рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Киевская Русь - раннефеодальное государство восточных славян

блюсти в ней порядок. Церковь требовала от подданных князя, чтобы они

“имели приязнь” к князю, не мыслили на него зла и смотрели на него, как на

избранника Божия. Церковь всячески поддерживала авторитет князей, смотря на

них, как на прирожденных и богоданных государей. Когда князья роняли свое

достоинство в грубых ссорах и междоусобицах, духовенство старалось мирить и

учить, чтобы они чтили старейших и не переступали чужого предела. Так

духовенство проводило в жизнь идеи правильного государственного порядка,

имея перед собой пример Византии, где царская власть стояла очень высоко.

Найдя на Руси ряд союзов, родовых и племенных, церковь образовала

собою особый союз – церковное общество; в состав его вошло духовенство,

затем люди, которых церковь опекала и питала, и, наконец, люди, которые

служили церкви и от нее зависели. Церковь опекала и питала тех, кто не мог

сам себя кормить: нищих, больных и убогих. Церковь давали приют и

покровительство всем изгоям, потерявшим защиту мирских обществ и союзов.

Изгои и рабы становились под защиту церкви и делались ее работниками. И как

бы ни был, слаб или ничтожен церковный человек, церковь смотрела на него по-

христиански – как на свободного человека. В церкви не существовало рабства:

рабы, подаренные церкви, обращались в людей лично свободных; они были

только прикреплены к церковной земле, жили на ней и работали на пользу

церкви. Таким образом, церковь давала светскому обществу пример нового,

более совершенного и гуманного устройства, в котором могли найти себе

защиту и помощь все немощные и беззащитные.

Церковь влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности

в русском обществе. На основании церковного закона, принятого и

подтвержденного первыми русскими князьями в их церковных уставах, все

проступки и преступления против веры и нравственности подлежали суду не

княжескому, а церковному. Применяя в своих судах законы, более развитые,

чем грубые юридические обычаи языческого общества, духовенство воспитывало

лучшие нравы на Руси, насаждало лучшие порядки. В особенности восставало

духовенство против грубых форм рабства на Руси. В поучениях и проповедях, в

беседах и разговорах представители духовенства деятельно учили господ быть

милосердными с рабами и помнить, что раб – такой же человек и христианин. В

поучениях запрещалось не только убивать, но и истязать раба. Постепенно

изменялся и смягчался взгляд на раба, дурное обращение с рабами стало

почитаться “грехом”. Оно еще не каралось законом, но уже осуждалось

церковью и становилось предосудительным.

Очень широко было влияние церкви на гражданский быт языческого

общества. Оно охватывало все стороны общественного устройства и подчиняло

себе одинаково как политическую деятельность князей, так и частную жизнь

всякой семьи. В то время, как княжеская власть была еще слаба и киевские

князья, когда их становилось много, сами стремились к разделению

государства, - церковь была едина и власть митрополита простиралась

одинаково на всю Русскую землю. Настоящее единовластие на Руси явилось,

прежде всего, в церкви, и это сообщало церковному влиянию внутреннее

единство и силу.

В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в

европейский христианский мир, а значит и стала равноправным элементом

европейского цивилизационного процесса.

Пункт 3.

Общественный строй Киевской Руси.

Для феодального общества характерно деление населения на сословия. Сословие

— это замкнутая социальная группа, имеющая определенные законом права и

обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий только начался.

Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории:

свободные, полузависимые и зависимые люди.

Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина (княжи мужи). Из

них князь выбирал воевод и других должностных лиц. Сначала правовой статус

«княжих мужей» отличался от земской верхушки — родовитой, знатной, местного

происхождения. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну — боярство.

Бояре принимали участие в работе боярских советов, вече, администрации, где

занимали высшие должности. Боярство не было однородным и делилось на разные

группы, принадлежность к которым давала право быть привилегированной частью

общества, и все преступления, направленные против бояр, наказывались более

строго. Так, согласно Русской Правде, жизнь бояр охранялась двойной вирой

(вира — высший уголовный штраф). По церковному уставу Ярослава, честь жен

великих бояр защищалась штрафом в 5 гривен золота, меньших бояр — в 3

гривны золота, городских людей — в 3 гривны золота, а простых людей — в 60

резан (ст. 30). Бояре при отсутствии сыновей были вправе передавать

наследство дочерям, тогда как дочери простых людей наследовать не могли.

Бояре также были освобождены от уплаты налогов.

Боярство не было закрытой кастой. За определенные заслуги в бояре мог

попасть смерд, и даже иностранец — варяг, половец и др.

В Киевской земле боярство не отделялось от купцов, от городской элиты. Со

временем в городах создается патрициат, который был более связан с городом,

чем с личностью князя. Интересно, что большая часть городских патрициев

была из евреев.

Русские города, особенно Киев, переживали острый процесс борьбы городского

населения, как с княжеской властью, так и с городским патрициатом. Так,

ростовщичество Святополка и лихоимство городского патрициата привели в 1113

году к восстанию в Киеве. После смерти Святополка киевляне ограбили двор

тысяцкого Путяты и дворы евреев-патрициев.

К свободному населению относилось также духовенство, которое представляло

собой отдельную группу населения и делилось на черное и белое. В то время

ведущую роль в государстве играло черное духовенство — монашествующее. В

монастырях жили и работали лучшие ученые (Нестор, Илларион, Никон), врачи

(Агапит), художники (Алимпий), которые вели летописи, переписывали книги,

организовывали различные школы. Первое место среди монастырей Киевской Руси

принадлежало Киево-Печерскому. Он стал примером для других монастырей и

имел огромное моральное влияние на князей и все общество.

К белому духовенству принадлежали церковники:

священники, диаконы, дьяки, паламари, причетники. Количество белого

духовенства было очень большим. По некоторым источникам, в Киеве в начале

XI века было более 400 церквей.

Влияние христианства в Руси было достаточно сильным, и это еще раз дает

основание полагать, что его корни здесь проникали значительно глубже времен

Владимира.

Об интересе к духовным вопросам в Киевской Руси свидетельствует «Поучение

детям» Владимира Мономаха. Он советует регулярно посещать церковь, молиться

днем, ночью, в дороге повторять молитвы.

Среднюю группу свободных людей давали города. Жители городов юридически

были свободны, даже равноправны с боярами, но фактически они зависели от

феодальной верхушки.

Низшую группу свободного населения представляли крестьяне — смерды. Они

владели землей и скотом. Смерды составляли подавляющую часть населения

Киевской Руси, платили установленные налоги и отбывали воинскую повинность

с личным оружием и лошадьми. Смерд мог передавать по наследству свое

имущество сыновьям. Русская Правда охраняла, личность и хозяйство смерда,

как свободного, но наказание за преступление против смерда было меньшим,

чем за преступление против бояр. В XII-XIII веках по всей Руси

увеличивается боярское землевладение, и в связи с этим уменьшается число

независимых смердов. Растет количество смердов, которые работают на

боярской земле, оставаясь при этом свободными. Полузависимые

(полусвободные) люди. В Киевской Руси существовала довольно многочисленная

группа полусвободных людей — закупов. Так называли смердов, которые по

разным причинам временно утрачивали хозяйственную самостоятельность, но при

определенных условиях имели возможность обрести ее снова. Такой смерд брал

в долг «купу», в которую могли входить деньги, зерно, скот, и до того

времени, пока он не возвратит эту «купу», оставался закупом. Закуп мог

иметь собственное хозяйство, двор, имущество, а мог жить на земле того, кто

давал ему «купу», и работать на этой земле. Закуп отвечал сам за свои

поступки, за преступление против него виновный отвечал, как за преступление

против свободного. За несправедливое наказание, возложенное кредитором на

закупа, последний мог жаловаться в суд, и тогда кредитор нес

ответственность. Попытка продажи закупа в холопы освобождала его от долга,

а кредитор платил за это высокий штраф. В случае воровства, осуществленного

закупом или его побега от кредитора без уплаты долга, он превращался в

холопа.

Зависимые (невольные) люди назывались холопами. Сначала этим термином

называли лиц мужского пола (хлопец — холопец — холоп), а со временем всех

невольных людей.

Основными источниками холопства были:

• плен на войне;

• брак с невольным;

• рождение от холопов;

• продажа при свидетелях;

• злостное банкротство;

• побег или воровство, осуществленные закупом. Закон предусматривал

условия, при которых холоп мог стать свободным: если он выкупился на волю,

если хозяин освободил его. Женщина-холопка, если хозяин ее изнасилует,

после его смерти получала волю с ее детьми. Холоп фактически не имел

никаких прав. За ущерб, нанесенный холопу, возмещение получал хозяин.

Однако он нес и ответственность за преступление, совершенное холопом. Холоп

не мог иметь своей собственности, он сам был собственностью хозяина. С

распространением христианства положение холопов улучшилось. Церковь

призывала к смягчению в отношениях с холопами, советовала отпускать их на

волю к «воспоминанию души». Такие холопы переходили в категорию изгоев.

К изгоям относились люди, которые в силу различных причин выбыли из той

социальной группы, к которой принадлежали ранее, но не вступили в другую.

Все эти люди переходили под защиту церкви. Основная масса изгоев в Киевской

Руси происходила из холопов, которые получали свободу.

Пункт 4

Государственный строй Киевской Руси.

Киевская Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии. На вершине

государственной власти стоял Великий князь. К органам власти относились

также боярский совет (совет при князе), вече.

Князь. Им мог быть только член семьи Владимира Великого. За все время

существования Киевской Руси был только один случай, когда в Галиче на

княжеский престол сел не член этого рода, а боярин Владислав Кормильчич. В

понимании населения того времени Русью правил весь род князей, и каждый

член этого рода имел право на власть. Это единство княжеского рода

способствовало идее единства, соборности Русской земли. Киевская Русь не

имела четко определенного престолонаследственного права. Сначала Великий

князь правил с помощью сыновей, которые полностью подчинялись ему. После

Ярослава устанавливается право всех сыновей князя на наследование в Русской

земле, но в течение двух столетий ведется борьба двух подходов к

наследованию: по очередности всех братьев (от старшего к младшему), а потом

по очередности сыновей старшего брата или только по линии старших сыновей.

Компетенция и власть князя были неограниченными и зависели от его

авторитета и реальной силы, на которую он опирался. Прежде всего, князь был

военачальником, ему принадлежала инициатива военных походов и их

организация. Князь возглавлял администрацию и суд. Он должен был «володеть

и судить». Он имел право принимать новые законы, изменять старые. Так,

Ярославичи решили отменить кровную месть, заменив ее штрафом. Князь собирал

налоги с населения, судебные сборы и уголовные штрафы. Князь Киевский имел

влияние на церковные дела. С летописей следует, что Ярослав и Изяслав II

приказывали созывать собор епископов и выбирать митрополита.

Боярский совет, а сначала — совет дружины князя, был неотъемлемой частью

механизма власти. Советоваться с дружиной, а позднее — с боярами, было

моральной обязанностью князя. В своем «Поучении...» Мономах указывает на

совещания с боярами как на постоянные, ежедневные. Несмотря на это,

боярские советы не стали государственным органом, с четко определенным

составом, компетенцией, функциями.

Вече. Вече представляло собой орган власти, который сохранился со времен

родоплеменного строя. С ростом власти князя вече утрачивает свое значение и

только тогда, когда власть киевских князей приходит в упадок, снова

возрастает. В Киеве первое известие о вече предоставляет летопись 1024

года: победитель Ярослава, Мстислав, не занял киевский престол, поскольку

киевляне в лице вече не пожелали этого.

Вече имело право избирать князя или отказывать ему в княжении. Избранный

населением князь должен был заключить с вече договор — «ряд». Содержание

таких «рядов» до нас не дошло. Скорее всего, в этом договоре указывались

обязанности князя перед населением.

Вече в Киевской Руси не приняло такие формы, как в Новгороде или Пскове.

Оно не имело определенной компетенции, порядка созыва. Иногда вече созывал

князь, чаще оно собиралось без его воли. Неясно, как проходили вечевые

собрания, кто на них председательствовал. На вече голосов не подсчитывали,

побеждала та идея, которую поддерживало явное большинство. Участие в вече

принимали главы семей свободных людей. Следовательно, можно сделать вывод,

что ни боярский совет, ни вече в Киевской Руси не обрели парламентской

формы и не превратились в постоянные государственные органы.

Органы управления. Четко определенных органов управления в Киевской Руси не

было. Длительное время существовала десятинная система (тысяцкие, сотские,

десятники), которая сохранилась от военной демократии и выполняла

административные, финансовые и иные функции. Со временем ее вытесняет

дворцово-вотчинная система управления, т.е. такая система управления, при

которой княжеские слуги со временем превратились в государственных

должностных лиц, осуществлявших различные функции управления государством.

В XII веке к наиболее важным должностным лицам относились:

• дворский — ведал всем княжеским хозяйством;

• воевода — командующий всеми вооруженными силами княжества;

• тиун конюший — отвечал за княжеские конюшни;

•стольник — ведал организацией снабжения княжеского двора продовольствием.

Более мелкими должностными лицами были тиуны и старосты.

Разделение княжеств на административные единицы не было четким. Летописи

упоминают о волости, погосте. Местное управление в городах и волостях

князья осуществляли через посадников и волостелей, которые являлись

представителями князя. С середины XII века вместо посадников была введена

должность наместников.

В подчинении у посадников и волостелей были должностные лица:

• тиуны,

• мытники (взимали торговую пошлину — «мыть»),

• вирники (взимали виру — штраф за убийство),

• данщики (сборщики дани),

• пятенщики (взимали пошлину за продажу лошадей — «пятно») и др.

Должностные лица местной администрации не получали жалования от Великого

князя, а содержались за счет поборов с населения. Такая система получила

название системы кормлений.

Органом местного крестьянского самоуправления была вервь — сельская

территориальная община.

Власть князя и его администрации распространялась на города и население

земель, которые не были собственностью бояр. Боярские вотчины постепенно

приобретают иммунитет и освобождаются от княжеской юрисдикции. Население

этих вотчин становится полностью подвластным боярам-собственникам.

Заключение.

В своей курсовой работе я поставил определённые задачи которые хотел

осветить.

Прежде всего, я осветил 2 взгляда на образование древнерусского

государства: норманнскую и антинорманнскую теории. По норманнской теории

государство в появилось в результате захвата варягами славянского населения

или в результате приглашения варяжского князя на управление Русью. А по

антинорманской теории, государство Русь уже существовало на момент

приглашения варяжского князя Рюрика на княжение.

Вторая тема, которую я осветил – это влияние церкви на становление

государственности у восточных славян. Оказалось, что православная церковь

сыграла очень большую роль в становлении древнерусского уклада. Вместе с

Христианским учением церковь принесла на Русь начала культуры. Уча

язычников вере, она стремилась улучшить их житейские порядки. Церковь

старалась поднять значение княжеской власти. Церковь опекала и питала тех,

кто не мог сам себя кормить: нищих, больных и убогих. Церковь давали приют

и покровительство всем изгоям, потерявшим защиту мирских обществ и союзов.

Церковь влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в

русском обществе. Очень широко было влияние церкви на гражданский быт

языческого общества.

И, наконец, я осветил общественный и политический уклад Киевской Руси. Где

подробно описал деление древнерусского на сословия, и распределение власти

в древнерусской политической системе.

Список литературы:

1. Греков Б. Д. Киевская Русь. Изд. 3 переработанное и дополнен- ное М.

Изд-во Академии наук СССР 1939г.

2. Долгополова Л., Музыченко П. Роль православия в становлении

государственности Киевской Руси. — Одесса, 1998.

3. История государства и права СССР // Под ред. Г.С. Калинина, А.Ф.

Гончарова. — М.» 1972. — Ч. 1.

4. Королюк В. Д. Славяне и восточные романцы в эпоху раннего

средневековья. М. Наука 1985г.

5. Оргиш В. П. Древняя Русь. Образование Киевского гос-ва и введение

христианства.

6 Юшков С. В. Общественно-политический строй и право Киевского

государства. — М., 1949.

7 Интернет:

www.bankreferatov.ru

www.referats.ru

www.juristy.ru

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.