. С.135.

16. Лазарев Л.В. Конституционно-правовые основы организации и деятельности

Конституционного Суда // Государство и право, 1996, № 6;

17. Лузин В.В. Методы толкования конституции в деятельности Верховного Суда

США // Государство и право, 1996, № 11;

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.