рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


История уголовного права России в советский период

Изменение ст. 19 «Основных начал», произведенное законом 28 мая

1935г., которым эта статья дополнена вторым абзацем, увеличивало

эффективность исправительно-трудовых (принудительных) работ без лишения

свободы, в особенности по месту работы осужденного, как меры уголовного

наказания. Новый абзац ст. 19 устанавливает, что время отбывания

исправительно-трудовых работ, в том числе по месту работы осужденного, не

засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для определения квалификации, а

также в стаж работы, дающий право на получение пенсий, надбавок к

заработной плате за выслугу лет и других льгот и преимуществ; во время

отбывания исправительно-трудовых работ приостанавливается выплата

надбавок к ставкам заработной платы за выслугу лет.

Повышая эффективность исправительно-трудовых работ — меры

уголовного наказания, не соединенной с лишением свободы, закон 28 мая 1935

г. вместе с тем более глубоко отграничил исправительно-трудовые работы по

месту службы от штрафа, видом которого иногда эта мера неосновательно

считалась.

Введенные законом элементы отбывания исправительно-трудовых работ

(невключение времени отбывания в срок работы и пр.) более четко определяют

исправительно-трудовые работы, в том числе и по месту работы осужденного,

как срочную меру наказания.

§ 1.4.2. Тюрьмы

Закон 8 августа 1936 г. изменил статьи 13 и 18 «Основных начал»,

которые различали два вида лишения свободы — в исправительно-трудовых

лагерях в отдаленных местностях и в общих местах заключения, установив в

качестве третьего вида лишения свободы заключение в тюрьму как наиболее

суровый вид лишения свободы.

Заключение в тюрьму в силу закона 8 августа 1936 г. может

применяться в качестве меры уголовного наказания в отношении осужденных за

наиболее опасные преступления.

Еще до издания этого закона в санкциях некоторых общесоюзных

законов, в частности закона 7 апреля 1935 г., в отношении лиц,

подстрекающих или вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений

или побуждающих их к занятию спекуляцией, проституцией, нищенством,

предусматривалась санкция в виде тюремного заключения. Закон 8 августа 1936

г. установил тюремное заключение как вид лишения свободы, введя общую норму

в «Основные начала».

Поскольку тюремное заключение может применяться в отношении

осужденных за наиболее опасные преступления, закон предоставил право

определения этой меры наказания лишь некоторым категориям судов: Верховному

суду СССР, верховным судам союзных республик, краевым и областным судам,

железнодорожным и воднотранспортным судам и военным трибуналам. По смыслу

закона следует заключить, что такое же право имеют верховные суды

автономных республик и суды автономных областей. Не имеют права вынесения

приговоров к тюремному заключению народные суды.

Суды, которым предоставлено законом право определять лишение

свободы в виде заключения в тюрьму, в случае признания ими необходимым

применить именно эту меру уголовного наказания, должны были сделать об этом

специальное указание в приговоре. Лишь при наличии такого указания в

приговоре осужденный мог быть заключен в тюрьму после вынесения

приговора.[15]

Закон 8 августа 1936 г., помимо заключения в тюрьму по судебному

приговору, предоставил также право перевода в тюрьму в дисциплинарном

порядке лиц, которые, отбывая лишение свободы в исправительно-трудовых

лагерях и исправительно-трудовых колониях, систематически нарушают в местах

лишения свободы правила внутреннего распорядка – совершают побеги и т. п.

В то время как заключение в тюрьму по судебному приговору

назначается на срок лишения свободы, определенный судом в пределах санкции

статьи Уголовного кодекса, по которой осужденный признан виновным, перевод

в тюрьму в дисциплинарном порядке закон допустил по постановлению

начальника республиканского, краевого или областного управления НКВД СССР с

санкции прокурора соответствующего лагеря лишь на срок до одного года, по

постановлению начальника Главного управления лагерями НКВД СССР с санкции

Прокурора Союза ССР на срок до двух лет.

Закон предоставил прокуратуре право опротестовать постановления о

переводе в тюрьму в дисциплинарном порядке, установил при этом, что в

случае опротестования исполнение постановления приостанавливается.

Таким образом, рассматривая процедуру заключения осужденного в

тюрьму, можно сделать вывод о том, что тюремное заключение стало одним из

наиболее строгих видов уголовного наказания. Введение этой меры уголовного

наказания, наравне с увеличением максимального срока лишения свободы до 25

лет, стало альтернативой высшей мере наказания, чем повлияло на снижение

количества осужденных, приговариваемых к расстрелу.

§ 1.4.3. Применение штрафов и конфискация имущества

Постановление ЦИК и СНК СССР от 11 апреля 1937 г. «Об отмене

административного порядка и установлении судебного порядка изъятия

имущества в покрытие недоимок по государственным и местным налогам,

обязательному окладному страхованию, обязательным натуральным поставкам и

штрафам с колхозов, кустарно-промысловых артелей и отдельных граждан» хотя

и не изменяло текста «Основных начал», но внесло изменения в существо норм

«Основных начал», определяющих применение штрафа, а частично и конфискации

имущества в качестве мер уголовного наказания.

Закон 11 апреля 1937 г. дал точный перечень имущества, которое не

может быть изъято по судебным решениям у отдельных граждан для покрытия их

недоимок по государственным и местным налогам, обязательному окладному

страхованию, обязательным натуральным поставкам и штрафам.

Названный закон о предельной точностью установил конкретные виды

такого имущества, что создавало дополнительные реальные гарантии

строжайшего соблюдения социалистической законности при взыскании штрафов.

Закон 11 апреля 1937 г. не содержал прямого указания, что он

относится и к области уголовного права.

Очевидно, что и при применении штрафа в качестве меры уголовного

наказания, поскольку в законе 11 апреля 1937г. нет специального изъятия,

взыскание штрафа не может быть обращено на предметы, перечисленные в этом

законе.

§ 1.4.4. Поражение прав

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 13 февраля 1930 г.,

вновь изменившим ст. 20 «Основных начал», в число видов

поражения прав включено лишение прав на пенсии, выдаваемые в порядке

социального страхования и государственного обеспечения.

Закон строго ограничивает применение этой меры наказания,

предусматривая назначение лишения прав на пенсию лишь за преступления,

особо указанные законодательством Союза ССР и союзных республик.

Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 31 мая 1930 г.,

изданным в соответствии с законом 13 февраля 1930 г., предоставлено судом

право применять лишение права на пенсии по всем государственным

преступлениям, а постановлением ЦИК и СНК от 2 сентября 1930 г. - -по

некоторым точно перечисленным в этом законе воинским преступлениям — в

мирное время и по всем воинским преступлениям в военное время.

Законодательство РСФСР в соответствии со ст. 20 «Основных начал»

допускает лишение права на пенсии также в случае осуждения за совершение

корыстных преступлений к лишению свободы или к высылке с обязательным

поселением в других местностях в качестве основной меры наказания или в

случае назначения в качестве дополнительной меры наказания конфискации

всего имущества (ст. 31 УК РСФСР редакции 1926г.). Законодательство УССР

допускает применение этой меры в случае осуждения к лишению свободы на срок

не ниже 3 лет или высылке с обязательным поселением в других местностях в

качестве основной меры наказания или при применении конфискации всего

имущества в качестве дополнительной меры наказания (ст. 29 УК УССР) и т.д.

Глава II. Характеристика отдельных видов преступлений.

В тридцатые годы советским уголовным законодательством были

предусмотрены следующие виды преступлений:

1. Государственные преступления (контрреволюционные и особо опасные

преступления против порядка управления), предусмотренные Положением о

преступлениях государственных 25 февраля 1927 г. и позднейшими

законами.

2. Хищения социалистической собственности, караемые по закону 7

августа 1932г.

3. Иные преступления против порядка управления (подстрекательство и

привлечение несовершеннолетних к участию в преступлениях;

хулиганство; контрабанда; спекуляция и т.д.).

4. Должностные преступления.

5. Хозяйственные преступления (Выпуск недоброкачественной продукции;

обман потребителя и т.д.).

6. Преступления в области трудовых отношений (Нарушения внутреннего

трудового распорядка; отказ в приеме женщин на работу и т.д.).

7. Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности

(Производство незаконных абортов и принуждение женщины к совершению

аборта; мужеложство и т.д.).

8. Имущественные преступления (Мелкие кражи; мошенничество;

ростовщичество и т.д.).

9. Нарушения правил, охраняющих народное здравие, безопасность и порядок

(Незаконное изготовление, хранение, сбыт и пересылка оружия,

порнографических предметов; незаконный посев опийного мака и

конопли).

10. Воинские преступления (предусмотрены Положением о воинских

преступлениях 27 июля 1927 г.).

Далее будут рассмотрены лишь некоторые виды.

§ 2.1. Государственные преступления

Закон 9 апреля 1931 г. признал: а) преступлением всякую незаконную

заявку за границей изобретений, сделанных в СССР, и изобретений, сделанных

советскими гражданами за границей; б) тяжким преступлением передачу без

разрешения изобретений за границу; в) видом шпионажа заявку и передачу за

границу секретных изобретений и усовершенствований.

Действия, предусмотренные законом, во всех случаях являются

общественно опасными, ибо они уменьшают возможности использования новых

изобретений для обороны и народного хозяйства СССР и, с другой стороны,

могут способствовать некоторому усилению капиталистического окружения.

Последнее весьма важное изменение внесено в «Основные начала»

постановлением Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР от 2 октября

1937 г., изменившим ст. 18 «Основных начал».

Закон 2 октября 1937 г. отмечал, что действующим советским

уголовным законодательством для борьбы со шпионажем, вредительством и с

попытками организации взрывов, крушений, поджогов с человеческими жертвами

и других диверсионных актов установлены в качестве мер уголовного наказания

лишение свободы на срок не свыше 10 лет, а для наиболее тяжких видов

государственных преступлений высшая мера наказания (расстрел). В целях

дальнейшей борьбы с такого рода преступлениями и предоставления суду

возможности избирать по этим преступлениям не только высшую меру наказания

(расстрел), но и лишение свободы на более длительные сроки, в изменение ст.

18 «Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных

республик», закон устанавливает в качестве меры уголовного наказания

лишение свободы на срок не свыше 25 лет.

Закон 8 июня 1934 г. об уголовной каре за измену родине, как

тягчайшее злодеяние, направлен против людей, предающих родину,

способствующих внешним врагам СССР.

Злодеяния, караемые по закону 8 июня 1934 г., являлись преступными

контрреволюционными деяниями и до издания этого закона, но закон 8 июня

1934 г. дал им определение, соответствующее их характеру и тяжести, и

соответственно установил меры уголовного наказания. Кроме того, закон 8

июня 1934 г. определил ответственность родственников изменника-

военнослужащего, если последний совершил побег или перелет за границу.

Закон 9 апреля 1931 г. признал: а) преступлением всякую незаконную

заявку за границей изобретений, сделанных в СССР, и изобретений, сделанных

советскими гражданами за границей; б) тяжким преступлением передачу без

разрешения изобретений за границу; в) видом шпионажа заявку и передачу за

границу секретных изобретений и усовершенствований.

Действия, предусмотренные законом, во всех случаях признавались

общественно опасными, т.к. уменьшали возможность использования новых

изобретений для обороны и народного хозяйства СССР и, с другой стороны,

могли способствовать усилению капиталистического окружения.

Уголовное законодательство в период борьбы за завершение

строительства социалистического общества и проведение новой конституции не

вводит новых составов контрреволюционных преступлений. Изменения коснулись

мер наказания за тягчайшие преступления и процессуальной стороны

рассмотрения дел о некоторых контрреволюционных преступлениях.

При установлении уголовной ответственности за деяния, ранее не

являвшиеся преступлениями, но ставшими общественно опасными, основное

внимание советского законодательства обращено на борьбу с действиями,

дезорганизующими трудовую и служебную дисциплину в государственных,

кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях, на деяния,

дезорганизующие социалистическое хозяйство, и действия, посягающие на

личность. В тридцатые годы за вышеперечисленные деяния была установлена

уголовная ответственность, ранее за совершение этих деяний не наступавшая.

§ 2.2. Хищения социалистической собственности

Основным законом, который следует разобрать в данном разделе,

является закон 7 августа 1932, широко известный в народе как “Закон о

колосках”, благодаря тому, что по данному закону несовершеннолетнего

ребенка можно было приговорить к высшей мере наказания за сбор нескольких

колосков с пшеничного поля. Зная, что ожидает “преступника” в случае его

поимки многие блюстители порядка часто закрывали глаза на мелкие нарушения.

Закон 7 августа 1932 г., о котором Сталин в докладе на январском

1933 г. объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) сказал, что он «.. .есть

основа революционной законности в настоящий момент»[16], дал определение

социалистической собственности как священной и неприкосновенной основы

советского строя, указав, что «...решительная борьба с расхитителями

общественного имущества является первейшей обязанностью органов советской

власти»[17], и установил суровые меры уголовной репрессии в отношении

людей, посягающих на социалистическую собственность.

Преступления, караемые по закону 7 августа, были уголовно

наказуемыми деяниями и до его издания, но степень их общественной опасности

в силу закона 7 августа 1932 г. стала качественно иной. Закон признал их

тягчайшими преступлениями, направленными против основы советского строя, а

виновников этих преступлений — врагами народа.

Также следует упомянуть Указ Президиума Верховного Совета СССР от

10 августа 1940г., установивший уголовную ответственность за так называемую

«мелкую кражу», совершенную на предприятии или в учреждении. Указ отменил

примечание к ст. 162 УК РСФСР (редакции 1926г.), согласно которому мелкая

кража на производстве влекла лишь взыскание, налагаемое администрацией.

Указ 10 августа вытекает из смысла ст. 131 Сталинской Конституции,

провозглашающей социалистическую собственность священной и неприкосновенной

основой советского строя. Всякое посягательство на социалистическую

собственность не может не считаться преступлением.[18]

§ 2.3. Иные преступления против порядка управления

Законом 7 июня 1926 г. альтернативно установлена уголовная и

административная ответственность за незлостное хулиганство (ч. 1 ст. 176 УК

1922 г., впоследствии ч. I ст. 74 УК 1926 г.), т. е. расширено понятие

уголовно наказуемого хулиганства.

Бурный рост социалистического соревнования и ударничества в этот

период вызвал необходимость специальной уголовно-правовой охраны ударников

и активистов от посягательств со стороны антиобщественных элементов.

Поскольку посягательства имели место в связи с ударной или

общественной работой, квалификация этих деяний по статьям главы о

преступлениях против личности не отвечала бы характеру и опасности деяния.

Как сказал известный в то время правовед : «Советское государство известно

своими трудовыми ресурсами. Без четкой правовой защиты советского народа,

антитрудовые элементы могут посягнуть на силу духа населения»[19].

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР 20 февраля 1932 г. посягательства на

личность ударников на производстве и общественников, не являющиеся

террористическим актом, отнесены к числу преступлений против порядка

управления с установлением сурового наказания в виде лишения свободы на

срок до 5 лет.

§ 2.4. Должностные преступления

В соответствии с решениями XV съезда ВКП(б) об улучшении

государственного аппарата вновь было расширено понятие должностного

преступления.

Резолюция съезда о работе ЦК РКИ гласила: «Съезд поручает всем

партийным организациям обеспечить улучшение и расширение работы органов

суда в области борьбы с бюрократизмом, неуклонно привлекая к народному суду

работников адм. и хозаппарата, виновных в преступной бесхозяйственности, в

недопустимых излишествах, в чиновничьем отношении к делу... В целях

устранения каких бы то ни было привилегий работников государственного

аппарата упразднить дисциплинарный суд, установив подсудность работников

государственного аппарата общегражданскому суду»[20]

§ 2.5. Хозяйственные преступления

Наряду с бурным количественным ростом продукции государственной

промышленности на многих предприятиях имело место ухудшение качества

выпускаемых изделий как “...идущих на широкий рынок, так и предназначенных

для нужд самой государственной промышленности и транспорта”. Это было

связано со стремлением предприятий выполнить и перевыполнить несоизмеримые

с реальными возможностями пятилетние планы и задачей снижения

себестоимости, которая должна быть решена путем рационализации и увеличения

производительности труда предприятий. Достаточно часто поставленные цели

достигались путем ухудшения качества продукции. Учитывая, что «…это явление

служит серьезной помехой делу социалистического переустройства народного

хозяйства, а также наносит большой вред интересам рабочих и крестьян, как

потребителей товаров», ЦИК и СНК СССР постановлением 23 ноября 1929 г.

установили уголовную ответственность за систематический или массовый выпуск

недоброкачественных изделий и за несоблюдение обязательных стандартов.

Закон 23 ноября 1929 г. признал самый выпуск недоброкачественной продукции

преступлением. Законом 8 декабря 1933г. была усилена наказуемость за выпуск

недоброкачественной и некомплектной продукции, а также расширено понятие

данного преступления.

Дальнейшее развитие советской торговли вызвало помимо закона о

борьбе со спекуляцией от 22 августа 1932г. издание общесоюзного закона 25

июля 1934г. о борьбе с обманом Советского государства и обворовыванием

потребителя. В целях «искоренения из практики советской торговли» таких

явлений закон признал тяжким преступлением не только самое обмеривание и

обвешивание покупателя, но и нарушение установленных розничных цен, продажу

товаров низшего сорта по цене высшего и т. д.

§ 2.6. Преступления в области трудовых отношений

Неуклонная борьба за осуществление социалистической дисциплины

труда во всех отраслях социалистического хозяйства должна была в области

уголовного права найти выражение в установлении уголовной ответственности

за злостное нарушение трудовой дисциплины, вызвавшее тяжелые последствия, и

повышение наказуемости всякого рода посягательств на лучших людей страны,

активно борющихся за укрепление дисциплины труда.

Законом 23 января 1931 г. в качестве отдельного вида преступления

предусматривается нарушение трудовой дисциплины на транспорте, являющееся

уголовным преступлением тогда, когда нарушение вызвало или могло вызвать

тяжелые последствия (ст. 53 УК РСФСР редакции 1926г.).

В период с 1935г. по 1940г. признаны уголовными преступлениями

следующие деяния, посягающие на трудовую и служебную дисциплину:

1) Нарушение служебных обязанностей работниками гражданской авиации

и гражданского воздухоплавания (закон от 7 августа 1935г.).

2) Некоторые виды нарушения трудовой и производственно-

технической дисциплины во взрывоопасных цехах (закон от 17 июля 1935г.).

3) Прогул без уважительных причин (Указ Президиума Верховного

Совета СССР от 26 июня 1940 г.).

4) Самовольный уход с работы рабочих и служащих государственных,

кооперативных и общественных учреждений и предприятий (тот же указ).

Официальная точка зрения на это четка выражена известным юристом

А.Г. Дягетовым: «Трудовая дисциплина – базис советского строя, она должна

неукоснительно соблюдаться, а нарушения планомерно искореняться».[21]

До издания Указа 26 июня 1940 г. только некоторые наиболее опасные

виды нарушений трудовой дисциплины в важнейших отраслях народного

хозяйства, которые вызвали или могли вызвать тяжелые последствия, считались

преступлением. Таковыми были: нарушение трудовой дисциплины на транспорте,

нарушение служебных обязанностей работниками гражданской авиации, некоторые

виды нарушения трудовой дисциплины во взрывоопасных цехах.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г.

признаны уголовным преступлением: 1) прогул без уважительных причин,

независимо от последствий, которые он вызвал; 2) самовольное прекращение

трудовых правоотношений рабочим или служащим.

§ 2.7. Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства

личности

Установление наказуемости посягательств на личность, ранее не

считавшихся преступлением, вызвано дальнейшим ростом и расширением задач

всесторонней охраны человеческой личности в условиях социалистического

общества.

При введении статьи, карающей доведение до самоубийства лица,

находящегося в зависимости от доведшего его до самоубийства, «…отражены

имевшие место в позднейшей судебной практике случаи». Ни один буржуазный

кодекс не имеет даже внешне сходной статьи.

Целый ряд статей, отнесенных частью к преступлениям против

личности, частью к нарушениям правил, охраняющих народное здравие,

предусматривает преступления, ставящие в опасность здоровье или отдельного

лица, или неопределенного числа людей. Таковы: 1) поставление в опасность

заражения венерической болезнью, 2) незаконное врачевание, 3) нарушение

правил об охране народного здравия.

В области преступлений против личности общесоюзными законами 17

декабря 1933 г. и 7 марта 1934 г. введена наказуемость мужеложства, которое

до этого времени каралось лишь по уголовным кодексам лишь некоторых ССР.

Интересами охраны личности, конкретно здоровья советских граждан,

продиктован и закон 27 октября 1934 г., который, запретив во всем Советском

Союзе производство посевов опийного мака и индийской конопли иначе как для

научных и лечебных целей, подкрепил это запрещение уголовной санкцией.

Весьма существенные изменения были произведены в составах

преступлений против личности и против общественной безопасности.

Хулиганство законом о судоустройстве 1938 г. было отнесено к числу

преступлений против личности. В период 1935–1940 гг. была исключена

административная ответственность за хулиганские действия и значительно

повышена мера уголовного наказания за это преступление (Закон 29 марта

1935г.; Указ Президиума Верховного Совета СССР 10 августа 1940 г.).

В уголовном законодательстве второй половины тридцатых годов борьбе

с преступления против жизни, здоровья, свободы, достоинства было уделено

пристальное внимание[22].

Наказуемость аборта, усиление ответственности за злостный неплатеж

алиментов, установление уголовной наказуемости за злоупотребление

опекунскими правами и за непринятие мер заботы об опекаемых детях,

установление уголовной ответственности за неприем на работу и увольнение с

работы беременной женщины по мотивам беременности, — все эти мероприятия

Советского государства, защищая личность, прежде всего охраняли от

общественно опасных посягательств советскую семью.

По характеру опасности с этими преступлениями сближаются и другие:

понуждение несовершеннолетних к занятию нищенством, проституцией и

спекуляцией или вовлечение их в совершение преступлений и распространение

порнографических предметов — деяния, развращающим образом действующие,

прежде всего, на подростков.

Некоторые из указанных деяний, наказуемость которых специально

определена законодательством 1935—1940 гг., являлись преступными и согласно

ранее действовавшим законам, но позднейшие законы изменили характер

ответственности и усилили наказуемость. Так, подстрекательство

несовершеннолетних к совершению преступления было лишь формой соучастия в

преступлении несовершеннолетнего и каралось в рамках статьи,

предусматривающей преступление, подстрекательство к которому было

совершено. По закону 7 апреля 1935 г. подстрекательство и привлечение

несовершеннолетних к какому бы то ни было преступлению является тяжким

преступлением, караемым тюремным заключением на срок не ниже 5 лет. Закон 7

апреля 1935 г., кроме того, установил равную кару за понуждение

несовершеннолетних к антисоциальным и безнравственным действиям и др.

Аборт, совершенный лицом, не имеющим специальной медицинской

подготовки или совершенный в антисанитарных условиях, а также неплатеж

алиментов карались и до издания закона 26 июня 1936 г., но последний закон

значительно усилил строгость наказания. Вместе с тем указанные законы

установили и наказуемость деяний, ранее не считавшихся преступными. Таковы:

1) аборт, произведенный врачом в надлежащих санитарных условиях; 2) аборт,

произведенный самой беременной женщиной; 3) понуждение к аборту.

Такие деяния, как незаконное изготовление, хранение, ношение и сбыт

холодного оружия, незаконное изготовление, хранение и сбыт сильно

действующих ядовитых веществ или нарушение правил обращения с ними,

посягали на общественную безопасность и, следовательно, косвенно на

личность.

Признание уголовно наказуемым деянием изготовления, хранения,

ношения и сбыта холодного оружия (закон 29 марта 1935 г.) являлось одним из

мероприятий по предупреждению преступлений преимущественно хулиганского

характера.

В 1937-38 г. закон установил ответственность за нарушение

важнейшего политического права гражданина СССР — избирательного права.

Уголовно наказуемыми признаны: 1) воспрепятствование законному

осуществлению избирательных прав; 2) заведомо неправильный подсчет голосов;

3) подделка избирательных документов. Таким образом, важнейшее право

советского гражданина поставлено под защиту уголовного закона, а

посягательства на это право признаны тяжким преступлением.

§ 2.8. Имущественные преступления

Исключительно важное значение имеет установление Указом Президиума

Верховного Совета СССР от 10 августа 1940 г. уголовной ответственности за

так называемую «мелкую кражу», совершенную на предприятии или в учреждении.

Указ отменил примечание к ст. 162 УК РСФСР, согласно которому мелкая кража

на производстве влекла лишь взыскание, налагаемое администрацией.

Указ 10 августа вытекает из смысла ст. 131 Сталинской Конституции,

провозглашающей социалистическую собственность священной и неприкосновенной

основой советского строя. Всякое посягательство на социалистическую

собственность не может не считаться преступлением.

§ 2.9. Воинские преступления

В Положение о воинских преступлениях внесены существенные

изменения. Законом 13 августа 1930 г. уклонение от призыва по мобилизации

отнесено к воинским преступлениям вместо преступлений против порядка

управления; изменены условия наказуемости нарушения правил военного учета.

Вслед за установлением уголовной ответственности за тяжкие виды

нарушения трудовой дисциплины значительно расширен круг нарушений воинской

дисциплины, являющихся уголовным преступлением. По ст. 7 Положения о

воинских преступлениях в редакции 1927 г. самовольное оставление в мирное

время части или места службы лицами рядового или младшего начальствующего

состава являлось уголовным преступлением лишь в случае, если отсутствие

продолжалось свыше б суток. При наличии же особо смягчающих обстоятельств

даже самовольная отлучка на срок до 12 суток могла считаться проступком,

влекущим дисциплинарное взыскание. По Указу Президиума Верховного Совета

СССР от 6 июля 1940 г. уголовным преступлением является самовольная

отлучка, продолжавшаяся свыше 2 часов, а при повторности и самовольная

отлучка, продолжавшаяся менее 2 часов, причем отлучка на срок свыше 24

часов рассматривается как дезертирство. Расширение понятия уголовно

наказуемой самовольной отлучки в полной мере вытекало из задач дальнейшего

укрепления железной советской воинской дисциплины в Красной Армии и Военно-

Морском Флоте.

Заключение

Тридцатые годы – период коренной ломки общественных отношений,

индустриализации и коллективизации. В это время полностью меняется облик

государства. Для таких изменений западным странам потребовались многие

десятилетия, нашей же стране для этих изменений был предоставлен очень

короткий срок – всего одно десятилетие. Для успешного решения этих задач

просто необходима была сверхцентрализация государства и усиление его

репрессивного начала.

Конституция СССР 1936 г. провозгласила более демократичный, чем

раньше, порядок формирования и деятельности государственных органов. Однако

эти декларированные демократические принципы часто игнорировались, их смысл

искажался.

Советское право развивается противоречиво. Анализируя Советское

уголовное тридцатых годов нельзя не заметить, что его развитие и изменение

вплотную зависело от основных задач и целей, которые ставились перед

государством партией. Принимаются меры к укреплению законности и

одновременно в уголовном и уголовно-процессуальном праве закладываются

благоприятные условия для возможных массовых беззаконий. С одной стороны

видимая гуманизация законодательства имела под собой сугубо политико-

экономическую подоплеку.

Коренной переработке подверглось все уголовное законодательство. В

Уголовный Кодекс РСФСР, «Основные начала уголовного законодательства Союза

ССР и союзных республик», а также особенно в республиканские кодексы

вносится довольно много изменений, касающихся отдельных вопросов. Новые

уголовно-правовые нормы содержатся как в специальных актах, так и в

неспециальных, посвященных более широкому кругу проблем.

Проведенный в работе анализ уголовного законодательства

рассматриваемого периода выявил много новшеств как в общей части уголовного

права, так и в особенной.

В разряд уголовных зачисляется большое количество правонарушений,

которые ранее таковыми не являлись. Так, положение о государственных

преступлениях было дополнено статьями об измене Родине, где указывалось,

что совершеннолетние члены семьи изменника — военнослужащего, даже если они

не знали о преступлении, приговариваются к лишению избирательных прав и

ссылке в отдаленные районы Сибири на пять лет. Новшества и дополнения

вносятся в положения о несовершеннолетних и женщинах. Например, в

законодательстве ведется своего рода спор о возрасте, с которого наступает

уголовная ответственность. Отдельное внимание в уголовном законодательстве

уделено борьбе с кулачеством и другими капиталистическими элементами. Также

развивается и система наказаний. Шире применяются исправительно-трудовые

работы и тюрьмы. Более урегулированным становится применение штрафов и

конфискации имущества. Реже применяются расстрелы, т.к. повышается

предельный срок лишения свободы.

Нововведения коснулись и положений, регулирующих преступления

против порядка управления, должностные преступления, хозяйственные

преступления, преступления в области трудовых отношений, преступления

против достоинства личности, воинские и имущественные преступления.

Библиография

- Основная литература

1. Герцензон А.А. История советского уголовного права. М., 1948г.

2. Гусев Л.Н. История законодательства СССР и РСФСР по уголовным делам,

процессу и организации суда и прокуратуры 1917-1954 гг.: Сборник

доказательств / Под ред. С.А: Голунского. М.,1955.

3. Исаев И. А. История государства и права России М.,1996.

4. Кожевников М.В. История советского суда. 1917-1936.

5. Курицын В.М. История государства и права России. 1929 - 1940. М., 1998.

6. Сборник документов по истории советского уголовного законодательства

СССР и РСФСР. 1917-1952 гг. М., 1952.

7. Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации. М.,

1990.,С.80

- Периодика

8. Варьян А.Г. О содержании уголовно-правовых отношений//Советское

государство и право. 1933. № 11.

9. Дягетов А.Г. Что есть труд и совесть.// Советская юстиция. 1940, №8.

10. Кудрявцев Н.Н. О взаимосвязи объекта и предмета преступного

посягательства//Советское государство и право. 1938. № 8.

11. О делах несовершеннолетних// Советская юстиция. 1935 №30

12. Основные принципы исправительно-трудовой политики НКЮ // Советская

юстиция. 1930 №18.

13. Право в поддержку ускоренных темпов коллективизации//Советская юстиция.

1930 №14.

14. Резолюция о борьбе с бюрократизмом// Социалистическая законность. 1936,

№3.

15. Реформа исправительно-трудового дела. // Советская юстиция. 1930 №15.

-----------------------

[1] Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации. М.,

1990.,С.80

[2] Здесь и далее законы взяты из сборника документов по истории советского

уголовного законодательства СССР и РСФСР. 1917-1952 гг. М., 1952. –С. 7-

140.

[3] Варьян А.Г. О содержании уголовно-правовых отношений//Советское

государство и право. 1933. № 11. –С.17.

[4] История Советского уголовного права (А.А. Герцензон).

[5] Курицын В.М. История государства и права России. 1929 - 1940. М., 1998.

–С. 112.

[6] Кудрявцев Н.Н. О взаимосвязи объекта и предмета преступного

посягательства//Советское государство и право. 1938. № 8. С.52-53.

[7] История Советского уголовного права (А.А. Герцензон).

[8] Право в поддержку ускоренных темпов коллективизации//Советская юстиция

1930 №14 с.30

[9] Право в поддержку ускоренных темпов коллективизации//Советская юстиция

1930 №14 с.30

[10] О делах несовершеннолетних// Советская юстиция. 1935 №30. –С.32.

[11] О делах несовершеннолетних// Советская юстиция. 1935 №30. – С.31.

[12] История Советского уголовного права (А.А. Герцензон).

[13] Реформа исправительно-трудового дела. // Советская юстиция. 1930 №15.

– С.8.

[14] Основные принципы исправительно-трудовой политики НКЮ // Советская

юстиция. 1930 №18.- С.15.

[15] Кожевников М.В. История советского суда. 1917-1952гг.

[16] История Советского уголовного права (А.А. Герцензон).

[17] То же.

[18] История Советского уголовного права (А.А. Герцензон).

[19] Варьян А.Г. О содержании уголовно-правовых отношений//Советское

государство и право. 1933. № 11.-С.24.

[20] Резолюция о борьбе с бюрократизмом// Социалистическая законность

1936г. №3 с.26

[21] Дягетов А.Г. Что есть труд и совесть.// Советская юстиция. 1940, №8.

–С.6.

[22] Гусев Л.Н. История законодательства СССР и РСФСР по уголовным делам,

процессу и организации суда и прокуратуры 1917-1954 гг.: Сборник

доказательств / Под ред. С.А: Голунского. М.,1955. –С. 201-204.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.