рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Конституционный суд РФ

является примером конкретного конституционного контроля, в целом не

характерного для нашей конституционной системы.

Дело в том, что количество обращений в Конституционный суд частных лиц

(по положению на 1994 г.) насчитывает более тысячи в месяц и не может быть

в установленные сроки изучено ограниченным количеством членов Суда. Такая

работа требует большого аппарата специалистов, но даже самый универсальный

аппарат, в свою очередь, не может подменять собой Суд: если обращение

гражданина соответствует всем требованиям, предъявляемым Законом к

индивидуальной жалобе, решение по нему может быть принято только

Конституционным судом. С подобной проблемой сталкивается не только

российское судопроизводство. В частности в США для решения соответствующих

вопросов правом конституционного контроля наделены все суды, что позволяет

“отсеивать” большой процент необоснованных жалоб на ранних стадиях.

Так что проблема обеспечения конституционного права граждан на

судебную защиту пока еще не нашла адекватного решения;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации. Эта функция была

впервые закреплена за Конституционным Судом РФ с принятием Конституции 1993

г. Практика показала, что это было сделано не напрасно. В Конституционный

Суд уже поступали запросы о толковании, например, положений Конституции,

касающихся вступления в силу федеральных конституционных законов РФ. Тогда.

Правда. Суд не воспользовался своими полномочиями, предложи депутатам самим

принять соответствующий закон. Как и все другие решения этого органа,

толкование Конституционного Суда имеет официальный и обязательный для всех

органов государственной власти характер

С запросом о толковании Конституции, согласно тексту Закона, в Суд

могут обращаться исключительно: Президент РФ, Совет Федерации,

Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти

субъектов федерации

Согласно ст.106 Федерального конституционного закона “О

Конституционном суде Российской Федерации”, толкование, данное

Конституционным судом, является официальным и обязательным для всех

представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти,

органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций,

должностных лиц, граждан и их объединений;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка

выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в

государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Это

совершенно новое полномочие Конституционного Суда, которого не было по

прежней Конституции. Это полномочие является также примером формального

конституционного контроля. Строго говоря, появление этого полномочия было

продиктовано почти исключительно желанием авторов действующей Конституции

до предела усложнить процедуру отрешения Президента;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего

ведения. По сравнению с аналогичным правомочием Конституционного Суда

образца 1991 г. появилось важное изменение: законодательная инициатива

ограничена пределами своего ведения, т.е. вопросами непосредственно

связанными с организацией работы Конституционного Суда, процедурой

конституционного контроля и т.п. Это новшество призвано оградить

Конституционный Суд от излишнего проявления политической инициативы;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией

Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными

конституционными законами; может также пользоваться правами,

предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции

РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами

государственной власти Российской Федерации и органами государственной

власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе

и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля (на

сегодняшний день никаких новых полномочий Конституционный Суд по договорам

между субъектами РФ и «центром» не получил...)

Рассмотрим их (полномочия) подробнее. Во-первых, Конституционный суд

России решает вопросы исключительно конституционного права. Однако среди

отечественных правоведов вызывает много споров вопрос о целесообразности

наделения Конституционного суда Российской федерации правом толкования не

только Конституции, но и законов, а также других нормативных актов, в том

числе по собственной инициативе. Одни считают, что Конституционный суд,

прежде всего, является хранителем Конституции и должен придерживаться

только ее текста, другие убеждены, что Конституционный суд должен иметь

полномочия активного правотворца, выражающиеся в использовании при

необходимости защиты прав и свобод граждан как законодательных нормативных

актов различного вида, так и прогрессивных норм международного права.

Федеральный закон о Конституционном суде по этому поводу высказывается

весьма однозначно. Тем не менее, как показывает практика, Конституционный

суд РФ в своей работе опирается не только на Конституцию, но и на обычные

законы, а также на международные пакты о правах человека, исходя при этом,

однако, из посылок самой Конституции. Верх в данном вопросе на сегодняшний

день одерживают сторонники той позиции, которые утверждают, что, действуя

на основе разделения властей, Конституционный суд не должен подменять собой

другие государственные органы, превращаясь в “суперинстанцию”[19], но

своими решениями он должен как бы очерчивать границы “конституционного

поля”.

Важнейшей и самой сложной сферой правоприменения конституционного

законодательства в России сегодня остаются федеральные споры: как на уровне

выяснения отношений между “центром” и субъектами Российской Федерации, так

и на уровне соответствия правовых систем и взаимоотношений между самими

субъектами РФ. При рассмотрении вопросов по международному праву

Конституционный суд РФ исходит из ст.15(4) Конституции 1993 г., которая

провозглашает, что “общепризнанные принципы и нормы международного права и

международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее

правовой системы”. Конституция устанавливает также приоритет норм

международного договора по отношению к противоречащим им правилам закона.

Особую важность эти положения приобретают при решении вопросов по делам

субъектов федерации. Положительную тенденцию с точки зрения развития

демократии в нашей стране имеет тот факт, что при решении подобных вопросов

Конституционный суд России руководствуется двумя принципиальными

положениями, сформулированными еще в 1992 г.

Заключаются они в следующем:

1. Для обоснования приоритета международного договора по отношению к

актам субъектов федерации важное значение имеет постановление по делу

о беженцах Северной Осетии (Речь идет о деле 1992 г.). В данном деле

Суд, в частности , заявил, что положение ст.2 Международного пакта о

гражданских и политических правах, закрепляющее равенство граждан

перед законом, в силу ст.32 Конституции имеет преимущество “перед

законодательством Российской Федерации, следовательно, и республик в

ее составе”.

2. Большое значение имеет также подход к рассматриваемой проблеме,

сформулированный Конституционным судом в постановлении о ст.33 КЗоТ.

Он заключался в том, что подлежащий применению закон всегда должен

оцениваться с точки зрения его соответствия принципам и нормам

международного права[20].

В Законе содержится важная оговорка о том, что Конституционный Суд

должен решать исключительно вопросы права. Эта оговорка направлена против

возможных рецидивов вовлечения Конституционного Суда в политические акции,

имевшее место в 1992-1993 гг.[21] Надо сказать, что и в старом законе (ст.

1 часть 3) было записано: «Конституционный Суд РСФСР не рассматривает

политические вопросы». Что, однако, никак не помешало суду делать обратное…

Отдельным полномочием является принятие Конституционным Судом

Регламента по вопросам своей внутренней деятельности.

3. Cтатус судьи Конституционного суда РФ, структура и организация

деятельности Конституционного суда РФ

а) Статус судьи Конституционного Суда РФ

В соответствии со ст. 125 Конституции РФ 1993 г. Конституционный Суд

Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на

должность Советом Федерации по представлению Президента Российской

Федерации. До принятия конституционного закона 1994 г. Конституционный Суд

состоял из 15 членов, однако реально было избрано только 13 судей[22].

Увеличение состава суда было вызвано чисто политическими причинами - нужно

было «разбавить» состав Конституционного Суда новыми, более лояльными к

исполнительной власти судьями, что и было успешно произведено.

Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» 1994 г.

устанавливает, что «Конституционный Суд Российской Федерации вправе

осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех

четвертей от общего числа судей».

Статус судей Конституционного Суда в целом не отличается от статуса судей

других высших судов России. Конституция РФ в ст. 128 устанавливает также

идентичный порядок назначения судей трех высших судов. Отличая в

квалификации имеют частный характер.

Судьей Конституционного Суда может быть назначен гражданин РФ,

достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной

репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по

юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной

высокой квалификацией в области права[23].

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда

РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета

Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными

(представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими

судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими

юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Совет Федерации должен рассмотреть вопрос о назначении на должность

судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее четырнадцати дней с

момента получения представления Президента РФ.

Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в

индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи

Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании

большинство от общего числа членов Совета Федерации.

Судья Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек,

продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового

судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его

участием.

Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом

Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи

Конституционного Суда РФ.

Судья Конституционного Суда РФ приносит присягу следующего

содержания: "Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности

судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при

этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более".

Законом устанавливается целый ряд так называемых «дисквалификаций» или

несовместимостей. Судья Конституционного Суда не может быть членом Совета

Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов,

занимать либо сохранять за собой другие государственные или

общественные должности, иметь частную практику, заниматься

предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме

преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие

которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи

Конституционного Суда и не может служить уважительной причиной

отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного

Суда.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе

осуществлять защиту или представительство, кроме законного

представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах,

оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и

освобождении от обязанностей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может

принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их

поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую

пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы

государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать

на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься

иной политической деятельностью. Он не может также входить в

руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не

преследуют политических целей.

Судья Конституционного Суда не вправе, выступая в печати, иных

средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично

высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом

рассмотрения в Конституционном Суде РФ, а также который изучается или

принят к рассмотрению Конституционным Судом, до принятия решения по

этому вопросу. Надо сказать что это положение трудновыполнимо, так как

предметом рассмотрения в Конституционном Суде может стать любой из весьма

широкого круга вопросов.

Судья Конституционного Суда назначается на должность на срок

двенадцать лет. с предельным возрастом пребывания в должности судьи

Конституционного Суда семьдесят лет. Следует вспомнить, что по Закону «О

Конституционном Суде РСФСР» 1991 г. члены Суда назначались пожизненно и

это, на наш взгляд, более соответствовало мировой практике, создавало

больше гарантий независимости.

Закон ограничивает пребывание на должности судьи Конституционного Суда

одним сроком.

Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с

момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в

последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором

ему исполняется семьдесят лет.

Независимость судьи Конституционного Суда обеспечивается его

несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей,

установленными Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде

Российской Федерации» порядком приостановления и прекращения полномочий

судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры

конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было

вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье

материального и социального обеспечения, гарантий безопасности,

соответствующих его высокому статусу.

Материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда,

связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска,

социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым

обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и

здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи

собственности, устанавливаются применительно к соответствующим

гарантиям, предусмотренным законодательством РФ для судей иных

высших федеральных судов. В случаях, если другими правовыми актами

для судей Конституционного Суда РФ предусмотрены иные нормы,

повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального

обеспечения, применяются положения этих актов.

Интересно отметить, что Закон «О Конституционном Суде Российской

Федерации» по новому трактует понятие несменяемости судей. Несменяемость не

означает пожизненного в должности, а означает лишь, что полномочия судьи

могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по

основаниям, установленным Федеральным конституционным законом «О

Конституционном Суде Российской Федерации». На наш взгляд, это неправильная

трактовка несменяемости.

Судья Конституционного Суда пользуется неприкосновенностью. Он не

может быть привлечен к уголовной или административной

ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован,

подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда РФ, за исключением

случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному

досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным

законом для обеспечения безопасности других людей. Судья Конституционного

Суда, личность которого не могла быть известна в момент задержания, по

выяснении его личности подлежит немедленному освобождению.

Судья Конституционного Суда РФ не может быть привлечен к какой-либо

ответственности, в том числе и по истечении срока его полномочий, за

мнение, выраженное им в заседании Конституционного Суда РФ, а также

за принятое Конституционным Судом РФ решение.

Все судьи Конституционного Суда РФ пользуются равными правами. Все

они имеют право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в

пленарных заседаниях Конституционного Суда или в заседаниях его палаты,

в состав которой он входит.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть приостановлены

в случаях, если: 1) было дано согласие Конституционного Суда РФ на

арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности;

2) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои

обязанности. Приостановление полномочий судьи осуществляется по решению

Конституционного Суда, принимаемому не позднее месяца со дня

выявления основания к их приостановлению. Судья Конституционного Суда РФ,

полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в

заседаниях Суда, а также направлять официальные документы в

государственные органы и организации, общественные объединения,

должностным лицам и гражданам и истребовать от них какие-либо

документы и иную информацию.

Закон предусматривает 12 случаев прекращения полномочий судьи

Конституционного Суда:

1) нарушения порядка его назначения на должность судьи

Конституционного Суда РФ, установленного Конституцией РФ и

Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской

Федерации»;

2) истечения срока полномочий судьи или достижения судьей

предельного возраста пребывания в должности;

3) личного письменного заявления судьи об отставке до

достижения им предельного возраста пребывания в должности;

4) утраты судьей гражданства Российской Федерации;

5) вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора,

вступившего в законную силу;

6) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.