рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Историография Кубани (Реликтовые интуиции памяти и исторические перпендикуляры)

выносить?!". Он же создал целую теорию ( до сих пор имеющую на Востоке

огромное влияние) о том, что общество должно жить по раз и навсегда

установленному ритуалу поведения. Без ритуала, по его мнению,

обесценивается все. "Почтительность без ритуала приводит к суете.

Осмотрительность без ритуала превращается в боязнь. Смелость без

ритуала выглядит грубостью". Ритуал властвует не только в человеческом

обществе, но и в природе. Ему подчинены смена времен года, расцвет и

увядание. Свою теорию Конфуций также воспринимал не чем-то новым, а

лишь возрождением учений прежних веков. "Излагаю, но не создаю. С

любовью и верой отношусь к древности". Отношение к религии является

одним из важнейших показателей в характеристике цивилизации. На Востоке

оно весьма отличается от западного. Да и сами религии здесь

разнообразны и непохожи на христианство. Вот, к примеру, конфуцианство.

Его называют религией, но это скорее набор правил и норм, определяющих

жизнь человека в обществе. Главным в конфуцианстве были вопросы этики,

морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской

этики является понятие жэнь ("гуманность") как высший закон

взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путем

нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли

("этикета") - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении

к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности

государю, вежливости и т.д. Согласно конфуцианству, постичь жэнь могут

лишь избранные, так называемые цзюнь цзы ("благородные мужи"), т.е.

представители высших слоев общества; простолюдины же - сяэ жэнь

(дословно - "мелкие людишки") не в состоянии постичь жэнь. Это

противопоставление "благородных" простолюдинам и утверждение

превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его

последователей,- яркое выражение социальной направленности, классового

характера конфуцианства. Конфуцианство уделяло большое внимание

вопросам так называемого гуманного управления, опираясь на идею

обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им

развитую и обоснованную. Государь объявлялся "сыном неба" (тяньцзы),

правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя

признавалась конфуцианством священной, дарованной свыше, небом. Считая,

что "управлять - значит исправлять", конфуцианство придавало большое

значение учению чжэн мин (об "исправлении имен"), которое призывало

ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять

обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция:"Государь

должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын -

сыном". Конфуцианство призывало государей управлять народом не на

основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером

высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять

народ тяжелыми налогами и повинностями. Боги не очень-то волновали

Конфуция. Они, конечно, установили эти самые правила в незапамятные

времена. Но этим, в общем-то, и ограничились их контакты с миром людей.

"Богов я почитаю, но держусь от них подальше"- вот жизненный принцип

Конфуция. Основные взгляды Конфуция (Кун-цзы, родился приблизительно

551 - умер 479 до н.э.) изложены в книге "Беседы и суждения" ("Лунь

юй"), которая представляет собой запись изречений и бесед Конфуция с

его ближайшими учениками и последователями. Еще одной религией,

возникшей на Востоке и ставшей впоследствии мировой, является буддизм.

Он есть рядом с нами в Калмыкии. Его основатель Будда одновременно

является и неким космическим разумом, с которым стремятся слиться его

последователи путем освобождения от суетных желаний и страстей,

привязывающих людей к земле, заставляющих рождаться вновь и вновь в

разных обликах. Таким образом, достигнув нирванны (просветления),

человек переходил в новое качество - неземное. И, наконец, в даосизме,

возникшем в Китае, бог как таковой вообще отсутствует. Вместо него

имеется дао (путь) - некая первооснова всех вещей, познав законы

которой и следуя им, человек становится совершенным. Религии Востока -

это прежде всего пути самосовершенствования, а через них и

совершенствования окружающего мира. Существеннейшую часть мировоззрения

людей Востока составляла вера в бесконечную цепь смертей и возрождений

каждого человека в разных обликах, причем будущий человеческий облик

надо было заслужить праведной жизнью. В противном случае можно было

возродиться кем угодно. Подобная теория породила представление о вечном

движении всего живого в замкнутом цикле ( все когда-то уже было и

когда-нибудь повторится вновь). Отсюда происходит и знаменитый фатализм

Востока - вера в невозможность и ненужность изменения предназначенной

судьбы. Вот как рассуждает Конфуций, заехавший в разбойничьи

земли:"Если небу угодно погубить мудрость, заключенную во мне - так и

будет. А если нет, то что могут сделать мне эти разбойники?".

Раскопки археологов показывают, что почти всё наше побережье,начиная от

Батуми и заканчивая Анапой и Таманью,было в древности под огромным вли-

янием греческой цивилизации. Повсюду находят греческие монеты, посуду.

Греческая культура VII - V вв. до н.э. - это культура общества, в

котором ведущая роль принадлежит рабскому труду, хотя в отдельных

отраслях, требовавших высокой квалификации производителей, как,

например, художественное ремесло, широко применялся свободный труд.

Мировоззрение широких масс греческого общества рассматриваемого периода

в основном сохранило те представления, которые имели место еще во

втором тысячелетии до н.э.Природа по-прежнему представлялась греку

населенной и управляемой различными существами, о которых народная

фантазия слагала красочные поэтические мифы.Эти существа в основном

можно объединить в три цикла: верховные олимпийские боги-небожители с

Зевсом во главе, многочисленные второстепенные божества гор, лесов,

ручьев и т.п. и, наконец, герои-родоначальники, покровители общины.

Согласно эллинским представлениям, власть олимпийских богов была ни

изначальной, ни беспредельной.Предшественникам олимпийцев считались

старшие поколения богов, свергнутые их потомками.Греки думали, что

первоначально существовали Хаос и Земля (Гея), подземный мир Тартар и

Эрос- жизненное начало,любовь. Гея- Земля породила звездное небо Уран,

который стал первоначальным властителем мира и супругом богини Земли

Геи.Уран и Гея родили второе поколение богов- Титанов. Захватившие

власть над миром олимпийские боги разделили вселенную между собой

следующим образом. Верховным богом стал Зевс- властитель неба, небесных

явлений и особенно грома и молнии.Посейдон был властителем влаги,

орошающей землю, властителем моря, ветров и землетрясений.Аид, или

Плутон, был владыкой преисподней- подземного мира, где влачили жалкое

существование тени умерших. Супруга Зевса- Гера считалась

покровительницей брака. Гестия являлась богиней домашнего очага,

наименование которого она и носила (Гестия по-гречески- очаг ). С

возникновением нового классового общества и установлением полисов ряд

богов, особенно Аполлон, становятся покровителями государств.. Значение

Аполлона еще более выросло в связи с основанием большого числа новых

городов. В результате культ Аполлона стал оттеснять на второй план

культ Зевса; особенно он был популярен в среде греческих аристократов.

Помимо главных богов, олицетворявших наиболее значительные явления

природы, а также жизни человека и его общественных отношений, весь

окружающий грека мир представлялся ему обильно заселенным

многочисленными божественными существами. О происхождении людей у

эллинов существовал миф, согласно которому один из титанов- Прометей

слепил из глины первого человека, а Афина наделила его жизнью. Прометей

был покровителем и наставником человеческого рода в первые времена его

существования. Благодетельствуя людям, Прометей похитил с неба и принес

им огонь. За это он был жестоко наказан Зевсом, приказавшим пригвоздить

Прометея к скале, где орел каждый день терзал его печень, пока его не

освободил Геракл ( сын Зевса и земной женщины ). Местом почитания

эллинских богов были храмы, алтари, священные рощи, ручьи, реки.

Культовые обряды у греков были связаны с общественной и частной

жизнью.Почитание богов сопровождалось принесением в жертву животных на

алтарях перед храмами и молитвенными обращениями к богам.Особенными

обрядами сопровождались рождение ребенка, свадьба и похороны.

Религиозно- мифологическое объяснение происхождения и развития мира и

окружающей древних греков действительности постепенно вступало в

конфликт с накоплявшимся предметным опытом.Медленно, но неуклонно

делала первые шаги наука, пока еще наивная, но

стихийно-материалистическая в своей естественной непосредственности.

Новые идеи возникли в наиболее экономически и социально развитой в то

время малоазийской Ионии. Во второй половине VII в. до н.э. в Милете в

среде купцов, ремесленников и прочих деловых людей зародилась эллинская

философия.Основоположником древнегреческой философии считается Фалес

(ок. 625-547 гг. до н.э. ), а его продолжателями были Анаксимандр

(ок.610-546 гг. до н.э.) и Анаксимен (ок. 585-525 гг. до

н.э.).Милетские философы были стихийными материалистами. Фалес

первоначалом всего считал воду, находящуюся в беспрерывном движении,

превращения которой создают все вещи, в конечном счете снова

превращающиеся в воду.Богам не было места в этом круговороте состояний

вечной воды.Землю он представлял в виде плоского диска, плавающего на

первоначальной воде.Фалеса также считали основоположником

древнегреческой математики, астрономии и ряда других наук о природе.Ему

приписывают и ряд конкретных научных вычислений.Он умел предсказывать

солнечные затмения и мог дать физическое объяснение этого процесса.Во

время пребывания в Египте Фалес впервые измерил высоту пирамид, измерив

их тень в то время дня, когда длинна тени равна высоте отбрасывающих ее

предметов. Анаксимандр, идя по пути дальнейшего обобщения опыта, пришел

к мысли, что первичной материей является апейрон: неопределенная,

вечная и беспредельная материя, находящаяся в постоянном движении.Из

нее в процессе движения выделяются присущие ей противоположноститеплое

и холодное, влажное и сухое.Их взаимодействие приводит к рождению и

гибели всех вещей и явлений, которые по необходимости возникают из

апейрона и в него возвращаются. Анаксимандра считают составителем

первой географической карты и первой схемы небесного свода для

ориентировки по звездам, он представлял землю в виде вращающегося

цилиндра, парящего в воздухе. Анаксимен полагал, что первоначало всего

воздух, который, разряжаясь или сгущаясь, порождает все многообразие

вещей.Все возникает и возвращается в вечно движущийся воздух, в том

числе и боги,которые подобно всем другим вещам, являются определенными

состояниями воздуха. Материалистическая философия возникла в среде

прогрессивных групп молодого класса рабовладельцев в борьбе с

религиозно-мифологической идеологией, унаследованной от

прошлого.Представители рабовладельческой аристократии, борясь с этой

идеологией, противопоставили ей философский идеализм. Его первым

проповедником в Древней Греции был Пифагор (ок.580-500 гг. до н.э.) с

острова Самоса.После установления на острове Самосе тирании Пифагор

эмигрировал в Южную Италию в город Кротон, где во второй половине VI в.

до н.э.основал из представителей местной аристократии реакционный

религиозно-политический союз, известный под названием "пифагорейского".

Согласно философии пифагорейцев, не качество, а количество, не

вещество, а форма определяет сущность вещей.Все можно сосчитать и таким

образом установить количественные особенности и закономерности

природы.Мир состоит в количественных, всегда неизменных

противоположностей: конечное и бесконечное, чет и нечет... Сочетание их

осуществляется в гармонии, которая свойственна миру. В борьбе с

идеалистической философией Пифагора совершенствовалась

материалистическая философия милетской школы.В конце VI-начале V в. до

н.э. как стихийно-диалектический материалист выступил крупнейший

философ этого периода Гераклит Эфесский (ок. 530-470 гг. до н.э.).В его

трудах нашли завершения искания Фалеса,Анаксимандра и Анаксимена. По

своему происхождению и политическим убеждениям Гераклит был сторонником

аристократии.Он резко обрушивался на "чернь".С победой

рабовладельческой демократии на его родине связано пессимистическое

отношение Гераклита к окружающей его действительности.Выступая против

победившей демократии он хотел показать ее преходящий характер.Однако в

своих философских построениях он вышел далеко за рамки этой

цели.Согласно Гераклиту высшим законом природы является вечный процесс

движения и изменения.Стихия, из которой все возникает, это- огонь,

представляющий то закономерно загорающийся, то закономерно потухающий

процесс горения.Все в природе состоит из противоположностей в борьбе

рождающихся из огня переходящих друг в друга и возвращается в

огонь.Гераклит первым пришел к мысли о диалектическом развитии

материального мира как о необходимой присущей материи

закономерности.Закономерную необходимость Гераклит выразил греческим

словом " логос ", в философском смысле обозначающем "закон".Известно

приписываемое Гераклиту изречение: "Панта рей"- все течет, все

изменяется , которым кратко сформулирована сущность его

философии.Диалектическое единство противоположностей формулируется как

постоянно возникающая гармония взаимно дополняющих друг друга и

борющихся противоположностей.Процесс саморазвития огня не создал никто

из богов или людей, он был, есть и всегда будет.Гераклит высмеивал

религиозно-мифологическое мировоззрение своих соотечественников. Против

материалистической диалектики Гераклита начали вести борьбу философ

Ксенофан (ок.580-490 гг. до н.э.) и его ученики.Изгнанный из родного

малоазийского города Колофона (близ Эфеса), Ксенофан поселился в

Италии, где вел жизнь странствующего певца-распода.В своих песнях он

выступал против антропоморфного политеизма эллинской религии.Ксенофан

утверждал, что нет оснований приписывать богам человеческий облик и что

если бы быки и кони могли создавать изображения богов, то они бы

представили их по своему подобию. Таковы были первые шаги

древнегреческой философии, возникшей и развивающейся в борьбе со старым

религиозно-философским мировоззрением. V в. до н.э. был временем

дальнейшего развития греческой науки и философии, которые по-прежнему

оставались тесно связанными.В этот период дальнейшего развития

античного общества и государства, происходившего в условиях

ожесточенной классовой и политической борьбы, возникают также

политические теории и публицистика. В V в. до н.э. материалистическая

философия в Древней Греции развивалась исключительно плодотворно.

Наиболее выдающийся философ классического этапа философии Древней

Греции был Платон (427-347 гг. до н.э. ) Платон был представителем

афинской рабовладельческой аристократии.В возрасте 20 лет случайность

пересекает дороги жизней Платона и Сократа.Таким образом Сократ

становится учителем Аристотеля.После того как Сократ был осужден,Платон

покидает Афины и не надолго переселяется в Мегару,после чего снова

возвращается в родной город и активно принимает участие в его

политической жизни.Платон впервые создает академию. До нашего времени

дошла информация о 35 философских трудах Платона, большинство из

которых были изложены в форме диалога. Вершиной и основой всего он

считал идеи.Материальный мир- лишь производная,тень мира идей.Лишь идеи

могут быть вечными.Идеи- есть истинное бытие, а реальные вещи- это

бытие кажущиеся.Выше всех других идей Платон ставил идею красоты и

добра.Платон признает движение, диалектику, которая является

результатом конфликта бытия и небытия,т.е. идеи и материи. Чувственное

познание, предметом которого является материальный мир, выступает у

Платона как вторичное, несущественное.Истинное познание- это познание,

проникающее в мир идей- познание разумное. Душа вспоминает идеи, с

которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не

соединилась с телом, душа бессмертна. Другой выдающийся ученый этого

периода- Аристотель (384-322 гг. до н.э.).Он оставил после себя 150

трудов, которые позже были систематизированы и разделены на 4 основные

группы: 1) Онтология (наука о сущем) " Метафизика " 2) Труды по общей

философии, проблемах природы и естествознания. " Физика ", " О небе ",

" Метеорология " 3) Политические, эстетические трактаты. " Политика ",

" Риторика ", "Поэтика " 4) Работы по логике и методологии. " Органон "

Основой всякого бытия Аристотель считает первую материю.Она образует

потенциальную предпосылку существования.И хотя она основа бытия, ее

нельзя отождествлять с бытием или считать его основной частью.Далее

следуют земля, воздух и огонь, которые представляют собой промежуточную

ступень между первой материей и миром, который мы чувственно

воспринимаем.Все реальные вещи являются соединением материи и образов

или форм, следовательно: действительное бытие есть единство материи и

формы.По Аристотелю- движение- это переход от возможного к

действительности т.е. движение универсально.Основа всякого явлениянекая

причина. Аристотель так-же затрагивал темы логики, противоречия,

космологии, вопросы общества и государства, мораль и др. а также очень

высоко ценил искусство. Представитель рабовладельческой демократии

философ Эмпедокл (ок.483-423 гг. до н.э. из сицилийского города

Акраганта выдвинул положение о том, что все состоит из качественно

различных и количественно делимых элементов или, как он их называет, "

корней ".Этими " корнями " являются: огонь, воздух, вода и земля.Его

современник Анаксогор (500-428 гг. до н.э.) из Клазомен, долгое время

живший в Афинах и друг Перикла, считал, что все существующие тела

состоят из мельчайших,подобных им частиц. Таким образом Эмпедокл, а в

особенности Анаксагор, пытались изучить структуру материи. Наивысшего

развития механистический материализм в классический период достиг в

учении Левкиппа (ок. 500-440 гг. до н.э.) из Милета И Демокрита

(460-370 гг. до н.э.) из Адберы.Оба философа были идеологами

рабовладельческой демократии и выдающимися учеными своего времени.

Левкипп заложил основы атомистической теории, которую в дальнейшем

успешно разрабатывал Демокрит.По этой теории все состоит из пустоты и

движущихся атомов, бесконечно малых, неделимых материальных частиц,

различных по форме и размерам.Земля представлялась Демокриту плоским

диском, носящимся в воздухе, вокруг которого вращаются светила.Вся

органическая и психическая жизнь объясняется им чисто материальными

процессами. Атомистический материализм Левкиппа и Демокрита оказал

огромное и плодотворное влияние на научно-философскую мысль последующих

времен. Усложнение общественных отношений в связи с быстрым развитием

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.