рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Комплексная оценка государственного регулирования экономикой России

антитрестовский отдел Министерства юстиции США, Федеральное ведомство по

картелям в Германии, Государственные комитет по антимонопольной политике и

поддержке новых хозяйственных структур в Российской Федерации.

Касаясь проблематики инвестиций, представляется весьма важным видеть

двухфакторную характеристику этой категории: а) портфельные; б) прямые

инвестиции.

За первой формой скрывается по существу фиктивный, спекулятивный

капитал, который мгновенно перемещается из одной сферы экономики одной

державы в какую-то другую сферу другой страны, не заботясь о пагубных

последствиях для проекта, который был открыт с помощью этих инвестиций.

Такой ни с чем не связанный капитал, легко переливающийся из страны в

страну представляет собой определенную угрозу экономической безопасности.

Во втором случае реализованный объект недвижимости в полном

соответствии с конкурентными торгами на рынке ценных бумаг приступает к

исполнению своих прямых обязанностей, проводя модернизацию предприятия,

расширяющую число рабочих мест, соответствующих новому уровню качества

работы.

Опыт показывает, что такие хозяева могут быть весьма желательными

субъектами нормального экономического партнерства и развития как рынка

ценных бумаг, так и рынков капитала, рабочей силы и потребительских

товаров. И задача для России создать необратимым процесс формирования

реальных инвесторов.

Автору представляется, что этот процесс решает одну из центральных

задач органического соединения финансовых ресурсов (независимо от страны

происхождения) с реальной экономикой России.

Среди многоаспектных, многогранных элементов федерализма, как

демократического принципа государственного устройства, распределение

предметов ведения между федерацией и ее субъектами, разграничение

полномочий между их органами государственной власти имеют ключевое значение

для анализа вопроса государственного регулирования экономики Российской

Федерации. Статьи 71 и 72 Конституции РФ содержат перечни предметов ведения

и полномочий в целом, без указания на то, какими федеральными или

субъектами федерации органами государственной власти они реализуются,

поскольку это решается сферой компетенции в отношении предметов ведения.

При этом необходимо учесть, что в принципе только федеральные органы

государственной власти, перечисленные в статье 11 Конституции, могут

обладать полномочиями по этим предметам ведения. Вместе с тем наличие в

Конституции возможности взаимно передавать осуществление полномочий

(федерация – ее субъекту и наоборот (см. ст. 78)) позволяет говорить лишь о

передаче полномочий в отношении предметов ведения, а не об изъятии этих

предметов из ведения Российской Федерации.

В дальнейшем мы проанализируем только те пункты ст. 71 которые

касаются государственного регулирования экономики России.

Лаконичная формулировка п. «д» «федеральная государственная

собственность и управление ею» содержит в себе указание как на субъект

права собственности (федеральная), так и на публично-правовой ее характер

(государственная) как объекта управления. Критерии отнесения

государственной собственности к федеральной или к собственности субъектов

Российской Федерации устанавливаются законом.

Проблема тесной взаимозависимости государства и экономики, освещалась,

казалось бы, с разных точек зрения и в разных ракурсах и аспектах. Эта

проблема в условиях перехода к рыночной экономике и политической демократии

чуть ли не с каждым днем приобретает все большую актуальность,

поворачиваясь к нам новыми гранями и оттенками. Одни стали рассматривать

любое ослабление государственного регулирования как прямой путь к анархии

стихийных рыночных сил и соответственно распаду самой российской

государственности, а другие в свою очередь стали усматривать в переходе к

рынку при одновременном максимальном сокращении регулирующей роли

государства единственное средство спасения России.

Разумеется, одинаково не правы сторонники обеих точек зрения,

поскольку истина, как представляется, лежит где-то посередине между этими

двумя крайними полюсами. В сущности свободная от государственного

вмешательства, ничем не ограниченная рыночная экономика во многом

представляла собой лишь теоретическую конструкцию, которая ни в XIX, ни тем

более в XX в. ни в одной стране фактически в чистом виде не существовала и

не могла существовать.

Государственное регулирование экономики и широкомасштабные социальные

программы, реализовавшиеся на протяжении XX в., почти во всех странах

имели своей главной целью корректировку негативных последствий

функционирования рынка, придание ему социальной направленности, сглаживание

социально-классовых противоречий и конфликтов и соответственно защиту

капитализма в целом от неразумных действий отдельных капиталистов.

Многие трудности, переживаемые в настоящее время нашей страной, не в

последнюю очередь вызваны ослаблением государственной машины, недостаточной

разработанностью или практическим отсутствием законодательной, нормативно-

правовой базы экономической деятельности и соответственно государственно-

административных и властных механизмов ее обеспечения. Слабость государства

– главная предпосылка слабости экономики и ее криминализации. С данной

точки зрения главным просчетом первой волны реформаторов явилось забвение

или игнорирование ими той очевидной истины, что формирование рыночных

механизмов и политической демократии представляет собой двуединый процесс,

в котором государство выступает в качестве главного гаранта

жизнеспособности и эффективного функционирования экономической системы.

«В данной связи особенно необходим пересмотр самой концепции

государственного вмешательства, поскольку многие отечественные

экономисты, представители других социальных и гуманитарных наук, политики и

государственные деятели, говоря о необходимости обуздания рынка в том виде,

в каком он сложился или складывается в России, имеют в виду восстановление

тех или иных элементов прежних командно-административных методов

государственного регулирования экономики», – говорит директор Института

проблем рынка РАН академик РАН Н.Я. Петраков [ ].

В действительности же речь должна идти о создании новой системы

государственного регулирования, построенной с учетом особенностей и

принципов свободной конкуренции и свободного рынка, с применением прежде

всего экономических рычагов стимулирования роста экономики. Очевидно, что

эту сложную задачу может успешно выполнить только сильное государство.

Проведенный анализ состояния системы правового регулирования рыночной

экономики в промышленно развитых странах и в России послужил основой для

разработки второй главы «Разработка подходов к созданию оптимальной

математической модели системы государственного регулирования экономикой

России в период перехода к рыночным отношениям».

Диссертант формализовал экономическую систему России как весьма

сложную, многофакторную, динамически изменяющуюся, требующую проведения

оптимизации по всем основным подсистемам.

Для формирования оптимальной математической модели системы

государственного регулирования экономики автор формализовал основные

базовые составляющие элементы системы, в том числе: финансово-валютную,

рынок ценных бумаг, сферу производства, а также систему законодательных

актов в области управления экономикой.

Отмеченный набор показателей позволяет сделать вывод, что по ряду

показателей Россия находится на промежуточных местах, а по некоторым – на

последнем.

Одним из основополагающих экономических критериев формирования

рыночной экономики является категория единого экономического пространства

России.

В Конституции Российской Федерации группа из двух статей (ст. 8 и 9)

специально посвящена экономическим основам конституционного строя России.

Первая часть ст. 8 устанавливает и гарантирует единство экономического

пространства России. Это понятие охватывает единство рынка, т.е. свободное

перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции,

свободу экономической деятельности, а также свободное перемещение рабочей

силы (т.е. и единство рынка труда). Последнее не упомянуто в ст. 8. по-

видимому, потому, что о праве каждого, кто законно находится на территории

России, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства как

об одном из основных прав (и свобод) человека и гражданина говорится в

ст. 27 Конституции.

Нарушение единства экономического пространства в форме создания

зональных или региональных более или менее изолированных рынков

определенных товаров представляет собой, по существу, явную форму

частичного экономического сепаратизма или по крайней мере нарушения

целостности государства. Отрицательное отношение к этим нарушениям выражено

соответственно в ст. 13 и 19 Конституции. Опыт нашей страны в этом

отношении богат.

Поскольку проблема не утратила актуальности, стало необходимым

закрепление в Конституции России принципа единства экономического

пространства, единого рынка товаров, услуг и финансов. Сложнее обстоит дело

с единым рынком свободного труда. В 1932 г. советская власть восстановила

отмененную еще Временным правительством систему внутренних паспортов,

связанную теперь с разрешительным (в основном – запретительным) режимом

прописки в городах и аналогичным – выписки в сельской местности, но без

паспортизации сельского населения. Закрепление рабочей силы за совхозами и

колхозами, создание закрытых рынков труда в городах сохранилось и в 60-70-х

гг., после того как паспорта были выданы и сельским жителям, но требование

соблюдения паспортного режима (т.е. обязательности проживания по месту

прописки) стало еще более жестким. Даже после того, как заключением

Комитета конституционного надзора СССР от 11 октября 1991 г. (ВВС СССР,

1991, № 46, ст. 1307) и рядом постановлений Конституционного Суда

Российской Федерации, в частности постановлением от 4 апреля 1996 г., все

нормативные акты о разрешительном порядке прописки, а также связанные с

ними ограничения прав собственников по своему усмотрению владеть,

пользоваться и распоряжаться принадлежащим им жильем и другим имуществом

были признаны неконституционными, противоречащими международным актам о

правах человека и утратившими юридическую силу, – положение изменилось лишь

отчасти.

С нарушениями единства экономического пространства связаны ограничения

как рыночной конкуренции на всех этих рынках, так и свободы экономической

деятельности даже после отмены многих административно-правовых и уголовно-

правовых мер, направлявшихся против свободы экономической, в особенности

частнопредпринимательской, прежде всего торговой, деятельности.

Возрождение реальной экономики России – многоаспектная задача. Она

включает в себя использование широкого комплекса факторов и, прежде всего,

государственных, ибо без политики государства все остальные факторы не

могут действовать в режиме реального времени, противоречат друг другу и

порождают хаос.

Создание оптимальной модели государственного регулирования

высокоэффективной экономикой требует всего анализа экономики России не

только как «экономической системы», а с учетом перехода к рыночным

отношениям и наличия бесконечно большого количества динамично изменяющихся

факторов – «социально-экономической системы».

Экономику России в период переходности диссертант считает

целесообразным рассматривать как сложную вероятностную динамическую

систему, охватившую широкую гамму процессов создания изделий производства,

обмена, распределения материальных потоков. Её можно отнести к классу

кибернетических систем как сложных управляемых систем.

С целью анализа экономической системы России как многофакторной

повышенной сложности необходимо формализовать следующие основные признаки:

определить и сформулировать целостность системы, т.е. принципиальная

несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих её элементов;

наличие целей и критериев исследования определенного множества элементов;

определение и выявление более крупной, внешней по отношению к данной

системы, так называемой «средой»;

возможность выделения в данной системе взаимосвязанных частей (подсистем).

За основу анализа экономической системы России автор использовал один

из основных методов исследования систем – метод моделирования, т.е. способ

теоретического анализа и осуществления практических действий, направленных

на разработку и использование моделей.

При этом социально-экономическую систему России автор формализовал в

виде образа реального объекта в материальной форме, отражающей наиболее

существенные свойства исследуемой системы как объекта. Здесь используется

принцип аналогии, то есть возможность изучения реального объекта через

рассмотрение созданной на базе его модели.

По мнению диссертанта социально-экономическая система страны в период

перехода к рыночным отношениям, как сложная система обладает целям рядом

отличительных признаков:

эмерджентностью, как проявлению в наиболее выразительной форме свойства

целостности системы, т.е. наличия у экономической системы таких свойств,

которые не присущи ни одному из составляющих систему элементов, взятому

отдельно, вне системы. Эмерджентность можно рассматривать как результат

наличия между элементами системы называемых синергетических связей, которые

обеспечивают увеличение общего эффекта до величины, большей, чем сумма

эффектов элементов системы, действующих независимо;

необходимостью проведения анализа возможно более широкого круга

экономических явлений и процессов, т.е. использование принципа массовости,

т.к. закономерности экономических процессов не обнаруживаются на основании

небольшого числа наблюдений;

динамичностью социально-экономических процессов, заключающихся в изменении

параметров и структуры экономических систем под влиянием внешних факторов;

случайностью и неопределенностью явлений в развитии экономики страны,

поэтому для их исследования необходимо применение экономико-математических

моделей на базе теории вероятности и математической статистики;

невозможностью изолировать протекающие в экономических системах явления от

окружающей среды, чтобы исследовать их в чистом виде;

активной реакцией системы на появляющиеся новые факторы, способностью

социально-экономических систем к активным, не всегда предсказуемым

действиям в зависимости от отношения системы к факторам.

Важным условием создания такой системы является использование принципа

оптимальности, обладающего гибкостью, альтернативностью правовых,

административных и производственно-хозяйственных ситуаций, в условиях

которых приходится формировать стратегию планово-управленческих решений.

Для использования принципа оптимальности необходимо сформировать

планово-управленческое решение в виде:

где х – критерий оптимальности;

х1,2,…n – компоненты системы, которые наилучшем образом учитывают

внутренние возможности и внешние условия исследуемого субъекта.

В нашем случае, реализовать принцип оптимальности в планировании и

управлении – значит решить экстремальную задачу вида:

где х = D,

f(x) – целевая функция критерия оптимальности.

Задачу оптимизации необходимо записать в виде поиска механизма или

минимум функции:

f (x) = f (x1, x2, … xn)

при введении ограничений каждого включенного фактора:

хj => 0, j = 1, n ,

где х1,2,…n – различные факторы исследуемой экономической системы.

В более оптимальном виде данную методику можно записать:

xi => 0, i =1, n

Формирование данной методики – создание системы оптимальной

математической модели оптимального программирования, в основу разработки

которой заложены принципы оптимальности и системности.

В целом эффективность комплексной системы государственного

регулирования экономики страны можно записать уравнением:

Зб – законодательная база;

У г.с. – уровень государственной собственности в общем объеме

приватизации;

Сн – система налогообложения (ее соответствия задачи формирования

государственного бюджета);

И р.э. – инвестиционные возможности реальной экономики;

Пi – очередной фактор социально-экономической системы России;

К1, К2, К3, Кi – коэффициенты корреляции, учитывающие особенности

влияния каждого фактора на систему в целом.

В третьей главе «Оценка перспективных направлений разработки

законодательных инициатив и правовых актов для обеспечения

высокоэффективного государственного управления экономикой России» автор

исследовал экономические особенности реформирования системы правового

регулирования экономики с учетом перехода к рыночным отношениям.

При формировании возможных подходов к созданию системы

государственного регулирования экономики, решающее значение имеет

разработка методологии научно-обоснованной фондовой оценки предприятий (как

на стадии их проектирования, так и с учетом результатов их работы);

курсовой стоимости акций и индексных оценок общеэкономического состояния

важнейших отраслей народного хозяйства.

Главной особенностью, которая должна быть положена в основу такой

работы, является принцип социально ориентированного расширенного

воспроизводства отечественной экономики. Принцип такого расширенного

воспроизводства означает:

приоритет реальной экономики и недопущение ростовщических операций банков с

«короткими» деньгами и пресечение попыток создавать незаконные «пирамиды»,

отвлекающие инвестиционные средства от вложений в реальную экономику;

строгое соблюдение принципов распределения реальных ресурсов и

инвестиционных вложений в интересах постоянного наращивания высокими

темпами российской экономики, имея ввиду полноценное использование как

собственных, так и привлеченных инвестиционных средств;

организацию такого обращения ценных бумаг, при котором стало бы возможным

широко привлечь средства населения, превратив фондовый рынок в полноценный

источник роста капиталовложений в экономику, с одной стороны, а с другой –

повышение доходов граждан;

решение конкретных вопросов создания инфрастуктуры фондового финансово-

инвестиционного рынка для того, чтобы в максимальной степени содействовать

как росту объемов производства внутри страны, на внутреннем рынке, так и

экономически выгодному обороту их на мировых фондовых рынках.

Другим узловым вопросом для успешного решения методологических проблем

создания системы государственного регулирования экономики является

всестороннее расширение научно-исследовательской деятельности и обеспечение

государственного сектора экономики грамотными кадрами.

Автор делает выводы о том, что разработка системы законодательных

инициатив и правовых актов высокоэффективного государственного

регулирования экономики России требует необходимости обобщения целого

комплекса экономических, социальных, кадровых и международных факторов.

На основании проведенного анализа, разработанной оптимальной

математической модели системы государственного регулирования экономики

России автор в четвертой главе «Создание федеральной программы правового

совершенствования всего экономического механизма в рыночных условиях»

обосновал объективную необходимость проведения широкого комплекса работ по

совершенствованию системы правового регулирования экономики России на

уровне федеральной программы.

Решение научной проблемы правового совершенствования всего

экономического механизма в рыночных условиях невозможно усилиями отдельного

министерства или ведомства, и тем более региона страны.

Такая широкая постановка вопроса требует консолидации усилий ученых

многих отраслей экономики и, прежде всего создание федеральной программы,

построенной на принципах совмещения государственного регулирования

экономики с рыночными механизмами хозяйствования.

Формируемая федеральная программа правового совершенствования

экономического механизма, построенная на принципах оптимальной

математической и логистической моделях, по мнению автора, должна учитывать

следующее:

создание правовых механизмов государственного регулирования экономики с

учетом особенностей перехода к рыночным условиям, обеспечивающих

сбалансированное функционирование всех составляющих звеньев;

использование инвестиционных средств, прежде всего для финансирования

крупных проектов, позволяющих создать фундамент непрерывного роста

конкурентоспособности экономики страны;

развитие социальных звеньев экономики, позволяющих обеспечить высокий

жизненный уровень населения, что в свою очередь становится решающим

фактором развития национального фондового рынка;

направление государственных инвестиционных средств, в первую очередь, на

создание производств, основанных на принципах высокой информативной

технологии;

приоритетное формирование государственных и инвестиционных программ по

модернизации национальной производственной и социально-бытовой

инфраструктуры, гарантирующих развитие систем безопасности (экономической,

финансовой, продовольственной, экологической, технологической и соблюдения

прав человека);

обоснование комплексной программы совершенствования научно-методологических

основ функционирования фондового рынка;

подготовка широкомасштабной концепции вовлечения населения в работу рынков

ценных бумаг России.

Таким образом, федеральная программа правового совершенствования

России станет важным рычагом устойчивого роста экономики России, повышения

жизненного уровня населения страны. В то же время будут созданы

благоприятные условия для существенного укрепления научно-технического

потенциала России.

По мнению автора, для осуществления выработанной федеральной программы

было бы целесообразным создать федеральный Комитет по правовому

регулированию экономики основной задачей которого будет проведение в жизнь

функций государственного контроля за сбалансированием экономического

развития реальной экономики.

Одновременно такой Комитет будет обязан не допускать «бегства»

капиталов из страны и псевдооборот средств в спекулятивных сделках на

фондовом рынке с помощью портфельных форм иностранного капитала.

Предлагаемый автором орган управления должен будет готовить

необходимые предложения для превращения экономики страны в нормально

функционирующий сбалансированный механизм, способный обеспечить

поступательное развитие российского государства.

В заключении делаются следующие выводы:

Выявлен неустойчивый и альтернативный характер развития российской

экономики в переходный период, возрастание субъективных факторов,

значительный спал объемов промышленного производства и обнищание

значительной массы населения страны.

Экономический механизм России в период перехода к рыночным отношениям

находится на начальном этапе своего развития. Функционирование

экономической системы затруднено системным кризисом экономики и

отсутствием научно-обоснованного курса экономической политики государства,

неадекватным использованием рекомендаций, являющихся полезными в условиях

развитой рыночной экономики, но абсолютно неприемлемых для страны с

развивающимся рынком.

Актуальные задачи, продиктованные необходимостью государственного

регулирования экономики, являются органическим соединением финансовых

ресурсов с реальной экономикой в интересах реанимации экономического и

научно-технического потенциалов в России, в целях повышения уровня жизни

населения страны.

В числе приоритетных задач государственного регулирования экономики следует

назвать такие, как:

принятие неотложных мер по оздоровлению финансово-банковской системы и

обеспечение её ориентации на развитие реальной экономики страны;

проведение национальной экономически обоснованной валютной политики

укрепления российской денежной валюты – рубля;

развитие страхового поля страны как стратегического сектора,

обеспечивающего дополнительное внебюджетное инвестирование экономики

страны;

проведение последовательной государственной политики по развитию

национального рынка ценных бумаг и обеспечению его защиты от

недобросовестной конкуренции иностранных инвесторов и отечественных

монополистов;

приоритетное развитие науки и образования в сферах функционирования рынка

ценных бумаг в стране.

Система государственного регулирования в условиях смешанной экономики

России нуждается в реструктуризации. Основной смысл этой важнейшей задачи

состоит в том, чтобы определить рациональную структуру различных форм

собственности и с помощью рыночных методов активно воздействовать на

улучшение работы в сфере реальной экономики.

Одной из важнейших задач, связанных с совершенствованием системы

государственного регулирования рыночной экономики является оценка

эффективности приватизации в стране в соответствии с критериями экономики и

права.

В целях обеспечения нормального функционирования реальной экономики

требуется осуществлять контрольно-аналитические функции с помощью системы

показателей, характеризующих эффективность работы владельцев контрольных

пакетов акций.

В интересах экономического роста требуется приступить к разработке

реального инвестиционного механизма, позволяющего концентрировать

инвестиционные ресурсы на перспективных направлениях реальной экономики с

учетом интересов населения, предпринимателей и государства в целом.

Государство должно осуществлять с помощью системы экономических,

статистических и правовых органов реальный контроль за выпуском и рыночным

оборотом ценных бумаг, не допуская возможности образования спекулятивных

пирамид.

Основой создаваемой федеральной программы являются показатели экономической

эффективности, и в частности инвестиционных вложений, и правовые механизмы

государственного регулирования экономики как главное содержательное звено

математической модели управления в этой сфере.

Основные положения федеральной программы, разработанной автором,

закрепленные в методических положениях, обеспечивают правовую систему и

экономические механизмы своевременного внедрения инвестиционных программ и

реализацию возможностей диверсификации и конверсии производства.

Создание федеральных структур государственного регулирования экономикой

создает фундамент широких возможностей осуществления государственного

руководства не только отдельными отраслями, но и всей экономикой страны в

целом, что позволяет обеспечить решение, как государственных функций, так и

осуществить подъем жизненного уровня населения России.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

Ярцун С.В. Социально-экономические проблемы комплексной системы

государственного регулирования экономики России как фундаментальной основы

развития общества в период перехода к рыночным отношениям (монография).

Международная академия информатизации, 2000. – 5,0 п.л. (Для служебного

пользования).

Третьяков Р.М., Ярцун С.В. Методологические основы создания комплексной

системы государственного регулирования экономики России как стратегической

основы развития общества в условиях рыночных отношений. – М.: Сб. Вопросы

оборонной техники. Сер. 3., вып. 6, 2000. – 0,25 п.л.

Ярцун С.В., Коваленко В.А. Актуальные проблемы реструктуризации экономики

России на рубеже XXI века. – М., Экономическая газета, № 12, 2000. – 0,4

п.л.

Ярцун С.В. Создание правовых механизмов совершенствования системы

управления промышленным потенциалом России. – М.: Сб. Вопросы оборонной

техники. Сер. 5., вып. 6, 2000. – 0,3 п.л.

Ярцун С.В. Оптимизация системы государственного регулирования рыночной

экономики страны на базе экономико-математических методов. – М.:

Сб. Проблемы теории и практики управления. Сер. 4., вып. 7, 2000. – 0,35

п.л.

Ярцун С.В. Правовые основы государственного регулирования экономики России

на современном этапе. М.: Юридическая литература, вып. 3., 2000. – 0,4 п.л.

-----------------------

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.