рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Конституционное устройство РФ и зарубежных стран 32 вопроса

1. 1 вариант принятия К представительными учреждениями в новейшей

политической практике широко распространен. Он осуществляется как

учредительным собраниям, которые специально для этого избираются, так и

парламентам, образованным на основании предшествующих конституций.

2. 2 вариант принятия К — принятие конституции избирательным корпусом

складывается из двух этапов — разработка проекта конституции и

окончательное его одобрение, после чего она вступает в силу

(избирательный корпус разработать проект конституции сам не может).

Обычно учредительное собрание лишь разрабатывает проект, который

одобряется всенародным голосованием (референдум)

3. 3 вариант — принятие конституции является односторонним актом

исполнительной власти (октроирование), в этом случае проект конституции

составляется правительственным аппаратом без какого бы то ни было участия

общественности. Разработанный таким способом проект утверждается главой

государства. Впервые октроирование было применено во Франции в 1814 году.

Способ принятия К имеет огромное значение, так как от него в значительной

степени зависит само содержание основного закона. Референдум, как способ

принятия К, обладает чертами демократизма, проект основного закона

утверждается избирательным корпусом (Россия К 93г). Политический опыт

современности свидетельствует о том, что наиболее оптимальным и

демократичным способом разработки, принятия и утверждения К является

учредительное собрание.

По общему правилу конституция изменяется в том же порядке, в каком она была

принята. Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке,

более сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной

процедуры. Если парламентские законы принимаются простым (50 % кворума + 1)

большинством голосов, то для принятия поправок и дополнений к конституции

устанавливается в самом основном законе особая процедура. Гибкие К

изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные парламентские

законы, никаких особых процедур для этого случая не предусмотрено, так как

отсутствует сам писаный текст основного закона (Великобритании и Новой

Зеландии).

Чаще всего К отменяются в результате революций и переворотов. К могут

отменятся и в установленном ею же порядке, когда в обществе складывается

новая расстановка политических сил.

7.Классификация конституций.

Можно классифицировать конституции по различным основаниям: 1) в завис-ти

от формы гос.устройства: унитарные; федеративные. 2) в завис-ти от хар-ра

политического режима: демокр-кие; реакционные. 3) в завис-ти от

продолжительности применения: постоянные; временные. 4) в завис-ти от

структурного изложения: кодифицированные, некодефицированные. 5) по способу

объективирования: писанные; неписанные. 6) по способу изменения: жесткие;

гибкие. Наиболее устойчивой оказалась самая старая классификация,

предложенная еще в прошлом веке и применяющаяся до сих пор — по тому, как

объективно выражена воля учредителя, конституции подразделяются на две

группы: писаные, неписаные.

1.Писаные К составлены в виде единого документа, построенного по

определенной системе. Такие К имеет следующую структуру: 1) преамбула. 2)

основная часть: принцип разделения властей; взаим-д-вие между ветвями

власти; свободы, обяз-ти человека и гражд-на; пол.-терр. устр-во гос-ва;

соц.-эк. разделы. 3) дополнительные (заключительные), переходные положения.

Преамбула обычно содержит в себе торжественную формулу провозглашения

конституции, цели принятия конституции, отсылки на прежнюю конституцию и

некоторые другие документы (преамбула, не носит нормативного характера: ее

положения считаются чисто декларативными). Основной конституционный текст

обычно подразделяется на части, главы, разделы, статьи. Такую структуру

имеют К Германии, Японии, Франции и др. Некоторые К (Индия, Бангладеш)

сопровождаются дополнениями или переходными положениями (Италия).

2.Неписаные К представляют собой редкое исключение. В настоящее время они

применяются только в Великобритании и Новой Зеландии. Неписаная К

закрепляет форму правления, форму государственного устройства, структуру

высших органов государственной власти, правовое положение личности и т.д.,

но ее предписания содержатся не в едином документе, а в огромном числе

источников права. Таким образом, форма неписаной К неопределенна. В

Великобритании современная К представляет собой весьма сложный набор

различных источников (непрерывно дополняется и изменяется):

- Статутное право — В эту группу источников включаются некоторые древние

акты и ряд важнейших парламентских законов конституционного характера:

Великая хартия вольностей 1215 г., Петиция о праве 1628г. Билль о

правах 1689 г.

- Общее право (судебное право, прецедентное право) — было создано

королевскими судами. Оно основывалось не на законе, а на общих

принципах справедливости и здравого смысла. Юридической базой общего

права является прецедент.

- Конституционные соглашения (важнейшая часть британской неписаной К) —

правила политической практики, которые считаются обязательными и

неукоснительно соблюдаются. Все взаимодействие властей и их права и

обязанности основаны на них.

- Доктринальные источники — мнения именитых ученых, к которым обращаются

в тех случаях, когда пробел в конституционном праве не может быть

заполнен статутом или зарегистрированным решением суда (труды ученых,

Трактат о законах Англии (1250); Блэкстон. Комментарии законов Англии

(1565) и некоторые др.).

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции

подразделяются на две группы:

1. Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более

сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной процедуры.

Если парламентские законы принимаются простым (50 % кворума + 1)

большинством голосов, то для принятия поправок и дополнений к конституции

устанавливается в самом основном законе особая процедура. По общему

правилу конституция изменяется в том же порядке, в каком она была

принята.

2. Гибкие конституции изменяются и дополняются в том же порядке, что и

обычные парламентские законы. Никаких особых процедур для этого случая не

предусмотрено, так как отсутствует сам писаный текст основного закона. К

этому типу относятся конституции Великобритании и Новой Зеландии.

8.Понятие общественного строя.

9.Особенности конституционного регулирования основ общественного строя.

Общественный строй — это исторически конкретная система общественных

отношений или организация общества (обусловленная определенным уровнем

производства и распределения продуктов, характерными особенностями

общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах

жизни) которые охраняются государством и правом. Указанные факторы,

определяющие ООС и конкретные формы организации общества взаимозависимы, но

зависимость не линейная. Т.е. при изменении, например, в производственной

сфере не сразу влекут изменения в той или иной подсистеме общественного

строя. Структура ООС складывается из 4 основных подсистем: экономические

отношения, политические отношения, социальные отношения, духовно-культурные

отношения. Каждая

подсистема представляет собой сложную систему общественных отношений в

соответствующей сфере жизни общества:

1. Экономическая система — это отношения собственности, производства,

распределения и потребления материальных и духовных благ. Правда

отношения связанные с распределением и потреблением благ частично

принадлежат социальной системе. Основной институт экон. системы —

собственность. Право собственности — это право владения, пользования и

распоряжения конкретным имуществом. Собственность делится на публичную и

частную собственность. В некоторых К употребляется слово «достояние».

Публичная собственность всегда коллективна, может принадлежать

государству, субъекту федерации муниципалитету и т.д. К РФ провозглашает

равенство всех форм собственности.

2. Социальная система — сложившаяся система социальных отношений в данном

обществе. В каждом обществе есть социальные противоречия в рамках

существующего социального равновесия, когда социальное равновесие

нарушается возникает социальный конфликт. К большинства стран ориентируют

регулирование социальных отношений в интересах сохранения социального

равновесия. Они регулируют отношения межнациональные, брачные, в области

социального обеспечения, здравоохранения, экологии и т.д.

3. Духовно-культурные отношения в обществе — это отношения по поводу

духовно-культурных ценностей между людьми, между человеком, обществом и

государством (образование, религия, наука, культура)

4. Политическая система — это отношения связанные с функционированием

политической власти в обществе. Ее концентрированным выражением является

власть. Политическая власть — это власть определенной группы людей

(элиты) над всем обществом, характеризуемая использованием насильственных

мер принуждения в случае неповиновения (государственное принуждение). В

некоторых к провозглашается власть народа, но фактически это не

соответствует реальности.

Каждая подсистема взаимодействует с другими подсистемами, причем не только

экономическая система воздействует на другие, но и другие воздействуют на

экономическую подсистему. Взаимодействие их регулируется системой права,

основные принципы — КП. Общественный строй постоянно находится под

воздействием государства, которое призвано защищать этот строй. Государство

воздействует прежде всего правовым регулированием общественных отношений. В

современных демократических обществах правовое регулирование опирается на К

и другие источники. При отсутствии демократии государство воздействует на

общественный строй преимущественно силой (при этом не обязательно силой в

традиционном понимании). Государство может внешне выглядеть как правовое

(действует конституция и др. законы), но содержание их отражает интерес

только узкой правящей группы.

Особенностью конституционного регулирования ООС является то, что К

закрепляет и регулирует только основные принципы общественных отношений,

складывающиеся во всех сферах общества: политической, экономической,

социальной, духовной и т.д. Они не столько регламентируют общественные

отношения, сколько провозглашают основные принципы государственной политики

в этих сферах. Подробнее эти отношения регламентируются в соответствующих

отраслях права (экономические в гражданском праве, хозяйственном праве и

т.д.). Поэтому институтом КП является не общественный строй в целом, а

основы конституционного строя, т.е. основополагающие отношения

экономические, политические и др. отношения.

10.Основные концепции прав человека.

1. Классическим концепциям либерализма: Согласно классическим концепциям

либерализма личность рассматривалась автономной по отношению к государству,

если она выполняет перед ним все свои обязанности (уплата налогов, воинская

повинность, соблюдение законов). Личные права рассматриваются как

естественные, дарованные человеку не государством, а природой или богом.

Предоставление равных возможностей каждому гражданину предполагает

самостоятельную реализацию их в действительности.

2.Концепция индивидуализма. В индустриальном обществе положение в

значительной степени изменяется, так как государство, с одной стороны,

регулирует определенные сферы деятельности гражданского общества, а с

другой стороны, оно начинает осуществлять отдельные социальные функции

(страхование по безработице, бесплатное начальное образование, пенсионное

обеспечение, бесплатное медицинское обслуживание), что создает для личности

возможность добиться осуществления своих отдельных интересов через

государство. Каждая личность считается независимой по отношению к другой

личности. Это в свою очередь определяет индивидуализм общества, в основе

которого лежит - свобода владения и распоряжения собственностью.

Практическое применение права человека на свободу есть право человека на

частную собственность. Эта индивидуальная свобода, как и это использование

ее, образует основу гражданского общества.

3. Дуалистическая концепция. Для правового статуса личности характерен

дуализм, т.е личность выступает в соответствующих сферах либо как человек,

либо как гражданин. Личность выступает как человек в сфере экономической

(гражданское общество) и как гражданин - в сфере политической (политическая

общность). Эта дуалистическая концепция, разделяющая личность на человека и

гражданина и соответственно наделяющая личность правами человека и

гражданина, воплощена в той либо иной степени во всех конституциях

зарубежных стран, как старых, так и новых. Важнейшей юридической

предпосылкой правового положения личности в обществе является состояние

гражданства, т.е. политическая принадлежность индивидуума к данному

государству, которая обусловливает характер политико-правовых отношений

между личностью и государством. В унитарных государствах существует единое

гражданство, в странах с федеративной формой государственного устройства

гражданство, как правило, двойное - гражданство союза и гражданство

субъектов федерации. Гражданином становятся либо в результате рождения либо

в результате натурализации. Утрата гражданства может иметь место в

результате выхода из гражданства соответствующей страны (например, при

натурализации), либо лишения гражданства в силу совершения определенных

уголовных или политических преступлений. Политическая правоспособность

гражданина - это способность быть субъектом государственно-правовых

отношений, т.е. способность обладать правами и нести обязанности,

предусмотренные нормами государственного права. Реализация этих

возможностей при наступлении определенных обстоятельств есть политическая

дееспособность. Субъектом как политической правоспособности, так и

политической дееспособности может быть только гражданин данного

государства. Обычно в тексте основного закона содержится специальная глава,

посвященная регламентации правового положения гражданина. В конституции

Испании - это глава II «Права и свободы», в конституции Итальянской

Республики - ч. 1 «Права и обязанности граждан»

3. Современная концепция прав человека включает в себя:

- идеи о равенстве прав и свобод человека и гражданина

- обязанность государства защищать эти права и свободы,

- признание приоритета международных норм права и международных договоров.

Основные права, свободы и обязанности, т.е. те, которые неотделимы от

человека, гражданина, составляют неотъемлемое право, принадлежат ему от

рождения, защищаемы государством и составляют ядро правового статуса

личности. Права и свободы принято делить на три группы — личные,

политические и социально-экономические:

- Личные права и свободы являются по существу правами человека, т.е.

Каждого, и не связаны с гражданством. Эти права не отчуждаемы и

принадлежат каждому от рождения. Это: право на жизнь, на охрану

государством достоинства личности, неприкосновенность личности, жилища,

частной жизни, тайну переписки, телефонных разговоров и иных сообщений,

свобода передвижений и выбора места жительства, право определять и

указывать национальность, свобода совести и вероисповеданий.

- Политические права в отличие от личных связаны с гражданством. Также

как и личные государство признает политические права и защищает право

на них. Политические права включают: право выбирать и быть избранным в

государственные органы, участвовать в государственном управлении

непосредственно и через своих представителей, право на объединение и

политическую деятельность через участие в партиях, право собираться

мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия,

пикетирования.

- Социально-экономические права касаются прав в таких сферах, как

собственность, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование, и

призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие

социальные потребности личности. К ним относятся: свобода

предпринимательства, право частной собственности, право на труд, отдых,

охрану семьи, право социального обеспечения, право на жилище, на охрану

здоровья, благоприятную окружающую среду, образование, свобода

творчества и т.д.

11. Понятие конституционных прав, свобод и обязанностей человека и

гражданина

Конституции провозглашают права и свободы самого различного характера и

содержания. Основные права и свободы можно подразделить на три группы в

зависимости от характера отношений, возникающих между индивидуумом и

государством, а также между самими индивидуумами. Во-первых, личность как

член гражданского общества наделяется определенными социально-

экономическими правами и свободами; во-вторых, личность как член

политической общности наделяется определенными политическими правами и

свободами. И, наконец, в-третьих, как физическое лицо личность наделяется

определенными личными правами и свободами. Обязанность это мера должного

поведения человека и гражданина. Человек должен подчиняться правилам, чтобы

не наносить вред другим. К обязанностям относятся: уплата налогов, воинская

повинность, соблюдение законов. В демократических государствах, основным

институтом является институт "прав и свобод человека и гражданина". Это

существенно определяет положение человека в обществе и государстве,

принципы их взаимоотношений. В этих взаимоотношений человек и гражданин

выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые

определены нормами права. Правовое положение человека и гражданина

характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он

наделен как субъект правоотношений. Каждая отрасль права закрепляет

правовое положение человека и гражданина в определенной сфере общественных

отношений: имущественных, трудовых, семейных, финансовых и т.д. В

конституционном праве (в отличие от остальных отраслей права) закреплены

основы правового статуса личности. Конституционные права, свободы и

обязанности — это те, закреплены в тексте К и в развернутой системе

устоявшихся процедурных правил. Обычно в тексте К содержится специальная

глава, в конституции Испании - это глава II «Права и свободы», в России

они воплощены в главе 2 Конституции РФ под названием "Права и свободы

человека и гражданина". Одна из основ конституционного строя РФ

сформулированной так "Человек, его права и свободы являются высшей

ценностью". Кроме К права и свободы закреплены системой нормативных

правовых актов, в которых детально раскрывается содержание и порядок

реализации (законы: "О гражданстве РФ", "О праве граждан на свободу

передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ", "О

свободе совести и вероисповеданий" и т.д.) В ряде стран в самой К может не

быть гарнтий: в тексте К Франции 1958 г. ничего не сказано о правах

личности, а только подтверждена Декларация прав человека и гражданина 1789

г; в США они гарантируются Биллем о правах. К Италии подробно перечисляет

права, но в целом итальянский гражданин не имеет большего объема прав, чем

американец или француз. В соответствии с принципами конституционализма

предоставляются равные возможностей каждому гражданину. Согласно

классическим концепциям либерализма личность рассматривалась автономной по

отношению к государству, если она выполняет перед ним все свои обязанности

(уплата налогов, воинская повинность, соблюдение законов). Каждая личность

считается независимой по отношению к другой личности, в основе лежит-

свобода владения и распоряжения собственностью. Практическое применение

права человека на свободу есть право человека на частную собственность. Эта

индивидуальная свобода образует основу гражданского общества.

Дуалистическая концепция, разделяющая личность на человека и гражданина и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.