рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Государственные ценные бумаги

обороте;

б) депозитарий ГКО;

в) регистратор сделок;

г) расчетная система.

Платежным агентом Минфина по операциям с ГКО выступает Банк России,

используя при этом депозитарно-расчетную систему валютной биржи. Как

принято в международной практике, схема выпуска ГКО рассчитана на погашение

более ранних выпусков за счет средств, поступающих от последующих эмиссий

этих облигаций. У ГКО нет фиксированной ставки процента, доход по ним

выплачивается в виде разницы между номиналом и ценой, по которой инвестор

приобрел облигацию.

Необходимо заключить, что рынок ГКО в новейшей истории рынка ценных

бумаг в России имеет особое значение. Во-первых, это - первая массовая и

ликвидная ценная бумага организованного рынка, созданного за короткие

сроки, с использованием американского и шведского опыта, но отечественными

силами. Во-вторых, это - рынок, имеющий современную техническую и

технологическую базу, адекватную западным фондовым рынкам. В-третьих, это -

впервые созданная в России технология двойного непрерывного аукционного,

поддерживаемая массовым участием в рынке нескольких десятков банков-

дилеров. И, наконец, - это уникальный пример консолидации ресурсов

государства (Центральный банк РФ), частного сектора (Московская

межбанковская биржа) и усилий первого поколения специалистов фондового

рынка. Вместе с тем, несмотря на уникальное техническое и технологическое

значение, которое этот проект имеет для развития фондового рынка в России,

он в макроэкономическом смысле увеличил давление (в ряду других

государственных ценных бумаг) на денежные ресурсы частного сектора.

§5. Казначейские обязательства

Назначение этих ценных бумаг - секъюритизировать задолженность Минфина

РФ перед предприятиями по бюджетному финансированию. Идея выпуска в том,

чтобы выплачивать эту задолженность не живыми деньгами, а процентными

долговыми бумагами, которые в свою очередь могут быть обращены в уплату

поставщикам за сырье, материалы, энергию и т.д.

Казначейское обязательство - "это эмитируемая государством ценная бумага

или обязательство государства выплатить последнему держателю при соблюдении

определенных условий сумму номинала и проценты по ним. Казначейские

обязательства предназначены для погашения кредиторской задолженности

предприятия или обязательств по уплате налогов в бюджет".

При первичном размещении к номиналу Казначейских Обязательств (КО)

Минфин устанавливает процентную ставку. КО передаются только юридическим

лицам. Каждое КО имеет определенную серию со следующими параметрами: дата

выпуска, номер серии, объем выпуска, дата начала налогового освобождения,

дата начала размещения, дата начала погашения, дата окончания погашения,

ограничения. Выпускают КО в без документальной форме в виде записи на

счетах "депо" в уполномоченном депозитарии (банк-агент МФРФ). Выписка со

счета является подтверждением права собственности. Владелец КО может

выполнять следующие действия с этими ценными бумагами:

1) Погашение кредиторской задолженности путем перевода КО на счета

кредитора. При данной операции необходимо знать вид расчета. В глобальном

сертификате оговорены обязательные расчеты, которые могут проходить только

по номинальной цене. Все необязательные расчеты могут проходить по

договорной цене. При совершении расчетов необходимо знать количество нужных

расчетов, которые предусмотрены для данной серии ваших КО. Для

осуществления данной операции нужно, чтобы и у кредитора, и у дебитора был

открыт счет типа "депо" в банке-депозитарии, который обслуживает данную

серию КО. Для такой операции заполняется поручение по определенной форме.

2) Продажа КО юридическим и физическим лицам (резидентам). Операция не

имеет ограничений на необходимое количество индоссаментов, цена по этой

операции договорная.

3) Залог КО с целью получения кредита, с обязательной регистрацией в

банке-депозитарии.

4) Обмен КО на налоговые освобождения в части платежей в федеральный

бюджет. Для погашения задолженности перед федеральным бюджетом необходимо

знать дату налогового освобождения, которая указана в глобальном

сертификате.

5) Погашение КО. Используется формула расчета текущего курса КО, дата

погашения также указывается в глобальном сертификате. В данном случае на

счета последних держателей КО переводятся суммы, равные номинальной

стоимости КО плюс оговоренные при выпуске КО проценты. Если срок обращения

истек, а необходимое количество расчетов не набрано, то по заявлению

держателя ценной бумаги будет произведенное погашение КО. В бухгалтерском

учете имеются особенности отражения операций по КО в зависимости от

первичного или вторичного обращения. К первичному обращению относятся

операции, не получившие обязательное количество индоссаментов (расчетов), а

ко вторичному обращению - получившие обязательное количество расчетов.

Выпуск Казначейских обязательств

КО выпускаются как уже упоминалось выше в без документальной форме в

виде записи на счетах в уполномоченном депозитарии. В качестве

депозитариев, по соглашению с первыми держателями КО выбираются банки-

агенты Минфина России, отобранные в соответствии со сформулированными

правительственной комиссией по вопросам кредитной политики критериями и

имеющими депозитарий в качестве подразделения банка.

Параметры выпуска определяются в приказе Министерства финансов РФ и

фиксируются в глобальном сертификате, депонируемом в уполномоченном

депозитарии. Параметрами являются: дата выпуска, и пр. указанные выше.

Уполномоченные депозитарии на основе договора с Минфином России

открывают счет-депо первому держателю на весь выпуск, предоставленный

глобальным сертификатом, выданным от имени Министерства финансов РФ.

Держатели Казначейских обязательств открывают счета-депо в уполномоченных

депозитариях на основании собственных заявлений. Движение КО по счетам-депо

происходит на основании распорядительных документов в соответствии с

Регламентом уполномоченного депозитария. На основании перевода КО со счета

на счет держателям Казначейских Обязательств по их требованию выдаются со

счетов-депо, подтверждающие право владения тем или иным лицом

приобретенного им числа обязательств.

Обращение КО опускается в ограниченной и неограниченной формах. При

ограниченной форме обращения Минфин России определяет порядок обращения КО

и накладываемые ограничения для владельцев обязательств "...Порядок

обращения КО и ограничения по обращению фиксируются в договоре Минфина

России с уполномоченным депозитарием. Уполномоченный депозитарий несет

ответственность за контроль по целевому использованию КО.

К числу ограничений могут относится: обязательность расчета КО только с

целью погашения кредиторской задолженности, ограничение на право передачи

КО только юридическим лицам, минимальное число операций с учетом

вышеуказанных ограничений, ограничение по срокам учета и обмена на

налоговые освобождения."

Депозитарий на основании заключенного с Министерством финансов РФ

депозитарного договора контролирует, чтобы по каждому КО было осуществлено

оговоренное в депозитарном договоре количество операций по погашению

кредиторской задолженности. Только после этого КО свободно обращаются на

вторичном рынке.

По желанию владельца КО последние могут быть обменяны на налоговые

освобождения. Сроки начала обмена КО на налоговые освобождения фиксируются

в глобальном сертификате.

Таким образом, мир государственных ценных бумаг в России чрезвычайно

пестр и даже хаотичен. Их выпуск связан как с традиционными потребностями

бюджета в покрытии кассовых разрывов и долгосрочного дефицита, так и

экзотическими задачами (продажа казной золота на срок, секъюритизация

долгов потерпевшего банкротство государственного банка, замещение долговыми

ценными бумагами задолженности Минфина перед предприятиями и т.д.).

Единственное, что объединяет эти ценные бумаги - непомерный рост объема

выпуска государственных бумаг в сравнении с частным.

Глава 2. Тенденции развития перспективы рынка федеральных, субфедеральных и

муниципальных ценных бумаг в России

Начиная с 1994 г. долговые ценные бумаги стали широко использоваться как

альтернативный банковскому кредитованию способ заимствования финансовых

ресурсов, что было вызвано несколькими причинами. К ним относятся: рост

обязательств региональных и городских администраций по финансированию

экономики, социальной сферы, региональной и местной инфраструктуры на фоне

сокращения поступлений в бюджеты всех уровней; недостаточность денежной

массы относительно потребностей народного хозяйства; удорожание кредитных

ресурсов. Доля долговых ценных бумаг в общем объеме финансирования дефицита

региональных бюджетов непрерывно увеличивалась с 17,5% в 1994 г. до 50% в

1995— 1996 гг. и в 1997 г. достигла 71,9%.

В 1997 г. (по сравнению с 1996 г.) номинальная стоимость внутренних

выпусков облигаций субъектов Российской Федерации и муниципальных

образований возросла почти в 2,5 раза и составила 24,2 трлн руб. (без учета

деноминации). Крупнейшими эмитентами выступили наиболее развитые в

экономическом отношении Москва, С.-Петербург, республики Татарстан и Саха

(Якутия), Оренбургская и Омская области.

Эмиссия проходила в условиях стабильной конъюнктуры российского фондового

рынка, достаточно низкой инфляции (около 12% в год), роста ВВП на 0,4% и

увеличения промышленного производства на 1,9%. В 1997 г. субъекты РФ

впервые вышли на международный рынок заимствований.

Активность региональных органов власти в первой половине 1998 г. также

продолжала оставаться достаточно высокой, что говорит о значительном

потенциале роста капитализации рынка.

Существует два основных варианта первичного размещения облигационных

займов: первый — на публичных торгах по типу ГКО/ОФЗ, таких выпусков

большинство; второй — эксклюзивный, на закрытых тендерах или путем так

называемой закрытой подписки. В качестве характерных примеров можно

привести эксклюзивное размещение облигаций московского областного

облигационного займа 1997 г. и волгоградских областных долговых

обязательств.

По способам организации обращения ценных бумаг субъектов РФ выделяются три

формы функционирования рынка:

торговля на внебиржевом рынке, организующаяся основными дилерами — банками

и другими финансовыми институтами,

торговля на биржах в регионе-эмитенте;

торговля на крупнейших биржах страны, что фактически означает выход

эмитента на общероссийских фондовый рынок.

На протяжении 1994—1997 гг. нормальный вторичный рынок по основной массе

выпущенных займов практически отсутствовал.Лишь незначительное число

эмитентов, прежде всего Москва и С.-Петербург, предпринимали конкретные

действия для формирования вторичного рынка своих обязательств.

С начала 1997 г. развитие рынка и концентрация его участников в основном

происходили в финансовых центрах России. Это позволило значительно

облегчить доступ субъектов РФ и органов местного самоуправления к ресурсам

общероссийского фондового рынка и создало условия для более эффективной

организации заимствований. Первым эмитентом, разместившим свои бумаги в

финансовом центре России, стала Оренбургская область. Ее облигации были

реализованы на торговых площадках С.-Петербурга в апреле 1997 г.

В том же году в Москве были размещены займы Московской области, Республики

Татарстан, начались торги «сельскими» облигациями. В январе — мае 1998 г.

процесс концентрации рынка продолжился: в торговых биржевых системах Москвы

и С.-Петербурга обращались ценные бумаги восьми субъектов РФ.

Целенаправленное распространение ценных бумаг, ограниченное одним регионом,

осуществлялось, как правило, либо для целей финансирования конкретных

регионально значимых инвестиционных проектов области (мегаполиса), либо с

целью защиты инвесторов, функционирующих в нем. Обращение только в

конкретном городе или регионе было свойственно также долговым

обязательствам малоизвестных или слабых эмитентов. Здесь ключевую роль

играли такие объективные причины, как низкая инвестиционная

привлекательность и неудачно организованное размещение

До августа 1998 г. субфедеральные и муниципальные облигации, как правило,

своевременно и в полном объеме обслуживались и погашались.

Иначе обстояло дело только с «агрооблигациями». Это на сегодняшний день

наиболее яркий пример невыполнения субъектами РФ своих обязательств. Из 17

эмитентов, срок выплаты купонного дохода и погашения облигаций у которых

наступил до 1 июля 1998 г., т.е. последней отчетной даты перед 17 августа

1998 г., полностью рассчитались по своим долгам 8 субъектов РФ, частично —

3, не производили выплат 6 регионов. Доля не выполненных к этому моменту

обязательств составила 33% от общей суммы, подлежащей к уплате.

Сценарий подобного развития ситуации изначально был заложен в самой

концепции «агрооблигации», выпущенных под давлением Минфина РФ для

реструктуризации задолженности субъектов Федерации по товарному кредиту

1996 г. Реструктуризация проводилась без должного анализа возможностей

регионов погасить облигационные займы за счет собственных источников.

Согласно оценкам торгового агента Минфина РФ по «агрообли-гациям» — АКБ

«Международная финансовая компания» по состоянию на 1 июля 1998 г.

держателями 60—70% от их размещенного объема выступали иностранные

инвесторы. Это оказало сильное негативное воздействие на рынок региональных

долговых бумаг, затруднив заимствования на внешнем и внутреннем фондовых

рынках для всех российских регионов.

Кризис внес свои коррективы и в дальнейшее развитие этого сегмента рынка.

Характерным для кризисного периода стало:

невыполнение обязательств регионами, что превратилось в массовое явление,

обесценило их долговые ценные бумаги и лишило эти субъекты РФ возможности

осуществлять заимствования на внешнем и внутреннем фондовых рынках, по

крайней мере, на ближайшее время;

свертывание программ выпуска долговых обязательств многими регионами,

концентрация усилий на погашении находящихся в обращении займов;

реструктуризация долговых обязательств некоторыми эмитентами;

возврат к использованию долговых ценных бумаг регионов в качестве средства

платежа, иными словами, превращение в денежные суррогаты.

К 15 ноября 1999 г. не урегулированы или урегулированы лишь в

незначительной мере агрозаймы республик Адыгея, Алтай, Калмыкия,

Ставропольского и Алтайского краев, а также Новосибирской, Калужской.

Ивановской, Липецкой, Тверской, Амурской, Нижегородской, Кемеровской,

Саратовской и Пензенской областей. С соблюдением всех условий эмиссии

«агрооблигации» погасили только Чувашская Республика, Красноярский и

Хабаровский края, Калининградская и Вологодская области.

На сегодняшний день имеется факт неисполнения обязательств по обслуживанию

и погашению еврооблигаций Нижегородской области. Администрация области

обратилась к кредиторам с просьбой реструктурировать долг.

Вышеприведенные факты позволяют говорить о кризисе платежеспособности

большинства российских регионов. Конечно, проблемы с управлением долгом и

исполнением региональных бюджетов возникли не в один день. Однако

объявление дефолта по внутренним долговым обязательствам РФ и резкое

снижение ликвидности банковской системы оказали единовременное негативное

влияние на кредитоспособность российских регионов и городов. Причин тут

несколько:

отсутствие спроса и резкое падение цен на региональные бумаги сделали

практически невозможным рефинансирование имеющегося долга за счет новых

заимствований на рынке ценных бумаг;

банки задерживали или просто не осуществляли платежи в региональные и

местные бюджеты;

большая часть или даже вся сумма резервных фондов, предназначенных на

обслуживание и погашение долговых обязательств регионов, были размещены в

федеральные ценные бумаги;

задержка перечисления трансфертов регионам из федерального бюджета.

Как показала практика, процесс погашения целиком зависит от личного участия

губернаторов, умения глав региональных администраций договориться с

кредиторами и мало связан с дотационным или донорским статусом субъектов

Федерации.

В настоящее время лишь несколько наиболее сильных регионов могут позволить

себе продолжать заимствования на фондовом рынке. Всего с августа 1998 г. по

1 января 2000 г. Министерством финансов зарегистрированы 26 условий эмиссии

долговых ценных бумаг 10 субъектов РФ и 8 муниципальных образований.

Наибольшей эмиссионной активностью в 1999 г. выделялся Комитет финансов

администрации С.-Петербурга, зарегистрировавший за год 8 условий эмиссии

ценных бумаг, его долговые обязательства на сегодняшний день имеют

наибольшую ликвидность среди ценных бумаг российских регионов. С.-Петербург

является крупнейшим эмитентом среди российских регионов и муниципалитетов

на внутреннем рынке — объем долга в ценных бумагах на 1 января 2000 г.

составил 3 млрд 370 млн руб. За ним следует Москва — общая сумма долга в

ценных бумагах на 1 января 1999 г. составляет 1 млрд руб.

С августа 1998 г. субфедеральные и муниципальные органы власти регистрируют

в Минфине РФ условия эмиссии ценных бумаг без указания объемов выпусков.

Затем на утвержденных условиях могут выпускаться несколько выпусков

долговых ценных бумаг. Объемы привлечения средств определяются эмитентом

самостоятельно в пределах, установленных федеральным законодательством и

законами субъектов Федерации или решениями органов местного самоуправления.

Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального

образования по всем видам долговых обязательств (кредиты, бюджетные ссуды,

ценные бумаги, выданные гарантии и поручительства) не должен превышать

объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из

бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Объем заемных средств, направляемых в течение финансового года на

финансирование дефицита бюджета, не может быть больше:

для субъекта РФ — 30% доходов бюджета текущего года без учета финансовой

помощи из федерального бюджета и привлеченных заемных средств;

для муниципального образования — 15% доходов местного бюджета на текущий

год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта

РФ, а также привлеченных в течение года заемных средств;

расходов на обслуживание, соответственно, государственного и муниципального

долга в текущем финансовом году.

Кроме того, максимальный размер расходов на обслуживание государственного

долга субъекта РФ или муниципального долга в текущем году не должен

превышать 15% расходов бюджета соответствующего уровня.

Поступления из источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ и

местного бюджета могут направляться исключительно на инвестиционные расходы

и не могут использоваться для обслуживания и погашения долга субъекта РФ и

муниципального долга.

Заключение

Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение,

связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых

необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка

ценных бумаг.

Можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового

рынка, которые требуют первоочередного решения:

Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного

кризиса, политической и социальной нестабильности.

Целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания

финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций

на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных

ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.

Улучшение законодательства и контроль за выполнением этого

законодательства.

Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:

создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в

области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования

(окончательный выбор модели фондового рынка), а также определение доли

источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг;

необходимость преодоления раздробленности и пересечения функций многих

государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг;

ускоренное, опережающее создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка

и ее правовой базы;

создание системы отчетности и публикации макро - и микроэкономической

информации о состоянии рынка ценных бумаг;

гармонизация российских и международных стандартов, используемых на рынке

ценных бумаг;

создание активно действующей системы надзора за небанковскими

инвестиционными институтами;

государственная поддержка образования в области рынка ценных бумаг;

приоритетное выделение государственных финансовых и материальных ресурсов

для “запуска” рынка ценных бумаг;

перелом психологии операторов, действующих на рынке, направленной на обход,

прямое нарушение государственных установлений и на полное неприятие роли

государства как гаранта бизнеса и мелких инвесторов;

срочное создание государственной или полугосударственной системы защиты

инвесторов и ценные бумаги от потерь, связанных с банкротством

инвестиционных институтов;

Реализация принципа открытости информации через расширение объема

публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной

рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных

изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций),

создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг и

т.п.

Основными перспективами развития современного рынка ценных бумаг на

нынешнем этапе являются:

концентрация и централизация капиталов;

интернационализация и глобализация рынка;

повышения уровня организованности и усиление государственного контроля;

компьютеризация рынка ценных бумаг;

нововведения на рынке;

секьюритизация;

взаимодействие с другими рынками капиталов.

Тенденции к концентрации и централизации капиталов имеет два аспекта по

отношению к рынку ценных бумаг. С одной стороны, на рынок вовлекаются все

новые участники, для которых данная деятельность становится основной, а с

другой идет процесс выделения крупных, ведущих профессионалов рынка на

основе как увеличение их собственных капиталов (концентрация капитала), так

и путем их слияния в еще более крупные структуры рынка ценных бумаг

(централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются

торговые системы которые обслуживают крупную долю всех операций на рынке. В

тоже время рынок ценных бумаг притягивает все большие капиталы общества.

Интернационализация рынка ценных бумаг означает, что национальных капитал

переходит границы стран, формируется мировой рынок ценных бумаг, по

отношению к которому национальные рынки становятся второстепенными. Рынок

ценных бумаг принимает глобальный характер. Торговля на таком глобальном

рынке ведется непрерывно. Его основу составляют ценные бумаги

транснациональных компаний.

Надежность рынка ценных бумаг и степень доверия к нему со стороны массового

инвестора напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и

усиление государственного контроля за ним. Масштабы и значение рынка ценных

бумаг таковы, что его разрушение прямо ведет к разрушению экономического

прогресса. Государство должно вернуть доверие к рынку ценных бумаг, что бы

люди вкладывающие сбережения в ценные бумаги были уверены в том, что они их

не потеряют в результате каких-либо действий государства и мошенничества.

Все участники рынка поэтому заинтересованы в том, чтобы рынок был правильно

организован и жестко контролировался в первую очередь главным участником

рынка - государством.

Компьютеризация рынка ценных бумаг – результат широчайшего внедрения

компьютеров во все области человеческой жизни в последние десятилетия. Без

этой компьютеризации рынок ценных бумаг в своих современных формах и

размерах был бы просто невозможен. Компьютеризация позволила совершить

революцию как в обслуживании рыка, прежде всего через современные системы

быстродействующих и всеохватывающих расчетов для участников и между ними,

так и в его способах торговли. Компьютеризация составляет фундамент всех

нововведений на рынке ценных бумаг.

Развитие рынка ценных бумаг вовсе не ведет к исчезновению других рынков

капиталов, происходит процесс их взаимопроникновения. С одной стороны,

рынок ценных бумаг оттягивает на себя капиталы , но с другой – перемещает

эти капиталы через механизм ценных бумаг на другие рынки, тем самым

способствует их развитию.

Список использованной литературы

«Рынок ценных бумаг». Под редакцией Галанова В.А., Басова А.И. Москва,

1999г.

Кичиджи В., Воронин А. Брокер и дилер: двуликий Янус или близнецы-братья?

// Рынок ценных бумаг – 1997. – №1.

Зимин В., Орлов Г. Оценка акций: основа управления и решения конфликтов в

акционерном обществе. // Рынок ценных бумаг – 1997. – №1.

Главное – здравый смысл при подходе к рынку. Интервью с начальником

управления торговых операций ИК «Тройка-Диалог» Фрэдом Берлинером. // Рынок

ценных бумаг – 1997. – №13.

Лауфер М. Новые тенденции в развитии фондовых бирж. // Вопросы экономики –

1999. - №5.

Зимин В. Оценка акций: критерий – ликвидационная стоимость. // Рынок ценных

бумаг –1997. – №14.

Именитова Е. Методы оценки рыночной стоимости акций. // Рынок ценных бумаг

– 1997. – №20.

Беляев В. Торговля ценными бумагами в сети Интернет. // Рынок ценных бумаг

– 1999. – №10.

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Чеканова Е. Тенденции развития и перспективы рынка субфедеральных и

муниципальных ценных бумаг в России// Рынок ценных бумаг – 2000. – №3.

Рынок гособлигаций два года после кризиса// Рынок ценных бумаг – 2000. –

№14.

Златкис Б. Что нас ждет на рынке государственного долга?// Рынок ценных

бумаг – 2000. – №14.

Галкин М. Возможности заимствований для субъектов РФ и муниципальных

образований в условиях нового законодательства// Рынок ценных бумаг – 2001.

– №5.

Бондарь Т. Посткризисный период и перспективы рынка субфедеральных

государственных облигаций// Рынок ценных бумаг – 2001. – №5.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.