рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


История Царского села

Все основные работы по созданию интерьеров Большого Царскосельского

дворца Растрелли завершил к 1756 году, в дальнейшем выполнялись только

незначительные детали.

Дворец - композиционный центр огромного Царскосельского ансамбля.

В новой части Царскосельского парка (ныне Александровский парк)

Растрелли построил павильон Монбижу (фр. mon bijou - моя драгоценность, мое

сокровище), расположенный симметрично Эрмитажу. Подобно тому, как Эрмитаж

стал композиционным центром новой территории парка, созданной на месте

Дикой рощи, Монбижу стал таким же центром в парке, созданном на месте

Зверинца, существовавшего в Царском Селе еще с 1715 года. В 30-х годах

XVIII века Зверинец был совсем заброшен и превратился в настоящий лес, его

просеки постепенно зарастали. В 40-х годах XVIII века часть этой территории

превратили в новый регулярный сад.

В 1750 - 1752 годах по проекту Растрелли вокруг Зверинца каменную

стену с бастионами по углам. И на месте пересечения двух просек возвели

павильон Монбижу, который пользовался для отдыха и обедов после охоты,

почему часто павильон называли Охотничьим. Здание разобрали в конце XVIII

века, и в 30-х годах XIX столетия на его месте построили Арсенал по проекту

архитектора

А.А. Менеласа.

Грот - павильон, характерный для дворцовых парков середины XVIII

века, построили справа от Эрмитажной аллеи, на берегу Большого пруда.

Проект этого павильона Растрелли разработал летом 1749 года.

Главный фасад павильона обращен в сторону пруда, который в то время

имел правильную геометрическую форму. Специально для Грота сделали

небольшой прямоугольный выступ, и павильон, окруженный водой, красиво в ней

отражался. Расположение Грота позволило соорудить удобную пристань, о

которой Растрелли писал: "С краю этого здания я устроил большую террасу с

балюстрадой, имевшую с каждой из двух сторон мраморный сход, по которому

императрица, выходя из названного Грота, могла спускаться к пруду и

садиться в лодку для охоты на бекасов".

В годы царствования Елизаветы Петровны велись работы не только по

строительству дворца с его парадным двором и циркумференциями но и по

строительству Старого и Нового садов, входивших в большой дворцово-

парковый комплекс.

Новый сад разместился с противоположной стороны дворца по отношению

к уже существующему саду, который тогда стали называть Старым. Это название

сохранилось до настоящего времени. Новый сад был включен в последующем в

ансамбль Александровского парка.

Автор проекта Старого сада этого периода не известен. Над

практическим воплощением проекта работали садовые мастера Яков Рахлин и

Корнелиус Шрейдер.

В композиции сада было сохранено принципиальное решение предыдущего

периода, но в нее были привнесены элементы парадности, отвечавшие

архитектуре зданий и назначению ансамбля того времени.

Планировка Нижнего плодового сада была сохранена. Все три аллеи

оформлены стриженными зелеными стенами. Дуговая дорожка, пересекающая три

радиальные, образовывала в центре у Нижнего сада полукруглую площадку,

обрамленную зеленым амфитеатром, украшенным скульптурой. Восточной границей

этого участка являлся Рыбный канал, за которым начиналась Эрмитажная роща.

Главным элементом убранства садов, господствующих тогда регулярных

приемов, являлась стриженая растительность, которая своими геометрическими

формами удачно подчеркивала причудливость барочных фасадов дворца и

павильонов, представляла прекрасный фон для скульптуры, объединяя их в

прекрасный ансамбль.

В результате многолетнего труда талантливых русских и зарубежных

мастеров в конце 1756 года царско-сельская резиденция была отстроена.

Отныне Царское Село стало местом официальных приемов русской знати и

иностранных послов, которых приводили во дворец "для показания в покоях

любопытства достойного украшения".

Елизавета до конца своих дней любила Царское Село больше всех других

своих резиденций. В последний раз Императрица Елизавета была в своем

любимом Царском Селе 8 сентября 1761 года, когда перед отъездом приняла во

дворце угощения от Царскосельского управителя Удалова. Во время обеда

играли два музыканта на скрипках, и был произведен пушечный салют при "

питии за здравие Ее Величества".

Отец и сыновья Удаловы управляли вотчиной Цесаревны-Императрицы всю

ее жизнь и вынесли на своих плечах все хлопоты по обращению небольшой

малодоходной Сарской мызы в блистательную резиденцию пышного двора. Оказав

Удалову честь принять от него перед отъездом обед, Императрица как бы

простилась со своими верными и честными слугами: 25 декабря того же года

Государыни не стало.

Новый этап в истории Царского Села наступил во второй половине XYIII

века.

Царская резиденция значительно выросла и приобрела тот художественный

облик, который, в основном, сохранился до нашего времени. Это произошло при

Екатерине II, и с тех пор дворец и парк стали называться Екатерининскими.

Прежде всего, изменение художественного стиля проявилось в садово-

парковом искусстве. В парковых постройках, возведенных В. Нееловым и его

сыновьями - И. Нееловым и П. Нееловым, Посвятившими строительству

Царскосельского ансамбля всю свою творческую жизнь, нашли отражение

классические каноны. Украшением Екатерининского парка стал, сооруженный В.

Нееловым, Мраморный мост. Не менее заметное место в старой части сада

занимали и построенные в 1777 - 1780 годах по проекту И. Неелова в формах

раннего классицизма Верхняя ванна ("Мыльня Их Высочеств") и Нижняя ванна

("Кавалерская"). Первая предназначалась для царской семьи, вторая - для

придворных. Обеим постройкам архитектор придал черты парковых павильонов.

В то же время в разных концах Екатерининского и Нового сада

возникали затейливые сооружения экзотического вида, с чертами

архитектурного стилизаторства. Так, построенная В.Нееловым беседка *

Большой каприз*, воз-веденная на высокой насыпи на границе Екатерининского,

открыла целую группу парковых сооружений в ложно китайском стиле: Скрипучая

беседка, Китайский театр, Китайская деревня, серия Китайских мостов.

Другие постройки В. Неелова - Адмиралтейство, Эрмитажная кухня -

стилизованы под английскую готику. В течение немногим более одного

десятилетия пейзажный парк, созданный В. Нееловывм, оказался насыщенным

архитектурными паятниками, как правило связанными общностью темы. Победы

русского оружия, одержанные во время войны с Турцией ( 1768-1774) , нашли

отражение мемориальных сооружениях, созданных по проектам А. Ринальди

( Кагульсикй обелиск, Морейская колонна, Чесменская колонна) и Ю. Фельтена

( Башня-руина).

Одновременно со строительством парковых павильонов по приказу

Екатерины II осуществлялась новая перестройка Большого ( Екатерининского)

дворца, который казался императрице недостаточно вместительным. В 1779-1792

годах с северной и южной сторон дворца по проектам Ю. Фельтена и В. Неелова

возво-дятся четырехэтажные флигеля- Церковный и Зубовский. При этом

пришлось сломать две Антикамеры и парадную лестницу Растрелли. Перенос

главного входа в центр здания исказил не только внешний облик дворца, но и

задуманную зодчим Золотую анфиладу. В 1789-1792 годах И. Неелов возводит

обособленный дворцовый флигель (*великокняжеский*), связанный с основным

зданием перекинутой через дорогу аркой переходом. Неелов очень тактично

включил в барочный дворцовый ансамбль новое здание, решенное в лаконичных

формах классицизма. Простота архитектурного решения флигеля, позже

отданного Царскосельскому Лицею, оттенялась пышностью растреллиевского

дворца.

Этой постройкой завершилось формирование ансамбля Большого

Царскосельского дворца.

Ч. Камерон, прибывший в Россию из Англии в 1779 году, работал над

отделкой помещений в результате реконструкции дворца.

Одновременно с ним в Царском Селе работал другой выдающийся архитектор,

выходец из Италии, Дж. Кваренги. В 80-е годы XYIII века им были поручены

наиболее ответственные строительные работы в Царском Селе. Камероном во

дворце были созданы два комплекса интерьеров: в южном крыле- парадные и

личные комнаты Екатерины II , в северном - парадные и личные комнаты

наследника, Павла Петровича, и его жены Марии Федоровны.

Решенные Камероном дворцовые интерьеры отличали простота и ясность

пропорций, спокойный ритм, сдержанная цветовая гамма, строгость

декоративных элементов, почерпнутых в арсенале классического искусства.

Однако, полностью талант Камерона, не только как архитектора-

декоратора, но и как замечательного зодчего, раскрылся в созданном им в

1780 - годах комплексе сооружений, получивших название " Термы Камерона ".

Он включал в себя Холодную баня с Агатовыми комнатами, прогулочную галерею-

колоннаду с монументальной лестницей и пандусом и висячий сад.

Работы другого выдающегося мастера- Дж. Кваренги в Большом дворце были

менее масштабны: он разработал проекты отделки двух комнат императрицы -

Зеркального и Серебряного кабинетов, причем в последнем измени отделку,

созданную Камероном. Однако вклад Кваренги в строительство царскосельских

ансамблей весьма значителен. Ему принадлежит проект одного из самых

совершенных по композиционному замыслу парковых сооружений русского

классицизма - Концертного зала, романтического павильона " Кухня - руина ".

Главным же произведением Кваренги в Царском Селе стал дворец,

возведенный для старшего внука Екатерины II - Александра и названный

впоследствии Александровским (строительство начато в 1792 году).

Строительство дворца велось по 1796 год. Выдающийся памятник мировой

архитектуры, истинный шедевр русского классицизма возводился под надзором

И.В. Неелова. После его смерти за строительством надзирал П.В. Неелов.

Семья архитекторов Нееловых (отец и его два сына) проработали в Царском

Селе в общей сложности более ста лет.

По приказу Екатерины II за юго-западной границей Екатерининского парка

был основан новый уездный город София, слившийся в начале XIX века с

Царским Селом. Для упорядочения слободы был издан Указ Екатерины II от 1

января 1780 года в котором было предписано: " При селе Царском, по правую

сторону Новой дороги Новгородской, а по левую к Порхову идущей, устроить

город под названием " София" и вместе с тем учредить Софийский уезд". С

учреждением города Софии там появилась своя администрация с городничим,

магитратом, ратушей, не подведомственная Царско-сельской.

В Царском Селе запретили строительство жилых домов, а чиновников, купцов и

духовенство расселяли в Софии. На территории будущего города до начала

массовой застройки стоял только каменный скотный двор с двумя башнями,

обращенный в сторону Екатерининского парка. Эти башни, как и двухэтажный

дом между ними, сохранились до наших дней и являются самыми старыми

постройками в Софии.

В конце XYIII века был учрежден герб нового города " На розовом поле -

Орел двуголовный в середине на голубом поле - белый Крест, в правой лапе

-якорь, утверждающий незыблемость правления основательницы города, в левой

светильник, как символ мудрости и просвещения Екатерины II.

Созданием нового города преследовалось две цели: с одной стороны -

переселить подальше от дворца жителей Царско-сельской слободы, другой -

создать образцовый уездный город, планировка которого органично включалась

бы в парковую композицию.

Город был разбит на отдельные правильные квадраты с обширной площадью

в центре. Здесь вначале была построена деревянная церковь Константина и

Елены, замененная в 1788 году каменным Софийским собором .

Собор во имя Святой Софии премудрости Божьей был заложен 30 июля

1782 года в присутствии Екатерины II своим наружным обликом и планировкой,

великолепным внутренним убранством напоминал храм святой Софии в

Константинополе. Строительство проводилась создателем Таврического дворца в

Санкт-Петербурге зодчим И. Е. Старовым по переработанному проекту

архитектора Ч. Камерона. Полностью все работы были закончены весной 1788

года. Торжественное освещение собора состоялось 20 мая 1788 года.

В 1903 году ансамбль центральной площади в Софии был дополнен

постройкой соборной 2- х ярусной колокольни (архитектор Л. Бенуа). По

свидетельству С. Вильчковского в нижнем ярусе этой постройки была устроена

небольшая часовня в честь Святого Серафима Саровского.

Из всех загородных резиденций Екатерина II больше

всего любила Царское Село. Начиная с 1763 года она, за исключением 2-3 лет

жила в Царском Селе весну, проводила почти все лето и уезжала осенью, когда

наступали холода. Здесь праздновала она почти всегда день свое рождения,

отсюда 28-го июня 1763 года начался торжественный въезд в Петербург после

Коронования в Москве; здесь получила Государыня известие о блистательной

победе при Кагуле, здесь в 1770 году проходил знаменитый маскарад в честь

прусского принца Генриха, сопровождавшийся иллюминацией на всем пути от

Петербурга до Царского Села. Сюда императрица удалилась зимой 1768 года,

чтобы привить себе оспу, подав пример населению всей Империи. Тут провела

она знаменательное лето 1776 года, когда, немедленно по смерти своей

первой супруги Царевича, она вместе с ним прожила в Царском три месяца,

сделав попытку сближения с сыном. Здесь у нее возникла мысль о новом браке

Павла Петровича, который в это лето почти

неотлучно находился при матери.

Екатерина приезжала в Царское Село с небольшой свитой, делила время

между занятиями государственными делами и всевозможными развлечениями.

Ежедневно совершала она прогулки пешком по парку, в

сопровождении придвор-

ных кавалеров и фрейлин, которые иногда трубными сигналами вызывались в

Грот, где императрица, окончив свою утреннюю работу, любила завтракать в

обществе веселой молодежи. Внуки и внучки сопровождали Государыню на

прогулках, кончавшиеся обыкновенно у Катальной горы, где она отдыхала,

смотря, как молодежь скатывалась с горы и веселилась на качелях и карусели.

Императрица любила окружать себя молодежью и была необыкновенно милостива

и обворожительна со всеми, кто имел счастье быть вблизи нее.

В ноябре 1796 года Екатерина II скончалась. Император Павел посчитал

нужным вывозить из Царского Села картины, статуи, бронзу, антику, мебель

для украшения Михайловского дворца, Павловска и Гатчины.

Повелено было сломать Китайскую деревню и материалы использовать для

строительства Михайловского замка и Павловска. Отчего-то это Высочайшее

повеление осталось неисполненным, успели снять только все наружные

украшения и облицовку стен. Мраморная беседка на розовом поле была сломана

и колонны пошли в дело для украшения тех же дворцов. Все неоконченные

постройки в Царском селе остановились. Деревянный дворец Константина

Петровича, стоявший по близости Малого Каприза, повелено было разобрать и

перенести в Павловск. Собрание антиков, хранившееся в Гроте, было

уничтожено. Статуя Вольтера, работы Гудона, была отправлена на чердак.

Бронзовые вазы, украшавшие Пандус и лестницу Колоннады, были увезены.

Царское Село “ детище Славной Государыни, « было сразу заброшено,

чудный дворец оставлен пустым.

3. Новый век – новый этап в развитии Царского Села(1801-1894).

В первые годы царствования Александра I (Благословенного) Царское село

было, как будто, забыто.

Двор жил летом на Елагине или в Петергофе. Только в 1808 году Император

обращает внимание на запустение Царского Села и, прежде всего, повелевает

вернуть некоторые бронзовые статуи и вазы, а также на места, где хранился

не увезенный материал с разобранной Катальной горы, - построить гранитную

террасу. В том же году, 29 августа, был упразднен отдельный город София и

образован, как сказано в Указе, " соединенный отныне город Царское Село или

София ".

Началось обратное заселение Царского Села, куда из Софии перевели

присутственные места и жителей, которым были розданы новые земельные

участки в распланированном, по Высочайше утвержденному плану города.

София быстро опустела: на месте плохо развивавшихся кварталов было

устроено обширное военное поле. Уже в 1817 г., за неимением прихожан была

уничтожена деревянная приходская Царево-Константинопольская церковь

Софийский собор стал полковой церковью для л-гв. Гусарского полка.

Как Императрица Екатерина все царствование заботилась об украшении

Царского Села, так и Александр I не мало сделал в этом направлении: при нем

было восстановлено почти все, что было уничтожено при Императоре Павле I.

В память войны с французами поставлены были монументальные ворота

" Любезнымъ Моимъ Сослуживцамъ" , пришедшие в ветхость Большие оранже-

реи были капитально перестроены одним из лучших архитекторов того времени-

Стасовым; неподалеку от Александровского дворца возникла Императорская

ферма; на месте старого Люстгауза , архитектором Менеласом была построена

искусственная руина - Шапель; старая каменная ограда зверинца разобрана и

материал от нее пошел на постройку фермы, Шапель и здания лам.

Унаследовав от Великой Екатерины любовь к садоводству, Император Александр

I довел оранжереи и парки Царского Села до необыкновенной степени

совершенства.

По Указу Императора Александра I в самом Большом дворце во флигеле,

построенном в 1791 году, в конце царствования Екатерины II, архитектором

Кваренги для детей Павла Петровича, было учреждено новое высшее учебное

заведение - Императорский Царскосельский Лицей.

Лицей был основан по мысли Императора Александра I с целью "

образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы

государствен- ной и составляемого из отличившихся воспитанников знатных

фамилий". Постановление было обнародовано 11 января 1811 года, когда по

высочайшему заказу архитектор Стасов перестроил здание для размещения в нем

учебного заведения.

После реконструкции на первом этаже разместились комнаты

наставников, лазарет и административные помещения. На втором - столовая с

буфетом, Малый конференц-зал и канцелярия. На третьем - Большой зал, классы

и библиотека. Четвертый этаж занимали комнаты воспитанников. Залы лицея

просторны и нарядны, а торжественный Большой зал украшен росписями на

античные мотивы. И это естественно: в истории и культуре Древней Греции

воспитатели Лицея черпали примеры для молодого поколения.

Императорский Царскосельский Лицей помещался в этом здании с 1811

по 1843 год. С 1811 по 1817 год в этом учебном заведении воспитывался А.С.

Пушкин. Пушкин окончил Лицей в числе 29 воспитанников первого набора, среди

которых были будущие знаменитости: поэты И.И. Пущин, В.К. Кюхельбекер, А.А.

Дельвиг, мореплаватель Ф.Ф. Матюшкин, канцлер России А.М. Горчаков. В 1844

году Лицей был переведен в Санкт-Петербург и переименован в

Александровский.

Во вторую половину царствования, Император особенно полюбил Царское

село, где он отдыхал от своих бесчисленных путешествий и где мог целыми

днями заниматься делами, не отрываемый от них шумной петербургской жизнью

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.