рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

его местных органов определялся трудовым законодательством и правилами о

государственной службе. Таможенный устав определял виды деятельности,

которыми не могли заниматься таможенные служащие. На основании ст. 27

Устава они не имели права участвовать в организациях, выполнявших работу по

погрузке, выгрузке, приему и подготовке грузов, пассажирского багажа и

почтовых посылок, а также в каких-либо мероприятиях коммерческого характера

лично или через подставных лиц; принимать на себя доверенности и поручения

по таможенным делам от посторонних лиц, покупать товары на таможенных

аукционах.

Таможенный устав 1924 г. устанавливал сложную четырехзвенную систему

управления таможенным делом (НКВТ — ГТУ — уполномоченные НКВТ, отделения

ГТУ — районные таможенные инспекторские управления — таможни и таможенные

посты). Поскольку таможни первого разряда контролировали деятельность всех

таможенных учреждений, входящих в их район, то фактически получалась

пятизвенная система управления. Реальная же картина организации таможенных

органов была еще более разнообразной: на практике существовала и

трехзвенная система управления (в УССР, в ЗСФСР, где районных управлений не

было), и двухзвенная (три таможни — Астраханская, Архангельская и

Московская — подчинялись непосредственно ГТУ).

Принятый в 1928 г. Таможенный кодекс СССР не внес значительных изменений

в организацию таможенного управления, но более подробно, чем Устав,

определял компетенцию ГТУ. В развитии таможенного дела в СССР в это время

видна тенденция к постепенному упрощению системы таможенных органов. В

частности, Таможенный кодекс 1928 г. не предусматривал на территории СССР

районных таможенных инспекторских управлений.

Таким образом, переход в начале 20-х годов к нэпу реанимировал утраченные

функции таможенных органов и обусловил интенсивное структурное развитие

таможенной системы. Именно с 1922 по 1928 г. (особенно в 1924—1925 гг.)

формировалась сложная, многоступенчатая система управления таможенным

делом, адекватная тем разнообразным задачам и функциям, которые выполняли

таможенные учреждения того времени.

III. Таможенное законодательство Советского государства в 30 - 60- е

годы.

На рубеже 20—30-х годов в СССР доминирует командно-бюрократический стиль

управления. Внешнеторговая политика опять основывается на принципе

государственной монополии, а таможенные органы постепенно утрачивают свои

наиболее существенные функции и перестают выполнять роль фискальных

учреждений. Система управления таможенным делом постепенно упрощается.

В период с 1929 по 1932 г. все более отчетливой становится тенденция к

отказу от экономической модели управления и доминированию административно-

командных методов регулирования общественных отношений. Этот процесс

затронул и внешнеэкономическую деятельность, в том числе и организацию

таможенного дела. Значительно сократился оборот международного

пассажирского сообщения, резко уменьшился состав участников внешнеторговых

связей.

Таможенное дело в целом и таможенный контроль в частности перестали

играть важную роль в регулировании экспортно-импортных операций. В

1932—1934 гг. был упорядочен ускоренный пропуск через границу грузов

общественного сектора и централизованный расчет по таможенным пошлинам за

эти грузы, в связи с чем сократилось число таможенных служащих. Например,

аппарат сотрудников Московской, Ленинградской и Одесской таможен,

насчитывавший по 800—1000 человек, был сокращен в каждой из них в 6—8

раз.(3)

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 г. был утвержден

новый Таможенный кодекс. По сравнению с Таможенным кодексом СССР 1928 г. он

был значительно меньше по объему (120 статей, сгруппированных в три

раздела). Управлению таможенным делом был посвящен первый раздел Кодекса,

содержащий всего семь статей. Управление таможенным делом на территории

СССР было отнесено к ведению Министерства внешней торговли и осуществлялось

через входящее в его состав Главное таможенное управление (ст. 1 Кодекса).

Среди функций таможенных учреждений выделялись контроль за соблюдением

государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций

и борьба с контрабандой.(4)

К моменту принятия Таможенного кодекса 1964 г. существенные изменения

претерпела структура самого ГТУ. Оно состояло из отделов: оперативно-

инспекторского, по борьбе с контрабандой, таможенного права и международных

связей, кадров, финансирования, бухгалтерского учета и контроля. В системе

ГТУ уже не существовало структурного подразделения, непосредственно

занимавшегося вопросами тарифно-пошлинного регулирования.

Устанавливалась двухзвенная система управления таможенным делом: местные

таможенные учреждения (таможни и таможенные посты) подчинялись

непосредственно ГТУ. Создание, реорганизация и ликвидация таможен и

таможенных постов производилась Министерством внешней торговли (МВТ).

Принятые после 1964 г. нормативные акты по таможенному делу не внесли

существенных изменений в таможенное управление.

Структура таможенных органов, сложившаяся де-факто во второй половине 30-

х годов и получившая юридическое закрепление в Таможенном кодексе 1964 г.,

с очень незначительными изменениями сохранялась вплоть до середины 80-х

годов.

IV. Таможенная политика СССР в 80-е годы.

В период внешнеэкономической реформы (1986—1991 гг.) начинается новый

этап развития таможенной системы, особенности которого связаны с попыткой

трансформировать таможенные службы государства-монополиста в новую

управленческую структуру, ориентированную на функционирование в условиях

свободного рынка и демократического режима.

Пожалуй, наиболее радикальный этап реформы системы таможенных органов

приходится на начало 1986 г., когда ГТУ МВТ было преобразовано в Главное

управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР

(ГУГТК при СМ СССР) — самостоятельный орган государственного управления со

статусом союзного ведомства. Именно с этого момента началась перестройка

системы управления таможенным делом, так как впервые за всю историю

Советского государства таможенная служба выделялась организационно. Этот

этап развития системы управления таможенным делом имеет ряд особенностей.

Во-первых, с 1986 по 1989 г., несмотря на то, что таможенная служба стала

самостоятельной отраслью государственного управления, функции таможенных

органов фактически остались прежними, так как почти не изменился порядок

экспортно-импортных операций. Как и раньше, главной задачей таможен был

контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли. В этот

период система таможенных органов развивалась в основном в организационно-

правовом направлении. Правовой аспект этого развития заключался главным

образом в принятии ряда нормативных актов, определяющих правовой статус и

порядок деятельности органов таможенной системы (Положение о ГУГТК при СМ

СССР, Инструкция о порядке подготовки нормативных актов ГУГТК при СМ СССР).

В организационном плане происходило структурное переустройство органов

управления таможенным делом: отделы, входившие в состав ГТУ МВТ, были

преобразованы в управление ГУГТК; увеличилась сеть местных таможенных

учреждений. Постановление Совета Министров СССР от 28 февраля 1989 г. № 191

(2) юридически закрепило отход от принципа государственной монополии

внешней торговли и поставило задачу формирования новой таможенной политики,

современного механизма таможенного контроля. Это обусловило изменения в

функциональной направленности таможенных органов в последующий период.

Во-вторых, и после 1989 г., когда перешли к новым формам управления

внешней торговлей и функции таможенных органов стали постепенно меняться,

из-за недостаточно радикальной и последовательной реформы внутреннего

хозяйства новый механизм регулирования внешнеэкономических связей на

практике не действовал. Поэтому новые юридически закрепленные функции

таможенных органов имели декларативный характер и, в частности, функции,

связанные с институтом таможенно-тарифного регулирования.

В-третьих, отсутствовала законодательная база для перестройки системы

управления таможенным делом. Таможенный кодекс 1964 г., принятый по

стандартам командно-бюрократической системы, не только перестал

соответствовать существующим реалиям, но и противоречил принимаемым

министерствами и ведомствами подзаконным актам.

Развитие таможенного дела вплоть до принятия в 1991 г. нового Таможенного

кодекса и Закона СССР о таможенном тарифе определялось подзаконным

нормотворчеством — постановлениями Совета Министров СССР и ведомственными

актами. Общее руководство таможенными вопросами осуществлял высший

исполнительно-распорядительный орган — Совет Министров, который определял

также основные направления дальнейшего развития таможенной системы.

Координацией деятельности таможенного ведомства с другими управленческими

структурами, а также непосредственным оперативным руководством таможенным

делом занималась Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета

Министров СССР.

Во главе таможенной системы стояло Главное управление государственного

таможенного контроля при совете Министров СССР — центральный таможенный

орган. Положение о нем, утвержденное постановлением Совета Министров СССР

от 13 июля 1987 г. № 775 (2), определяло функции и порядок его

деятельности. ГУГТК отвечало за таможенный контроль, борьбу с контрабандой

и нарушениями таможенных правил, за эффективное применение таможенного

тарифа. ГУГТК был обязан: разрабатывать предложения и принимать меры по

совершенствованию государственного таможенного контроля; устанавливать в

соответствии с Таможенным кодексом и иными актами законодательства порядок

пропуска через государственную границу предметов, их декларирования и

досмотра, личного досмотра лиц, следующих через государственную границу,

порядок совершения иных таможенных операций; разрабатывать и проводить

мероприятия по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил;

участвовать в разработке таможенного тарифа на товары; утверждать ставки

таможенных пошлин на предметы личного потребления. ГУГТК имело право:

участвовать в разработке предложений о создании на государственной границе

пунктов пропуска, через которые осуществляется автомобильное, морское,

речное, воздушное и иное сообщение; разрешать ввоз и вывоз имущества, не

являющегося предметом операций по внешней торговле; создавать,

реорганизовывать и ликвидировать таможенные учреждения в установленном

порядке и др.

Основными структурными единицами ГУГТК при СМ СССР были управления и

отделы. В составе центрального аппарата действовали: Управление организации

таможенного контроля, Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями

таможенных правил, Техническое управление, Управление кадров и учебных

заведений, Управление таможенного права, Управление таможенной политики и

внешних связей, Экономическое управление, Отдел контроля за печатными и

аудиовизуальными материалами. ГУГТК имел и множество административно-

хозяйственных подразделений (Управление делами, Управление материально-

технического снабжения и социального развития, Управление эксплуатации

контрольно-пропускных пунктов). Такая сложная организация центрального

аппарата явилась результатом определенного структурного развития. Например,

Отдел таможенного права и международных связей был преобразован в

Управление таможенного права и международного сотрудничества, из которого

затем выделились два самостоятельных управления — Управление таможенного

права и Управление таможенной политики и внешних связей. Введение в

практику таможенного контроля новых современных технических средств

обусловило появление Технического управления. В связи с созданием в системе

ГУГТК собственной учебной базы вместо отдела кадров (как было в ГТУ МВТ) в

его структуре стало действовать Управление кадров и учебных заведений.

В целом компетенция каждого из управлений носила комплексный характер.

Полномочия одного управления тесно переплетались с полномочиями других.

Так, Управление таможенного права в большей степени, чем другие управления,

несло ответственность за подготовку проектов международных соглашений по

таможенному делу. Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями

таможенных правил при разработке международных соглашений по борьбе с

контрабандой в силу своей компетентности в указанных вопросах во многом

могло влиять на определение конкретных направлений сотрудничества в этой

сфере.

Наряду с функциональным определенное значение в деятельности структурных

подразделений ГУГТК имел и территориальный принцип. На его основе

происходило, например, распределение обязанностей в организационно-

инспекторском секторе Управления организации таможенного контроля, каждый

сотрудник которого отвечал за положение дел в таможенных учреждениях,

расположенных на определенном участке территории СССР.

Статус таможен определялся рядом актов. Основным нормативным актом,

регулирующим деятельность местных таможенных учреждений, являлось Положение

о таможнях и таможенных постах, утвержденное приказом ГТУ МВТ от 9 сентября

1982 г. В структуру местных таможенных учреждений могли входить отделы:

оперативный, пассажирский, почтово-грузовой, дипломатических грузов,

контроля за грузами иностранных выставок, контроля за грузами советских

выставок, контроля за грузами инофирм, технических средств контроля, по

борьбе с контрабандой, оперативно-технического обеспечения и др.

Таможни и таможенные посты по их дислокации делились на пограничные и

внутренние. По специфике деятельности местные таможенные учреждения можно

было подразделить на сухопутные, воздушные, морские (речные). Зоны

деятельности таможен были неодинаковы по размерам, поэтому и число

таможенных постов, входивших в ту или иную таможню, было различным.

Например, Иркутская и Керченская таможни вообще не имели таможенных постов.

В составе Чопской таможни, в зону деятельности которой входили три

пограничных района Закарпатской области, действовали пять таможенных постов

(Батеево, Звонковский, Лужайка, Тисса, Косинский).

Увеличение числа международных перевозок и рост объема международного

пассажирского сообщения обусловили в 1987—1990 гг. значительный рост числа

местных таможенных учреждений. Только с марта по август 1989 г. число

таможен увеличилось с 87 до 95.

В это время ясно наметился переход от чисто территориального принципа

построения местных таможенных учреждений к созданию сети таможен по

федеративному принципу. Ряд крупных таможен, зоны деятельности которых

почти полностью совпадали с территориями союзных республик, были

переименованы в республиканские. Так, Тбилисская таможня была преобразована

в Грузинскую республиканскую. В Таджикистане, Узбекистане, Казахстане,

Азербайджане, Армении, Латвии, Литве, Эстонии также учреждались

республиканские таможни. Интересно, что в республиканскую была

преобразована Дальневосточная таможня, зона деятельности которой

ограничивалась Приморским краем.

В ходе реформы внешнеэкономической деятельности многим предприятиям и

организациям было предоставлено право самостоятельно проводить экспортно-

импортные операции. Чтобы увеличить пропускную способность таможен и

таможенных постов, а также освободить местные таможенные учреждения от

существенного объема работ по оформлению грузов, предусматривалась

возможность проведения досмотра и таможенного оформления грузов

непосредственно в месте расположения участника внешнеэкономических связей.

Для этого заинтересованное предприятие (организация) могли вызвать за свой

счет сотрудника таможни, обратиться в таможенное управление с просьбой об

организации досмотровой комиссии или о назначении постоянного таможенного

уполномоченного.

Порядок создания досмотровых комиссий и назначения таможенных

уполномоченных был утвержден приказом ГУГТК от 29 января 1988 г. (2).

Досмотровые комиссии создавались на смешанной основе из представителей

таможенных учреждений и администрации предприятий. Таможенные

уполномоченные были постоянными представителями таможенных органов на тех

предприятиях, которые осуществляли экспортно-импортные операции регулярно.

В отличие от досмотровых комиссий таможенные уполномоченные были

официальными представителями органов таможенного контроля на местах и

вместе с таможнями и таможенными постами входили в единую систему ГУГТК. В

целом, однако, практика организации досмотровых комиссий не получила

распространения. Таможенный кодекс 1991 г. уже не предусматривал

возможности их создания.

Логическое завершение данного этапа — принятие в 1991 г. нового

Таможенного кодекса и Закона СССР "О таможенном тарифе".

Таможенный кодекс СССР и Закон СССР о таможенном тарифе, принятые в 1991

г., внесли существенные изменения в организацию таможенного управления.

Предусматривалось создание двух координационных органов — Таможенно-

тарифного совета и Координационного совета по борьбе с международным

незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Новый

Кодекс узаконил фактически уже сложившуюся трехзвенную систему таможенных

органов: центральный таможенный орган — региональные таможенные управления

— таможни. Центральным таможенным органом, который заменил ГУГТК, стал

Таможенный комитет.(5) Существенно изменились его функции, ориентированные

в значительной мере на экономическую модель регулирования

внешнеэкономических связей. Однако в целом и Таможенный кодекс, и Закон о

таможенном тарифе 1991 г., несмотря на определенную прогрессивность, были

пронизаны духом всесилия административно-командных методов управления

экономикой, внешнеэкономической деятельностью и таможенным делом. Крайне

ограниченный набор средств таможенного регулирования стал серьезным

препятствием при формировании новых внешнеэкономических отношений и связей

с зарубежными контрагентами. Реальная жизнь показывала неизбежность

перехода к более современным, гибким и динамичным методам

внешнеэкономического сотрудничества и таможенного регулирования.

Несмотря на известный радикализм законодательных актов нового Таможенного

кодекса и Закона СССР "О таможенном тарифе", создать принципиально новую

таможенную систему на практике так и не удалось.

Формирование национальных таможенных служб в России и других государствах

— членах СНГ приходится уже на новый этап развития таможенной системы.

Заключение.

Заканчивая анализ развития таможенного законодательства в

послереволюционной России и СССР, и анализируя возможность применения

предшествующего опыта развития таможенной системы в СССР, следует отметить

следующие позиции:

Первое. Несмотря на ограниченность историческими рамками (1917 - 1991

гг.), непоследовательность и противоречивость, предшествующий опыт создания

и функционирования таможенной службы представляет теоретико-прикладной

интерес для формирования и развития российской таможенной системы, которая,

несомненно, будет развиваться и далее.

Второе. В процессе работы над Таможенным кодексом Российской Федерации

были учтены и по возможности использованы предыдущий опыт при подготовке

основополагающих таможенно-правовых актов, прежде всего актов о статусе

таможенных органов разных уровней, особенно при определении их структуры и

компетенции.

Третье. При разработке нового Тарифного кодекса были приняты во внимание

опыт систематизации и кодификации таможенного законодательства, главным

образом при создании оптимальной модели таможенной службы и схемы

управления таможенным делом. В дальнейшем желательно использовать и

правовое регулирование этих вопросов в Таможенных кодексах 1964 и 1991 гг.

Не стоит отрекаться от этих законодательных актов, видя в них лишь

негативный административно-силовой дух и изоляционистскую направленность.

Многие правовые категории, нормы и институты кодексов, такие, как понятие и

содержание таможенного дела, определение таможенного тарифа, классификация

таможенных пошлин, система таможенных органов, специфика таможенного

контроля и ряд других, полезно будет проанализировать при подготовке новых

правовых актов о задачах, функциях и основных полномочиях Государственного

таможенного комитета Российской Федерации, региональных таможенных

управлений и таможен, а также таможенных постов, статус которых, как,

впрочем, и всей подсистемы местных таможенных органов, требует

совершенствования.

В процессе формирования российской таможенной службы и нового таможенного

законодательства, находящегося на рассмотрении Государственной Думы,

целесообразно учесть международный аспект организации и ведения таможенного

дела. В частности, разумно применить к российским условиям правовой

материал, содержащийся в Генеральном соглашении о тарифах и торговле

(ГАТТ), в Гармонизированной системе описания и кодирования товаров,

почерпнуть все полезное и оригинальное, что содержится в правовом статусе

Совета таможенного сотрудничества (СТО).

Использованная литература.

Михайлов Б.В. Таможенная система в первые годы советской власти. Уч.

Записки МГИМО. - М.:1958

Габричидзе Б.Н., Полежаев Д.М. Становление и развитие таможенной службы в

Советском государстве (1917—1991 гг.) // Государство и право. 1992. № 10.

Дмитриев С.С. Возникновение и развитие советской таможенной системы. //

Социалистический таможенный контроль. 1967. №3-4. С.11

Храбсков В.Г. Таможня и закон. - М., 1979.

Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. - М.: 1995.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.