рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Источники (формы) права

Содружестве Независимых Государств (1991г.), которое

было создано на основе бывшего Советского Союза

после его распада;

2) договоры ( соглашения ), которые имеют частный

международно-правовой характер. Эти договоры

заключаются между предприятиями и организациями

Украины и зарубежных стран. Такие договоры можно

заключить не только между предприятиями, но и

между гражданскими и политическими организациям.

Договоров, которые заключаются между предприятиями

и гражданами Украины достаточно много. Они имеют правовой

характер и учитываются, как юридический документ ( акт ) при

рассмотрении споров в Арбитражном Суде ( между

предприятиями и организациями ) и в судах общей

юрисдикции, если участником такого договора является

гражданин.

В качестве примера нормативно-правового договора можно

рассмотреть договор в гражданском праве и конституционный

договор.

Товарно-денежный характер отношений экономического

оборота предполагает, что реализация товара должна

осуществляться с учетом общественно необходимых затрат на

его производство. Такие затраты, в свою очередь,

определяются с учетом существующего на данный момент в

обществе соотношения между спросом и предложением.

Правильный учет спроса и предложения и выявление на их

основе общественно необходимых затрат на производство

товара могут быть осуществленны только в результате

достигнутого соглашения между товаропроизводителем и

потребителем. Формой такого соглашения и выступает договор

как выражение общей воли товаропроизводителя и

потребителя.

Договор представляет собой одно из самых уникальных

правовых средств, в рамках которого интерес каждой

стороны, в принципе, может быть удовлетворен лишь

посредством удовлетворения интереса другой стороны. Это

порождает общий интерес сторон в заключении договора и

его надлежащем исполнении.[8] Поэтому именно договор,

основанный на взаимной заинтересованности сторон, способен

обеспечить такую организованность, порядок и стабильность в

экономическом обороте, которых невозможно добиться с

помощью самых жестких административно-правовых средств.

Договор в гражданском праве—это и наиболее

оперативное и гибкое средство связи между производством и

потреблением, изучения потребности и немедленного

реагирования на них со стороны производства.Он также

обеспечивает эффективный обмен произведенными и

распределенными материальными благами в случае изменения

потребностей участников экономического оборота. Наконец,

договор предоставляет возможность потреблять существующие в

обществе материальные ценности не только их

собственниками (обладателями иных вещных прав), но и

другими участниками экономического оборота, испытывающими

потребности в данных материальных ценностях.

Конституционный договор в практике мирового

конституционализма является одним из важнейших источников

права, прежде всего, государственного права.Одновременно с

Конституцией данный вид договоров является основой,

сердцевиной, национального законодательства, на основе

которого развиваются и функционируют все другие отрасли

правовой системы государства.

Еще в давние времена подобные договоры заключались

между представительским органом и князем (королем), которые

определяли основу их взаимоотношений, права и обязанности

сторон. Как способ разрешения проблем которые в данный

момент стоят перед Украиной, конституционный договор по

своей сути является тем источником права, который создают

различные субъекты конституционно-правовых отношений.

Ему присущи специфические признаки, которые отличают

его от иных правовых документов.Среди них, прежде всего:

1) предмет (объект) конституционного договора, которым

являются основополагающие, определяющие принципы

полновластия украинского народа,т.е: кому в Украине

принадлежит вся полнота власти, какой механизм ее

реализации;

2) субъекты (стороны) конституционного договора, которыми

являются наивысшие органы соответствующих ветвей

государственной власти;

3) временный характер его, срок действия и возможность

пролонгации или досрочного приостановления действия

которого определяется в самом договоре;

4) временное приостановление действия конституционных

положений, которые противоречат позициям конституционного

договора;

5) особенность закрепления нормативно-правового материала,

среди которого важное место занимают нормы-принципы,

нормы-дефиниции,

юридические конструкции, “обычные нормативные

принципы”.[9]

В самом общем виде все правовые акты можно

разделить на две большие группы: 1) нормативные акты; 2)

индивидуальные акты. Вместе с тем в практической жизни мы

встречаем четыре разновидности таких актов:

-нормативные юридические акты.Они составляют основу системы

права и законодательства.

-интерпритационные акты нормативного или индивидуального

характера. Это акты официального толкования правовых норм,

которые имеют общеобязательный характер или обязательны

только для конкретного дела, если это официальное

казуальное толкование. Они дополняют первую группу правовых

актов.

-индивидуальные акты применения правовых норм, которые

имеют властный характер, обязательны только для участников

конкретного дела и носят одноразовый характер. Например,

решения суда, Указы Президента о нагрождении.

-акты реализации прав и обязанностей субъектов

общественных отношений. Например, договоры, завещание. Они

выражают автономные решения отдельных лиц, правомерные

действия и направлены на реализацию права.

Все эти акты отличаются один от другого юридической

силой, действием во времени, в пространстве и по кругу

лиц.

Как видно из изложенного, в любом современном

государстве источники права (и прежде всего законы, статуты

парламента) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли

составляют строгую систему, особенно акты подзаконного

нормотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего,

это совокупность нормативных и иных юридических актов,

устанавливающих определенный правовой режим.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ПРАВА В

УКРАИНЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ.

Сегодня в правовой науке доминирует точка зрения, что

основной формой установления правовых норм являются

юридические нормативно-правовые акты органов

государства.Следующей по значимости формой яввляются

юридические нормативные договоры. Правовой обычай имеет

ограниченное применение, а судебный прецедент не

используется в Украине вообще.

Нормативно-правовой акт—это юридический документ,

который носит общеобязательный характер, принят компетентным

органом, поддерживается и охраняется государственной властью

от нарушений, направлен на регулирование общественных

отношений и охрану социальных ценностей. Нормативно-правовой

акт обладает всеми признаками права и относится к

правовым актам.

Правовых актов очень много, и их необходимо отличать

один от другого . Термин “правовой акт” в правоведении

имеет три значения: во-первых, это правило правомерного

действия—юридический факт; во-вторых, результат правомерных

действий как элемент правовой системы (юридическая норма,

индивидуальное предписание (акт), акт автономного

регулирования); в-третьих, юридический документ.

В данном случае подходят два последних значения.

Поэтому правовой акт—это письменный документ, который

соответствующим образом оформлен и во внешней форме

выражает волю государства, его органов, классов, социальных

групп, отдельных индивидов, обобщение практики.[10]

В учебниках по теории государства и права все эти

акты представлены изолированно друг от друга, нет их

систематического анализа.Вместе с тем, такое обобщение и

классификация актов необходимы для того, чтобы найти их

роль и место в правовой системе. Все правовые акты имеют

общие черты:

1) они выражаются в письменно-документальной форме, имеют

объективный характер и выступают как юридические

документы, которые выражают реальность правовых норм или

процесс их реализации;

2) они имеют волевой характер.

3) в этих актах закрепляются элементы правовой системы

4) все эти акты составляют единую систему правотворчества,

а также реализации и применения правовых норм.

Ликвидация или вытеснение какой-нибудь группы актов

приводит к нарушению механизма правового регулирования

общественных отношений;

5) через правовые акты население получает информацию о

содержании права—правовые знания, о субъективных правах и

обязанностях. Эти акты выполняют идеологическую,

ориентирующую, информационную, регулирующую, охранительную и

иные функции права.Они существуют в виде фрагментов

физического (материального) мира и воспринимаются людьми

как образ права, ощущение права и законности.[11]

Нормативный акт—доминирующий источник права во всех

правовых системах права. Он имеет ряд неоспоримых

преимуществ:

1.Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой

своей части изменен, что позволяет относительно быстро

реагировать на социальные процессы.

2.Нормативные акты, как правило, определенным образом

систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск

нужного документа для применения или реализации.

3.Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание

правовых норм, что помогает проводить единую политику, не

допускать произвольного толкования и применения норм.

4.Нормативные акты поддерживаются государством, им

охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов

нарушители преследуются и наказываются на основании

закона.

Нормативно-правовые акты:

. дифференцированы, поскольку механизм государства имеет

разветвленную систему органов с определенными

правотворческими полномочиями и значительным объемом

иных функций, которые реализуются с помощью издания

юридических актов;

. иерархизированы (при ведущей роли конституции

государства), ибо эта система строится на основе

равновеликой юридической силы актов, в результате чего

нижестоящие источники права находятся в зависимм

положении по отношению к вышестоящим и не могут им

противоречить;

. конкретизированы по предмету регулирования, субъектам

исполнения и реализации права, указания на которых

содержатся в источниках.

Как уже указывалось ранее, все нормативно-правовые

акты носят официальный характер, поскольку они издаются

государством или отдельным его органом. В связи с этим

они обладают юридической силой. Юридическая сила—это

специфическая особенность нормативно-правовых актов, которая

раскрывает их соотношение и зависимость по формальной

обязательности и определяется местом правотворческого

органа в аппарате государства.Они носят властный характер

и издаются в пределах компетенции того или иного

государственного органа или всенародных или местных

референдумов;должны иметь правовой характер, отвечать

Конституции, принципам правового государства и гражданского

общества или актам всенародного референдума.

Нормативный правовой акт выступает необходимой формой

взаимосвязи между законодателем и исполнителем, между

абстрактными моделями правового регулирования и конкретными

субъектами права. Письменная форма, четкость изложения

делают его доступным и понятным для граждан, легитимность

и стабильность создают основу для обеспечения законности

и правопорядка.

Нормативные акты как внешняя форма выражения правовых

норм также имеют структуру (разделы, главы, статьи,

параграфы, пункты). Основным структурным элементом

нормативного акта является статья.Соотношение нормы права

и статьи закона поливариантно, зависит от структуры

фактических общественных отношений, уровня развития отрасли,

института или всей правовой системы, замысла законодателя,

степени развитости юридической техники и технологии.

Нормативно-правовые акты классифицируются по разным

критериям:

1.По субъектам их издания:

. акты органов государства;

. санкционированные государством акты общественных

организаций;

. акты органов самоуправления;

. акты непосредственного народного волеизъявления (например,

референдума).

К данной классификации примыкают и более

конкретизированные деления актов по издавшему их органу:

акты парламента, правительства, министерства, муниципального

органа и т.д.

Верховная Рада Украины издает законы и

постановления; Президент—указы. Органы исполнительной власти

Украины издают такие нормативно-правовые акты: Кабинет

министров—декреты и постановления; руководители министерств

и ведомств—инструкции, указания, нормативные приказы; местные

советы—решения и нормативные утверждения; исполнительные

комитеты местных советов—решения, а руководители их

управлений и отделов и руководители областных и районных

государственных администраций—нормативные приказы;

администрация государственных предприятий, учреждений,

организаций—нормативные приказы и инструкции.

2.По сфере действия:

. общеобязательные;

. специальные;

. локальные.

3.По степени конкретизации правовых норм:

. общие;

. конретизирующие.

4.По характеру волеизъявления:

. правоустанавливающие;

. правоизменяющие;

. правопрекращающие.

5.По отраслям законодательства:

. гражданские;

. уголовные;

. гражданско-процессуальные;

. уголовно-процессуальные и т.д.

6.По времени действия:

. определенно-срочные;

. неопределенно-срочные.

7.По юридической силе:

. законы;

. подзаконные нормативные акты.

Центральным и главным является подразделение

нормативных актов в соответствии с их иерархической

структурой. В данной классификации основным критерием

отнесения нормативных актов к тому или другому виду

служит его юридическая сила. Юридическая сила указывает на

место акта, его значение, его верховенство или

подчиненность, зависит от положения и роли органа,

издавшего акт, от конституционных его полномочий и

компетенции, которой он наделен по действующему

законодательству. Деление нормативно-правовых актов на

законы и подзаконные акты отражает не только формальную

сторону (верховенство закона), но и особенности содержания

законов. В них содержатся основополагающие первичные нормы,

базовые положения по основным вопросам государственно-

правовой общественной жизни.

Закон—это принимаемый в особом порядке и обладающий

высшей юридической силой правовой акт, выражающий

государственную волю по ключевым вопросам общественной

жизни. Законы принимаются в особом порядке высшими

органами власти государства или непосредственно народом в

ходе референдума. В них выражается суверенная воля народа

по поводу общественного и государственного строя, принципов

организации и деятельности государственного аппарата, прав

и обязанностей граждан, крупных вопросов экономического и

политического развития и т.п. Хозяйственное и культурное

развитие общества, борьба с наиболее опасными

антиобщественными проявлениями направляются в угодное

обществу русло с помощью законов. Роль законов в

особенности возрастает в период преобразований общественной

жизни, в условиях развития демократии, повышения

политической активности масс.[12]

Законы с точки зрения их юридических качеств

обладают высшей юридической силой. Это означает, что:

1.все остальные правовые акты должны исходить из

законов и никогда не противоречить им; в случае

расхождения акта с законом действует последний ;

2.законы не подлежат утверждению со стороны какого-

нибудь другого органа;

3.никто не вправе отменить или изменить закон, кроме

того органа, который его издал.

Первичность законов, их высшая юридическая сила и

особый порядок принятия—вот особенности этой разновидности

нормативных актов. Отсюда вытекают и требования к ним:

. законы должны регулировать действительно коренные

вопросы;

. они должны быть совершеными по содержанию и по

форме;

. их соблюдение должно быть неприкасаемым.

Все законы в Украине разделяются на три большие

группы в зависимости от их юридической силы:

1.Конституционные законы или основные:

Например, Конституция (основной закон) Украины, закон “О

гражданстве”, закон “О президенте Украины’’, Конституционный

Договор между Верховной Радой Украины и Президентом от

10.06.1995 г., законы о выборах;

2.Обычные или текущие законы, которые регулируют иные

важные общественные отношения:

Например, закон “О статусе судей” от 15 декабря 1992

г., “О предпринимательстве” от 7 февраля 1991 г.

3.Чрезвычайные законы, которые принимаются в

необходимых случаях, предусмотренных Конституцией. Но Украина

пока что таких законов не имеет.

По субъектам издания законы в Украине делятся на:

1.Законы, принятые Верховной Радой Украины;

2.Законы бывшего СССР, которые регулируют отношения,

которые не регламентированы законами Украины и не

противоречат Конституции и законам Украины;

3.Законы АРК (действуют только на территории Крыма).

Верховенство закона во всех сферах жизни общества

означает невозможность произвольного усмотрения в

управлении делами общества и государства. Само по себе

это положение гуманистично: человек и общество лишаются

возможной опасности волюнтаризма, глупых вторжений в сферу

личного со стороны власти. Такое вторжение не возможно

без оснований, указанных в законе.

Содержание закона образуют первичные нормы, которые в

отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и

развитие в подзаконных актах.

Подзаконные нормативно-правовые акты—это такие акты,

которые приняты компетентными государственными органами или

уполномоченными государством иными субъектами на основе

закона, в соответствии с законом и в порядке его

исполнения.

Подзаконных нормативных актов чрезвычайно много, но их

можно классифицировать на пять больших групп:

1.акты государственных органов Украины (Указы

Президента, Декреты, Постановления Кабинета Министров,

Постановления Верховной Рады Украины и ее Президиума,

инструкции и приказы министерств, администраций области,

района, предприятий);

2.акты бывшего Президента СССР, Совета Министров по

вопросам, которые не урегулированы, и не противоречат

законам Украины;

3.акты АРК;

4.международные договоры, заключенные и ратифицированные

Верховной Радой Украины в соответствии с Законом Украины

“о действии международных договоров на территории

Украины” от 10.12.1991 г.

5.иные подзаконные нормативные акты:

. акты Всеукраинского и местных (локальных)

референдумов;

. решения отдельных гражданских объединений,

уполномоченных государством (делегированное

законодательство);

. решения трудовых коллективов (сборов и советов

трудового коллектива);

. протесты органов прокуратуры по поводу незаконности

нормативных актов, если ими приостанавливается

действие таких актов.

Все эти акты должны иметь определенные реквизиты: кто

издал, дата издания, название акта, подпись уполномоченного

лица, печать.[13]

ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ, ВРЕМЕНИ

И ПО КРУГУ ЛИЦ.

Для практики имеет непосредственное значение проблема

пределов действия нормативно-правовых актов. Она включает

в себя три вопроса:

1.с какого времени и на какое время нормативный

акт имеет юридическую силу (действие во времени);

2. на каку территорию он распространяет свое

регулирующее влияние (действие в прстранстве);

3. каковы его адресаты (действие по кругу лиц).

Действие нормативно-правовых актов—это их фактическое

влияние на общественные отношения. Каждый нормативно-

правовой акт предназначен для регулирования определенных

социальных ситуаций, поэтому установление границ его

действия является необходимым условием обеспечения

правомерности использования и применения предписаний,

которые составляют содержание этого акта.

Действие нормативно-правовых актов во времени

ограничено моментом приобретения ими юридической силы и

моментом ее утраты.

Нормативно-правовые акты вступают в силу:

а) с момета, указанного в самом нормативном акте,

согласно которому этот нормативно-правовой акт вступает в

силу;

б) с момента принятия или подписания, указанных, как

правило, в самом нормативно-правовом акте;

в) с момента опубликования нормативно-правового акта;

г) нормативно-правовые акты, в которых в той или иной

форме не указан момент вступления в силу, приобретают ее

на всей территории Украины одновременно после окончания

10-дневного срока с момента опубликования, причем

нормативно-правовые акты должны быть опубликова ны не

позднее 7-дневного срока после их принятия;

д) с момента, когда они дошли до адресата, что присуще

ведомственным нормативным актам.

Нормативно-правовые акты теряют юридическую силу :

а) вследствии окончания обусловленного периода действия;

б) вследствии изменения обстоятельств, для урегулирования

которых они были предназначены;

в) вследствии отмены данного акта иным или специально

предназначенным актом.

Действие новопринятых нормативно-правовых актов

распространяется на отношения которые возникают после

приобретения ими юридической силы. Только в отдельных

случаях под влияние нормативно-правовых актов попадают

отношения, которые возникли до вступления в законную

силу. Это касается:

а) уголовного закона, если он смягчает или отменяет

наказание;

б) прямых указаний субъекта правотворчества, которые

находятся в самом нормативно-правовом акте;

Подобное действие нормативно-правовых актов

называется “обратной силой Закона”.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве—это

распространение их влияния на определенную территорию

(государства в целом или отдельного региона). К ней

относятся земная территория, недра, внутренние и

территориальные воды, воздушное пространство над земной и

водной территорией, территории посольств, военных кораблей,

всех кораблей в открытом море, кабины летательных

аппаратов над территорией, не входящей в состав другого

государства. Территориальные пределы действия нормативных

актов проявляют суверенитет государства и его юрисдикцию.

Иностранное законодательство применяется на территории

конкретного государства лишь постольку, поскольку оно само

это допускает в общей форме или конкретных соглашениях с

зарубежными государствами. Международными договорами

регулируется и так называемое экстерриториальное действие

правовых актов, когда законодательство данного государства

распространяется за пределами его территории (действует в

отношении граждан и организаций, находящихся на территори

других государств).

В Украине нормативно-правовые акты высших органов

законодательной и исполнительной власти приобретают

юридическую силу на всей территории государства, а

местных—на территории сответствующего региона. На территории

региона действуют нормативно-правовые акты различной

юридической силы, между которыми возможна коллизия

(противоречие) . В таком случае действует тот нормативный

акт, который имеет высшую юридическую силу, или при ее

равнозначности—тот, который принят позднее.

Действие по кругу лиц означает по общему правилу

распространение нормативных требований на всех адресатов в

рамках территориальной сферы действия того или иного

акта. Но из данного правила есть три исключения.

Во-первых, главы государств и правительств, сотрудники

дипломатических и консульских представительств и некоторые

другие иностранные граждане пользуются правом

экстерриториальности (наделены дипломатическим иммунитетом), и

, следовательно, к ним не могут быть применены меры

ответственности и меры государственного принуждения за

нарушение уголовного законодательства и законодательства об

административных правонарушениях.

Во-вторых, проживающие на территории государства

иностранные лица и лица без гражданства, хотя и

пользуются широким кругом прав и свбод наряду с

гражданами, в некоторых правонарушениях не могут выступать

носителями прав. Они не могут, например, избирать и быть

избранными в органы государственной власти, в судьи; не

могут состоять на службе в вооруженных силах и органах

внутренних дел.

В-третьих, некоторые нормативные акты, например,

предусматривающие уголовную ответственность, распространяются

на граждан независимо от места их нахождения и

независимо от того, понесли они уже наказание по нормам

иностранного законодательства или нет.

Адресатами нормативных актов могут быть все граждане

или определенные группы населения, все должностные лица

или отдельные их категории.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Гражданское право. Учебник. Часть 1.Издание 2, переработанное

и дополненное/ Под ред. А.П.Сергеева,

Ю.К.Толстова.—М.:Проспект,1997.—600 с.

2.Договор в народном хозяйстве (вопросы общей

теории).М.К.Сулейменов,

Б.В Покровский и др.—Алма-Ата, 1987.—395 с.

3.Конституционное право.Опорные

конспекты.В.В.Молдован.—К.:Вентури, 1996.—224 с.

4.Конституционное право.Учебник отв. ред. А.Е.Козлов—М.:

Издательство БЕК, 1996.—464 с.

5.Общая теория государства и права./Под редакцией

академика АпрН Украины, доктора юридических наук,

профессора В.В.Копейчикова.—К.: Юринком,1997.—320 с.

6.Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред.

В.В.Лазарева.—2-е издание.,перераб и доп.—М.:

Юристъ,1996.—472 с.

7.Теория государства и права. Учебник для юридических

факультетов и вузов. Под редакцией В.М.Корельского и

В.Д.Перевалова.—М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-

М,1998—570 с.

8.Теория государства и права: Учебное пособие. Сурилов

А.В.—Одесса.: Астропринт, 1998.—224 с.

9.Теория права:Курс лекций. Учебное пособие для юридических

факультетов и вузов—К.: Вентури,1996—208 с.

-----------------------

[1] . Теория гос-ва и права / Сурилов А.В. – Одесса.: Астропринт ,

1998.—с.109.

[2] . Общая теория гос-ва и права / Под редакцией В . В .

Копейчикова .—К.: Юринком., 1997.—с.162.

[3] Теорiя права: Курс лекцiй: Навч. посiбник для юридичних

факультетiв та вузiв.—К.:Вентурi, 1996.—с.34-35.

[4] Общая теория права и гос-ва: Учебник / Под ред. Лазарева .—2-е

издание.,перераб. и доп.—М.:Юристъ,1996.—с.140.

[5] Общая теория права и гос-ва : Учебник/ Под редакцией

В.В.Лазарева.—2-е изд.,перераб. и доп.—М.:Юристъ,1996.—с.143.

[6] Теория гос-ва и права. Учебник для юридических вузов и

факультетов. Под ред. В.М.Корельского и В.Д Перевалова—М.: Издательская

группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998.—с.288-289.

[7] Теория гос-ва и права.Учебник для юридических вузов и

факультетов.Под ред.В.М.Корельского и В.Д.Перевалова—М.: Издательская

группа НОРМА-ИНФРА-М,1998.—С.305.

[8] Договор в народном хозяйстве (вопросы общей теории).

М.К,Сулейменов, Б.В,Покровский и др. Алма-Ата,1987. С.32.

[9] Конституционное право. Опорные конспекты. В.В. Молдован.—К.:Вентури,

1996.—с.206.

[10] Теория права: Курс лекций: Учебное пособие для юридических

факультетов и вузов.—К.: Вентури,1996.—с.38.

[11] Теория права:Курс лекций: Учебное пособие для юридических

факультетов и вузов.—К. Вентури, 1996.—с.39.

[12] Общая теория права и гос-ва: Учебник/ Под ред. В.В.Лазарева.—2-е

изд.,перераб. и доп.—М.: Юристъ, 1996.—с.145.

[13] Теория права: Курс лекций;Учебное пособие для юридических

факультетов и вузов.—К.: Вентури, 1996, с.43.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.