рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Конституционное устройство РФ и зарубежных стран 32 вопроса

деятельность. Законодательство обычно включает правовое регулирование

следующих элементов статуса ПП:понятие ПП, определение места и роли в

политической системе; условия и порядок деятельности; требования к

идеологии; требование к структурной организации; к финанасово-экономической

базе; участие в выборах и государственном управлении. В ряде стран

запрещены некоторые идеологии (фашистские, например), определяет порядок

использования финансовых средств (для уравнивания условий в некоторых

странах избирательные компании финансируются государством), доступа к СМИ..

В разных государствах существуют различные политические системы, включающие

многопартийную систему, двухпартийную, многопартийную с доминированием

одной или двух партий и т.д. Система с фиксированным законом числом партий

встречается в развивающихся странах. В некоторых развивающихся странах

легальные партии отстсвуют. Однопартийные системы характерны для

авторитарных режимов. (Куба, КНДР, Китай, Лаос, Камерун)

17. Конституционно-правовой статус общественных объединений.

Общественными движениями — это более или менее многочисленные объединения

граждан создающихся для достижения соц значимой цели. Конституционно-

правовой статус общественных объединений базируется на конституционном

праве на объединение в союзы. В настоящее время во многих К есть нормы о

правовом статусе оьдельных видов ОО, например, профсоюзов,

предпринимателей, женщин моложежи и т.д. Гл отличие общ движений как и общ

организаций — не ставят цель завоевания власти, а оппеляция к власти.

Функции общественных движений. -защита интересов членов данного движения и

их представительство -объединение граждан -мобилизация членов организации

на разрешение разл соц проблем -обеспечение обратной связи между гражданами

и властью. Отличительные черты: политическое участие и комерческая

деятельность не является главной целью. Часть ОО имеют строгую структуру,

фиксированное членство, устав. Другие не имеют оформленного членства. Могут

создавать в обществе альтернативные организации (например, новые формы

самоуправления). Организации. Типология общественного движения:

1..политические, экологические, правозащитные 2.. неполитические (красный

крест, защита памятников) 3..консервативные за сложившийся порядок

4..протеста – выдвижение требований 5.. реформаторские – ратование за

проведение реформ сверху

Общ организации не правительственные, не государственные институты, которые

создаются для реализации общ интересов. Лобби – группа интересов, кот

отстаивает один, чаще всего узкий интерес и создается с целью давления на

власть. В К определяются основные принципы существования ОО. Почти все к

принятые после 2 Мир войны К демократических стран содержат в разном объеме

положения о ОО. В К Японии есть слова о свободе собраний и объединений. В

законах более подробно регламентируется создание, регистрация и

деятельность. Законодательство обычно включает правовое регулирование

следующих элементов статуса :понятие ПП, определение места и роли; условия

и порядок деятельности. Существует множество ОО, социально экономических и

социально-культурных объединений некомерчекого зхарактера, являющихся

элементом политической системы: профсоюзы, общества, движения, «гражданские

инициативы», общества товаропроизводителей, потребителей, союзы

предпринимателей, экологические организации, пацифистские, культурные

общества, по национальному признаку, интересам, благотворительные и другие

фонды. Их деятельность регламентируется законодательством, а основные

принципы заложены в К. Есть и ососбенности в К Ирана заложено требование о

непротиворечии исламским ценностям. Общественные организации обычно должны

быть зарегестрированы и внесены в реестр.

18. Конституционно-правовой статус религиозных общин и церкви.

В демократических государствах, как правило, признаются равноправными все

религии и церкви, в большинстве церьковь отделена от государства, любая

привелегия и дискреминация запрещена. Их конституционно-правовой статус

закрепляется в К и законодательстве. Их деятельность регламентируется

законодательством, а основные принципы заложены в К. В условиях

авторитарный режимов религия или преследуется властями, или наоборот

государство подчинено религии (исламские государства). В Саудовской Аравии,

Иране, Пакистане религия приобретает государственный характер, ислам стал

политико-идеологической основой государства, шариат — системой норм,

регулирующих общественные отношения. Шариат (мусульманское право)в этих

странах обладает юридической силой выше чем закон и даже К. В ряже

государств монарх признается духовным главой всех подданных. Есть

демократические государства где религиозные общины и церкви првозглашены в

качестве господствующей (греция, Болгария) в ряде стран их деятельность

подромбно регламентирована законодательством (Франция) в Италии отношения

между Церковью и государством строятся на договорной основе, согласно

итальянской К оба субъекта независимы и суверенны. В ряде стран церковь

финансируется государством.

19. Конституционно-правовой статус СМИ.

СМИ призваны обеспечивать граждан информацией, реализуют конституционное

право на информацию и обеспечивают свободу слова. Правовая регламентация

статуса СМИ — необходимое условие их функционирования. К демократических

стран содержат разделы о праве на информацию и свободе слова , откуда

вытекают другие права — например, выражать свое мнение, распространять

информацию и т.д. СМИ должны с одной стороны дать возможность реализации

этих конституционных прав, с другой стороны гарантировать общество от

злоупотребления столь мощным оружием как СМИ. Этот статус лишь в общих

чертах, рамочно обозначается в К., а в деталях регулируется

законодательством, Закон о свободе печати (Франция), Закон о независимости

радио и телевидения (Австрия), Закон о свободе информации (США) и др. Общим

правилом является то, что свобода выражения мнений отнюдь не

рассматривается как абсолютное право. Верховный суд США в 1931 году в

решении по делу Неар против штата Миннесоты постановил: «Свобода слова и

свобода прессы... не являются абсолютными правами, и государство может

наказывать за злоупотребление ими». Законодательство США предусматривает

наказание за следующие виды злоупотреблений свободой выражения мнений: за

клевету и оскорбление, за непристойность, за подстрекательство к совершению

преступления или правонарушения, за оскорбление суда, за мятежные призывы.

Шведский Акт о свободе печати 1974 года (с изменениями 1976 г.) содержит

весьма подробный перечень «преступлений против свободы печати», наказуемых

согласно закону в судебном порядке: «высказывания в печатном произведении»,

содержащие в себе подстрекательства к совершению государственной измены,

измены родине, подстрекательство к войне, уголовному преступлению,

невыполнению гражданских обязанностей и некоторых других.

20.Гос власть как институт конституционного права.

Государственная власть как институт КП— это особая организация

политической власти, которая располагает специальным аппаратом управления

обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Через целую

систему своих органов и учреждений государство осуществляет руководство

обществом, закрепляет и реализует определенный режим политической власти.

Важнейшими органами являются законодательные, исполнительные и судебные.

Государство располагает специальным аппаратом власти, управления и

принуждения. Особое место в механизме государства занимают органы,

принуждающие и карающие: армия, полиция, тюремные и исправительные

учреждения.

Основным конституционным принципом организации деятельности государственной

власти современного правового государства является:

- Принцип народного суверенитета, он заключается в том, что источником

власти является народ. Все конституции в той либо иной форме

провозглашают лозунг народного суверенитета. Конституция США

(преамбула): «Мы, народ Соединенных Штатов.. торжественно провозглашаем

и устанавливаем настоящую конституцию..». Конституция Бельгии: «Все

власти исходят от народа»). (так установлено в К РФ и государствах

демократии. Демократия — это и есть власть народа, она осуществляется в

форме представительной демократии (когда органы власти избираются

народом и выборные органы в свою очередь формируют органы гос. власти)

и в форме непосредственной демократии (референдум)

- Принцип разделения властей является основным принципом организации

власти. В некоторых конституциях (итальянская, французская,

западногерманская) концепция разделения властей как бы подразумевается,

из нее исходят. В других (американская, датская, японская) принципы

разделения властей четко сформулированы в соответствующих статьях.

Принцип разделения властей, дополненный «системой сдержек и

противовесов», положен в основу американской конституции.

Этот принцип определяет с одной стороны верховенство законодательной

власти, а с другой — подзаконность исполнительной и судебной. Каждая из

этих властей занимает свое место в системе власти и выполняет свойственные

только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными

организационно-правовыми мерами: в пределах своей компетенции каждая власть

самостоятельна, равна другим и независима от них, подчиняясь только закону.

Разделение властей не означает их противостояния. Конституция должна

исключать такую возможность. Ни одна из ветвей власти не может присвоить

себе функции другой, но действовать обособленно она так же не в состоянии.

Поэтому власти должны взаимно дополнять друг друга, сохраняя необходимую

связь и согласованность, образуя единый политический организм. Элементами

организационно-правового выражения принципа разделения властей являются:

ограниченный срок полномочий должностных лиц, несовместимость депутатского

мандата с постом в исполнительной власти, право вето на законопроекты,

право роспуска парламента, контроль народа за законодательной властью в

форме выборов, независимость судей. Способы и формы осуществления

государственной власти определяются, прежде всего, формой самого

государства, закрепляемой К. Форма государства —это форма правления, форма

территориального устройства и форма государственного режима. Форма

правления определяет структуру высших органов государственной власти и

распределение компетенции. (монархия. Республика). Сильное влияние на

способы и формы осуществления государственной власти оказывает форма

государственного устройства — это национальное и административно-

территориальное строение государства, которое раскрывает характер

осуществления государственной власти на местах, взаимоотношений между

центральными и местными органами. (Унитарная, федеративная). Форма

государственного режима (демократическая и антидемократическая) определяет

способы и методы осуществления государственной власти. Демократические

режимы создают механизмы прямого воздействия населения на характер

государственной власти через выборы, реализую реальное разделение властей

на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную), которые

выполняют свойственные только им задачи и функции.

21.Разделение властей.

Основным принципом организации деятельности государственной власти

современного правового государства является разделение властей на

законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип определяет с одной

стороны верховенство законодательной власти, а с другой — подзаконность

исполнительной и судебной. Каждая из этих властей занимает свое место в

системе власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции.

Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми

мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и

взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они

гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же

полномочий. Таким образом, круг основных полномочий каждой ветви власти

ограничен. Их взаимопроникновение возможно только в «пограничных» областях

и только на основаниях и в случаях предусмотренных законами. В пределах

своей компетенции каждая власть самостоятельна, равна другим и независима

от них, подчиняясь только закону. Разделение властей не означает их

противостояния. Конституция должна исключать такую возможность. Ни одна из

ветвей власти не может присвоить себе функции другой, но действовать

обособленно она так же не в состоянии. Поэтому власти должны взаимно

дополнять друг друга, сохраняя необходимую связь и согласованность, образуя

единый политический организм. Элементами организационно-правового выражения

принципа разделения властей являются: ограниченный срок полномочий

должностных лиц, несовместимость депутатского мандата с постом в

исполнительной власти, право вето на законопроекты, право роспуска

парламента, контроль народа за законодательной властью в форме выборов,

независимость судей.

Законодательная власть — устанавливает правовые основы (создает законы), а,

следовательно, устанавливает основные направление внутренней и внешней

политики страны, определяет правовую организацию и формы деятельности

исполнительной власти. Главенствующее положение законодательных органов

обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает им

общеобязательный характер. Однако верховенство законодательной власти не

носит абсолютного характера. Она находится под контролем народа и

специальных конституционных органов.

Исполнительная власть — в лице своих органов занимается реализацией

правовых норм, ее деятельность происходит в рамках законов, органы

исполнительной власти несут ответственность перед представительной властью,

каждый гражданин может обжаловать их действия в суде. Исполнительные органы

и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные

акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или

обязанности граждан и организаций.

Судебная власть — призвана охранять право, правовые устои государства,

правосудие осуществляется только судебными органами. Независимость и

законность правосудия является гарантиями прав и свобод граждан. Никто не

может присвоить себе функции правосудия, в своей деятельности суд

руководствуется только законом и не зависит от субъективных влияний. С

одной стороны суд не может присваивать себе функции законодательной и

исполнительной власти, а с другой осуществляет правовой контроль за

нормативными актами этих властей. Судебная власть выступает сдерживающим

фактором, предупреждающим нарушение правовых устоев со стороны

законодательных и исполнительных органов государственной власти,

обеспечивая тем самым реальное разделение властей. В ряде стран функцию

правового контроля выполняют конституционные суды. Своей деятельностью они

гарантируют верховенство конституции. В США эта функция возложена на

Верховный суд, в РФ — на Конституционный суд РФ.

Элементами организационно-правового выражения принципа разделения властей

являются: ограниченный срок полномочий должностных лиц, несовместимость

депутатского мандата с постом в исполнительной власти, право вето на

законопроекты, право роспуска парламента, контроль народа за

законодательной властью в форме выборов, независимость судей и т.д.

22.Форма государства как комплексный конституцинно-правовой институт.

Форма государства — это комплексный конституцинно-правовой институт,

включающее в себя 3 взаимосвязанных элемента: форма правления, форма

территориального устройства и форма государственного режима:

А) Форма правления — это структура высших органов гос власти, порядок их

образования и распределение компетенции. Две формы правления: Монархия

—форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и

переходит, как правило, по наследству. Абсолютная монархия —форма

правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело

принадлежит одному лицу. Конституционная монархия — такая форма правления,

при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом.

(Англия, Дания). Дуалистическая монархия —юридически и фактически власть

разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

Государства, в которых монарх возглавляет и религиозное управление страной,

называется теократическим (Саудовская Аравия).

Республика — это такая форма правления, при которой верховная

государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми

населением на определенный срок. Существуют разновидности республиканской

формы: Парламентская республика — такая форма правления, при которой

верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формирует парламентское большинство (той

партией, которой принадлежит большинство голосов в парламенте). Глава

государства избирается или парламентом или парламентской коллегией. Главной

функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за

исполнительной властью. (Италия): Президентская республика — это такая

форма правления, при которой наряду с парламентаризмом соединяется в руках

президента полномочия главы государства и главы правительства. При этой

форме у президента большие полномочия, правительство подотчетно президенту,

а не парламенту. (США)

Б) Форма государственного устройства — это национальное и административно-

территориальное строение государства, которое раскрывает характер

взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными

органами. Конституции устанавливают и закрепляют форму государственного

устройства - унитаризм или федерацию, хотя в самом тексте основного закона

могут отсутствовать прямые предписания об этом (Франция, Япония). В этом

случае как бы предполагается, что само умолчание о форме государственного

устройства является констатацией унитаризма как наиболее распространенного

способа национально-политической организации территории страны.

1.Унитарная форма государственного устройства является преобладающей

(Великобритания, Франция, Италия. Основные признаки: Единая конституция.

Единая система высших органов государственной власти (глава государства,

правительство, парламент). Единое гражданство. Единая система права. Единая

судебная система. Территория унитарного государства подразделяется на

административно-территориальные единицы, которые не могут обладать какой-

либо политической самостоятельностью. 2.Федеративная форма государственного

устройства сложна и многолика (США, Канада, Мексиканские Соединенные Штаты,

ФРГ и др.). Представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из

государственных образований, обладающих юридической и определенной

политической самостоятельностью. Характерные признаки федеративной формы:

- Территория состоит из территорий субъектов федерации. Субъекты федерации

юридически лишены права участия в международных отношениях. Субъекты

федерации не обладают правом одностороннего выхода (право сецессии) из

союза.

- Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью (это

фиксируется в Конституции Федерации), но его К. не должна противоречить

федеративной

- Субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них

компетенции правом издания законодательных актов, которые действуют

только на территории субъекта федерации и должны соответствовать

союзному

- Субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную

систему (пример - США).

- Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного

гражданства.

- Во всех федерациях существует 2 палаты парламента. Нижняя палата - орган

общесоюзного представительства и избирается по территориальным

избирательным округам. Верхняя палата представляет интересы субъектов

федерации. По методу формирования верхние палаты федеральных парламентов

подразделяются на выборные (сенаты США, Мексики) и назначаемые (сенат

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.