рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Конституционно-правовое регулирование политической системы

делиться на муниципии, имеющие тот же статус, что и муниципии штатов. Счета

Правительства территории представляются предварительно Счетному трибуналу

Союза и затем Национальному конгрессу, то есть финансируется федеральная

территория Союзом. Федеральные территории, насчитывающие более 100 тыс.

жителей, избирают Губернатора, имеют суды двух инстанций, членов

прокуратуры (Мт151;епо РиЬИсо) и федеральных публичных защитников, выборное

Территориальное собрание с решающей компетенцией.

10. Зависимые территории. Это пережиток колониальной системы, рухнувшей в

1960 году. Сейчас осталось очень мало территорий, которые находятся в

юридической зависимости от госу- дарств, выступающих по отношению к этим

территориям в роли метрополии, то есть колониальной державы. Формы такой

зависимости довольно разнообразны. Как правило, коренные жители зависимых

территорий не считаются полноправными гражданами метрополии и не участвуют

в избрании ее парламента и других выборных органов, хотя эти органы издают

обязательные для зависимых территорий акты.

Классическая схема колониального управления заключалась в том, что

метрополия назначала в колонию администраторов, располагавших там обычно

всей полнотой власти. Иногда администраторы опирались на местную родо-

племенную знать, использовали формы феодально-государственной зависимости,

в частности протекторат, при котором существовавшая государственная

организация после захвата страны колонизаторами сохранялась, но поступала в

подчинение администраторам метрополии. По мере заселения колоний выходцами

из метрополии и повышения образовательного уровня коренных жителей колонии

обретали в той или иной мере автономию и в них вводилось самоуправление в

разных формах. Во многих колониальных странах такое самоуправление

послужило основой последующей суверенной государственности.

Приведем некоторые примеры сохранившихся сегодня форм зависимости тех

или иных территорий от государства-метрополии.

Так, французские владения имеют статус заморского департамента или

заморской территории. Согласно ст. 72 Конституции Французской Республики

1958 года, заморские департаменты и заморские территории, как и другие

территориальные коллективы, создаются законом. Законодательный режим и

административная организация заморских департаментов могут, согласно ст.

73, изменяться с учетом их особого положения. В настоящее время заморскими

департаментами являются Реюньон, Гвиана, Мартиника, Гваделупа, а также Сен-

Пьер и Микелон. Они считаются неотъемлемыми частями территории метрополии,

хотя и расположены от нее за многие тысячи километров. Законом об

административной децентрализации 1982 года первые четыре из них приравнены

к регионам.

Заморские территории в соответствии со ст. 74 Конституции имеют свою

особую организацию, сочетающую их собственные интересы с интересами

республики. Она определяется и изменяется законом после консультации с

заинтересованным Территориальным собранием, из чего следует, что заморские

территории имеют самоуправление. Статус заморской территории имеют в

настоящее время Новая Каледония, острова Уоллис и Футуна.

Ряд островных владений принадлежит США (Гуам, Виргин-ские острова и

др.). Там, где имеется достаточное местное население, введено

самоуправление. Пуэрто-Рико считается свободно присоединившимся к США

государством. Микронезия, которая включает Каролинские, Марианские и

Маршалловы острова, переданные после второй мировой войны Организацией

Объединенных Наций под опеку США, разделена ныне на три «государства»,

также имеющих статус свободной ассоциации с США, что предполагает их полное

внутреннее самоуправление. Опека считается прекращенной.

Самоуправление введено и в островных владениях Великобритании. В ряде

из них (например, на Виргинских островах, на острове Монтсеррат) действуют

конституции.

Островные владения имеют также Нидерланды, Новая Зеландия, Австралия.

Как правило, это самоуправляющиеся территории.

Конституция Республики Венесуэла 1983 года в ст. 9 предусматривает

наряду со штатами, федеральным округом и федеральными территориями

существование также федеральных зависимых территорий (Серепс1епс1аз

Гео1ега1е5). Однако это не колониальные владения (Венесуэла никогда не была

колониальной державой), а «части территории Республики, не находящиеся в

составе Штатов, Территорий и Федерального округа, а также острова,

образовавшиеся или возникшие в территориальном море или в море над

континентальным шельфом» (первое предложение ст. 14).

Усложнение форм и методов деятельности политических партий,

возрастание их роли в обществе закономерно приводят к их юридической

институционализации. Если конституции XIX века ни одной буквой не упоминали

о политических партиях, хотя партии уже тогда играли весьма заметную роль в

политической и государственной жизни, то ныне они образуют полноценный

конституционно-правовой институт.

Институционализация политических партий проявляется в двух

взаимосвязанных процессах: конституционализации, то есть включении в

конституции основных принципов их статуса, и законодательной

институционализации, в результате которой правовое положение партий

определяется законом достаточно детально.

Законодательная Институционализация обычно включает правовое

регулирование следующих элементов статуса политических партий: 1) понятия

политической партии, определения места и роли партий в политической системе

и государственном механизме; 2) условий и порядка создания и прекращения

политических партий; 3) требований к идеологии и программным положениям

партий; 4) требований к их организационному строению и порядку

деятельности; 5) финансово-экономической базы партий; 6) взаимоотношений с

публичной властью, прежде всего участия в выборах и в деятельности

представительных органов государства и местного самоуправления.

В условиях коммунистических однопартийных систем и, соответственно,

авторитарных и тоталитарных политических режимов правящие круги, всячески

подчеркивая ведущую роль единственной государственной партии в обществе,

часто избегают регламентировать ее статус. Выражение или молчаливо они

исходят из того, что партия выше всякого закона, а следовательно, никаких

законодательных границ ее власти устанавливать не следует. В недавнем

прошлом так было и у нас.

Почти все принятые после второй мировой войны демократические

конституции содержат в том или ином объеме положения о политических

партиях. Конституционные принципы получают свою конкретизацию и развитие в

текущем законодательстве — специальных актах о политических партиях

(например, в Германии), в избирательных законах (например, в Мексике) и др.

Такое законодательство развивается и в тех странах, где

конституционализация политических партий места не имеет. Иногда законы

регулируют лишь какую-то одну сторону статуса партий, например, их

финансирование, как это сделано, в частности, в соответствующих законах

Швеции 1965 года, Финляндии 1969 года, США 1974 года.

В ряде стран Восточной Европы акты, регулирующие статус политических

партий, были приняты вскоре после падения «социалистической» власти. В

Румынии, например, Декрет Совета Фронта национального спасения о порядке

регистрации и деятельности политических партий и общественных организаций

от 31 декабря 1989 г. был издан уже через неделю после свержения

коммунистического режима и взятия Фронтом власти.

Обратимся к конкретным примерам конституционно-правового регулирования

статуса политических партий.

В Конституции Японии о политических партиях специально не говорится; в

части первой ст. 21 установлено лишь: «Гарантируется свобода собраний и

объединений...». А вот Основной закон ФРГ в ст. 9 особо говорит об

объединениях (союзах и обществах) и в ст. 21 о политических партиях.

Согласно ч. 1 ст. 21, «партии участвуют в формировании политической воли

народа. Они основываются свободно. Их внутренний строй должен

соответствовать демократическим принципам. Они должны публично давать отчет

о происхождении и использовании своих средств, а также о своем имуществе».

В этих положениях просматривается стремление избежать повторения недавнего

прошлого, когда гитлеровцы, опираясь на поддержку определенных групп

крупного капитала, создали массовую партию, основанную на беспрекословном

подчинении вождю (фюреру), и установили с ее помощью фашистскую диктатуру.

Этим же продиктовано и содержание ч. 2 данной статьи Основного закона:

«Партии, которые по своим целям или по поведению своих сторонников

стремятся нанести ущерб основам свободного демократического строя или

устранить его или поставить под угрозу существование Федеративной

Республики Германии, противоконституционны. Этот вопрос решается

Федеральным конституционным судом».

Заслуживают внимания в данной связи положения ст. 11 болгарской

Конституции, которая гласит:

«I. Политическая жизнь в Республике Болгарии основывается на принципе

политического плюрализма.

2. Ни одна политическая партия или идеология не может объявляться или

утверждаться в качестве государственной.

3. Партии содействуют формированию и выражению политической воли

граждан. Порядок образования и прекращения политических партий, а также

условия их деятельности, регулируются законом.

4. Не могут образовываться политические партии на этнической, расовой

или вероисповедной основе, а также партии, которые ставят своей целью

насильственный захват государственной власти».

Очевидна обусловленность ч. 4 цитированной статьи важной для Болгарии

проблемой турецко-мусульманского меньшинства. Несмотря на указанное

запрещение это меньшинство создало свою партию — Движение за права и

свободы, которое в болгарском парламенте имеет определенный вес. Формально,

однако, эта партия, как видно из ее названия, строится не на этнической и

не на вероисповедной основе, поскольку защита прав и свобод представляет

общенациональный, а не этнический и не вероисповедный интерес. Попытка

оспорить в Конституционном суде правомерность существования этой партии

успеха не имела.

В некоторых восточноевропейских странах (например, в Болгарии,

Хорватии) законодательство о политических партиях предписывает создавать

партийные структуры только по территориальному принципу, фактически

запрещая тем самым создание их по производственному принципу, то есть по

месту работы. В условиях коммунистических тоталитарных режимов именно

производственный принцип, по которому создавались первичные партийные

организации, обеспечивал беспрекословное повиновение партийных масс

руководителям: предприятия, учреждения и т.п. возглавлялись директорами,

состоявшими в номенклатуре партийных комитетов, и всякое недолжное, с их

точки зрения, поведение члена партии грозило ему не только партийными, но и

административными наказаниями вплоть до увольнения с работы. В западных же

странах такой проблемы не было, соответственно нет обычно и препятствий для

создания партийных организаций по производственному принципу.

Законодательно определяется порядок использования политическими

партиями радио и телевидения, причем приоритет отдается ведущим партиям

(Великобритания, Германия, Франция, Индия).

В качестве примера законодательного регулирования статуса политических

партий приведем относящиеся к нему положения (ст. 19—73) мексиканского

Федерального закона о политических организациях и избирательном процессе

1977 года.

Закон устанавливает, что граждане могут свободно организовываться в

национальные политические партии и национальные политические ассоциации.

Национальные политические партии — основная форма политической организации.

Они способствуют объединению политической воли народа и путем участия в

выборах содействуют установлению национального представительства. Их

деятельность направлена на: I) обеспечение общественной активности и

демократического участия граждан, П) повышение идеологического уровня своих

членов, III) координацию политической деятельности в соответствии со своими

принципами и программами, IV) проведение дискуссий по вопросам,

представляющим общий интерес, и обсуждений национальных задач для

установления постоянных связей между общественным мнением и публичными

властями. Национальные политические партии выражают публичный интерес и,

будучи зарегистрированы, пользуются правами юридического лица.

Если организация желает учредиться как национальная политическая

партия, она обязана иметь декларацию принципов, программу действий и устав.

В декларации должны содержаться: обязательство соблюдать Конституцию и

вытекающие из нее законы и нормы, идеологические основы в политической,

экономической и социальной областях, обязательство не попадать в

зависимость от международных организаций и иностранных учреждений или

политических партий, обязательство действовать мирными средствами и

демократическим путем. Программа действий должна включать меры по

реализации принципов и достижению целей и политические предложения по

решению национальных проблем, а также методы идеологического руководства

членами партии, их политического образования и привлечения их к участию в

выборах. В отношении устава закон также предусматривает ряд обязательных

реквизитов, среди которых стоит отметить требование открытого выдвижения

кандидатов в выборные государственные органы и минимальные требования к

системе партийных органов, которая должна включать национальную ассамблею,

национальный комитет, представляющий партию на всей территории страны,

комитеты не менее чем в половине федеральных единиц или избирательных

округов (допускаются региональные комитеты, деятельность которых

распространяется на несколько федеральных единиц).

Национальная политическая партия регистрируется Федеральной

избирательной комиссией в одном из выбранных партией порядков: а)

учреждения и окончательной регистрации или б) условной регистрации до

результатов выборов.

Для учреждения партия должна иметь не менее, чем по 3 тыс. членов в

половине федеральных единиц или по 300 членов в половине из 300

избирательных округов по выборам в нижнюю палату парламента. Общее число

членов должно быть не менее 65 тыс. На собраниях в федеральных единицах или

в избирательных округах должны быть одобрены документы, о которых речь шла

выше. После этого производится регистрация.

Для условной же регистрации партия должна подтвердить, что имеет

вышеуказанные документы, что представляет направление общественного мнения,

выражая политическую идеологию, характерную для какой-либо из общественных

сил, составляющих национальное сообщество (подтверждается партийными

публикациями), и что на протяжении предшествующих четырех лет осуществляла

политическую деятельность или в течение года была национальной политической

ассоциацией. Если на предстоящих выборах такая партия получит не менее 1,5

% голосов, она регистрируется окончательно; если же нет, то утрачивает

условную регистрацию.

Возможно слияние партий и объединение их с национальными политическими

ассоциациями.

Закон устанавливает права и обязанности политических партий, в том

числе исключительные права: постоянный доступ на радио и телевидение,

средства для публикации изданий, минимальные средства на избирательную

кампанию, освобождение от налогов и сборов, почтово-телеграфные льготы.

Что касается национальных политических ассоциаций, то это объединения

граждан для обсуждения идей и распространения идеологии. Они могут

участвовать в выборах лишь в блоке с партиями. Будучи зарегистрированы в

Федеральной избирательной комиссии, они получают права юридического лица.

Для этого ассоциация должна иметь не менее 5 тыс. членов, руководящий орган

национального значения и отделения не менее, чем в 10 федеральных единицах,

осуществлять в течение предшествующих двух лет политическую деятельность и

иметь документы, отражающие ее идеологическую платформу и нормы внутренней

жизни.

Политические партии и ассоциации могут образовывать союзы, фронты и

избирательные коалиции.

2. Конституционно-правовое регулирование статуса социально-

экономических и социально-культурных общественых организаций. Существует

несколько вариантов конституционно-правового регулирования статуса

общественных организаций.

Во-первых, важнейшей и нередко единственной конституционной основой

статуса этих организаций служит правр^на объединение в союзы (ассоциации),

которое рассмотрено выше в главе 711. Это право было осознано человеческим

сообществом как фундаментальное еще в период буржуазных революций, записано

в подавляющем большинстве конституций и входит в перечень традиционных прав

и свобод. Фиксируя в конституции право на объединение, законодатель

устанавливает одинаковый правовой режим для всех видов союзов (ассоциаций),

и тем самым, как справедливо заметил исследователь из ФРГ К. Хес-се,

«определяется более общий принцип строения общества, а именно принцип

свободного образования социальных групп»0". Нормы конституций о свободе

объединений создают возможность образования любого союза в рамках

требований закона, что позволяет обществу структурироваться в соответствии

со своими потребностями (разумеется, речь идет только о либерально-

демократических режимах). В условиях тоталитарных режимов, как уже

указывалось, данное "право носит формальный и фиктивный характер.

Во-вторых, наряду с правом на объединение в конституции могут быть

включены нормы о правовом статусе„отдельных видов общественных объединений

(профсоюзов, объединений предпринимателей, молодежных и т.д.). В более

мягком варианте это рассматривается как частный случай реализации свободы

личности и закрепляется в соответствующих главах и разделах о правах и

свободах граждан: так, статус профсоюзов нашел отражение в ст. 23

Конституции Греции, ст. 39 Конституции Италии, ч. 3 ст. 9 Основного закона

ФРГ, ст. 28 Конституции Японии и др., правовой статус союзов

предпринимателей (и профсоюзов) — в § 17 главы 2 шведского конституционного

акта Форма правления.

В случае, если законодатель придает каким-либо объединениям особое

значение и стремится это подчеркнуть, нормы об отдельных видах общественных

объединений включаются не в главы и разделы о правах и свободах, а в иные

главы и разделы конституций (в «Политические, социальные и экономические

основы государства» Конституции Кубы, во Введение Конституции Китайской

Народной Республики <1982 г. и т.д.). В Конституции Испании ст. 7 о

профсоюзах и союзах предпринимателей включена во Вводную часть сразу же за

статьей о политических партиях, а ст. 51 и 52 (об организациях потребителей

и опять о профсоюзах) — в главу 3 «Об основных принципах социальной и

экономической политики» части первой «Об основных правах и обязанностях».

Включение в конституцию статей об отдельных видах общественных

объединений в условиях демократической государственности является

признанием их важной роли в политической системе.

В-третьих, могут быть указаны условия образования общественных

объединений и предъявляемые к ним требования. Так, Конституция Италии

запрещает тайные общества и такие объединения, которые, хотя бы косвенно,

преследуют политические цели посредством организаций военного характера

(ст. 18). Деятельность тайных или военизированных объединений запрещена ч.

5 ст. 22 Конституции Испании. В ч. 3 ст. 9 Основного закона ФРГ содержится

запрет объединений, цели или деятельность которых противоречат уголовным

законам или направлены против конституционного строя или против идей

согласия между народами. Статья 56 Конституции Швейцарии признает за

гражданами право образовывать союзы, «если только цель этих союзов или

применяемые ими средства не являются противоправными или опасными для

государства».

В отличие от «социалистического» периода, когда конституции исходили

из монолитного единства общественных организаций под руководством компартии

и существовать могли только те «общественные организации», которые

содействовали «строительству социализма», конституции пост-

«социалистических» государств базируются на идеях политического плюрализма,

не оговаривая характера и целей этих организаций в том виде, как это было

при «социализме». Тем самым не исключается, конечно, возможность появления

конституционных норм об условиях существования общественных объединений.

Так, часть вторая ст. 43 Конституции Хорватии право на объединение

ограничивает запрещением «угрозы насилием демократическому конституционному

строю, а также независимости, единству и территориальной целостности

Республики». В соответствии с частью второй ст. 44 Конституции Республики

Сербии 1990 года «запрещается деятельность, имеющая целью насильственное

изменение установленного Конституцией строя, нарушение территориальной

целостности и независимости Республики Сербии, нарушение гарантированных

Конституцией свобод и прав человека и гражданина, возбуждение национальной,

расовой и религиозной нетерпимости и ненависти и подстрекательство к этому»

Своеобразно решен вопрос о правовом статусе общественных объединений в

Болгарии. В соответствии с ч. 2 ст. 12 болгарской Конституции «объединения

граждан, включая профсоюзные, не могут ставить перед собой политические

цели и осуществлять политическую деятельность, присущую только политическим

партиям». Согласно болгарскому Закону о политических партиях 1990 года,

общественные организации, не зарегистрированные как политические партии, не

могут осуществлять деятельность политической партии — проводить митинги,

демонстрации, собрания и другие формы политической агитации в поддержку или

против политических партий и кандидатов на выборах. Если профсоюзы или

другие общественные организации явно осуществляют такую деятельность,

окружной прокурор вправе предложить им прекратить политическую деятельность

или в месячный срок зарегистрироваться как политическая партия; в противном

случае эта организация подлежит роспуску по ходатайству Главного прокурора.

В конституциях стран Азии и Африки также нередко встречаются различные

условия, вызванные к жизни политической реальностью той или иной страны. В

Конституции Габонской Республики ч. 8 ст.1 гласит: «Запрещаются ассоциации

или общества, цели или деятельность которых противоречат уголовньш законам

и доброму согласию этнических групп». В тех странах, где мусульманское

право играет большую роль в жизни государства и общества, претворение в

жизнь законов шариата является одним из основных условий существования

общественных объединений. Конституции Алжирской Республики 1989 года и

Марокко 1972 года гарантируют особое положение ислама, а ст. 2 Конституции

Арабской Республики Египет 1971 года в редакции 1980 года объявляет

принципы шариата главным источником законодательства. Поскольку

деятельность общественных объединений должна строиться в сответствии с

законами государства, эти положения прямо затрагивают и статус общественных

объединений. Наиболее отчетливо эта идея выражена в Конституции Исламской

Республики Иран 1979 года в редакции 1989 года. Свобода ассоциаций по ст.

26 этой Конституции гарантируется при условии, что они не противоречат

исламским ценностям; а в соответствии со ст. 14 Правительство и все

правоверные должны относиться к немусульманам (и, следовательно, их

объединениям) по «исламской справедливости» и уважать их права, если они

«не плетут заговоров против ислама». В этих статьях получил конституционное

оформление провозглашенный еще аятоллой Хомейни принцип надзора за работой

всех государственных органов, общественных объединений и деятельностью

простых мусульман со стороны религиозных организаций с целью

последовательного воплощения в жизнь принципов мусульман-ского-^права.

Общественные объединения обычно должны быть зарегистрированы и внесены

в соответствующий реестр. Так, ч.""Т"ст. 22 Конституции Испании гласит:

«Ассоциации должны быть занесены в реестр с единственной целью — придать им

гласность». Сходные нормы содержатся в некоторых пост-«социалистических»

конституциях. «Гарантируется свобода политической, профессиональной и

другой организации и деятельности без одобрения, но с занесением в реестр

компетентного органа»,— гласит, например, ст. 44 Конституции Сербии.

Несоблюдение этого требования в условиях демократического режима не влечет

преследований участников и самого объединения, но может привести к тому,

что объединение не будет признано юридическим лицом и не сможет отстаивать

свои права в гражданско-право-вых и некоторых конституционно- и

административно-правовых отношениях. В этом случае, оно, в частности, не

сможет предъявлять иски ни к своим членам, ни к третьим лицам, на что,

например, указывает § 2 ст. 20 Гражданского кодекса Бразилии.

К общественным объединениям применяется также требование обязательной

систематической финансовой отчетности перс-д

государственными органами; при этом необходимо указывать все источники

доходов и все статьи расходов. В уставе объединения должны быть указаны

лица (кроме членов данной организации), которым передаются его средства

(после погашения долгов) в случае его роспуска или самороспуска. При

отсутствии такого указания в уставе вопрос решается судом, а в некоторых

латиноамериканских странах — президентом (ст. 650 ГК Колумбии, ст. 599 ГК

Эквадора). В законодательстве некоторых стран указывается, что

использование имущества прекратившего существование общественного

объединения должно осуществляться с аналогичными или тождественными целями

(ст. 22 ГК Бразилии, ст. 64^ ГК Колумбии).

-^^Принудительный роспуск общественных объединений в условиях

демократии возможен только при нарушении ими условий, указанных в

Конституции и законе, и, как правило, на основании судебного решения.

В-четвертых, имеется также опыт упоминания в конституции конкретных

общественных объединений с указанием^ их~офйцй-ального названия. ^Это

характерно для «социалистических» стран. В их конституциях обычно прямо

указывалось и Указь1ваётся, что данные организации действуют под

руководством марксист-ско-ленинской партии, а главной их задачей является

вовлечение граждан в социалистическое строительство. Так, ст. 6 Конституции

Кубы специально посвящена Союзу молодых коммунистов, который определен как

организация передовой молодежи, которая «ведет под руководством партии

(Компартии Кубы.

— Авт.) работу по подготовке в своих рядах будущих ее членов и

содействует воспитанию новых поколений на идеалах коммунизма, приобщая их к

учебе и патриотической, трудовой, военной, научной и культурной

деятельности».

В ст. 7 назван еще ряд общественных организаций, деятельность которых

кубинское государство «признает, охраняет и поощряет» — Профцентр (Сеп1та1)

трудящихся Кубы, Комитеты защиты революции, Федерация кубинских женщин,

Национальная ассоциация мелких земледельцев, Федерация университетских

студентов, Федерация учащихся средних учебных заведений, Союз пионеров

Кубы. Этот перечень открытый, так как в соответствии с данной статьей

включает «и другие организации, которые, возникнув в ходе исторического

процесса борьбы нашего народа, объединяют в своих рядах различные слои

населения, представляют их специфические интересы и приобщают их к решению

задач строительства, укрепления и защиты социалистического общества».

Примечателен текст второй части этой статьи: «В своей деятельности

государство опирается на массовые общественные организации; эти организации

также непосредственно осуществляют государственные функции, которые

согласились принять на себя в соответствии с Конституцией и законом».

Во Введении Конституции КНР указывается на особую роль массового

движения в Китае — Единого фронта в сплочении рабочих, крестьян и

интеллигентов, «всех сил, которые можно сплотить». «В ходе длительной

революции и строительства уже сформировался руководимый Коммунистической

партией Китая широкий патриотический Единый фронт различных демократических

партий и народных организаций, объединяющий всех социалистических

тружеников, патриотов, поддерживающих социализм, и патриотов,

поддерживающих объединение Родины. Этот Единый фронт будет и впредь

укрепляться и расширяться. Народный политический консультативный совет

Китая — широкая представительная организация Единого фронта — в прошлом

сыграл важную историческую роль. В дальнейшем он сыграет еще более важную

роль в политической и общественной жизни страны, во внешних дружественных

связях, в борьбе за осуществление социалистической модернизации, за

сохранение единства и сплоченности страны».

Коротко охарактеризуем некоторые общественные организации социального

характера.

2. Конституционно-правовое регулирование СМИ. Правовая регламентация

статуса СМИ — необходимое условие их функционирования в цивилизованном

обществе. Конституционное право зарубежных стран, наряду с рассмотренными

выше — в главе ПТ — правом человека на информацию и вытекающими отсюда

другими его правами и свободами, "регулирует статус СМИ, который призван, с

одной стороны, обеспечить реализацию упомянутых прав и свобод, а с другой,

— гарантировать общество от злоупотребления столь мощным-орудием

воздействия на сознание, каким являются СМИ. Этот статус лишь самым общим,

рамочным образом намечается в конституциях, а в деталях регулируется

текущим законодательством. В этой связи можно указать на такие

законодательные акты Франции, как действующий доныне с поправками Закон о

свободе печати 1881 года, Закон об ограничении концентрации и обеспечении

финансовой гласности и плюрализма предприятий печати 1984 года, Закон о

реформе правового положения прессы 1986 года, Закон о свободе коммуникации

1986 года. В Австрии соответствующие общественные отношения регулируются

Федеральным законом об обеспечении независимости радио и телевидения 1974

года, Федеральным законом о задачах и организации АРТ (Австрийского радио и

телевидения) 1974 года, в США — Законом о свободе информации 1966 года, в

Великобритании — Актом о коммерческом телевидении 1963 года и др. Кроме

законов, специально регулирующих проблематику СМИ, она подчас затрагивается

иными законодательными актами.

Понятие политического процесса, его виды и стадии. Политический процесс

и политический режим.

Политический процесс. Это явление мы можем определить как порядок

функционирования политической системы, ее институтов, включая

взаимоотношения между ними. Следует сразу же отметить, что это — не

юридический процесс, точнее говоря, — лишь частично юридический. Поэтому мы

не можем установить общую последовательность стадий этого процесса45.

Понятие «политический процесс» охватывает самые различные формы, способы и

направления политической деятельности самых различных субъектов.

Регулируется он как нормами права (прежде всего конституционного), так и

разнообразными писаными и неписаными неправовыми нормами (корпоративными

нормами — уставами и другими документами партий, иных общественных

объединений, обычаями, традициями, этико-моральными нормами и др.), а

подчас и вообще ничем не регулируется, протекает спонтанно, непредсказуемо.

Толчок политической деятельности людей и их групп дают их социальные

потребности. Будучи осознаны (другое дело — правильно или неправильно), эти

потребности превращаются в интересы. Как только субъект осознает, что для

удовлетворения интереса необходимо какое-то использование публичной власти,

а для этого на нее нужно соответствующим образом воздействовать, интерес

приобретает политический характер. Удовлетворение интереса либо осознание

ошибочного его понимания или невозможности реализовать влечет прекращение

данной политической деятельности или замену ее другой. Из совокупности

такой деятельности субъектов политической жизни и складывается общий

политический процесс.

Правовое, прежде всего конституционно-правовое, регулирование получает

преимущественно та часть политического процесса, в которой прямо участвуют

носители публичной власти. Политический процесс в этой части становится

процессом юридическим и имеет четко выраженные стадии. В качестве примера

можно привести рассматриваемые ниже институты конституционного права —

избирательный процесс, законодательный процесс, административный процесс,

бюджетный процесс. Можно констатировать, что и судебный процесс по делам

публичного права есть тоже проявление политического процесса46. Основные

принципы различных видов юридического процесса обычно устанавливаются

конституциями, а подробное регулирование осуществляется законами и иными

актами (регламентами, договорами и др.).

Надо также иметь в виду, что понятие «юридический процесс» имеет

обычно два значения: 1) деятельность, протекающая в установленном порядке,

и 2) система правовых норм, эту деятельность регулирующих, то есть

определяющих порядок ее проведения.

Список используемой литературы:

|№ п/п|Авторы: |Название: |Издание: |

|1 |Ветров Н.И. |Уголовное право. Общая часть. |М.: Новый Юрист, 1997|

| |Ляпунов Ю.И. |учебник |г. |

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.